Большинство программ по личностному развитию ребёнка формируют «лучшие качества» детей. Но вместо того чтобы давать детям списки желательных качеств или определённый набор предпочитаемых атрибутов поведения, намного важнее формировать в целом личность ребёнка через обучение эмоциональной грамотности, социальной осведомлённости, эмпатии и ответственного поведения. Соответствующее поведение проявляется в результате лучшего понимания детьми себя и окружающих, в реализации дружественных отношений в группе и ближайшем окружении каждого ребёнка.
Дети более успешны в жизни, когда они:
✓ осознают свои эмоции и чувства и могут управлять ими и своим поведением;
✓ умеют понять точку зрения другого и общаться с ним с учётом его мнения;
✓ умеют делать осознанный выбор.
Эти навыки – результат краткосрочного действия программ социально-эмоционального обучения и развития эмоционального интеллекта ребёнка[12].
Как показали американские и английские исследования, долгосрочные эффекты следующие:
✓ улучшение отношения к себе – адекватная самооценка, к другим – положительное восприятие окружающих людей;
✓ положительное социальное поведение и улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
✓ снижение количества поведенческих проблем;
✓ снижение уровня эмоционального стресса;
✓ улучшение памяти и произвольности внимания и др.
Согласно научным исследованиям эмоции влияют на развитие детей и их способы поведения:
✓ наши эмоции управляют процессом распределения внимания, обучения и памяти[13];
✓ социальное и эмоциональное обучение влияет на центральные исполнительные когнитивные функции, такие как управление эмоциями и планирование. Негативно переживаемые эмоции ухудшают внимание и память[14];
✓ ученики отвлекаются на преодоление эмоций, которые мешают обучению, что может затруднить выполнение простых учебных заданий, таких как понимание объяснений учителя, выполнение заданий[15];
✓ социально-эмоциональное образование влияет на мотивационные, поведенческие аспекты деятельности и показатели академической успеваемости[16];
✓ ученики, обучающиеся по программе социально-эмоционального обучения, значительно чаще посещают школу, с меньшей вероятностью привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушения правопорядка, получают более высокие оценки. Умеют решать проблемы, преодолевать препятствия и принимать ответственные решения в учёбе и в социальном взаимодействии[17];
✓ выявлена связь высокого эмоционального интеллекта и качества социальных отношений, социальной ответственности[18] [19] [20] [21]. Низкий эмоциональный интеллект с большей вероятностью прогнозирует межличностные конфликты и ситуации дезадаптации, например, низкий эмоциональный интеллект связан с большей вероятности злоупотребления наркотиками и алкоголем[22].
В ходе исследования американские учёные изучали эмоциональное развитие в раннем возрасте. Они выяснили, что программы по социально-эмоциональному обучению позволяют развить у детей пять основных навыков, связанных с эмоциональной сферой: распознавание эмоций у себя и других людей, понимание причин и последствий возникновения эмоций, точное определение эмоций, адекватное выражение эмоций и эффективное управление эмоциями. Для наиболее эффективного развития эмоциональной сферы необходимо проводить работу не только со школьниками, но и с детьми в дошкольных организациях[23].
Перспективы детей, прошедших обучение по специализированным программамВ ближайшей перспективе дети, прошедшие обучение по программам развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности, успешнее адаптируются к школьному обучению, легче вливаются в ученический коллектив. У детей отмечена лучшая успеваемость, сниженное агрессивное поведение и желание учиться. Исследование показало сокращение на 50 % асоциального поведения, количества отчислений, агрессии и травли среди учеников[24].
Исследования, проводившиеся в 20 группах детского сада в штате Пенсильвания (10 групп, в которых проводились занятия по методике социально-эмоционального обучения, 10 групп составляли контрольную группу и обучения не проходили, дети 3–4 лет, 120 мальчиков и 126 девочек, количество учеников в группе – от 7 до 16), показали, что данные занятия являются многообещающей практикой для развития социальных и эмоциональных компетенций у детей. Родителями и учителями участников программы было отмечено повышение эмоциональных и социальных компетенций учащихся, дети стали менее стеснительными, меньше капризничали, чаще стали говорить о своих эмоциях и желаниях.
Исследователи выявили, что дети, прошедшие программы, лучше передают эмоции словами и более точны в определении эмоций. Помимо этого, они, в отличие от детей из контрольной группы, меньше стали проявлять агрессивное поведение.
О детях из группы, в которой проводились занятия, учителя отзывались как о менее беспокоящихся, более дружных и лучше умеющих контактировать с другими, по сравнению с детьми из контрольной группы[25].
В долгосрочной перспективе социально-эмоциональная компетентность повышает вероятность получения высшего образования, успеха в карьере, успешных и счастливых отношений в семье и на работе, длительного сохранения умственного здоровья, снижает вероятность вовлечения в преступную деятельность[26].
Успех в жизни начинается с социально-эмоционального обученияВ продолжительном исследовании группа учёных обнаружила непосредственную связь между социальными и эмоциональными навыками детей и их высокими результатами по шкалам «здоровье», «социальные отношения» и «экономическое положение»[27].
В течение 20 лет учёные следили за жизнью 753 детей, начиная с детского сада до 20 лет. Целью исследования было установить, влияет ли развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности в детском саду на жизнь человека в юности и молодости. Результаты показали, что эмоциональный интеллект и социальная компетентность – это устойчивые и значимые параметры, повышающие успехи в учёбе и карьере, снижающие риск связи человека с преступностью, а также определяющие умственное здоровье. Повышение социальной компетентности ребёнка на 1 балл означало, что:
✓ вероятность его поступления в школу возрастает вдвое;
✓ вероятность получения диплома о высшем образовании возрастает на 54 %;
✓ вероятность получения в ранней молодости работы, требующей квалификации, возрастает на 46 %.
В свою очередь, снижение социальной компетентности связано с повышением (на 67 %) вероятности приводов в полицию в ранней молодости и с повышением (на 64 %) вероятности отбывания срока в колонии[28]. Эти результаты подтверждают важность исследования и развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей.
Исследование показало, что в возрасте 21 года – через 15 лет после участия в программе развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребёнка – молодые люди:
✓ были более образованны;
✓ большее их количество было нанято и на лучшие должности;
✓ обладали лучшим эмоциональным здоровьем;
✓ обладали лучшим физическим здоровьем;
✓ отличались более активной гражданской позицией;
✓ совершали меньше криминальных поступков;
✓ меньше использовали наркотики.
Широкомасштабные исследования показывают, что программы развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности улучшают успеваемость, снижают агрессивное поведение и усиливают желание учиться.
В 2011 году анализ более чем 200 исследований констатировал, что у учащихся в школах, использующих программы развития эмоционального интеллекта (по сравнению с учащимися в школах, которые не использовали эту программу), наблюдалось:
✓ увеличение социальных и эмоциональных навыков (на 22 %);
✓ повышение успеваемости (на 11 %);
✓ уменьшение эмоционального стресса (на 10 %);
✓ снижение проблем с поведением (на 9 %);
✓ улучшение как положительного отношения к школе, так и просоциального поведения (на 9 %).
Следует также отметить важную особенность: после двух лет занятий классы в таких школах были лучше организованы, наблюдалось уменьшение проблемного поведения среди учеников. Дети показывали положительные результаты, включая высокий эмоциональный интеллект, высокую социальную компетентность, хорошие отметки.
Исследование проводили с учениками разного уровня успеваемости и эмоциональных проблем. Оно показало сокращение асоциального поведения (на 50 %), количества отчислений, агрессии и травли среди учеников уже через год внедрения программ социально-эмоционального образования.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
По данным доклада «Навыки будущего» авторского коллектива: Е. Лошкарёва, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков / Global Education Futures и WorldSkills Russia, 2019.
2
Alex Gray. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution/электронный ресурс: weforum.org, 2016.
3
Anna Davies, Devin Fidler, Marina Gorb. Future Work Skills 2020 / электронный ресурс: iftf.org, 2011.
4
По данным доклада «Навыки будущего» авторского коллектива: Е. Лошкарёва, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков / Global Education Futures и WorldSkills Russia, 2019.
5
По данным доклада «Навыки будущего» авторского коллектива: Е. Лошкарёва, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков / Global Education Futures и WorldSkills Russia, 2019.
6
Шваб. К. Четвёртая промышленная революция. – М.: Эксмо, 2016.
7
Brackett M., Caruso D., Stern R. The anchors of emotional intelligence, 2013.
8
Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence // R. J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.) – New York: Cambridge University Press, 2000.
9
Hawkins J. D., Kosterman R., Catalano R. F., Hill K. G., Abbott R. D. Promoting positive adult functioning through social development intervention in childhood: Long-term effects from the Seattle Social Development Project. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 159(1). 2005. P. 25–31.
10
Brackett M. A., Rivers S. E., Reyes M. R., Salovey P. Enhancing academic performance and social and emotional competence with the RULER Feeling Words Curriculum. Learning and Individual Differences, 2010.
11
Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence. Imagination Cognition and Personality, 9(3), 1990.
12
Durlak J. A., Weissberg R.P., Dymnicki A. B., Taylor R. D., Schellinger K. B. (2011), The impact of enhancing students’ social and emotional learning: A meta-amalysis od school-based universal interventions, Child Development, 82.
13
LeDoux J. E. (2000). Emotion circuits in the brain, Annual Review of Neuroscience, 23. P. 155–184.
14
Greenberg M. T., Kusche C. A. Building social and emotional competence, 2006.
15
Zins J. E., Weissberg R. P., Wang M. C., Walberg H. J. (2004). Building school success through social and emotional learning. New York.
16
Caprara G. V., Barbaranelli C., Pastorelli C., Bandura A., Zimbardo P. G. (2000). Prosocial foundations of children’s academic achievement. Psychological science, 11(4). P. 302–306.
17
Hoagwood K. E., Serene Olin S., Kerker B. D., Kratochwill T. R., Crowe M., Saka N. (2007). Empirically based school interventions targeted at academic and mental health functioning. Journal of emotional and behavioural disorders, 15(2). P. 66–92.
18
Brackett M. A., Rivers S.E., Salovey P., 2011. «Emotional Intelligence: Implications for Personal, Social, Academic, and Workplace Success». Social and Personality Psychology Compass 5 (1).
19
Brackett M. A., Warner R. M., Bosco J. Emotional intelligence and relationship quality among couples. Personal Relationships. 2005. № 12. P. 197–212.
20
Lopes P. N., Salovey P., Cote S., Beers M. Emotion regulation abilities and the quality of social interaction. Emotion. 2005. № 5. P. 113–118.
21
Lopes P. N., Salovey P., Straus R. Emotional intelligence, personality, and the perceived quality of social relationships. Personality and Individual Differences. 2003. № 35. P. 641–658.
22
Brackett M. A., Mayer J. D., Warner R. M. (2004). Emotional intelligence and its relation to everyday behaviour. Personality and Individual differences, 36(6). P. 1387–1402.
23
Rivers S. E., Tominey S. L., O’Bryon E. C., Brackett M. A. (2013). Introduction to the special issue on social and emotional learning in early education. Early Education & Development, 24(7). P. 953–959.
24
Brackett M., Caruso D., Stern R. The anchors of emotional intelligence, 2013.
25
Domitrovich C. E., Cortes R. C., Greenberg M. T. (2007) Improving young children’s social and emotional competence: A randomized trial of the preschool “PATHS” curriculum. The journal of primary prevention, 28(2). P. 67–91.
26
Hawkins J. D., Kosterman R., Catalano R.F., Hill K. G., Abbott R. D. (2005). Positive adult functioning through social development intervention in childhood: Long-term effects from the Seattle Social Development Project. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine. 159 (1). P. 25–31.
27
Hawkins J. D., Kosterman R., Catalano R. F., Hill K. G., Abbott R. D. (2005). Promoting positive adult functioning through social development intervention in childhood: Long-term effects from the Seattle Social Development Project. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine. 159(1). P. 25–31.
28
Aos S., Lieb R., Mayfield J., Miller M., Pennucci A. (2004). Benefits and Costs of Prevention and Early Intervention Programs for Youth. Washinton State Institute for Public Policy. Accessed from http://www.wsipp.wa.gov/rptfiles/04-07-3901.pdf.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги