Существует другое мнение, что свастика была образована пересечением меандра.
Свастика-крест в движении
Иногда ее рассматривают как вариант Тау-креста. Считается также, что это символ покорности и смирения, как и руки, скрещенные в знак покорности на груди.
Пересекающиеся свастики, называемые иногда «узлами Соломона», символизируют божественную непостижимость и беспредельность.
Свастика – это крест в движении.
Движение может быть направлено вправо (тогда концы ветвей креста повернуты влево) или влево (концы ветвей повернуты вправо). Однако в определении направления движения мнения часто расходятся.
Крест, вращающийся вправо (по часовой стрелке) означает, что мы завинчиваем, сдавливаем, мешаем энергиям проявляться: удерживаем их, чтобы управлять ими. Это символ духовности, тормозящей поток физических сил. Пример тому – йоги, поддерживающие тело в неподвижности, «завинчивающие» свою низшую природу, чтобы проявились энергии их высшей, божественной природы.
При вращении в противоположном направлении (против часовой стрелки) свастика означает, что мы «развинчиваем», разжимаем тормоза, запуская физические и инстинктивные энергии и закрывая тем самым проход возвышенным силам духа: мы отдаем себя механической, земной стороне.
Различают две формы свастики: прямую и обратную – в зависимости от того, в какую сторону загнуты ее концы (иногда их называют «руки»).
Прямая свастика: левосторонняя (ее концы загнуты влево), вращение считается происходящим по часовой стрелке.
Обратная свастика: правосторонняя (ее концы загнуты вправо), вращение считается происходящим против часовой стрелки.
Считается, что прямая и обратная свастики символизируют соответственно мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки, а также, по-видимому, два полушария мозга (левое и правое), небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце.
Прямая свастика ассоциируется с солнечными и плодородными символами – такими как лев, баран, олень, лошадь, птицы, лотос. Ее можно найти на алтарях, статуях, одеяниях, урнах, вазах, утвари, керамике, оружии, щитах, платьях, монетах, а также веретенах, где, как считается, она должна означать вращательное движение.
Крылатый диск на свастике – символ солнечной энергии в Египте и Вавилоне.
У древних греков свастика – атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды.
У древних римлян свастика символизирует Юпитера, Тонанса и Плювия.
У древних скандинавов и тевтонов это боевой топор или молот Тора как бога воздуха, грома и молнии, удача. Молот Тора иногда изображали в виде свастики с двумя зигзагообразными молниями. В Литве свастика имеет свойства талисмана, приносящего удачу. У кельтов – удача, которую приносят боги грома.
В масонской традиции свастику использовали в качестве символа, отводящего беду и зло. Она была также секретным знаком гностиков и применялась вместо креста в христианской секте манихеев. У гностиков свастика – символ Ситалы, Седьмого воплощения, а также смирения.
В раннехристианских катакомбных церквах она была также эмблемой Христа.
Свастика на раннехристианском мраморном надгробии в римских катакомбах (надпись на латыни: «Пусть Леони покоится в мире»)
Ранние христиане изображали свастику на надгробиях в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века ее рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда ее английское название – fylfot.
У мусульман Азии свастика означает четыре стороны света и контроль над четырьмя временами года со стороны ангелов: Запад – Ангел Записывающий, Юг – Ангел Смерти, Север – Ангел Жизни, Восток – Ангел Возвещающий.
Свастика была принята в качестве амулета многими восточными культурами – возможно, потому, что в переводе с санскрита она означает благополучие, удачу. Кроме того, свастика – один из наиболее широко распространенных магических символов. Символизм свастики как знака жизненных сил, солнечной энергии и циклического возрождения часто совпадает с символизмом Создателя, особенно это заметно в традициях буддизма и джайнизма.
У последователей джайнизма это божественная сила, Создатель Неба и Земли. Четыре руки символизируют четыре ступени существования: протоплазменная жизнь, растения и животные, человек, небесные существа. Свастика с тремя кругами над ней означает Три Драгоценности (правильной веры, правильного знания и правильного поведения); с полумесяцем над ней – состояние освобождения (нарастающая Луна всегда становится более полной); свастика с одним кругом над полумесяцем – символ состояния полного знания, всеведения.
Прямая (левосторонняя) свастика на груди Будды как символ его сердца и колеса сансары (Япония, XIII век)
Свастика, «закрученная» концами влево (прямая), – буддийский символ бесконечного цикла существования. В буддизме свастика часто встречается в начале и конце надписей, выбита на древних буддийских медалях. Свастика у буддистов: печать сердца Будды (изображалась на груди Будды, которая считалась неподвижной сердцевиной колеса сансары), эзотерическая доктрина Будды, колесо сансары. Один из Восьми Благоприятных Знаков на Отпечатках Ступней Будды.
Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная – беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая – бесконечное процветание, зеленая – беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии.
Свастика – символ ведического бога огня и божественного плотника Агни (палочки для добывания огня), а позднее – Индры. Ассоциируется также с Брамой, Сурьей, Вишну, Шивой и с Ганешей как первопроходцем и богом перекрестков.
В индуизме свастика используется иногда для опечатывания кувшинов со святой водой из Ганга.
Широко использовалась у хеттов.
У зороастрийцев свастика не встречается.
У китайцев: «накопление счастливых символов Десяти Тысяч сил». Это ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли (четыре части света). В качестве рамки эта форма означает «вань цзы» – Десять Тысяч Вещей или последовательностей, то есть не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. В Китае правосторонняя (обратная) свастика – символ женской силы (инь), левосторонняя (прямая) – мужской силы (ян).
В Японии свастика – символ долгой жизни и процветания. У японцев она означает сердце Будды, удачу, добрые желания.
В символике североамериканских индейцев свастика была связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года; это также удача, плодородие, дождь.
Свидетельства, что обратная свастика является женским символом, можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы.
Шумерская свастика, образованная четырьмя женщинами и их волосами, символизирует женскую порождающую силу (шумерская керамика, 5-е тысячелетие до н. э.)
Обратная свастика с концами, загнутыми вправо (такую использовали немецкие нацисты), в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар, которую в античной традиции сопоставляли с Артемидой (в римской мифологии Дианой).
Обратная (правосторонняя) свастика может вызывать негативные ассоциации. В Индии, например, она символизирует ночь и черную магию, а также богиню Кали – «черную богиню», несущую смерть и разрушение.
Свастика на нацистской военной медали
Самым известным видом обратной (иньской) свастики в ХХ веке стал германский Hakenkreuz – «крючковатый крест», который нацистская партия приняла в качестве символа в 1920 году. На флаг НСДАП свастика «сошла» с герба пангерманского и антисемитского общества «Туле», созданного после первой мировой войны.
Свастика долго оставалась чисто символической фигурой, но постепенно символика ее забывалась, и свастика превратилась в мотив украшения. Ее наносили и на священные объекты, и на предметы быта.
Изображение свастики – как прямой (вращающейся по часовой стрелке), так и обратной (вращающейся против часовой стрелки), – можно найти на скатерти племени навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах, извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных племен.
Прямая (левосторонняя) свастика индейцев племени навахо
Обратная (правосторонняя) свастика индейцев племени навахо
В России в конце XIX века свастика часто встречалась на узорах полотенец в Новгородской и Орловской губерниях. В начале ХХ века на выпущенных после февральской революции кредитных билетах в 1000 и 250 рублей свастика занимала центральное положение, служа фоном для распростертого орла, а на 250-рублевых билетах, кроме того, имелись еще два изображения свастики по краям на оборотной стороне. Свастику содержали и первые денежные знаки Советской России, выпущенные в 1918 году (например, купюра достоинством в 10 000 рублей).
«Свастика» на двери церковного прихода в Стиллингфлите (Йоркшир)
Форма свастики иногда может принимать совершенно неожиданные очертания. Например, некоторые историки символизма настаивают на том, что относящаяся к позднему средневековью наковка на двери церковного прихода, что неподалеку от Стиллингфлита, на самом деле является составной свастикой. Разновидностью свастики можно считать и такие фигуры, как трискелион и трикветра.
Трискелион
Трикветра
Трискелион построен, вероятно, из трех треугольников, стоящих на своих вершинах, в каждой из которых одна сторона удалена. Фигура создает такое впечатление, что движется по воображаемой линии земли, вращаясь вокруг своей оси, откуда и появилось в более позднее время изображение быстро вращающихся треугольников. Трикветра выражает идею движения в виде катящегося колеса.
Пентаграмма (пентакль)[16]
Сделай доброту основой жизни, справедливость – мерой, мудрость – барьером, любовь – отрадой, истину – светом.
П. ДоновОбщее значение символа
Пентаграмма, написанная одной линией, – самый древний из всех символов, которыми мы владеем. Имела разные толкования в разные исторические времена человечества. Судя по всему, пентаграмма первоначально появилась 4000 лет назад в Месопотамии, вероятно, как астрономическая схема движения планеты Венеры. Она стала шумерским и египетским знаком звезд.
Более поздняя символика: пять чувств; мужское и женское начала, выраженные пятью точками; гармония, здоровье и мистические силы. Пентаграмма также символ победы духовного над материальным, символ безопасности, охранения, благополучного возвращения домой.
Пентаграмма
У друидов это знак Бога-отца. У евреев – Пятикнижие.
Гностики и алхимики связывали пентаграмму с пятью элементами; христиане – с пятью ранами Иисуса Христа.
Пифагор называл пентаграмму пентальфа. Пифагорейцы в Древней Греции, считая пентаграмму комбинацией чисел два (женское, земное начало) и три (мужское, небесное начало), использовали ее в качестве символа здоровья, мистической гармонии, союза Неба и Земли. Число пять в этом контексте символизировало микрокосм человеческого тела и разума. С этого времени пентаграмма окончательно приобрела оккультное значение.
Пентаграмма как магический символ
При использовании в магических ритуалах пятиконечная звезда обычно называется пентакль.
Пентаграмма (пентакль) – один из наиболее часто используемых магических символов. Ее изображение можно встретить и на надгробном памятнике, и на эмблеме ордена Розы и Креста (см. раздел VIII.3), и на магических табличках, и на печатях-талисманах… Маги иногда изображаются в головных уборах, имеющих форму пентаграммы и вследствие этого помогающих призывать на помощь сверхъестественные силы. В магических ритуалах особые силы приписывались пентаклям, изображенным на пергаменте из кожи молодого бычка, их также в защитных целях изображали на деревьях, камнях, амулетах, перстнях. Литературный пример: Фауст нарисовал пентакль для того, чтобы Мефистофель не смог переступить порог его дома.
Пентаграмма как часть тайной символики памятника масону на церковном дворе в Литтлборо, Девон Пентакль с одним концом вверх и двумя вниз является знаком белой магии, известным на Западе как «нога друида»; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое «копыто козла» и рога дьявола – характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании.
Вавилоняне использовали этот символ как магический талисман.
Пентаграммы Белого и Черного магов
Этот знак везде признавали амулетом от демонов. Латинские и каббалистические иудейские монограммы часто выполнены в виде пентакля-талисмана, вписанного в защитный круг.
Кельтские жрецы называли пентаграмму стопой ведьмы. Это также хорошо известный в средние века крест домового.
Пентакль – масонский символ посвященности – «пылающая звезда».
Пентаграмма – всюду употребляемый символ магического воздействия и господства дисциплинированной Воли над явлениями мира. Это пентаграмма Белого мага, устремленная вершиной вверх.
Существует и другая направленность Воли – к разрушению, к отказу от выполнения духовной задачи. Это Воля Черного мага, которая символизируется перевернутой пентаграммой. Обычно перевернутая пентаграмма рассматривается как символ зла. Кое-кто заявляет, что пентаграмма такого рода – это грубое изображение козлиной головы, где лучами являются рога, волосатые щеки и борода.
Другие символисты утверждают, что перевернутая пентаграмма изливает энергию в Землю и, следовательно, является символом материалистических тенденций, тогда как обычная пентаграмма направляет энергию вверх, являясь, таким образом, духовной.
В одном все согласны: пентаграмма, безусловно, представляет «духовную форму» человеческой фигуры (см. ниже).
Божественная пропорция (золотое сечение) в пентаграмме
Действительные пропорции этого символа основаны на священной пропорции, называемой золотым сечением: это такое положение точки на любой проведенной линии, когда она делит линию так, что меньшая часть находится в том же соотношении к большей части, что и большая часть к целому (см. рисунок): например, линия ac поделена в точке b таким образом, что
Это «золотое сечение», или «божественная пропорция», как его еще иногда называют, проявляется в каждом отдельном луче пентаграммы и помогает объяснить тот трепет и «обожание», с каким маги во все времена взирали на этот символ.
Пентаграмма как символ совершенного человека
Пентаграмма, пятиконечная звезда, – символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. Можно сказать, что человек – живая пентаграмма. Это верно как в физическом, так и в духовном плане – человек обладает пятью добродетелями и проявляет их: любовь, мудрость, истина, справедливость и доброта. Это добродетели Христа, которые можно представить пентаграммой.
Эти пять добродетелей, необходимые для развития человека, непосредственно связаны с человеческим организмом: доброта связана с ногами, справедливость – с руками, любовь – со ртом, мудрость – с ушами, глаза – с истиной. Истина принадлежит духу, любовь – душе, мудрость – интеллекту, доброта – сердцу, справедливость – воде.
Пентаграмма как символ совершенного человека
Пентаграмма Христа
Двойная пентаграмма (человек и вселенная)
Существует также соответствие между человеческим организмом и пятью элементами (земля, вода, воздух, огонь и эфир): воля соответствует земле, сердце – воде, интеллект – воздуху, душа – огню, дух – эфиру. Таким образом, своей волей, интеллектом, сердцем, душой, духом человек связан с пятью элементами, работающими в космосе, и он может сознательно работать в гармонии с ними. Именно в этом смысл другого символа – двойной пентаграммы, в которой малая вписана в большую: человек (микрокосм) живет и действует внутри вселенной (макрокосма).
Как истолковать этот символ? Как практически работать с ним?
В Писании сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Поэтому человек – «малый мир» – обладает элементами и материалами, существующими в «большом мире»: всеми качествами и добродетелями Бога. Но чтобы дать им проявиться, человек должен знать закон сходства.
«Предположим, у вас есть два камертона, настроенных на одну длину волны: если вибрирует один из них, то другой тоже начинает вибрировать, даже если вы его не касаетесь. Это известный феномен резонанса. Таким образом, если вы сумеете заставить вибрировать свой камертон на длине волны космического камертона, он вам ответит. Теперь вернемся к изображению пентаграммы, на которой расположены дух, душа, интеллект, сердце и воля. Если вы заставите вибрировать свой дух, ответит космический Дух. Если вы заставите вибрировать вашу душу, ответит вселенская Душа… Но может быть и наоборот: космический Дух или вселенская Душа вибрирует, и так как ваш дух, ваша душа настроены на них, то получают их послания. Или Космический разум распространяет некоторые идеи и знания, и ваш интеллект, настроенный на ту же волну, принимает их» (О. М. Айванхов).
Гексаграмма [17]
Закон Аналогии… выражается древним символом в виде шестиконечной звезды, Соломоновой Печати, Мистической Гексаграммы, лицевой стороны Великого Пантакля[18] Соломона, знака Макрокосма.
В. ШмаковГексаграмма – фигура, составленная двумя полярными треугольниками, шестиконечная звезда. Это сложная и цельная симметричная форма, в которой шесть маленьких отдельных треугольников группируются вокруг большого центрального шестиугольника.
В результате образуется звезда, хотя первоначальные треугольники сохраняют свою индивидуальность.
Гексаграмма
Печать Соломона, или звезда Давида
Это знаменитая магическая печать Соломона, или звезда Давида. Верхний треугольник в ее изображении – белый, а нижний – черный. Она символизирует, в первую очередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой:
«То, что внизу, подобно тому, что вверху».
Гексаграмма – это союз противоположностей, мужского и женского, положительного и отрицательного, это огонь и вода, эволюция и инволюция, взаимоотношение, когда все является образом другого, совершенное равновесие взаимодополняющих сил, человек, всматривающийся в свою собственную природу, двойственные силы творения, синтез всех стихий. Поскольку обращенный вверх треугольник – небесный символ, а обращенный вниз – символ земной, то вместе они – символ человека, объединяющего эти два мира. Это символ совершенного брака, который связывает мужчину и женщину.
Великий Пантакль Соломона (лицевая и оборотная стороны)
Печать Соломона – символ всех существ, которым удалось развить в себе оба начала: мужское и женское – излучающее и принимающее; в них есть и сила, и мягкость.
Встреча двух треугольников символизирует совершенный союз духа и материи. Именно в этом магическая сила печати Соломона.
В человеческом организме – это союз солнечного сплетения и мозга.
Печать Соломона – это также символ, указывающий человеку путь эволюции: надо научиться не только брать, но и давать, поглощать и излучать одновременно, излучать – для Земли, воспринимать – от Неба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим.
В магии печать Соломона – изображение Сохраняющего: оно дает духовную власть над материей и является повелителем джиннов.
Комбинации простых символов[19]
Комбинации прямых линий
Угол
Точка встречи небесного и земного. Они соприкасаются, но не пересекаются. Этот знак символизирует взаимообмен между Богом и землей. В средние века у масонов правый угол знаменовал справедливость, чистоту, честность.
«Пифагорова буква»
Некоторые символы предназначены для того, чтобы читаться снизу вверх, от более низкого материального уровня к более высоким сферам духа. Хорошим примером подобного восходящего движения может служить буква Y, которую иногда называют «Пифагоровой буквой» (сам Пифагор называл ее символом течения жизни). Это очень древний магический символ. Он означает человека, стоящего на развилке двух дорог, одну из которых ему предстоит избрать, чтобы определить свое будущее развитие. Дорога по левую сторону, как правило, считается путем зла (именно поэтому последователей черной магии часто называют «Последователями Пути Левой Руки»). Путь, находящийся по правую руку, – путь добра. Символика «Пифагоровой буквы» показывает, что человек совершенно свободен в выборе пути, и что выбор этот следует совершать при помощи размышления или через свою духовность, – именно поэтому элемент, символизирующий выбор (Y), находится наверху, а не в нижней части вертикали.
Некоторые современные символисты настаивают на том, что символ Y представляет собой изображение стоящего человека, простершего руки к небесам в мольбе о чем-то. Между молящимся человеком и Богом, к которому обращена его молитва, имеется определенное пространство. Вместе с тем, в некоторых символах графическое обозначение божества, приближающегося к человеку в ответ на его молитвы, выражается следующим образом.
Бог:
Перевернутый знак:
означает нисхождение высшего духа в низшую материю
Человек:
Знак «Пифагорова буква»
Когда Бог и человек объединяются при посредстве молитвы, то эти две формы сливаются, образуя излучающую точку.
Два знака соприкасаются, заключая пространство между собой и образуя новую фигуру
Два знака, скрещиваясь, образуют новую фигуру
При полном скрещивании знаки составляют новую фигуру – шестиконечную звезду. Две фигуры, стремящиеся к союзу, совершенно поглощены новой фигурой, которая излучает силу во все стороны из центра, хотя сам центр, оставаясь неподвижным, создает вращение вокруг себя.
Шестиконечная (каббалистическая) звезда
Шестиконечная звезда, или точка, испускающая лучи, является обычным магическим символом в народном искусстве. Например, символы, имеющие значения амулетов, изображенные на носах лодок в некоторых странах Средиземноморья. Однако свое магическое значение этот символ заимствовал из египетских иероглифов, в которых придается огромное значение пяти- и шестиконечным звездам, как явствует из текста, сохранившегося на стене погребального храма Хапшесут.