Книга Большая книга по семейной психологии - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Ефимович Литвак. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Большая книга по семейной психологии
Большая книга по семейной психологии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Большая книга по семейной психологии

Сейчас нам показывают детишек разных, спрашивают – не гений ли он? Мое поколение помнит Робертино Лоретти, который прославился на весь мир. Он, еще будучи мальчиком, стал знаменитым певцом. Но его менеджеры сразу стали его голос эксплуатировать, а голос пошел в мутацию, как положено. Недавно Лоретти к нам приезжал, ничего интересного в нем нет. Поторопился он с достижениями. И, глядя на него, я понял, что он похож по своему поведению на наших женщин. Ведь наша женщина как думает? Если в 25 лет замуж не вышла, то уже себя списывает. Но я всегда их так успокаиваю: подумайте, как бы вы вели себя, когда жили бы в пещере? Никого же там нет. Ради кого жить тогда? Ради себя. И я всегда спрашиваю у женщин на семинарах: вспомните, когда вы были в утробе матери, ради кого вы жили, чем занимались? Вы делали себя! Или по-другому можно задать вопрос: вам это мешало, когда в утробе вашей ваш ребенок жил только для себя? Ведь наоборот: вы только радовались. А если он мешал, то вам надо было просто с ним поговорить, и ребенок бы вам не мешал. Да, с ребенком можно договориться еще в утробе. У нас же считают, что воспитанием надо заниматься, когда ребенок уже в школу пошел. Это, конечно, неправильно.

Недополучил родительской любви – вся жизнь пойдет наперекосяк

Когда ребенок только рождается, он нуждается в материнской и отцовской любви. Подчеркиваю: ребенку не мама и папа нужны, а важны и нужны материнская и отцовская любовь. И если он в детстве их не получит, то вся жизнь его пойдет наперекосяк.

Благодаря определению любви Фромма можно, к примеру, понять, любит мама ребенка или нет. Я об этом выше уже немного говорил. Повторюсь. Когда ко мне приходят родители и говорят: «Я люблю своего ребенка», то я хочу выяснить – действительно ли они его любят? Для этого я задаю им такой вопрос: «А что он умеет делать?» Если он не развит, не может делать то, что ему положено делать в своем возрасте, то родители его не любили, а просто называли свое чувство любовью. Например, если девочка шести лет умеет стирать, мыть полы и посуду, сама одевается и чистит зубы, то эту девочку родители действительно любили. Они научили ее в этом возрасте полезному труду…

И еще у меня есть твердое убеждение: материнская и отцовская любовь есть, а вот любви детей к родителям вообще нет, в природе не существует. И вот когда ты знаешь истинное положение вещей, тогда тебе легче многое понимать в жизни. Ведь на свету иногда проще ориентироваться, чем в потемках.

На чем основана моя точка зрения? Понимаете, у человека должен быть смысл жизни. А смысл жизни прежде всего в себе. Кто мне помогает обрести этот смысл? Мои начальники, мои сотрудники, мои сексуальные партнеры, дети как мое продолжение. А родители – чего мне их любить? Вы же представляете, если моим смыслом жизни является любовь к родителям, то что может получиться? По законам жизни, родители уйдут на тот свет раньше меня. И если я люблю родителей, а они умирают, то я теряю смысл жизни. Правильно? Дети нуждаются в нашей родительской любви, а потом они должны обойтись без нее.

Дети рано или поздно уйдут из родительского дома. Причем, если ты хорошо воспитал, то они уйдут от тебя довольно рано. Если плохо воспитал, то они у тебя будут долго сидеть на шее. Многие боятся потерять детей, вот и плохо их воспитывают. Потом эти детки усаживаются на шею, бедные родители воспитывают их до пенсии. Не до своей пенсии. До пенсии своих детей. Однако тех, кто еще зависит от родителей, я не призываю непременно бросать их. Уходить надо постепенно, чтобы не причинить им боль. Материнская и отцовская любовь имеют свои нюансы. Мой сын Игорь Михайлович усовершенствовал идеи Фромма. Он разделил материнскую и отцовскую любовь на инфантильную и зрелую. Дальше мы подробно рассмотрим эти понятия.

Дети нуждаются в безусловном обожании

Есть такая расхожая фраза, которой часто пользуются многие матери: «Я тебя такого не люблю». А ребенку материнская любовь необходима. И он, пытаясь ее получить, начинает вести себя так, как это нужно матери. Хотя самому ребенку это возможно и не нужно. Он начинает думать, что просто так, ни за что его любить нельзя, и уже потом, взрослея, начинает из себя что-то корчить. Это неправильно, мать должна любить ребенка просто так, безусловно.

Инфантильная материнская любовь должна проявляться до года. В это время мама держит ребенка возле себя, и ребенок всегда может найти у нее защиту. Если у человека инфантильной материнской любви не было, он потом всю жизнь не будет чувствовать себя в безопасности. А так он знает – мама его всегда выручит, каким бы он ни был.

Мы даже рассчитали, что должна мама говорить, когда ребенок балуется: «Делай, что хочешь: я все равно тебя люблю».

Мать любит своего ребенка просто так, просто потому, что он есть. Только в этом случае ребенок будет правильно развиваться. В инфантильной любви ребенок рождается. Он и ходить не может, его на руках носят, с ним надо разговаривать, он очень зависим. Если дереву не мешать, оно будет расти как? Ровно. И ребенка надо не воспитывать, а выращивать. Точно так же, как из лука надо выращивать лук, из помидора – помидор, из огурца – огурец.

К сожалению, когда подключается воспитание, оно всегда идет через принуждение. Наш социальный рост – это школа, институт, овладение профессией…

Кстати, многие выбирают, кем им быть, под влиянием родителей. Это неправильно. Многие из нас – произведения наших родителей, но все-таки разное их сочетание: половина – от мамы, половина – от папы. И поэтому ребенок никогда не повторяет в точности своих родителей. У него должен быть собственный путь развития. Это тоже надо иметь в виду. Ведь каждый из нас создан в каком количестве экземпляров? В единственном! И меня – этот единственный экземпляр – нужно обязательно любить. Если же в самом начале нет инфантильной материнской любви, то человек всю жизнь проведет в тревоге и недовольстве самим собой.

Бывают случаи, когда 7–8-летний ребенок сам подходит к маме и просит его приласкать. Не важно, мальчик это или девочка. В таком случае – это просьба уже взрослого испорченного человека. С нашей точки зрения, дети – это до 5 лет. После 5 лет – это уже люди со сложившейся системой отношений. Поэтому потребность к родительской ласке после пяти лет – это извращенное влечение.

Телесное поглаживание нужно от кого? От сексуального партнера, а не от мамы. А когда мама вместо того, чтобы ласкать своего мужа, ласкает ребенка, то она ему передает эротику. Мама должна помнить, что в этом случае она гладит не ребенка, а взрослого испорченного человека, которого нужно срочно лечить. Если ребенок сам просит его приласкать, то надо отучать его от этого. А то у нас некоторые дети даже спят с родителями. Нельзя этого делать.

Если вы, к примеру, 8-летнему мальчику будете отдавать свою женскую ласку, то, когда он начнет встречаться с 12–14-летними девочками, ему с ними будет неинтересно.

Ласкайте его, но только помните, что у него будут большие проблемы в эротической любви. Часто бывает, когда самой маме хочется приласкать ребенка. В этом случае можно с уверенностью утверждать: у мамы не налажены сексуальные отношения.

Мой совет: не надо за счет ребенка решать свои проблемы. Более того, когда вы их решаете за счет ребенка, то у вас исчезает возможность решать их нормальным способом. И вы губите свое и настоящее, и будущее.

…Почему дети нуждаются в нашей любви? Они еще сами жить не могут. У детей совсем другое восприятие мира. Дети живут в сказке. Вокруг них – великаны, которые, как по мановению волшебной палочки, удовлетворяют их потребности, и за это они их любят. С другой стороны, эти великаны вдруг начинают на них кричать. Ребенок может что-нибудь неправильно сделал? Он опИсался? Но если он не будет пИсать, то у него разорвется мочевой пузырь. Он еще не может все сам решать и все сам делать. И пока он растет, его за все надо хвалить. Постоянно говорить: «Правильно, молодец». А если у ребенка проблемы вроде недержания мочи, то с ним надо договариваться, чтобы он просто вовремя подавал сигналы.

Знаете, за счет чего цирковые артисты из школы Дурова добиваются успехов у своих питомцев? За счет похвалы. А у нас – людей – часто идет наказывающее воспитание. Затем наступает следующий момент – момент зрелой материнской любви, когда мама ребенка постепенно от себя отпускает.

Формула зрелой материнской любви: «Иди, куда хочешь». Многие мамы своих детей все время держат при себе, даже в школу провожают до выпускных классов, когда ребенку уже перед сверстниками неудобно. С такой навязчивой опекой человек перестает быть автономным и становится зависимым. Ему все время хочется найти лидера, который бы им руководил.

Срок зрелой материнской любви наступает после года, когда ребенок начинает самостоятельно ходить. Он слезает с рук довольно часто и путешествует по квартире, по двору, потом по улице… А родителям хочется, чтобы он, как и прежде, всегда был рядом. Мы тревожимся и стараемся удержать ребенка возле себя и говорим, что его любим.

На самом же деле надо его отпустить. Конечно, бывают ситуации, когда ребенка нельзя отпускать далеко. Значит, бегайте за ним, но куда он хочет, а не вы. Кстати, удивительно: дети никогда не падают так, чтобы удариться головой.

Они падают на пол попой. Пусть падают. А чем чаще он будет падать на попу, тем ягодичные мышцы будут быстрее развиваться. Даже с эротической любовью у него все будет в порядке.

Однако со зрелой материнской любовью у нас тоже напряженка, ее не все получают. А из недолюбленных детей могут вырасти маньяки вроде Чикатило. Однажды ко мне одно бойкое издательство обратилось с вопросом: «Как наших детей надо учить, чтобы они не поддавались на уговоры маньяков?» Я ответил, что самая хорошая защита – любовь. Если ребенок растет в атмосфере любви, то ни один маньяк его не соблазнит. Но когда его жизнь протекает без любви, то он за любовь может принять какую-то «конфетку» или обманчивые обещания. Кроме того, если человек не получил зрелой материнской любви, он теряет свою автономию, боится выйти из той ситуации, в которой находится. Будет ли он расти в таком случае? Конечно, нет. Ведь иногда, чтобы расти, надо оторваться от ситуации, которую уже перерос. А он боится уволиться с работы, боится разойтись, а вдруг с новой работой или с новым партнером не получится. Он боится сменить квартиру, место жительства и т. д. В общем, без материнской любви – обеих ее проявлений – у человека на всю жизнь остается горький отпечаток. И жизнь не ладится.

Сила отцовского примера: «делай, как я»

Формула инфантильной отцовской любви: «Делай, как я». Она не обходима для приобретения навыков и заключается в том, что ребенок приходит к отцу и говорит: «Я сделал то-то». И отец должен похвалить:

«Молодец, что сделал». Эта любовь помогает ребенку овладеть автоматическими навыками, которые ему очень пригодятся в жизни: навыками самообслуживания, ухода, гигиены, питания и прочее. Если бы не было отцовской инфантильной любви, то человек выходил бы во взрослую жизнь полным невежей.

Если мама любит ребенка просто так, то отцовская любовь – это всегда любовь за что-то. Если ребенка кто-то обидел, ему плохо, он идет к кому? К маме. А когда он что-то смастерил, что-то интересное придумал, то он идет к папе. Что мальчики, что девочки – «Папа, я нарисовала! Папа, я выучил стишок». Инфантильная отцовская любовь нужна детям до 7–8 лет. А потом приходит время зрелой отцовской любви. Ее формула: «Делай, что хочешь, ты ведь умный».

Если эту любовь в детстве не получить, то ребенок лишается творческого потенциала и только повторяет то, что делают другие. Он всегда делает все с оглядкой на авторитеты. Он боится сделать что-то новое, а вдруг его будут ругать за это? И его действительно ругают. Кстати, зрелая отцовская любовь является очень редкой, ее мало кто получает.

Мне часто задают вопрос: «Как быть, если женщина воспитывает ребенка одна?» Так я напоминаю: ему не мама и папа нужны, а нужна материнская и отцовская любовь. Инфантильная и зрелая.

Как все хорошее, любовь должна быть дозирована: ни больше и ни меньше. Больше нельзя, и меньше нельзя. Есть даже так называемый «первый закон философии», согласно которому при увеличении количества наступает какое-то новое качество…

…Чем человек отличается от животных? У животных детеныши должны делать точно так, как делают родители, потому что если родители выжили, значит, они все делали правильно. А у людей устроено по-другому: если бы дети в точности копировали поведение и дела родителей, то мы бы до сих пор в пещерах жили. Развитие человечества идет вперед потому, что дети все делают по-своему: идут новыми дорогами, открывают и изобретают новое.

…Я своим детям, к сожалению, тоже дал традиционное воспитание, но вовремя опомнился. Младшему Борису было 7 лет, старшему Игорю – 12. В этом возрасте мне удалось исправить многие воспитательные дефекты. И лично я дал детям зрелую отцовскую любовь. Например, все начинания своих детей я поддерживал. И вы знаете, у меня до сих пор с ними сохранились хорошие отношения. Вначале мне казалось, что они неправы. Но часто оказывалось, что правы были они, а я был неправ.

Этапы развития сексуальности

Когда человек получил все виды родительской любви, то он самостоятельно может создать фундамент своей личности. У него возникнет чувство безопасности, чувство автономии, он овладеет навыками и творческим потенциалом. В этом случае человек обязательно будет удачлив и в эротической любви. Тем более, что в разные этапы эротической любви у человека есть потребность получить от своего партнера ту или иную форму любви. Поэтому в семье супруги часто могут меняться местами.

Например, иногда я должен выступить как мамочка для своей жены, когда она заболевает. Тогда что? Тогда она становится как ребенок. И ей нужно что? Материнская любовь. И я ее люблю, просто так, хоть и болеет. Иногда, когда я болею, она должна быть моей мамочкой. Так она и была ею, когда я находился в реанимации. А я в то время был как беспомощный ребенок. Все это нормально в семье. И тогда эротическая любовь будет высокого качества. Естественно, как я уже говорил, супруги должны заниматься общим делом, и взгляды у них должны быть общими. И еще, конечно, у них обязательно должен быть хороший секс.

…Сексуальное удовлетворение развивается постепенно. С точки зрения психоаналитика Зигмунда Фрейда, дети начинают «заниматься сексом» с раннего детства. Он выделил пять этапов развития сексуальности.

Первая стадия – оральный каннибализм. Ребенок занимается сексом уже тогда, когда сосет грудь матери. Кстати, по той интенсивности, с которой младенец сосет грудь, можно примерно сказать, какая у него будет сексуальность, когда он вырастет. Так, если он голодный, то накидывается и жадно сосет грудь, а потом отваливается и засыпает. Чем не секс?

Кстати, с точки зрения психоанализа, некоторыми людьми рот используется как половой орган – у обжор, алкоголиков, курильщиков. Это показатель сексуального недоразвития. Человека все время тянет что-то сосать. Частая болтовня тоже своего рода сексуальное недоразвитие, особенно когда развита сильная артикуляция. Я знал одну девочку, которую так воспитали, что она никогда ни с кем не встречалась. И она подолгу разговаривала со своими подругами по телефону. Она даже не целовалась ни с кем из мальчиков, потому что родители ей внушили, что она – уродина. Я ее видел – нормальная девочка. А ее эротическая недоразвитость выражалась в постоянных разговорах.

Вторая стадия – анальный садизм (анус – это задний проход). Ребенок в детстве обучается опрятности, учится сидеть на горшке. Если он застревает на этой стадии, то потом у него развиваются или запоры, или поносы, но чаще запоры, а в характере вырабатывается главная черта – скупость. У такого человека прошлогоднего снега не выпросишь, ему жалко поделиться даже своим дерьмом, поэтому запорами и страдает.

Был в моей практике такой случай… Одна женщина страдала запорами, муж ей делал клизмы. К сексу она была равнодушна, а от клизм получала огромное удовольствие… Я был очень удивлен этому факту. В таком выраженном виде – это явный гомосексуализм.

Третья стадия – фаллическая, это развитие сексуальности от 2 до 5 лет. Дети начинают По Фрейду, существует несколько стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и пубертатная. Названия стадий связаны с обозначением тех зон тела ребенка, которые «ответственны» в каждый момент его развития за получение наибольшего удовольствия от удовлетворения влечений и функционирования своего тела.

Дети любят играть со своими половыми органами и показывать их друг другу. Бог ты мой, сколько трагедий разыгрывается в детских садах из-за этих игр! Детей стыдят при всех. Но я вас уверяю, что от таких мастурбаций нет никакого вреда. Вред может быть только от преследования детей за этот якобы «проступок». А если оставить эти шалости без внимания, то все само пройдет… Истинное выращивание и воспитание не требует большой активности.

Потом наступает следующая, четвертая стадия – латентная (внешне не проявляющаяся, скрытная. – Ред.), когда человека проблемы секса вообще не интересуют. И в это время чем надо заниматься? Интенсивной учебой. Эта стадия продолжается лет до 14. Но если учеба не интересна, а энергия все равно вырабатывается, то начинается раннее развитие сексуальности. Сейчас многие в 10, 12, 15 лет уже начинают вести половую жизнь. В природе такое было бы возможно? Нет, незрелого самца прогонят из стаи! А у людей такое происходит сплошь и рядом.

В пресечении ранней половой жизни решающую роль должны сыграть педагоги. У секса есть один конкурент – увлекательное дело, а вот у дела конкурентов нет. Если из вас кто-то был по-настоящему увлечен любопытным делом, интересным учебой, то вы помните, что в это время сексуальная потребность куда-то исчезала. И если бы в наших школах была налажена как следует учеба, то интересными уроками можно было бы задержать внешнее проявление сексуальности еще года на два-три. Кроме того, во время интенсивной учебы к 18–20 годам очень быстро развиваются полезные навыки и усваиваются знания…

…Далее – в период эротической любви, когда вы поняли, что ваши тела подходят друг другу, надо включить мозг и спросить себя: а стоит ли продолжать отношения? На этой стадии важен расчет – выгодно или нет связывать свою жизнь именно с этим человеком? И если сознание скажет, что нет, невыгодно, то нечего и огород городить.

После 14 лет наступает пятая – генитальная фаза зрелой сексуальности. Как проявляется сексуальность у зрелого человека? Вначале разговоры, потом ласки, поцелуи, потом – более глубокие ласки и только потом секс. Сексуальность тоже должна развиваться постепенно. Вначале мальчик с девочкой ходят за ручки, потом под ручки, потом в обнимку, потом за пазуху, потом под юбку и постепенно дошли до зрелой сексуальности.

Бывает так, что у некоторых первые стадии развития сексуальности не пройдены, а многие мамы даже этим хвастаются: моя девочка книгами интересуется, с мальчиками не встречается. Родители довольны, а у меня волосы дыбом встают. Потому что я знаю, пройдет немного времени – и девочка забросит книги и нырнет в постель к мальчику. Но у этой девочки ничего не получится, потому что у нее разовьется половая холодность. А если мальчик пропускает первые стадии развития сексуальности, то во взрослом состоянии у него может наступить импотенция: он же боится женщин, он не прошел этот путь – за ручку, под ручку, поцелуи… Поэтому в сексуальном взрослении должно быть постепенное развитие.

Кстати, как у нас часто идет сексуальное воспитание? Знаете же, что мамы говорят своим сыновьям, взывая к их любви: «У тебя жен может быть много, а мама – одна». Но, на мой взгляд, двадцатая по счету жена может быть намного ближе, чем единственная мать.

Глава 3

Как сохранить свое «гнездо»

Жизнь как расколотая ваза

Однажды я услышал такую фразу: «Особый путь – это путь застоя». Моя точка зрения: вариантов счастья нет. Есть варианты несчастья. Их много. Кстати, почему о счастливом человеке не написали еще ни одной книги? А нечего писать. А что писать о нем? Все идет гладко. О несчастном пишут. Мы начинаем обезьянничать и ведем себя, как литературные герои. И судьба у нас, как у литературных героев. Как-то я проводил исследование по поводу счастливых семей, и оказалось, что счастливых семей нет вообще. Люди не умеют любить ни себя, ни других. Как я уже говорил выше, по официальной статистике, у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков приходится все 100 разводов. У нас семей как таковых нет. Люди просто изолированно живут на одной территории. Состояние большинства наших семей можно описать одним старым анекдотом.

Один человек шел на день рождения к любимой девушке. Денег было мало, а он хотел сделать дорогой подарок. Пришел в антикварный магазин. Рассказал про свою проблему. Продавцы предложили: купите за копейки антикварную хрустальную вазу, мы ее, как лом, продаем. Мы завернем ее вам, а вы, когда будете дарить, как будто случайно выроните ее из рук. Ваза будто бы разобьется. Гости посмотрят и увидят, что вы преподнесли дорогой подарок. Покупатель так и поступил. Протягивая имениннице подарок, он неловко повернулся, как бы случайно выронил сверток, который со звоном упал. Присутствующие ахнули, а расстроенная именинница, подняв подарок, стала разворачивать его. И – о, ужас! – оказалось, что услужливые продавцы завернули каждый осколок разбитой вазы отдельно! Вот так и выглядят наши семьи сегодня: внешне завернуты как будто в один сверток, а на самом деле – как осколки – каждый сам по себе, по отдельности. Вместе их держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10–15, и спрашивал у обоих супругов: «Вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа или женились снова на своей жене, но только при условии, что все повторится, как было». В результате только 5 % мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9 % женщин, что вышли замуж за этого мужчину… И еще есть статистика: из 11 400 семей только пять живут счастливо. Остальные женились и вышли замуж по расчету, и эти супруги равнодушны друг к другу сегодня.

Почему же у нас семьи такие непрочные? Я думаю, что они соответствуют одному стихотворению:

«Два мудреца в одном тазуПустились по морю в грозу,Будь попрочнее медный таз,Длиннее был бы мой рассказ».

Меня однажды пригласили в институт прочитать психологическую лекцию о студенческой семье. Я говорю: «Ребята, студенческая семья – это чушь собачья. Вы, конечно, вымахали физически, но духовно и материально еще недоразвиты. Так занимайтесь тем, чем можете заниматься – сексом, но не надо думать о семье. Зачем? Иначе вы угробите семью».

А можно ли сделать так, чтобы физическое развитие, материальная независимость и духовное развитие совпали в одно и то же время? На мой взгляд, можно. Надо заниматься этим заблаговременно. Но только не надо портачить. И вначале надо воспитать воспитателей.

Студенты Коля и Маша не сейчас будут учиться воспитывать детей, а тогда, когда они у них появятся. У них уже придут такие дети. Теоретически это возможно. И практически. У нас же действующая модель. У нас есть студенты, которые заканчивают институт вместе с кандидатской диссертацией. Понимаете, какая экономия? Ни аспирантур, ни ординатур – сразу экономия и для государства, и для них самих.

Об изменах

Секс нужно получать в семье. Когда я сытый, то пройду мимо пяти ресторанов и даже запаха не почувствую. Когда же хожу голодный, то пройду по улице и увижу, что оказывается на моем пути пять-семь разных точек питания. В одну из них я не выдержу – зайду. А там не икру минтая дают, а черную икру, о которой я даже не слышал. Потом к икре минтая тяжело возвращаться, когда уже черную попробовал.

О любовниках

На одном из семинаров у меня была женщина – врач-проктолог. Возраст 31 год. Она сказала: «Я пока не замужем». Это по-нашему. Я запретил своим пациентам говорить слово «плохо». Я прошу их говорить правду. Вот они и научились отвечать завуалированно. Как правило, они говорят: «Сегодня не так хорошо, как вчера было». Слово «хорошо» должно оставаться. Но подобный ответ – полуполный-полупустой. С точки зрения математики – одинаковый. А с точки зрения психологии – идут два разных процесса. Если полупустой – идет процесс опустошения, а полуполный – идет процесс наполнения. А врач-проктолог сказала хорошо – «пока не замужем». Молодец! Понятно, конечно, что она хочет выстраивать семью, но пока не торопится. И это правильно. Я думаю, что она станет специалистом, попадет в какой-то другой, более высокий круг, и там все решится. И я ей посоветовал, чтобы она не разменивалась на мелочи при карьерном восхождении. Чтобы не заводила романов с никчемными и ненужными мужчинами. Последует она моему совету или нет – не знаю. Но точно оценит, когда станет министром здравоохранения. Именно тогда она поймет, что значит иметь дело с плохим сексуальным партнером. Тем более, что они могут повстречаться на высоких приемах. Ведь там положено приходить парой. И эти бывшие партнеры могут такую свинью подложить!