В социализации этот аркан очень важен, потому что он в принципе определяет характер и порядок социализации, социализации в том или ином контексте. Помните, что в Советском Союзе были свои ценности? Там была пирамида. Это были октябрята, пионеры, комсомольцы, члены партии и все, что было вокруг них. Была некая идеология, построение социалистического общества, и Иерофант был один. Потом у нас был переходный период, когда прививали другие, достаточно чуждые нам рыночные ценности. То есть Иерофант сменился.
Таким образом, Иерофант определяет ту общественную среду, в которой нам придется социализироваться и которой нам придется соответствовать. Хотим мы или не хотим, но мы живем в пространстве Иерофанта.
В отношениях Иерофант может показывать две вещи. Первое – это система убеждений, как поступать правильно, а как неправильно. Это ответы на вопросы о том, как правильно ухаживать, как правильно принимать ухаживания, когда правильно, а когда неправильно вступать в интимную близость, как это должно происходить, что должно происходить после этого.
Чем более традиционным является общество, тем больше на него влияет Иерофант. Согласитесь, что Иерофант, допустим, на Кавказе, в Средней Азии или в странах ислама сильно отличается от того Иерофанта, который регламентирует отношения в европейских крупных городах. Мы здесь говорим обо всем, начиная от структуры отношений мужчины и женщины, порядка вступления в брак до отношения к однополым бракам, смене пола, инцесту и многому другому. И у каждой культуры есть свой такой особенный Иерофант, который все нововведения обосновывает и даже одобряет, так что Иерофант может быть очень-очень причудливым.
Вторая тема в отношениях, которую контролирует Иерофант, – это тема уважения. Сейчас это менее популярно, но я помню, что в Советском Союзе многие женщины выбирали себе мужей исходя не из того, что те подходили им как мужчины, что они были эмоциональными, любящими. Нет, женщина размышляла так: «Я выхожу за него замуж, потому что я его уважаю. Вот он уважаемый человек, и я буду с ним». Сейчас уважение больше основано на каких-то социальных достижениях, но для некоторых людей важно быть в отношениях только с тем, кого есть за что уважать.
Категория личностного роста подразумевает здесь следующий момент. Есть Иерофант как система внутренних ценностей – это Иерофант функциональный, а есть Иерофант давящий и разрушающий.
Иерофант может и должен опираться на три момента:
1. соответствие личности человека;
2. соответствие существующему социальному контексту;
3. соответствие здравому смыслу.
Если Иерофант, как система ценностей, подходит человеку, соответствует тому обществу, в котором человек находится, и соответствует здравому смыслу, то Иерофант является колоссальным внутренним ресурсом, своего рода внутренним стержнем, внутренней опорой, внутренним базисом. А если Иерофант, наоборот, не соответствует личности человека, не соответствует той системе социальных взаимоотношений, в которых человек находится, не соответствует здравому смыслу, то он разрушает личность и является крайне нефункциональным.
Первые шесть арканов очень важны, потому что они (то есть нулевой аркан и арканы с первого по пятый) определяют фундамент человеческой личности и всю структуру социальных взаимоотношений человека. Это базовые матрицы отношений, взаимоотношений, понимания и восприятия личностных фигур, личности вообще, персонажей, которые на стадии взросления впитывает в себя младенец, ребенок, молодой человек.
Первые шесть арканов больше связаны с детством и становлением личности. Вообще в психологии есть такое правило, совершенно четкое утверждение, что 90 % знаний о мире человек получает в возрасте до четырех лет. Потом уже идут лишь комментарии, комментарии и комментарии. Так и здесь. Мы подробно разобрали то, на основании чего и как формируется личность, а дальше уже у нас идут комментарии.
VI. ВЛЮБЛЕННЫЕШестой аркан, Влюбленные, – попроще. Это ситуация выбора, выбор, который еще не сделан. То есть это двусмысленность, выбор, необходимость сделать этот выбор во всех смыслах.
В социальном плане есть такой важный маркер, как свадьба. Абсолютно прикладное значение свадьбы в том, что влюбленные реализовались, что выбор сделан и девушка из двух вариантов выбирает стать женщиной. Даже семантически в языке это отражено: выйти замуж. Она выбирает решение выйти замуж, то есть сменить социальный статус. И она все-таки выбрала мужчину, за которого выходит замуж. Именно так Влюбленные реализуют рубеж окончания стадии Влюбленных.
Но если Влюбленные остаются и в замужестве, это значит, что кто-то из партнеров, чаще женщина, сомневается, за того ли она вышла замуж, нужно ей это или нет, он это или не он, в случае мужчины – она это или не она. Это продолжение сомнений, а также колебания и двойственность.
В социальном плане есть и хорошие, и плохие моменты. Хорошие моменты в том, что у человека есть выбор: где работать, где учиться, где жить, что делать. Чем человек моложе, тем больше у него, соответственно, выбора. Чем человек старше, тем ему бывает проблемнее кочевать с работы на работу, из семьи в семью, из отношений в отношения. Поэтому, как правило, Влюбленные в большей степени реализуют себя в молодом возрасте. Потом человек уже начинает выбирать, выбирает, и все – выбор сокращается.
Негативное значение аркана Влюбленные в социализации говорит о том, что человек никак не может сделать выбор. Он в этом институте проучился, все время кочует по каким-то социальным институтам, социальным контекстам, по местам работы и никак не может определиться. Он может быть слабым и неустойчивым.
То есть если у нас, например, в раскладе выходит аркан Влюбленные, а потом Маг – два эти аркана подряд читаются таким образом, что я сомневался, выбирал-выбирал, потом сделал правильный выбор и теперь доволен и преуспеваю. Если у нас Влюбленные и Колесо фортуны – конца и края этому выбору нет, так что Влюбленные тоже требуют к себе каких-то комментирующих соседних арканов. Соседние арканы показывают, сделан выбор или нет, а также в какую сторону этот выбор склоняется.
Кроме свадьбы как социального маркера этот аркан актуален в отношениях следующим образом.
1. Человек сомневается, занимает двойственную позицию: то ли ему нужны эти отношения, то ли не нужны; то ли любит, то ли не любит; то ли хочет, то ли не хочет – вообще непонятно, чего хочет.
2. Отношения уже есть, и человек сомневается: «А мне вообще нужны эти отношения? Не нужны. Может, мне заменить его/ее на кого-то?»
3. Отношения есть, а в раскладе выпадают Влюбленные. Если этот аркан выпадает в стороне от отношений, это означает наличие другого человека. Говоря проще, наличие любовника, любовницы, второй жены, какого-то претендента или претендентки. А также это присутствие выбора. Человек, который в этих Влюбленных находится, начинает выбирать, с кем ему быть, в какую сторону ему жить.
Влюбленные нестабильны, они все время находятся в колебаниях. Тема личностного роста проявляется здесь в осознании выбора, в способности делать этот выбор и в способности нести собственную ответственность за свой выбор.
VII. КОЛЕСНИЦАСедьмой аркан – Колесница. Основные значения: движение, динамика, целеустремленность, усилия. Архетипически аркан Колесница связан с военным делом, поэтому здесь воинская служба, служба вообще, государственная служба, служба в полиции, в силовых структурах. Все это под Колесницей.
В социализации аркан очень важный, потому что он говорит о способности к труду, трудолюбии, способности к усилиям, способности куда-то стремиться. То есть это целеустремленность, а также важнейший момент, способствующий социальной реализации, – дисциплина. Причем имейте в виду, в Колеснице усилия, целеустремленность и дисциплина присутствуют, а результата в ней нет и он даже не гарантируется. Результат присутствует в Маге, в Императоре. То есть надо смотреть, к чему эта Колесница стремится. Она может привести нас к каким-то итогам и результатам, а может и не привести. Может выясниться, что все это время человек ехал не туда и упирался не в том месте.
Каждый из арканов полностью проявляет свое значение только в сочетании с другими арканами и в контексте, который мы смотрим.
В отношениях Колесница проявляется двояко.
1. Этот аркан практически всегда указывает на скованность и эмоциональную закрытость, зажатость, то есть на совокупность каких-то комплексов, психологических и эмоциональных ограничений, в рамках которых человек не может ни осознавать свои чувства, ни проявлять свои чувства, ни воспринимать чувства другого человека. Это эмоциональная броня, эмоциональная и поведенческая закрытость.
2. Второе значение – компенсационное. Оно не всегда присутствует, но оно проявляется. Например, мужчина испытывает достаточно сильную скованность в отношениях с женщинами и поэтому проявляет грубость, брутальность и напор. Этим компенсируется как раз отсутствие тонкого понимания, чувствования женщины и способности к сопереживанию. У женщины тоже чувственная и эмоциональная закрытость и невозможность проявить чувства и ответить на чувства мужчины может сопровождаться грубостью, брутальностью и псевдонезависимостью. То есть она говорит: «Мне не до отношений. Я много работаю, а мужчины слабаки». Это тоже может быть под Колесницей.
Таким образом, в отношениях этот аркан проблемный. А вот для личностного роста это исключительно важный аркан, потому что он говорит о способности вообще двигаться к цели, а самое главное – о дисциплине, то есть способности к концентрации усилий, концентрации стремлений и действий.
VIII. РАВНОВЕСИЕ (ПРАВОСУДИЕ)Следующий, восьмой аркан – Равновесие, он же – Правосудие. Архетипически аркан Равновесие обслуживает тему «равновесие/не равновесие». Сейчас я объясню, что это значит.
В социальном плане этот аркан имеет отношение к юриспруденции, то есть к любому юридическому оформлению документов: оформление/расторжение браков, судебные процессы, кассации, апелляции, тяжбы, обращения в вышестоящие инстанции с Иерофантом. Например, Равновесие + Иерофант = обращение к вышестоящей судебной инстанции. То есть юридическое оформление любых бумаг, любое правовое регулирование на основании законодательных актов – это Равновесие.
В отношениях аркан проявляется трояко. Если есть персонаж, мы смотрим тему отношений и выпадает аркан Равновесие со слабыми картами, то, как правило, этот человек в отношениях ищет для себя опору, того, на кого бы ему опереться. Он пытается обрести равновесие за счет другого человека. Например, у нас есть персонажи под Шутом, они вступают в отношения и выпадает Равновесие. Это значит, что инфантильный персонаж ищет родительскую фигуру для того, чтобы выровнять свою жизнь и чувствовать себя хорошо.
Наоборот, если аркан Равновесие выпадает с человеком, находящимся в очень сильном социальном и психологическом статусе (Император, Императрица), то это потребность предоставлять опору. То есть, с кем бы человек ни общался, он всегда поддержит, поможет – и деньгами, и добрым словом, и чем-нибудь еще. Таким образом, с сильными картами это готовность предоставить опору, готовность помочь выровняться.
Если у нас карты равновесные сами по себе (тот же Маг, например), это говорит о том, что человек в отношениях ищет равную для себя пару: равную эмоционально, психологически, социально и по целому ряду других параметров.
В категории личностного роста это сложная тема. Это понимание того, что мы всегда живем от равновесия к равновесию и что период относительного равновесия сменяется для нас периодами неопределенности и хаоса. Мы через них проходим, обретая новое равновесие, но это опять же не вечно. И мы в рамках такого цикла существуем от равновесия к неравновесию и обратно.
Есть такой памятник китайской философии, мантике – Книга Перемен «И цзин». Там как раз речь идет о том, что каждая триграмма символизирует некое равновесие, которое наступает, проходит, исчерпывает себя и идет к следующему равновесию.
Мне часто задают вопрос: «Сочетание Равновесия и Верховной Жрицы – это поиск равной пары?» Верховная Жрица создает здесь некую созерцательность. Равновесие, как статус, говорит: «Мне и так неплохо. Я нахожусь в относительном равновесии. Если придет партнер, который это равновесие поддержит и будет ему соответствовать, то мне будет хорошо. А если не придет, то и наплевать». Верховная Жрица в любом случае дает созерцательный аспект и принятие того, что приходит. Там нет ни поиска, ни выбора. Там принятие того, кто приходит. Знаете, есть такие персонажи (и мужчины, и женщины), которым по большому счету вообще без разницы, с кем быть в отношениях и с кем жить. Кто-то же должен быть. Скорее вот так.
А вот Маг и Равновесие – это как раз очень высокое мнение о себе, высокая самооценка и однозначно поиск партнера, который этой оценке будет соответствовать и которого мы тоже будем оценивать, исходя из Мага.
IX. ОТШЕЛЬНИКСледующий, девятый аркан – Отшельник. Очень спекулятивный аркан, потому что его базовое значение – это одиночество, брошенность, изолированность, отстраненность, отчасти даже ненужность. Аркан связан со старостью. Возвращаясь к пятому аркану, Иерофанту, можно сказать, что старость бывает разной. Когда старость уважаемая, когда отношения сохраняются, к человеку обращаются за тем, чтобы он поделился жизненным опытом, мудростью и зрелостью, – это Иерофант. А брошенные, одинокие, никому не нужные старики – под Отшельником, поэтому самый базовый момент, связанный с Отшельником, – это одиночество.
Есть такое скрытое изотерическое обозначение этого аркана – самоуглубление, поиск истины внутри самого себя, обращение взгляда внутрь для поиска скрытого смысла вещей. Это, конечно, актуально, но не всегда. И опять же, одиночество здесь по большому счету является важным фактором.
Отшельник тесно связан с психотерапией, причем с личным прохождением именно психоанализа, то есть углублением внутрь. И когда человек проходит психоанализ, особенно аналитическую психологию К. Г. Юнга, там возникает такой момент, что пациент должен обращать свой взгляд внутрь, проводить эту внутреннюю интроспекцию и искать ответы в самом себе, то есть функция аналитика не столько в интерпретации материала, который выходит из человека, сколько в том, чтобы помочь человеку самому этот материал осознать и интегрировать. Эти процессы тоже под Отшельником.
Вообще запрос на глубинный психоанализ бывает в двух случаях. Либо это серьезные жизненные проблемы, которые невозможно разрешить, либо это тенденции к радикальной перестройке личности. И то, и другое человек проходит один, то есть он проходит все это в одиночестве, при помощи психоаналитика. По большому счету психоаналитик ему, с одной стороны, никто, а с другой стороны, он становится для него всем: и папой, и мамой, и братом, и сестрой, и другом, и даже отражением собственного Я. И все это вокруг человека и его одиночества.
Еще раз предлагаю не спекулировать этой темой, то есть всегда исходить из того, что Отшельник – это одиночество, изолированность, отстраненность.
В социальном плане аркан очень слабый. Он говорит об отсутствии социализации, даже о десоциализации. Бомжи, например, – современные отшельники. Надо помнить о том, что Отшельник, с одной стороны, аркан асоциальный и десоциальный, то есть при нем невозможно социализироваться, это потеря социализации, одиночество, выпадение из общества. А с другой стороны, Отшельник всегда существует в рамках какого-то общества. Есть Отшельник, и он отстранен от некого общества. Отшельник не может быть сам по себе. Как Император не может быть без подчиненных, Императрица не может быть без детей, так и Отшельник не может быть без того общества, от которого он отстраняется. Но аркан очень-очень слабый и в бизнесе и в социализации нересурсный. То есть ресурсов и возможностей нет.
В отношениях – это одиночество. Причем тут есть целый спектр одиночества, и то, какое значение актуально, показывают соседние карты.
1. Первое значение Отшельника – это невозможность, неспособность находиться в отношениях в силу психологических, эмоциональных или каких-то воспитательных причин. Человек не может построить отношения, поэтому он там один и страдает.
2. Второе значение – человек не хочет вступать в отношения. Ему нормально одному, и он сознательно отстраняется.
3. Третий вариант – человек может быть в отношениях, у него может быть партнер, может быть семья, семья с детьми, но человек все равно чувствует себя одиноким. Такое тоже бывает. То есть Отшельник может быть встроен в уже существующий контекст отношений.
В сфере личностного роста могут быть вариации, связанные как раз с внутренней интроспекцией, с пониманием того, что все вопросы, которые мы задаем о себе, о собственном благополучии, преуспевании, своей судьбе, имеют ответы только в одном месте – у нас внутри. Нет смысла искать их снаружи, нет, наверное, смысла искать для себя какие-то фигуры, которые на эти вопросы ответят. Эти фигуры, скорее, могут помочь нам разобраться в самих себе. Отшельник – это способность находить ответы в самом себе.
Здесь также существует такой прагматический момент, как способность переносить одиночество, причем для мужчины это более важно, потому что женщина в одиночестве чувствует себя гораздо хуже, для нее одиночество не очень приемлемо. Все же традиционные мужские инициации были связаны как раз с необходимостью переносить те или иные периоды одиночества.
X. КОЛЕСО ФОРТУНЫКолесо Фортуны – аркан неоднозначный. Помимо всех тех основных значений, связанных с развлечениями, переменами, шоу-бизнесом, кино, рекламой, туризмом, то есть социальными моментами, самый главный архетипический момент, связанный с Колесом Фортуны, – это то, что оно вертится циклично. Под Колесом Фортуны подразумеваются цикличные перемены.
И у нас есть четыре фазы. Это колесо поворачивается к лучшему, и у нас наступают перемены к лучшему. Потом у нас начинаются какие-то проблемы и неурядицы – колесо поворачивается дальше. Следом мы от какого-то нормального статуса с проблемами можем перейти к ситуации тяжелого кризиса. Колесо поворачивается совсем вниз, и потом оно же нас вытягивает наверх – возникают перемены к лучшему. И в этом Колесе Фортуны у нас есть как минимум четыре сектора. От нормальной ситуации к хорошему, от хорошей к проблемной, от проблем к кризису и от кризиса к восстановлению, так что Колесо Фортуны – это про цикличные перемены, перемены по кругу.
В социализации это особые профессии – кино, телевидение, театр, шоу-бизнес, индустрия развлечений, игровой бизнес, отчасти туризм и все смежные с этим сферы. Если выпадает этот аркан, значит, человек может в этом себя реализовывать и преуспевать. Также в социализации Колесо Фортуны говорит о смене мест работы, учебы, бесконечной чехарде и движении по разным социальным институтам и контекстам.
В отношениях Колесо Фортуны может говорить об ориентации на получение удовольствий от отношений. Например, это варианты какого-нибудь курортного романа, отношения для совместного получения удовольствия и развлечения. Но этот аркан подразумевает и смену фаз: развлечение, скука, отторжение и так по кругу, поэтому очень часто он указывает нам на пресыщение и поиск новых партнеров, в том числе сексуальных. То есть здесь смена партнеров, смена сексуальных партнеров, смена партнеров по развлечениям и впечатлениям.
Личностный рост в этом аркане связан с тем, что человек может развивать в себе игровое отношение к жизни, то есть воспринимать окружающий мир не как пространство для работы, каторги или подвига. Он может развивать в себе такое игровое отношение к жизни, что окружающий мир станет пространством определенного рода игры. Если мы возьмем такую глубокую традицию, как индийская ведическая метафизика, то там будет даже такой термин – «лила», то есть восприятие окружающего мира как пространства божественной игры. Но это достаточно высокая архетипическая позиция, которая в той или иной мере может быть нами освоена, если в этом есть необходимость.
XI. ВОЖДЕЛЕНИЕ (СИЛА)Следующий аркан – Вожделение. В старых традициях он назывался Сила. Я его обычно так и называю для краткости. Это женский аркан, и в нем доминирует женщина, потому что именно женщина управляет сексуальными драйвами. Аркан связан с жизненной силой, со здоровьем, с тем, что в психоанализе называется либидо. То есть это первичная сила, связанная с жизнью, выживанием, пожиранием, доминированием, захватом новых территорий, а самое главное – с размножением. В этом аркане заключен колоссальный жизненный и сексуальный потенциал.
В социальном контексте есть два момента.
1. Социальные взаимодействия обязательно имеют под собой сексуальную подоплеку и сексуальный контекст. Допустим, деловые партнеры выбираются не потому, что они компетентны или обладают какими-то способностями, а потому что они притягивают как сексуальные партнеры. То есть на работу, допустим, берут исходя из принципа того, кто кому нравится.
2. Необходимость больших энергозатрат для достижения результата. То есть само по себе ничего не будет достигнуто, а придется упереться, потратить силы, вложиться энергетически.
В отношениях тоже два значения.
1. Акцент на сексуальные взаимоотношения, на желания и страсти.
2. Вопрос, кто кого сильнее психологически, эмоционально, харизматически, кто кого продавит, кто навяжет свою волю, то есть силу своей личности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги