За все годы войны «Мосфильм», объявленный оборонным объектом, ни на один день не прекращал работу, хотя на крайний случай был разработан план уничтожения студии и в качестве горючего материала была заготовлена резаная пленка. Механические мастерские студии стали цехом специального назначения, в котором группа мастеров, инженеров и сотня окрестных ребятишек 11–14 лет круглыми сутками выполняли военные заказы.
В конце 1942 года, как только немцев отогнали от Москвы, было приняло решение о восстановлении киностудии «Мосфильм». Необходимо было возобновить работу всех производственно-технических и подсобных цехов, и из Алма- Аты стали возвращаться творческие работники и инженерно-технический персонал. На студию также откомандировались демобилизованные из армии после ранений кадровые работники. Кроме того, на «Мосфильме» было организовано художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров для кинопроизводства. И уже к концу 1943 года все основные цеха студии были готовы работать с полной загрузкой. Кинофильмов в то время снималось мало, но снимали много «Боевых киносборников», в которых были и кинохроника, и игровые сюжеты.
Несмотря на трудные годы войны кинопроизводство продолжало развиваться, среди работников студии было много изобретателей и новаторов – они активно искали новые технические возможности, и в 1944 году на специально созданной на «Мосфильме» аппаратуре был снят один из первых цветных фильмов – «Иван Никулин – русский матрос» (режиссер Игорь Савченко). А уже в 1946 году картина Александра Птушко «Каменный цветок» получила Международную премию на Каннском фестивале за лучшее использование цвета.
В это время на студии работали такие мастера, как Александр Довженко, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Сергей Юткевич, Борис Барнет, Лео Арнштам, Александр Птушко, Александр Зархи, Михаил Калатозов и другие.
После Победы стала задача показать миру нашу страну в образе победительницы. Хотя половина СССР лежала в руинах, все понимали, что кино является тем самым лекарством, которое необходимо для поддержания морального духа советских людей. И руководство страны дает установку снимать больше жизнеутверждающих фильмов как наиболее действенного и эффективного средства массовой идеологической пропаганды. А поскольку «Мосфильм» был главной киностудией страны, было принято решение, что каждому показу фильма должен предшествовать соответствующий ассоциативный символ – заставка.
Заставка «Мосфильма»Для выбора такого символа была создана специальная комиссия, в состав которой вошли деятели культуры, в том числе и скульптор Вера Мухина. В результате была выбрана именно ее скульптура «Рабочий и колхозница», после Всемирной выставки в Париже в 1937 году широко известная во всем мире, – как символ нерушимого союза рабочего класса и крестьянства и достижений Советского Союза.
Специально для «Мосфильма» Вера Мухина сделала метровую копию «Рабочего и колхозницы», которая по сей день стоит в витрине первого этажа Главного корпуса киностудии.
Кстати сказать, в 90-е годы наследники Веры Мухиной предъявили претензии, что «Мосфильм» бесплатно использует скульптуру. Но им ответили: мы используем сделанную специально для «Мосфильма» копию, за которую автору полностью было выплачено вознаграждение, о чем есть соответствующие документы…
И 2 июля 1947 года на экраны страны вышла картина Григория Александрова «Весна», где впервые появился символ «Мосфильма» – скульптура «Рабочий и колхозница».
За прошедшие годы заставка не раз видоизменялась: сначала снимали скульптуру прямо, потом в движении, потом с помощью комбинированной съемки к ней добавилась Спасская башня Кремля. В начале двухтысячных она стала синеватой, потом на фоне облачного неба. Сейчас она черно-золотая, выполнена при помощи цифровых технологий. Но тем не менее это та же самая скульптура, тот же самый символ.
После войны наступают годы так называемого «малокартинья»: воплощение ленинского принципа «лучше меньше, да лучше», взятого на вооружение Сталиным, чуть не привело к гибели целого предприятия! Что такое пять-шесть картин в год?! Это означало, что сотни людей оставались без работы. Многие режиссеры разъехались по национальным студиям, которые тогда были в приоритете, некоторые и вовсе ушли из профессии.
Хотя при этом в 1948 году был принят план масштабного строительства всего комплекса зданий «Мосфильма», разработанный Институтом по проектированию кинопредприятий и кинотеатров ГИПРОКИНО (главный архитектор Г. Л. Лавров), который в основном был реализован лишь в 1954 году главным архитектором Н. И. Транквиллицким, возглавлявшим в ту пору проект «Большой «Мосфильм». Но, к сожалению, так и не был доведен до конца. Наиболее характерными строениями того времени являются 2-е и 3-е здания, расположенные вдоль Мосфильмовской улицы и обращенные фасадами на городскую магистраль, которые по примеру Библиотеки им. Ленина должны были украшены различными фигурами, массой декора. Согласно замыслу, перед зданиями должен быть разбит сквер, а на территории студии были запланированы площади и фонтаны.
Еще одним ярким примером сталинского ампира являются парадный въезд на студию со стороны Воробьевых гор и чугунная ограда, опоясывающая всю территорию «Мосфильма».
Фильмы-лидеры кассовых сборов 40-х годов
Поход в кино всегда был любимым досуговым мероприятием советских людей. А поскольку кинотеатров и самих фильмов было не так много, на них ходили по нескольку раз. И любая новая картина пользовалась настоящим ажиотажем. Список самых кассовых лент проката 1940-го – последнего предвоенного года – выглядит так:
1. «Истребители» Эдуарда Пенцлина (Киевская ст.) – 27, 1 млн зрителей
2. «Аринка» Юрия Музыканта и Надежды Кошеверовой («Ленфильм») – 22,9 млн зрителей
3. «Василиса Прекрасная» Александра Роу (Союздетфильм) – 19,2 млн зрителей
4. «Моя любовь» Владимира Корш-Саблина («Советская Беларусь») – 19,2 млн зрителей
5. «Большая жизнь» Леонида Лукова (Киевская ст.) – 18,6 млн зрителей
6. «Музыкальная история» Александра Ивановского и Герберта Раппопорта («Ленфильм) – 17,9 млн зрителей
7. «Подкидыш» Татьяны Лукашевич («Мосфильм») – 16,9 млн зрителей
8. «Моряки» Владимира Брауна (Одесская ст.) – 14,8 млн зрителей
9. «Член правительства» Александра Зархи и Иосифа Хейфица («Ленфильм») – 14,4 млн зрителей…
Как видим, в число бесспорных лидеров проката попала всего одна картина «Мосфильма» – «Подкидыш», да и то снятая в 1939 году. Уж так случилось, что несколько мосфильмовских картин 1940 года вышли на экран с задержкой во времени, поэтому в этот список не попали. Но нельзя не отметить, что все же большой успех выпал на долю «Светлого пути» Григория Александрова – 13,0 млн зрителей. А мосфильмовский «Суворов», запущенный в производство в 1940 году, из-за многочисленных переделок – в том числе и из-за личной критики тов. Сталина – вышел в прокат только 23 января 1941 года. Кассовые сборы его неизвестны, потому как через несколько месяцев стране стало не до этого, но официальное признание фильм получил в виде Сталинской премии (1941) режиссерам Пудовкину и Доллеру и исполнителю главной роли Николаю Черкасову-Сергееву.
В 1944 году кассовые сборы от проката советских фильмов практически приблизились к довоенным, хотя у них появились сильные конкуренты в виде зарубежных фильмов, называемых у нас «трофейное кино». Лидирующие места в ежегодных рейтингах кассовых сборов советских лент стабильно занимали картины «Мосфильма» – четыре года из шести! В остальные два года, если не первую, то вторую строчку, а то и сразу несколько. Это несомненный успех!
• 1944 – «В шесть часов вечера после войны» Ивана Пырьева («Мосфильм») – 26,1 млн зрителей
• 1945 – «Без вины виноватые» Владимира Петрова («Мосфильм») – 28,9 млн зрителей
• 1946 – «Каменный цветок» Александра Птушко («Мосфильм») – 23,1 млн зрителей
• 1947 – «Подвиг разведчика» Бориса Барнета (Киевская ст.) – 22,7 млн зрителей
• «Весна» Григория Александрова («Мосфильм») – 16,2 млн зрителей
• 1948 – «Молодая гвардия» Сергея Герасимова (К/ст. им. Горького) 42,4 + 36,7 млн зрителей —
• «Сказание о земле сибирской» Ивана Пырьева («Мосфильм») – 33,8 млн зрителей
• 1949 – «Падение Берлина» Михаила Чиаурели («Мосфильм») – 38,4 млн зрителей
• «Встреча на Эльбе» Григория Александрова («Мосфильм») – 24,2 млн зрителей
Марина Ладынина
Но не будем забывать, что большие кассовые сборы – не всегда показатель истинного зрительского успеха и не всегда пропуск фильма в «Золотой фонд» нашего кино. Порой на сборы влияло имя известного режиссера, но чаще – имена любимых актеров на афише. А иногда и настоятельное требование «сверху» посмотреть фильм по идеологическим соображениям. И не важно, если походы на такие фильмы оборачивались зрительским разочарованием – касса была для руководителей показателем успеха, хотя официальный подсчет ее всегда велся в количестве зрителей, а не в деньгах.
Кадры из фильма «В шесть часов вечера после войны»: Иван Любезнов и Евгений Самойлов
Жизнь течет, менялись директора «Мосфильма», и когда в 1954 году им становится Иван Александрович Пырьев, строительство пошло быстрыми темпами, правда, в сильно «облегченном» варианте: все дорогостоящее убрали, оставили функциональное. Хотя в двух зданиях от той задумки остались пилястры, фальшь колонны и пр. Были построены два одинаковых, соединенных друг с другом блока, внутри которых было по четыре павильона, офисные помещения, актерские комнаты и пр.
И это сыграло серьезную роль для расширения фильмопроизводства, которое ощутимо произошло во второй половине 50-х.
Иван Александрович Пырьев (04 (17).11.1901—07.02.1968) был всего три года на посту директора, но успел сделать очень много и в этой роли оставил после себя большей частью хорошую память. Этот человек несомненного таланта и неуемного темперамента, взрывной, непоследовательный, которого за глаза звали «Иваном Грозным», мог быть и «добрым ангелом», и «злым гением». При Пырьеве началось создание творческих объединений внутри студии. Так, он создал творческое объединение «Луч» и пожизненно его возглавлял. Кроме этого он – инициатор создания (1956) и руководитель (до 1960) Высших режиссерских курсов при «Мосфильме», а также создатель Союза кинематографистов СССР.
В конце 50-х – начале 60-х годов начинается новый подъем «Мосфильма» в результате влившейся в него «новой крови» – режиссеров-фронтовиков. Это Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай, Владимир Басов, Юрий Озеров и др. Они снимали фильмы, в которых война была не искусственно-романтизированная, не показушная… В центре их внимания всегда были Человек, его судьба, его переживания.
Тогда рождаются фильмы о войне, вошедшие в мировую киноклассику: «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957) – единственный наш фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» в Каннах (1958)[5], «Баллада о солдате» Григория Чухрая (1959), «Судьба человека» Сергея Бондарчука (1959) и др.
Лидеры проката 50-х
Начало 50-х годов в советской киноиндустрии принято называть временем «малокартинья». Студии выживали как могли: снимали киноконцерты, театральные спектакли, а также короткометражные и документальные фильмы. Начиная с 1952 года намечается рост ежегодного количества фильмов, в том числе и благодаря решению о расширении кинопроизводства, инициированному Сталиным на XIX съезде ВКП (б).
Список лидеров проката советских фильмов 50-х выглядит так:
1950Первые четыре строчки в списке занимают ленты «Мосфильма»:
1. «Смелые люди» Константина Юдина (41,2 млн зрителей)
2. «Кубанские казаки» Ивана Пырьева (40,6 млн зрителей)
3. «Падение Берлина» Михаила Чиаурели (по 38,4 млн зрителей на серию)
4. «Секретная миссия» Михаила Ромма (24,2 млн зрителей)
Кадры из фильма «Смелые люди», в главной роли – Сергей Гурзо
1. «В мирные дни» Владимира Брауна (Киевская ст.) – 23,5 млн зрителей
2. «Кавалер Золотой Звезды» Юлия Райзмана («Мосфильм») – 21,5 млн зрителей
3. «Щедрое лето» Бориса Барнета (Киевская ст.) – 20,9 млн зрителей
Мосфильмовские ленты в десятке лидеров:
«Спортивная честь» Владимира Петрова (20,3 млн зрителей) и. «Большой концерт» Веры Строевой (16,9 млн зрителей).
Как видим, общие сборы у «Мосфильма» гораздо скромнее предыдущего года.
19521. «Незабываемый 1919-й год» Михаила Чиаурели («Мосфильм») – 31, 6 млн зрителей
2. «Учитель танцев» – фильм-спектакль Центрального театра Советской Армии, снятый Татьяной Лукашевич (Мосфильм – по 27,9 млн зрителей на серию)
3. «Живой труп» Владимира Венгерова («Ленфильм») – по 27,5 млн зрителей на серию.
В десятку лидеров проката вошли картины «Мосфильма»: «Ревизор» Владимира Петрова (17,8 млн зрителей) и «Пржевальский» Сергея Юткевича (15,9 млн зрителей).
19531. «Любовь Яровая» – спектакль БДТ, снятый Яном Фридом на «Ленфильме» – 46,4 млн зрителей
2. «Свадьба с приданым» – спектакль Московского театра сатиры, снятый Татьяной Лукашевич и Борисом Равенских («Мосфильм») – 45,3 млн зрителей
3. «Застава в горах» Константина Юдина («Мосфильм») – 44,8 млн зрителей
В десятку самых кассовых фильмов года также вошли картины «Мосфильма»: «Анна Каренина» – спектакль МХАТа, снятый Татьяной Лукашевич (34,7 млн зрителей), «Садко» Александра Птушко (27,3 млн зрителей) и «Адмирал Ушаков» Михаил Ромма (26 млн зрителей).
19541. «Судьба Марины» Исаака Шмарука и Виктора Ивченко (Киевская ст.) – 37,9 млн зрителей
2. «Испытание верности» Ивана Пырьева («Мосфильм») – 31,9 млн зрителей
3. «Анна на шее» Исидора Анненского (К/ст. им. Горького) – 31,9 млн зрителей.
В числе лидеров проката мосфильмовские картины: «Веселые звезды» Веры Строевой (31,5 млн зрителей), «Мы с вами где-то встречались…» Николая Досталя и Андрея Тутышкина (31,5 млн зрителей) и «Верные друзья» Михаила Калатозова (30,9 млн зрителей).
19551. «Солдат Иван Бровкин» Ивана Лукинского (К/ст. им. Горького) – 40,37 млн зрителей
2. «Укротительница тигров» Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой («Ленфильм») – 36,7 млн зрителей
3. «Овод» Александра Файнциммера («Ленфильм») – 35,1 млн зрителей.
Впервые в первых трех строчках рейтинга не оказалось «Мосфильма», но все же мосфильмовские ленты вошли в десятку кассовоуспешных:
«Доброе утро» Андрея Фролова (31 млн зрителей), «Опасные тропы» Александра и Евгения Алексеевых (29,2 млн зрителей), «Урок жизни» Юлия Райзмана (25,1 млн зрителей) и «Дорога» Александра Столпера (25,1 млн зрителей).
1956В этом году «Мосфильм» уверенно удерживает две первые строчки рейтинга:
1. «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова – 48,64 млн зрителей,
2. «Дело № 306» Анатолия Рыбакова – 33,5 млн зрителей,
«Педагогическая поэма» Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской (Киевская ст.) – 32,3 млн зрителей.
Кадр из фильма «Карнавальная ночь». Слева направо: Юрий Белов, Георгий Куликов, Людмила Гурченко, Валентин Брылеев
Также в десятку лидеров проката вошли мосфильмовские ленты: «Бессмертный гарнизон» Захара Аграненко, сореж. Эдуард Тиссэ (29,7 млн зрителей), «Сын» Юрия Озерова (28,3 млн зрителей) и «Вольница» Григория Рошаля (28,1 млн зрителей).
С 1956 года журнал «Советский экран» (СЭ) стал проводить опросы зрительских симпатий. На 1 место читатели тоже поставили «Карнавальную ночь» Эльдара Рязанова[6].
19571. «Сестры» Григория Рошаля («Мосфильм») – 42,5 млн зрителей,
2. «Ночной патруль» Владимира Сухобокова (К/ст. им. Горького) – 36,4 млн зрителей
3. «Без вести пропавший» Исаака Шмарука (Киевская ст.) – 35,3 млн зрителей.
В десятке лидеров проката этого года оказалась еще одна мосфильмовская картина – «Летят журавли»[7] Михаила Калатозова, ставшая классикой мирового кино и отмеченная большим числом престижных наград, которая заняла всего лишь восьмую строчку, собрав на сеансах 28,3 млн зрителей.
Лучшим фильмом года читатели СЭ назвали картину Александра Зархи «Высота» («Мосфильм»).
19581. «Над Тиссой» Дмитрия Васильева («Мосфильм») – 45,7 млн зрителей
2. «Девушка без адреса» Эльдара Рязанова («Мосфильм») – 36,4 млн зрителей
3. «Улица полна неожиданностей» Сергея Сиделева («Ленфильм») – 34,3 млн зрителей.
Всего в 10-е лидеров года оказалось рекордное число мосфильмовских картин – семь! Это:
«Девушка без адреса» Эльдара Рязанова (36,4 млн зрителей), «Дело пестрых» Николая Досталя (33,7 млн зрителей), «Восемнадцатый год» (2-я серия фильма «Хождение по мукам») Григория Рошаля (33 млн зрителей), «Матрос с Кометы» Исидора Анненского (32,5 млн зрителей), «Девушка с гитарой» Александра Файнциммера (31,9 млн зрителей) и «Трудное счастье» Александра Столпера (31,1 млн зрителей).
Но читатели СЭ отдали свои голоса фильмам: «Идиот» Ивана Пырьева («Мосфильм»), «Дорогой мой человек» Иосифа Хейфица («Ленфильм») и «Коммунист» Юлия Райзмана («Мосфильм»).
1959– так выглядят верхние строчки рейтинга года:
1. «ЧП – Чрезвычайное происшествие» Виктора Ивченко (К/ст. им. Довженко) – по 47,4 млн зрителей на серию
2. «Иван Бровкин на целине» Ивана Лукинского (К/ст. им. Горького) – 44,6 млн зрителей
3. «Голубая стрела» Леонида Эстрина (К/ст. им. Довженко) – 44,2 млн зрителей
И вновь на «пьедестале почета» нет «Мосфильма», но его ленты все же вошли в десятку лидеров:
«Судьба человека» Сергея Бондарчука (39,2 млн зрителей), «Солдатское сердце» Сергея Колосова (33,1 млн зрителей), «Неподдающиеся» Юрия Чулюкина (31,3 млн зрителей) и «Сверстницы» Василия Ордынского (30,1 млн зрителей).
Читатели СЭ назвали лучшим фильмом года «Судьбу человека» Сергея Бондарчука («Мосфильм»).
Кадр из фильма «Судьба человека» – Сергей Бондарчук и Паша Борискин
Начало – середина 1960-х знаменуются приходом на студию молодых режиссеров, заявивших о себе первыми же работами как талантливые творцы, создавшие свой киномир и собственную киноэстетику. Это Андрей Тарковский с пронзительным «Ивановым детством» (1962), получившим множество международных наград; его друг и сокурсник по ВГИКу (мастерская Михаила Ромма) Андрей Кончаловский с поэтичным «Первым учителем» (1965); Элем Климов, дебютировавший остросоциальной комедией «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964); Марлен Хуциев, снявший «Июльский дождь» (1966), ставший манифестом шестидесятников, и др.
Это было время расцвета творчества гениальных и таких непохожих друг на друга комедиографов Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелия…
«Мосфильм» каждый год выпускает около пятидесяти разножанровых фильмов, многие из которых получают признание и у зарубежного зрителя и становятся лауреатами самых престижных кинофестивалей[8].
В 60-е годы на «Мосфильме» было создано первое в стране Телевизионное объединение, на котором создавалось многосерийное кино: «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» Александра Прошкина и др.
Лидеры проката 60-х
Начиная с середины 60-х кинематограф становится в СССР третьей по прибыльности статьей дохода после нефти и водки. Поход в кино – самый любимый и массовый досуг советских людей.
19601. «Простая история» Юрия Егорова (К/ст. им. Горького) – 46,8 млн зрителей
2. «Вдали от Родины» Алексея Швачко (К/ст. им. Довженко) – 41,9 млн зрителей
3. «Воскресение» Михаила Швейцера («Мосфильм»), 1-я серия – 34,1 млн зрителей.
В десятку лидеров вошли еще две мосфильмовские картины: «Северная повесть» Евгения Андриканиса (31,3 млн зрителей) и «Мичман Панин» Михаила Швейцера (28,9 млн зрителей).
Лучшим фильмом года, по мнению читателей СЭ стал «Сережа» Георгия Данелия и Игоря Таланкина («Мосфильм»).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
29 октября 2004 года культурный центр «Дом Ханжонкова» несмотря на протесты общественности, был закрыт. Его уникальный исторический интерьер полностью уничтожен меняющимися арендаторами.
2
См. подробнее в главе «Золотой фонд» «Мосфильма».
3
Обзоры мосфильмовских картин в разные годы носят не искусствоведческий,
4
См. подробнее в главе «Золотой фонд» «Мосфильма».
5
См. подробнее в главе «Мировое признание картин «Мосфильма».
6
Будем иметь в виду, что даты сдачи фильма и выхода его на экраны часто разнятся.
7
См. подробнее в главе «Золотой фонд» «Мосфильма».
8
См. главу «Мировое признание картин «Мосфильма»
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги