Книга Римское право. Шпаргалки - читать онлайн бесплатно, автор Павел Юрьевич Смирнов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Римское право. Шпаргалки
Римское право. Шпаргалки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Римское право. Шпаргалки

Павел Юрьевич Смирнов

Римское право. Шпаргалка

1. Римское право как древнейшая система права

Под термином «римское право» (jus romanum) понимается гражданское право античного Рима. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире. Оно отличается широким охватом разнообразных жизненных отношений и ситуаций.

Особенно тщательно были разработаны в римском праве способы защиты интересов частных собственников и участников имущественного оборота. Опираясь на предшествующий мировой опыт, римляне впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом совершенного юридического регулирования. На базе римского права сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.

Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права периода принципата (первые три века нашей эры – период классического римского права) и периода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н. э. включительно).

В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последующей истории права.

По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное – к пользе отдельных лиц. Современное право, опираясь на наследие римского классического права, также имеет деление на публичное и частное, а благодаря тому, что на протяжении всего периода средневековья научным и юридическим языком служила латынь, современное право широко использует терминологию классического римского права.

Наиболее полно внутреннее строение римского права отражено в структуре современного частного права. На протяжении веков, конечно, изменилось наполнение многих понятий, но сами понятия сохранились и лежат в основе юридической законотворческой и судебной практики.

2. Составные части римского права

Римское частное право (jus privatum) объединяет в себе цивильное право (jus civile), право народов (jus gentium) и преторское право.

Под термином jus civile понимается национальное древнеримское право, которое применялось исключительно для римских граждан, или квиритов, и носило наименование квиритского права. В этом смысле jus civile противопоставляется jus gentium – «праву народов», действие которого распространялось на все римское население (включая так называемых перегринов, то есть иностранцев).

Поскольку jus gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права. Историки считают, что термином jus gentium обозначали и представлявшуюся более широкой философскую категорию – право общее для всех народов; эти общие правила, подсказываемые самой природой человека, имели также собственное название – jus naturale – «естественное право».

В республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем jus civile и jus gentium. С течением времени jus civile и jus gentium стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние jus gentium на jus civile потому, что первой системе, впитывавшей в себя нормы более развитых народностей, не был в такой степени свойствен формализм, характерный для исконного цивильного права, и она больше отвечала потребностям хозяйственной жизни страны.

Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему jus gentium (например, по Законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане (середина VI в. н. э.) jus civile и jus gentium составили единую систему права, в которой преобладало jus gentium как право более развитое.

3. Гражданское и преторское право

Преторское право было основано на эдиктах магистрата, сначала устных, затем и письменных. Важнейшими считались эдикты преторов и правителей провинций и курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам. Со временем эдикт стал выполнять роль программного объявления, которое делали республиканские магистры при вступлении в должность. Эдикты были обязательны лишь для магистратов, которыми они были изданы, и на срок 1 год, в течение которого магистрат находился у власти. Но удачные пункты эдикта повторялись в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.

Преторы и другие магистраты не обладали компетенцией отменять, изменять старые законы, издавать новые, но претор как руководитель судебной деятельности имел право придать норме цивильного права практическое значение или лишить ее силы. Это связано с особенностями римского государственного права:

1) закон не может исходить от магистрата, закон выражает волю народа;

2) магистрат в силу принадлежащей ему непререкаемой власти (imperium) руководит деятельностью суда и может по своему усмотрению дать судебную защиту, если считает это необходимым.

Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, путем личного распоряжения претора становился формой правообразования, не позволяя праву застыть, наполняя его жизнью. В силу правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций наряду с jus civile, гражданским правом, сложилась система норм, именуемая jus honorarium (от honores – почетные должности), магистратское право и jus praetorium – преторское право. Нормы преторского права получили значение обычного права и вошли в цивильное право.

С усилением императорской власти правотворчество преторского и магистратского права снизилось. К этому времени основные категории исков, необходимые для практики, уже были установлены, а со II в. н. э., когда юрист Юлиан кодифицировал постановления, содержащиеся в преторских эдиктах, и выработал edictum perpetuum (постоянный эдикт), правотворческая деятельность преторов и других магистратов прекратилась.

4. Публичное и частное право классического периода

Деление права на публичное и частное имело объективные различия в методах правового регулирования. Публичное право носило императивный характер и включало в себя отношение власти – подчинения. Частное право отражало отношения формально равных лиц и было связано с имущественной дифференциацией общества; оно касалось субъектов с правовой и хозяйственной автономией, защищая частные интересы лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Римское частное право в классическую эпоху достигло высокого для своего времени уровня юридической техники. Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Само понятие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали вещные иски от личных исков, связанных с обязательственными отношениями. Деление вещей на манципируемые и неманципируемые заменилось делением на движимые и недвижимые, делимые и неделимые, заменимые (определяемые родовыми признаками) и незаменимые (индивидуально определенные) вещи и т. п.

В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества. Для защиты прав бонитарного собственника преторы использовали и институт давностного владения, известный квиритскому праву.

В римском праве классического и постклассического периода большое внимание уделялось способам приобретения права собственности, среди них – манципация, которая использовалась все реже, традиция, захват брошенных вещей, а также вещей, которые не имели хозяев, создание новой вещи из чужого материала (спецификация), приобретательская давность.

В классический период получили дальнейшее развитие гражданско-правовые формы защиты прав частного собственника. Наиболее важной из них был виндикационный иск, а также существовали негаторный иск, прогибиторный иск.

С развитием преторского права получили окончательное юридическое оформление самостоятельные виды вещного права – институт владения и право на чужие вещи.

5. Уголовное право классического периода

Уголовное право классического периода было направлено на стабилизацию социальных и политических порядков. В связи с этим некоторые частные деликты постепенно становятся уголовно наказуемыми, переходят в категорию преступлений; растет число новых преступлений, связанных с посягательством на устои государства: заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т. д.

В ряд государственных преступлений вошли присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.

В число воинских преступлений вошли измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п., в ряд религиозных преступлений (после официального признания христианства) – множество преступлений против веры. Преступления против личности относят к публичным деликтам убийства, а также «обиды», прежде всего телесные повреждения. В период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Расширился круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности: кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т. д.

Характерной чертой уголовного права императорского периода становится сословный принцип уголовной ответственности. Уголовный процесс приобретает инквизиционный характер. В императорском Риме происходит резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности.

При императорах восстанавливается смертная казнь, в том числе новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление. За тяжкие преступления назначались каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы, различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка, смертная казнь за самовольное оставление места ссылки. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, конфискация имущества.

6. Роль римских юристов в развитии права

Римская юриспруденция приобретает светский характер, начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 г. до н. э.), правовые консультации которого носили публичный и открытый характер. Юристы давали консультации, редактировали и составляли юридические акты, принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон.

Наиболее известны были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, которые дали обобщение судебной практики, систематически изложили цивильное право (Публий Сцевола) и составили первый комментарий преторского права (Сульпиций).

В эпоху принципата стала значимой преподавательская деятельность юристов. В I – начале II в. н. э. возникли две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые преподавали право (Сабин и Юлиан) и давали трактовку некоторых правовых институтов (Прокул и Цельз).

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие – для практического использования.

Были распространены комментарии цивильного права и преторского права; дигесты (произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права); институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н. э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов – дача правовых консультаций.

В период домината стирание граней между цивильным и преторским правом создало благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Работы по систематизации права велись и в восточной части Римской империи (Византии).

В конце III в. н. э. были составлены частные сборники римского права – Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, а в 438 г. осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528–534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана.

7. Характеристика источников римского права

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире и отличается широким охватом разнообразных жизненных отношений и ситуаций. В нем были тщательно разработаны способы защиты интересов частных собственников и участников имущественного оборота. Римляне первыми в мире сделали индивидуальную частную собственность и другие имущественные права и интересы предметом юридического регулирования. На базе римского права сложилась правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.

Источниками древнейшего римского права были правовые обычаи. Право в архаический период носило сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т. д. Первым писаным источником римского права являются Законы Двенадцати таблиц (Законы XII таблиц). Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан.

Писаными законами были также законы, принятые комициями, – они носили имена авторов. Источником права являются постановления сената и преторские эдикты. Поскольку римское право создавалось столетиями, оно вынуждено было изменяться, приспосабливаться к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры дополняли и изменяли правовые нормы в соответствии с изменениями в мире.

В период республики должностные лица (преторы, эдилы, квесторы) при вступлении в должность издавали эдикты, которые действовали, пока они находились у власти, с уходом в отставку вместе с должностным лицом уходил и эдикт. Некоторые эдикты имели значение для развития права: преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право, постепенно различия между цивильным и преторианским правом стерлись.

В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти: эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан).

8. Законотворческая деятельность Юстиниана

В III в. н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия, получившая также наименование доминат (от dominus – господин). Исчезают старые республиканские учреждения, а управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, во главе которых стоят сановники, назначенные императором.

В интересах управления Римская империя была разделена на две части – Западную со столицей в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Стамбуле); империя считается единой, но имеет двух правителей. Развитие римской юриспруденции в период домината утрачивает творческий характер: начиная с IV в. юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников, их деятельность направлена на систематизацию существующих законов и приспособление старых законов к новым обстоятельствам.

В императорский период объединение и систематизация накопившегося материала стали необходимы. Попытки кодификации предпринимались с начала II в. н. э., но наибольшее значение имеет кодификационная работа первой половины VI в. при императоре Юстиниане.

Юстиниан ставил задачу собрать как императорские законы (leges), так и сочинения классиков (jus), изъять архаичные нормы и систематизировать используемые. Первый Кодекс Юстиниана (529 г.) до нас не дошел. В 533 г. был создан учебник римского права – Институции, сразу получивший силу закона. Институции состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.

Параллельно Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права («50 решений»).

В том же 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов из 50 книг под названием Digesta («Собранное»), или Pandectae («Все вмещающее»), получивший обязательную силу.

После окончания кодификации Юстинианом был издан ряд законов, известных как Новеллы (то есть новые законы), которые были объединены в сборник уже после смерти Юстиниана. В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы в совокупности получили название Свод гражданского права.

9. Основные кодификации в римском праве

В хронологическом порядке известные римские кодификации (объединение и систематизация норм права) можно распределить следующим образом:

– с V в. до н. э. действовали Законы XII таблиц, отличающиеся простотой, логичностью и обязательностью для изучения; их требования римские дети заучивали с 6 лет;

– в III–IV вв. н. э. появляются конституции – первые попытки частных лиц обобщить правовые нормы, вычлененные из указов императоров;

– в V в. создан Феодосиев кодекс, состоящий из 16 книг, – попытка первой официальной императорской кодификации, оказавшаяся неудачной;

– в VI в. создается масштабный труд – кодификация Юстиниана, являющаяся обобщением не только императорских указов, но и сочинений классиков для создания единой законодательной базы. Основной задачей кодификации Юстиниана было максимальное укрепление власти императора.

Кодификация Юстиниана, «Свод нового гражданского (цивильного) права», проводилась с 528 по 534 гг. лучшими юристами империи и включала следующий материал:

– первый свод императорских законов, которому позже пришел на смену Кодекс «50 решений»;

– «Дигесты Юстиниана», собрание трудов юристов за всю прошедшую историю, состоявшие из 50 томов или более чем тысячи законов по всем отраслям права;

– институции – элементарный учебник по праву, состоявший из 12 книг на основе институций Гая, одного из пяти ведущих юристов прошлого;

– «Кодекс 50 решений», явившийся весьма прогрессивным для своего времени для разрешения спорных вопросов; кодекс отменил устаревшие процедуры, привел законодательство к логически обоснованному и соответствующему эпохе виду;

– Новеллы (новые законы), объединенные в сборник уже после смерти Юстиниана.

Кодификация Юстиниана применялась до X в. в Восточной Римской империи (Византии). В Западной Римской империи для этой же цели использовались сборники отдельных королевств и практика юристов. Только в XI в., когда Рим как империя не существовал, тексты Дигестов распространились в юридических кругах европейских королевств.

10. Легисакционный процесс

Гражданский процесс республиканского Рима носил название легисакционного (legis actio), то есть действующего законным образом, не прибегая к самосуду, в отличие от «виндикационного», действующего (буквально) «от палки» («vindicta»), – то есть от самосудного применения права на спорную вещь захватом или силой. Задачей легисакционного процесса было приведение претензий и иска в соответствие с буквой закона. Причем суду предъявлялась сама спорная вещь, а если речь шла о земле и недвижимости, то доказательства существования предмета спора – кусок черепицы с крыши дома, горсть земли со спорного участка.

Суд проходил в две стадии:

1) in jure – стадия предполагала заявления истца и ответчика о предмете спора, и тот, кто претендовал на спорную вещь, должен был наложить на нее палку, то есть показать, что имеет на нее право, и сказать: «это мое». В свою очередь, если в ответ на заявление истца ответчик молчал или соглашался, то спор считался решенным, и процесс завершенным. Роль самого магистрата сводилась к выслушиванию, вмешательству в спор короткими замечаниями и общему контролю над проведением ритуала: например, он должен был потребовать поручителей или денежного залога с того, у кого вещь оставалась до конца процесса;

2) in judicium – стадия предполагала, что спор сложен и истец с ответчиком заведомо не придут к соглашению, поэтому от сторон требовалось предоставить свидетелей, которые должны дать показания по существу дела, а ход самого процесса требовал введения в него особого беспристрастного судьи. Это не был претор, напротив, претор по соглашению со сторонами выбирал присяжного судью (под присягой тот обещал гарантировать беспристрастное рассмотрение дела), и именно присяжный судья анализировал все предъявленные доказательства, свидетельства и возражения ответчика, называвшиеся эксцепциями, и выносил окончательное решение. Претор выносить решения не имел права, его задачей был лишь контроль за соблюдением процедуры ведения процесса.

Весь процесс проходил в течение одного дня, и после in jure, независимо от исхода дела, повторный иск того же истца по тому же делу был невозможен.

11. Формулярный процесс

С течением времени преторы стали практиковать упрощенный порядок заявления претензий истца и возражений ответчика с вручением истцу записки, адресованной судье, в которой содержались предписания, при наличии каких условий иск следует удовлетворить, а при каких – отклонить. Записка называлась формулой, процесс, установленный законами Августа, вместо легисакционного получил название формулярного (per formulas). Формулярный процесс сначала появился в перегринском праве, затем распространился и на квиритов.

Формулярный процесс имел особенности:

– упрощенная процедура заявления иска, отсутствие установленных ритуалов;

– вручение претором истцу «формулы» – записки, адресованной судье, в которой были указаны имя назначенного судьи, суть отношений истца и ответчика, условия удовлетворения иска и условия отказа в удовлетворении, возможность вынесения решения о компенсации ответчику, если иск верен, но вещь неделима и ее присуждение истцу требует такой компенсации;

– исключительное право претора не следовать точно букве закона, а при необходимости защищать новые отношения и не защищать формально законные старые;

– в «формуле» содержалось присуждение по иску в денежном эквиваленте и фактически одно обязательство после суда заменялось на другое;

– к отказу в удовлетворении всего иска приводили чрезмерные требования истца, преждевременность иска, заявление иска не по месту рассмотрения.

Решение судьи признавалось окончательным, повторный иск был невозможен. Ответчик был обязан внести оговоренную денежную сумму, если не мог подтвердить свои возражения, а при отказе с него производилось взыскание в двойном размере, применялся арест до уплаты долга; при невозможности заплатить и в этом случае – арест имущества и его продажа через публичные торги.

Иски защищались согласно сведениям, содержавшимся в Эдиктах претора, то есть условиями защиты поданного иска оказывались решения завершившихся судов, из которых и делался вывод об отсутствии или наличии права на какую-то вещь.

12. Чрезвычайный порядок рассмотрения дел

Постепенно наряду с обычным гражданским процессом стали встречаться случаи, когда гражданские споры рассматривались магистратом в особом порядке и без передачи решения дела присяжному судье. К концу III в. н. э. при переходе к доминату (абсолютной монархии) такой процесс совершенно вытеснил формулярный процесс. Дела граждан стали разбирать административные органы, представители власти – начальники городской полиции Рима и Константинополя, правители провинций, муниципальные магистраты; даже императоры в некоторых случаях принимали судебные дела к своему личному рассмотрению.

Чрезвычайный порядок рассмотрения дел появился из формулярного процесса, разрешавшего магистратам решать спор без передачи его на рассмотрение присяжному судье. Постепенно формулярный порядок почти полностью вытеснил легисакционный, а с усилением центральной власти вместо формулярного вводился чрезвычайный порядок рассмотрения, в частности, и по таким делам, где раньше давалась формула.