Книга Последняя драма Шекспира - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Николаевна Александрова. Cтраница 2
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Последняя драма Шекспира
Последняя драма Шекспира
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 4

Добавить отзывДобавить цитату

Последняя драма Шекспира

И такие же привычные запахи – запахи грима, пудры, косметики, запах духов…

Разница была только в том, что Лиза делила свою гримерку с Верой Зайченко, а Коготкова, признанная прима, пользовалась ей одна. И еще – в вазе на тумбе стоял букет темно-красных роз, добавляя свежую цветочную ноту к ароматам гримерки.

В театре говорили, что Анна сама покупает цветы, которые ей после спектакля подносят поклонники. Похоже, что это правда – вот ведь букет заранее приготовила…

Лиза огляделась по сторонам.

Что она надеялась здесь найти?

В последнем антракте Анна еще была в театре, она пила кофе с Радунским. Радунский проводил ее до гримерки, но внутрь она его не впустила. И в последнем действии вместо нее играла уже таинственная незнакомка…

Значит, Анна вошла в гримерку, а вышла из нее другая женщина. В том же платье, в том же гриме, в той же маске.

Чудес не бывает. Значит, эта другая женщина уже пряталась в гримерке, когда Анна подошла к двери с Радунским. Потому Анна его и не впустила.

Где она могла прятаться?

Скорее всего, в платяном шкафу. Кроме шкафа, здесь нет никаких укромных мест.

Лиза открыла дверцу шкафа.

Внутри висело несколько платьев и костюмов. Они были сдвинуты вправо, слева оставалось пустое место. Наверное, здесь и пряталась незнакомка. А это значит, что здесь могли остаться какие-то следы ее пребывания.

Лиза осмотрела дно шкафа, его заднюю стенку и поняла, что ничего не найдет. Ведь она не полицейский эксперт, она не умеет снимать отпечатки пальцев, не умеет искать едва заметные улики…

Да, но у нее есть и одно преимущество перед экспертами. В отличие от них она актриса. Как и Анна Коготкова, как и та неизвестная молодая женщина, сыгравшая вместо Анны в последнем действии. Женщина, которая погибла вместо Анны.

Лиза постаралась отбросить мысли о смерти, об убийстве и поставить себя на место той женщины.

Наверняка она сидела перед зеркалом, гримируясь.

Конечно, ей не нужно было добиваться точного портретного сходства с Анной – она вышла на сцену в маске, – но все же она должна была достаточно хорошо загримироваться, чтобы разница между ними не была заметна со стороны. И она этого добилась. Во всяком случае, подмену до самого конца спектакля никто не распознал.

То, что подмену не заметили зрители, – неудивительно, но ее не заметили и братья-актеры с их наметанным профессиональным глазом, ее не заметила придирчивая Гиацинтова, ее не заметил Седов, который видел Дездемону прямо перед собой…

Лиза села перед зеркалом, включила подсветку.

Да, вот так сидела здесь та женщина, так она разглядывала свое лицо… ей и в голову не приходило, что она смотрится в зеркало последний раз в жизни.

Не думать о смерти. Не думать об убийстве. Представить себя на месте той женщины – или на месте Анны Коготковой.

Сама Лиза десятки, сотни раз гримировалась перед точно таким же зеркалом.

Придирчиво разглядывала свое отражение, отрабатывала взгляды, выражения лица…

Лиза закрыла глаза, прислушиваясь к своим ощущениям.

Что она надеялась здесь найти?

Поставим вопрос иначе: что Анна или та незнакомка могли здесь спрятать? И где спрятать?

А тут Лиза вспомнила, что в ее гримерке есть тайник.

Сама Лиза этим тайником не пользовалась, а Вера Зайченко прятала в нем сигареты. Пожарный дядя Костя не позволял курить в гримерках, но Вера ничего не могла с собой поделать и тайком покуривала, а сигареты прятала в надежном месте.

В этой гримерке все точно такое же, значит, и тайник тоже должен быть.

Лиза попыталась выдвинуть верхний ящик туалетного столика, но он был заперт на ключ.

– Вот черт! – прошептала девушка, но тут ей на глаза попалась баночка из-под тонального крема.

Крем был дешевый, вряд ли Коготкова таким пользуется, так зачем тогда эта баночка стоит у нее на самом видном месте?

Лиза открыла баночку и обрадовалась: интуиция ее не обманула, в баночке не было крема, зато в ней лежал маленький ключик с затейливой бронзовой бородкой.

Она взяла ключ и попробовала открыть ящик.

И ключик подошел, ящик открылся.

Правда, ничего интересного в нем не было, как и у самой Лизы, в ящике лежали пилочки и ножницы, расчески, щипчики и прочие необходимые мелочи.

Ничего странного, ничего подозрительного, ничего такого, чего здесь не должно быть.

Но Лиза знала, что за ящиком есть еще и тайник.

Выдвинув ящик до упора, она слегка наклонила его и еще немного потянула – и вытащила его из стола. Теперь можно было запустить руку внутрь. Ящик был короче углубления в столе, и за ним оставалось довольно большое пустое пространство.

Вера прятала там сигареты, а что там у Коготковой?

Дотянувшись до конца, Лиза нащупала пластиковый пакет. Потянула его – довольно тяжелый. Внутри что-то звякнуло.

Она вытащила пакет и, еще не заглянув в него, по характерному звуку догадалась, что находится внутри.

И не ошиблась.

В пакете оказались две плоские бутылки коньяка, скорее даже две фляжки: одна полная, вторая полупустая.

Значит, сплетни, которые ходили в театре за спиной у Коготковой, соответствовали действительности: Анна тайком попивала и держала в тайнике запас спиртного.

Но, в конце концов, это ее личное дело. Находка в тайнике ничего не говорит о сегодняшнем трагическом событии, разве что о самой Коготковой.

Лиза хотела уже положить бутылки обратно в пакет и убрать их в тайник, но вдруг почувствовала, что в пакете еще что-то есть. Что-то небольшое и легкое. Она перевернула пакет, вытряхнула его содержимое на стол.

Это была маленькая фотография. Чуть больше тех, которые помещают на документы.

Сначала Лизе показалось, что это фото Анны Коготковой, но, внимательно приглядевшись, она поняла, что ошиблась. Женщина на снимке отличалась от Анны десятком незначительных, второстепенных черт, на которые Лиза обратила внимание, как актриса. Она была, пожалуй, немного старше Анны, но не это было главным отличием. В лице на фото была спокойная уверенность человека, знающего себе цену и знающего, что эта цена очень высока.

Короче, на снимке была не актриса заурядного театрика, а женщина, занимающее высокое положение в обществе.

Но вот в остальном…

У нее была такая же стрижка, как у Анны, такой же овал лица, такая же форма носа, такой же рисунок бровей…

И тут новая мысль мелькнула у Лизы в голове.

Она вспомнила, что некоторое время назад Анна Коготкова неожиданно поменяла внешность. Она сменила прическу, стала иначе краситься, по-новому подбрила брови – и именно после этого в ней проступило сходство с женщиной на фотографии.

Когда коллеги спрашивали Анну, почему она решила изменить внешность, та отшучивалась – мол, нужно иногда меняться, надоело собственное лицо в зеркале. Иногда же просто посылала подальше – не ваше, мол, дело, сама своей внешности хозяйка. Да, в выражениях Анна никогда не стесняется…

Лиза внимательно разглядывала фотографию, словно надеялась, что женщина на снимке заговорит с ней, откроет свою тайну.

И вдруг она услышала крайне неприятный звук.

Кто-то скребся в дверь гримерки, подбирая ключи…

Лиза запаниковала.

Наверное, это вернулась Коготкова. Что будет, если она застанет Лизу здесь, в то время, когда она хозяйничает в ее гримерке? А если это не Анна, а та загорелая майорша из полиции? Лиза и так у нее под подозрением, а это станет последней каплей.

Лиза вскочила, бросилась к потайной двери, ведущей в костюмерную, но тут увидела на столе пакет и бутылки. Нельзя это так оставлять! Всякому, а уж тем более Коготковой, станет ясно, что в гримерке побывал посторонний!

Она торопливо сунула бутылки в пакет, спрятала их в тайник и заперла ящик, стараясь при этом не слишком шуметь.

Тут она заметила, что оставила на столе фотографию незнакомки, и поспешно спрятала ее в карман.

Ключ уже поворачивался в замке…

У нее оставалось всего несколько секунд, до потайной двери было не добежать – и тогда Лиза юркнула в шкаф, туда, где недавно пряталась другая женщина.

И едва она с колотящимся сердцем, задыхаясь от волнения, успела закрыть дверцу шкафа, как входная дверь со скрипом открылась, и в гримерку кто-то вошел.

Лиза зарылась в платья Коготковой и затихла.

Ее сердце так громко колотилось, что его стук, наверное, можно было услышать снаружи. Хотя, конечно, это не более чем метафора. Разумеется, неизвестный, который вошел в гримерку, не мог услышать Лизу – но вот Лиза его хорошо слышала. Ей были слышны его тяжелые шаги и шумное дыхание.

Это была не Анна Коготкова и не майорша из полиции. Судя по шагам и по сопению, это был мужчина. Хотя, возможно, и женщина – но более плотная, с тяжелой мужской походкой.

Тут, ко всем прочим неприятностям, у Лизы от пыли зачесалось в носу, ей мучительно захотелось чихнуть.

Только не это!

Лиза потерла нос, сдавила ноздри пальцами…

Тем временем незнакомец сделал несколько шагов и остановился – наверное, оглядывался по сторонам. Может быть, почувствовал чье-то присутствие? Затем снова шагнул вперед. Лиза осторожно перевела дыхание.

После этого раздался характерный скрип.

Лиза поняла, что он выдвинул ящик стола. Тот самый ящик, который она сама только что выдвигала. Тот самый ящик, за которым был тайник. Значит, он тоже нашел ключ от этого ящика – или хорошо знал, где тот хранится. А может быть, у него был собственный ключ.

Потом раздался шорох, звяканье…

Ну да, он сделал то же самое, что она, – вытащил пакет из тайника, бутылки звякнули друг о друга.

Он не искал тайник – он сразу в него полез, значит, знал о его существовании.

И тут незнакомец вполголоса выругался. Видно, надеялся что-то найти в тайнике и не нашел.

Ну да, ясно что – фотографию, ту самую фотографию, которая сейчас лежит у Лизы в кармане.

Голос незнакомца показался Лизе знакомым, удивительно знакомым…

Вот если бы она могла его увидеть…

Лиза осторожно раздвинула пыльные платья, протиснулась к дверце шкафа.

Нет, дверца была плотно закрыта, не осталось даже узкой щелки, в которую можно было бы выглянуть.

Тем временем незнакомец прошел к двери, открыл ее и покинул гримерку.

Лиза вздохнула.

Это был вздох облегчения, но в то же время и разочарования.

Опасность миновала, но она не смогла узнать, кто же заходил в гримерку Коготковой.

В замке скрипнул ключ – незнакомец запер за собой дверь.

Лиза выждала еще несколько мучительно долгих секунд и наконец решилась – открыла дверцу и выбралась из шкафа.

В гримерке появился какой-то новый аромат. Очень знакомый аромат. Запах одеколона. Еще мгновение, и Лиза вспомнила бы, что это за одеколон, но аромат растаял, растворился в разнообразных запахах гримерки.

Лиза еще с полминуты постояла в комнате, прислушиваясь к своим ощущениям, и наконец решила покинуть ее.

Уйти тем же путем, каким проникла сюда, – через костюмерную.

Она зашла в дальний угол гримерки, раздвинула тяжелые шторы, проскользнула через темный чуланчик и сквозь платяной шкаф выбралась в костюмерную.

Здесь она наконец сделала то, чего ей давно хотелось – громко чихнула.

И только тогда Лиза осознала, что в костюмерной, кроме нее, никого нет.

Должно быть, Надежда Константиновна не дождалась ее и ушла домой.

Впрочем, это ничуть не расстроило Лизу. Дверь костюмерной изнутри открывалась без ключа, а запереть ее снаружи можно было, просто захлопнув.

Лиза вышла в коридор.

За то время, которое она провела в гримерке Коготковой, театр опустел. В нем не было ни души, ни один привычный звук не нарушал мертвую тишину. Свет в коридоре не горел, только в дальнем его конце тускло светилась надпись над запасным выходом.

Лиза почувствовала, как по ее спине пробежал колючий холодок страха.

Да что за ерунда, подумала она, это же ее театр, она знает здесь каждый закоулок, каждую трещину на паркете!

Это самое безопасное место на земле! Здесь никогда ничего не случается!

«Никогда? – насмешливо переспросил ее внутренний голос. – А как же убийство неизвестной женщины, которая подменила Коготкову? Это как – не в счет?»

Лиза решила не спорить с самой собой, а поскорее вернуться домой, выпить горячего чаю и лечь спать.

Завтра будет тяжелый день…

Она уверенно пошла по коридору в сторону репетиционного зала, откуда было рукой подать до служебного выхода из театра.

И как только Лиза отошла от двери костюмерной, она услышала позади едва слышные шаги.

Лиза остановилась, прислушалась – и шаги у нее за спиной тут же затихли.

Да ерунда, ей это послышалось.

Она снова двинулась вперед, невольно вслушиваясь в тишину пустого театра, и почти сразу услышала возобновившиеся шаги.

Лиза снова остановилась – и шаги затихли, но ей показалось, что они затихли не сразу, что неизвестный шагнул еще один раз, прежде чем остановиться.

Она обернулась, вгляделась в темный коридор – и, конечно, ничего не увидела.

Сердце у Лизы бешено колотилось, по лицу стекали струйки холодного пота.

Да что же это такое! Она никогда не была трусихой и вдруг так перепугалась неизвестно чего.

Лиза взяла себя в руки, сжала кулаки и снова пошла вперед.

И тут же услышала возобновившиеся шаги за спиной.

«Не буду реагировать на них! – подумала она. – Не буду прислушиваться! Сделаю вид, что ничего не слышу!»

Однако сказать себе такое куда легче, чем сделать.

Лиза невольно вслушивалась в шаги за спиной.

Чтобы не слышать эти страшные звуки, она вполголоса запела песенку из старого спектакля:

А ну-ка песню нам пропой,веселый ветер, веселый ветер, веселый ветер.

Какая-то у нее получилась невеселая песенка, и она не прибавила Лизе уверенности в себе.

И вдруг впереди нее в коридоре возникла сутулая фигура и раздался удивленный голос:

– Это кто здесь поет?

В первое мгновение Лиза чуть не упала в обморок от испуга, но потом она узнала театрального пожарного и кинулась к нему как к родному:

– Дядя Костя, это вы!

– Я, а кому же еще быть? – удивленно проговорил он. – А это ты, что ли, Лизавета? А я вот обхожу театр, проверяю насчет самовозгорания, вдруг слышу – кто-то поет! Что за чудеса, думаю, вроде уже все разошлись…

– Дядя Костя, я вас обожаю! – воскликнула Лиза и в порыве благодарности приобняла пожарного.

– Ну уж… – смутился тот.

– Проводите меня до выхода, а то я что-то заблудилась.

– Заблудилась? – Дядя Костя недоверчиво взглянул на Лизу. – Чего это ты вдруг заблудилась? Столько лет в театре работаешь, должна тут все знать, как свои приблизительно пять пальцев!

– От стресса, дядя Костя! Сегодня у нас у всех такой стресс был, когда на сцене покойницу нашли…

– Ну, если от стресса – тогда конечно. От стресса чего только не бывает… вот в деревне у нас как-то бык из загона вырвался, так бухгалтерша Марья Семеновна на дерево залезла. Тоже потом говорили – от стресса. А ей, между прочим, шестьдесят два года было. Так что потом снять не могли, пожарных вызывали.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Всего 10 форматов