Каждый ребенок имеет свои причины, чтобы увлекаться видеоиграми. В случае Куна, например, любовь к скорости и соревнованиям. Другие же причины одинаковы почти для всех детей. Объяснение этому можно найти в Теории самодетерминации, согласно которой люди, в том числе и дети, с удовольствием занимаются тем, что удовлетворяет три базовых потребности:
1. потребность в автономии: быть самостоятельным;
2. потребность в компетенции: уметь хорошо что-то делать;
3. потребность во взаимосвязи с другими людьми: быть частью группы.
В игре ты все контролируешь и сам выбираешь, кем хочешь быть
Автономию можно почувствовать, имея контроль и свободу выбора. Часто видеоигры предоставляют такую возможность: игрок может выбрать персонажа или даже создать собственного, самостоятельно определить свою миссию и достичь цели несколькими путями. Хороший тому пример – такие игры, как The Sims. В них игроки в виртуальном мире могут прожить целую жизнь, которую придумали самостоятельно. То же самое можно сказать и о Fortnite – в этой игре ты сам решаешь, как выглядит твой персонаж, какие скины он носит и каким оружием сражается.
Игры предоставляют и возможность экспериментировать с тем, кто ты есть, кем ты хочешь быть. Можно легко притвориться кем-то другим: стать мальчиком вместо девочки или душой компании вместо тихони.
В играх ты чувствуешь, что хорош в чем-то
Почти в любой игре можно развить какой-то навык: научиться быстро переключать скорости, идеально наводить прицел, находить подходящие слова или разгадывать головоломки. К тому же, чаще всего игроку бросают интересный вызов – игра никогда не становится чересчур сложной, но и слишком простой не кажется (если одно из двух случится, игрок потеряет интерес). Если же ты играешь против другого игрока, твой соперник находится примерно на том же уровне, что и ты – это тоже является испытанием.
Согласно научным исследованиям, хорошая видеоигра должна быть приятно раздражающей. Каждый новый уровень, новый шаг на пути к финишу будет сложнее предыдущего, но никогда не станет невыполнимым. Поставленных целей все еще можно достичь, игрок гордится своими достижениями, а это, в свою очередь, способствует улучшению самооценки. Бонусы, апгрейды и другие награды тоже играют в этом немалую роль.
Не стоит их недооценивать – именно эти достижения делают гейминг таким привлекательным занятием. В отличие от реальной жизни, в видеоигре результат твоих стараний виден сразу же, а вознаграждение ты получаешь незамедлительно. Это способствует выбросу дофамина в мозг, благодаря чему игрок чувствует радость. Варианты вознаграждения в игре бесконечны: можно получить дополнительные очки или звездочки, новое оружие или возможность бесплатно поиграть в новую игру. Иногда игроков награждают даже в случае проигрыша, чтобы они не теряли энтузиазм: в таком случае могут предложить сразиться с противником послабее или заняться прохождением другого задания.
Во многих видеоиграх присутствует элемент соревнования: пользователи могут занимать высокие позиции в рейтингах, улучшать собственные результаты и состязаться с другими игроками. Чем лучше твои результаты в игре, тем более удовлетворенным ты себя чувствуешь – прямо как при победе в футбольном матче или на теннисном турнире. Таким образом удовлетворяется потребность в компетенции.
Чем лучше становятся твои результаты в игре, тем более удовлетворенным ты себя чувствуешь – прямо как при победе в футбольном или теннисном матче.
В играх ты чувствуешь себя частью группы
Третья базовая потребность, которая, согласно теории самодетерминации, делает видеоигры привлекательными, – это наше желание чувствовать взаимосвязь с другими людьми. В некоторые игры можно играть вместе с кем-то, кто находится рядом с тобой – сидит, стоит или двигается (вспомните многие из игр на консоли Wii). В других союзниками или противниками являются незнакомцы, которые могут находиться на другом конце света.
С помощью функции мультиплеер можно играть с кем угодно онлайн и заводить новые знакомства. Многие геймеры, играющие в онлайн-игры, дружат с людьми, которых они никогда не видели в реальной жизни. Впоследствии встретиться можно и офлайн, например на фестивале или во время таких мероприятий, как Comic Con. Этот социальный аспект тоже может стать причиной удовольствия ребенка. Почти в каждой игре есть большое сообщество, которое формируют игроки. Они контактируют друг с другом, обмениваются опытом и информацией, общаются на интересные им темы.
Некоторым детям заводить друзей таким образом проще, чем в реальной жизни: ты просто отправляешь кому-то сообщение, не нужно ни к кому подходить. К тому же, в таком случае ты уже знаешь, что другой человек интересуется тем же, чем и ты – игрой, – а это значит, что у вас уже есть тема для разговора. Общаться с кем-то все-таки не понравилось? Человек оказался не очень приятным собеседником? Тогда прекратить общение тоже будет намного проще.
Более того, видеоигры являются своего рода субкультурой, это еще сильнее укрепляет связь между игроками. Ребенок чувствует себя частью настоящей группы, когда играет с кем-то вместе и обсуждает игру, разделяя свой энтузиазм с собеседником. И это удовлетворяет человеческую потребность быть где-то «своим». Мы подробнее обсудим эту тему в вопросах 11 и 39.
В играх можно забыть обо всем, но следите, чтобы это не стало побегом от реальности
Помимо удовлетворения трех базовых потребностей видеоигры могут просто приносить положительные эмоции. Например, если нырнуть в мир игры с головой. Часто игры создают таким образом, чтобы игрок всегда был максимально сконцентрирован на процессе, не замечая, как бежит время. Возможность забыть обо всем остальном и быть сосредоточенным на чем-то отдельном тоже может поспособствовать появлению позитивных эмоций78.
Возможно, теперь вы увидели своего ребенка в новом свете. Раньше он казался вам ленивым домоседом – игровой джойстик уже стал продолжением руки, а достучаться до него казалось невозможной задачей. Сейчас вы, наверное, лучше понимаете, каким приятным делом он занят. Он играет в течение долгого времени, но это нельзя назвать ленью – скорее это признак гиперконцентрации. Это звучит уже не так плохо. У медали есть и обратная сторона.
Часто Кун слышит от родителей, что их дети играют в видеоигры, чтобы сбежать от реальности и забыть о проблемах настоящего мира. Дети пытаются отвлечься от ежедневного стресса: давления в школе, страха перед будущим, неуверенности в себе или разочарований, а иногда и издевательств со стороны сверстников. Благодаря видеоиграм они могут забыть обо всем.
Желание заняться чем-то приятным, не обращая внимания на время, является одной из составляющих того, что в психологии называется «потоком». Вы, конечно, понимаете, что, если регулярно пытаться сбежать от проблем таким образом, конечный эффект будет отрицательным. Так и в случае описанных выше базовых потребностей – они могут привести к возникновению игровой зависимости. Поэтому вам как родителю всегда нужно понимать, почему ваш ребенок получает удовольствие от видеоигр. Подробнее об этом вы можете прочитать в вопросах 25, 40 и 41.
Три фактора, так сильно влияющие на то, в чем нуждаются люди, конечно же, не остаются без внимания в индустрии видеоигр. Даже наоборот – их активно применяют при их разработке. В вопросе 3 вы сможете больше узнать о том, как разработчики игр применяют эти механизмы.
Правила игрыИнтересно будет узнать, почему вашему ребенку нравятся видеоигры – поговорите с ним об этом. Так вы сможете понять, чем он занимается и что его мотивирует. Это поможет, если нужно, вместе начать поиски нового хобби. К тому же вы продемонстрируете ребенку свой интерес – это поможет развить взаимоуважение, улучшить ваши взаимоотношения с ребенком. После этого станет проще находить компромиссы, если дело будет касаться видеоигр.
Если вы знаете, почему ребенку нравятся определенные игры, вы сможете помочь, если игры приведут к возникновению проблем. Старайтесь обсуждать видеоигры спокойно – и, вполне возможно, разговор приведет к желаемому результату.
⇒ Начните с вопроса «какой». Например: «В какую игру ты играешь?», «Какая цель у этой игры?». Такие вопросы относятся к занятию или предмету, ответить на них ребенку проще всего – для этого не нужно почти ничего объяснять, можно ответить односложно или обойтись парой слов.
⇒ Продолжите с «как». Если ребенок нормально ответил на первый вопрос, продолжите, задав вопрос со словом «как». Например: «Как эта игра работает?», «Как можно выиграть?», «Как ты понял, что у тебя хорошо получается?».
Такие вопросы требуют от ребенка больше объяснений, потому что ему нужно разъяснить, как что-то работает, какие это вызывает эмоции. Из-за того, что ответ в таком случае требует больше усилий, такие вопросы стоит задавать вторыми по счету.
⇒ Теперь пришла очередь «почему». Например: «Почему ты играешь в эту игру?», «Почему она тебе нравится?», «Почему ты общаешься с друзьями онлайн?».
Такие вопросы имеют дело с убеждениями и мотивацией. Это личные вопросы, и на них ребенку будет ответить сложнее всего.
⇒ Используйте ответы ребенка на вопросы с «почему», чтобы найти другие хобби, которые подойдут к его интересам и стимулам. Если вы знаете, что нравится ребенку и почему, будет проще убедить его попробовать новые занятия, стимулирующие его интересы и потребности.
⇒ На сайте www.mijngamendekind.nl можно бесплатно скачать список, в который включены более 130 разных хобби, – его можно изучить вместе с ребенком. В списке вы найдете и ссылки на веб-сайты с информацией о каждом из увлечений.
3. Почему остановиться так тяжело?
ВкратцеВидеоигры создаются с использованием разнообразных техник таким образом, чтобы человеку хотелось продолжать играть. Разработчики хорошо знают, с помощью каких механизмов можно подтолкнуть геймеров на то, чтобы играть чаще и дольше, тратя деньги на игры. Все больше и больше разработчиков нанимают в свои компании психологов для изучения и применения новых техник вовлечения. Например, разрабатывают специальные структуры, в которых применяются разнообразные стимулы, которые пробуждают в человеке желание играть. Многим это не нравится: таким образом индустрия может способствовать развитию у игроков игровой зависимости и лудомании[3]. И все же никто не выступает против. Поэтому задача родителя заключается в том, чтобы следить за тем, чем ребенок занимается онлайн.
ОтветС этим сталкивался почти каждый родитель: ребенок обещает остановиться, когда игра закончится или в заранее обговоренное время, если у игры нет логичного завершения. Однако если вы зайдете в комнату снова спустя какое-то время, ребенок все еще будет сидеть с приставкой, пытаясь пройти уже следующий уровень. «Я правда хотел остановиться, – вздыхает он. – Но я только что достиг нового уровня и все-таки решил продолжить». Понятно, что перестать внезапно, не пройдя задание до конца, может быть тяжело. Но почему ребенку каждый раз хочется продолжать играть?
Незаметные стимулы
Сами по себе видеоигры бесплатны. Однако, если вам хочется действительно пройти дальше, придется заплатить. Если человек продолжает играть и открывает новые уровни, он видит и то, как растет вознаграждение. Если же ему хочется получить тот самый, единственный и неповторимый скин, придется достичь нового уровня до того, как закончится время, – иначе придется начать с самого начала.
Понаблюдав за тем, как ребенок играет, можно быстро заметить, что не только сам процесс игры мешает ему остановиться. Видеоигры содержат в себе незаметные стимулы, которые держат ребенка «на крючке». Ни для кого не секрет: разработчики игр используют «техники вовлечения» для того, чтобы новые игроки оставались в игре или даже были готовы заплатить за разнообразные возможности и дополнительный контент.
Крупные разработчики даже нанимают в компании психологов, и используют всяческие техники, используемые в индустрии азартных игр для того, чтобы вытрясти из игроков как можно больше «микротранзакций».
В вопросах 25 и 40 вы сможете узнать еще больше о том, как эти техники могут привести к развитию игровой зависимости.
В 2019 году к переполоху привело существование так называемых «лутбоксов» (виртуальных коробок с призами): уж слишком сильно некоторые их составляющие были похожи на азартные игры, использование которых в видеоиграх в Нидерландах запрещено.
Более того, для несовершеннолетних азартные игры запрещены вовсе.
И в нидерландских играх
«Нидерландские разработчики тоже все чаще сотрудничают с психологами, – рассказывает Роб Хюлсен, сооснователь HuLAN, студии разработки образовательных игр. – При создании игр в качестве базы часто используется определенная структура, которая включает в себя не только удовлетворение таких базовых потребностей, как компетенция, автономия и взаимосвязь (см. вопрос 2), но и многие другие механизмы, которые усиливают привлекательность игры и стимулируют геймеров играть еще больше».
Речь идет об октализе – системе, разработанной тайваньско-американским предпринимателем и исследователем геймофикации Ю Кай Чоу910. По его предположению, люди не теряют мотивацию, если в их занятии (в нашем случае – в видеоигре) присутствуют «основные факторы мотивации».
Основные факторы мотивации
Система октализа содержит в себе описание 8 основных факторов мотивации человека:
1. Значимость
Человеку хочется чувствовать, что он делает что-то значимое, что его вклад будет важен.
2. Развитие и успех
Человеку хочется двигаться вперед, развивать свои навыки и добиваться новых результатов. Помимо этого большое значение имеют чувство ответственности и ощущение контроля, а также элемент соперничества.
3. Творчество, отзывы других
Развитие собственных творческих навыков доставляет людям удовольствие, а отзывы других людей в таком случае необходимы – человеку нужно услышать, что работа выполнена хорошо, что его креативность оценена по достоинству.
4. Собственность
Если человек чувствует себя собственником чего-то, он не хочет терять то, что имеет. Ему, наоборот, хочется увеличить свое имущество.
5. Влияние общества, взаимосвязь
Почти каждый человек хочет, чтобы его приняли, чтобы его видели. Мы хотим идентифицироваться с другими людьми и быть частью группы. Многие стараются добиться этого любыми способами.
6. Ограниченность ресурсов, нетерпеливость
Если что-то доступно в ограниченном доступе и эксклюзивно, многим людям хочется этим обладать, причем как можно скорее. Возможность заполучить желаемое в обозримом будущем делает желание еще сильнее.
7. Неизвестность, любопытство
Если человек не знает, что произойдет дальше, ему становится любопытно, он вовлекается в процесс. Тем более, если в этой неизвестности маячит возможность крупного вознаграждения.
8. Избежание потерь
Люди идут на многое, чтобы не потерять то, что имеют; чтобы то, чего они успели добиться, не стало бесполезным. Сейчас известен такой феномен, как Синдром упущенной выгоды (СУВ) – это хороший пример того, как этот фактор мотивации заставляет человека посетить, например, какое-то мероприятие.
Ограничить использование техник не так просто
Тем временем использование разнообразных техник вовлечения в видеоиграх не одобряют и политические деятели – особенно если целевой аудиторией этих игр являются дети. Возможно, стоит еще сильнее сопротивляться злоупотреблению подобными механизмами со стороны коммерческих компаний, пытающихся все сильнее вовлечь пользователей в игру? Многие опасаются того, что именно это является причиной возникновения игровой зависимости. Компании же, в свою очередь, продолжают зарабатывать деньги, не обращая на проблему никакого внимания. Нужно, чтобы о том, что именно может содержать в себе игра, сообщали открыто, а вот использование подобных техник вовлечения в видеоиграх не так-то просто ограничить. В первую очередь, важно регулярно обсуждать это с ребенком и уделять проблеме достаточно внимания.
Тем временем использование разнообразных техник вовлечения в видеоиграх не одобряют и политические деятели – особенно если целевой аудиторией этих игр являются дети.
Техники используют и для того, чтобы обучать детей
Роб Хюлсен рассказывает об еще одном интересном способе использования техник вовлечения в играх. Он объясняет, что система октализа используется не только в коммерческих целях. «Как и большинство разработчиков серьезных игр[4], мы тоже используем эту систему, но для того, чтобы разрабатывать обучающие игры. Система помогает нам сделать изучение определенных материалов интересным для детей». О том, как игры помогают в образовании как раз-таки благодаря техникам вовлечения, вы можете прочитать в вопросе 15.
Правила игры⇒ Попробуйте определить, какие из основных факторов мотивации применяются в игре, которая нравится вашему ребенку. Спросите, во что он играет, и задайте вопросы, соответствующие описаниям 8 основных факторов мотивации, чтобы понять, какие из них влияют на ребенка. Например: «Кажется ли тебе, что ты вносишь важный вклад в игровое сообщество?» (фактор 1); «В твоей игре бывают соревнования?» (часть фактора 2); «Ты можешь сам менять вещи в игре так, как нравится тебе?» (фактор 3).
⇒ Уточните, что каждый из его положительных ответов может объяснить, что мотивирует его продолжать играть.
4. Что вообще такое гейминг?
ВкратцеК сожалению, на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ в первую очередь потому, что сейчас существуют миллионы разных игр, и каждая имеет собственную задумку, дизайн и цель. Конечно, многим родителям, которые провели детство без видеоигр, сложно представить, что происходит в этом невероятном мире, в который с таким удовольствием погружается их ребенок. Родитель даже может почувствовать себя «за бортом». Если честно, понять, что из себя представляет игра, можно, только посмотрев о ней видео или, разумеется, поиграв в нее. Но полезными будут даже элементарные знания о том, что из себя представляют разные жанры.
ОтветНеизвестность отталкивает
Чем именно занимается мой сын, когда играет в Fornite? Или с недавних пор – в Overwatch? (Все так быстро меняется!) Дейрдре признается, что еще никогда ни во что не играла вместе с Тиго. Она только пару раз в течение несколько минут сидела рядом, пока он, болтая и смеясь, стрелял в монстров и/или противников. «Это просто не мое», – объясняет она.
Однако Дейрдре знает: неизвестность хуже худой вести. Другими словами, если ты мало или вообще ничего не знаешь об игре, ты изначально будешь относиться к ней с опасением. Сейчас видеоигры – несколько стигматизированное занятие. Их считают бесполезной тратой времени. Ребенок может на них помешаться и изолировать себя от окружающих. И, конечно же, разве не лучше ему будет поиграть на улице?
По словам ученых
Чтобы лучше понять, во что играет ваш ребенок и почему ему это так нравится, вам как родителю стоит хотя бы попробовать разобраться в теме. Этот совет ученые дают чаще всего. Стоит попробовать поиграть с ребенком вместе, чтобы понять, во что он вообще играет, какие трудности преодолевает, почему это доставляет ему столько радости и подходит ли ему эта игра.
Практика показывает, что до этого у родителей часто не доходят руки. В случае с детьми постарше это становится почти невыполнимой задачей, особенно если видеоигры в семье являются поводом для ссор, а к увлечению относятся с непониманием.
Но что может быть плохого в том, чтобы узнать немного больше о мире видеоигр? Во что они играют? Что за игры им нравятся? Какие игры существуют вообще? Давайте же узнаем.
Но что может быть плохого в том, чтобы узнать немного больше о мире видеоигр?
Миллионы игр
Только не пугайтесь: сегодня существуют миллионы разных компьютерных игр. Вопрос «Что такое гейминг?» звучит так же странно, как «Что такое чтение книг?». Существует множество разных видов: от Тетриса, в котором нужно складывать геометрические фигуры, до невероятно популярного Minecraft. Возможности безграничны.
Есть много разных способов играть в видеоигры: офлайн или онлайн, на телефоне или на планшете, на ПК или на ноутбуке, на игровой приставке (например Xbox или PlayStation) или на портативной консоли (например Nintendo Switch).
В некоторые игры могут играть сразу несколько человек одновременно, в другие – только один пользователь. Часто в видеоиграх важную роль играет дух соперничества, но существует и множество других игр, в которых намного большую значимость имеет сам процесс. В них важно не победить, а чему-то научиться, что-то построить или изобрести.
Семь самых известных жанров
Важно понимать, что большинство игр можно разделить по жанровой принадлежности. И, конечно, полезно будет немного узнать об этих жанрах – тогда вам, родителю, будет проще понять, во что играет ребенок (разумеется, многое будет зависеть от конкретной игры). Ниже вы можете найти описание самых известных жанров:
1. Шутеры
Игры-стрелялки называются шутерами. В них важны внимание, ловкость и координация игрока. Чаще всего в шутеры играют онлайн против кого-то или в одной команде с другими людьми. В реальном времени игроки выполняют миссии и достигают целей: захватывают части какой-то территории, размещают бомбы или пытаются предотвратить взрыв, убивают определенное количество врагов (такие задания называют «командный deathmatch» или «смертельный бой»). Примерами таких игр являются Call of Duty, Battlefield, Overwatch и Counter-Strike: Global Offensive.
2. Королевская битва
Королевская битва – поджанр игр на выживание, известный прежде всего благодаря игре Fortnite. Вы играете против большого количества других игроков в виртуальном мире, а ваша цель – остаться в живых дольше всех. Многие из игр в этом жанре обычно являются шутерами. По ходу сражения игровое поле становится все меньше, из-за чего игроки чаще сталкиваются друг с другом, а их количество уменьшается. В таких играх очень важно никогда не терять бдительность, ведь противник может напасть откуда угодно. Поэтому может быть полезно придумать план действий и стратегию.
В некоторых шутерах есть режим королевской битвы, например в PUBG, Call of Duty: Modern Warfare и Apex Legends. Forza Horizon – гоночная игра с режимом королевской битвы, в которой нужно победить в нескольких гонках подряд и остаться единственным игроком.
3. Приключенческие игры
В приключенческих играх есть сильная сюжетная линия и множество персонажей. В таких играх нужно мыслить логически, разгадывать головоломки и раскрывать тайны. Примером таких игр являются Luigi’s Mansion, Poke2mon и серия игр The Legend of Zelda.
4. Спортивные симуляторы
В этих играх симулируется определенный вид спорта. Обычно в них играют онлайн против других пользователей, но некоторые игры можно пройти офлайн, в режиме истории. Например, играя за менеджера футбольной команды на Чемпионате мира (FIFA) или за водителя, который пытается построить свою репутацию, участвуя в гонках (Формула-1). Другой пример игры этого жанра – NBA 2K.
5. Игры на основе определения местоположения
Это достаточно новый жанр, набравший популярность благодаря игре Poke2mon Go. В таких играх картой является реальный мир, их цель – заставить игроков выйти на улицу и начать ходить пешком. Окружающий игрока мир становится миром игры, что иногда становится причиной забавных ситуаций. В некоторых местах можно поймать редких покемонов, что часто приводит к тому, что толпы игроков собираются в неожиданных локациях (такое произошло, например, в парке Кейкдёйн в Нидерландах). Другие игры этого жанра: Minecraft Earth, Harry Potter: Wizards Unite.
6. Головоломки
Головоломки являются невероятно популярным жанром игр для мобильного телефона, ведь для них не требуется особенных технических характеристик. Для многих такие игры – приятный способ убить время. Чаще всего игрок может видеть количество очков других игроков или (как в Wordfeud) может сыграть против другого пользователя. Таким играм не нужно уделять много времени, в них легко играть на ходу. Вспомните, например, Candy Crush Saga и TwoDots. А в игру Wordfeud играет даже бабушка Куна и соревнуется с его отцом, дядей и тетей.