На третьем и четвертом курсах наш студент совмещал учебу с работой учителя математики в вечерней школе. И представьте, он также проводил уроки рисования. Почему нет? Математики хорошо понимают, что такое перспектива, знают ее законы, и это роднит их с художниками.
Уже потом, десятки лет спустя, в одной из статей «Педагогического вестника» за 1996 год напишут:
«Большинство мужской части студенчества – люди, опаленные войной, творившие Победу и, к сожалению, оставившие в окопах свое здоровье. Среди них был и Пюрвя Эрдниев. Он сразу обратил на себя внимание своей неординарностью – пытливостью ума, остротой мышления, глубокими знаниями».
После учебы, работая в сельской школе, Пюрвя Мучкаевич размышлял над тем, как сделать более доступным обучение математике. Он вспоминает:
«…В 1953 году я напечатал статью в журнале "Начальная школа”. В ней шла речь о преимуществах совместного изучения на одних и тех же уроках сложения и вычитания в пределах 10».
Молодой учитель стал известен в крае как «решатель конкурсных задач», которые публиковали в журнале «Математика в школе». И вот пожалуйста – с 1953 года ему была оформлена бесплатная подписка на это издание.
Силу духа, целеустремленность и потрясающую работоспособность Пюрвя Мучкаевич Эрдниев смог пронести через всю жизнь, став настоящим примером профессионализма, самоотверженности и мужества для многих педагогов, ученых и, конечно, своих учеников.
Сила рода Эрдниевых
Сыны отражены в отцах:Коротенький обрывок рода —Два-три звена, – и уж ясныЗаветы темной старины:Созрела новая порода, —Угль превращается в алмаз…Александр Блок (Возмездие. Пролог)Семья – это корни, которые питают, дают живительные силы, помогают крепко стоять на земле. Чем сильнее эти корни, тем увереннее человек чувствует себя.
Юный Пюрвя рос в условиях, когда традиционный уклад жизни калмыков менялся, ведь он родился в 1921 году, через четыре года после революции. К началу марта 1918 года в Калмыкии установилась советская власть. Приехали комиссары, стали формировать органы управления в улусах и аймаках. Низовыми организациями были аймачные советы, однако чем они должны заниматься, представления на местах были смутные. По старинке все важные дела решали аймачные сходы. Было много недовольных, потому что советская власть – не местная, а «петроградско-московская» – решила окончательно искоренить кочевое скотоводство, привязав людей к земле. Оседлый образ жизни давался трудно, но и выбора не оставалось – к нему надо было привыкать, иначе тебя объявят «контрреволюционером». Потом вдобавок ко всему начались трудности коллективизации. А еще у калмыков попытались отнять их традиционную религию – буддизм. Причин более чем достаточно, чтобы быть недовольными большевиками.
В книге «История России. ХХ век» говорится: «Попытки расколоть калмыцкий народ на богатых и бедных, натравить калмыков на казаков совершенно не встречали поддержки среди рядовых калмыков. Народ оставался богобоязненным и верным своим вождям – нойонам и зайсангам».
Неизвестно, велись ли разговоры обо всем этом в семье Пюрви. Скорее всего, велись, но взрослые проявили мудрость не втягивать детей в омут недовольства. Вырастут – сами разберутся что к чему. Да к тому же думать приходилось о другом – как выжить. Отец рано умер, было голодно, но несмотря на тяжелейшие условия, несмотря на все горести и трудности, с которыми Пюрвя был вынужден столкнуться с самого рождения, он всегда будет вспоминать атмосферу любви и тепла, которая царила в его семье. Это ли не главное?
Одна из старших сестер Пюрви, Хулhн, трагически погибла, получив травму головы, а его брат Батр скончался от оспы. Забота о многодетном семействе легла на плечи мамы Амархан и сестер Цаган и Альман.
У Пюрви был также старший брат Саранг, и его судьба тоже сложилась трагически. Он был гелюнгом-гецелом в хуруле (служителем в буддийском храме). В 1930 году Саранга оклеветали, обвинив в чтении молитв, призывающих к восстанию против советской власти. Советская власть проводила работу под лозунгом: «Религия – опиум для народа». Саранга расстреляли, и только в 1990-х годах пришла бумага из МВД о его реабилитации и признании всех обвинений и расстрела незаконными.
Впечатления раннего детства и юности не могли не подтолкнуть к определенным выводам. Пюрвя Эрдниев, боевой офицер, прошедший войну, конечно же, не был антисоветчиком, но в партию он так и не вступил, как, кстати, и его потомки, которые никогда не числились в рядах коммунистов. Человек мудрый, он не афишировал свои политические взгляды, да и по природе своей Пюрвя Мучкаевич предпочитал молчание пустым разговорам.
Батыр Пюрвеевич, старший сын Эрдниева, вспоминает, как их мама, а она обращалась к отцу на «вы», часто говорила: «Ну скажите хоть несколько слов…»
В сентябре 1945 года, еще до поступления в педагогический институт, молодой Пюрвя, за плечами которого была война, по совету своих сестер навсегда связал свою жизнь с красавицей Булей. Однажды он сам рассказал, посмеиваясь, как старшая сестра взяла его в оборот: «Говорит, хватит тебе уже болтаться, женись. А я слушался сестру». Потом пришла любовь, ведь без любви настоящей семьи не бывает.
Бадмаева Буля Бадмаевна училась с Пюрвей в одной школе, только была на пару лет младше. Она тоже хлебнула много горя. В 12 лет девочка потеряла родителей, и ее определили в Малодербетовский детский дом, разлучив с младшим братом Георгием – тот был отправлен в Сталинградский детдом. Две ее старшие сестры вышли замуж за татар и уехали жить в Астраханскую область.
П. М. Эрдниев с супругой
После школы Буля работала в НКВД счетоводом, но «теплое» место не спасло ее от репрессий. Казалось бы, такая радость, в 1943 году Буля Бадмаевна нашла своего брата, и сразу после этого их сослали в Алтайский край.
Судьба оказалась милостива – соединила двух замечательных людей, дав начало новой семье. В тяжелые для страны послевоенные годы жизнь Пюрви и Були спасали оптимизм и трудолюбие. Буля была лучезарной, она дарила любовь и заботу, поддерживала и вселяла надежду в каждого, кто был рядом. Младший сын Эрдниевых Очир говорит, что мама всегда советовала им забывать зло, которое люди причиняют намеренно или случайно: доброму человеку легче жить.
«Нам надо дожить до серебряной свадьбы», – в самом начале супружеской жизни говорила Буля, на что Пюрвя шутливо отвечал: «Для того чтобы дожить до серебряной свадьбы, нужно иметь золотой характер».
Ну, в характере сомневаться не приходилось – такую, как Буля, еще поискать. Повезло Пюрве, Буля оказалась прекрасной женой, матерью, бабушкой и прабабушкой. Прожили они долгую и счастливую жизнь, отметив не только серебряную, но и золотую свадьбу. Буля Бадмаевна любила поговорить, была очень общительной, знала обо всем, что происходило в городе, двери их дома всегда были открыты гостям. И готовила она замечательно!
Арслан Батырович вспоминает, с какой нежностью его дед и бабушка относились друг к другу:
«…Помню, как дедушка после приема пищи всегда благодарил бабушку теплыми словами за вкусную еду. Она была внимательной и чуткой спутницей деда. Он часто советовался с ней и по насущным, и по сложным вопросам в работе».
В калмыцкой культуре считается, что у ребенка появляется своя душа в тот момент, когда он впервые оглашает криком мир, а до этого мать с ребенком делят одну душу на двоих. Именно с этим связана фраза в калмыцком языке, которая переводится как «две души разделяются». Впервые две души – матери и сына – разделились, когда у молодых супругов родился Батыр. Затем на свет с разницей в два года появились три дочери – Валентина, Мацака и Лидия. После родился сын Александр, и в семью пришло горе – он умер совсем маленьким, еще на Алтае, так и не увидев калмыцкие степи. Шестым ребенком в многодетной семье стал мальчик Очир.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Asia Russia Daily [Электронный ресурс] / Погибших в ВОВ калмыков забыли? – 2014. – Режим доступа: http://asiarussia.ru/articles/3741/
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов