Книга Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло - читать онлайн бесплатно, автор Александр Милкус. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло
Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло

«Комсомольская правда», 1971, 3 ноябряЦИТАТА

Николай Палтышев:

– Для того чтобы я участвовал в программе в Останкино, нужно было, оказывается, разрешение ЦК КПСС. И ЦК партии давал добро! ЦК был заинтересован в развитии системы образования. Как это не покажется странным. Боже мой, какие скандалы были в студии «Останкино»! Вот Шаталов рассказывает о своей методике. А тут же показывали съемки, как его ругали, как уничтожали на его родине в Донецке!


Симон Соловейчик и Виктор Шаталов – одни из идеологов «Педагогики сотрудничества».


Из выступления Виктора Шаталова в телестудии «Останкино» (1986 год):

Про уроки истории

– В 1380 году из Москвы с войском около 20 тысяч человек вышел князь Дмитрий, еще не Донской. И на пути на Куликово поле сделал странный маршевый поворот и вышел к месту сражения. Вот за этот один только поворот на марше современная военная наука именует князи Дмитрия гением военной мысли.

Что вы знаете об этом повороте, присутствующие здесь учителя истории? Ничего! Потому что вы изучали историю не по опорным сигналам. Это не шутка, в этом глубинный смысл.

Что есть современная история? Рассказы по истории, 4-й класс – во (показывает толщину книги). Потом история Древнего мира. Потом история Средних веков. Потом просто история СССР. Потом новая история. Потом новейшая история. Потом новее некуда (смех в зале). И вот это все должен заложить учитель в сознание учеников!

Про неэффективные домашние задания

– Родители, посмотрите, сколько тратят времени на выполнения домашнего задания дети в четвертом, пятом, седьмом классах! Мы на это время не тратим! На уроке вы решаете одну задачу, две, пример. А мы решаем пять, семь, десять задач. Море задач! Нам краткие условия не нужны. Мало того, мы это делаем особым образом на доске. И дети приучаются делать это легко и просто. Вот он – мощный резерв времени!

ЦИТАТЫ

Виктор Болотов:

– Останкинские телепередачи с новаторами привлекали аудиторию со всего Союза, заполнены были залы телестудии. И по телевизору их смотрели не хуже футбольных матчей. В общем, всем было понятно, что надо реформировать образование.


Шалва Амонашвили:

– Вот говорят: знаменитыми были новаторы, семь человек. Но их не только семь, их было тысячи и тысячи в Советском Союзе. Были тюменские тетради… Были уроки физики под музыку. Разные опыты возникали в разных городах. Все это создавало некие внутренние толчки в образовании.

Почему нас поддерживали на самом верху? Я открою тайну, о которой я раньше не писал и не говорил. Центральный Комитет КПСС – неоднозначное явление. Там тоже были люди, которые имели свое видение развития образования, развития внешней политики, экономики. Одно дело – о чем думает Генеральный секретарь, но другое дело – о чем думают заведующие отделами. Мы не знали, пока Союз не разрушился, что, оказывается, у нас, новаторов, был покровитель. Причем очень влиятельный. Он был секретарем партийного комитета внутри ЦК. Это Виктор Васильевич Рябов, ныне академик Российской академии образования. Он имел власть и позволял себе защищать нас. Я до сих пор удивлен. Я же в Советском Союзе считался буржуазным педагогом.

Глава третья

Новаторы и консерваторы

ЦИТАТАВиктор Рябов:

– О том, какой была школа, я приведу один пример. Настолько зомбированы были люди в то время. Я был секретарем комитета комсомола школы. 1953 год, 9-й класс. Смерть Сталина. Директор собирает митинг, посвященный этому дню. Он объявляет, что сегодня во столько-то часов умер величайший человек современности, мудрый руководитель советского народа, руководитель великой партии… Делает паузу. А потом произносит на возвышенных тонах, как привыкли говорить о Сталине: Иосиф Виссарионович Сталин. И в зале бурно зааплодировали. Привыкли аплодировать. И в этом смысле она не изменилась и в 60-е, и в 70-е годы.


БИОГРАФИЯВиктор Васильевич РЯБОВ

Родился 22 июля 1937 года в селе Усинское Куйбышевской области.

Отец погиб на войне. В раннем возрасте он стал много трудиться, чтобы помочь своей матери.

В школьные годы был секретарем комитета комсомола школы.

Поступил в Саратовский государственный университет, а затем в аспирантуру в МГУ.

В 1967 году стал заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС г. Куйбышева.

С 1973 по 1984 год – ректор Куйбышевского педагогического института, затем ректор Куйбышевского государственного университета.

«Кто меня пригласил в ЦК? Александр Николаевич Яковлев и Вадим Андреевич Медведев. Они работали на даче в Волынке. Писали материалы к XXVII съезду КПСС. Меня вызвали. Со мной была беседа в пределах часа. Расспрашивали, почему нет масла, мяса в Куйбышеве, как живут люди. Я как партийный работник ничего не скрывал. Говорил как есть – сельское хозяйство не работало. Оно было убыточным по существу. После этой беседы мне предложили стать заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений ЦК».

В 1985 году поддержал назначение Г. А. Ягодина на пост министра высшего и среднего специального образования СССР.

С 1986 по 1989 год – заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС.

В 1989—1991 годах возглавлял гуманитарный отдел ЦК КПСС.

«Меня пригласили на «Взгляд» (программа на Центральном телевидении в то время. – А.М.). Спрашивали, чем не устраивало нас советское образование. Я отвечал: «Система образования не устраивала прежде всего одномыслием. Идеология».

На альтернативных выборах стал секретарем парткома аппарата ЦК КПСС.

«Я в то время считал, что партию можно преобразовать. Что вполне реально, возможно, насытив ее хорошими творческими кадрами. Можно было партию реорганизовать, преобразовать и сделать более умелой, способной работать с людьми».

Виктор Васильевич поддерживал работу Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа».

«Я поддержал ВНИК «Школа», написал записку в ЦК по этому поводу. И она была положительно воспринята. Я создал, ни с кем не согласовывая, научно-методический совет при отделе ЦК, куда входили все новаторы, экспериментаторы, академики, которые вопреки некоторым могли что-то сказать или что-то сделать для реформы образования».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги