Книга Империя. Книга 1 - читать онлайн бесплатно, автор Константин В. Малофеев. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Империя. Книга 1
Империя. Книга 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Империя. Книга 1

Тир то подчинялся власти владык Египта, Ассирии и Персии, то бунтовал и предавал их. При царе Хираме I Великом (969–936 гг. до Р.Х.), подчинившем Сидон и Библ, Тир пользовался авторитетом у самого царя Соломона. Иерусалимский Храм был построен тирским мастером Хирамом из тирских же материалов. Именно этого Хирама масоны считают своим родоначальником. Кроме того, Израиль при Соломоне был участником коммерческих предприятий Тира на Красном море.

После смерти царя Соломона еврейское царство разделилось на два: южное – Иудею со столицей в Иерусалиме и северное – Израиль (или Северный Израиль), который вскоре окончательно попал под влияние Ханаана.

В отличие от Тира, где царская власть просуществовала какое-то, пусть и недолгое, время, политический строй большинства городов Ханаана был олигархическим. Ханаанский город либо имел при себе марионеточного монарха, либо вовсе освобождался от единоличной, пусть и формальной, власти правителя. В середине II тысячелетия до Р.Х. египтяне с удивлением отмечают, сколь отлично государственное устройство ханаанских городов от их собственного. Кое-где еще есть цари, но, когда говорится о финикийском городе Арваде, то всегда упоминается только городская община – «люди Арвада». Последние выступают стороной, равноправной царям. Арвад, по всей видимости, был не царством, а олигархической республикой.

Подобно своему собрату и деловому партнеру – вавилонскому банкиру – ханаанский торговец легче шел в подчинение чужому далекому государю, нежели покорялся власти собственного царя. Олигархи предпочитали платить дань иноземным завоевателям, а не содержать свою армию. Коммерсанты боялись популярности в народе удачливых военачальников. Такой военачальник мог однажды стать полноправным царем. А монархия всегда была главной угрозой безнаказанности олигархов.

Главный герой Ханаана – торговец, коммерсант. На него работают ремесленники, его интересы обслуживаются корабелами, моряками, караванщиками, он дает деньги на храмы и крепостные стены. Для торговых дел ему нужны счет и письмо, именно поэтому вместо неспешных иероглифов и клинописи ханаанейцы впервые внедряют в широкое употребление торопливую азбуку, состоявшую только из согласных букв. Все это нужно для успешной коммерции.

Когда инвестиций одного купца не хватало для снаряжения целого торгового судна, ханаанейцы создавали «хубур» – коммерческое товарищество нескольких купцов, владевших одним кораблем. Затем хубуры стали владеть многими кораблями, складами и целыми колониями. Так появились юридические лица – общества, созданные с целью получения прибыли. Впервые в истории узаконивалось объединение людей не ради молитвы (храм), не ради безопасности (государство), а ради коммерции.

Ханаанские хубуры сотнями распространялись по всему Средиземноморью: строили склады, оборудовали порты, возводили верфи, но они редко искали крупные земельные приобретения. Чаще всего им хватало маленькой колонии, где образовывалась и функционировала торговая фактория. Она моментально включалась в сеть, раскинутую ханаанской торговой машиной на колоссальном пространстве Средиземноморья. Ханаан ставил во главу угла прибыль. Это было идеальное общество для инвестиций и бизнеса. Государство было подчинено бизнесу. Древний идеал для современных транснациональных корпораций.

Закономерно, что у авторов либерального направления именно Ханаан-Финикия выступает как идеал децентрализованного общества. Так, А. Талонов пишет: «Финикийцами предлагалась концепция децентрализованного общества, основанная на торговле, финансах, производстве без государственности и армий, в котором доблестью считалась удачная торговая операция, а не участие в военной авантюре… Финикийский культурно-исторический тип – уникальное явление в мировой истории… Ничем не стесненная экономика обеспечила весь мир разнообразными товарами с широким ценовым диапазоном. Несдерживаемая инициатива купцов позволила до предела расширить границы первоначальной ойкумены, вовлекая в нее ранее неизвестные племена и народы, встраивая их в длинные и сложные торговые цепочки»[23].

Либеральные мыслители сожалеют, что «финикийская альтернатива» с ее торгашеским эгоизмом была отвергнута Греко-римской Империей: «Вся наша история – это история бесконечных войн за захват территорий, построения империй. Персоналии такой истории – императоры-завоеватели, поэты и философы, восхваляющие их или осуждающие. Финансист на века стал презираемой фигурой и не имел шанса быть допущенным в анналы истории… Концепция децентрализованного, построенного на врожденных эгоистических интересах человека, достигаемая обменом одного товара на другой… предложенная финикийцами, была отвергнута»[24], – продолжает А. Талонов.

Культ прибыли и человеческого эгоизма не был единственным из смертных грехов Ханаана. Там, где начинается поклонение материальному, жди чудовищных преступлений ради выгоды и разнузданного разврата плоти.

Языческую религию в древности исповедовали так или иначе все народы, за исключением избранного Богом народа Израиля. Однако далеко не каждый извод язычества побуждал своих адептов к человеческим жертвоприношениям и развратным оргиям, преступлениям против самих основ нравственного закона. Ни в Египте, ни в Месопотамии не встречается следов систематических человеческих жертвоприношений. Религия же Ханаана вобрала в себя все самое отвратительное, что имелось в языческом культе.

Оргиастические культы обычно справлялись в устроенных на высотах-бамот «священных» рощах-ашерах или у считавшихся одушевленными каменных столбов-маццебот. Русский богослов А. Олесницкий (1842–1907 гг.) в работе «Мегалитические памятники Святой Земли» рисует нелицеприятную картину того, что совершалось близ этих столбов: «У камня, как у живого и оживляющего начала, хананеяне, мужчины и женщины, искали жизненной плодотворной силы, у его подножия зачинали и рождали детей, заранее посвящавшихся в жертву тому же камню, когда он охладевал и мертвел (образ безжизненного зимнего солнца) и сам нуждался в согревании его живой человеческой кровью… Мегалитические центры, с одной стороны, были местом блудодеяний, прикрывавшихся культовыми целями, а с другой стороны – местом кровавых человеческих жертв»[25].

Раскопки посвященных Ваалу и Астарте (Бэлу и Иштар) святилищ и высот подтвердили библейские рассказы и обличения: были найдены многочисленные кувшины с детскими костями. Также подтвердились свидетельства о существовавшем у ханаанейцев ритуале «укрепления» нового дома замурованными костями убитого младенца. «В финикийско-пунической культуре… детские жертвоприношения, по-видимому, осуществлялись регулярно. Насколько нам известно, здесь приносили в жертву детей обоих полов и преимущественно в возрасте, когда они начинают ходить»[26], – отмечает австрийский исследователь Армин Ланге.

Сохранились тексты угаритских песнопений, обращенных к Баалу: ему торжественно обещали в жертву ребенка-первенца, если он отгонит от города могущественного соседнего правителя: «O Ваал, если ты прогонишь от наших ворот сильного врага, воина от наших стен, быка, Ваал, мы освятим, обет, Ваал, мы исполним, первенца, Ваал, мы освятим…»[27].

Ханаанский ритуал детского жертвоприношения «в целях обороны» засвидетельствован на египетских военных барельефах храма в Карнаке. На них изображена группа сановников осажденного египтянами ханаанского города, устремивших руки и лица к небесам. Один из них держит сосуд для воскурения благовоний, а два других сбрасывают убитых детей со стены города. У одного из сбрасывающих в руке нож. Нужно, наверное, обладать особым цинизмом, чтобы утверждать, как делают некоторые современные авторы, что барельеф изображает, как взрослые спасают детей, спуская их со стен, чтобы они могли убежать. Очевидно, что нож в руке для такого спасения был бы совершенно не нужен.

Рассказ о том, как царь Моава отбивался от израильтян, полностью совпадает с данными египетских рельефов и табличек: «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его… и взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26–27). Ветхий Завет свидетельствует о «ненавистных делах волхвований» и «нечестивых жертвоприношениях», совершавшихся в Ханаане, и о безжалостных убийствах детей, и о пожирании на жертвенных пирах человеческой плоти и крови (Прем 12:3–6).

Бог не случайно потребовал от пребывавшего в земле Ханаанской Авраама человеческой жертвы первенца, а затем отвел его руку и повелел не причинять Исааку никакого вреда. Тем самым Израилю было наглядно показано различие между верой в истинного Бога и демоническими суевериями его соседей-ханаанейцев.

В Вавилонии широко практиковалась храмовая проституция в честь богини Иштар, именно отсюда происходит выражение «блудница вавилонская». Однако в Ханаане женской проституцией дело не ограничивалось. Там при святилищах обитали, выполняя роль проституток, и мужчины, подвергшиеся оскоплению. Живший во II веке н. э. в Сирии древнегреческий писатель Лукиан Самосатский в своем произведении «О сирийской богине» оставил описание оргии, в которой вместе со жрецами принимали участие ханаанские муже-женщины:

«Каждый год многие оскопляют себя и становятся похожими на женщин… Они никогда не надевают мужской одежды, но носят женское платье и исполняют женские работы… в то время, как одни играют на флейтах и справляют оргии, на многих уже находит безумие, и, хотя пришли они сюда только как на зрелище, начинают делать следующее… юноша, которому надлежит совершить это, с громким криком сбрасывает свои одежды, выходит на середину и выхватывает меч; мечи эти постоянно находятся там, как я думаю, для этих целей. Оскопив себя мечом, юноша носится по всему городу, держа в руках то, что он отсек. И в какой бы дом он ни забросил это, оттуда он получает женские одежды и украшения»[28] (пер. С. С. Лукьянова).

«Обилие непристойных фетишей, изображающих мужской половой орган – символ оплодотворяющей силы Ваала, – обнаруженных археологами в Финикии и доизраильских слоях Ханаана, очень ярко свидетельствует о грубо-чувственном характере народной религиозности»[29], – так характеризует религию Ханаана богослов игумен Арсений (Соколов).

Здесь эгоистические интересы человека выставлены напоказ в самой простой и грубой форме. Собственно, у финансистов – наследников Ханаана – эта символика сохранится. Все эти Вааловы фаллосы через несколько тысячелетий обретут в США, а затем и по всему миру, прямых «архитектурных наследников» в виде небоскребов. А роща-«ашер» под названием «Богемская роща» возле Сан-Франциско, Калифорния, и в наши дни ежегодно проводит оргиастические сборища современных ханаанейцев.

Церковь Бога Всевышнего

В эпоху расцвета III династии Ура, когда этот город был столицей Империи Шумера и Аккада, в нем родился Авраам, сын Фарры, ставший отцом всех верующих в Бога единого. В правление царя Шульги (2094–2047 гг. до Р.Х.), если следовать библейской хронологии, Фарра и Авраам, взяв с собой всех родственников и домочадцев, удалились из Ура и отправились на север в сирийский Харран – родовые земли амореев.

Языческие владыки Ура находились в этот период на пике своего могущества. Как свидетельствует Писание, Фарра и его дети тоже были язычниками: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской» (Нав 24:2–3).

Однако даже поклоняясь «иным богам», Авраам, несомненно, обладал чутким религиозным сознанием и стремлением к истинной вере. Но то, что представало его глазам в столице, было обмирщением, забвением сакрального, профанацией религии. Царь Ура экспроприировал храмовые земли, которые таким образом из собственности божества перешли во владение человека. Сам Шульги был обожествлен и восхвалялся сверх всякой меры. Подлинное живое чувство власти, служащей воле Божией, сменилось, по словам И. Дьяконова, настоящим триумфом бюрократизма.

Тогда Авраам решил покинуть процветающую внешне, но уже обреченную на разгром амореями и эламитами, столицу Империи. Он предпочел пустыню, по пути в которую и услышал призыв Божий: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:1–3).

Призвание Богом верующих из столицы в пустыню не раз повторится в истории уже Христианской Империи. Особенно чуткие в духовном отношении люди, удаляясь от обмирщения и ересей в пустыню, образовали монашество – чудесный народ, обладающий великой силой и спасающий Империю словом и молитвой. Способность людей следовать Божьему призыву, как некогда Авраам, всегда была надежнейшим индикатором духовного здоровья и Церкви, и Империи.

В случае же с Авраамом такое призвание было особенно важно, поскольку через него впавшее в языческий мрак человечество возвращалось к вере в истинного Бога. Символом этого стали чудесные события, происшедшие с Авраамом после битвы в долине Сиддим. Царь Элама, господствовавший над Междуречьем после разгрома Ура, отправился вместе со своими месопотамскими вассалами в поход на взбунтовавшихся царей Содома и Гоморры и разбил их. Среди угнанных в плен оказался и родич Авраама Лот. Тогда патриарх собрал своих слуг и в ночной атаке разгромил эламитов. Когда Авраам возвратился с победой, то отверг попытку царя Содомского, символизирующего падший мир, обогатить его: «даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (Быт 14:23).

Авраам принял благословение от царя Мелхиседека: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино – он был священник Бога Всевышнего – и благословил его, и сказал: Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт 14:18–20).

Священство Мелхиседека – это служение Богу среди мира, погружающегося в тьму языческой дикости. Потомки Ноя, предав забвению отеческие заветы, сначала утратили страх Божий, а затем впали в идолослужение, со временем приобретавшее все более мрачную окраску. Тем важнее для нас свидетельство Библии о Мелхиседеке. Молитва и служба истинному Богу не прекращалась со времен Ноя до Авраама. Всегда был Первосвященник, отправлявший эту службу, призывавший благодать Божию на хлеб и вино и благословляющий верных Богу Единому.

Призванный истинным Богом, Авраам теперь получил помазание от истинного священства. Ему было суждено стать родоначальником Народа Божия. Однако это должен был быть не обычный народ: не случайно Господь образовал для Авраама потомство в утробе неплодной старухи Сарры. И не случайно, что Авраам получил повеление принести своего первенца в жертву Богу, и лишь в последний момент Исаак был спасен от смерти рукою ангела.

Эта несостоявшаяся жертва, помимо того, что навсегда отучила Израиль от следования ханаанским человеческим жертвоприношениям, символизировала, что самой своей жизнью народ Израиля принадлежит только Богу. Чудесно спасенный Исаак становился не столько сыном Авраама, сколько сыном Бога.

Взявшийся в сущности из ниоткуда народ Израиля должен был существовать по милости и воле Господа ради выполнения возложенной на него особой миссии – слышать слово Божие и научать ему остальных.

Эта миссия требовала абсолютной жертвенности и отречения от мирских забот: мелкой похоти и великой власти. Именно поэтому Господь вывел Авраама в пустыню из столицы тогдашней Империи, где среди политической суеты голос Божий не был бы расслышан. И именно поэтому род Авраама получил чудесное, противоречащее законам биологии происхождение: чтобы из него мог произойти чудесный народ – не племя, но Церковь. Таково было призвание Израиля.

Бог заключил с Авраамом и его потомством Завет (союз). Народ Израиля своим возникновением обязан именно Завету. Весь смысл его существования – в исполнении Завета. Материальным символом Ветхого Завета стало обрезание. Духовная же суть его – безраздельная преданность единому истинному Богу, упование на Него, служение Ему. Народ, несущий бремя Завета, должен очищать окружающий мир и готовить его к принятию всей полноты истины, которую принесет Христос. У Израиля, таким образом, есть миссия. Ради ее исполнения народ Израиля должен сражаться с язычниками и оберегать себя от всякого смешения с ними.

Бог назначил уделом Аврааму и его потомству землю Ханаана, указав тем самым, что народ-богоотступник должен быть заменен народом-Церковью, народом-богоносцем. Ханаанейцы поклонявшиеся Вельзевулу, князю бесовскому, ради своего стремления к богатству и похоти, должны были исчезнуть во тьме времен, уступив землю потомкам Сима во исполнение пророчества Ноя: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт 9:25).

Борьба между Израилем, детьми Авраама, и ханаанейцами станет главным сюжетом мировой истории на все времена. Первый акт этой драмы разыграется между Израилем и Ханааном непосредственно на земле Ханаана.

Последующие будут разворачиваться в других частях света и в другие эпохи. Но суть борьбы останется та же – верные Богу против богоотступников.

Миссия Израиля

Вера в Бога Всевышнего, в Бога единственного, преданность и служение Ему – главная ценность, которую нес в себе народ Израиля, передавая ее из поколения в поколение. Особым предметом заботы была чистота веры в единого Бога, которую так трудно было сохранить в языческом окружении.

Потомки Авраама, Исаака и Иакова (названного Израилем) жили среди ханаанейцев. При Иосифе Прекрасном сыны Израиля, будучи частью коалиции «царей-пустухов» гиксосов, завоевали Египет. Столицей гиксосского Египта был город Аварис, открытый в наши дни австрийским археологом Битаком. Раскопки в Аварисе свидетельствуют, что материальная культура евреев и других гиксосов ничем не отличались друг от друга. Бытовая и обрядовая религиозность за время пребывания в Египте также могла стать общей.

Столь значительное отступление от веры предков объясняет, почему во времена Исхода народ Израиля, взбунтовавшись против Моисея, создал зримый символ Бога в виде тельца из литого золота. Такие статуи посвящались ханаанейцами Ваалу – языческому богу, изображавшемуся в образе могучего быка. Пророк Моисей уничтожил Золотого тельца, но традиция поклонения ему еще возродится позднее.

Израиль вторгся в Ханаан, имея повеление Божие полностью уничтожить проживавшие там нечестивые народы. Необходимо было создать очищенную от язычества страну, где истинная вера не подвергалась бы поруганию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Немировский А. А. Только человек, но не просто человек: сакрализация царя в древней Месопотамии / А. А. Немировский // Сакрализация власти в истории цивилизаций / Рос. акад. наук, Центр цивилизац. И регион. исслед.; [отв. ред. Л. А. Андреева, А. В. Коротаев]. – Ч. 1. – Москва: Ин-т Африки: Центр цивилизац. и регион. исслед., 2005. – (Серия «Цивилизационное измерение»; Т. 12.). – С. 82–139.

2

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры / В. В. Емельянов. – [2-е изд.]. – Санкт-Петербург: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2003. – 319 с. – (Мир Востока: МВ).

3

Ковалев А. А. Месопотамия до Саргона Аккадского / А. А. Ковалев. – Москва: РГГУ, 2002. – 251 с.: ил. – (Orientalia: Тр. Ин-та вост. культур; Вып. 2).

4

Здесь и далее указаны годы правления.

5

Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер / Акад. наук СССР. Ин-т востоковедения. – Москва: Изд-во вост. лит., 1959. – 300 с.

6

Кругликова Г. И. Генезис древних цивилизаций Месопотамии и Египта: общее и особенное / Г. И. Кругликова. – 2008. – № 10. – С. 131–175.

7

Антология шумерской поэзии. Вступ. ст., пер., коммент., словарь В. К. Афанасьевой. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997.

8

Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада / И. М. Дьяконов. – Москва: Наука, 1990. – 246 с. – (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

9

Саггс Г. Величие Вавилона: история древней цивилизации Междуречья / Генри Саггс; пер. с английского Л. А. Игоревского. – Москва: Центрполиграф, 2012. – 461 с., ил.

10

Белявский В. А. Тайны Вавилона / В. А. Белявский. – Москва: Вече, 2001. – 349 с.: ил… – (Тайны древних цивилизаций).

11

Белявский В. А. Тайны Вавилона / В. А. Белявский. – Москва: Вече, 2001. – 349 с.: ил… – (Тайны древних цивилизаций).

12

Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон: пер. с немецкого / Э. Кленгель-Брандт. – Москва: Наука, 1979. – 259 с.: ил. – (По следам исчезнувших культур Востока).

13

Белявский В. А. Тайны Вавилона / В. А. Белявский. – Москва: Вече, 2001. – 349 с.: ил… – (Тайны древних цивилизаций).

14

Тураев Б. А. История Древнего Востока / Б. А. Тураев; под ред. В. В. Струве и И. Л. Снегирева. – [Ленинград]: Социально-экономическое издательство, Ленинградское отделение, 1935. – 2 т.

15

История Древнего Востока: тексты и документы: учебное пособие / под ред. В. И. Кузищина. – Москва: Высшая школа, 2002. – 719 с.

16

Лессеэ Й. Древние ассирийцы: покорители народов / Йорген Лессеэ; [пер. с анг Л. А. Б. Давыдовой]. – Москва: Центрполиграф, 2012. – 253 с.

17

Якобсон В. А. Становление империи и имперской идеологии в древней Месопотамии / В. Ф. Якобсон // Государство на Древнем Востоке: сборник статей / отв. ред. Э. А. Грантовский, Т. В. Степугина]. – Москва: Восточная литература, 2004. – С. 124–131.

18

Якобсон В. А. Становление империи и имперской идеологии в древней Месопотамии / В. Ф. Якобсон // Государство на Древнем Востоке: сборник статей / отв. ред. Э. А. Грантовский, Т. В. Степугина]. – Москва: Восточная литература, 2004. – С. 124–131.

19

Кругликова Г. И. Генезис древних цивилизаций Месопотамии и Египта: общее и особенное / Г. И. Кругликова. – 2008. – № 10. – С. 131–175.

20

Авдиев В. И. Военная история древнего Египта. Т. 1: Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI–XV вв. до н. э. – М.: Советская наука, 1948.

21

Мюррей М. А. Величие Древнего Египта / Маргарет Мюррей; пер. с английского Л. А. Игоревского. – Москва: Центрполиграф, 2009. – 318 с.: ил. – (Загадки Древнего Египта).

22

Гомер. Одиссея / Гомер; перевод В. Вересаева. – Москва: Гослитиздат, 1953. – 320 с.

23

Талонов А. В. Финикия. Концепция децентрализованного общества / А. В. Талонов // Вестник Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2016. № 4 (16). – С. 5–13.

24

Талонов А. В. Финикия. Концепция децентрализованного общества / А. В. Талонов // Вестник Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2016. № 4 (16). – С. 5–13.

25

Олесницкий А. А. Мегалитические памятники Святой земли / А. А. Олесницкий. – Санкт-Петербург: Имп. Православ. Палест. о-во, 1895. – IV, 415 с.: ил. – (Православный Палестинский сборник; Т. 14, вып. 2).

26

Lange А. «They Burn Their Sons and Daughters. That Was No Command of Mine» (Jer 7:31). Child Sacrifice in the Hebrew Bible and in the Deuteronomistic Jeremiah Redaction / Numen Book Series Studies in the History of Religions. VOL. 112. Human Sacrifice in Jewish and Christian Tradition. Leiden, Boston. 2007. (Рус. пер. по – URL: http://vadymzhuravlov. blogspot.com/2011/03/731.html).

27

Lange А. «They Burn Their Sons and Daughters. That Was No Command of Mine» (Jer 7:31). Child Sacrifice in the Hebrew Bible and in the Deuteronomistic Jeremiah Redaction / Numen Book Series Studies in the History of Religions. VOL. 112. Human Sacrifice in Jewish and Christian Tradition. Leiden, Boston. 2007. (Рус. пер. по – URL: http://vadymzhuravlov. blogspot.com/2011/03/731.html).