Юлия Бердникова
Воспитание сказкой. Книга для вдумчивых родителей
Сказка ложь, да в ней намёк…
Можно сказать, что эта книга – ваш советчик и путеводитель по чудесному миру русских народных сказок. Мы знаем, что сказки всегда служили не просто для развлечения. Они готовили ребенка к взрослой жизни, обучали и воспитывали, будили фантазию и прекрасные мечты, помогали переживать трудные моменты.
Подрастая, ребенок неизбежно сталкивается с разными эмоциональными проблемами в своей жизни. Он еще не умеет их решать, ему только предстоит этому научиться. Ваша любовь и забота помогут ему, если вы сможете выделить специальное время для совместного чтения сказок и используете вопросы и рекомендации для беседы, разработанные к каждой сказке.
Но, чтобы извлечь необходимый опыт из какой-либо ситуации, недостаточно просто прочитать сказку. Требуется проделать определенную работу, для чего служат вопросы к сказкам, игровые ситуации. После сказок предлагаются пояснения незнакомых или уже вышедших из широкого употребления слов.
Иногда создается впечатление, что воспитанию уделяется меньше внимания, чем образованию. Дети и подростки сегодня очень образованны, они говорят на нескольких языках, владеют современными технологиями и т. п., но они не ориентируются в отношениях, не готовы понимать, что другому может быть больно, страдают депрессиями, склонны впадать в зависимость от интернета. Простые человеческие ценности для них неочевидны.
Кроме воспитательного эффекта, сказки оказывают еще и целительное воздействие, помогают в преодолении различных трудностей, неизбежно возникающих в жизни и в отношениях. Сейчас в современной психологии существует целое направление, которое так и называется: сказкотерапия. Сказки помогают справляться с эмоциональными проблемами, отклонениями в поведении, невротическими симптомами. Но этот эффект проявляется только при правильном использовании сказочного материала.
Родители при помощи вдумчивого использования сказок могут во многом способствовать сохранению психического здоровья своих детей. Прежде чем читать сказку ребенку, взрослому желательно ознакомиться с рекомендациями и вопросами, данными к каждой сказке.
Методики, предлагаемые в книге, будут прекрасным пособием также для воспитателей детских садов и учителей младших классов школы, для психологов, работающих с детьми. Такие технические приемы предназначены и для групповой работы со сказкой. Как вариант, можно подготовить с учащимися начальной школы спектакль по любой сказке и показать его ученикам младшего класса или в детском саду, а затем организовать совместное обсуждение и разбор сказки по предлагаемым вопросам, с акцентом на эмоциональную проблему, решаемую сказкой. Это принесет пользу и артистам, и зрителям, в частности, будет способствовать развитию эмоционального интеллекта у детей.
Эмоциональный интеллект, говоря простым языком, это способность понимать и различать эмоциональные состояния, как свои, так и другого человека, понимать намерения других людей, их желания, мотивы их действий. Эти способности лежат в основе умения общаться с другими, строить отношения, дружить, любить, полноценно жить и взаимодействовать в социуме. Чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем лучше функционируют люди. Они более психологически гибки, адаптивны к стрессам, легче справляются с проблемами. Они могут свободно испытывать и проявлять свои чувства в сфере личных отношений, и независимы от влияния эмоций в принятии решений и при определении своих целей. У таких людей формируется здоровая самооценка, принятие себя и других. У них нет необходимости подавлять и подчинять другого человека для самоутверждения и повышения собственной значимости.
До наступления эпохи гаджетов и виртуального общения проблем с этими навыками практически не возникало. Но за последние четверть века жизнь сильно изменилась и осложнилась. Недостаточность непосредственного «живого» общения, даже в семье, затрудняет формирование у детей умения позитивно взаимодействовать с другими людьми, понимать себя и окружающих.
Психологи разработали и проводят специальные тренинги для развития эмоционального интеллекта. Но не всегда есть возможность водить ребенка на такие мероприятия. И тут родителям тоже помогут сказки. В данной книге изложены специально разработанные и достаточно простые методики для работы со сказками, при помощи которых не только решаются различные эмоциональные проблемы ребенка, но как раз и стимулируется естественное развитие эмоционального интеллекта.
1. Сказка для родителей
Жила-была в большом современном городе одна маленькая девочка. Звали ее Даша. Впрочем, была она не такая уж и маленькая. Ей исполнилось целых четыре года. У нее были хорошие и умные папа и мама. Они любили свою дочку и очень о ней заботились. Покупали ей всякие игрушки и вкусняшки, гуляли с ней по разным интересным местам. Водили Дашу в бассейн и на занятия по рисованию.
Но родители не всегда успевали с Дашей поговорить, потому что случались дни, когда они были очень заняты на своей работе. Они любили и свою работу тоже. Поэтому виделись с Дашей они в основном в машине, когда везли ее на очередное занятие, или в детский сад, или домой. А дома тоже было некогда разговаривать. Надо было быстро ужинать и ложиться спать. Потому что завтра всем рано вставать. Родителям – на работу, а Даше – в детский сад. Даша дома даже поиграть не успевала, поэтому прекрасные новые игрушки грустно смотрели на нее с полки. Иногда она потихоньку вставала ночью и разговаривала со своими игрушками тихо-тихо, чтобы не разбудить родителей.
И все так было, в общем, неплохо. Только вот одна проблема все же у них в семье была. И никак она, эта проблема, не решалась. Даша очень хотела подружиться в детском саду с другими девочками. Да она даже и с мальчиками подружилась бы, но не умела. Девочка ходила в детский сад уже семь месяцев, а друзья у нее там так и не появились. Когда она подходила к другим ребятам, чтобы с ними поиграть, это как-то всегда заканчивалось плохо. Они или прогоняли и даже толкали ее, или убегали от нее, или жаловались воспитательнице: «Наталья Владимировна, а Даша нам опять все сломала». И воспитательница Дашу почему-то наказывала. Она сажала ее на отдельный стульчик рядом с собой и велела сидеть неподвижно двадцать минут. В общем, часто Даша так сидела.
Это очень печалило Дашу и ее маму. А папа вообще сначала не знал про эту проблему, потому что не слушал, когда Даша ему об этом говорила. Вернее, он слушал и кивал, но в ушах у него в это время были наушники. И он восклицал время от времени: «Ну, что ж они так! Мазилы-Годзиллы!» Даша в детском саду так тоже ругалась на других детей: «Мазилы-гадзилы!» А воспитательница услышала и сказала, что гад – нехорошее слово и так нельзя говорить. И опять посадила Дашу на стульчик.
Когда Даша в очередной раз вернулась из детского сада очень грустная и опять пожаловалась, что с ней никто не дружит, мама все рассказала папе, и они устроили семейный совет. Даша тоже участвовала и высказывала свое мнение. Только ее мнение было печальным: никто со мной не играет, и я не знаю, что делать. Наконец папа сказал:
– Я знаю, что делать! Надо найти добрую фею. Они обычно помогают детям.
Мама с сомнением спросила:
– Но где же ее найти?
Папа ответил, что знает, где обитает фея.
– Где? – заинтересовалась Даша.
– Конечно там, где много игрушек и книжек, где живут сказки и волшебство. Завтра мы туда поедем, – ответил папа.
Даша в тот день постаралась побыстрее заснуть. Она знала, что чем быстрее заснешь, тем быстрее наступит утро.
На следующий день родители поехали с Дашей в большой-пребольшой торговый центр покупать одежду и всякие нужные вещи. Для Даши все быстро купили. Но девочка печалилась, она подумала, что все забыли про фею. Папа ушел на первый этаж в магазин, где продавали все для рыбалки и спорта. Маме надо было много времени для примерки своей одежды, поэтому она отвела Дашу в специальную детскую комнату, где дети могли поиграть и подождать своих родителей. В детской комнате никого не было, хотя обычно там дежурили девушки из педагогического училища, которые занимались с детьми, пока родители заняты покупками. Мама в растерянности встала на пороге, не зная, можно ли оставить Дашу одну в комнате.
Пока мама раздумывала, совершенно неожиданно открылась дверца большого стенного шкафа и из него вышла очень маленькая, нарядно одетая, кудрявая старушка. Приятно улыбаясь, она сказала:
– Добро пожаловать, гости дорогие. Проходите, не стесняйтесь. Сегодня с детишками остаюсь я – фея сказок.
– Ах, вот оно что, – с облегчением заговорила мама. – Это вы сегодня дежурите? А мы вас так искали.
– Ну-у, можно сказать и так. Я вообще всегда дежурю в нужное время и в нужном месте, – ответила старушка.
Мама стала рассказывать про Дашину беду. Но старушка прервала ее, сказав, что все и так знает, и что мама может пойти пока по своим делам, а они с Дашей тут разберутся. Мама заторопилась, сказала, что она на тридцать минут оставит дочку, и быстро убежала, пока старушка не передумала.
Старушка присела на маленький стульчик за маленьким столиком и приглашающе поманила к себе Дашу, предлагая ей сесть рядом. Когда девочка села, старушка, как по волшебству, достала откуда-то две чашки с ароматным чаем, блюдце с пряниками и поставила все на стол. Они стали пить чай и разговаривать. Даша давно так хорошо ни с кем не разговаривала. Наверное, целый год с того времени, когда приезжала ее бабушка.
Так вот, кудрявая старушка из шкафа разговаривала так же, как бабушка, и внимательно слушала Дашу. Девочка и не заметила, как рассказала ей про то, что не получается у нее дружить с другими ребятами. Старушка порасспрашивала ее, порасспрашивала, а потом вдруг тоже, как по волшебству, достала откуда-то большую книгу и сказала:
– Знаешь что? Я тебе сейчас прочитаю сказку. Я ведь все-таки фея сказок и точно знаю, что для любого трудного положения есть своя сказка. Сейчас мы найдем нужную тебе.
И они прочитали сначала «Теремок», потом сказку «Лиса и журавль», а затем и другие сказки. Вернее, сказки читала фея сказок, а Даша слушала и смотрела картинки. Картинки были очень красивые. И можно было долго рассматривать любую картинку, а если захочется, перелистнуть страницу назад и посмотреть еще раз. А страницы книги тихо шелестели и приятно пахли: так пахнет ранней осенью яркая опадающая листва. А еще эти странички было приятно трогать и гладить, они были теплые и как будто бархатные. Даша уже знала буквы; оказалось, что она легко может сама прочитать название почти любой сказки. Это очень восхитило фею сказок.
Так незаметно прошло время. Вернулась усталая, но довольная мама, поблагодарила старушку и потянула Дашу за руку к выходу.
– Сегодня мы дарим все гостям книжки, – сказала фея сказок и дала Даше свою прекрасную книгу. – Только читать их нужно обязательно вместе. Вы обещаете?
Потом фея засмеялась звонким детским смехом, махнула рукой и сказала нечто странное. Это прозвучало как «Фантик-сантик-бантик». После этого мама присела на корточки, обняла Дашу, посмотрела ей в глаза серьезно-серьезно и сказала:
– Даша, я обещаю тебе, что, начиная с сегодняшнего дня, мы будем каждый день обязательно читать перед сном сказки.
Выходя из комнаты, Даша оглянулась и увидела, как фея сказок заходит в открытый шкаф, машет ей на прощанье рукой и закрывает за собой дверцу. Комната снова опустела.
2. Время сказок: как и когда читать сказки
Некоторые дети развиваются чуть быстрее, некоторые – чуть медленнее, поэтому бывает так, что и пятилетний, и трехлетний с интересом и удовольствием слушают одну и ту же сказку. Это совершенно нормально. Каждый извлечет для себя уроки из прочитанного. Любимые, понравившиеся ребенку сказки следует читать до тех пор, пока у него есть к ним интерес и желание слушать.
Маленькому ребенку бывает трудно долго сидеть неподвижно и внимательно слушать. Может быть, ваш малыш предпочтет как-то двигаться, возиться во время прослушивания сказки, не заставляйте его замирать на стульчике.
Считается, что лучшее время для чтения и слушания сказок – это время перед засыпанием, перед вечерним или дневным сном. Да, действительно, находясь в полусонном состоянии, ребенок с удовольствием послушает любимую сказку. Если же малыш перевозбужден и не может успокоиться, прослушивание сказок поможет ему расслабиться и перейти к состоянию отдыха. Разумеется, на ночь не следует читать страшные сказки.
Большинство детей не любит укладываться спать. Вместо того чтобы наказывать ребенка или требовать немедленного засыпания, предложите ему почитать книжку. Этот совместный процесс поможет скрасить неудовольствие от необходимости ложиться спать. Детям кажется несправедливым, что все еще бодрствуют, а их отправляют в постель, кажется, что именно сейчас будет происходить все самое интересное, а они пропустят. Их всегда мучает любопытство: что же делают родители, когда он, ребенок, спит. Поэтому ритуал отхода ко сну, сопровождаемый совместным чтением, будет способом разрешения этой проблемы. Кроме того, у маленьких детей отсутствуют представления о течении времени, о будущем. Они живут «здесь и сейчас», а будущего как бы нет. Поэтому ребенок никогда не уверен, что утро наступит и жизнь будет продолжаться. Для него сон – это прерывание жизни, действия, этакая «маленькая смерть». Горечь и обиду от того, что ему приходится ложиться спать, подсластит чтение. Оно направит мысли в приятную для ребенка сторону и примирит его с этой жестокой необходимостью.
В течение дня тоже нужно и полезно читать сказки, лучше – динамичные и познавательные, а вечером – спокойные, умиротворяющие. Хорошо воспринимаются сказки после обеда, например. Они позволяют ребенку посидеть спокойно, что способствует процессу пищеварения. Особенно это полезно для детей, уже отказавшихся от дневного сна. Обучение ребенка чтению может начинаться с того, что он прочитывает название сказки, повторяя за вами и глядя на буквы.
Позже вы сможете предложить такой вариант совместного чтения: один абзац читает ребенок, а дальше – вы.
Во многих семьях доброй традицией становится совместное чтение вслух. Все читают по очереди, или один читает, а другие слушают и потом обсуждают прочитанное. Сказки как нельзя лучше подходят для этой цели. Это помогает объединить всех членов семьи, установить теплую, доброжелательную атмосферу в доме, укрепляет и развивает добрые отношения внутри семьи. В таких семьях меньше раздоров, конфликты и проблемы преодолеваются легче.
У народных сказок существуют свои ритмы, законы и правила, следование которым делает процесс чтения приятным и полезным. Сказки обычно читают не спеша, напевным голосом с интонацией, характеризующей героев. В начале сказки прибегают к разным присказкам, позволяющим настроиться на нужную волну, подготовиться к чтению, к вхождению в удивительную сказочную страну, включить воображение. «В некотором царстве, в некотором государстве жили да поживали…» или просто «Жили-были старик со старухой…». В середине сказки есть свои присказки, допустим, такая: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ехал Иван-царевич три дня и три ночи». В конце сказки для поощрения слушателя часто принято говорить: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец». Беседуя о сказках, можно сказать: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». И тогда уже переходить к обсуждению уроков сказки.
Есть несколько простых правил, соблюдение которых сделает прочтение сказки максимально полезным, познавательным и интересным процессом.
1. Объясняйте все малопонятные слова. Родителям кажется, что ребенок должен знать и понимать все то, что знают и понимают они. Но это не так. Иногда ребенок не знаком с какими-то словами, или у него существует неверное представление о них.
2. Запаситесь картинками и/или игрушками, изображающими героев сказки.
3. Отвечайте на любые вопросы ребенка, возникающие по ходу чтения сказки, даже если вам кажется, что они не относятся к делу. Это поможет ребенку лучше воспринимать и усваивать прочитанное.
4. Задайте несколько вопросов по теме сказки. Вопросы можно задавать не сразу, а в любое другое время. Вообще очень полезно побеседовать о прочитанном, услышать и уважительно принять мнение ребенка, даже если оно вам кажется неправильным, поделиться своим мнением. Особо понравившиеся, смешные или интересные моменты сказки можно повторять и цитировать в подходящих житейских ситуациях.
5. Маленький ребенок, еще не умеющий рисовать, с удовольствием посмотрит на то, что нарисуете вы. Это начальная стадия обучения рисованию – смотреть, как рисуют другие. Нарисовать, хотя бы схематично, героев сказки сможет любой родитель. Это не обязательно делать дома за столом на бумаге. Можно просто, гуляя по улице, начертить веткой на песке того же колобка, и ребенок с интересом воспримет это как новое впечатление.
6. Найдите время и возможности поиграть с ребенком в сказку. Можно это сделать в виде кукольного театра, где все роли будете исполнять вы. При этом необязательно приобретать специальных кукол-марионеток. Достаточно просто двигать обычные игрушки, перемещая их по столу или по дивану и разыгрывая нужное действие. А можно предложить ребенку исполнить одну из ролей. Дети часто любят брать себе роль кого-нибудь большого и страшного, например, медведя, или волка, или лисы. Это помогает им справляться с неприятными, пугающими эмоциями и переживаниями. В любом случае это будет ваше полноценное и полезное живое общение с ребенком, вклад в нелегкое дело воспитания.
7. Важно! Никогда не пугайте ребенка при чтении сказок. Запугивания не помогут решить проблему, а только навредят.
8. Если ребенок неохотно и односложно отвечает вам, отложите обсуждение сказки на другое время, когда он будет более расположен к этому, перенесите на другой день.
9. Понимание того, какую эмоциональную проблему поднимает данная сказка, поможет вам расставить важные акценты и найти нужные слова для общения с ребенком. Вопросы и варианты беседы, предлагаемые к сказкам, носят условно-рекомендательный характер. Разумеется, ваша родительская интуиция поможет вам придумать, подобрать свой вариант, необходимый и полезный именно для вашего ребенка.
10. Для маленького ребенка сказки подбираются коротенькие. Если история вызывает интерес, это продлевает внимательное слушание. Не стоит насильно заставлять ребенка слушать сказки. Если вы видите, что малыш отвлекается или капризничает, лучше перенести чтение сказки на другое, более благоприятное время. Хотя иногда как раз сказка – это способ успокоить и отвлечь расстроенного или расшалившегося ребенка.
11. Длинные сказки можно читать в несколько приемов, напомнив ребенку коротко, на чем остановились в прошлый раз. Например, это может прозвучать таким образом: «Ты помнишь, мы утром начали читать сказку про Колобка, которые убежал от бабушки с дедушкой и пошел один гулять по лесу? Мы остановились на том, как Колобок встретил на дороге Серого Волка и спел ему свою песенку, а потом так быстро укатился, что Волк его не догнал. Давай теперь почитаем, что было дальше».
3. Каждому возрасту – свои сказки
Ребенок растет, и его восприятие мира постепенно расширяется и меняется. Так же, как в любом обучении продвигаются от простых понятий к сложным, сказки подбираются соответственно возрасту, чтобы ребенок мог понимать смысл прочитанного, извлекать и усваивать те способы поведения, которые помогут решению различных эмоциональных проблем.
Ребенок в два-три года не ведает страха, не понимает, как себя вести с другими людьми, не может существовать самостоятельно. Поэтому обязанность родителей постепенно знакомить его с нормами поведения и терпеливо объяснять, иногда не один раз, все непонятное и неизвестное. Важно донести до ребенка некоторые нормы безопасности и самосохранения. В этом неоценимым подспорьем являются сказки.
Лучше выбирать книги сказок с яркими красивыми картинками. Также важны игрушки, изображающие персонажей сказок, раскраски, любой подручный материал по теме сказки.
Если слишком рано начинать читать сложные волшебные сказки, возникнет много вопросов, не все еще будет понятно, ребенок не сможет уследить за длинным сюжетом. Если же вы говорите о том, что коза сказала козлятам, то ребенок слушает с интересом, для него все ясно. Такая форма сказок, где животные ведут себя, как люди, обращена к детскому восприятию, легко понимается ребенком.
Если новые сказки малыш не хочет слушать, следует отложить их на некоторое время, не заставлять его, а через три-четыре месяца попробовать снова. Может быть и так, что какая-то сказка очень не понравится ребенку, вызовет сильное чувство страха, нежелание слушать. Тогда лучше заменить ее на другую. От некоторых сказок ребенок может отказываться просто потому, что они ему стали неинтересны, он из них «уже вырос». Соответствующие смыслу сказки эмоциональные проблемы разрешились.
Опыт показывает, что дети, которым дома регулярно читали вслух и беседовали с ними о прочитанном, более способны к обучению в школьном возрасте.
Эмоциональные проблемы неизбежно возникают у каждого человека как в детстве, так и во взрослой жизни. Но способы, которыми мы их решаем, закладываются как раз в детстве. Это зависит от общего стиля жизни наших родителей, от того, какие образцы поведения они демонстрируют своему ребенку, и от воспитания. А в вопросе воспитания у нас есть веками проверенное средство – сказки. Большинство эмоциональных проблем возникает в сфере человеческих отношений. Поэтому все сказки нам дают образцы поведения с другими людьми или волшебными персонажами (животными), которые приводят к успешному взаимодействию. Сказка в метафорах и иносказаниях учит нас нормальному способу поведения и взаимоотношений, принятых в человеческом обществе.
У замечательного российского поэта, барда Юлия Кима есть песня «Диалог о совести». Начало звучит так:
– Я недавно сделал открытие:
Открыл я недавно словарь —
Оказывается, "совесть —
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго".
Так вот, сказки лучше всего позволяют нам научиться отличать дурное от доброго и научить этому своих детей. От того, какими вырастут наши дети, будет зависеть и наша жизнь в старости, и будущее нашего мира.
Маленькому ребенку легче сравнивать себя с животными, так как его представление о себе еще достаточно незрело. Поэтому начинаем с простых, коротеньких сказок, таких как «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Для детей постарше – это сказки, в которых главными героями являются тоже животные, но сюжеты усложняются: «Зайкина избушка», «Кот, дрозд и петух», «Зимовье зверей».
Затем приходит черед еще более длинных и сложных историй, в которых героями наравне с животными становятся люди, например, сказка «Три медведя». И только после этого целесообразно знакомить ребенка с волшебными сказками, такими как «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
4. Обсуждаем прочитанное, задаем вопросы, играем, рисуем
Любая сказка может неоднократно вспоминаться и проигрываться в подходящих ситуациях дома, на прогулке, в гостях. Это не только доставит удовольствие ребенку и вам, но и поможет лучше усваивать эмоциональные уроки сказок. Эти упражнения и игры могут быть самыми разными. Чем больше творчества и воображения будет проявлено с вашей стороны, тем охотнее будет откликаться на это и ваш ребенок. Особенно если вы разрешите ему иметь собственный взгляд на вещи.
Можно, например, днем прочитать сказку, а вечером вместе рисовать или раскрашивать картинки к ней, попутно вспоминая и обсуждая содержание. Можно слепить героев сказки из пластилина или глины, смастерить из бумаги и других поделочных материалов.
Вопросы, предлагаемые к каждой сказке, могут варьироваться в широких пределах. Особенно ценно будет связать сюжет сказки с реальными жизненными ситуациями и историями, участником которых мог быть ваш ребенок. Даже в обычные повседневные дела можно включать ролевые игры по сказочным сюжетам. Например, убирать комнату или мыть посуду и играть в Золушку. Это поможет избавить ребенка от упрямства и непослушания, нежелания что-то делать. Тут дается полный простор для творческого подхода любому родителю. И даже если ребенок выбирает для себя роль отрицательного персонажа, это не должно вас огорчать. Таким образом он учится справляться со своими негативными качествами.