Эмиль Крепелин – автор концепции «dementia praecox» (раннего слабоумия) в поздние годы своей работы исходил из теории «вырождения и дегенерации», активно поддерживал политику эвтаназии и вел исследовательскую программу по евгенике и расовой гигиене. Существует мнение, что именно его теории стали главным естественнонаучным оправданием действий психиатров во время программы Т4.
Создатель концепции шизофрении, швейцарский психиатр Э. Блейлер, считал необходимой массовую стерилизацию: «Те, кто поражены тяжелой болезнью, не должны иметь потомства. Если мы позволим физически и психически неполноценным иметь детей, а здоровые будут ограничены в этом, поскольку необходимо многое делать ради помощи другим, если подавлять естественный отбор, то наша раса быстро выродится».
Следует учесть, что диагноз и тогда ставился на основе субъективных впечатлений (И. Г. Шульц в 1907 году защитил диссертацию об изменениях крови при неврологических и душевных заболеваниях, не найдя никаких изменений клеток и состава крови при заболеваниях психических.)
В молчаливых сторонниках эвтаназии оказался и Карл Юнг. До 1939 года он издавал ориентированный на нацистскую психиатрию «Журнал психотерапии», правда, сам он ни одного материала с призывами к эвтаназии душевнобольных или социал-дарвинизму в журнале не опубликовал, а вот Иоганн Генрих Шульц – опубликовал статьи, призывавшие подвергать эвтаназии гомосексуалистов «из сострадания к их ужасной судьбе».
Шульц первым разделил гомосексуальность на генетическую (биологическую) аномалию и социальную (возникшую в результате неправильного воспитания). В своем институте он пытался лечить «социальных гомосексуалов» (мужчин), одновременно руководя комиссией по эвтаназии. Комиссия ставила простейший эксперимент, принуждавший «подозреваемого на генетическую гомосексуальность» вступить публично в половое сношение с проститутками. Если человеку это не удавалось, то его передавали в концентрационный лагерь.
Какое отношение все это имеет к Аутогенной тренировке (АТ)?
Видимо, имеет, раз легко совмещалось в душе одного автора. Есть и непосредственное отношение АТ к эвтаназии. Именно аутогенная тренировка рекомендовалась исполнителям – персоналу концлагерей, офицерам СС и т. д. Эта психологическая техника должна была позволить превратить убийство людей в… «простую повседневную работу».
Иоганн Шульц утверждал, что человек – «трагическое животное», а АТ позволяет избавиться от трагического ощущения жизни.
Чувство трагического – не результат объективных обстоятельств, но результат самогипноза – моральных и интеллектуальных интерпретаций происходящего вокруг. Для того чтобы чувствовать себя здоровым и хорошо справляться с работой, человек должен хотя бы один раз в день расслабиться и «избавиться от трагедии».
Полная программа АТ включала несколько этапов.
1. Сосредоточение.
Упражнение № 1: «Я абсолютно спокоен. Моя рука очень тяжелая, очень тяжелая, тяжелая…» (2 раза.)
Вставка: «Я абсолютно спокоен…»
Упражнение № 2: «Моя рука очень теплая, очень теплая, теплая…» (2 раза.)
Упражнение № 3: «Сердце бьется спокойно и ровно, спокойно и ровно…» (2 раза.)
Упражнение № 4: «Дыхание совершенно спокойное, совершенно спокойное и равномерное. Мне дышится свободно…» (2 раза.)
Вставка: «Я абсолютно спокоен».
Упражнение № 5: «По солнечному сплетению разливается тепло, разливается тепло…» (2–3 раза.)
Вставка: «Я абсолютно спокоен».
Упражнение № 6: «Лоб приятно прохладный, приятно прохладный, прохладный…» (2 раза.)
Вставка: «Я абсолютно спокоен».
Упражнение № 7: «Затылок приятно мягкий и теплый, мягкий и теплый…» (2–3 раза.)
2. Повторение.
«Руки и ноги расслаблены и чувствуют приятное тепло…» (2 раза.)
«Сердце и дыхание совершенно спокойны и равномерны…» (2 раза.)
«По солнечному сплетению разливается тепло, разливается тепло…» (2 раза.)
«Лоб приятно прохладный, приятно прохладный, прохладный… Затылок приятно мягкий и теплый…» (3 раза.)
«Все тело расслаблено и ощущает приятное тепло…»
3. Формулы цели.
«Я внутренне отдыхаю – я верю в свою добрую судьбу – я у себя дома – я полон радости…»
4. Подготовка к снятию.
«Я по-прежнему абсолютно спокоен и расслаблен. Руки твердые…»
Глубоко вздохнуть, открыть глаза.
Ничего плохого в этих упражнениях нет… если не знать контекст их возникновения.
В спокойствии (покое) всегда присутствует функция равнодушия. Кто-то более умный решит за меня, как я должен жить, а смысл моей жизни сводится к спокойствию. Покой и счастье – одно и то же.
Мне сегодняшнему думается, что социал-дарвинизм в той или иной форме оказывается почти неминуемым результатом попыток научного – механического изучения феноменов души человека или его мозга или столь же механических – химических или психотехнологических попыток лечения или «оздоровления души».
Поэтому в своей практике не пользуюсь АТ в чистом виде, предпочитая подходы, близкие к медитации, – то есть имеющие духовный или эстетический смысл, таящийся в глубине переживания; смысл покоя и смысл здоровья.
Научный подход в психотерапии: проективный тест СцондиВ Европе Леопольд Сцонди запустил моду на проективные тесты, которые сегодня, так же как и в России, каждый проводит как хочет. А верифицируемость таких тестов практически равна нулю. Считаете ли вы, что аутентичный тест Сцонди в самом деле способен давать и давал хорошие результаты?
На мой взгляд, «Судьбоанализ» (Schicksalsanalyse) Леопольда Сцонди (Léopold Szondi – в русской транскрипции часто Шонди, Зонди или Сонди) предлагает единственную на сегодняшний день блестящую и интересную до умопомрачения математическую модель психического мира. Эта внутренне законченная система аналитической психологии, основанная на проективной тестовой методике, действительно позволяет математизировать психиатрию.
В 80-е годы я был очень увлечен «Анализом судьбы», провел множество тестовых исследований, и я считаю, что аутентичный тест Сцонди в самом деле способен давать хорошие результаты. (Все, конечно, зависит от того, какие результаты вы считаете «хорошими».) К сожалению, основные тексты Сцонди толком не переведены на русский язык, и психологи пользуются упрощенным до полного безобразия способом интерпретации теста, дающим неправильные результаты и не имеющим никакого отношения к авторской методике.
Проблема в том, что верифицировать тесты невозможно: их верификацией окажется другой тест (пусть даже и не проективный).
А каким образом верифицирован он? Какая может быть верификация, если мы о значении самого слова «личность» договориться никак не можем? В конечном итоге «верификацией» окажется совпадение результатов с условно выделенными другими специалистами общепризнанными (а значит, субъективными) свойствами или качествами личности.
Для меня важен тот факт, что Сцонди из этого последнего утверждения и исходил.
Он предположил, что общепринятые в психиатрии термины: эпилепсия, шизофрения (параноидность и кататония), истерия, гомосексуализм, садизм, депрессия, мания – описывают наследственные тенденции личности. Они отражают влечения личности, а судьба человека на каждом ее этапе определяется полифонией наследственных «векторов влечений».
Сцонди ввел понятие «семейного (наследственного) бессознательного», которое находится между «личным бессознательным» З. Фрейда и «коллективным бессознательным» К. Юнга.
Он считал, что родовое бессознательное, определяя выбор в каждой конкретной жизненной ситуации, влияет на то, что человек именует своей судьбой.
Влечения проявляют себя через симпатии и антипатии, с помощью которых человек делает выбор. Одним из самых важных и сложных объектов выбора является лицо (внешность) другого человека. Даже красивыми мы считаем лица совершенно разного типа.
Для теста Сцонди сделал выборку из огромного числа фотопортретов больных и преступников, с диагнозом которых были согласны не менее пяти психиатров различных школ и направлений.
Испытуемый раскладывает по принципу симпатии и антипатии «пасьянс» из лиц, демонстрируя тем самым свои бессознательные тенденции. На основе выбора составляется диаграмма, трансформирующая качественный выбор в количественные показатели. Дальше работает математика, позволяющая определять выбор профессии, болезни или супруга как выбор судьбы.
Поэтому тестирование по Сцонди – весьма сложный и ответственный процесс.
Для расчетов и выводов требуется не менее 8 (обычно 10) исследований.
Интервал между исследованиями должен составлять не менее 48 часов.
Тестирование можно проводить только амбулаторно (не в стационаре), человек должен жить своей реальной, каждодневной жизнью. Каждый сеанс тестирования – это сеанс семейного психоанализа. Он подразумевает разговор о портретах (ассоциациях и воспоминаниях, связанных с лицами), который вносится в отчет, дополняя количественные диаграммы.
Не нахожу в «Анализе судьбы» никаких логических противоречий. Более того, считал и считаю, что Сцонди разработал единственный в психологии и психиатрии XX века подход, который можно считать научным – безо всяких кавычек (все остальные претендующие на «научность» подходы описывают человека как животное, поведение которого определяют рефлексы, инстинкты или болезни).
В научной психологии Сцонди – единственный автор, оставляющий человеку право выбора (поэтому, видимо, о существовании «Судьбоанализа» вся остальная психологическая наука старается забыть). У Сцонди профессию, увлечение или партнера человек может выбрать вместо болезни или преступления.
Еще во время учебы в университете, увлекшись творчеством Достоевского, Сонди делает одно из первых своих открытий – Достоевский потому психологически тонко описывает поведение своих обычных героев – преступников и блаженных, что сам предрасположен к реализации глубоко скрытых в нем личностей убийцы и святого.
Л. Сонди предположил, что данная предрасположенность могла быть обусловлена наследственным генофондом. Много лет спустя эта гипотеза нашла подтверждение в теориях французского литературоведа А. Труайя, который в написанной им биографии Достоевского привел примеры из жизни предков писателя, среди которых действительно были и убийцы, и блаженные…
(Источник: С. Степанов «Леопольд Сонди (1893–1986)». Журнал «Школьный психолог», 2000 г., № 24.)По Сцонди, Достоевский сделал свой выбор – он выбрал писательство вместо святости (юродства) или преступления.
Однако это никак не объясняет смысл произведений Достоевского.
Психологически тонко описывали поведение преступников и блаженных не только писатели, а среди писателей отнюдь не один Достоевский (можно вспомнить забытого Гаршина).
Сцонди описывает лишь причину выбора профессии, но никак не объясняет уникальный феномен Достоевского – смысл его произведений.
Наука не может на это претендовать. Сцонди занят наукой, поэтому отправляет за смыслом (семантикой) к понятию коллективного бессознательного К. Юнга.
Человек, которого анализирует наука (включая Сцонди), – это «человек обыкновенный»: плывущий по течению, живущий просто так и не занятый практиками поиска себя – поиском смысла собственной жизни. «Судьбоанализ» призван подсказать такому человеку, что в его жизненной ситуации возможен другой выбор, но это и так очевидно!
Если человек переживает кризис, то он должен сделать другой выбор, и задача терапевта подсказать ему возможности выбора.
Разница только в том, что Сцонди подсказывает варианты выбора научным, а не интуитивным способом. Но при этом все тестирование и расчеты оказываются лишь эффективным способом внушения пациенту, верящему в науку.
Ведь в реальной жизни вариантов выбора очень мало. В сущности, только два: «не получилось так – попробуй наоборот».
Я долго «болел» методиками Сцонди, и «болезнь» эта принесла мне много пользы, но однажды все-таки переболел.
Видимо, это произошло потому, что я в принципе потерял интерес к степени научности подхода к человеческой душе.
Через несколько лет тестирования пациентов я почувствовал, что все меньше и меньше пользуюсь математикой. Наоборот, все больше при мимолетном взгляде на диаграмму тестовых выборов я интуитивно чувствую человека, сидящего напротив меня.
Вот, например, история, приведенная доктором философии Марией-Луизой фон Франц про доверительный разговор с хиромантом.
Он обладал невероятным количеством научных знаний. Он изучил все линии, расположенные на ладонях всех людей на свете. Он не просто рассматривал линии на руке. Он посыпал руки сажей. Затем делал отпечатки на листе бумаги и читал по этим отпечаткам. Во время встречи с ним я отказалась от предсказания своего будущего, но попросила его рассказать о моем прошлом. Он описал все в точности. Он даже увидел операцию, которую мне сделали двумя годами раньше. Это меня очень заинтересовало. Мы отправились с ним попить кофе, и я настоятельно выпытывала у него: как это получается?.. поскольку никак не могла поверить, что вся информация, которую он мне сообщил, сосредоточена в линиях руки. В конце концов он признался мне, что на самом деле является кем-то вроде медиума, обладающего интуитивным знанием о человеке, явившемся к нему. Он не располагает точными сведениями, нигде их не собирает, но, проецируя свое бессознательное знание на линии руки, он делает эту информацию доступной для себя и клиента. Линии руки являлись катализаторами, переводившими его бессознательное знание в сознание.
И все-таки есть причина, по которой не стоит полностью отказываться от помощи тестов.
Мне думается, что я не сильно ошибусь, заявляя, что сегодняшний подход к диагностике психических заболеваний в нашей стране можно назвать «интуитивным». Плохо скрываемое под видом науки требование тонкой интуиции от каждого врача приводит к глупости. Все предпочитают ставить один диагноз.
Значит, необходим хорошо скрываемый под видом науки способ развития интуиции. Вот этим способом и оказался подход Сцонди. Сцонди не случайно настаивал на том, что его тест предназначен для понимания человеческих влечений, но не для постановки диагнозов.
Конечно, есть люди, от Бога получившие дар интуиции, но их очень мало. Для большинства людей путь к интуиции лежит через познание – точнее, через перегрузку знаниями. Когда человек, преследуя конкретную цель, упорно собирает знания, чтобы понять что-то важное для себя, то в некий непостижимый миг это знание обязательно раскрывается. Открывается внутренняя цельность проблемы, которую он изучал. Тогда человек из профессионала превращается в мастера (или в «медиума» по определению Марии-Луизы фон Франц).
У этого правила есть свои ограничения. Надежда на собственную интуицию приводит к мании величия (или к «доминированию параноидного фактора влечений» по Сцонди). Хиромант из случая фон Франц не будет делать предсказаний без отпечатка руки – можно сойти с ума. Интуитивно чувствовать состояние всей бесконечности, которую представляет человеческая душа, – опасно.
Человеку нужен посредник в виде языка, имеющего высокую степень неопределенности (чтобы стала возможной перегрузка знаниями), но всегда ограничивающего собой эту бесконечность. Таким языком-посредником может служить отпечаток ладони, анализ любимых сказок, любая проективная тестовая методика. Поэтому, когда мне кажется, что я слишком зарываюсь в своих претензиях на понимание пациента, – снова и снова достаю 48 карточек Сцонди. Пусть теперь и понимаю всю относительность «математики судьбы», но это по-прежнему мой ключ-посредник.
Сцонди позволяет почувствовать (в том числе на себе самом) связь диагноза с собственно психодинамикой – бесконечностью, таящейся в глубине личности.
Цветотерапия и «Цветы Баха»: значение культурного контекстаИмеете ли вы данные, которые позволяют сделать практические выводы об эффективности определения личности с помощью метода «Цветы Баха», а также относительно положительного воздействия цветотерапии на человека?
Нет. Таких данных я не имею, поскольку ни первой, ни второй методикой никогда не занимался. Имею только слухи. То есть пациенты мне говорили, что для кого-то цветотерапия оказалась очень эффективной, а кому-то не помогла совсем.
Что касается «метода» «Цветы Баха», то это новомодный бренд, и слухи до меня еще не дошли. Однако мне думается, что с ним, как и с любым новым «терапевтическим» брендом, все будет так же, как и с любыми другими «методиками» по продаже волшебных палочек: сначала возникнут слухи, что он помогает множеству людей, затем слухи станут противоречивыми, а затем сойдут «на нет».
Человек есть то, что он любит. Мы чаще говорим: «…то, во что он верит». Доктор Эдвард Бах был оккультистом, и его терапия будет помогать всем, кто, так или иначе, любит оккультизм.
Принимать его «цветочные капли» просто так, без теории, на мой взгляд, абсолютно бесполезно. Они будут помогать только после прослушивания (или прочтения) информации о «совпадении вибрации тонких тел человека с вибрацией растений» и о «максимальном вибрационном воздействии цветка».
Это внушение.
Даже если человек ничего не понимает в «тонких телах» и «вибрациях», его загипнотизирует наукообразность терминологии.
Однако дело не в терминологии или манипуляции сознанием. На самом деле «гипноз» скрывается в нашей вере в чудо. Оккультизм не случайно существует столетиями. Это одна из форм любви человека к чему-то загадочному и «высшему».
Чаще всего мы предаем эту любовь и не пытаемся осознать свое стремление к чудесному. Если человек что-то знает про оккультизм, то он знает и то, что поиск квинтэссенции растения (панацеи) алхимикам не удался.
Просто принимать капли никогда не будет достаточно, чтобы избавиться от проблем. Потому что у человека есть разум – есть сознание. Для того чтобы капли стали помогать сами по себе, нужно от разума избавиться.
Но вера в панацею осталась. Это вера в то, что можно без проблем избавиться от проблем. Неспособность осознавать свои желания и размышлять о них приводит к тому, что нам очень легко «впарить» очередное чудо. Мы любим чудеса, ждем их и покупаем самые разные их воплощения.
С цветотерапией чуть сложнее. Она берет свое начало в Аюрведе. Правда, и там она не работает сама по себе. Эффект Аюрведы напрямую зависит от веры в богов, к которым она обращается.
Впрочем, верю же я в волшебную силу искусства? Верю! Искусство является для меня одним из главных лекарств на свете. Искусство во многом – это цвет и свет.
Но не во всем. Есть еще смысл – послание произведения искусства. Весть живописного полотна, фильма или спектакля, обращенная лично ко мне – к моей жизненной ситуации.
В изначальной Аюрведе любимый цвет означает послание богов к тебе.
Без осознания подобного послания никакого целебного воздействия не будет и у искусства.
Почему необходима осторожность при работе с символическими образамиЯ составила конспект урока психологии, целью которого было развитие воображения у детей 10–12 лет. Основой послужила сказка-миф, проработанная в собственном воображении. По опорным тезисам и картинкам дети фантазировали свое путешествие. Сюжет путешествия такой: «Вы идете по полю, видите старую заброшенную избу, входите в нее. Как она выглядит? Какие чувства вызывает? В комнате под образами сидит человек. Приятен он вам или вы боитесь его? Он открывает книгу. Что там написано? С этим человеком вы проходите по лесу и посещаете старинный храм-терем. Нравится ли вам там?»
Дети дали очень интересные ответы. Класс разделился на две части: меньшая описывает путешествие как интересное и приятное, большая – как страшное. Например, на вопрос об избе большинство учащихся написали: «загадочная», «гнилая», «страшная».
О чем говорит то, что увидели дети? Отражает ли это их путь взросления или самоопределения или здесь задеты какие-то бессознательные слои? Какую литературу можно почитать по этой проблеме?
Страх взросления и страх смерти – одно и то же. Страшит человека только смерть. В том числе социальная «смерть»: «Я недостаточно красивая; я дурак и никогда не смогу разобраться в мире взрослых». Поэтому столкновение с кошмарными образами при работе с подростками – обычное дело.
Работа с символическими образами очень непроста. Вы вызвали спонтанные образы, не зная, что делать с ними дальше.
Я настоятельно советую вам заниматься не своими видениями, а сказками, содержащими сходные образы. Сказка отличается от системы символов тем, что разрешается счастливым финалом, не оставляя за собой внутреннего напряжения.
Прочесть по этому поводу можно (и нужно) целое море литературы.
В первую очередь то, что написано о методе активного воображения последователями Карла Юнга (сам Юнг писал об этом мало).
Из книг, имеющихся в наличии, могу посоветовать книгу Роберта Джонсона «Сновидения и фантазии. Анализ и использование». Можно поискать еще блестящую книгу Иоланды Якоби «Образное царство души». Но в первую очередь нужно внимательно прочесть книгу Ханскарла Лейнера «Кататимное переживание образов: Основная ступень».
Для того чтобы ваши занятия с детьми достигали стадии разрешения (разрядки) кошмаров – стоит в воображении вывести их на поляну в лесу, через который вы их проводили, дать им погулять или полежать на этой поляне. Затем попросить их представить себе, как из леса на поляну выходят испугавшие их персонажи.
Спросите ребят: «В чем нуждаются их „страшилки“»? Выяснится, что кого-то из них нужно вкусно покормить, кого-то достаточно обнять или погладить, кому-то нужно рассказать добрую сказку. При этом страшные образы начинают трансформироваться и становятся добрыми. Это и есть «разрешение». Данная методика подробно описана у Х.-К. Лейнера. Можно послушать наш аудиотренинг «Путешествие в мир символов»[2].
Поиск красоты как способ справиться с тревогойПосле просмотра видеоматериала, посвященного методам борьбы с тревогой, у меня возникли противоречивые ощущения. С одной стороны, сама пользуюсь подобными методами. А с другой, все приведенное в качестве примера претендует на некую «элитарность», хотя хороший вкус – дорогого стоит. Но если представить, что человек вдруг лишится любимого и качественного, как ему справляться с тревогой? Сможет он научиться «находить себя» с помощью чая из пакетика, если дорогостоящего чая «пуэр» больше нет в его жизни? Или это лишь антураж, не имеющий отношения к нахождению себя в вещах, и в голом кипятке можно ощущать вечность?
Сама по себе «элитарность» чрезвычайно важна, поскольку это и есть индивидуальность. Но элитарны не сами вещи, а взгляд на них. Элитарен тот личный «лимит бесконечности», который ты в этих вещах ощутил.
Конечно, вы правы! Можно элитарно смотреть на падающий снег и вполне элитарно пить кипяток! Элитарные вещи существуют не только дома, в музеях их гораздо больше. «Элитарность» – это не та или иная вещь, а твой личный фрагмент бесконечности. То, что только ты можешь открыть в вещах и принести с их помощью любимым людям. Уходят любимые люди, и вещи теряют всякий смысл. Ты любишь и вещи оживают.
Вещи – лишь «скальпель», с помощью которого можно открыть, что внутри твоего тела есть и бесконечность, и любовь, в которые ты никак не хотел верить.
Это они – бесконечность и любовь – единственные начала, противостоящие экзистенциальной тревоге.
Отношения с людьми всегда строятся на сложной системе теорий, проекций, оценок, суда. Все это вызывает вину и тревогу. Открыть в себе свой собственный, личный кусок бесконечности, личное чувство прекрасного легче, оставаясь наедине с вещами, элитарными или не очень. Само это открытие «эха» вечной красоты вещей или природы в своей душе помогает справиться с тревогой.
Дальше все зависит от того, как ты используешь это открытие. Недавно я был на выставке бонсай в Ботаническом саду МГУ. Для меня это потрясающий (хотя, возможно, и «элитарный»?) способ открытия вечности. Эти деревца – «маленькие вселенные» в глиняных горшках.
Бродя по выставке, я понял, как важно, чтобы рядом с тобой был человек, с которым ты можешь и хочешь поделиться теми мыслями, которые порождает в тебе столкновение с вечностью. Иначе красота через некоторое время исчезает, и на ее место снова возвращается тревога.
Приобретаемое чувство вечности нельзя удерживать в душе лично для себя – «духовное пьянство» рвет душу на куски. Поэтому я и пытаюсь делиться тем, что успел понять и почувствовать, с моими читателями.
«Пространство улыбки» – способ изменения психологического состоянияНесколько лет назад мне подарили книгу М. С. Норбекова. Большое значение Мирзакарим Санакулович уделяет улыбке. Именно внешней улыбке – растяжению лицевых мышц. Мне это кажется искусственным. То есть я могу принять внутреннюю улыбку, цигунский метод «внутренней улыбки» очень нравится. Но внутреннюю улыбку, которая случается во время медитаций, я воспринимаю как свет, идущий изнутри. А вот внешняя улыбка, не подкрепленная внутренним состоянием, вызывает настороженность. Например, улыбается молодой парень в метро, сидя на скамейке и прикрыв глаза… а рядом пожилой человек стоит. Или знаю человека, который, пропагандируя норбековскую улыбку, бывает достаточно груб и часто раздражается.