Например, в судебной системе присутствуют традиционные установки о недопустимости, как правило, возвращения уголовного дела прокурору и постановления оправдательных приговоров, удовлетворения имущественных исков к государству, вынесения решений о признании незаконными действий государственных органов и должностных лиц, удовлетворения апелляционных и кассационных жалоб (поддержание стабильности судебных актов) и т. п. Политической целесообразностью обусловлены установки усиленной ответственности за определенные виды правонарушений (коррупционные преступления, незаконный оборот наркотических средств, правонарушения в сфере нарушения ПДД и т. п.) независимо от обстоятельств дела и тяжести наступивших последствий.
2.3
Универсальный алгоритм составления несудебных жалоб
Статья 33 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Чтобы написать несудебные жалобу или обращение, не нужно специальных навыков, тем более юридического образования, поскольку строгих требований к оформлению этих документов закон не предъявляет и не требует оплаты пошлин.
Но экономическая выгода от подачи обращений и жалоб не исчерпывается тем, что их подача и рассмотрение носят абсолютно бесплатный характер.
Во-первых, подача обращений и жалоб в некоторых случаях позволяет решить юридическую проблему, не прибегая к помощи юристов и суду.
Во-вторых, подача обращений и жалоб дает возможность гражданам совершенно бесплатно получить правовую информацию, ознакомиться с нормами действующего законодательства (а деятельность многих государственных органов ограничивается именно разъяснением действующего законодательства и права обращения в суд).
В-третьих, подача обращений и жалоб может иметь целью подготовку к судебному разбирательству, поскольку в ответах соответствующих органов и организаций либо частных лиц выражается их будущая позиция по делу в качестве ответчиков либо третьих лиц, содержатся доказательства нарушения права и пр.
Как составить и куда подать обращение и жалобу?
В настоящее время действует ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее – Закон), определяющий порядок подачи и рассмотрения обращений и жалоб во всех государственных органах и органах местного самоуправления.
Самая простая форма обращений – устная – может быть реализована по телефонам так называемых «горячих» линий либо на личном приеме граждан, осуществляемом руководителями органов либо уполномоченными ими лицами.
Однако, по общему правилу, устные обращения рассматриваются в такие же сроки, как и письменные, и результативность личных обращений зачастую не выше обычных, письменных, хотя многие граждане полагают, что непосредственное обращение к чиновнику служит абсолютной гарантией ускоренного положительного решения проблемы.
Очевидный минус устного обращения состоит в том, что в силу ст. 13 Закона его содержание заносится в карточку личного приема гражданина не самим гражданином, а чиновником, к которому тот пришел на прием. Поэтому в конце концов не все вопросы могут быть в итоге разрешены.
Если жалоба (обращение) подается в письменном виде, то необходимо соблюсти следующие простые требования Закона, указав в ней следующие данные.
• Наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение (жалоба).
Пример: Главе Администрации г. Курска
Система государственных органов представлена на официальном сайте: «ОФИЦИАЛЬНАЯ РОССИЯ – сервер органов государственной власти РФ». Там же можно узнать компетенцию указанных органов и выбрать относящийся к вашему обращению государственный орган.
Но в эти вопросы можно не вникать, направив обращение или жалобу в орган общей компетенции, например в АДМИНИСТРАЦИЮ соответствующего района (округа) или области, ПРОКУРОРУ соответствующего района или области и пр.
Здесь выручит ч. 3 ст. 8 Закона о «переадресации»:
«Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона».
В любом случае желательно соблюдать правило инстанциональности, то есть перед направлением жалобы в вышестоящую инстанцию (должностному лицу), а наши граждане стремятся направить жалобу сразу на имя Президента РФ, нужно получить ответ нижестоящей инстанции (должностного лица). Хотя несоблюдение этого правила, как и неуказание в «шапке» ФИО должностного лица – руководителя государственного органа, ошибкой не является и в конце концов не приведет к отказу в рассмотрении жалобы, а лишь увеличит срок ответа.
• Свои фамилия, имя и отчество (в родительном падеже) и почтовый адрес для ответа
Пример: Сергеева Ивана Сергеевича
305000 г. Курск, ул. Володарского, д.42, кв. 15
Фамилию, имя, отчество нужно указывать полностью. Безымянные обращения не рассматриваются и ответ по ним не дается, но при наличии сведений о подготавливаемых или совершаемых (совершенных) преступлениях такие обращения принимаются во внимание правоохранительными органами. Адрес можно указывать любой, не обязательно определенный местом регистрации заявителя.
• Название документа
Пример: Жалоба (обращение)
Можно назвать жалобу – заявлением, обращение – жалобой: некорректность названия документа не повлечет его возврат, хотя в ст. 4 Закона проводится различие между жалобой, заявлением, предложением и обращением.
• Суть предложения, заявления или жалобы
Пример: Прошу принять меры в связи с длительным отсутствием на улице Володарского освещения, ранее в Ваш адрес обращался с неоднократными жалобами, в ответ на которые мне разъяснялось о разработке проектной документации и планировании бюджета на указанные цели, однако мер не принято.
Применительно к тексту обращения и жалобы самое главное, чтобы документ был составлен разборчиво, понятным и лаконичным языком. В одном обращении целесообразно формулировать одну конкретную проблему, в противном случае в ответе могут быть упущены все просьбы заявителя, и это порой делается целенаправленно.
Для получения конкретного ответа нужно сформулировать конкретную просьбу с помощью следующих формулировок: «прошу выдать документы…», «разобраться в сложившейся ситуации…», «принять меры…» и пр.
Если обращение неразборчиво либо текст его не позволяет определить суть проблемы, то оно не рассматривается, о чем заявителю сообщается в течение 7 дней со дня регистрации обращения.
• Приложение документов и материалов
Прилагать документы к жалобе заявитель не обязан, но это нужно делать для подтверждения своих доводов, особенно, если они свидетельствуют о непринятии мер по ранее поданным обращениям.
• Подпись и дата
Если жалоба (обращение) подается в электронном виде, то процесс ее составления упрощается, поскольку заявитель действует по понятному алгоритму.
Обычно, для того чтобы начать формировать обращение, на официальном сайте органа государственной власти необходимо открыть либо вкладку «Контакты», либо «Интернет-приемная», либо онлайн-сервис «Обращения граждан», либо «Написать письмо» и т. п.
Затем открывается форма обращения с анкетой заявителя, куда нужно внести личные данные: ФИО, место жительства, адрес электронной почты, кому адресовано сообщение (по выбору из справочника), затем обычно предлагается ввести текст самого обращения в поле ввода (см. ил. 6), приложить электронные файлы и нажать на кнопку «Направить письмо».
Ил. 6
После этого на некоторых сайтах установлена функция подтверждения отправки письма, то есть когда на вашу почту приходит сообщение с указанием кликнуть на выделенный текст для подтверждения отправки обращения. Впоследствии автору обращения ответ направляется в электронном виде либо почтой.
Для отправки обращений в электронном виде, как правило, не требуется регистрация на сайте органа власти или на Госуслугах либо создание личного кабинета. Все происходит быстро, просто, бесплатно и без затрат времени на отправку почтовой корреспонденции. Вместе с тем не все территориальные подразделения органов власти имеют возможность обрабатывать электронные обращения. При отсутствии официального сайта у того или иного органа (подразделения) (например, у районных прокуратур), обращения нужно направлять в вышестоящий орган (в рассматриваемом случае – в областную прокуратуру), который перенаправляет обращение указанному адресату.
Схема рассмотрения жалоб (обращений) в общем виде согласно ст. 12 Закона выглядит следующим образом.
• Регистрация в течение 3 дней с момента поступления.
• Рассмотрение в течение 30 дней (60 дней в случае продления рассмотрения) со дня регистрации.
• Направление ответа по существу либо решения о прекращении переписки (если в обращении содержится вопрос, на который неоднократно давались ответы).
Хотел бы отметить, что направление ответов заказной почтой предусмотрено лишь в отдельных случаях, поэтому иногда они направляются гражданам с пропуском сроков «задним» числом либо не направляются вообще, а в журналах исходящей корреспонденции делается отметка о направлении ответов.
Помимо ПРАВА НА ОТВЕТ гражданин в силу ст. 5 Закона имеет еще редко используемое ПРАВО НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Что касается «зеркального» ПРАВА НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ лица, в отношении которого такое обращение подано, то здесь можно столкнуться с препятствием, основанным на ст. 6 Закона.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.Таким образом, для ознакомления с материалами проверки необходимо вновь обратиться с письменным заявлением по приведенному выше алгоритму.
Несмотря на достаточно широкий спектр действия Закона, он НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на иные (негосударственные) органы и частных лиц.
А ст. 5.69 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений лишь должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Если такое нарушение допускается (например, обращение рассматривается несвоевременно, либо дан ответ не по всем вопросам обращения, либо ответ заявителю не направлен), необходимо как можно быстрее обратиться с заявлением в Прокуратуру района или области о возбуждении дела об административном правонарушении.
Общие требования к тексту обращения (жалобы) можно использовать в переписке с любыми организациями и частными лицами (если законодательством или иными актами не установлены специальные формы или бланки либо если не содержится требований к перечню прилагаемых к заявлению документов).
Например:
• ст. 62 ТК РФ установлена обязанность работодателя выдать работнику документы, связанные с работой, не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления, хотя формальных требований к заявлению закон не предъявляет;
• банки обычно используют в работе специальные формы принятия заявлений от своих клиентов, но рассматриваются и обычные обращения, отправленные в банк посредством почтовой связи, при этом необходимо нотариальное удостоверении подписи заявителя;
• выдача медицинских справок регламентирована Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н, в котором отсутствуют как требования к заявлениям (они вообще не упоминаются), так и требования к справкам (указано об их составлении, как правило, в произвольной форме) и пр.
2.4
Свобода и «несвобода» договора[4]: экспресс-курс договорного права
Каждый из нас ежедневно заключает большое количество договоров, не подозревая об этом (покупки в магазине, проезд на транспорте, пользование коммунальными и бытовыми услугами и пр.). Поэтому прошу отнестись внимательно и всерьез к написанному далее.
Низкий уровень правовой культуры граждан, а также стремление побыстрее заключить выгодную сделку приводит к тому, что договоры в требуемой форме либо не заключаются, либо оформляются кое-как, по шаблонам, взятым из Интернета, что в итоге либо делает невозможным защиту прав, либо ее существенно затрудняет.Основным нормативно-правовым актом, содержащим требования к сделкам, служит Гражданский кодекс РФ. Однако ни в нем, ни в каком-либо еще источнике не приводится исчерпывающего перечня договоров, равно как и отсутствуют их шаблоны (образцы), поскольку в силу принципа свободы договора стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (ч. 2 ст. 421 ГК РФ). Важно при этом, чтобы договор не противоречил императивным (обязательным) нормам закона. Они, в отличие от диспозитивных норм, не допускают сторонам возможности изменения условий договора, определенных законом. Последние легко узнаваемы по формулировке: «Если иное не предусмотрено договором».
Свобода договора может быть ограничена только законом. При отсутствии в нем соответствующей нормы даже суд не вправе заставить кого-либо заключить договор. Например, нельзя собственника квартиры принудить к мене его квартиры в том случае, если, проживая вместе со своей бывшей семьей, он не производит оплату жилищно-коммунальных услуг и ведет аморальный образ жизни.
Свобода договора не означает, что от исполнения взятых на себя обязательств можно произвольно отказаться. По общему правилу изменение и расторжение договора возможны лишь по соглашению сторон в той же форме, что и заключение договора, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Таким образом, если при составлении договора вы упустили что-то важное, то, скорее всего, поправить это без согласия другой стороны окажется невозможным. При этом по закону стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Для изменения или расторжения договора по соглашению сторон одна сторона должна направить другой уведомление, в котором следует указать, какой договор предлагается изменить (расторгнуть) и какие условия договора подлежат изменению (дополнению, исключению). В соглашении об изменении (расторжении) договора также должны отражаться указанные обстоятельства. Например, в связи с дополнением условий договора обычно указывается: «Пункт 1 договора дополнить подпунктом следующего содержания… Остальные условия Договора, не затронутые настоящим Соглашением, остаются неизменными, и стороны подтверждают по ним свои обязательства».
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут при соблюдении одновременно двух условий:
• только по решению суда;
• при существенном нарушении договора другой стороной (то есть нарушении, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора) и в иных случаях, предусмотренных законом и договором.
Также договор может быть изменен или расторгнут при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Но на практике этой нормой воспользоваться достаточно сложно, поскольку необходимо доказать одновременно, что:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.
Термины «существенное нарушение договора» и «существенное изменение обстоятельств» нельзя понимать произвольно, их необходимо толковать с учетом сложившейся правоприменительной практики, которая в первую очередь ориентирована на сохранение договорных отношений.
Законом или соглашением сторон может допускаться односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным без обращения в суд.
Одним из способов изменения договора является его пролонгация (продление), которая возможна в силу закона либо по соглашению сторон. Иллюстрацией первого случая служит договор аренды, который продлевается на неопределенный срок на тех же условиях, что и раньше, если арендатор продолжает пользоваться имуществом, а арендодатель не возражает против его действий (п. 2 ст. 621 ГК РФ). Пролонгация по соглашению сторон возможна с помощью специального соглашения либо «автоматически», когда в договоре указана, например, следующая фраза: «Если за 7 дней до истечения срока действия настоящего Договора ни одна из сторон его не заявит о своем намерении прекратить настоящий Договор или заключить новый Договор на существенно иных условиях, Договор автоматически продлевается (пролонгируется) на следующий срок 1 месяц».
Существует еще такое понятие недействительных сделок, которые подразделяются на оспоримые и ничтожные, в зависимости от того, необходимо ли заявлять требование о признании сделки недействительной либо сделка считается недействительной независимо от такого признания (см. табл. 1). Однако в обоих случаях такая сделка не влечет никаких юридических последствий с момента ее совершения, при недействительности сделки каждая из сторон ее обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таблица 1Недействительные сделкиПримечания к таблице:
1. Наибольшее распространение в судебной практике имеет оспаривание (в том числе посмертное) сделок по отчуждению недвижимого имущества как совершенных под влиянием заблуждения или гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. Основными доказательствами в указанных случаях служат заключения психолого-психиатрических экспертиз.
Распространено заблуждение о том, что определенные виды сделок (например, завещание, дарение и т. п.) оспорить легче, чем другие. Однако при разрешении дел о недействительности сделок, судьи как раз, наоборот, исходят из принципа стабильности договорных отношений. Кроме того, в ряде случаев закон прямо допускает сохранение сделки даже при наличии обстоятельств, влекущих ее недействительность (например, в интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина).
2.5
Универсальный алгоритм заключения договоров
Традиционно выделяют следующие основные типы договорных обязательств, направленные:
• на передачу имущества в собственность,
• на передачу имущества в пользование,
• на производство работ,
• на оказание услуг.
Указанные типы договоров подразделяются на отдельные виды и подвиды. Так, в ч. 2 ГК РФ предусмотрены такие известные (типичные) виды договоров, как купля-продажа, мена, дарение, рента, аренда, наем жилого помещения, безвозмездное пользование, подряд, возмездное оказание услуг, перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество. Кроме того, существуют смешанные договоры, объединяющие в своем содержании элементы известных типов и видов договорных обязательств.
При выборе того или иного вида договора необходимо предусмотреть возможные правовые последствия, в том числе налоговые, заключения данного вида договора[5].
Договор – это не обязательно документ с соответствующей надписью и подписями обеих сторон. Закон допускает возможность заключения договора в устной форме, а в подтверждение договора, заключаемого в письменной форме, но не оформленного таким образом, могут быть использованы письменные доказательства (письма, расписки, платежные документы и пр.). Кроме того, очень часто договоры заключаются путем подписания одной стороной заявления (бланка заказа и т. п. документа), выражающего согласие на заключение договора в соответствии с типовыми условиями, разработанными второй стороной (см. табл. 2).
Текст элементарного договора принято формулировать следующим образом.
• «Вводная часть»
Наименование договора, дата и место заключения, полное наименование и название сторон договора.
Примеры.
Вводная часть договора между гражданами.
Договор купли-продажи недвижимостиГород Курск. Двадцать шестое декабря две тысячи двадцатого года.
Мы: Иванов Иван Иванович, 19.02.1980 года рождения, место рождения г. Москва, паспорт 38 02 942545, выдан отделом милиции № 4 УВД гор. Курска 04.11.2001. Код подразделения 463–005, проживающий по адресу: г. Курск, ул. Обоянская, д. 52, кв. 11, именуемый в дальнейшем Продавец, и Петрова Ольга Петровна, 22.01.1955 года рождения, место рождения г. Москва, паспорт 38 03 993418 выдан отделом милиции № 9 УВД гор. Курска 01.08.2003. Код подразделения 463–007, проживающая по адресу: г. Курск, ул. Лермонтова, д. 2, кв. 22, именуемая в дальнейшем Покупатель, заключили договор о нижеследующем:
Вводная часть договора между гражданами, в котором за несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, действует его родитель (усыновитель или опекун), может выглядеть следующим образом.
Договор купли-продажиГород Курск. Двадцать шестое декабря две тысячи двадцатого года.
Мы: Иванов Иван Иванович, 19.02.1980 года рождения, место рождения г. Москва, паспорт 38 02 942545, выдан отделом милиции № 4 УВД гор. Курска 04.11.2001. Код подразделения 463–005, проживающий по адресу: г. Курск, ул. Обоянская, д. 52, кв. 11, действующий за своего несовершеннолетнего сына Иванова Петра Ивановича, 04.05.2015 года рождения, место рождения г. Москва, именуемый в дальнейшем Продавец, и Петрова Ольга Петровна, 22.01.1955 года рождения, паспорт 38 03 993418 выдан отделом милиции № 9 УВД гор. Курска 01.08.2003. Код подразделения 463–007, проживающая по адресу: г. Курск, ул. Лермонтова, д. 2, кв. 22, именуемая в дальнейшем Покупатель, заключили договор о нижеследующем: