Затем, когда снято напряжение и человек почувствовал мышечную свободу и душевное спокойствие, можно аккуратно приступать к изучению и практике вокального дыхания и звукообразования. Экономное расходование воздуха при выдохе так же требует внутреннего спокойствия и физической работы. При этом мышцы живота должны быть эластичны и подвижны.
Научиться управлять своим дыханием, можно только последовательно – почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и вслед за этим отрегулировать вдох и выдох, при осознании правильной мышечной активности.
Подсознательное правильное дыхание приходит только с опытом, приобретённым в тренировках под наблюдением опытного тренера и педагога.
Правильное дыхание является целебным, так как все составляющие дыхательных школ направлены на оздоровление – и духовное, и физическое.
Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние.
Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, хотя важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в жизни каждого индивидуума. Артисту, например, невозможно выйти на сцену, переживая бытовые неурядицы и волнения. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Но чаще, конечно, зажатость исполнителя возникает, к сожалению, не из-за банальных бытовых проблем. Источником зажима, могут являться более глубокие переживания, спрятанные в далёкие тайники души, вытесненные в подсознание. Чаще всего результатом являются фрустрации, психическая напряжённость, неврозоподобные расстройства, депрессивные состояния.
Работа с клиентами, которые переживают подобное состояние, требует невероятно тонкого чувства, интуиции и такта. Это похоже на попытку погладить маленькую птичку. Самое главное не спугнуть её, а постараться, чтобы она сама села на руку, и чтобы ей стало уютно и тепло на вашей руке. Нужно, чтобы она доверяла вам, и только тогда вы сможете нежно прикоснуться к ней и, затем снова отпустить на волю.
Как уже говорилось в главе о дыхании, эмоциональное и психологическое состояние исполнителя влияет на дыхательную функцию.
В русском языке существует множество выражений, характеризующих эмоциональное состояние человека, влияющее на голос и дыхание. Например: « В зобу дыхание спёрло», ( от радости, неожиданности), «заголосили»( громко закричали, заплакали), « дышите глубже»( будьте внимательны, радуйтесь) (шуточное обращение), «чуть дыша»( нежно, тихо), «дыхание жизни» ( широкое смысловое значение), « не дыша» (совсем незаметно, очень тихо), «нет слов» ( от возмущения, от обиды), «охрип» ( от долгого спора, объяснений), « перехватило дыхание» ( от страха, от неожиданности), « потерял дар речи» ( от удивления, от увиденного чуда), «вопить» (громко кричать, призывать), « Глас вопиющего в пустыне» ( библейское выражение относится к Иоанну Крестителю, который возвестил людям об Иисусе Христе- спасителе мира.)
Существует ещё множество подобных выражений, придуманных человеком, так как мы выражаем свои эмоции словами, жестами и голосом.
Почему человек может охрипнуть в споре? (Спорят до хрипоты). Эмоции начинают переполнять, человек нервничает, может даже подняться давление, идёт прилив крови к голове, и как следствие этого – набухание голосовых связок, отёк и неполное смыкание, при сильном напряжении связок. Затем – хрипота, временная потеря голоса. Причём всё это может произойти за считанные секунды, так, что человек даже не заметит всех этих предупреждающих симптомов, и всё только потому, что нахлынувшие эмоции пересилили остальные человеческие чувства.
Например, ещё одна причина потери голоса – привычный зажим в области шеи. Такому человеку всегда трудно говорить громко, и в момент раздражения происходит эмоциональный срыв, когда хочется закричать, а нечем….
Но зажим возникает, как правило, из глубинных психологических проблем. И тот – же зажим шейных мышц, может возникнуть из-за причин разного характера.
Частое невротическое состояние, состояние тревоги, страха, комплекс неполноценности, забытые детские переживания, которые старательно маскируются внешними физическими проявлениями, эмоциональная регидность. Следствие этого – зажимы в разных частях тела, так мешающие человеку быть свободным.
Рассматривая в данном контексте концепцию Франца Александера, становится особенно понятно значение эмоционального состояния. Франц Александер исходит из того, что «каждой эмоциональной ситуации соответствует специфический синдром физических изменений, психосоматических реакций, такой как, смех, плач, покраснение, изменения в сердечном ритме, дыхании и т. д. а так же «эмоциональные воздействия могут подавлять работу любого органа» (Франц Александер, «Психосоматическая медицина» стр.9 Москва 2006 г.)
«Анализируя медицинскую литературу, можно отметить множество изолированных наблюдений относительно роли эмоциональных факторов при соматических расстройствах». «В подавляющем большинстве случаев эмоциональное расстройство описывалось как «тревожность» – термин, слишком часто используемый при описании любой разновидности эмоционального напряжения. Хотя выявленная связь тревожности с соматическим расстройством даёт не так много информации о роли специфических психологических факторов, тем не менее, благодаря таким
наблюдениям стало очевидно, что психиатрическая помощь – важная и неотъемлемая часть медицинской работы с пациентом.» (Франц Александер стр. 95, 2006 год)
Франц Александер так же усматривает тесную связь между дыхательной и эмоционально – экспрессивной функциями и считает вероятным, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы. Однако, к сожалению, до настоящего времени систематические исследования в этой области ограничивались только исследованиями бронхиальной астмы.
Вот что пишет о эмоциональном состоянии Л. Дмитриев в «Основах вокальной методики» (стр. 122-123)
(Москва – Музыка 2007):
«Эмоции тесно связаны с работой подкорковых центров, вегетативной нервной системы. Возникнув в результате деятельности коры, возбуждение иррадиирует в подкорку, которая меняет работу внутренних органов и систем, сообщает иной тонус нервной системе. Именно поэтому эмоции всегда выражаются в ряде вегетативных реакций: меняется дыхание, сердцебиение, люди бледнеют или краснеют, потеют или покрываются «мурашками», дрожат, ощущают пересохшее горло и т.п. Сильнейшим образом под влиянием эмоций меняется двигательная сфера. Эмоции всегда выражаются в мимике, в характере движений, в речи. Под их влиянием меняется тембр и высота, на которой человек говорит, манера формирования слов и быстрота речи и т.п. Например, часто на экзамене речь ученика под влиянием отрицательных эмоций становится слабой, плохо слышной, голос прерывается. Наоборот, в состоянии возбуждения человек говорит громко, повышенным тоном, быстро.
Голос певца- замечательный инструмент, который может выразить удивительно полно разнообразные состояния человека. Меняя тембр, динамику, манеру произнесения слова, можно одними голосовыми средствами глубоко раскрывать содержание произведения, создавая вокальный образ».
Таким образом, становится понятно, что эмоциональное состояние напрямую отображается в дыхании и голосе, а также оказывает непосредственное влияние на физиологическое состояние голосового аппарата.
Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений, сопряжённых с возбуждённым эмоциональным состоянием.
Как можно предохранить свой голос от таких внезапных напастей?
Конечно, это очень трудно, для человека, не посвящённого в тонкости мастерства вокального искусства, но и для вокалистов, порой бывает полезно знать, как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым голосом.
Во первых, научиться сохранять спокойствие и самообладание в любой ситуации, но не только для того, что бы сохранить свой великолепный тембр (такое отношение грозит черствостью и фанатизмом), а для того, что бы оставаться человеком – добрым, чутким, внимательным к чужому мнению, справедливым и прощающим. Помните, что каждый имеет право на своё мнение, так же как и вы.
Во вторых, научиться чувствовать внутреннюю свободу. Не зависеть от ситуации, быть лёгким в общении с людьми, находить общий язык, не замыкаться в себе.
В третьих, стараться не повышать голос, особенно если вы нервничаете или возбуждены. Ваш крик не принесёт облегчения ни вам, ни окружающим. Напротив, вы можете только всколыхнуть волну ответного гнева, ярости, или отчаяния. Тем более, ваш крик не убедит людей в вашей правоте. Одно слово, сказанное тихо и уверенно намного сильнее слов выкрикнутых.
В четвёртых, научиться следить за своим дыханием. Проследите, в какие моменты вы задерживаете дыхание, о чём вы подумали в этот момент, или что вас насторожило. Эти ассоциации натолкнут вас на размышления о вашем прошлом, возможно вы вспомните давно забытые моменты, которые когда – то напугали вас, и сможете более спокойно отнестись к ним в настоящее время.
Попробуйте, в момент непроизвольной задержки дыхания, расслабить мышцы живота, выдохнуть медленно и спокойно как бы до самого конца, и затем так же медленно и тихо сделать вдох, не поднимая плеч и снова медленно выдохнуть. Это поможет успокоиться, почувствовать уверенность и силу.
В пятых, в общении с окружающими, не принимайте оборонительную позицию. В такой ситуации, человек мысленно становится в позу борца или воина, когда тело готово отразить удар. Мышцы напряжены, жилы на шее вздуты, ладони сжимаются в кулак, пусть даже непроизвольно. На подсознательном уровне ваши оппоненты почувствуют напряжение, исходящее от вас, и преграду выставленную вами, и в ответ вы тотчас получите такое же напряжение, и не дай бог вам услышать скрежет надеваемого забрала и лязг копий, нацеленных в вас. Постарайтесь быть более открытым и доброжелательным. Улыбайтесь искренне, так как натянутая и неестественная улыбка так же мешает общению.
В шестых, берегите себя от болезней. Но это отнюдь не означает, что нельзя есть мороженое, или пить холодную воду. Пейте и ешьте на здоровье! Просто не болейте для того, чтобы вас пожалели, или что бы завоевать внимание близких, или от жалости к себе самому, или в оправдание своего несовершенства или лени. Истинные причины человеческих болезней кроются именно в этом.
Эпидемия гриппа, это, прежде всего реклама, влиянию которой подвержены многие, коллективное бессознательное и прекрасная возможность отдохнуть от всего, что успело надоесть. Забота окружающих тоже очень приятна. Когда ещё нам принесут чай в постель? Если же человек одинок, то болезнь – прекрасная возможность пожалеть себя самому, посетовать на бессердечие окружающих, или мира в целом.
А ещё, например, пропавший голос в связи с болезнью, поможет вам избежать ответственного спектакля, которого вы боитесь, но от которого зависит ваша карьера, или ответственного разговора, который, как вы думаете, может как – то отразиться на вашей судьбе. Но вы предпочтёте болезнь, нежели избавление от собственных никчёмных страхов и лишитесь вероятного взлёта ваших позиций в театре, положительного результата переговоров. Или вам проще оставаться незаметным и тихим человеком, которого никто не замечает, и не требует большего? Вам не нужна слава и почёт? Или вы просто не любите работать?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги