В новые времена младенцев не убивали. Однако прочитайте, что пишет замечательный исследователь Вера Бокова о том, как относились к детям в России на протяжении большей части XVIII и XIX веков: «Дети умирали при появлении на свет, гибли от детских болезней, их косили эпидемии и несчастные случаи. В общем, если из пятнадцати рожденных выживало пятеро, родители считали это милостью судьбы… К смерти ребенка не относились как к непоправимой трагедии»[6].
В 1915 году провели исследование в десяти американских сиротских приютах, куда сдавали детей-сирот и отказников. Во всех учреждениях, кроме одного, все (!) дети умирали, не дожив до двух лет. Начало XX века.
В удивительной книге Карин Калверт «Дети в доме» очень четко и однозначно описывается отношение к младенцам на протяжении веков в мире, который считал себя вполне цивилизованным: «Люди полагали, что дети, еще не имея ни разума, ни чувств, ничего не ощущают, подобно растениям. Некоторые воспринимали младенцев как совершенно отличных от себя, решительно и настораживающе “других”, и не способны были на глубокое сочувствие ребенку (курсив мой. – А. М.)»[7].
В конце XIX (!) века в Европе (!) поднялось целое движение, требующее запретить давать детям морфин и другие наркотики, которые предлагали им ежедневно (!), чтобы младенцы лучше засыпали. Лекарства для успокоения младенцев были запатентованы и назывались «успокоительными сиропами».
Факты эти интересны сами по себе, не так ли? Для общего, как говорится, развития.
Но родителям, мне кажется, имеет смысл задать себе вопрос:
А НЕ УПОДОБЛЯЮСЬ ЛИ Я В СВОЕМ ОТНОШЕНИИ К МЛАДЕНЦАМ ЛЮДЯМ ПРОШЛЫХ ЭПОХ? УМЕЮ ЛИ Я УВИДЕТЬ В ЭТОМ МАЛЕНЬКОМ, ПОЛЗАЮЩЕМ, ОРУЩЕМ СУЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА?
Кстати, американские колонисты считали ползание действием, которое унижает человеческое достоинство, ведь на четвереньках ползают только животные, сумасшедшие и пьяницы. Поэтому они старались поставить ребенка на ноги как можно раньше и даже изобретали разные аппараты, которые позволяли это делать.
Ребенок сопротивлялся как мог. Но кто ж его будет слушать?
НЕ НАПОМИНАЕМ ЛИ МЫ СЕБЕ ПОДЧАС ЭТИХ КОЛОНИСТОВ, КОГДА ЗАСТАВЛЯЕМ МАЛЫШЕЙ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ИМ НЕ ХОЧЕТСЯ И НЕИНТЕРЕСНО, ДАБЫ ПОТЕШИТЬ СВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ САМОЛЮБИЕ?
Учи… Читай… Собирай… Убирай…
Сколько приказов получают ежедневно совсем маленькие дети, не до конца понимая, что и зачем надо делать?
Если мы оцениваем человека с точки зрения его силы, то младенец, конечно, очень слабое существо.
Но если оценивать младенца с точки зрения его отношения к людям, его абсолютного неумения манипулировать другими, его совершенной естественности, то вполне можно считать его идеалом, не так ли?
Сегодня, когда мы читаем, как наши предки относились к маленьким детям, нам это кажется ужасным, не так ли? Не боитесь ли вы того, что лет эдак через 50 наше сегодняшнее отношение к детям будет казаться нашим потомкам столь же невозможным?
Никто не рождается пустым
Зададимся вопросом: человек рождается каким-то или никаким?
Скажем честно, на этот вопрос есть разные ответы.
Вот, например, Масару Ибука, известный японский бизнесмен и одновременно весьма интересный и подробный исследователь психологии маленьких детей, прямо-таки однозначно пишет: «Мозг новорожденного как чистый лист бумаги… Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко»[8].
Такая позиция есть. Родители должны ее знать и при желании поддерживать.
Но надо иметь в виду, что сегодня в мире более распространена иная точка зрения, поскольку проведено немало опытов, которые доказывают:
МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО ВОВСЕ НЕ ЧИСТЫЙ ЛИСТ БУМАГИ.
ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ РАЗНЫМИ.
Американские ученые присоединили к мозгу только что родившихся младенцев датчики и начали раздражать несчастных малюток: звуками природы, музыки, светом и т. д. Дети, которым от рождения было не больше часа, реагировали по-разному!
Еще более поразительный опыт. Младенцам от шести до девяти месяцев от роду показывали совсем короткий мультик. Некое странное забавное существо поднималось на холм, одно сказочное существо мешало в этом восхождении, другое – помогало. Внешне эти существа были практически одинаковыми. А потом ученые предложили младенцам на выбор две игрушки: «помощника» и «врага». Все хватали «помощника»! Этот однозначный выбор делали дети, которые, на взгляд взрослых, ничего не знают о добре и зле!
Вам о чем-то говорит имя Дональда Вудса Винникотта? Подозреваю, что нет. В отличие от детективов и ужастиков, его книги выходят у нас в стране крошечными тиражами.
Итак, знакомьтесь. Дональд Вудс Винникотт – гений. Выдающийся английский психотерапевт, ученый, который во многом придумал и педиатрию, и детскую психологию… Замечу: именно придумал, до него не было специальных врачей, которые лечили младенцев и тем более занимались их психологией. Наконец, Винникотт – врач-акушер, принимавший роды в одной из лондонских больниц более 30 (!) лет.
Вот что он писал: «Еще в утробе матери младенец уже является человеческим существом, а к моменту рождения он обладает большим опытом, как позитивным, так и негативным… На вашем месте я… сразу бы начал познавать это маленькое существо, давая ему возможность, в свою очередь, познавать вас»[9].
К слову сказать, одна из глав в книге этого, безусловно, гениального человека прямо так и называется – «Младенец как личность».
Те, кто не верит, что младенец – это личность, считают себя круче Бога (или Природы, как кому больше нравится) и твердо убеждены: только среда формирует человека и родитель-воспитатель сможет вложить в маленького человека все, что считает нужным.
Те, кто верит в то, что никто не рождается пустым, утверждают, что все решают гены и любой воспитатель бессилен.
Роберт Сапольски весьма неожиданно примиряет обе стороны: «У вас есть природа – нейроны, мозг, химические вещества, гормоны и, конечно, на самом дне коробки – гены. И есть воспитание – всякие веяния окружающей среды. И больше всего в этой сфере навязло в зубах напоминание о том, что бессмысленно говорить о природе или воспитании, а можно – только об их взаимодействии (курсив мой. – А. М.)»[10].
Понимаете, какая история?
РЕБЕНОК РОЖДАЕТСЯ КАКИМ-ТО. НО ТО, КАК ЭТО ПРИРОЖДЕННОЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ЛИЧНОСТИ, ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Поразительно, однако, не только то, что ребенок рождается личностью, но то, что…
Все дети – творцы
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК РОЖДАЕТСЯ ТВОРЦОМ.
Маленький ребенок еще и потому может быть для нас идеалом, что для него творчество есть естественное состояние.
Понимаете?
МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК ТВОРИТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ МИР.
Взрослые знают, например, что паровоз должен ехать, погремушка – греметь, а мишка необходим, чтобы его ласкать. Молодцы взрослые! Они – мы! – привыкли жить по заданным стандартам. И как же нам хочется, чтобы ребенок им соответствовал!
«Книжку надо листать, паровозом – ездить, а погремушкой греметь и не портить ее!» – говорим мы, умудренные опытом взрослые.
Ребенок между тем может решить, что мишка – это средство передвижения, паровоз – его приятель, а с погремушкой вообще не все понятно и надо бы разобраться с тем, что там такое у нее гремит внутри.
НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАВАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ МИР. НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ! ОН УСПЕЕТ ПРИВЫКНУТЬ К ЗАКОНАМ ВЗРОСЛОГО МИРА.
Когда в России бушевала холера, Пушкин устроил себе – и нам! – Болдинскую осень. Когда великого психолога Виктора Франкла фашисты посадили в концлагерь, усилием воли он – заключенный еврей! – превратил лагерь в «лабораторию», где изучал поведение человека в крайних обстоятельствах. Результатом этого исследования стала книга «Сказать жизни “Да”. Психолог в концлагере», сделавшая Франкла знаменитым. Николай Заболоцкий в сталинском концлагере переводил «Слово о полку Игореве». Юрий Любимов не просто ставил великие спектакли, но создал в Театре на Таганке свой, ни на что не похожий мир.
На самом деле не все обладают этим удивительным умением – создавать собственный мир, свою реальность. Потому что многие взрослые забыли, что они – творцы, многим из нас проще подчиняться тем законам, которые существуют вокруг.
А дети – повторю – творцы все. И когда они по-своему играют с игрушками – они воспитывают в себе этот навык создания своего мира.
Каждый ребенок – каждый! – сначала говорит на своем языке. Мой сын Андрей долго называл себя Анёга, до сих не понимаю почему. Нам кажется, что дети делают ошибки – нам всегда представляется, что дети совершают ошибки, когда они делают то, что мы не умеем понять, – и мы начинаем их исправлять.
НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ СОЗДАВАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ МИР.
Этот навык, данный Богом, нетрудно уничтожить. Довольно легко заставить совсем маленького человека все делать как надо, по правилам, то есть убить в нем творца.
Но это свидетельствует об одном: о неуважении к ребенку.
Пусть творит, пока можно. Свой мир, свой язык, свою реальность.
Этот творческий навык создания собственной реальности в будущем очень поможет, уверяю вас.
Люди и дети
Пренебрежение к детям, абсолютная уверенность в том, что мир делится на взрослых и детей, к которым должно быть принципиально разное отношение, – это традиция, тянущаяся через века.
МЫ СОЗДАЛИ ТАКУЮ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ, В КОТОРОЙ ГЛАВЕНСТВУЕТ ПОЛЬЗА.
Увы, куда как многие люди даже друзей выбирают по принципу «полезный человек – не полезный человек».
С практической точки зрения дети бесполезны. Не потому ли человечество веками – веками! – относится к ним пренебрежительно и без уважения?
Знаете ли вы, например, что игрушку как некий специальный предмет, с помощью которого ребенок может развлекаться, изобрели лишь в XVII веке?! А до этого никому и в голову не приходило придумывать что-то для детской радости.
Вот вам, пожалуйста, воспоминание некоего гражданина XVIII века: «Я живо помню, как одна барыня на замечание моего отца, что детская – сырая и темная комната и что детей можно поместить в ее спальне, а спальню перевести в будуар, без которого можно обойтись, – отвечала: “Вот еще! Стану я себя стеснять для детей!”»[11].
Так было во всем мире. В 1815 году некий Уильям Моррис пришел в гости к Гарриет Мониголт со своей сестрой. Когда его спросили, сколько у него детей, потрясенный этим вопросом Моррис ответил, что понятия не имеет, потому что считает детей более скучными и бесполезными, чем щенки или котята. Гарриет записала этот случай в своем дневнике – так он дошел до нас. Сама миссис Мониголт ответу не удивляется: что удивляться – нормальное, привычное отношение к детям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Шойтов Б. Ненужные идеи, или Дао Биодинамики. – Болгария: ХомеоХелп, 2018. – С. 17.
2
Сапольски Р. Кто мы такие? Гены, наше тело, общество. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. – С. 166.
3
Сёлли Дж. Очерки по психологии детства. 3-е изд., стер. – М.: Ком-Книга, 2007. – С. 5.
4
Монтессори М. Школа Монтессори. Проверенная методика развития и обучения. – М.: АСТ, 2016. – С. 37.
5
Цит. по кн.: Петров В. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греции. – М.: ЛомоносовЪ, 2011. – С. 85.
6
Бокова В. Отроку благочестие блюсти… Как наставляли дворянских детей. – М.: ЛомоносовЪ, 2013. – С. 9.
7
Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600–1900. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – С. 47–48.
8
Ибука М. После трех уже поздно. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. – С. 26, 27.
9
Винникотт Д. Ребенок, семья и внешний мир. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – С. 15.
10
Сапольски Р. Кто мы такие? Гены, наше тело, общество. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. – С. 34.
11
Бокова В. Отроку благочестие блюсти… Как наставляли дворянских детей. – М.: ЛомоносовЪ, 2013. – С. 13.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги