Книга Практическая магия - читать онлайн бесплатно, автор Жерар Энкос (Папюс). Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Практическая магия
Практическая магия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Практическая магия


Импульсивный, или рефлективный человек тройствен, он бывает: инстинктивным, сентиментальным или интеллектуальным, но, во всяком случае, он прежде всего пассивен.

Инстинктивный тип пассивно исполняет свою привычную работу или чужую волю, но никогда не действует сам по себе. Это, по определению Кондильяка, человек-машина, если хотите, это субъект, вечно находящийся в сомнамбулическом сне.

Чувства представляют единственный путь сообщения с его психикой. Чисто инстинктивный человек, например грубый мужик, может реагировать на чувственные восприятия, лишь проявляя соответственные потребности. Во всех своих поступках он будет руководствоваться лишь чисто животными побуждениями, и идеалом его жизни могут быть только еда, питье и сон.

Высшее наслаждение он находит в опьянении, и лишь в этом состоянии начинает немного пробуждаться в нем ближайшая высшая сфера – сентиментальность; в этом состоянии он способен любить, как самец самку. Его разум находится в зависимости от инстинкта.

Это инстинктивный человек, но не человек в полном смысле этого слова.

Человек, стоящий несколько выше предыдущего, например фабричный рабочий или ремесленник, имеет более развитые чувства, это тип сентиментальный.

Чувствительное восприятие возбудит в нем сперва соответствующую потребность, но это возбуждение продолжится недолго: его место скоро займет страсть, которая и будет им управлять, так как теперь сентиментальность вступает в свои права.

Разъясним на примере точное значение только что приведенных выражений: возбуждение и сентиментальность.

Психическая часть человека подобна саду, расположенному тремя террасами на склоне горы; нижняя из этих террас называется инстинктом, средняя – чувством и верхняя – интеллектом. При рождении каждый человек получает семена для насаждения в нижнем саду (инстинкты). Из семян этих, раз попавших в землю, выходят дикие растения, не требующие со стороны садовника никакого ухода, потому что фонтан внешних впечатлений обильно доставляет им все нужное.

Но когда эти растения вырастут в способности, они принесут цветы, называемые идеями, и плоды, скрывающие зародыши новых способностей.

Семена, добытые из этих плодов, предназначены для посева во втором саду (чувств). Но в этот сад лишь редко долетают брызги от фонтана внешних восприятий, а потому об этих растениях садовнику уже приходится заботиться, в силу чего они получаются менее дикими, хотя еще и сохраняют характер растений нижнего сада.

В период жатвы средний психический сад человека украшается плодами новых способностей.

Из этих плодов нужно «с величайшей тщательностью и громадной осторожностью» извлечь семена и посеять их в саду интеллекта. Там из них вырастут новые высшие способности, при условии, однако, что садовник приложит все свое старание и внимание.

Нет идей, врожденных человеку, точно так же как нет готовых дубов в зарождающейся среди степи дубравы.

Человек обладает врожденными задатками, способными более или менее развиваться под влиянием его свободной воли. И вырастет «мифологическое дерево познания добра и зла», так как нужно уметь собирать и культивировать мистические плоды, растущие на этом дереве.

Хотя сравнение человеческой психики с садом и дало нам возможность понимать Платона и Фабра д’Оливе, но оно обладает одним важным недостатком, представляя человеческие способности неподвижными, между тем как на самом деле все психические способности человека находятся в непрерывном действии. Ввиду этого лучше представить себе названия человеческих способностей написанными на кругах, вращающихся вокруг своей оси.

Каждое внешнее впечатление, проникая в человеческую психику, приводит в движение один, два или три таких круга, смотря по тому, скольких порядков способности развил в себе человек, а от этого развития зависит и место его в природе.

Но вернемся к нашему ремесленнику.

Как мы видели, во всех его психических процессах чувство играет существенную роль. Он является типичным французом; он любит веселую музыку и романсы; высшим наслаждением для его детски наивного характера являются любовь, веселая компания, катание на лодке с музыкой. Женщина занимает в его жизни первое место. Этот страстный тип обладает большими достоинствами и не меньшими недостатками, но, во всяком случае, он способен к громадному развитию при соответствующем жизненном режиме.

Последним типом импульсивного человека является рассудочный автомат.

Может явиться вопрос: как может проявляться рассудок вне бессмертного духа? Но для разъяснения его я сошлюсь на сочинения по гипнотизму и психиатрии, сам же буду продолжать рассмотрение этого крайне важного типа.

Представитель этого интеллектуального типа не пьет, потому что это не принято в конторе, где он служит. Он не увлекается женщинами, рано женится и ведет правильную жизнь.

Он рассудителен, уравновешен, и все-таки это не человек – это машина.

Его чувство еле коснулось спящего инстинкта. Немногим более развился он на почве сентиментальности, и все его существо целиком сосредоточилось в сфере интеллектуальной.

Резонерство заменяет для него любовь, вычисление всяких пустяков служит для него музыкой, денежные вопросы занимают главное место в его существовании, и его жизненный путь представляется ему уставленным сияющими верстовыми столбами, на которых написано: 300 руб. – 480–600 – 900 – 1200–2400… и чин его превосходительства.

Вся его жизнь протекает между тремястами рублями и чином его превосходительства, а затем начинается давно ожидаемое блаженство, заблаговременно подсчитанное и взвешенное: его рай – дача с палисадником и прочие атрибуты.

В редких случаях, когда подобный субъект остается холостым, умственная деятельность совершенно прекращается вместе с выходом в отставку; инстинктивная сфера захватывает все его существо, и его карьера, полная бескорыстия, почестей и умственной лени, заканчивается к старости совершенным отупением.

Итак, этот субъект представляет тип рассудочной машины, построенной государством для своих целей и весьма полезной для общества в его настоящем состоянии, так как способности, развитые в нем строгими учителями при посредстве строгих наказаний, принадлежат к наивысшим из доступных импульсивному человеку: дедукция, анализ, сравнение и память.

Но в физиологическом и особенно в магическом смысле он являет собой не человека, а просто счетную машину. Такое определение до того верно, что даже его лучшие развлечения, нередко переходящие в страсть, не вино и не женщины, где нечего вычислять, а непременно карточная игра.

Основная пружина, двигающая человеческим интеллектом, есть числа. В этом кроется причина точного исполнения сомнамбулами внушенных действий в назначенную минуту и секунду. В этом же находится основание общей почти всем нам способности просыпаться в известный час, если пожелаешь этого, засыпая.

Итак, можно еще при жизни убить в себе человека воли – настоящего человека и заменить его автоматическим движением сфер: инстинктивной, сентиментальной и интеллектуальной. В этом заключается страшная опасность всех административных карьер, делающих человека рабом привычки, и ни военные, ни гражданские учреждения не могут избежать ее роковых последствий.

Таким образом, человек, достойный этого имени, должен кроме ремесла, заставляющего действовать механическую часть его интеллекта, иметь свободно избранное занятие. От механической работы отдыхают, работая умственно, а отнюдь не сидя без дела, так как праздность утомляет и расслабляет, как это говорил Маймонид еще в XII веке.

Теперь скажем несколько слов о сознательном человеке и о тех изменениях, какие его воля может внести в деятельность импульсивного человека. Их взаимоотношения мы выясним в главе о пьянстве, сумасшествии и гипнозе.

Властвуя над всеми импульсами, рассматривая и судя их, живет в каждом из нас дивная сила, в ком более, в ком менее развитая, – эта истинная принадлежность человека – воля.

Человек воли

Человек воли может непосредственно действовать на рефлексы инстинктивные, чувственные и интеллектуальные, а при посредстве взгляда, слова или движения – на других людей и природу, так как он воплощает в себе великую космическую силу природы.

Подобно машинисту, который, находясь на локомотиве, смотрит то на манометр, показывающий ему состояние пара в котле, то на расстилающийся перед ним путь, скрывающий, может быть, опасности, которых надо избежать, и сообразно этому управляет машиной; подобно ему, человек воли, бессмертный человек, опираясь на человека-машину, управляет им, будучи осведомлен внешними чувствами о состоянии окружающего мира и самочувствием – о состоянии организма, имея, кроме того, в своем распоряжении нервную силу, позволяющую ему ускорять или сразу останавливать свои психические движения.

Он борется с природой как с равным себе, истребляет леса, которыми она покрывает землю, и строит на их месте прекрасные города, где бесчисленные изобретения – действия его воображения на волю – делают жизнь более приятной, но и более опасной для слабых. Человек воли – пионер как материального, так и идейного мира, изобретатель, основатель городов, смелый исследователь или провозвестник вечной истины. Если понадобится, он всегда сумеет воздержаться, пострадать или умереть, потому что повелевает своим организмом, а не подчинен ему. Он господин, а не раб его.


Центры деятельности человеческого существа


Теперь понятна разница между Пифагором или Ньютоном и импульсивным человеком. Для профана и тот и другой – люди, между тем как действительно заслуживают этого имени лишь первые.

Повторим вкратце содержание этой главы.

Три отделения, три этажа, три типа, и каждый из них распадается на три подразделения.

Внизу: анатомически – живот, физиологически – фабрика материи, психологически – область чувств и инстинктов.

В середине: анатомически – грудь, физиологически – фабрика жизни и психологически – область ощущений и страстей.

Наверху: анатомически – голова (нижняя, задняя часть мозга и спинной мозг, ее продолжение), физиологически – фабрика нервной силы и психологически – область интеллекта и пассивного вдохновения.

Над этими тремя центрами властвует, совершенно охватывая их (как ангел в мистических легендах покрывает крыльями охраняемого им человека), анатомически – мозг со своими слугами – пятью чувствами и органами выражения – входами и выходами всего циркулирующего в психике; физиологически – высшие мозговые центры; психологически – область воли и активного разума. (В отношении подробностей смотри «схему психологического строения человека».)

Сфинкс

Сфинкс есть полный пантакль, выражающий в своих формах все части и разновидности человеческого существа. Поэтому и предание говорит, что решением загадки, предложенной сфинксом Эдипу, было слово «человек».

У сфинкса человеческая голова, львиные когти, тело быка и орлиные крылья (сравни символические атрибуты четырех евангелистов, изображенные на пьедестале; у большей части египетских сфинксов крылья или заменяющие их символы помещены по сторонам головы).

Формула, выражающая этот великий символ, гласит: знать, сметь, хотеть, молчать.

В рассмотрении его форм находится ключ к познанию состава человека и побуждений, им руководящих.

Бык – означает флегматическую натуру, работу и материальное тело.

Лев – сангвиническую натуру, смелость и жизнь.

Орел – меланхолическую натуру, интуицию и нервную силу.

Наконец, ангел – вне человеческого совершенства – означает холерическую натуру, волю и разум.

Французский художник и спиритуалист Жан Дельвиль (Jean Dellville) нарисовал по нашим указаниям эту аналитическую фигуру сфинкса таким образом.

Ноги (члены живота) человеческого существа схватывают быка (владеют им).

Руки (грудные члены) держат льва за гриву головы.

Наконец, головные члены – челюсти – удерживают орла за цепь, охватывающую его шею.

Крылья ангела – воля – со своей стороны окружают всю эту группу, обнимая все животные побуждения, составляющие бессознательную часть человека.

Это символическое изображение цели, достигаемой магом.


Отношение человека воли к импульсивному существу

Мы уже неоднократно говорили о мгновенной остановке начатого движения, производимой действием воли на импульсивные центры. Рассмотрим теперь это явление в подробностях.

Всякий раз, когда внешнее впечатление достигает инстинктивного центра нормально бодрствующего человека, одновременно являются соответственное ощущение и рефлективное движение. Здесь возможны различные случаи.

Если человек принадлежит к одному из низших психических состояний, то, восприняв ощущение, не препятствует импульсивной части действовать, и она удовлетворяет своим животным побуждениям, причем субъект пассивно воспринимает новые ощущения от действия импульсивного существа.

В этом случае центр сознательных восприятий действовал лишь как зеркало, отражая впечатления и записывая их; никакой активной реакции со стороны высших центров не происходило. Но если человек привык перерабатывать получаемые впечатления, то он не удовлетворится пассивным их восприятием и сейчас же подвергнет их критической оценке.

Мышление состоит в умственной обработке идеи, порожденной восприятием. Тут приходят в действие те способности, не одинаково развитые у различных людей, которые превращают идею в мысль, а мысль – в суждение.

Смотря по тому, следуют ли размышления за восприятием или нет, получаются совершенно различные результаты, вследствие чего упражнение в размышлении является необходимой подготовкой к развитию воли, и размышление в явлениях восприятия точно соответствует развитию воли в явлениях активного действия.

Ранее мы рассмотрели, как реагирует на внешние восприятия грубоимпульсивный человек; посмотрим теперь, как поступает в данном случае среднеразвитый человек.

Сознательное существо, как мы видели, отправляет три главные функции:

оно чувствует – воспринимает образы и идеи, доставляемые ему чувствующими центрами;

оно подвергает эти идеи особой обработке – обсуждению;

результатом чего является действие, производимое сознательным человеком, над импульсивным существом, внешним миром и самим собой. Здесь-то и действует воля.

Итак, ощущение может привести в действие или только инстинктивные центры, или проникнуть и в ближайшие высшие центры – в сферу чувства, тогда происходят два новых явления:

а) рефлективный импульс (эмоция), направленный к органам выражения и имеющий страстный характер;

б) специальное воздействие на сознательное существо, которое получает тогда не только ощущение, с его характером наслаждений или страдания, но еще и чувство, с его характером любви или ненависти.

Но этим еще не ограничиваются последствия воспринятого ощущения, которое, превратившись в чувство, может действовать на рассудок, и он от себя производит еще два новых явления:

в) рефлективное действие интеллектуального характера – влечение;

г) специальное воздействие на сознательное существо, воспринимаемое им уже не как чувство, а как суждение – с его характером истины или заблуждения.

Таким образом, ощущение, воспринятое человеком с достаточно развитыми центрами сознания, представляется ему последовательно в трех направлениях: в виде наслаждения или страдания, в виде любви или ненависти и, наконец, в виде истины или заблуждения, соответственно чему являются три рефлекса: потребность, страсть и влечение, каждый из которых со своей стороны может быть положительным или отрицательным, то есть активным или пассивным.

Человек приближается к источнику данного ощущения или удаляется от него, смотря по тому, было ли ощущение приятно (наслаждение, любовь, истина) или неприятно (боль, ненависть, заблуждение). Не надо забывать, что, пока речь идет лишь о первом движении, которое всегда может быть изменено действием воли, ибо, подобно тому как каждый из рассмотренных нами центров автоматичен по существу, человек воли по существу свободен.

Главное действие сознательного существа на все три импульсивных центра заключается в установлении равновесия между последними. Нарушение этого равновесия влечет за собой тяжкие психические расстройства.

Рассмотрим же подробнее, в чем заключается это равновесие.

Вы, наверно, видели в цирке, как эквилибрист пользуется при своих упражнениях балансирным шестом. Этот шест он держит горизонтально перед собой и, слегка вынося его то в правую, то в левую сторону, по надобности, легко удерживает равновесие, стоя на канате или проволоке. Шест этот совершенно пассивен в течение большей части времени, и его единственное назначение – составлять противовес случайным силам, возникающим от времени до времени и стремящимся вывести центр тяжести эквилибриста из вертикальной плоскости, проходящей через канат, что неминуемо повлекло бы за собой падение.

Человеческая психика также подвергается нередко действию случайных сил, стремящихся вывести ее из нормальной колеи, что непременно бы и случилось, если бы высшая часть человеческого существа не заботилась постоянно о восстановлении равновесия.

Что делает эквилибрист, если чувствует, что готов упасть в правую сторону? Он выносит влево свой балансирный шест, и равновесие восстанавливается. В этом случае эквилибрист противопоставляет вес шеста опрокидывающей силе, и таким образом приходят в равновесие сила тяжести, эквилибрист и шест.

В любом примере равновесия мы наблюдаем две различные сущности, воздействующие на третью, служащую связующим звеном (точкой опоры, осью вращения).

В человеческом организме тело и дух суть две субстанции противоположного характера, промежуточное же звено (жизнь, пластический посредник, астральное тело) связывает эти две противоположности в уравновешенное целое – живой организм.

Это-то равновесие и определяет своей устойчивостью то, что мы называем здоровьем, как физическим, так и психическим.

Кроме равновесия духа с телом, о котором только что шла речь, в здоровом организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты, чувства, мысли).

Низший инстинктивный центр, будучи уравновешен сознанием, даст здравый смысл; средний анимический центр (сентиментальность) даст в равновесии с сознанием рассудок; наконец, высший интеллектуальный центр, находясь в равновесии с сознанием, проявляет разум.

Эти три проявления разумности: здравый смысл, рассудок и разум – являются результатом равновесия между чувствительностью и сознанием. Равновесие их может по разным причинам нарушаться, следствием чего бывают весьма важные и интересные психологические явления.

Чтобы быть в состоянии дать себе отчет в этих явлениях, рассмотрим теперь, какие физиологические силы приходят в соприкосновение с каждым из рассмотренных психологических элементов.

Действие внешнего мира на дух и духа на мир совершается не непосредственно, точно так же, как кучер не сам непосредственно везет карету.

Органы чувств – открытые внешним впечатлениям – соответствуют материи (экипажу); дух – изображает кучера, связующая же их сила, вырабатываемая живым организмом, – нервная сила – аналогична лошади.

Таким образом, нервная сила оказывается звеном, связующим дух с материальным телом, как в воздействиях духа на материю, так и материи на дух.

Нервная сила

Рассмотрев вкратце психические функции различных частей человеческого существа, мы узнаем, насколько важную роль играют в них физиологические силы.

Как мы видели, нервная сила является необходимым орудием, посредством которого наш дух может активно влиять на организм, а следовательно, на внешний мир. Мы уже видели, при каких условиях вырабатывается нервная сила живым организмом; теперь рассмотрим, как дух пользуется этой силой.

Кроме физического тела в состав человеческого существа входит нечто оживляющее и приводящее его в движение – это астральное тело, действующее почти исключительно по закону рефлексов, то есть органическая раздражимость является причиной почти всех движений импульсивного характера, не исключая и душевных.

Например, при поступлении пищи в желудок прикосновение ее к слизистой оболочке, устилающей внутренность желудка, вызывает нервный рефлекс, в силу которого соответственные железы начинают выделять желудочный сок. Подобным же образом действуют и импульсивные психические центры: как только какое-либо внешнее впечатление их достигает, они автоматически приходят в действие, перерабатывают впечатление в идею, которую и передают высшим центрам.

Рассмотрим же теперь, каким образом ощущение, воспринятое органом чувств, передается психическому центру.

Из органов чувств исходит в момент восприятия ощущение, как учат современные физиологи, – особого рода колебательное движение, которое передается нервному флюиду, а от него уже психическому центру. Под влиянием этого колебания психические центры приходят в действие, благодаря чему соответствующие идеи получают возможность проявиться.

В нашем примере колебание передается нервным флюидам с периферии организма к психическому центру, этот последний приходит в действие и заставляет тот же нервный флюид передать соответствующие колебания в обратном направлении (от психического центра к периферии) – соответствующим мускулам, чем определяется их сокращение.

Итак, один и тот же флюид (так как в организме не имеется другого нервного флюида) передает импульсы по обоим направлениям в зависимости от того, на котором конце нервного проводника импульс возникает.

Но не одно только внешнее впечатление может привести в действие импульсивный психический центр, то же самое осуществляется и влиянием воли.

Благодаря запасу нервного флюида, который всегда имеется в распоряжении духа, находящегося в бодрствующем состоянии, он может во всякое время сам воздействовать на соответствующий психический центр и остановить любое рефлективное движение.

Следовательно, импульсивное существо во всех своих трех проявлениях поставлено между физическим телом и духом, оно одинаково повинуется импульсам, исходящим как от того, так и от другого, отдавая предпочтение сильнейшему. Вот почему человек, отвыкающий постепенно воздействовать волей на импульсивные центры, тем самым приучает их повиноваться исключительно внешним побуждениям и скоро становится рабом своего физического тела, вместо того чтобы быть его господином.

Как было сказано ранее, нервная сила есть колеблющаяся среда, передающая всевозможные импульсы. Отметив это, рассмотрим механизм действия духа на тело.

В нормальном состоянии дух настолько владеет (через посредство нервной силы) импульсивными психическими центрами, что они не могут действовать противно его воле, но, как только в распоряжении духа не оказывается должного количества нервной силы, импульсивные центры выходят из повиновения и начинают преувеличенно реагировать на малейшее восприятие. В этом случае причина переданного высшим центрам ощущения лежит в значительной степени внутри организма, и порожденная им идея не соответствует на этот раз внешней действительности. Таков механизм появления галлюцинации.

Мы видим, что причина этого патологического явления заключается не в болезненном состоянии духа, который, будучи божественной природы, никогда не бывает болен, а в недостаточном количестве нервной силы, нужной духу для управления психикой, что заставляет нас взглянуть на явление галлюцинации с совсем новой точки зрения. Опасность галлюцинаций состоит в том, что они ведут человека к ложным суждениям. Вот почему нервное истощение считается опасной болезнью.

Все вышесказанное ничуть не мешает духу получать ощущения, чувства и суждения от импульсивных центров, им самим приводимых в действие, и в этом случае дух, наверное, не ошибется в истинной причине получаемых ощущений.

В распоряжении духа обыкновенно находится количество нервной силы, не только достаточное для удержания в повиновении низших центров, но имеется еще и некоторый запас ее, которым он может воспользоваться для работы воображения.

Воображение – есть способность воли создавать идеи, посредством вибраций нервной силы, направленных в импульсивные центры, и группировать так или иначе эти идеи действием специальной способности сознательного духа. Воображение есть роскошь, быстро исчезающая при малейшем переутомлении, то есть как только нервный флюид не будет вырабатываться в избытке, нужном для образования запасов.