До прежнего размера Чернигов не мог дорасти еще долго. Как я уже говорил, большую часть своей долгой жизни Чернигов был пограничьем. А во времена, когда внешнеполитическая деятельность в основном осуществлялась в форме массового пересечения границы с оружием в руках, пограничные города редко становились многонаселенными и зажиточными. Окружающая среда не способствовала.
В середине XIV века Черниговщина стала пограничьем Великого княжества Литовского, где городу даже соорудили небольшую деревянную крепость для защиты от татарских набегов.
Когда московский князь Иван III Великий стал фактически независимым правителем, властители небольших княжеств Северских земель решили перейти под руку единоверцев. Первым на службу к Ивану III перешел князь Бельский, за ним потянулись князья Мосальские, Стародубские, Новгород-Северские и т.п. Исход закончился русско-литовской войной 1500—1503 годов, по итогам которой Чернигов вошел в состав Великого княжества Московского, и с тех пор из-под руки Москвы надолго уже не уходил.
Впрочем, ситуацию это радикально не изменило – да, теперь Чернигов был на другой стороне Пограничья, но это было все то же Пограничье. Литовцы, потерявшие треть своей территории, жаждали реванша – и понеслось! Через черниговские земли прокатились русско-литовская война 1507—1508 годов, русско-литовская (Десятилетняя) война 1512—1522 годов, русско-литовская (Стародубская) война 1534—1537 годов… В Ливонскую войну Чернигов штурмовали трижды – в том числе и уже упоминавшийся в этой книге Константин Острожский.
Во время Ливонской войны, при Иване Грозном, Чернигов и обзавелся своим первым гербом. Как вы наверняка догадались, он появился на Большой печати первого русского царя.
Как вы видите, «печать Черниговская» представляет собой саблю азиатского вида. Подобный герб определили Чернигову первый и последний раз – больше он никогда не использовался.
В наступившее Смутное время Чернигов вновь оказался в центре событий – именно в этих землях Самозванец начал свой обреченный, казалось, поход на Русское царство. В 1604 году Чернигов стал одним из первых русских городов, открывшим Лжедмитрию ворота и присягнувшим «законному царю». В 16010 году Чернигов берут поляки, которые сжигают крепость и разграбляют город. После пожара город опустел и практически все Смутное время стоял «без власти».
По Деулинскому перемирию 1618 года, завершившему Смуту, Россия уступала Польше Смоленск, Чернигов и еще семь городов, русский царь терял право именоваться князем Смоленским и Черниговским.
Чернигов стал польским городом.
В 1623 году польский король Сигизмунд III предоставил городу магдебургское право, правда, не в полном объеме – должностные лица в еще недавно заграничном городе не избирались, а назначались королевской администрацией. Но вот городской герб Чернигов, как и положено, получил: «… в герб городской назначаєм: святой Владислав в збруи с красною хорогвою».
Польских изображений городского герба не сохранилось, но черниговцы продолжали использовать его и в Российской империи. Вот как изобразили святого в латах и с красной хоругвью в 1658 году:
А вот – печать 1698 года:
Но это именно городская печать, символ города, а не земли.
Что же касается геральдического символа Черниговщины, то гербом созданного поляками в 1633-35 годах Черниговского воеводства стал двуглавый орел с вензелем польского короля Владислава на груди. Описание это было приведено в гербовнике Каспера Несецкого «Корона Польская» (Korona Polska), изданном в 1728—1743 годах.
Есть две основные версии, почему символом Черниговского воеводства стал двуглавый орел. Одни исследователи доказывают, что двуглавый орел является древним символом черниговской земли: известно изображение двуглавого орла на турьем роге, найденном при раскопках кургана Черная Могила, двуглавые орлы изображались также на стенах Борисоглебского собора в Чернигове. Другие считают, что все гораздо проще – двуглавый орел был выбран поляками для герба отобранной у Москвы земли исключительно для того, чтобы подразнить московского самодержца.
Так или иначе, просуществовал этот герб очень недолго, всего 13 лет – Черниговщина получила герб в 1635 году, а уже в 1648 году Польша навсегда потеряла эти земли – их заняли войска восставшего Богдана Хмельницкого. Вскоре де-факто сменилось де-юре: по условиям Зборовского мирного договора 1649 года Чернигов вошел в состав Гетманщины. А по Переяславскому договору 1654 года древний русский город, побыв польским ровно 30 лет, вновь вернулся в состав Русского царства.
Но поляки не были бы поляками, если бы смирились с потерей. Как и в случае со Смоленском, Черниговское воеводство еще долго, до самого раздела Польши, существовало в «виртуальном» виде. Никак не контролируя эти земли, поляки, тем не менее, по-прежнему назначали в Чернигов воеводу, кастеляна и земельных чиновников. «Черниговская шляхта» собирала сеймики, обычно проводя их во Владимире-Волынском, и избирала шестерых депутатов от Чернигова.
Единственное – с гербом была проблема, его мало кто помнил, поэтому вариативность зашкаливала. Королевский вензель орлу практически никто не рисовал. Одни художники изображают орла черным, другие – серебряным:
На одних рисунках у орла две короны:
На других – одна:
Дело доходило до курьезов: когда расписывали посольский и депутатский залы Королевского замка в Варшаве, где должны быть изображены все гербы Речи Посполитой, для Черниговского воеводства просто сочинили новый герб. Художники просто соединили два РУССКИХ символа: древний герб Северской земли – вздыбленный серебряный конь в окружении звезд (о котором мы будем говорить позже), и русский же герб Черниговщины – одноглавый орел. Так это кощунство и красуется до сих пор в святом для каждого поляка месте.
Вот мы и добрались до русского герба Черниговского княжества. Как вы помните, та долгая русско-польская война закончилась тем, что земли в очередной раз поделили по Днепру, и левобережный Чернигов вновь стал российским городом.
В этом качестве он и появился в «Титулярнике», где его эмблемой стал одноглавый орел.
По традиции в Титулярнике активно дополняли гербы религиозной символикой – вот и черниговскому орлу вручили крест, который он сжимает левой лапой.
В таком виде черниговский герб и утвердился в пределах Российской империи. Вот он на печати Корба:
А вот на петровской грамоте на вотчины канцлеру Г.И.Головкину.
Любопытно, что в зарубежных зарисовках герба нижняя половина креста потерялась.
И крест начал напоминать воткнутый в правое плечо меч.
Но вернемся в пределы Российской империи. Первый официально утвержденный российский герб Чернигов получил 4 июня 1782 года: «в серебряном поле черный коронованный орел с позолоченным крестом в левых когтях».
Черный орел с крестом олицетворял и Черниговское наместничество:
И сменившую наместничество в 1798 году Малороссийскую губернию:
Малороссийская губерния вскоре стала Черниговской, а сам город с разделом Польши и присоединением левобережных земель в конце XVIII века престал быть пограничьем, и стал обычным российским губернским городом. В 1799 году Черниговская крепость упраздняется за ненадобностью – укрепления разбираются, валы срываются, пушки, оставленные в городе еще Петром, для красоты устанавливаются на краю Вала, где они и стоят до сих пор.
Мирный город начинает расти – около 6 тысяч жителей в 1786 году к 1897 году превращаются в 28 тысяч человек, и город наконец-то разросся до древнерусских пределов.
Черниговский орел меняет обличья с каждой геральдической реформой. Вот он после реформы Кене 1859 года
А вот такой вид приобрел в 1880 году.
В советское время Чернигов был одним из немногочисленных городов, имевшим собственный герб, но, в отличие от кировского и пермского герба, историческое изображение на герб не попало – похоже, орлы, даже не двухголовые, были тогда табуированы. Впрочем, и без орла на герб много что поместилось.
Вот что гласит на редкость многословное описание советского герба города Чернигова, утвержденного решением городского Совета депутатов трудящихся от 29 марта 1969 года:
«На фоне древнеславянского серебряного щита, символизирующего собой древность города и его важное оборонное значение в прошлом, размещены такие геральдические элементы: в верхней части щита черным древнеславянским шрифтом начертано название города «ЧЕРНIГIВ» на украинском языке; в центральной части – закругленный снизу щит; в нижней части – красного цвета серп и молот, символизирующие мирный труд и олицетворяющие нерушимый союз рабочего класса и крестьянства.
Основная плоскость малого щита разделена по вертикали золотым колосом пшеницы, символизирующем, что город Чернигов является центром области с развитым земледелием. Правая часть плоскости малого щита имеет голубой цвет, левая – красный, олицетворяющие 2 цвета Государственного флага УССР, составной частью которой является город Чернигов.
На голубом фоне плоскости изображен серебряный силуэт старинной пушки, напоминающей о том, что Чернигов в прошлом много столетий был крепостью России на ее юго-западных рубежах.
На красном фоне плоскости серебряное изображение реторты и шпули, символизирующих промышленность современного города – гиганта химии – комбината синтетических волокон и камвольно-суконного комбината, дающих более половины всей промышленной продукции города.
Пересекая голубой и красный фон плоскости, внизу льется вода полноводной Десны, на берегу которой раскинулся город. На голубом фоне плоскости волна красного цвета, а на красном – голубого».
Что касается сегодняшнего дня, то Чернигов вновь стал пограничьем на стыке сразу трех держав. И его богатая история отражается даже в геральдике.
Символом Черниговской области в 2000 году стал двуглавый польский орел с личным знаком Мстислава Удалого на груди:
А гербом областного центра еще 1 декабря 1992 года Черниговский городской совет утвердил черного одноглавого орла с крестом, который был символом города более трех веков.
Любопытно, что автором этого герба стал не профессиональный геральдист, а токарь Черниговского радиоприборного завода В. М. Сергеев.
Ну а мы из древнего Чернигова переносимся на крайний восток Черниговского княжества – в город Рязань.
Глава двадцатая. Рязань, или Режущее и колющее
Город Рязань интересен не только глазастыми пирожками, но множеством других примечательных вещей.
Например, их два.
В смысле, городов по имени Рязань – два.
Это редчайший случай в истории нашего государства, когда знаменитый город погиб, но через несколько веков совсем другой город «поменял фамилию» и принял его имя. При этом оба города – и старый, и новый – вписали немало славных страниц в нашу историю.
Тот город, который мы сегодня называем «Рязанью», не то семь, не то пять столетий назывался «Переяславлем» или «Переяславлем-Рязанским». И лишь в конце восемнадцатого века, в 1778 году был по указу Екатерины Второй переименован в Рязань.
Древний Переяславль-Рязанский. Реконструированное изображение.
В честь древней столицы великого княжества, когда-то располагавшейся в пятидесяти километрах от города, а ныне забытой и заросшей лесом. И поступок этот вполне понятен – Переяславлей на земле русской много, а вот Рязань – одна.
Рязань – «резаный город». Гипотез о происхождении названия множество, но большинство исследователей выводят Рязань от глагола «резать». Она и писалась частенько «Резань» – даже в середине XX века. И уж чего-чего, а разнообразнейшей резни в его прошлом было предостаточно. С избытком, пожалуй.
Накануне создания Русского царства в Северо-Восточной Руси было три великих княжества: Московское, Тверское и Рязанское. И если Москва и Тверь, как мы уже знаем, долго дрались за титул «первого парня на деревне», то Рязань на лидерство никогда не претендовала и обычно выступала в роли посредника или арбитра. И дело не в отсутствии амбиций – просто у рязанцев хватало других забот.
Великое княжество Рязанское много веков было пограничным краем, встречавшим всех завоевателей. К югу от рязанских земель начиналось Дикое Поле, откуда испокон веков на Русь набегали кочевники.
Когда я говорил про «славные страницы истории», я нимало не преувеличивал. История Рязани служил прекрасным примером того, что Боливар не выносит лишних. Тут на московскую историю в школе часов не хватает, а вы со своей Рязанью.
Меж тем некоторые эпизоды рязанской истории так и просятся в остросюжетный средневековый сериал в стиле «Игра престолов».
Рязань, как я уже рассказывал в прошлой главе, была восточной окраиной огромного Черниговского княжества и в «отдельное административное образование» выделилось в самом конце XI века, в 1097 году. На съезде князей в Любече Черниговское княжество разделили между тремя внуками Ярослава Мудрого – Чернигов достался Давыду, Новгород-Северский – Олегу, а младшему Ярославу выделили дальний медвежий угол, назвав его Муромо-Рязанское княжество.
Этот самый Ярослав и стал первым князем тамошних земель и основателем ветви муромско-рязанских Рюриковичей.
Икона "Святой Ярослав Муромский"
Если по мотивам его биографии написать книгу, автора обвинят в безудержном фантазерстве.
Старшим братьям он приходился единокровным – рожденным от того же отца, но другой матерью. Ярослав был сыном немецкой принцессы Оды Штаденской. Одно время она была монахиней в Ринтельне, откуда ее выкупила мать в обмен на имение Штедедорф около Хеслинге, после чего выдала замуж за «короля Руси».
«Король» с непроизносимым для немца именем Святослав Ярославович был вдов и уже имел четверых взрослых сыновей – Глеба, Романа, Давыда и Олега. Ода родила ему пятого – Ярослава.
Вот они всей семьей на миниатюре из «Изборника», маленький Ярослав – перед матерью.
Вскоре после рождения младшего «король» скончался. Нравы тогда были простыми, и молодая вдова, резонно опасаясь быть удавленной вступающими в наследство пасынками, бежит с младенцем в Германию. Бежит не просто так, а прихватив с собой часть сокровищ мужа, а оставшиеся припрятав где-то на Руси.
Там она вновь выйдет замуж, от этого брака появится дочь Алиарина, которая родит Оде внука Бурхарда, графа из Локкума, что в северо-западной Германии. По линии сына внуков было гораздо больше, но бывшая русская княгиня их никогда не видела.
Потому что выросший в Германии Ярослав, войдя в силу, вернулся на Русь. Там он выкопал спрятанные сокровища отца, нанял на них дружину, заявил братьям о своих правах и получил удел. Дальше была обычная жизнь русского князя, как и у всех в те времена – весьма бурная. Ярослав много воевал с половцами и мордвой, но чаще всего – с многочисленными родственниками. Несмотря на дальний удел, он сумел все-таки пробиться к власти и посидеть на черниговском престоле, активно поучаствовать в многолетней войне «правобережных» Мономаховичей с «левобережными» Ольговичами, потерять престол, спровоцировать этим очередную войну, быть преданным союзниками и умереть от тоски в дальнем Муроме, где ныне и находится его могила.
Ярослав Святославич становится черниговским князем после смерти брата Давыда. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.
Канонизирован за крещение рязанских и муромских земель при Иване Грозном, в 1547 году.
Если вы думаете, что с его смертью междоусобицы закончились – забудьте! Они только начались. Рязанцы дрались всю свою историю, причем преимущественно, как я уже говорил – с другими Рюриковичами. Особенно большие проблемы начались, когда владимирские князья сцепились с черниговскими Ольговичами.
Рязанцев, живших рядом с Владимиром, но традиционно связанными родственными узами с Черниговом, подозревали в измене и те, и другие. В итоге спокойной жизни у них практически не было.
Возьмем, к примеру, внука Ярослава по имени Глеб. Сей достойный муж сначала стал первым собственно рязанским князем (без Мурома), потом был изгнан из Рязани суздальцами, ушел в Дикое Поле к половцам, с их помощью вернул себе Рязань, поучаствовал во владимирско-суздальской междоусобице, начавшейся после смерти Андрея Боголюбского.
Владимирско-суздальский князь Андрей Боголюбский в реконструкции Герасимова.
Там он под шумок экспроприировал владимирское золото, был уличен и обличен, под угрозой осады Рязани объединенным войском обокраденных пообещал «ворочю все до золотника».
И действительно все вернул, но обиду затаил.
Поэтому вскоре развязал войну против севшего на владимирский престол Всеволода Большое Гнездо. Сжег Москву, пограбил Боголюбово, но на обратном пути был разбит владимирцами, вместе с сыновьями попал в плен и был посажен в тюрьму во Владимире. Можно сказать, угодил во Владимирский централ.
Муж его дочери, знаменитый новгородский князь Мстислав Храбрый, попытался добиться освобождения старика.
Б. А. Чориков. Неустрашимый Мстислав
Он даже выпросил у Большого Гнезда сравнительно неплохие условия – от Глеба потребовали лишь отказаться от Рязани, уйти на Днепр, и свободно жить в Южной Руси. Но упрямый старый князь отказался, заявив зятю: «Луче еде (здесь) умру, не иду», и действительно вскоре умер в тюрьме.
Ну а внуки самого Глеба от разных сыновей практически полностью вырезали друг друга во время так называемого «Съезда в Исадах» – русского аналога кровавой «Красной свадьбы» мартиновской «Игры Престолов».
Однажды казавшаяся бесконечной война между Владимиром и Черниговом завершилась ничьей. Мир был скреплен женитьбой наследника Всеволода Большое Гнездо Юрия на черниговской княжне Агафье, внучке польского короля Казимира II.
Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович
Когда Юрий Всеволодович после смерти отца взошел на престол, он на радостях выпустил из тюрьмы всех рязанских и пронских Рюриковичей. Напомню, что Пронское княжество было удельным в составе великого княжества Рязанского. Князья к тому времени отсидели во владимирских застенках уже несколько лет – с тех самых пор, как Всеволод Большое Гнездо во время очередного конфликта сжег Рязань, а в городе посадил своего наместника.
Кто встанет во главе во главе новообретенного княжества – многочисленные внуки Глеба должны были решить на съезде в Исадах. По приглашению князей Глеба и Константина Владимировичей туда съехались с ближними боярами и дружиной практически все князья рязанские и пронские. Встречу традиционно начали застольем, но пирующие гости вскоре были зарублены и заколоты ворвавшимися дружинниками хозяев и половецкими наемниками.
Съезд в Исадах. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.
В тот вечер Глеб и Константин перебили почти всех своих родственников. Как отмечает летопись, они порешили «пять братаничей, а шестаго брата роднаго».
Злодейство, как это часто бывает, счастья не принесло. На рязанский престол сел уцелевший кузен Ингварь Игоревич, в тот страшный день опоздавший на съезд. Через два года он разобьет Глеба и приведенных им половцев, а потом, заручившись военной поддержкой владимирцев, разобьет еще раз. Глеб, как и их общий дед, убежит в степь к половцам, где вскоре сойдет с ума.
В общем, как вы уже поняли, жизнь русских князей в те времена мало соответствовала христианским заповедям. Как считали современники, расплата за многочисленные грехи наступила через 20 лет после резни в Исадах.
В 1237 году под стены Рязани пришел «народ безвестный и чужой». Это были монголы, которых скоро во всей Восточной Европе назовут «Карой Господней».
Рязань стала первым русским княжеством на пути войска Батыя.
Монголы потребовали «десятины во всем: в людях, в князьях, в конях, во всем десятое». Но привыкшие к войнам рязанцы не зря считались одними из лучших бойцов на Руси. Князь Юрий Ингваревич ответил: «Когда нас не будет, тогда возьмете все».
«Оборона Рязани». С панорамы Е.И. Дешалыта
Так оно и случилось. Через шесть дней и ночей битвы за гранью сил человеческих все закончилось.
Вот как описывает финал «Повесть о разорении Рязани Батыем»: «И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили. Не осталось там ни стонущего, ни плачущего: ни отца и матери по детям, ни ребенка по отцу и по матери, ни брата по брату, ни по родным, но все вместе мертвыми лежали. И все это случилось за грехи наши!».
Этого разгрома город не пережил – как показали археологические раскопки Старой Рязани, после катастрофы жизнь в сожженном дотла городе больше не возобновлялась.
Так погибла первая Рязань, и функции столицы княжества перешли к городу Переславлю-Рязанскому, позже «перекрещенному» Екатериной.
Но история Рязанского княжества этим не закончилась – она слишком сильно вплетена в общерусскую историю, поэтому потом было еще много чего.
Потом был Евпатий Коловрат с дружиной – матерые воины, вернувшиеся из Чернигова на пепелище и вместо родных нашедшие трупы. Они гнались за войском Батыя и рвали монголов как волки, а на переговорах на вопрос «Чего вы хотите?» отвечали: «Только умереть».
Потом был князь Олег Рязанский, именитый соперник Дмитрия Донского и Михаила Тверского, при котором великое княжество Рязанское достигло вершины своего могущества.
Потом было знаменитое Касимовское ханство – созданный на рязанской земле Василием Темным подвластный Москве «заповедник чингизидов».
Потом был рязанский боярин Прокопий Ляпунов – один из главных творцов и убийц Смуты.
В общем, много что составило и составляет славу этой земли – вплоть до сегодняшнего Рязанского воздушно-десантного училища и неофициального титула «российской столицы ВДВ».
«Славен город Рязань!» – кричали когда-то дозорные на башнях московского кремля.
Не поспоришь – действительно славен.
Что касается рязанского герба, то эта земля и здесь отличилась. Рязань может похвастаться едва ли не самым первым прото-геральдическим знаком среди русских княжеств. Нельзя сказать, что это герб как таковой, но отличительным знаком он точно был.
Рязань, как я уже говорил, граничила с Диким Полем, поэтому рязанцы общались с кочевниками много чаще и дольше, чем кто-либо другой. В итоге они, строго сохраняя православие, переняли у степняков немало обычаев и привычек и изрядно, как тогда говорили, «обусурманились».