Глава первая
Доисторический период
Карта Японии
Первобытные жители японских островов
Пожалуй, ни одна нация в мире не относится к своим корням так трепетно, как японцы. Сообщения об очередных археологических находках вытесняют с первых полос японских газет статьи о политических кризисах и войнах. Спросите любого школьника, и он вам скажет, что первые люди поселились на Японских островах примерно 300 000 лет назад. Так оно и было. Ученые располагают находками, которые это подтверждают. В стародавние времена уровень океана был сильно ниже нынешнего (едва ли не на 150 метров) и наши благословенные острова были связаны с материком многочисленными мостами-перешейками, по которым передвигались древние люди. Мосты эти были весьма крупными, так, например, Внутреннее Японское море[11] представляло собой широкую долину.
Однако следы людей, живших на территории современной Японии 300 000 лет назад не дают оснований для того, чтобы исчислять столь солидным сроком возраст японской нации. Известно, что люди расселялись по планете двумя волнами. Первая волна началась около 2 000 000 лет назад, а вторая – около 70 000 или 80 000 лет назад и современные люди являются потомками мигрантов второй волны, относящихся к виду Человек разумный (Homo sapiens). Но даже мигрантов второй волны, которые, как принято считать, достигли Японских островов примерно 40 000 лет назад, нельзя называть японцами. То были древние предки современных японцев, которые начали формироваться как нация лишь после того, как люди периода Дзёмон (около 13 000 лет до н. э. – 300 год до н. э.) смешались с пришедшими извне народами.
На территории Японии обнаружено около 300 000 археологических памятников. Столь впечатляющее количество объясняется тем, что согласно японскому законодательству нужно исследовать место строительства, прежде чем начинать что-то строить. Новое не должно мешать изучению прошлого.
6852
6852 – это количество японских островов, начиная с гиганта Хонсю и заканчивая малютками, на которые, согласно старинному выражению, «можно опереться только одной ногой». Япония – это острова, море и люди, которые живут на островах. При всем своем разнообразии, японские острова сильно похожи друг на друга. Все они состоят из гор, поскольку являются горными вершинами, выступающими на поверхность океана, и прилегающих к горам равнин, на которых, в основном, и селятся люди. С учетом того, что горы составляют 75 % территории Японии, а на долю удобных для обитания равнин приходится всего 25 %, нет ничего удивительного в многолюдности японских городов, ведь из 378 000 км2 японских земель, по-настоящему заселено около 95 000 км2 и живет на этой площади 126 000 000 человек! Разделите последнюю цифру на предпоследнюю и вы никогда больше не станете удивляться тому, что во множестве стран мира нет такой должности на транспорте, как осия.[12]
Что станут делать люди, если их очень много?
Вариант первый – часть людей будет вытеснена за пределы обжитых территорий. Именно таким образом и происходило расселение людей по планете – сильные прогоняли слабых с насиженных мест. Но с островов некуда уходить…
Вариант второй – сильные могут истребить слабых. Такое часто случалось, но ведь убийство ближнего – не самый лучший способ решения проблем. Особенно, если ближний принадлежит к той же нации, что и ты, и исповедует те же самые ценности…
Вариант третий и наиболее оптимальный – надо учиться уживаться вместе, сосуществовать в мире и гармонии. Именно к такому решению и пришли в конечном итоге японцы. Различные слои и группы общества притерлись» друг к другу с помощью выработанных правил, которые стали фундаментом японской нации.
Горы, равнины и море… Возьмите любую точку на любом из островов Японского архипелага и до моря от нее будет рукой подать, а, если точнее, то не более 150 км по прямой. И на этом пути вам придется спуститься с гор, пройти через равнины и долины, чтобы выйти к побережью. Япония – это горы, равнины и берег моря. У каждой территории – свои особенности. В горах пропитание добывается охотой и собирательством, на ровных участках выращивают рис, а море кормит рыбой и прочими своими дарами, вплоть до соли, которую японцы традиционно выпаривали из морской воды. На небольших по площади территориях сосуществовали три типа ведения хозяйства – морской, в котором доминировали рыболовство и собирательство даров моря, равнинный, основу которого составляло заливное выращивание риса, и горный, сочетавший охоту и собирательство с земледелием без искусственного орошения. Такая специализация способствовала интенсивному развитию обменных и торговых процессов. Недаром же считается, что умение торговать (и торговаться) каждый японец впитывает с молоком матери.
Следующая особенность японских островов заключается в их изолированности друг от друга, которая стала основой политического сепаратизма, столь характерного для истории Японии (он был окончательно изжит лишь во второй половине XIX века). Но одной лишь политикой дело не ограничивается. Жителям Кагосимы и Асахикавы бывает трудно понять друг друга, особенно при быстром разговоре.[13]
О море надо сказать особо. Море для японцев не только источник пищи, но и один из основных транспортных путей. Сообщение между островами, а также между отдельными участками крупных островов издревле осуществлялось по морю. Речное судоходство на Японских островах не получило развития, поскольку подавляющее большинство местных рек течет в широтном («узком») направлении.
Ограниченность ресурсов и невозможность освоения новых территорий стали теми оселками, на которых затачивался традиционный японский характер, стрежнем которого является перфекционизм, вечное и неукротимое стремление к совершенству. Невозможность экстенсивного развития стимулирует развитие интенсивное, иначе и быть не может.
Последней особенностью Японии, имеющей важное значение для понимания истории этой страны, стала ее изолированность, которая давала возможность выбора того, что хотелось бы перенять у других народов. Японцам редко кто что навязывал против их воли (в наше время дело, к сожалению, обстоит иначе). Японцы имели возможность выбирать то, что им хотелось бы перенять у других народов. Вдумчиво отбиралось самое лучшее, самое полезное. Нет ничего удивительного в том, что современный японец может надолго «зависнуть» выбирая бэнто.[14] Сегодня он должен выбрать самое лучшее. И завтра тоже. И послезавтра… Ошибиться нельзя.
Период Ивадзюку
Первый период обитания древнего человека на Японских островах получил свое название от местечка Ивадзюку, расположенного в центральной части острова Хонсю. В 1949 году в Ивадзюку впервые была обнаружена палеолитическая стоянка, относящаяся к нижнему палеолиту[15] и насчитывающая около 20 слоев. Впоследствии было открыто еще около 500 нижнепалеолитических стоянок и около 4 500 верхнепалеолитических – Японские острова были хорошо заселены в древности. В целом хронологический разброс между стоянками составляет от 300 000 до 13 000 лет назад. Крайние даты и ограничивают период Ивадзюку.
Японские палеолитические находки представлены каменными орудиями – рубилами, скреблами, отщепами и пр. В древнейших орудиях явно прослеживается сходство с теми, которые находили на острове Ява (по орудиям можно проследить пути миграции древних людей).
Особенностью японского палеолита является крайняя скудость органических останков – костей человека и животных. В наших кислых почвах органика не способна долго сохраняться. Подавляющее большинство древних останков относится к неолитическому периоду Дзёмон, когда покойников начали хоронить в пещерах и в так называемых «раковинных кучах» – скоплениях раковин моллюсков, оставленных первобытными людьми.
Каменные орудия
Дзёмон – японский неолит
Слово «дзёмон» переводится как «веревочная керамика». Японский неолитический период назван по характерному для него виду керамики, украшенной специфическим «веревочным орнаментом».
Традиционно принято считать началом неолита переход от присваивающего типа хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему (земледелию и скотоводству). Этот переход одновременно является и переходом от кочевого образа жизни к оседлому. Появление керамики – один из признаков оседлого образа жизни. Кочующее племя не может строить печи для обжига глины и не может обременять себя такой тяжестью, как керамическая посуда. Но у японского неолита есть одна особенность – керамика появилась здесь примерно за 12 000 лет до перехода к земледелию. Неолитические люди, обитавшие на Японских островах, перешли к оседлому образу жизни задолго до того, как начали обрабатывать землю. Их вынудило к этому рыболовство, требующее лодок, плотов, сетей и прочего тяжелого инвентаря. А как только перешли, так начали производство глиняной посуды, в которой можно было хранить и готовить пищу. Так что если во всем мире к месту людей обычно привязывала земля, то есть – земледелие, то японцев к месту привязало море, которое с древнейших времен играло важную роль в хозяйственной жизни японцев. Японские острова идеально подходят для того, чтобы кормиться морскими дарами. Благодаря природным условиям (в частности наличию теплых и холодных течений) в прибрежных водах Японии создались весьма благоприятные условия для размножения съедобных водорослей и различной морской живности, начиная с планктона и заканчивая крупными промысловыми рыбами. Если обычно морской промысел служит дополнением к земледелию и скотоводству, то для японцев он имеет важное самостоятельное значение и служит основным источником белковых продуктов. Создав благоприятные условия для размножения обитателей моря, природа добавила к этому весьма ценный «бонус» в виде сильной изрезанности береговой линии Японских островов – заниматься рыболовством не только выгодно, но и удобно.
Японский неолит на протяжении дюжины тысячелетий оставался «присваивающим», а не «производительным». Впрочем, если для вас важен переход от присвоения к производству, то вы можете считать период Дзёмон не неолитическим, а переходным от палеолита к неолиту.
Термин «дзёмон», как перевод английского «cord-marked pottery», впервые был предложен пионером японской археологии, американским ученым Эдвардом Морсом в 1877 году. А в 1937 году японский археолог Яманоути Сугао разбил период «веревочных» глиняных изделий на пять отрезков, каждому из которых соответствует свой тип керамики. Впоследствии хронологию периода Дзёмон «расширили» до полусотни типов, но мы рассмотрим пять основных.
Керамика Дзёмон
Самым древним периодом является Прото-Дзёмон, датируемый VII–V тысячелетиями до н. э. В этом периоде на изделия наносились вертикальный узоры посредством наложения отдельных нитей растительных волокон на сырую глину. В Раннем Дзёмоне (IV тысячелетие до н. э.) волокна начали сплетать, отчего узор приобрел вид «елочки». Изменилась и ориентация узора – она стала преимущественно горизонтальной. В Среднем Дзёмоне (III тысячелетие до н. э.) узоры стали диагональными, а в Позднем Дзёмоне (III тысячелетие до н. э.) усложнились до комбинированных. Заключительный Дзёмон (первая половина I тысячелетия до н. э.) – это период красиво украшенной тонкостенной керамики, наряду с которой существовала и незамысловато украшенная утварь. Узоры наносились не только при помощи «веревок», но также и пальцами (ногтями) или же бамбуковыми палочками.
Керамика Дзёмон
В период Дзёмон еще не было гончарного круга. Гончары использовали метод навивки глиняного шнура на основу или же собирали изделие из отдельных фрагментов, примерно так, как сейчас собирают чаши и кубки из наборов Лего. Обжиг изделий производился в ямах, где температура обжига не превышала 800 градусов, отчего изделия получались хрупкими.
В поздних периодах Дзёмон к бытово-утилитарной керамике, служащей для приготовления и хранения пищи, добавились предметы культового предназначения, используемые в различных ритуалах. Эти предметы богато украшались и потому пользуются особым спросом у коллекционеров. Религиозные культы периода Дзёмон были анимистическо-тотемистическими, вера в одушевлённость всей природы сопутствовала культам тотемов-хранителей.
Помимо присваивающих промыслов, в этом периоде получило распространение примитивное земледелие, выражавшееся в разведении бобовых культур и гречихи. На отмелях создавались устричные плантации. На рубеже IV и III веков до н. э. обитатели Японских островов начали выращивать рис примитивным способом, без искусственного орошения и предварительного выращивания рассады. Такое рисоводство возможно только в местностях с большим количеством осадков. Однако, в период Дзёмон земледелие носило вспомогательный характер и не было распространено повсеместно. Иначе говоря, оно не имело решающего значения для людей того времени.
Основными жилищами периода Дзёмон были землянки и полуземлянки, утопленные в землю примерно на 1,2 метра.
Реконструированное поселение периода Дзёмон
До определенного момента в период Дзёмон наблюдался интенсивный прирост населения, о чем можно судить по количеству обнаруженных стоянок. Если в начале периода Дзёмон на наших островах жило примерно 20 000 человек, то в среднем Дзёмоне численность населения возросла более чем десятикратно и составляла около 260 000 человек. Средняя продолжительность жизни человека в то время составляла около 20 лет. Но затем численность населения начала снижаться и причиной тому явно стала нехватка пищевых ресурсов, вызванная интенсивным потреблением. Истраченное не успевало восстанавливаться и потому еды становилось все меньше и меньше. Эта экологическая катастрофа привела к тому, что население Японских островов уменьшилось вчетверо и к концу периода Дзёмон составляло около 70 000 человек. Так были созданы предпосылки для повсеместного перехода от присваивания к производсту.
Период Яёй
В 1884 году на территории Токио, в районе Яёй-мати, был найден керамический сосуд, который отличался от керамики периода Дзёмон настолько, что пришлось выделить следующую эпоху, пришедшую на смену Дзёмон. Период Яёй начался примерно в 300 году до н. э. и закончился в 300 год н. э. (что очень легко запомнить). Правда, в древней истории все неоднозначно – некоторые ученые считают, что период Яёй начался гораздо раньше – в IX веке до н. э. Но дело не столько в датах, сколько в том, что этот период был обусловлен культурным вливанием извне – с материка. Пришельцы занесли на Японские острова такие новшества, как заливное рисоводство, обработку металлов (меди, бронзы и железа), гончарный круг и ткацкий станок. Предпосылками к переселению на острова принято считать конфликт китайской империи Хань с первым корейским государством Кочосон (Древний Чосон). В 109 году до н. э. ханьский император У-ди вторгся в Кочосон и после года военных действий захватил его. Те корейцы, которые не могли смириться с китайским господством, были вынуждены бежать на Японские острова и бегство это носило массовый характер. Кроме корейцев бежали на восток и китайцы, недовольные ханьской властью. Они традиционно селились на юге острова Хонсю.
Для керамики периода Яёй характерны простота, единообразие и утилитарность. Многие изделия этого периода вовсе лишены какого-либо украшения. Практичность берет верх над изяществом и красотой.
Керамика периода Яёй
У периода Яёй есть две ключевые особенности, принесенные «гостями» с материка – рисоводство и обработка металлов. Рис кое-где выращивался и в периоде Дзёмон, но в периоде Яёй рисоводство получило широкое распространение, причем основным видом выращивания риса стало заливное рисоводство, более трудоемкое, но и более выгодное. Заливное поле не нуждается в прополке, поскольку большинство сорняков не может расти под водой, подобно рису. Заливное поле не нуждается в отдыхе, поскольку вода приносит плодородный мелкозем, то есть – удобряет поле. Росткам, спрятавшимся под слоем воды, не так уж страшны холода… Трудов уходит больше, но и результат радует. Недаром же говорят: «мало рук – сажай пшеницу или просо, много рук – сажай рис». Внедрение заливного рисоводства в период Яёй способствовало интенсивному приросту населения, которое к концу периода выросло в несколько раз и достигло 3 000 000 человек (так, во всяком случае, принято считать ныне). О том, что продуктовый кризис конца периода Дзёмон был успешно преодолен, свидетельствует распространение хранилищ на сваях, пришедших на смену ямам, в которых запасы хранились прежде. Строительство на сваях гораздо сложнее рытья ям, но зато сваи позволяют длительно сохранять запасы, не опасаясь грызунов. Свайные хранилища строят там, где есть, что хранить в течение длительного времени, то есть там, где запасы обильны.
Реконструированное свайное хранилище периода Яёй
Своеобразием отличается не только японский неолит, но и переход от каменных изделий к металлическим. Если во всем древнем мире этот переход осуществлялся от меди к бронзе, а затем – к железу, то переселенцы с континента завезли на Японские острова все сразу – и бронзу, и железо. Поэтому здесь не было перехода от бронзового века к железному, а был «бронзово-железный» век, в котором почти все практические инструменты делались из крепкого железа, а все ритуальные или престижные – из красивой бронзы, как это было принято в империи Хань. Но наши далекие предки не были бы нашими предками, если бы просто заимствовали бы заморские новшества. Большинство заимствований модернизировалось, изменялось в соответствии с местными предпочтениями и традициями. Так, например, небольшие корейские бронзовые колокольчики превратились в огромные колокола дотаку, доходившие в высоту до 130 сантиметров.
Дотаку
В период Яёй широкое развитие получило производство предметов быта из дерева, начавшееся еще в предыдущую эпоху. Ассортимент деревянных изделий был весьма впечатляющим, начиная с долбленых лодок и заканчивая посудой. Вершиной деревянного творчества можно считать ткацкий станок, заимствованный с континента. Период Яёй положил начало китаизации древнеяпонского общества. Этот процесс достигнет своего пика в VIII веке, а затем постепенно сойдет на нет.
Еще одним новшеством периода Яёй стали укрепленные поселения, у которых ограждение нередко подкреплялось рвом с водой. Ничего удивительного – людей стало больше и они начали конфликтовать друг с другом в борьбе за ресурсы. Рост социальных конфликтов также подтверждается археологическими находками – многие черепа, датированные второй половиной периода Яёй, имеют признаки несовместимых с жизнью повреждений. Чем дальше шло развитие общества, тем больше людей умирало насильственной смертью.
Японские императорские регалии
Массовый приток новых генов с материка изменил внешность жителей периода Яёй настолько, что можно говорить о новом антропологическом типе человека Яёй, который был выше человека Дзёмон, имел более вытянутый череп и приплюснутый нос, характерный для обитателей северной и восточной Азии. Человек Дзёмон в тот период сохранился в северо-восточной Японии (остров Хоккайдо и северная часть острова Хонсю), на юге острова Кюсю и на острове Рюкю, а на юге Хонсю и севере Кюсю жили новые люди типа Яёй.
К сожалению, нам очень мало известно о религиозных ритуалах периода Яёй. Больше всего информации дают погребения, которые отличались разнообразием. Людей хоронили в каменных, керамических и деревянных гробах, а также без гробов. Могилы могли окружаться рвом с водой или могли засыпаться камнями. Наряду с индивидуальными захоронениями найдены коллективные. Существовала и традиция повторных захоронений, когда после истлевания плоти кости помещались в ритуальные керамические сосуды. Обращает на себя внимание разнородность погребений. В одних находили богатое имущество – украшения, оружие и предметы из бронзы, – а в других не было ничего, кроме костей. Богатые захоронения нередко были обособлены от общих кладбищ – правящая верхушка общества стремилась к отделению от широких масс и после смерти. Как именно использовались колоколы-дотаку и ритуальное бронзовые предметы – утварь и оружие, можно только гадать. Но хочется верить в то, отправление культов обходилось без человеческих жертвоприношений. Важными ритуальными предметами являлись бронзовые зеркала, которые часто находят в погребениях периода Яёй и не только в них. Неспроста же бронзовое зеркало, олицетворяющее мудрость, входит в число Трех священных сокровищ (регалий) японских императоров вместе с яшмовой магатама,[16] символом процветания, и мечом-цуруги,[17] символом мужества.
Что говорилось о Японии в древних китайских хрониках
Если отбросить мифы о сказочной стране Фусан, с которой никак нельзя отождествлять Японские острова, то первым письменным упоминанием о древней Японии следует считать сведения из китайских исторических хроник I века (эпоха династии Хань). В этих хрониках говорится о людях вадзин, живущих на островах в Восточном море. У вадзин не было единого государства, но некоторые из их правителей считали себя вассалами ханьского императора и присылали ему дань. В первой половине I века столицу империи посетило посольство вана[18] японского государства На, которому ханьский император Гуан У-ди пожаловал золотую печать, как символ признания его властных полномочий. Также есть сведения о том, что в 107 году на родину с Японских островов возвратились 160 ханьцев, которых в свое время похитили пираты и продали в рабство японцам.
В исторических хрониках эпохи Троецарствия, охватывающих период с 189 по 280 годы, говорится о стране Яматай, где живут «люди ва», которыми правит женщина по имени Химико (Бимиху), умевшая общаться с духами и «вводить народ в заблуждение». Химико избрали правительницей после длительной смуты, власть не перешла к ней по наследству или в результате замужества. У Химико был брат, помогавший ей управлять государством. Есть упоминания о том, что Химико послала дань вэйскому императору Мин-ди, за что получила звание «дружественного правителя», золотую печать с фиолетовой кистью и подарки. В последующем дань от Химико приходила еще дважды. После смерти Химико началась очередная междоусобица, которая закончилась избранием новой правительницы – тринадцатилетней Тоё, которая приходилась Химико родственницей и тоже умела общаться с духами.
Памятник Химико в городе Кандзаки
Из китайской хроники упоминание о Химико перекочевало в японские и корейские. Однако историкам до сих пор не удалось отождествить Химико с какой-то реально существовавшей исторической личностью. Что ж, возможно никакой Химико никогда и не существовало. Исторические хроники пишутся людьми, а люди всегда не прочь приукрасить одно, выдумать другое и умолчать о третьем. Царство Вэй, правителям которого посылала дань Химико, было одним из государств эпохи Троецарствия, одним из трех царств, на которые распалась империя Хань. Китайский историк Чэнь Шоу, автор «Записей о Трёх царствах», в которых говорится о Химико, мог выдумать заморскую правительницу вместе с ее данью для того, чтобы подчеркнуть могущество вэйского правителя. Почему бы и нет? Во всяком случае, у современных японских археологов выражение «искать захоронение Химико» (погребальный курган, в котором ее якобы похоронили с тысячей рабов, если верить Чэнь Шоу) используется для обозначения каких-то заведомо бессмысленных действий.
В «Истории Южных Династий», охватывающей период с 420 по 589 годы, содержится довольно много информации о Японских островах, правда не все сведения заслуживают доверия. Так, например, говорится о том, что дворец правителя, украшенный золотом, серебром и жемчугом, окружен широким рвом, который заполнен ртутью. Сделано это якобы для того, чтобы во время дождя вода не попадала бы в ров. Бессмыслица тут двойная. Во-первых, никто бы не смог долго прожить во дворце, окруженном поясом ртути, потому что пары ртути ядовиты. Во-вторых, ширина рва, о котором идет речь, в переводе на современные единицы составляет около 3,3 метров. Допустим, что глубина рва равнялась 2 метрам, мельче защитный ров быть не мог. Допустим, что периметр дворца правителя составлял всего-навсего 100 метров. В этом случае для заполнения рва потребовалось бы 660 м3 ртути! Вряд ли у правителя могло быть такое количество этого металла.