Книга Теория государства и права. Шпаргалки - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Витальевич Петренко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория государства и права. Шпаргалки
Теория государства и права. Шпаргалки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория государства и права. Шпаргалки

12. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе

Догосударственное, или первобытное, общество заняло в истории человечества более тридцати тысячелетий и прошло в своем развитии период зрелого первобытного общества, где первобытнообщинный строй существует в чистом виде, и период распада первобытного общества, когда идет процесс разложения первобытнообщинного строя и его постепенной замены государством.

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей – род и племя. Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Племя – более крупное и позднее общественное образование, возникающее с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин.

Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) – это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Союзы племен – это объединения, возникавшие у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя.

В родовой общине как первичной форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели так. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, состоявшее из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода оно выбирало старейшину или вождя. Привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Как все, он принимал участие в производственной деятельности и получал свою долю. В любое время он мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов, а также жрецов, шаманов, колдунов и т. п., которые тоже не обладали привилегиями. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине.

Специального аппарата управления или принуждения, власти, оторванной от общества, здесь еще нет.

13. Социальная организация первобытнообщинного строя

При первобытнообщинном строе главным элементом социальной структуры был род, т. е. объединение людей, основанное на кровном родстве, общности имущества и труда. Главное отличие рода от иных общественных союзов первобытного мира – это был не территориальный союз, а именно родственный: на одной территории могли жить несколько родов, которые тем не менее ощущали себя независимыми (или враждебными) единицами общества. В роде чужих не было, только сородичи. Управлялся род всей общностью его членов, иначе это называется самоуправлением. Каждый член рода выполнял в нем какую-то функцию.

Главной чертой общинного самоуправления было отсутствие должностных привилегий и выборность руководства.

В то же время параллельно с родовой организацией возникали и общинные объединения не по признаку родства, а по признаку совместного проживания на территории или в результате общей профессиональной деятельности.

14. Современные трактовки происхождения государства

Современная теория государства и права не придерживается марксистских взглядов на происхождение государства, хотя считает правильным ряд положений этого учения. Однозначной трактовки вопросов происхождения государства в современной теории государства и права не существует. Можно выделить три основные теории происхождения государства: кризисную, дуалистическую и специализации.

Согласно кризисной теории (проф. А. Б. Венгров) государство возникает как итог неолитической революции – перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник 10–12 тыс. лет назад. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.

Дуалистическая теория (проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин) связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории, она говорит о двух путях возникновения государства – восточном (азиатском) и западном (европейском). Восточный путь: государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. Постепенно должностные лица, выполнявшие функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата. Западный путь: ведущим государствообразующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.

Теория специализации (ее автор – проф. Т. В. Кашанина), не отвергая значения неолитической революции в образовании государства, акцентирует внимание на том, что государство есть результат специализации в управленческой сфере. По мнению автора этой теории, закон специализации – это закон развития окружающего мира. Частной формой проявления данного закона является разделение труда. Экономическая специализация заложила материальную основу для возникновения и постепенного развития политической специализации, которая и привела в конечном счете к возникновению государства.

15. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства

При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда, т. е. разделение труда между различными племенами или различными социальными группами: происходит

– выделение пастушеских племен (первое крупное общественное разделение труда);

– отделение ремесла от земледелия (второе крупное общественное разделение труда);

– появление купечества (третье крупное общественное разделение труда).

С первым общественным разделением труда возрастает производительность и появляется избыточный продукт. С ростом производительности и возникновением избыточного продукта теряет свое значение объединенный труд родовой общины. На первый план выдвигается семья, которая может существовать независимо от общины и без ее помощи. Материальные блага начинают оседать в отдельных семьях, что приводит к накоплению избыточного продукта, богатству и возникновению частной собственности (собственности отдельных семей). Постепенно семья превращается в силу, противостоящую роду. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, в руках которой концентрируется не только богатство, но и власть.

С усложнением хозяйственной деятельности, с отделением ремесла от земледелия, развитием торговли и появлением купечества в обществе складываются самые разные социальные категории (страты): ремесленники, купцы, служители культов, разного рода управляющие и т. д. Общество из социально однородного превращается в социально разнородное с различными социальными прослойками, не равными по своему материальному и социальному положению. Создаются условия для появления классов, поскольку пленников перестают убивать или принимать в состав рода, а обращают в рабов, поскольку раб способен накормить не только себя, но и своего хозяина. В рабов начинают обращать и своих разорившихся соплеменников. С развитием ремесла и торговли, с великим переселением народов на территории родов и племен начинают оседать ремесленники, купцы и другие «пришлые» люди, не связанные какими-либо родственными узами с родами и племенами.

Все это делает невозможным нормальное функционирование публичной власти первобытного общества и требует ее замены новой публичной властью – государственной.

16. Военная демократия как черта перехода к государству

В развитии человеческого общества существовал период, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии – это такая форма организации власти, при которой власть концентрируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений. Главными предпосылками для перехода от самоуправления к военной демократии были:

1) начало захватнических войн между племенами или племенными союзами для получения рабов и присвоения территорий;

2) объединение родов в племена, а племен – в крупные устойчивые союзы племен;

3) усиление экономического неравенства членов рода;

4) нежелание элиты решать вопросы управления коллективно, прекращение народного волеизъявления, переход власти к советам старейшин.

Определить уровень развития первобытного общества и найти в нем черты военной демократии можно по следующим признакам:

1. Отдельные племенные территории сливаются в единую территорию племенного союза.

2. Органы общественного самоуправления начинают утрачивать свое значение, из орудия народной воли они превращаются в орудие угнетения народа.

3. Война становится систематическим занятием.

4. Власть переходит от общего собрания к совету старейшин, а позже – к военачальнику.

5. Основные решения принимают вождь и совет старейшин или (на позднем этапе) только вождь, который управляет от имени совета старейшин; народное собрание существует, но практически не играет важной роли, хотя без одобрения решений народным собранием вождь не рискует вести завоевательные войны или решать внутриплеменные дела.

С укреплением власти военного вождя постепенно меняется его правовой статус:

1) он становится постоянным (не сменяется);

2) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца;

3) он опирается на силу послушной ему военной дружины;

4) власть верховного вождя передается по наследству.

Таким образом, при военной демократии закладываются черты будущего государства с королевской властью и правами наследования среди знати.

17. Протогосударство

Основоположники марксизма считали, что возникновению государства предшествовал период военной демократии. Ряд современных исследователей, говоря о возникновении государства, выделяет своеобразный предгосударственный период – протогосударство, который рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организации к государству. Это предгосударство было основано не на военной демократии, а сменило ее и имеет именование чифда (вождество).

По мнению проф. Т. В. Кашаниной:

1) при вождестве вождь, опираясь на зачаточные органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии, здесь народ отстраняется от непосредственного управления;

2) военная демократия – это горизонтальная политическая структура. В ней существует три не подчиненных друг другу органа управления: предводитель, совет старейшин, народное собрание. В вождествах же отчетливо просматривается иерархия поселений, их централизация. Ярче выражается стратификация общества;

3) в вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую;

4) в вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место.

Для протогосударства характерно сочетание элементов родоплеменной организации и государства. Отрыв публичной власти от общества, возникновение специального аппарата управления и принуждения, объединение людей по территориальному признаку – все это показатели того, что на смену первобытнообщинному строю пришло государство.

18. Особенности восточного пути образования государства

Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности.

Огромное влияние на способ формирования власти оказали географические особенности среды обитания.

Потребность в сооружении и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу самостоятельной публичной власти.

В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т. п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет.

Общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку – важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по азиатскому типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими. В результате возникала структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее чиновники более низкого ранга и т. д., в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.

Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных. По такому пути развития пошли не только государства в Азии, но и в Восточной Европе, Африке и доколумбовой Америке.

19. Европейский путь образования государства

В отличие от «азиатского» государства, ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов.

В древних Афинах, например, государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников.

Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников.

По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Постепенно формируемая частная собственность становится базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.

Путь возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависит от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном счете приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

20. Причины появления государства

1. Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т. п.

Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами.

2. Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т. п.

3. Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации.

4. Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

5. Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

21. Признаки зарождения государства

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть была и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В государстве власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Это особая группа людей, которая занимается только управлением и не участвует в общественном производстве. Эта группа людей выражает интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т. п.) или же свои собственные.

2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и сборов.

3. Разделение населения по территориальному принципу. В первобытном обществе все его члены делились по родоплеменному принципу, в государстве население разделено по территориальному принципу. Во-первых, так удобнее взимать налоги. Во-вторых так легче управлять, отслеживая не перемещения людей, а только наличие людей, способных платить, на данной территории. Следует выделить признаки государства, которые отличают его от других сообществ и союзов.

1. Государство – единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и др.) не охватывает все население. Каждый человек, становясь его гражданином или подданным, обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государства.

Государство обладает суверенитетом, внешним (независимость от других государств в международных отношениях) и внутренним (независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям).

2. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т. п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), обеспечивающие реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.

3. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и т. п.

22. Понятие и признаки развитого государства

Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.