Мы вспоминаем и празднуем Преображение Господне 6-го августа.
Добр имилостив был Иисус Христос так, как никто на земле, как может быть добр имилостив только Сам Бог. Он любил всех людей, весь род человеческий, особенно же любил детей: Он ласкал и благословлял их, говоря, что добрые, чистые дети, верующие в Бога, войдут в Царство Небесное.
6. Тайная вечеря
Иисус Христос знал, что Ему нужно было для спасения рода человеческого пострадать и умереть, и что после смети Он в третий раз воскреснет. Об этом Он несколько раз Сам говорил Апостолам идругим людям.
Чудесные рассказы о Христе Иисусе, о Его благости (доброте), милосердии, полученных от Него исцелениях, воскрешении Им мертвых и о Его учении быстро расходились среди евреев и привлекали ко Спасителю все больше народа: иногда целые тысячи шли за ним, забывая о пище.
Такая народная любовь возбудила зависть к Нему в сердцах старших, ученых и священников еврейских, потому что народ уважал илюбил Христа за то, что Он перед народом осуждал их дурную жизнь, их неправильное учение о Боге и о том, как люди должны жить.
Поэтому все эти враги Христовы стали думать, как бы убить Его. И вот они придумали обвинить Его, скромного, смиренного и праведного в том, будто Он желает сделаться земным царем народа еврейского (иудейского); будто бы Он волнует и возмущает народ против властей.
Наступил самый большой еврейский праздник, называвшийся Пасхой. Он продолжался несколько дней ипраздновался весной. За шесть дней до этого праздника Господь отправился с учениками в Иерусалим. Вход Его в город был очень торжественный. Господь восседал на молодом осле; еврейский народ постилал Ему путь своими одеждами и пальмовыми ветвями; взрослые идети благословляли Его иприветствовали радостными кликами.
Был четверг, и опять Христос пошел вечером с Апостолами в Иерусалим, чтобы здесь в последний раз вечерять с ними. Придя в горницу, где уже была приготовлена для них вечеря, Иисус сперва, как слуга, омыл Своим ученикам ноги, чтобы подать им пример смирения итого, как люди, верующие вНего, должны служить друг другу. Затем Господь объявил Апостол, что один из них предаст Его врагам. Этим предателем через несколько часов оказался Апостол Иуда Искариотский, продавший Спасителя Его врагам за 30 серебряных монет, ценой около 30рублей.
Во время вечерни Спаситель взял хлеб, благословил его и, переломив, подал Апостолам, говоря: «Приимите, ядите; сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Потом Он взял чашу с вином и, подавая Апостолам, произнес: «Пийте от нея вси; сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», то есть: «Пейте от нее все; это кровь Моя Нового Завета, проливаемая за вас и за многих для прощения грехов». «Сие творите в Мое воспоминание», – добавил Христос, то есть: «Делайте это в воспоминание обо Мне».
Таким образом здесь в первый раз люди, Апостолы, под видом хлеба и вина, приняли, причастились Тела и Крови Христовых. Как хлеб и вино, сохраняя свой внешний вид и вкус, становятся Телом и Кровью Христа, этого мы понять не можем: это тайна Божия, таинство. Но что это так, мы должны верить по слову Божию. Икаждый верующий православный последователь Христа, православный христианин, идо ныне причащается Тела иКрови Христовых или, как еще унас говорят, Святых Таин Христовых. Причащение необходимо для нас, потому что Христос Сам сказал: «Кто ест Мое Тело и пьет Мою Кровь, тот имеет жизнь вечную», то есть Царство Небесное. Значит, кто хочет войти в это Царство, тот должен приобщаться, причащаться Христовых Таин.
Вечеря, на которой Господь установил таинство Причащения, называется унас Тайной вечерей.
7. Суд над Иисусом Христом
Близилось время страданий Спасителя. Верные ученики Его, Апостолы, знали это. Тяжко им было расставаться с Ним. И Господь на Тайной же вечере утешал их, говорил, чтобы они любили друг друга, как Он любил их, и, наконец, обещал послать им после Себя Утешителя, то есть Духа Святого, Который исходит от Бога Отца. После этого Спаситель пошел сАпостолами, кроме Иуды-предателя, в сад, который назывался Гефсиманским, и в большой скорби долго и горячо молился Отцу Своему Небесному. Тут вошел в сад Иуда со слугами еврейских архиереев и вооруженными воинами; он указал им на Иисуса, поцеловав Его, и они взяли и связали Христа, аАпостолы в страхе разбежались. Была ночь.
И вот ночью же начался неправедный суд над Иисусом. Сперва Его допрашивали архиереи и священники еврейские; они выставляли против него свидетелей, которые лгали, но ложь их была всем видна, и ничего они не могли сказать против Христа. Тогда еврейский архиерей спросил Самого Иисуса, правда ли, что Он Христос, Сын Божий, и когда Иисус ответил, что правда, то судьи сказали, что этого не может быть и что Иисус, называя Себя Христом и Сыном Божиим, хулит Самого Бога идолжен быть предан за это смерти.
В то время евреи были уже завоеваны римским народом, и царь у них был римский, который далеко жил от Иерусалима, а в Иерусалиме был царский правитель, губернатор Понтий Пилат. Евреи никого не могли казнить сами без согласия этого правителя. Кнему повели Христа впятницу утром исказали, что будто бы Иисус Сам хочет быть царем еврейским; что Он смущает народ и запрещает платить подати римскому царю. Все это была ложь.
Пилат, видя это, хотел было защитить Христа, но еврейская толпа, подговоренная врагами Иисуса, кричала: «распни, распни Его!» – и грозила Пилату, что будет жаловаться на него римскому государю. И Пилат согласится предать Христа смерти.
На допросах имежду ними Иисуса били по щекам, смеялись над Ним, плевали Ему в лицо, стегали бичами, то есть длинными, толстыми кнутьями, сплели даже венок из терновника с острыми колючками инадели Ему на голову, авруки дали трость ипотом, взяв ее, били по голове. Христос терпеливо, кротко, без ропота переносил все насмешки, оскорбления и страшную боль.
8. Распятие икрестная смерть Иисуса Христа
Христос осужден был на смерть через распятие на кресте. Этой казнью казнили тогда только рабов и разбойников: руки и ноги казнимого прибивали ко кресту гвоздями и оставляли так висеть человека, пока он не умирал в ужасных мучениях. От Пилата Иисуса повели за город, при чем заставили Его Самого долгое время нести Свой крест. И распяли Его среди двух разбойников, а Он молился Богу за своих мучителей и просил простить им их ужасное дело. Многие, окружавшие крест Господень, смеялись над Христом икричали Ему: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялся над Ним и один из разбойников, но другой унимал и стыдил его, а потом, обратясь кСпасителю, сверой сказал Ему: «Помяни мя Господи, когда придешь в Царствие Твое». На это Спаситель ответил: «Истинно говорю тебе, что сегодня же ты будешь со Мною враю».
У креста Господня стояла вужасном горе Его Мать, Пресвятая Дева Мария, иЕго любимый ученик, Апостол Иоанн.
Несколько часов так висел на кресте и мучился Христос, наконец, громко воскликнул: «Совершилось! Отче, в руки Твои предаю Дух Мой!» – затем склонил голову и испустил Дух, скончался.
О чем сказал Спаситель: «Совершилось»? Что именно совершилось? Совершилось спасение, искупление всего рода человеческого от греха Адамова, проклятия Божия ивечной смерти; совершилось примирение Бога с людьми, обещанное Адаму и Еве, которого люди ждали больше пяти тысяч лет. Вот какое великое дело совершилось страданиями икровью невинного, безгрешного Христа, Сына Божия, Которого Бог Отец не пожалел, чтобы спасти людей.
Это было в пятницу. Оставить тела распятых висеть на кресте в пасхальную субботу, самый священный день праздника, евреи не могли. Поэтому они просили ускорить смерть казненных. Для этого перебили распятым разбойникам ноги в голенях и хотели сделать то же с Иисусом, но, подойдя к нему, увидели, что Он уже мертв. Однако, один из воинов все-таки проткнул Ему копьем бок, ииз раны потекла кровь и вода.
В тот же день вечером один знатный, благочестивый еврей, Иосиф Аримафейский, получил от Пилата позволение снять с креста тело Иисуса Христа и похоронить Его в пещере, недалеко от места распятия.
Вход в пещеру был завален тяжелым камнем; а на другой день, то есть в субботу утром, по требованию врагов Христовых, к ней была приставлена военная стража иприложена печать: эти враги не хотели верить, что Иисус Христос оживет (воскреснет), и говорили, что боятся, как бы ученики Христовы не украли ночью Его тела ине сказали потому народу, что Он воскрес.
После Своей телесной смерти Христос Духом Своим сошел в ад, вывел оттуда и ввел в Царство Небесное души всех праведных людей, умерших со времени Адама и не могших войти в рай только из-за Адамова греха.
9. Воскресение Христово
На рассвете первого дня после субботы земля вдруг затряслась, ивоины, стоявшие на страже угро- ба Христа, увидели Ангела, сошедшего снеба. Он отвалил камень от входа в пещеру и сел на нем. Воины в страхе разбежались.
Тело Христа похоронили в пятницу наскоро и не успели так помазать, как это было у евреев в обычае, хорошо пахнущими маслами, благовониями. В субботу этого нельзя было сделать. Поэтому некоторые женщины, Христовы ученицы, очень любившие Господа, пошли к Его гробу на рассвете дня после субботы инесли такие благовония, миро, чтобы помазать Его тело. Первая из них, по имени Мария Магдалина, придя к гробу и увидав, что камень от пещеры кем- то отвален, поспешила назад к Апостолам и сказала: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Между тем пришли ко гробу и другие женщины, тоже несшие миро (мироносицы) ишедшие вслед за первой; они тоже не нашли тела Христова и были очень удивлены этим. Но тут им явились два Ангела, и один из них сказал, что Христос воскрес.
10. Явления воскресшего Христа
В самый день Своего радостного, светлого воскресения Господь наш Иисус Христос явился Марии Магдалине и прочим женам-мироносицам, затем двум ученикам, шедшим из Иерусалима в недалекую от этого города деревню, а вечером того же дня – всем ученикам – Апостолам, с которыми не было только одного Апостола Фомы. Фома же, услышав от них, что Христос воскрес, сперва этому не поверил, но когда вдругой раз все Апостолы, и с Фомой, были вместе, то Господь опять явился им и велел Фоме посмотреть Свои раны и вложить палец в бок, проколотый на кресте копьем. Тут уверовал в Его воскресение и Фома. Изатем еще много раз втечение 40 дней после Своего воскресения являлся Христос Своим ученикам, учил их, говоря о Царствии Божием, и повелел им идти проповедовать Его учение всем народам и крестить их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Теперь мы, верующие во Христа, христиане, называем день, который идет за субботой, воскресным, и ежегодно с особым торжеством и любовью празднуем весной праздник воскресения Христова. Это унас самый большой праздник. Он называется Светлым Праздником или Светлым Христовым Воскресением, атакже Пасхой.
11. Вознесение Христа на небо
В сороковой день по воскресении Господнем Апостолы были все в Иерусалиме. Здесь им явился Христос и приказал оставаться в этом городе, пока не сойдет на них Дух Святый, Утешитель. После этого Господь повел их на гору Елеонскую издесь стал благословлять их и отделяться от земли, поднимаясь все выше и выше к небу, пока облако не скрыло Его из их глаз. Так Господь наш Иисус Христос вознесся на небо со Своим Святым, Пречистым Телом. Мы ежегодно вспоминаем ипразднуем этот день Вознесения Господня всороковой день после праздника Светлого Христова Воскресения.
12. Сошествие Святого Духа на Апостолов
Возвратившись в Иерусалим, Апостол вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми проводили время в молитве, ожидая Духа Святого. И вот в десятый день по вознесении Господнем и в пятидесятый по Его воскресении послышался шум снеба инаполнил весь дом, где они находились, и показались языки, как бы огненные, по одному над каждым из присутствующих. Это и был Дух Святый, сошедший в виде огненных языков.
Ученики Христовы сейчас же почувствовали всебе Бога Духа Святого, и тут же начали говорить на чужих языках, которых до этого времени не знали. Аэто им нужно было, чтобы рассказывать, проповедовать оХристе каждому народу на его родном языке.
Мы празднуем сошествие Святого Духа на учеников Христовых в пятидесятый день после праздника Светлого Христова Воскресения и называем его Пятидесятницей или Троицыным днем, так как в этот день прославляется Пресвятая Троица.
13. О Четвероевангелии
Святые Апостолы и ученики Христовы говорили, проповедовали о Христе, Его жизни, учении, чудесных делах (чудесах), о Его страдании, смерти, наконец, о славном воскресении и вознесении на небо, иотом, как Господь Иисус Христос, Сын Божий, спас род человеческий от греха Адамова, проклятия Божия и вечной смерти, как Он, воскреснув Своим человеческим телом и потом вознесшись с ним на небо в Царствие Небесное, тем самым сделал возможным воскресение с телом и восшествие вместе с ним на небо каждого праведного человека после Страшного суда Господня в последний день мира.
Обо всем этом ученики Христовы говорили евреям и другим народам, вовсе не знавшим истинного Бога, или, как мы их называем, язычникам. Но говорить было мало: слова ведь забываются, апотому все это надо было записать в книги, чтобы люди все знали о Христе Спасителе ичерез тысячи лет, до самого конца света о Нем ничего не забыли.
И вот, по внушению Духа Святого, обо всей земной жизни Иисуса Христа и Его учении написаны четыре книги: первая написана святым Апостолом Матфеем; вторая – святым Марком, который принимал участие в трудах проповеднических сперва Апостола Павла, а затем Апостола Петра, называвшего Марка своим «сыном»; третья – одним из учеников Христовых, святым Лукой; четвертая – святым Апостолом Иоанном, которого называют Богословом.
Во всех этих четырех книгах объявляется, дается весть людям, как Христос Своею жизнью, учением, страданиями, смертью и воскресением спас род человеческий. Для людей это была самая добрая, благая весть, благовестие, а потому эти книги названы по- русски Благовестиями, а по-гречески Евангелиями, что и значит Благовестия. Тем же именем Евангелие, или Четвероевангелие, называются и все эти четыре книги или благовестия вместе, как одна целая книга.
Святые Матфей, Марк, Лука и Иоанн, написавшие Евангелия, называются евангелистами. Евангелие есть самая святая книга для христиан, а потому она и называется Святым Евангелием. Оно читается за церковными службами: на утрене, литургии (обедне), на молебнах идругих.
Евангелие должен читать каждый идома, особенно в праздничные дни.
14. Об Ангелах
Ангел значит по нашему вестник, то есть кого посылают с вестями. Ангелы это – духи, не имеющие тела, бесплотные. Они сотворены Богом раньше земли и всего видимого. Ангелы бессмертны, как бессмертна душа человеческая; они чисты, безгрешны, то есть святы; но они не могут равняться с Богом, Своим Творцом: они не вездесущи, не всемогущи, не всеведущи, как Бог.
Ангелы были сотворены свободными, как человеческая душа, а потому могли оставаться добрыми и святыми, покорными воле Божией, или не захотеть слушаться этой святой воли, пойти против нее. Некоторые Ангелы так и сделали: они нарушили долг повиновения Богу, отпали от Него, и через это из добрых стали злыми духами, нечистыми, диаволами или бесами; главный из них, старший, называется сатаной.
Добрые Ангелы находятся всегда перед Богом, видят Его, служат Ему и постоянно Его славят. Все они вместе составляют бесчисленное Божие воинство, силы небесные. Одни Ангелы ближе к Богу, другие дальше от Него; одни называются Серафимами, другие Херувимами, третьи Архангелами, четвертые просто Ангелами.
Являясь людям с вестями о воле Божией, Ангелы, чтобы люди их могли видеть, принимают вид, образ человеческий.
Архангела Гавриила Господь послал к Пресвятой Деве Марии с радостной, благой вестью, что у Нее родится Младенец Иисус, Сын Божий. В память этого мы празднуем ежегодно 25 марта праздник Благовещения. Ангел Господень, как мы знаем, отвалил тяжелый камень от пещеры, где был похоронен Христос, Ангел же возвестил мироносицам о Его воскресении.
Каждому человеку дается от Бога Ангел, чтобы охранять его душу и тело от всякого зла и бед и помогать ему во всем добром. Этот Ангел называется Ангелом-Хранителем.
Напротив, злые ангелы, бесы стараются во всем вредить человеку, наводить его на дурные, неугодные Богу мысли идела, то есть соблазнять, искушать его; они всячески желают погубить человека и не допустить его в Царство Небесное. Диавол соблазнил и Еву с Адамом не послушаться воли Божией; это он ввел их в грех. Поэтому злые ангелы, бесы, суть враги людей.
15. О Пресвятой Богородице, Деве Марии
а) Ее земная жизнь
дева Мария была единственной дочерью своих благочестивых родителей. День Ее рождения, рождества, мы празднуем 8-го сентября. Мы уже знаем, что в детстве Она воспитывалась при храме Иерусалимском, куда Ее отдали родители по данному ими Богу обещанию, обету. Ее привели вэтот храм, иеврейский архиерей (первосвященник), по внушению Божию, ввел Святую Деву всамую главную часть храма, куда только сам мог входить, да ито лишь раз в год. В память этого мы празднуем ежегодно 21 ноября праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Мы знаем, что Господь избрал Пресвятую Деву в Матери Христа-Спасителя; что Ей принес от Бога эту радостную, благую весть (благовестил) Архангел Гавриил, икак родился уНее Иисус Христос вгороде Вифлееме.
Из Евангелия видно, что Пресвятая Дева, Божия Матерь ил, как еще говорят, Богоматерь, Богородица, очень любила Своего Божественного Сына, как и Он любил ипочитал Ее. Возмужав ивыступив на проповедь, Господь наш Иисус Христос не покидал Своей Пречистой Матери, и Она Сама часто следовала за Ним. Мы видим Ее вгорести ипри кресте Господнем. В утешение Своей Матери ивзаботе оНей распятый Спаситель поручил Ее попечению тут же стоявшего любимого ученика Своего Иоанна.
С тех пор Богородица и поселилась у этого Апостола, который заботился о Ней, как добрый сын, до последнего дня Ее жизни на земле.
б) Успение
После воскресения и вознесения Христа на небо Пресвятая Дева, как мы уже знаем, была вместе с Апостолами в горнице, где сошел на них Святый Дух. А когда Апостолы разошлись по разным землям проповедовать Евангелие, Богородица, оставаясь вИерусалиме, тоже проповедовала оСвоем Сыне жителям этого города и приходившим сюда людям из других городов, которые желали узнать о Христе. Много молилась Она Богу за людей, которые просили Ее святой помощи, помогала больным, бедным и несчастным, утешая их. Пречистая Матерь Божия часто посещала те места в городе и по его соседству, где бывал Спаситель, где Он страдал. Особенно Она любила молиться на горе Елеонской, с которой Господь вознесся на небо.
Бог заранее возвестил Ей через Архангела Гавриила день Ее кончины. Перед наступлением этой кончины, по воле Божией, собрались кней из дальних стран все Апостолы, кроме Фомы. Богородица утешала их вбольшой скорби от приближавшейся разлуки сНей, обещая всегда молиться за них и за всех верующих во Христа, то есть христиан. В минуту праведной кончины Ее или, как мы говорим, успения, бывшие с Ней Апостолы увидели Иисуса Христа, явившегося с Ангелами. Он Сам принял душу Своей Матери и вознес Ее в Царство Небесное. Апостолы же идругие христиане понесли бездыханное тело Богородицы с пением молитв и положили его в пещере.
Когда спустя два дня прибыл вИерусалим Апостол Фома и пожелал поклониться телу Пресвятой Девы Марии, то прочие Апостолы повели его к этой пещере и открыли ее, отвалив камень от входа, но тела Богородицы они там уже не нашли. Велико было их удивление и горе от этого, но за то велика была ирадость их, когда они втот же день увидели Пресвятую Деву на воздухе, окруженную ангелами, и услыхали Ее голос: «Радуйтесь! Я всегда с вами. Я всегда буду молиться за вас и просить Сына и Бога Моего исполнять молитвы верующих в Него».
в) Молитвы Богородицы за людей
И с этого времени Матерь Божия всегда помогает людям, которые Ей усердно молятся: Она, Пречистая, заступается за нас перед Богом и непрестанно молит Его о нашем спасении; защищает людей, покрывает их от разных бед и посылает им утешение в скорбях. Пресвятая Дева Мария, живя на земле, Сама очень любила Свое Дитя; Она знала человеческие заботы, нужду и горе, когда болела сердцем за Своего Сына, особенно во время Его крестных страданий. Вот почему Она скоро слышит молитвы людские, когда мы призываем Ее внаших нуждах игорестях; вот почему с особым милосердием принимает Богородица слезные материнские молитвы за детей и вымаливает у Бога скорую для них помощь. Ее святые молитвы изаступничество за христиан имеют уБога большую силу, всесильны.
Мы называем Божия Матерь Царицей Небесной, Заступницей усердной искорой Помощницей нашей. Она ближе к Богу, чем не только святые угодники Божии, но даже и Ангелы. Поэтому мы почитаем Ее больше, чем всех Ангелов, выше даже Херувимов, и прославляем больше, нежели Серафимов.
Пресвятая Богородица являлась многим угодникам Божиим при их жизни. Так, например, видимого посещения Ее, окруженной святыми угодниками Божиими, сподобились святые чудотворцы Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
День Успения Пресвятой Богородицы мы вспоминаем и празднуем ежегодно 15 августа.
16. Святые угодники Божии
Угодники Божии – это люди, мужчины и женщины, которые на земле твердо верили в Бога иугожда-ли Ему святой, праведной жизнью. Они, по заповеди Божией, всем сердцем, больше всего на свете любили Господа, а всех других людей любили, как самих себя, или даже еще больше. Они свято соблюдали волю Божию, усердно молились Богу, делали людям много добра, вели жизнь самую скромную, часто в большой нужде, трудовую, воздержную. И за это Господь особенно возлюбил их еще при их земной жизни, апосле смерти ввел их души в Царство Небесное (рай), там приблизил к Себе и тем наградил за покорность Своей воле, за их добро к людям и за те лишения, нередко даже унижения и страдания, которые им приходилось терпеть на земле за свою веру.
Святых угодников Божиих очень много. Мы молимся им, но не так, как Богу, а как Его близким и любимым слугам. Сделать то, о чем мы просим в молитве, например, простить нам наши грехи, дать нам здоровье, исцелить болезнь, помочь вбеде может только всемогущий Бог. Ни Ангелы, ни святые сделать этого не могут сами, своей силой: они только, как слуги Божии, принимают нашу молитву, несут ее кПрестолу Божию ипросят Бога, чтобы Он услышал и исполнил ее. Ангелы и святые угодники суть только наши помощники у Бога, просители или ходатаи наши перед Ним.
Молитвы святых угодников имеют силу у Бога, и Он ради этих молитв милует нас и дает, чего мы просим. Иногда же по великой Своей милости и желая перед людьми прославить Своих святых, Бог дает им силу и самим помочь нам. Тогда святые являются людям во сне или наяву, объявляют им волю Божию, подают добрые советы или, и не являясь, ограждают от бед, исцеляют от болезней.
Многим святым Господь дал силу исцелять болезни людей, когда те прикасаются, как мы говорим, прикладываются к их мощам, то есть нетленным останкам их тела, или к их иконам, образам, или же, наконец, к оставшимся после них вещам. Но надо твердо помнить, что исцеляют не вещи, не иконы, не мощи святых и даже не сами святые, а сила Божия, которая милостиво действует через них.
Мы, православные христиане, чествуем святых угодников Божиих особыми праздниками, когда за богослужением особенно вспоминается их земная угодная Богу жизнь ипрославляется Господь, при помощи и во славу Которого они праведно жили и спасались. В воспоминание о святых, во имя их, мы строим храмы Божии, но строим их именно Богу, а не святым, хотя иназываем такие храмы именами самих святых, например, Георгиевская церковь, Никольская, Екатерининская, Александро-Невская. Этими названиями мы только показываем, что такая-то церковь (храм) построена Богу в память, во имя св. Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, св. Великомученицы Екатерины или св. князя Александра Невского.
Каждому православному христианину дается имя какого-либо святого, которого он и должен особенно почитать и призывать себе на помощь в молитве.
17. О молитве
Бог дает нам жизнь через наших родителей. Поэтому Он наш Отец, амы Его дети.
Наши родители, отец и мать, хорошо знают наши нужды, что нам полезно и что вредно. Поэтому они сами заботятся о нас, доставляют нам все нужное и исполняют наши желания, когда видят от этого для нас добро. Так и Господь Бог, Отец наш Небесный, постоянно заботится о нас, Своих детях, и дает нам то, в чем унас есть нужда. Но, как мы должны сран- них лет просить наших земных родителей, чтобы они накормили и напоили нас, дали нам теплую одежду, исполнили наши добрые желания, так же точно нужно нам просить и Отца нашего Небесного обо всем, чего нам недостает и что желаем получить от Него. Он дает нам здоровье, долгую жизнь, посылает счастье, охраняет от зла, помогает и укрепляет во всем добром. Он один может дать нашей душе вечное блаженство, счастье в Царстве Небесном.