Книга НЛП: ключ к управлению своей жизнью - читать онлайн бесплатно, автор Алекс Нарбут. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
НЛП: ключ к управлению своей жизнью
НЛП: ключ к управлению своей жизнью
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

НЛП: ключ к управлению своей жизнью

Задание. Измените негативный образ

Войдите в любое знакомое вам ресурсное состояние.

Вспомните какую-то не самую приятную ситуацию из вашего прошлого – такую, которая расстроила вас. Ситуации сильного горя для начала не подойдут – возьмите то, что в какой-то мере неприятно, но слишком сильных эмоций не вызывает.

Вспомните визуальные образы, которые сопутствовали событию. Все, что вы видели – обстановку, где все происходило, людей, которые в этом участвовали.

Сначала представьте эти образы как можно ярче. Можно даже сделать их ярче, чем они были на самом деле, и увеличить в размерах.

Затем представьте, что отодвигаете эти образы от себя. Отдаляясь, они уменьшаются. Теперь представьте, что образы теряют краски, становятся тусклыми. Затем представьте, что они теряют резкость, размываются.

Вспомните звуки, которые вы слышали тогда, голоса, а также свой собственный голос. Представьте, что они становятся громче и резче.

Затем представьте, что вы убавляете звук – и вот голоса становятся тише, глуше, превращаются в шепот, отдаляются и затихают совсем.

Вспомните то, что чувствовало ваше тело – может быть, напряжение, скованность, жар или озноб, или какие-то неприятные прикосновения… Представьте, что эти неприятные чувства стали еще сильнее и еще неприятнее… а потом постепенно ослабляйте их, представляя, что эти ощущения становятся едва заметными, а затем исчезают совсем.

Затем представьте весь образ в целом – уменьшенный, отдаленный, приглушенный, с ослабленными сигналами.


Обратите внимание, как изменились ваши ощущения – и одновременно негативные эмоции утратили свою силу.

Диссоциация: способ справиться с негативной эмоцией

Тренируйтесь «убавлять» сигналы от самых разных неприятных событий, которые в прошлом расстраивали вас, и до сих пор доставляют негативные эмоции. Когда у вас будет это хорошо получаться – когда вы почувствуете, что, вслед за ослаблением визуальных, аудиальных и кинестических сигналов ослабевают и негативные эмоции – можно перейти к работе над более серьезными неприятностями – теми, которые сильно выбили вас из колеи, и которые болезненно переживаются вами по сей день.


Но прежде чем перейти к такой работе, нужно научиться не только ослаблять сигналы от соответствующего образа, но и выводить себя самого за его пределы.


Если вы, вспоминая свое прошлое, воспринимаете образ события изнутри, будто снова становясь его участником и переживая все заново – вы создаете ассоциированный образ.

Если же вы, вспоминая событие, смотрите на него будто со стороны, как зритель,  – вы создаете диссоциированный образ.

Чтобы справиться с сильными негативными эмоциями, нужно научиться входить в состояние диссоциации – то есть отделять себя от негативного события и связанных с ним эмоций. Затем, воспринимая ситуацию со стороны, как зритель, мы сможем полностью выйти из-под ее влияния.

Ассоциация – состояние, в котором вы полностью погружаетесь в событие (или воспоминание о нем), воспринимаете его изнутри, и заново переживаете все связанные с ним эмоции.

Диссоциация – состояние, когда вы словно выходите из ситуации и воспринимаете ее (или воспоминание о ней) словно снаружи, как зритель, который только наблюдает, отделив от себя ситуацию и связанные с ней эмоции.

Заметьте, присутствуете ли вы сами внутри образа-картинки прошлого, когда вы вспоминаете о чем-то – хорошем или плохом – что случалось там. Или вы «не видите» себя в этой картинке, а остаетесь зрителем, сторонним наблюдателем? В первом случае вы создаете ассоциированный образ, во втором – диссоциированный.


Так вот, если вы чувствуете, что негативные эмоции, связанные с воспоминанием, очень сильны, и вы не можете с ними справиться – представьте всю картину в целом, и выведите себя оттуда! Так вы превратите ассоциированный образ в диссоциированный.

Задание. Переведите ассоциированный образ в диссоциированный

Вспомните какое-нибудь событие из вашего прошлого – для начала лучше нейтральное, или даже приятное. Представьте все зрительные образы, которые вы видели тогда, все звуки, которые вы слышали, все ощущения, которые вы испытывали. Представьте, что вы снова переживаете эту ситуацию, находясь в ней. Представьте, что вы внутри картины, образы окружают вас, и вы можете мысленно прикоснуться к ним.

Теперь представьте, что вы как будто отделяетесь от себя и выходите за пределы картины. Теперь вы – зритель, и сидите в кинозале. Вы видите на экране ту картину, внутри которой только что находились. Вы видите в этой картине и самого себя. Но теперь вы смотрите на себя со стороны, как будто в кинотеатре демонстрируется фильм из вашей жизни.

Заметьте разницу в своих ощущениях. Когда вы воспринимали происходящее более ярко и четко – когда были внутри картинки, или когда вышли из нее? Когда вы испытывали более яркие эмоции? Как изменился характер этих эмоций, когда вы оказались в «кинозале», а не на «экране»?

Сейчас вы получили первый опыт перевода ассоциированного образа в диссоциированный. В дальнейшем вы можете положить его в основу для изменения восприятия жизни, которое будет способствовать позитивным переменам.

Станьте режиссером «фильма» о вашем прошлом

Научившись по своей воле изменять визуальные, аудиальные, кинестические сигналы, и освоив технику диссоциации, вы получаете в свое распоряжение богатейший арсенал возможностей, позволяющих уйти от влияния негативного опыта.

Казалось бы, прошлое нельзя изменить – ведь оно уже произошло, свершилось, состоялось.


Да, нельзя изменить события – но можно изменить восприятие событий!


Как мы уже знаем, наша жизнь определяется не столько событиями, сколько их восприятием. Даже одно и то же нежелательное событие может одного человека поднять на борьбу, закалить его дух, а другого – сломать и ввергнуть в вечное уныние. Так в событии ли дело? Нет, только в разных способах реагирования на него.


Но то, как мы реагируем, можно изменить – это зависит только от нас.


Если вы до сих пор не знали, как это делать, то теперь в ваших руках действенные инструменты: техника трансформации зрительных, звуковых и кинестических сигналов, плюс техника диссоциации.

Попробуем совместить их! Лучше всего это делать, используя уже знакомую вам метафору кинотеатра. Представляя себя в воображаемом кинотеатре, вы можете диссоциироваться от любых негативных образов, «увидеть» их на экране, и сделать с ними все, что захотите: увеличить или уменьшить, раскрасить в любые цвета, заставить двигаться медленно или, напротив, ускоренно, озвучить любыми голосами, прокрутить «пленку» в обратном направлении, и т. д. Фантазия здесь может быть практически неограниченной.


Не бойтесь экспериментировать! Это ваша жизнь, и режиссер здесь – только вы. Каким будет фильм вашей жизни – решать вам. Для начала «переснимите» все негативные эпизоды, и посмотрите, каким будет результат.

Задание. «Переснимите» негативный эпизод

Войдите в ресурсное состояние.

Вспомните ситуацию, которая причиняет вам боль, заставляет страдать или чувствовать себя плохо. Например, кто-то вас обидел, вы потерпели неудачу, или оказались в каком-то неприятном положении.

Мысленно разложите эту ситуацию на составляющие: визуальные, аудиальные, кинестические образы.

Ответьте для себя на вопросы:

▪ Образ ассоциированный или диссоциированный – вы видите картинку изнутри, находясь в ней, или снаружи, как зритель?

▪ Вы видите картинку неподвижной, как на фотографии, или движущейся, как на киноэкране?

▪ Картинка цветная или черно-белая?

▪ Картинка четкая или размытая?

▪ Картинка яркая или тусклая?

▪ Предметы и люди далеко или близко?

▪ Слышите ли вы голоса людей?

▪ Есть ли среди них ваш собственный голос?

▪ Голоса громкие или тихие?

▪ Речь звучит быстро или медленно?

▪ Голоса спокойные, или эмоционально окрашенные?

▪ Речь вялая, монотонная, или напористая, убеждающая?

▪ Вы чувствуете холод или тепло?

▪ Образ в целом создает у вас ощущение напряжения или расслабления?

▪ Ваши ощущения от одежды, поверхности, на которой вы стоите или сидите, мягкие или жесткие?

▪ Ощущаете ли вы что-то на вкус или запах?


Изучив все возможные зрительные, слуховые, кинестические сигналы, диссоциируйтесь от образа ситуации. Для этого представьте, что все происходит на киноэкране, и мысленно выйдите из этого «фильма», оказавшись в зрительном зале. Дистанцируйтесь от происходящего, представив себя просто зрителем, сторонним наблюдателем.

Теперь начинайте менять все отмеченные вами характеристики на противоположные.

▪ Если картинка была неподвижной, заставьте ее двигаться; если она двигалась, заставьте ее замереть (замените «фильм» на «слайд-шоу»).

▪ Если картинка была черно-белой, сделайте ее цветной, и наоборот.

▪ Если картинка была четкой, размойте ее, и наоборот.

▪ Если картинка была яркой, сделайте ее тусклой, и наоборот.

▪ Если люди и предметы были близко, отдалите их, и наоборот.

▪ Если люди говорили, представьте, что они замолчали (или только открывают рты, а звука нет), если молчали – «заставьте» их говорить.

▪ Если вы не слышали собственного голоса – представьте, что слышите только его, а остальные молчат; если слышали собственный голос, представьте, что вы молчите и слушаете.

▪ Если голоса громкие, заставьте их звучать тихо, и наоборот.

▪ Если речь быстрая, замедлите ее (представьте, что то же самое говорится растянуто, медленно, как на испорченной пластинке), если речь медленная – представьте, что «прокручиваете» ее на увеличенной скорости.

▪ Если голоса спокойные, представьте, что они стали эмоциональными, и наоборот.

▪ Если речь вялая, пусть она станет напористой, и наоборот.

▪ Если с вашими воспоминаниями о той ситуации связано ощущение холода, замените его на тепло, и наоборот.

▪ Вместо напряжения представьте себе расслабленность, или наоборот (если это была вялая расслабленность, представьте себя в тонусе).

▪ Чувство жесткости поменяйте на мягкость, и наоборот.

▪ Вкус и запах, если они были, поменяйте на противоположные, или вовсе «отмените» их.


Затем представьте, что весь этот «фильм» вы прокручиваете в обратном направлении: идете от конца ситуации к ее началу. После представьте, что экран становится полностью темным, а затем белым. В зале зажигается свет. Фильм окончен.

Вы выходите из кинозала с чувством, что этот эпизод – в прошлом, и можно о нем забыть.

Переконтекстуализация: способ получить позитивный опыт вместо негативного переживания

Вы заметили, что, выполняя предыдущее упражнение, вы просто разрушаете негативное переживание? «Пересняв» фильм, изменив все образы и сигналы, вы трансформируете переживание таким образом, что оно теряет весь свой смысл, и больше не может воздействовать на вас. Вы полностью свободны от этого прошлого.


Но довольно часто бывает полезно не разрушать полностью прошлый негативный опыт, а извлечь из него нечто позитивное.


Вспомним еще раз, что все определяется не столько самим опытом, сколько нашим восприятием. Допустим, с вами случилось нечто неприятное, и вы считаете, что потерпели поражение. А что если изменить восприятие – начать считать, что эта неприятность была лишь ступенью на пути к победе?

В мире нет ни одного события, которое было бы только черным или только белым. Какую бы ситуацию мы ни взяли, мы можем ее интерпретировать по-разному. Мы можем сказать: «Все плохо, хуже не бывает!», а можем дать другую оценку: «Что бы ни происходило, все к лучшему!»

Некоторые люди считают, что это самообман – в плохом пытаться увидеть хорошее. Но на самом деле никакого самообмана нет. Потому что не существует точной объективной оценки ни одного события и явления.


Никто не знает, какое оно на самом деле! Все лишь таково, каким является в нашем восприятии.


Если мы говорим «Все плохо!» – мы посылаем в свой мозг соответствующий сигнал: беда, тревога, надо спасаться! Если же мы говорим «Все к лучшему!» – наш мозг обрабатывает этот сигнал, и начинает искать, а главное, и находить эти лучшие возможности.

И то, что казалось плохим, перестанет казаться концом света. Мы не будем больше относиться к этому как к поражению – ведь в нашем восприятии это событие изменит свой смысл. А произойдет это благодаря тому, что мы поместили событие в другой контекст, или совершили переконтекстуализацию.

Контекст – смысл любого события или явления, как он воспринимается нами посредством репрезентативных систем.

Переконтекстуализация – изменение контекста, позволяющее негативный опыт превратить в позитивный.

Если мы какое-то событие воспринимаем в контексте наших неудач – то и оно само кажется неудачей. А если мы помещаем его в контекст побед и успехов – смысл кардинально меняется!


Мы от этого выигрываем, так как перестаем страдать и печалиться из-за прошлого неудачного опыта – а начинаем относиться к нему позитивно, учитывая положительный результат, к которому он привел нас.

Изменить контекст можно двумя способами.

● поместить прошлый опыт, кажущийся негативным, в другую ситуацию, где он станет позитивным (не меняя сам опыт, меняете ситуацию);

изменить значение прошлого негативного опыта (не меняя ситуацию, меняете опыт).


Рассмотрим каждый способ подробнее.

В первом случае самая типичная ситуация отображена в сказке о гадком утенке. Те качества, которые казались недостатками в одной компании, в другой обернулись достоинствами.

Во втором случае ситуацию можно описать словами: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». То, что казалось несчастьем, вдруг обретает новый, позитивный смысл.

Какой способ переконтекстуализации выбрать – зависит от той конкретной ситуации, восприятие которой вы хотели бы изменить. Иногда бывает проще поместить прошлый опыт в новую обстановку, а иногда лучше работает изменение смысла самого опыта. В каждом конкретном случае вы должны решить самостоятельно, что вам больше подойдет.


Помните, что недостаток всегда может обернуться достоинством, а потеря – приобретением. Потеряв что-то, или потерпев неудачу, вы всегда можете отнестись к этому как к испытанию, тренировке вашей силы, терпения, способности не сдаваться ни при каких обстоятельствах!


А еще не забывайте, что процесс изменения восприятия – это творчество. Иногда очень полезно бывает немножко отойти от привычной реальности, включить фантазию и воображение, и совместить ваш опыт с какими-нибудь фантастическими или сказочными обстоятельствами.

Представьте, например, что какое-то ваше свойство, которое вы считаете недостатком, на другой, сказочной планете, является высшим достоинством, и вы получаете за него награды и почести. Или, как тоже бывает в сказках, вы потеряли что-то, а эта потеря обернулась очень большим новым приобретением: например, отказались от богатства, а за это были награждены волшебным свойством исполнять свои и чужие желания, или превращать в золото все, к чему вы прикасаетесь.


Не бойтесь, что подобная переконтекстуализация будет нереалистичной! Мы ведь имеем дело не с реальным миром, а лишь со своим восприятием. Значит, нам важно изменить восприятие, и здесь хорошо все то, что работает,  – богатое воображение, способное все что угодно превратить в сказку, в первую очередь!


Что вы выиграете от такой игры? Вы выиграете возможность выйти из состояния печали, перестать страдать и расстраиваться из-за прошлого негативного опыта – и увидеть путь, который от этого опыта поведет вас вовсе не к новым неудачам, а к победе и успеху, а также найти силы, чтобы двигаться по этому пути.

Задание. Измените контекст события с негативного на позитивный

Войдите в ресурсное состояние, проникнитесь ощущением собственной силы и уверенности.

Вспомните какую-то ситуацию из прошлого, восприятие которой вы хотели бы изменить. Например, кто-то критиковал вас за недостатки, или вы что-то потеряли.

Воспроизведите в памяти все визуальные, аудиальные, кинестические сигналы, которые вы получали в этой ситуации. Затем измените их так, чтобы картина была яркой, праздничной. Представьте, например, что вы стоите на сцене, которая украшена цветочными гирляндами и разноцветными воздушными шарами, играет бодрая торжественная музыка, у людей вокруг вас радостные, счастливые лица. Грустные, серьезные или суровые голоса замените на веселые, бодрые. Представьте, что вас все поздравляют, хвалят, благодарят!

Если в голове все же крутится чья-то критическая речь, обидные слова, перед глазами стоят суровые лица ваших обидчиков – мысленно прокрутите их речи на большой скорости, чтобы голоса у них стали как у персонажей мультфильмов. Сделайте их мимику ускоренной, или резкой, утрированной, как у клоуна. Все в вашей власти, вы можете менять контекст ситуации как угодно. В конечном итоге вы можете заметить, что смеетесь над тем, что еще недавно казалось печальным.

Чтобы закрепить успех, диссоциируйтесь от образа, и прокрутите ваш новый «фильм» еще раз, теперь уже наблюдая за ним как зритель.

Убеждения, отражающие все богатство реальности,  – фундамент вашего счастливого будущего

Пять шагов к новым убеждениям

Наше восприятие визуальных, аудиальных, кинестических сигналов, идущих от внешнего мира – это то, что может ограничивать нас, лишать множества возможностей, но, это также и то, с помощью чего мы можем расширять свои возможности и обретать новые перспективы.

В предыдущих главах мы рассмотрели, как можно менять свое восприятие, и тем самым обретать новые ресурсы для позитивных изменений в жизни. Теперь нам предстоит рассмотреть еще один важнейший фактор, с помощью которого мы формируем свой собственный мир – это наша речь.

Это понятие включает и наши мысли, убеждения, установки – все то, что мы говорим сами себе, все умозаключения и выводы относительно себя и мира, все наши словесные интерпретации происходящих с нами и вокруг нас событий.

Речь наряду со зрительным, слуховым, кинестическим восприятием формирует нашу индивидуальную картину мира.


Наш мир – это, собственно, и есть то, что мы видим, слышим, ощущаем, думаем и говорим!


Все, что остается за пределами нашего зрения, слуха, ощущений, слов и мыслей, по сути, для нас не существует. Но это не означает, что за этими пределами ничего нет! Мир огромен и разнообразен, он готов одарить нас множеством возможностей. Но мы не видим этих возможностей, если они лежат за теми рамками, которые мы задали себе сами своим восприятием и своей речью – убеждениями, словами, мыслями.

К счастью, эти рамки в любой момент можно расширить! Меняя свое зрительное, слуховое, кинестическое восприятие, мы уже делаем это. Теперь приступим к расширению своего взгляда на мир – и обнаружению в нем новых для себя возможностей – посредством снятия ограничений, которые мы сами налагаем на себя своей речью.

Сначала давайте осознаем тот факт, что своей речью (мыслями, словами, убеждениями) мы в самом деле ограничиваем себя. Чаще всего нам кажется, что наша речь отражает объективную реальность. Мы не видим, что налагаем на себя ограничения.

Если мы говорим: «Эта ситуация безнадежна», то уверены, что так оно и есть, что это реальное положение дел. И не задумываемся, что самой постановкой вопроса даже не даем себе права хотя бы задуматься о возможных путях выхода. А ведь выход иногда чудесным образом обнаруживается даже в самых безвыходных с виду ситуациях – если только мы даем себе шанс найти его, подойдя к решению вопроса с какой-нибудь неожиданной стороны.


Не бойтесь признаться себе: все, что вы говорите и думаете, так или иначе ограничивает вас!


Такое происходит не только с вами, а со всеми людьми без исключения. Сама природа человеческой речи такова, что она вносит неизбежные ограничения в восприятие. Но часть этих ограничений мы можем преодолеть – или хотя бы расширить те рамки, в которые ставим себя сами, следуя заведомо ограничивающим нас убеждениям.

Выявить, какие именно убеждения мешают вам жить так, как вы хотите, ограничивают вас, можно следующим способом: задумайтесь о том, что бы вы хотели в жизни получать, но не получаете, и ответьте себе на вопрос, а что же, собственно, мешает вам это получить.

Перечислите как можно больше (не менее десяти) причин и объяснений для ваших неудач, неисполненных желаний, недостигнутых вершин.

У вас может получиться, к примеру, следующее:

● Без связей и денег ничего не достичь.

● Такие как я успеха не достигают.

● Для успеха нужно было родиться в другой семье (в другой стране, в другом городе, и т. д.).

● У меня недостаточно способностей.

● У меня не хватает силы и здоровья.

● Мне никто не помогает.

● У меня слишком много дел и забот.

● У меня мало времени.

● Мне не дают развернуться.

● Все вокруг создают мне препоны.

(Пожалуйста, не копируйте этот список – создайте свой!)


Теперь, когда перед вами список ваших ограничивающих убеждений, вы начали осознавать их, а значит, сделали первый шаг к позитивным изменениям.

Перечитайте список еще раз, и попробуйте осознать: каждое из названных вами убеждений отражает только какую-то часть реальности – причем часть очень ограниченную. Эти убеждения вовсе не отражают полной и развернутой картины вашей жизни!

Задумайтесь теперь над каждой фразой в отдельности. Перечитав, проверьте себя: вы уверены, что это – правда? Что эти препятствия в самом деле столь сильны, что способны помешать вам жить так, как вы хотите? А что если попробовать взглянуть на эти причины как-то иначе, с другой стороны? А что если представить себе, что вы все-таки смогли каким-то образом их преодолеть?

Подвергайте сомнению ваши ограничивающие убеждения! Так вы сделаете второй шаг к выходу из ограничений, а значит, к более широкой и обнадеживающей картине мира, в которой вас ждут новые перспективы, еще недавно казавшиеся невозможными.

Чтобы сделать третий шаг, попробуйте покритиковать эти убеждения. Возразите им и приведите контрдоводы!

Затем, когда вы уже достаточно «раскачаете» свои убеждения сомнениями и критикой, можно приступить к четвертому шагу: подумать, какие убеждения были бы более продуктивны в этой ситуации. Какие убеждения вы хотели бы иметь, чтобы быть более успешным и довольным жизнью, чем сейчас?

Пятый шаг: представьте, что вы уже обладаете этими убеждениями! Примерьте их на себя. Подумайте, как бы вы себя вели, как действовали, если бы они у вас в самом деле были. Приучите себя к подобным убеждениям и действиям сначала в воображении – и очень скоро они станут для вас привычными и в реальности.


А вслед за новыми убеждениями всегда начинается новая жизнь – это факт, многократно проверенный на практике!

Задание. Сделайте пять шагов к новым убеждениям

1. Запишите на листе бумаги все те причины, которые, как вам кажется, не позволяют вам достигать своих целей и жить так, как вы хотите.

2. Прочитайте первое убеждение в вашем списке, и задайте себе вопросы: «Так ли оно на самом деле?», «Я уверен, что это правда?», «Почему, собственно, я так решил?», и т. п.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги