Но сейчас нам важнее суть, чем форма. Поэтому не будем играть в специальные термины.
Нужно понимать две вещи.
Первое. Использование «правильных» или «неправильных» терминов никак не изменяет суть профсоюзной работы.
Второе. Что еще более важно, членам профсоюза наплевать, какими именно словами пользуется профсоюз при отстаивании их интересов и как он точно называется. Им важен результат. Нет результата – играйте в свои специальные термины сами.
Термины всегда важны для узких специалистов – для решения специфических проблем. Но термины не должны ни заслонять содержание, ни использоваться для формирования секты «профсоюзных жрецов», которые обладают монополией на сокровенное знание предмета.
Часто можно слышать, как сами работники свой отдельный профком называют профсоюзом. Формально – это неточно. Хотя бы в том смысле, что, написав заявление о вступлении, работник вступает не в профком или даже в свою профорганизацию на предприятии, а в профсоюз. Но содержательно – работник прав: каждый уровень профсоюзной структуры является частью профсоюза.
Обойдемся без буквоедства. Под профсоюзом далее понимается не отраслевая организация или какой-либо ее структурный уровень (обком, горком, первичка), не региональное профобъединение. В конечном счете, профсоюз может быть учрежден несколькими работниками и не будет выходить за пределы предприятия. При этом он преследует те же цели, что и национальный. Хотя, конечно, обладает меньшими возможностями. Профсоюз здесь – это не его сегодняшнее формальное организационное строение. Профсоюз здесь – это его цели, методы и формы работы. Попробуем понять его качества, свойства и функции в принципе, вообще. Рассмотрим, как профсоюз взаимодействует с партиями, госструктурами, работодателями. А если для пояснения какой-либо ситуации понадобится отдельный структурный уровень, об этом будет сказано.
Что такое профсоюз?
Повторим еще раз. Профсоюз – это добровольное объединение работников, созданное ими для того, чтобы коллективно, за счет общих усилий (финансовых, организационных) добиваться повышения зарплаты, улучшения условий труда и пр.
Говоря коротко, это самообъединение работников, созданное для самозащиты своих прав. Не всех вообще прав, а в первую очередь тех, которые возникают в связи с трудовым процессом либо влияют на этот процесс.
Профсоюз и труд
Труд в этом материале рассматривается только как оплачиваемая работодателем (собственником) деятельность работника (члена профсоюза). То, что работник делает не «для себя», не для своего удовольствия, по «велению сердца», а «за деньги» или какие-либо устраивающие его преференции. При этом не играет особой роли, является ли он токарем, учителем, чиновником… Если это работа по найму, значит – это труд, который должен быть оплачен.
Технологические изменения в процессе труда, платформенная занятость, самозанятость размывают представления «работник – работодатель (собственник)», которые господствовали в XIX и XX веках. Но не меняют сути этих отношений. Осуществляя производительную деятельность, оказывая услуги, имея своей главной целью заработок – в любой организационной и правовой оболочке, – человек осуществляет труд. Деятельность, которая производится по инициативе работодателя и оплачивается им же, – это труд.
Это, кстати, совсем не означает, что в процессе деятельности обязательно возникает прибавочная стоимость. Скажем, работник на фабрике производит товар, который продается на рынке, и часть прибыли идет ему на зарплату. Или танцор в театре выступает перед публикой, и часть стоимости билетов идет ему на зарплату. Но – чисто умозрительно – владелец театра может закрыть театр для публики и предложить танцору выступать только для одного зрителя – самого владельца. Билеты не проданы, прибыли нет, даже деньги не только не переходят из рук в руки, но и вообще не появляются в процессе. Точнее – почти вообще.
Но есть деятельность работника по инициативе собственника (явной инициативе или косвенной). В отношении этого труда существует фактическое соглашение работника и собственника (работодателя). А значит, это труд, который должен быть оплачен. В этом смысле работника изначально не очень волнует степень востребованности результатов его труда на рынке. Раз есть работодатель, он же «предприниматель», то вопрос востребованности на рынке – это вопрос к нему как организатору производства. Раз «предприниматель» – так пусть он и понимает, что именно нужно «предпринимать» на рынке в тот или иной момент для получения прибыли.
Да, работник и профсоюз заинтересованы в сохранении рабочего места и предприятия. Но до того момента, пока это рабочее место приносит доход. Работа без оплаты – рабский труд, работа за недостойную оплату – несправедливость, которая должна быть устранена.
Две стороны одного труда
Профсоюз рассматривает труд в виде двух процессов.
С одной стороны – как процесс непосредственно осуществления деятельности.
• Кто работает?
• Как работает?
• Что делает?
• В каких условиях?
Вторая, не менее важная сторона – процесс расчета, оплаты за эту деятельность.
• Сколько платят?
• Вовремя ли?
• Только ли деньги или есть иные бонусы?
Важно оценивать сочетание этих двух сторон. И именно в таком неразрывном виде труд является ареной борьбы, где сталкиваются интересы члена профсоюза (работника) и работодателя (собственника).
Со своей стороны работодатель прилагает гигантские – без преувеличения – усилия для того, чтобы внести в эту довольно простую картину существенные искажения. Эти искажения транслируют «независимые» СМИ и бездумно (или намеренно) повторяет «общественное мнение». За счет этих искажений реальности целенаправленно затрудняется деятельность профсоюза. Разорвать логическую связь трудовой деятельности и достойной оплаты труда работников – это цель, которую преследуют работодатели с момента появления наемных работников и их представителей – профсоюзов.
Как дурят работника
Наиболее примитивной, почти первобытной формой обмана является попытка не расплатиться, не отдать оговоренную зарплату в срок. Как представляет работодатель ситуацию невыплаты денег за фактический труд? Он пытается изобразить дело так: раз не было денег, то вроде бы и не было труда. Притом что труд – деятельность работника по инициативе работодателя – был. Здесь мы имеем дело с попыткой работодателя (собственника) банально обмануть работника. Собственник рассчитывает воспользоваться либо юридическим невежеством работника, либо его неготовностью защитить свои права.
Есть и еще один нюанс. В общественном сознании регулярно формируются стереотипы, цель которых – приучить работника к возможности нарушения его прав ссылками на привычность этих нарушений. Например, огромная задолженность по зарплатам в России «приучала» работников к долгам по не выплаченной в срок зарплате. Эта привычка формировалась намеренно. Она делала для других работодателей возможным применение аргумента «зато у нас зарплату платят вовремя». Аргумента странного и противоестественного для капиталистического общества, которое рекламирует себя как «общество эквивалентного обмена». Торговая компания обычно не расхваливает себя – «вы заплатили нам деньги, а мы предоставим вам товар». Для нее это предполагается изначально. Но в отношениях «работодатель – работник» стало возможным говорить: «Вы трудитесь, а мы платим вам вовремя!» Таким образом, выплата зарплаты – неотделимая часть трудовой деятельности человека – становится как бы актом доброй воли работодателя.
Другой пример – уровень зарплат в успешно работающих компаниях работодатель пытается снизить, вводя понятия «средняя по отрасли» или «средняя по региону». Как будто уровень дохода работников должен зависеть не от экономической эффективности предприятия, а от экономической «температуры по больнице». При этом директор, который бы попытался оправдать низкие показатели прибыли аналогичной «температурой», быстро лишился бы своей должности.
Другой формой обмана может быть попытка работодателя выдать фактический труд работника (оплачиваемую деятельность) за «труд по велению сердца» (неоплачиваемый). Собственник как бы «приглашает» работника потрудиться бесплатно, аргументируя это совместной заботой о предприятии, тем, что «мы плывем в одной лодке» и т. п. По сути – это попытка использовать бесплатный труд. Сегодняшнее предприятие не принадлежит работнику (даже в исключительном случае, когда он является мелким акционером). Оно не является его собственностью. Работник не влияет напрямую на процесс распределения прибыли (разве только косвенно – через борьбу за рост зарплаты). Предприятие интересует собственника как место извлечения прибыли. А работника – как место извлечения достойной, с его точки зрения, заработной платы. Причем извлечения не будущей зарплаты, не зарплаты «когда-нибудь, когда позволит экономическая обстановка».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги