Батур Бакша – в переводе с монгольского и киргизского языков «Святой Богатырь», Махатма Шамбалы.
Бенарес (Банарас, Варанаси) – город в северо-восточной Индии, расположенный на реке Ганг. Город, считающийся святым среди буддистов и джайнистов, одно из главных святых мест для индуистов (в индуистской космологии почитается как центр Земли). Один из старейших городов мира и страны. Так же упоминается под названием Каси (Каши).
Братство – согласно легенде, существовавшая в древние времена на Востоке община мудрецов, отличавшихся высокой нравственностью и посвятивших свою жизнь служению людям.
Будда (в переводе с санскрита буквально – «просветленный», «пробудившийся») – в буддизме так называют человека, открывшего дхарму (истину), достигшего бодхи (состояния просветления). Так же именуется Сиддхартха Гаутама (он же Будда Шакья-Муни), считающийся основателем буддизма (в 6–5 вв. до н. э.). Гаутама-будда считается одним звеном в бесконечной череде будд, начало и конец которой скрыты в глубинах времен. Непосредственно перед Гуатамой жил будда Дипанкара, следующий будда носил имя Майтрейя.
Веды (в переводе с санскрита буквально – «учение», «знание») – собрание древнейших священных писаний индуизма (на санскрите). Основа Вед – самхиты – сборники мантр, подобно молитвам, используемые в религиозных ритуалах. Так же в Ведах содержатся брахманы, араньяки и упанишады – комментарии к самхитам.
«В рыбах кровь» – согласно астрологическому учению, зодиакальный знак Рыбы соответствует Иисусу Христу.
Гайя – местность, в которой, согласно преданию, произошло просветление Гаутамы-будды. По названию дерева Бодхи, под которым в этот момент находился Сиддхартха, местность стала именоваться Бодхи-Гайя.
Голконда – мусульманский султанат, существовавший в Индии в 16–17 вв. Во времена своего расцвета был славен искусными ремесленниками и богатейшими алмазными месторождениями.
Гора Мориа (Храмовая гора, «благородное святилище) – гора, расположенная в юго-восточной части Старого города Иерусалима, святыня иудаизма и ислама. Считается тем местом, которое Господь указал Аврааму для принесения в жертву Исаака. Именно здесь царь Соломон воздвиг Первый Храм (в 10 в. до н. э.). Сейчас на месте Храма Соломона располагается мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы).
Давид – второй царь Израильско-Иудейского государства, правивший в 10 в. до н. э. Согласно Ветхому Завету, был идеальным властителем, от потомков которого родился Мессия – Иисус Христос.
Далай-Лама – духовный лидер народа Тибета. В представлениях буддизма – перевоплощение бодхисаттвы Авалокитешвары (сострадания).
Дар Ориона (Чинтомани) – согласно древним легендам Индии и Тибета, магический камень счастья, который прибыл на Землю из созвездия Орион, где расположено сердце Вселенной. Камень наделен магической силой воздействия на людей и обладание им делает человека счатливым на всей уровнях – духовном и физическом.
Во времена правления царя Соломона камень был разделен на несколько частей. Считается, что легендарный Грааль – это и есть Чинтомани. Самая значимая часть Дара Ориона скрыта в Шамбале в Гималаях.
Дгулнор – тибетское имя.
Девадата (Девадатта) – близкий родственник Гаутамы-будды. По преданию, Девадата мечтал унаседовать власть над общиной, и, получив отказ, стал вредить как лично Будде, так и его ученикам, пытаясь вызвать раскол в общине. Скончался Девадатта от бессильной злобы.
Джатаки – «повесть о (предыдущих) рождениях», собрание повествований о тех событиях, которые происходили с Гаутамой-буддой в его прошлых жизнях.
Дзон-Ка-Па (Тзонг-Ка-Па, Цзонкапа, Цзонхава) – реформатор буддизма, живший в Тибете в 14 в. Совершив переворот и выслав из страны огромное количество лжемонахов и лам, осквернявших буддийскую философию, Дзон-Ка-Па стал почитаться как Аватар Будды. Основал секту «желтых шапок» (Гэ-лук-па, Гелугпа) и мистического Братства. На основе учения Дзон-Ка-Па возник ламаизм.
Додекаэдрон – от додекаэдр (правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников), который, согласно древним преданиям, ассоциировался с формой Вселенной и считался Знаком Матери Мира, символом Ее могущества.
Звезда (звезда магов, Вифлеемская звезда) – звезда, согласно Евангелию, появившаяся в небе в момент рождения Миссии (Иисуса Христа) и указавшая путь волхвам, спешившим поклониться Младенцу.
Зороастр (Заратустра, Заратуштра) – жрец и пророк, живший в Азии предположительно в 6–5 вв. до н. э., основавший зороастризм (маздеизма).
Изида (Иcида, Божественная Матерь, Богиня Тайн, Богиня Природы) – одна из самых почитаемых богинь в египетской мифологии, олицетворяющая луну, воду, плодородие, женственность, материнство и супружескую верность, сестра и жена Осириса, мать Хора (Гора).
Иордан – река на Ближнем Востоке, протекающая от подножья горы Хемон до Мертвого моря. В водах Иордана принял Крещение Иисус Христос.
Истар (Иштар, Астарта) – в аккадской мифологии богиня плотской любви, плодородия и войны.
«Калагия» – священный зов, призывающий в Шамбалу.
Кали – (с санскрита «черная»), темная ипостась Шакти (супруги Шивы), богиня-мать, олицетворяющая силу разрушения невежества. От ее имени образовано слово Кали-юга – согласно представлениям индуизма, последняя эра, отмеченная падением нравственных устоев. После Кали-юги (соотносимой с нашей эпохой) ожидается начало обновления времени.
Каракорум-Нор – одно из мелкодводных озер, расположенное в предгорье Тибета.
Катунь – крупная река Горного Алтая, сливаясь с рекой Бия, образует реку Обь. Древнее предание алтайских старообрядцев гласит, что в междуречье Бии и Катуни разразится последняя великая битва между силами Добра и Зла.
Кедр Ливанский – хвойное дерево, из которого, по Новому Завету, был изготовлен крест для распятия Мессии.
Кесер (Гесер) Хан – герой эпоса и мифологии народов Центральной Азии и Сибири, посланный Небом на Землю для уничтожения темных сил.
Книжники – религиозная секта, существовавшая во времена Иисуса Христа, которую составляли догматические толкователи книг Ветхого Завета.
Князь Тьмы (Вельзевул, Люцифер, Сатана) – противник небесных сил Добра и Света, олицетворение Зла.
Колесо Закона («колесо дхармы», Дхармачакра) – колесо с восемью спицами, один из важнейших символов буддизма, символическое воплощение сути учения Будды о необходимости следовать восьми «благородным принципам», которое в итоге приведет к просветлению и достижению нирваны.
Кольца Змия – один из древнейших символов, имеющий вид змея, свернувшегося в кольцо и кусающего себя за хвост. Змей в мифологической традиции многих народов символизирует землю, дождь, плодородие, свернувшийся кольцом змей олицетворяет время и его цикличность, бесконечность, чередование периодов возрождения и умирания.
Куку-Нор (Кукунор, Тишог-Джалмо, Цинхай, Цо Нгонпо, «синее озеро») – крупнейшее из бессточных соленых озер, расположенных в в Центральной Азии (в провинции Цинхай). С древнейших времен озеро было окружено огромным количеством легенд, например, согласно преданию, оно является местом обиталища гигантской водяной змеи лумо, а рядом с ним проходит путь в Шамбалу. Соленая вода озера считается целебной.
Кушинагар – небольшой город, расположенный в штате Уттар-Прадеш на севере Индии. Одно из священных мест в буддизме – считается местом, в котором Гаутама Будда ушел в паринирвану.
Кшатрии (на санскрите «властный, благородный») – вторая по значимости (после брахманов-жрецов) каста в Древней Индии, которую составляли владетельные воины. Из этой касты, как правило, происходили правители.
Лагор (Лахор) – второй по величине город в Пакистане, расположенный на реке Равви, недалеко от границы с Индией.
Ланка (Шри-Ланка, старое название – Цейлон) – государство в Средней Азии, расположенное на одноименном острове.
Лоб Нор – группа соленых болот и бессточных озер, расположенная на западе Китая. В прошлом – крупное соленое озеро, как и Аральское море, погубленное в результате хозяйственной деятельности человека.
Лонгобарды (с немецкого «длиннобородые») – одно из германских племен, в конце 6 в. завоевавшее северную часть Италии. Лонгобардское государство просуществовало два столетия и в конце 8 в. было присоединено к франкскому.
Лхаса (с тибетского «место богов») – историческая столица Тибета. В наши дни – район Чэнгуань городского округа Лхаса, традиционная резиденция Далай-ламы.
Люцифер (с латинского «светоносный») – падший ангел, возжелавший власти, равной Богу, и низвергнутый с небес в позднем христианстве – одно из имен Сатаны.
Майтрейя (Майтрея, Майтри, Майдари, с санскрита «любящий, доброжелательный») – преемник Шакья-Муни, Бодхисаттва (существо, стремящееся спасти всех живущих от страданий) и Будда грядущего мира, эпохи Сатья-юги.
Миларепа Шепа Дордже – один из странствующих учителей тибетского буддизма, аскет, живший в 11–12 вв., практиковавший йогу и медитации. Известен как поэт и автор многочисленных баллад и песен. Согласно преданию, Миларепа был первым человеком, достигшим ваджрадхары (полного просветления) за одну жизнь.
Наги (с санскрита «змей») – змееподобные существа в индуистской и буддисткой мифологии, обитающие в пещерах и символизирующие мудрость. Изображаются в виде змеи с туловищем и головой человека, увенчанной змеиными головами. Так же нередко называли мудрецов-отшельников, укрывавшихся в пещерах.
Нарада – в индуизме – один из семи великих мудрецов (сапта-риши), предрекший рождения Кришны и давший людям основы наук. Монах-путешественник, играющий на инструменте вина и слагающий гимны, мантры и молитвы.
Новгородский Богатырь – имеется в виду один из персонажей русских былин Василий Буслаевич.
Питрисы («отцы») – согласно восточным представлениям о сотворение мира – высшие существа, Божества, сотворившие людей. Темные (лунные) Питрисы одарили людей физическим телом и создали мир их темных желаний, а светлые (солнечные) Питрисы наделили людей духом, душой и разумом.
Равана (с санскрита «Воющий» ) – согласно древнеиндийским преданиям, правнук Брахмы, правитель острова Ланки, повелевавший злыми духами ракшасами. Получив от Брахмы дар неуязвимости, Равана возжелал получить власть над небесным, земным и подземным мирами. Победить узурпатора смог только Рама (воплощение Вишну), поразивший Равану «стрелой Брахмы».
Раджагриха – один из крупнейших городов древней Индии (в 6–5 вв. до н. э.), первая столица государства Магадха, центр буддийской культуры.
Ротенбург (Ротенбург-на-Таубере) – город в Германии.
Саниязи – странствующий аскет.
Сарнат – деревня, расположенная недалеко от Варанаси, в которой, согласно преданию, Будда прочитал первую проповедь.
Святитель Алексей (Алексий) – митрополит Киевский и всея Руси, святитель, чудотворец и государственный деятель, живший в 13–14 вв.
Священная Подземная Страна (Агарти) – обиталище Нагов.
Семь врат – в философии Востока – этапы пути самосовершенствования духа человека.
Сергий Радонежский – русский православный святой, живший в 14 в. Монах, основатель Троицкого монастыря (в настоящее время – Троице-Сергиева лавра под Москвой). Величайший подвижник земли Русской.
Синай (гора Хорив) – гора на Синайском полуострове в Египте. По ветхозаветному преданию, здесь Господь явился Моисею и дал Десять заповедей.
Синедрион («совместное заседание») – в Древней Иудее – высшее учреждение религиозной власти и судебный орган.
Соломон (с древнееврейского«мирный», «благодатный», «совершенный») – легендарный царь, третий правитель Израильско-Иудейского государства в период его расцвета, живший в 10 в. до н. э. Вошел в историю как мудрец и строитель Иерусалимского храма.
Тара (с санскрита «спасительница») – в буддизме – женщина-бодхисаттва, существо женского пола, достигшее совершенства и освобождения, но отказавшееся от нирваны ради служения людям. Основные ипостаси – Белая, Зеленая, Красная и Черная Тара.
Таксил (Таксила, Такшашила, с санскрита «скала Такши») – столица древнеиндийского государства гандахаров (Пенджаб).
Таши-Лама (Панчен-лама, «великий ученый») – эманация будды Амитабхи, второе лицо (по рангу) после Далай-Ламы.
Терафим – талисман, предмет, наполненный психической энергией, обладающий способностью защищать от негативного воздействия извне.
Тушита (небеса Тушита) – согласно буддийской космологии, одно из шести мест, в которых пребывают боги в состоянии блаженства.
Улусы (с монгольского «люди, племя, народ») – название орды, военной дружины, страны или государства.
Шамбала – мифическая страна, расположенная в Азии (предположительно в Тибете). Изначально в индуизме – место рождения Калки (аватары Вишну). В понимании Елены и Николая Рерих, Шамбала выступает как идеал, вершина духовного становления человека.
Шудра – низшее сословие в Древней Индии.
Примечания и комментарии составителя
Елена Рерих
Напутствие Вождю
Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество во всей истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности как таковой. Так поступают близорукие, но более дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии.
Действительно, при всех явлениях Иерархия избирает фокус, на который можно устремлять ток. Кроме того, личность этого порядка обладает осознанным или неосознанным огнем, делающим общение легким. Но необходимо и другое качество со стороны самого народа – нужно доверие и сознание силы. Нужно это качество как звено огненной машины.
Сами видите, как нарастают народы, утвердившиеся на Водителе. Сами видите, что нет иного пути. Так нужно осознать звено Иерархии. Не нужно быть близорукими.
1. Вождь стоит на гребне, у которого нет спуска. Найти границу между противоположениями может Вождь прирожденный. Из этих тайных границ сотканы ковры победы. Каждый день, каждый час перед Вождем расстилается пряжа тайн. Вот перед ним снисходительность или попустительство. Конечно, из первого рождается второе, но между ними лежит Меч Справедливости. Ведь снисходительность от Света, но попустительство уже от тьмы. На гребне между ними лежит Меч Вождя. Узко место, где может лежать Меч. Также узка грань между мужеством и жестокостью. Лишь сердце Вождя знает, где эти грани. Не в великих Советах явление загадки границ Справедливости, во всей жизни те же загадки, потому для Вождя нет ни малого, ни великого. Внимание Вождя одинаково остро во всех решениях. Явление Вождя не спрашивает совета, но может принять совет. Вождь не знает опоздания, но он никого не задержит. Он имеет преимущество являться нежданно и может представить, сколько времени потребуется на каждый предмет. Он не огорчается клеветою, но умеет применить каждое слово. Он неподкупен, ибо не собирает земных богатств. Он знает значение звука и цвета, как врач сердец человеческих. Он умеет радоваться Истине, но отвергает иллюзию. Так, путь Вождя – путь Правды.
2. Падение духа не свойственно Вождю, но гнет отравленной атмосферы может действовать на сильное сознание, потому даже сильнейший не должен остаться без поддержки космической. Что же может достичь Вождь, если он оторвался от спасительной связи? Именно Вождь, принявший бремя водительства, должен прикрепиться к Лестнице Мира Высшего. Именно он, в сердечном делании, должен постоянно укреплять себя эманациями Благодати. Он должен обращаться в Иерархии с частыми беседами и должен примечать все посланные знаки, которые для невежд лишь суеверие. Сколько полезных наблюдений разрушается от непонимания, что есть настоящее суеверие. Люди иногда называют суеверием просто открытые глаза, но Вождь должен быть выше суеверий и предрассудков. Представим себе, как изменилась бы жизнь, если изъять все предрассудки, предубеждения и предумышленные решения. Именно земным судьям приходится переживать очень тяжкую карму.
3. Вождю не нужно завидовать, ибо он несет всю тягость жизни. Можно вспомнить, как при встрече одного Победителя старая женщина заплакала горько. Когда же спросили – откуда вы – при общей радости? – она сказала: «Уж очень мне жаль Его».
4. Могут спросить, почему говорю о Вожде, а не о правителе? Различие между ними огромное. Правитель предполагает настоящее и как бы управление чем-то уже существующим, но Вождь являет, в самом значении слова, будущее. Он не получил уже сложенное, но ведет, и каждое его действие устремляет вперед. Правитель знает уже сложенное, законченное, но Вождь не имеет утвержденного ранее и должен привести народ к Горе Совершенства. Если тягость правителя велика, то ответственность Вождя еще больше, но зато и Силы Превышние утверждают Свой Престол там, где есть признаки водительства. Вождь должен различать, где притворство, где искренность. Явление добродетели сердца очень отличается от насильственной угодливости, и Вождь имеет силу отличать это свойство.
Читали многие, как Давид вопрошал Силы Высшие. Он прибегал к этому Источнику, чтобы избежать лишних ошибок. Много таких примеров в истории разных народов. Каждый знает о них. Даже не нужно погружаться в древнее время, и в новейших событиях видны эти знаки Общения и Служения Великого. Но также знаем, что для Великого Общения нужно чистое сердце. Ничто нечистое не получит Общения, потому Символ Вождя должен быть знаком чистоты сердца. Не только в действии, но и в мыслях Вождь несет благо народам, он знает, что ему поручено принести чашу полную, он не теряет пути в блуждании, он не расплескает доверенную чашу – так понятие Вождя есть знак Будущего.
5. Помните, насколько нужно людям понятие Вождя. Они хотят иметь поручителя перед Высшим, они понимают, насколько не найти пути без связи, но они знают, что Вождь приходит. Ничто никогда не может помешать Вождю, если не удержан он земными проявлениями, решающими его отступление; чистое устремление Вождя не может быть пресечено вне срока.
6. Каждый Вождь, конечно, встретит на пути множество обстоятельств, которые могут утяжелить карму его. Это неизбежно, но лишь обычное, земное решение не разрешит такое нагнетение. К чему Вождю принимать на себя лишнюю тяготу, если он находится в Общении с Высшими Силами? Когда он будет выполнять Веление Высших Сил, он не утяжелит карму, но для такого счастливого положения он должен напрячь все свое сознание к Высшему Миру. Он должен освободиться от мешающих привычек и перевоспитать свою волю, поставив ее в неразрывную связь с Руководителем. Нужно привыкать к такому Общению, чтобы оно вошло в жизнь как единая основа. Также Вождь не должен знать месть как одно из самых животных чувств. Некогда Вождю мстить, когда он не знает ущемления, ибо находится в постоянном движении. Также Вождь знает, что нигде не заповедан покой как умертвление энергии. Также Вождь понимает, что сомнение не есть поиски истины. Каждый смотрящий вдаль устремляется к Истине, но сомневающийся оборачивается назад, и в том погибель его.
7. Непроницаемый панцирь может быть из металла или из шелка, но самый лучший панцирь – огненный. Разве Вождь пройдет путем сужденным без панциря огненного? Как же иначе отвести все стрелы злобы и мечи ненависти? Но многие вожди, даже земным сознанием, чуяли, что их хранит панцирь огненный. Можно написать целые книги о магнетизме сужденного вождя. Можно приметить, что не внешность, не голос, не богатство, но нечто иное убеждает народы. Уже не раз говорил об Огне сердца. Именно этот панцирь-магнит и привлекает, и защищает. Как сказано – «Приму в щит все стрелы». Но нужно сковать этот щит. Можно уявить этот щит только Сверху, но сколько мыслей и бесед нужно предпослать, чтобы Общение создалось и сковало панцирь огненный! Нужно не потратить ни дня, ни часа, чтобы сделать Общение чистым, живым и всюду присутствующим. Напрасно думают, что наука отдаляет от Высшего Мира, она может изменить земные названия, но сущность триединая остается как основа. Тем более Вождь умеет представить себе, где сущность. Может быть, он не скажет слово непроизносимое, но он будет чуять его в сердце. То слово поможет Вождю не утерять понимание мировое; только оно легко доставляет чудесный панцирь.
8. Вождь знает, что он противопоставлен силам тьмы. Вождь знает, что борьба с ним беспощадна. Вождь знает, как хитры уловки тьмы, но он имеет два оружия против тьмы. Первое – личная зоркость и умеренность в жизни; второе – Общение с Силами Света во всей Их Непобедимости. Не малая шутка предстоять перед всеми ужасами тьмы – и нельзя от них отвернуться. Но Вождь чувствует Руку Водящую, и в битве является ему ощущение Руки этой или на тело сходит дуновение Благодати. Не пропустит Вождь такие знаки Благодати. Вождь должен помогать народу и очищать значение смущенных выражений. Смута жизни в значительной степени происходит от смуты понятий. Значит, лучшие знатоки языка должны быть собраны, чтобы очистить значение слов.
9. Вождь должен уметь поощрять, должен распознавать истинные дарования; должен давать работу соответствующую. Явление похвалы достойной будет садом признательности, но уже сказано, что благодарность есть мост к Высшему Свету.
10. Срок и мера определены в сердце Вождя, но это знание не есть произвол. Утверждение Общения дает непреложное знание в связи с будущим. Сказано о предвидении Вождя, но откуда может сойти предвидение, если Врата Высшие не открыты? Как создать понимание сроков, если Руководитель не усмотрит течение потока? Разве может человеческий ум понять все, что видит Руководитель? Разве хватит гордыни людской, чтобы поставить себя превыше всего? Так невежды могут не понимать, откуда сроки и меры, но просвещенное Сознание знает об Иерархии Света.
11. Связь близости, как закон притяжения, понятна как священнослужителю, так и ученому. Как происходит избрание? Так же, как по вибрации отделяются песчинки. Можно видеть, как некоторые из них спешат соединяться, но такие рисунки ритма вовсе не означают разъединение, наоборот, они лишь подтверждают согласованность сочетаний. «Сердце Огненное, спеши в ритме космическом и усиль собою красоту рисунка Бытия».
12. Можно ли назвать тираном, кто печется о дружелюбии? Разве можно так назвать, кто поощряет сотрудничество? Можно ли так назвать, кто устремляется к познанию? Можно ли так назвать, кто воздвигает творчество? Можно ли так назвать, кто углубляет самосовершенствование? Конечно, невежды тьмы опасаются всех утверждений Света, но эти малые ехидны сгорают в Огне сердца Вождя. Много названий будет написано на листах, но триста шестьдесят листов только напомнят о Приходящем. Особое воспитание сердца нужно, чтобы распознать черты Приходящего. Лишь Общение с Иерархией утвердит непоколебимое движение к Свету. Кто же найдет силы смотреть на сияние Света, если его глаза не знали блеска Лестницы Восхождения?
13. Родина утверждает магнитное притяжение к определенному складу духа. Можно обеднить это понятие ханжеством, но Высшее Общение дает возможность обогатить расширенным сознанием родину земную. Не только земная родина привлекает человека, она лишь как отправная точка для Беспредельности. Можно ли унижать земную родину сопоставлением с Беспредельностью, наоборот, каждое возношение будет достойно сердца Вождя.
14. Желание помощи есть украшение Вождя. Сколько возможностей раздается из этого благородного желания. Много желаний перерождаются в страсти, но желание помощи и есть корень самоотвержения.
15. Народы трудовой радости вправе ожидать от Вождя справедливую оценку труда. Вождь должен оказать достойное понимание труда как основной ценности. Вождь должен распознавать явление истинной заслуги, как умственной, так творческой, так и мускульной. Радость должна быть следствием труда. Разнообразие просветительных зрелищ и собеседований будет и успокоительным явным водительством. Можно понимать, что народы трудовой радости не знают отставных сотрудников. Лишь случай болезни или дряхлость дает общественное содержание. Но не может быть речи об отставке, когда силы не истощены, ибо труд есть радость. Невозможно лишать людей работы, но зато следует избрать для них труд, соответствующий их природе. Для этого потребуется Совет образованных ученых, которые вне суеверия и предубеждения могут судить просвещенно. Вождь избирает тот Совет, и пусть будет на его ответственности не допустить невежд и служителей тьмы. Нельзя помыслить, чтобы труд и сотрудничество оказались в невежественных руках и среди своекорыстия. Труд есть мерило качества сознания. Труд должен вести сознание к совершенствованию, тогда труд будет знаменем Восхождения и будет нести за собою радость и здоровье. Так Вождь, прежде всего, является покровителем труда и сам умеет в труде возрадоваться.