Серотонин – жизненно важный гормон хорошего настроения. Формирует у ребенка ощущение удовольствия при удовлетворении потребностей как физического тела, так и эмоционального аспекта. Если девочка формируется в «сопровождении» серотонина, с ней рядом – ясность ума, позитивная активность, доминирующая социальная позиция, легкая адаптивная способность, состояние удовлетворенности. Девочка видит мир вокруг себя более красочным и красивым, более безопасно для собственной психики переносит стрессовые ситуации. Формирует в себе здоровое восприятие собственного Я. Именно серотонин отправляет сообщения девочке: «Радуйся, смейся, улыбайся, активно двигайся, играй, иди на контакт с окружающими». Присутствие серотонина в жизни малышки гарантирует ее стабильное психоэмоциональное состояние. Кто и что является поставщиком серотонина? Конечно, немаловажную роль играет питание девочки. Продукты, богатые триптофаном, магнием, витамином D, а также фрукты, вместо сладостей. Сюда же можно отнести частое пребывание на солнце, физическую активность девочки и, естественно, здоровый сон.
А теперь давайте посмотрим, как родители могут способствовать выработке серотонина у девочки. Мама и папа играют со своей дочерью в разные игры, в том числе и в активные. Родители принимают свою дочь такой, какая она есть, с ее плюсами, минусами, талантами или их отсутствием. Девочке не приходится жить в обусловленной атмосфере, где ее любят только тогда, когда она соответствует ожиданиям своих родителей. К сожалению, именно обусловленная форма чаще всего сопровождает отношения родителей и детей. Каждый раз, не оправдывая ожиданий своих родителей, девочка погружается в чувство вины. Да, как только малышка не удовлетворила запрос родителя, мама или папа дистанцируются и лишают ее любви и объятий. Для ребенка страх потерять любовь мамы и папы равносилен страху смерти. От этого и формируются чувство вины и душевная горечь. Чем это опасно? Чем чаще девочка погружается в чувство вины, несправедливости, отверженности и непринятия, тем ниже уровень серотонина. А вот уровень кортизола (гормон стресса), наоборот, растет и лишает ребенка здорового сна.
Если родители хвалят свою дочь, вместе с ней планируют, мечтают и позитивно мыслят, это также способствует выработке серотонина.
К чему приводит дефицит серотонина:
• общая слабость и переутомляемость;
• чувство апатии и отсутствие настроения;
• негативное восприятие мира и частое искаженное представление о нем;
• снижение умственной активности;
• повышенная капризность, выражающаяся в постоянно претензионной интонации (нытье);
• нарушения в работе ЖКТ напрямую связаны с серотонином, так как его существенная часть вырабатывается кишечником. Проблемы с системой пищеварения в случае низкого серотонина обеспечены.
Всего один гормон, а столько важных процессов. Может девочка полноценно развиваться и формировать здоровую психику без серотонина? Нет!
Дофамин – еще один важнейший гормон, формирующий удовольствие. Его также называют гормоном поощрения и гормоном охотника. Нейробиологические исследования и эксперименты показали, что дофамин ассоциируется с мотивацией. Синтез гормона начинается с предвкушения чего-то приятного, а его максимальные показатели обнаруживаются при достижении результата. Например, мама пообещала дочери провести выходной в парке развлечений. В тот самый момент, как девочка начала думать о походе в парк, дофаминергические рецепторы начали активно работать, и, как только девочка оказалась в парке развлечений, дофаминовая активность достигла своих наивысших показателей. А если поход в парк не состоялся по каким-то причинам? Если в результате своих мечтаний девочка так и не достигла поставленной цели или родители не сдержали своих обещаний, девочка теряет интерес и мотивацию к чему-либо.
Удивительно, но активность дофамина у ребенка происходит тогда, когда он занимается любимым делом, слышит похвалу от своих родителей, чувствует их поддержку и опору. Когда мечты ребенка обсуждаются и корректируются осознанными взрослыми. Когда значимость ребенка подчеркивается мамой и папой. В таком случае мозг ребенка фиксирует и запоминает эти ощущения и формирует устойчивые и функциональные нейронные связи, а также поведенческие программы.
У девочки формируется зависимость от состояний «Я есть», «Я значима». В результате девочка выбирает правильные стратегии поведения, смело формирует свои желания и заявляет о них, укрепляет в себе мотивационную составляющую, работоспособность, настойчивость, целенаправленность и здоровое эмоциональное восприятие себя и окружающего мира. Чем чаще девочка проживает позитивные моменты, о которых я говорил выше, тем более настойчиво она будет стремиться к повторению процессов, приносящих удовлетворение и наслаждение.
Кроме того, у девочки сформируется устойчивая способность отличать, что для нее хорошо, а что плохо. На что соглашаться, а на что нет. С кем взаимодействовать, а от кого держаться подальше. Это естественным образом позволит ей быть более осознанной при достижении зрелого возраста, а также поможет при выборе рода деятельности, любимого занятия, ну и, конечно, облегчит выбор мужчины. Ведь такая девочка, став женщиной, не согласится на отношения, где она не значима. Значимость дофамина неоспорима.
Дефицит дофамина в организме девочки способен вызывать эндогенную депрессию. В результате у ребенка снижается мотивация, пропадает интерес к жизни, а плохое настроение, апатия, раздражительность, агрессивность – становятся неотъемлемой частью жизни. Сюда же можно отнести тревожность, беспокойство, различные страхи, проблемы с памятью, плохой сон, ну и, конечно, «синдром беспокойных ног», когда ребенок даже в состоянии покоя, сидя или лежа, двигает ногами или стопами. Эндогенное психическое расстройство у детей вызывает множество споров между специалистами. Одни утверждают, что угнетенно-подавленное состояние ребенка формируется без наличия внешних обстоятельств в прошлом и настоящем. Другие склонны утверждать обратное. Эмоциональная среда, в которой ребенок развивался и развивается, является причиной нарушения обменных процессов в головном мозге. Речь идет о химическом дисбалансе в мозге.
Я, конечно, разделяю позицию химического дисбаланса в мозге у ребенка. Более того, именно те дети, которые чаще всего оказываются в стрессовых ситуациях, растут в дисфункциональных семьях, в большей степени подвержены самокритике и самообвинениям. На фоне страха потерять любовь родителей наиболее безопасным для психики ребенка является поиск причин в себе. Вы только представьте девочку, которая росла в среде постоянного стресса, в основе которого были нездоровые отношения родителей между собой, либо дисфункциональная система воспитания и педагогики со стороны родителей. А может, при наличии обоих вариантов.
У такого ребенка с ранних лет формируется особенная потребность на принадлежность другому человеку. И если в детстве эта потребность выражается в желании быть принятой родителями, и ребенок делает для этого все возможное, переступая через свои ценности, то в зрелом возрасте запрос на принадлежность обретает навязчивый характер: не только принадлежать, но и обладать. Здесь уже речь идет, конечно, об отношениях с мужчиной. Девушка, выросшая в дисфункциональной системе, не чувствует себя полноценной без отношений с мужчиной, а если у нее есть партнер, она озадачена контролем за его чувствами, поведением, привычками и, конечно, делает все возможное, чтобы он соответствовал ее запросу на отношения. Быстрая влюбчивость и эмоциональная зависимость от партнера становятся нормой для такой девушки.
Еще один гормон, о котором я хочу рассказать, – это окситоцин. Это, пожалуй, один из самых важных женских гормонов, влияющий на женскую природу. Именно окситоцин принимает участие в формировании близости и любви. Каждая девочка чувствует на себе работу окситоцина в моменты нежности, радости общения, а также прикосновений от мамы, папы и остальных членов семьи. Прочная связь «мать – дитя» формируется под влиянием окситоцина и позволяет девочке в полной мере чувствовать свою здоровую принадлежность к семье. Чем больше объятий, прикосновений, поглаживаний, тем выше уровень окситоцина.
Чем чаще девочка ощущает работу окситоцина на себе, тем более прочно на физиологическом уровне формируется механизм привязанности к родителям, равно как и у родителей к ребенку. Кроме того, естественное привыкание к окситоцину в детский период создает бессознательные стратегии здоровых отношений в обществе. Девочка «сопровождается» окситоцином не только в семье, но и за ее пределами, а значит, наполняется нежностью, любовью, принятием и пониманием в общении со своими сверстниками, друзьями, родственниками. Если семья не является достаточным источником окситоцина, девочка и в социуме ведет себя достаточно закрыто. Хотя существует и обратная сторона медали. С ранних лет ребенок приобщается к дурным компаниям сверстников и получает там окситоцин через принятие и общение.
Под воздействием окситоцина у девочки снижается тревожность, нервная система работает стабильно, улучшается работа сердечно-сосудистой системы. Плюс ко всему, окситоцин является прекрасным стимулятором выработки эндорфинов, гормонов счастья и радости.
Мы прекрасно понимаем, что такая благоприятная гормональная среда формирует нейронные цепочки, а значит, и здоровые поведенческие стратегии, которые в будущем позволят девочке построить счастливые отношения с мужчиной и в первую очередь с собой.
А теперь представьте ребенка, которому с ранних лет не хватало окситоцина. Нет устойчивой связи на принадлежность. Мозг ребенка, незнакомый с окситоцином, очень болезненно воспринимает события, которые у других детей не вызывают стресса. Например, девочке нравится мальчик в школе, и она видит его с другой девочкой, которой он помогает нести портфель. Для девочки с окситоциновым голодом такая ситуация станет трагической, а для ребенка с окситоциновым насыщением – легкой неприятностью.
Представьте человека, который никогда не пробовал фрукты. Жил всю жизнь, даже не подозревая об их существовании. Что произойдет, когда он попробует их? Естественно, он испытает удовольствие, наслаждение, эйфорию и желание не терять такую прекрасную возможность есть фрукты и получать эндорфин. Так же и с девочкой, которая в детстве «не доела» окситоцина. Она вырастает и, как только сталкивается с генератором окситоцина, тут же привязывается к его источнику. А здесь все может быть очень непредсказуемо. Можно завести кошку, обнимать ее и слушать мурлыканье – окситоцин тут же даст знать о себе. С собаками та же история. Видели одиноких девушек с кошечками и собачками?
Еще одним прекрасным источником окситоцина может стать коллективизация по интересам, где девушка будет чувствовать себя частью общины. Клубы по интересам, церковь, групповые виды спорта, хоровое пение, в том числе и различные секты. Как только девушка почувствует себя объективной частью коллективного взаимодействия, проживет ощущение общности и столкнется с яркими эмоциями, все! Она будет держаться за это руками и ногами, даже если близкое окружение осуждает ее или если увлечение несет для нее опасность. Если говорить простым языком, она будет там, где есть окситоцин. Сайты знакомств – это тоже один из деструктивных источников дофамина, окситоцина, эндорфинов и серотонина. Оттого такая сильная потребность у миллионов женщин присутствовать в интернет-пространстве. Есть девушки, которые годами не вылезают за рамки интернет-ресурсов.
Вышеописанное вполне объяснимо, так как первичной задачей девушки с окситоциновым голоданием будет встреча с мужчиной. Мы помним, что у нее повышенный запрос на принадлежность. А что происходит в момент знакомства, симпатии, страсти и эмоций между мужчиной и женщиной? Конечно, сексуальная близость. Именно во время занятия сексом и получения оргазма происходят самые сильные всплески окситоцина. В этот самый момент происходят мощнейшие нейронные «соприкосновения», забывать которые девушка не хочет и не может. Вы только представьте, дофамин, эндорфины, серотонин, окситоцин – сплошные природные наркотики. Ну кто захочет с ними расставаться? Провалиться в отношения, значит оказаться возле источника гормонального питания.
К сожалению, отношения имеют свойство заканчиваться. И как показывает статистика разводов, институт семьи уже стоит на коленях. Почему? Скажу о женщинах! Входить в отношения без любви к себе – это самый опрометчивый поступок со стороны прекрасной половины человечества. У вас, женщин, отсутствует привычка любить себя, принимать себя, получать удовольствие и наслаждение от себя самой. Вы входите в отношения с мужчиной без способности кайфовать от себя. Мы, мужчины, и так с трудом понимаем вас, а если вы не транслируете любовь к себе, мы вообще теряемся.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Композиция «Родительский дом», муз. В. Шаинского на стихи М. Рябинина. Исп. Л. Лещенко.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги