Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки.[3]
15. Крест «патриарший» или «лоренский»
Шестиконечный крест. Именно такая форма изображена на печати наместника византийского императора в Корсуни.
Лоренский крест
16. Крест четырехконечный «immissa»
Подобные кресты появляются в римских катакомбах, начиная с III века н. э. Это – наиболее популярная форма креста и по сей день.
Крест “immissa”
17. Крест «папский»
Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII–XV веках и поэтому получила название «папского креста».
Папский крест
18. Крест шестиконечный «Русский православный»
Нижняя перекладина креста означает весы, мерило, которым каждому будет отмеряна его доля, награда или наказание.
Шестиконечный крест
19. Крест восьмиконечный православный
Наиболее соответствующая форма креста тому, на котором был распят Иисус. Восьмиконечный крест – точно передающий форму креста на Голгофе.
Восьмиконечный крест
20. Крест семиконечный
Семиконечный крест мистически указывает на искупление Спасителем всех семи грехов человеческих.
Семиконечный крест
21. Крест «терновый венец»
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов.
Крест «терновый венец»
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.[4]
Одновременно обозначает наказание изгнанного Адама, мучения Спасителя и награду, славу.
22. Крест «виселицеобразный»
Часто используется для украшения храмов, богослужебных предметов, святительских облачений.
Виселицеобразный крест
23. Крест «виноградная лоза»
Крест «виноградная лоза»
Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.[5]
24. Крест «лепестковый»
Лепестковый крест часто используется в оформлении храмов, мозаичных картинах, витражах. Его можно увидеть среди главных элементов розенкрейцерской символики (подробнее читайте в разделе «Роза»).
Лепестковый крест
25. Крест «Греческий», корсунчик
Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную. Традиционная для Византии форма креста.
Греческий крест
26. Крест «накупольный»
Используется для украшений куполов храмов. Полумесяц трактуется как Вифлеемская люлька Христа, евхаристическая чаша, церковный корабль, якорь надежды, древний змий.
Накупольный крест
27. Крест «трилистниковый»
Используется чаще всего для изготовления напрестольных крестов.
Трилистниковый крест
28. Крест «мальтийский» или «георгиевский»
Форма креста, принятая орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства.
Георгиевский крест
Мальтийский крест
29. Крест «просфорный-константиновский»
Равносторонний крест, дополненный монограммой «IC.XP.NIKA», что по-гречески означает «Иисус Христос – Победитель». Эта «просфорная» печать означает выкуп грешников из греховного плена.
Константиновский крест
30. Крест старопечатный «плетеный»
Это плетенье получено от древнехристианского искусства, где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетение в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях.[6]
Плетеный крест
31. Крест «криновидный»
Символическое изображение креста из лепестков лилии – одного из символов Спасителя.
Криновидный крест
32. Крест четвероконечный «каплевидный»
Крест, дополненный каплями христовой крови, просочившейся из ран от тернового венка (вверху), гвоздей в руках (слева и справа) и ногах (внизу).
Каплевидный крест
33. Крест «распятие»
Изображения Христа на кресте разнятся в зависимости от эпохи, трактовки церковных догматов и географии вероисповедания. Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, со скрещенными и разведенными ступнями, прибитыми одним и двумя гвоздями, а также провисающим на руках.
Крест распятие
34. Крест схимнический или «Голгофа»
Монограммы на схимническом кресте означают следующее:
«М.Л.Р.Б.» – место лобное распят бысть
«Г.Г.» – гора Голгофа
«Г.А.» – глава Адамова
«IC» «ХС» – имя Иисуса Христа
«НИКА» – Победитель
«СНЪ» «БЖIЙ» – Сын Божий
«I.Н.Ц.И» – Иисус Назорей Царь Иудейский
«ЦРЪ» «СЛВЫ» – Царь Славы
Крест «Голгофа»
35. Крест «гамматический», на Западе «crux gammata», он же свастика
Древний солярный символ (подробнее читайте в разделе «Свастика»).
Такой простой символ – две перекрещенные между собой линии. А столько значений, столько смысла, столько сакрального веса.
Гамма тический крест
История символа
История креста как символа уходит своими корнями глубоко в древность. Возникновение этого сакрального знака связано далеко не с христианством и не с фигурой Иисуса Христа как такового. Его история начинается намного раньше, в древние времена, во времена появления огня.
Как только люди научились разжигать огонь, они стали совершенствовать эту технологию. Инструментом для розжига служили два крестообразно сложенных куска дерева с углублением в точке перекрещивания.
Подобный способ используют в некоторых австралийских племенах до сих пор.
Так как у древних людей понятие Солнца и Огня были тесно связаны, а инструмент в форме креста служил для добычи этого самого огня, то знак креста стали связывать с солнцем, огнем, жизнью.
Часто символ креста вписывали в круг – знак Солнца, тем самым подчеркивая непосредственную связь этих понятий. Именно из-за тесной связи с Солнцем крест и получил такое широкое распространение.
«Становится ясной также и связь этого символа со жреческим или царским званием и достоинством, а также с культом богов плодородия и растительности. Ибо все эти боги являлись олицетворением животворящего тепла, все они родственны по своему происхождению, если не прямо происходят от него, того первичного божества, наиболее старинная модификация которого нам известна под именем ведийского Агни».[7]
Люди понимали, что огонь может защитить их дом от хищников, холода и ненастья, поэтому украшали свои дома символами креста, чтобы привлечь солнце в свои дома и дать им защиту. Такие же символы они наносили на одежду, утварь, украшения, оружие, культовые сооружения.
Еще в дохристианские времена крест использовался как религиозный символ среди нехристианских народов. Во многих случаях это явление было связано именно с поклонением природе как таковой.
Фрагмент настенной росписи в египетской гробнице «древнего» фараона Рамзеса III
Когда и где впервые человек начертал этот символ – неизвестно. Изображение креста найдено на памятниках каменного века. До наших времен сохранились вазы бронзового века с изображениями креста. Часто это изображение встречается на домашней посуде этого же времени. На острове Крит, к примеру, найден сосуд с изображением греческого равностороннего креста. Сосуду примерно пять тысяч лет.
В Древнем Египте крест был символом бессмертия. Его изображали на одеждах жрецов, с ним в руках рисовали великих богов. Особенно часто с крестом в руке изображали Исиду и Гора.
Большое количество изображений креста было найдено на античных предметах во время раскопок Трои знаменитым археологом Шлиманом. В Древнем Риме хранительницы священного огня, весталки, носили на шее изображение креста – эмблему, символизирующую свою должность. Во время инициации в Греции надевали на шею крест. Вот и обряд крещения, обгоняющий христианский на много столетий.
Казнь на кресте
Крест был типом смертной казни в Древнем Риме, которая была уготована рабам или бесчестным людям. Позорная казнь, последняя, ужаснейшая. «Само название креста противно римскому уму, взорам и слуху», – так писал Цицерон. И, тем не менее, позднее изображение казни на кресте стало почитаться миллионами людей на земле.
«Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть ужасного и возмутительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, бессонницу, лихорадочное состояние вследствие ран, столбняк, публичность позора, продолжительность страданий, антонов огонь в открытых ранах, – все это, вместе взятое, и в самой высшей степени, но без лишения чувств, которое бы одно и могло стать для страдальца некоторым облегчением. Неестественное положение делало мучительным всякое движение, воспаленные и беспрестанно подновляемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии – в особенности в голове и животе – распухали и напрягались от прилива крови. Ко всем этим разнообразным и постоянно возрастающим мучениям присоединялись невыносимый жар и мучительная жажда. Совмещение одновременно всех этих мук производило такую нестерпимую тоску, которая самый вид смерти, этого страшного неведомого врага, при приближении которого всякий человек трепещет, делала приятным, мечту о ней – усладительной».[8]
Цилиндрическая «орфическая» печать 300 года. Античный Орфей, распятый на кресте.
Во время казни крест вначале ставили стоймя, затем к нему прикреплялся осужденный. Руки прибивали гвоздями, ноги привязывали веревками, либо также прибивали гвоздями. На высоте ног обычно прибивали горизонтальную дощечку для опоры. Все это делали не ради удобства приговоренного, а для того, чтобы смерть от опустившегося тела не наступила слишком быстро.
«Жестокая особенность крестной казни заключалась в том, что в этом ужасном состоянии можно было жить в страшных муках три-четыре дня. Кровотечение из ран в руках скоро прекращалось и вообще не могло быть смертельным. Истинной причиной смерти являлось противоестественное положение тела, которое вызывало страшное расстройство кровообращения, ужасные головные боли, боль в сердце и, наконец, оцепенение членов. Распятые на кресте, если они обладали крепким телосложением, могли даже спать и умирали только от голода. Основной мыслью этой жестокой казни было не непосредственное умерщвление осужденного с помощью определенных повреждений его тела, а выставление раба с пригвожденными руками, из которых он не сумел сделать хорошего употребления, к позорному столбу, где его и предоставляли гниению».[9]
Сакральная геометрия креста
В символе креста четко выделяются две линии и центр. Идея того, что крест – есть пересечение двух направляющих – и является основной. К примеру, круг и квадрат также акцентируют внимание на определенном участке пространства. Однако четкого центра в их не наблюдается, конкретная точка здесь не важна. Крест же – наоборот, делает акцент на центре пространства, не уделяя внимание окружающим плоскостям.
Помимо этого, крест нередко соотносится с системой географических координат. Это нередко прослеживается в представлениях древних людей (наскальные рисунки, изображения на шкурах животных, керамике, стенах домов и храмов), а также в древних мифах. К примеру, из райского сада Эдема в четыре стороны света вытекают четыре реки.
Линии делят пространство на четыре сектора (четыре – сакральное число для многих народов), исходя из центра четырьмя лучами. Как уже было сказано, крест нередко соотносился с культом солнца, поэтому его внешний вид можно трактовать и как фигуру из солнечных лучей, исходящих из одной точки.
Крест символизирует четыре стихии, на которых основан мир. Символизирует макрокосм: пересечение линии горизонта и вертикальной оси мира. Символизирует микрокосм: человек с раскинутыми руками. Символизирует и борьбу, столкновение противоположностей, их слияние и гармонию: материи и духа, неба и земли, мужского и женского начал.
Треугольник. Божественная триада
На небе оба глаза Господа и его лоб образуют треугольник, а их отражение образует треугольник в водах.
Книга СохарТреугольник в самом широком смысле обозначает любые тройственные понятия: Небо-Земля-Человек, отец-мать-ребенок, тело-душа-дух (эфир), триада богов, святая Троица. Это символ полной гармонии и равновесия.
Мостовые из уложенных в форме треугольника плит встречаются уже в древнем урочище Лепенский Вир на Дону (в VII тысячелетии до н. э.), а треугольные царапины на костях имеют еще больший возраст. Треугольник – одна из уникальных фигур. Ее необычный сакральный смысл заключается в том, что этот самый смысл меняется в зависимости от направления треугольника. Таким образом, его символическая трактовка определяется направлением, расположением и формой треугольника. Его значения варьируются в зависимости от того, куда направлена его вершина.
Равносторонний треугольник, направленный вверх
Олицетворение божественного совершенства и гармонии. Издревле все символы с восходящим направлением означали близкую связь с божественными духами. Поэтому древние шаманы вскидывали руки вверх, чтобы призвать дождь на засушливые земли. Связь с солнцем, огнем, жизнью, духовный подъем – все это входит в символику равностороннего треугольника, направленного вверх. Мужской солнечный знак, обозначающий созидательную мужскую силу, плодородие, фаллическую мощь. Равнобедренный треугольник, направленный вверх и окрашенный в красный цвет означает королевское величие.
– Этот символ изначально обозначал мужчину, – сказал он Софи. – Напоминает рудиментарный фаллос.
– Вот именно, – согласилась с ним Софи.
– Так оно и было, – подтвердил Тибинг. Лэнгдон продолжил:
– Символ этот известен под названием клинок, или меч, и призван подчеркивать агрессивность и мужественность. Кстати, этот же похожий на фаллос символ до сих пор используется в шевронах военной формы для обозначения чина.
– Да уж! – усмехнулся Тибинг. – Чем больше у тебя пенисов, тем выше твой чин. Парни – они всегда парни.
Браун Д. Код да Винчи. М.: АСТ, 2003.Равносторонний треугольник, направленный вниз
Это направление треугольника – обратное предыдущему, является знаком луны, воды и дождя. Толкований этого символа – множество, но все они в конечном итоге сводятся к одному направлению. Направленный вниз треугольник – треугольник инволюции – символ мягкости, душевности, женского начала. Здесь вспоминают обозначение женской утробы, женского лона, в котором вынашивается плод ребенка, женский лобок, представляющий ту же форму, женские гениталии. Казалось бы, совершенно тривиальное явление параллелизировалось с великой Матерью-богиней, вдыхающей божественную искру во все живое на земле. Все физическое, телесное, символически связывается именно с этим треугольником.
Таким образом, у нас есть «возвышающийся» треугольник – олицетворение солнца, возвышенного, божественного, фаллического, и треугольник «ниспадающий» – знак луны, земного, физического, психологического, женственного. Два разных треугольника, соединенных вместе, дают в результате космическую гармонию, гармонию сексуальную. В оккультизме этот символ именуется «Щитом Давида» или «Печатью Соломона» (подробнее читайте в параграфе «Гексаграмма»). Два треугольника, которые соприкасаются вершинами, означают цикличность существования всего живого, начало и конец, жизнь и смерть, единство противоположностей.
Треугольник в религиозном и научном толковании
Забавное толкование разным треугольникам давал в Древней Греции Ксенократ из Калхедона, руководитель платоновской академии. Равносторонний треугольник, вне зависимости от направления, он называл божественным, утверждая, что в нем воплотилась священная гармония. Равнобедренный он называл демоническим и приписывал ему ущербность, несмотря на внешнюю кажущуюся гармоничность. Разносторонний в его толковании был человеческим и отражал несовершенство людской натуры.
• В философской системе Пифагора греческая буква «дельта» из-за ее треугольной формы считается символом создания космоса.
• В Древнем Китае треугольник являлся символом женского начала, а с подвешенными мечами символизировал восстановление. В тибетском тантризме комбинация двух равносторонних треугольников в виде гексаграммы представлял собой «проникновение в женственное мужского огня».
• В древнемексиканских рукописях треугольный символ является знаком понятия «год».
• В индуизме это символ женской животной силы – Дурги.
• В раннехристианскую эпоху манихейцы использовали треугольник как символ Троицы. Однако позже, равносторонний треугольник направленный вершиной вверх, стал знаком Бога. Бог христианской Троицы представлен глазом внутри треугольника или фигурой с треугольным нимбом. Ту же самую символику треугольник имеет и в иудаизме.
• В религии египтян, индусов, кельтов, скандинавов, ацтеков, инков и многих других народов треугольник мог олицетворять триаду главных богов. У египтян, например, вертикальная сторона треугольника ассоциировалась с Осирисом, горизонтальная – с Исидой, а гипотенуза – с их сыном Гором.
• В христианской иконографии три ипостаси Бога (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), составляющие Святую Троицу, изображались либо в виде равностороннего треугольника, либо в форме треугольника, образованного тремя пересекающимися кругами. Символами триединого христианского Бога были также треугольный нимб и глаз в треугольнике (эмблема «Божьего ока»).
• В голубом масонстве золотая эмблема «всевидящего Божьего ока» пополнилась дополнительным элементом совершенства – девятью лучами, исходящими из ее центра. В качестве «47-й задачи Евклида» треугольник является символом главы масонской ложи и знаком старшего мастера.
• В алхимии два равносторонних треугольника с вершинами, направленными вверх и вниз, обозначали, соответственно, огонь и воду. Взятые вместе, они символизировали единство противоположностей: сущность и субстанцию, стабильность и изменчивость, дух и материю и т. д.
Иллюстрация книги Василия Валентина «Douze clefs de Saggesse»
В аллегорическом искусстве треугольник в качестве музыкального инструмента принадлежал музе Эрато, исполнявшей под его аккомпанемент лирические песни.
При произнесении ритуальных магических заклинаний треугольник также вписывается в магический круг. Знак треугольника может завуалированно истолковываться как трилистник (тройной лист клевера), который считается символом мужского рода.
Священные фигуры – оккультные знаки – нельзя созерцать безнаказанно (опрокинутый треугольник – не то, что прямой: опрокинутый – самосознание, обращенное к духу, прямой – на себя); созерцание треугольника на калоше, которую топчем мы (знак божества!) есть пародия на обряд: и неспроста святым этим знаком давно штемпелюют калоши и, ежедневно мы топчем в грязи властный знак Божества. И это – дело «их» рук…[10]
Символ треугольника часто используют для оккультных ритуалов в западной церемониальной магии, теургии, церемониальной демонологии, сатанизме и некоторых ритуалах некромагии.
Изображение оккультного треугольника имеет следующий сакральный смысл:
– треугольник концентрирует энергию, символизирует высшие силы, их проявление;
– треугольник проявляет призванное существо в рамках начертанного треугольника, не позволяя ему распространять энергию за его пределы;
– каждая сторона треугольника означает существо, способствующее проявлению энергии;
– треугольник используется для облегчения контакта с существом, а также для приношения дани ему. В данном случае треугольник работает как линза, помогая преобразовать привычное нам трехмерное пространство в четырехмерное.
Треугольные символы четырех стихий
Помимо этого, треугольник нередко используется на промежуточных стадиях оккультных ритуалов.
XXVI. Магическим орудием начертить на востоке Гексаграмму Огня, произнеся: «АРАРИТА».
Эта гексаграмма состоит из двух равносторонних треугольников, обращенных вершинами вверх. Начните с вершины верхнего треугольника и начертите его по часовой стрелке. Затем укажите вершину второго треугольника и начертите его по часовой стрелке. Вершина нижнего треугольника должна совпадать с центром верхнего.
XXVII. Начертить на юге Гексаграмму Земли, произнеся: «АРАРИТА».
В этой гексаграмме вершина нижнего треугольника обращена вниз, поэтому ее можно начертить одним круговым движением.
XXVIII. Начертить на западе Гексаграмму Воздуха, произнеся: «АРАРИТА».
Эта гексаграмма напоминает гексаграмму Земли, но основания двух треугольников здесь совпадают, образуя ромб.
XXIX. Начертить на севере Гексаграмму Воды, произнеся: «АРАРИТА».
В этой гексаграмме нижний треугольник помещен над верхним так, что их вершины совпадают.
Иллюстрации – из книги Алистера Кроули «Книга О»
Магический треугольник христианских теософов есть знаменитая «абракадабра», которому они приписывали необыкновенные свойства. Употребляясь в качестве магической формулы, это слово обычно вписывалось или выстраивалось в перевернутый треугольник (РАТП) следующим образом.
Для этого универсального принципа герметической философии алхимики в качестве знака использовали крест (символ материального мира) и треугольник с острием, обращенным вверх – иероглиф стихии огня.
В советское время треугольник был знаком отличия младшего командного состава Красной армии. Один треугольник обозначал командира звена; два треугольника – командира отделения, расчета, легкого танка или бронеавтомобиля; три треугольника – помощника командира взвода, а четыре треугольника – старшину роты, батальона, батареи, дивизиона или заместителя политрука.