Книга Увлекательная психология - читать онлайн бесплатно, автор Елена Владимировна Селезнева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Увлекательная психология
Увлекательная психология
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Увлекательная психология

Осязание – это кожное ощущение, которое всегда требует активности человека. Только двигающаяся, работающая рука «испытывает» осязательные ощущения. Особенно важно осязание для незрячих людей. Развитое осязание помогает им познавать окружающий мир; с помощью осязания они имеют возможность читать книги. Для слепых создана специальная азбука, которая по фамилии своего создателя называется азбукой Брайля. Все буквы этой азбуки представляют собой определенные сочетания точек, напечатанных на плотной бумаге выпуклым шрифтом. Слепой человек читает пальцами.

Язык помогает точно определить вкус и делает это очень умело: человек ощущает присутствие одной чайной ложки сахара в восьми литрах воды. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, края языка – к кислому, а основание языка – к горькому вкусу. Место, наиболее чувствительное к соленому вкусу, не определено. Эти четыре основных вкуса создают великое разнообразие оттенков (точно так же, как три основных цвета создают разнообразие цветов). А сами находятся между собой в очень сложных отношениях. Иногда они заглушают друг друга, а иногда, наоборот, усиливают. Если надо сделать слаще сахарную воду, лучше всего добавить в стакан не лишнюю ложку сахара, а несколько крупинок соли. Вкусовые ощущения достигают высокой степени совершенства у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.


Определение зачеркнутых предметов


Обонятельные ощущения так же тонки, как и вкусовые. Хороший нос способен ощутить присутствие одной капли духов в помещении, состоящем из шести комнат площадью до ста квадратных метров. Орган обоняния – верхняя часть слизистой оболочки носовой полости. Площадь ее поверхности 5 квадратных сантиметров. Когда пахучие вещества попадают на эту поверхность, то человек не только точно определяет запах, но и ощущает изменения в своем настроении. Надо заметить, что ощущения вообще очень сильно влияют на наши чувства. Плохое настроение легче всего исправить вкусной едой, хорошей музыкой или красивым видом из окна.

Сигналы, поступающие от внутренних органов нашего тела, мы осознаем, только если тот или иной орган заболит. В то же время наш мозг непрерывно получает от внутренних органов сведения о температуре нашего тела, химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и о многом другом.

Кроме того, человек обладает несколькими видами ощущений, которые несут информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение.

Есть, правда, виды энергии, иногда жизненно значимые, которые люди в виде ощущений не воспринимают. Мы не чувствительны, например, к радиации, хотя ее повышение сверх определенного уровня грозит нам болезнями и смертью. Люди не ощущают небольшие колебания давления воздуха, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, которые находятся за пределами диапазона нашей чувствительности.

Надо сказать и вот о чем. Наши органы чувств устроены так, что реагируют на определенные сигналы окружающего мира. Но иногда на какой-нибудь из органов чувств воздействует «чужой» сигнал, а этот орган отвечает так, как если бы сигнал был «своим». Например, во время эксперимента исследователь прикасался к органам ощущения холода горячим острием, но участник опыта ощущал холод. То же происходило, когда холодным предметом прикасались к органам ощущения тепла: у участника опыта возникало ощущение тепла. Известный психолог С.Л. Рубинштейн (1889–1960) вспоминал: «Я шел как-то, задумавшись, по улице. В руках у меня был сверток; я держал его за натянутую бечевку, которой он был перевязан. Погруженный в размышления, я и не видел, и не слыхал того, что происходило вокруг. Вдруг я рукой воспринял отчаянный гудок автомобиля, находящегося уже почти вплотную около меня. Собственно слуховое впечатление от гудка я осознал уже после того, как воспринял его рукой в виде вибраций. Первоначально я услышал гудок автомобиля в вибрирующей руке».

Исследуем осязание

Попроси у мамы картон, мех, лоскутки ткани; возьми клей, ножницы. Вырежи из картона десять полосок размером 5 на 10 сантиметров. На одной стороне каждой полоски напиши ее порядковый номер от 1 до 10.

На полоску № 1 наклей кусочек меха. На полоску № 2 – наждачную бумагу. К полоске № 3 приклей байку или фланель. На полоску № 4 накапай расплавленный воск со свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли. К полоске № 5 приклей зигзагом кусок веревки. Поперек полоски № 6 наклей целые палочки, а на полоску № 7 приклей в беспорядке разломанные палочки. К полоске № 8 приклей фольгу или клеенку, чтобы она была абсолютно гладкой. На полоску № 9 наклей бархат, замшу, бархатную бумагу. А на полоску № 10 приклей рубчатую ткань – вельвет, например.

Вот какие эксперименты можно ставить с этими полосками.

Эксперимент 1. Разложи полоски по порядку от 1 до 10 номером книзу. Закрой глаза и тщательно, не торопясь ощупай поверхность каждой полоски. Постарайся запомнить, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаза. И потом, по-прежнему с закрытыми глазами, попробуй разложить полоски в первоначальном порядке. Открой глаза и проверь, все ли ты сделал правильно. Если не получилось с первого раза, тренируйся (но не подглядывай).

Эксперимент 2. Попробуй, с закрытыми глазами ощупывая полоски, представлять, что напоминает тебе поверхность каждой из них. Например, полоска № 1 похожа на кошку, шубу, травяной газон. А полоска № 4 может напомнить тебе кочки на болоте или капли варенья. Постарайся не просто сравнить полоску с каким-нибудь предметом, а как можно ярче представить этот предмет.

Эксперимент 3 похож на эксперимент 2. Только теперь представляй, что каждая полоска – это кто-нибудь из твоих знакомых взрослых и детей. Полоска может напоминать тебе характер, голос, внешность или привычки твоих знакомых.

Эксперимент 4. Разложи теперь полоски в произвольном порядке. Снова закрой глаза. Ощупывая последовательно полоски, постарайся сочинить рассказ или киносценарий, главным героем которого будешь ты сам.

Эксперимент 5. Попробуй определить, какие из полосок на ощупь тебе нравятся больше, а какие – меньше. Некоторые могут быть для тебя просто неприятны. Разложи полоски от самой неприятной к самой приятной. Когда у тебя будет плохое настроение, разложи полоски в этом порядке, потрогай каждую по очереди, и ты почувствуешь, как твое плохое настроение исчезает. Если полосок нет под рукой, можешь представить их и проделать то же самое в воображении.

«Все впечатленья бытия»

Отдельные ощущения как бы привязаны к определенным органам чувств. Прикоснись ладонью к снегу – и ты сразу ощутишь холод. Но когда несколько органов чувств начинают работать вместе, скоординированно, в нашем сознании возникает целостный образ предмета или явления. Человек касается рукой снега, видит его сверкающую белизну, слышит его хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий запах свежего снега. И говорит себе: «Это – снег. Это – зима». От ощущения он «поднимается» к восприятию. Надо сказать вот о чем: ощущение не требует от человека никакой активности. Оно «срабатывает» само по себе: даже спящий человек ощутит холод, и запах как бы сам проникнет в нос. А восприятие активно. Это выражается даже в словах. Для ощущений мы выбираем слова «видит», «слышит». Для восприятия нужны совершенно другие слова: «смотрит», «всматривается», «рассматривает», «слушает», «вслушивается», «прислушивается»…



В зависимости от того, какой орган чувств при восприятии работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное восприятие.

Человек способен воспринимать предметы как целостные по отдельным их элементам. Как бы не изменялись условия, мы способны воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, размеру. Кроме того, когда мы воспринимаем какой-нибудь предмет, мы сразу же обозначаем его словом-понятием, относим к определенному классу и ищем признаки, свойственные всем предметам этого класса.


Определение предметов, наложенных друг на друга


Способность к восприятию активно развивается в профессии. В Древнем Риме, в мозаичной мастерской, мастера могли различать более 20 тысяч оттенков цветов. Современные специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета, хотя для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяет ее температуру и количество примесей. Летчики и авиатехники по звуку определяют частоту вращения двигателя. Самые опытные из них свободно отличают 1300 оборотов в минуту от 1340 оборотов в минуту, а нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Можно ли не приметить слона?

Восприятие как целостный образ предметов и явлений окружающего мира формируется у человека и других живых существ, только если они активно двигаются. Психологи доказали это с помощью различных экспериментов. Вот один из них.

Новорожденные котята содержались в тем-ноте, а на свету находились только в специальном станке. Этот станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят, каждая из которых могла двигаться вокруг трех осей: главной оси карусели, вертикальной и горизонтальной осей корзины. Для одного котенка в корзине были сделаны отверстия, в которые он просовывал лапки. Другой не мог производить никаких движений и перемещался пассивно – его возил первый. При этом обе корзины совершали одинаковые движения, поэтому зрительные впечатления котята получали одновременно и одинаковые. Однако позже выяснилось, что котенок, который не мог двигаться, так и не научился различать форму предметов, а у активного котенка никаких нарушений в зрительных восприятиях не было.



Влияние активного движения на формирование восприятия


Такие же результаты были получены в опытах с новорожденными шимпанзе. Детенышей шимпанзе содержали в полной темноте, но ежедневно воздействовали на них рассеянным светом в течение 90 минут, не давая при этом двигаться. За семь месяцев обезьяны так и не научились узнавать даже бутылку, из которой их кормили. Через три с половиной месяца после того, как животных выпустили из темной комнаты, только одна обезьяна смогла отличить горизонтальные полосы от вертикальных.



Не менее важно и движение глаз. Психологи установили, что человек осматривает окружающие его предметы не по случайной траектории. Он как бы планомерно и последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры. Каждый человек понимает разницу между глаголами «смотреть» и «видеть»: можно смотреть, но при этом не видеть.


Закономерности в движениях глаз при осмотре объекта. Слева: фотография скульптурного портрета Нефертити; справа – траектория движения глаз при ее осмотре


Когда слепорожденные дети в 12–14 лет после операции становятся зрячими, видимый мир вначале лишен для них всякого смысла. Знакомые предметы они узнают по-прежнему лишь на ощупь. Даже различие между квадратом и шестиугольником эти дети определяют путем напряженного подсчета количества углов, которые они нащупывают рукой, а петуха они путают с лошадью по той причине, что у обоих имеется хвост. Только после длительной тренировки у них развивается способность зрительно узнавать предметы.

Конечно, очень важно уметь видеть. Но больше всего помогает нам правильно воспринимать окружающий мир наша целенаправленная активность.

Психологи разработали специальные искажающие очки. Такие очки могут менять местами правую и левую или верхнюю и нижнюю части зрительного образа. При этом одна из частей может сжиматься, а другая расширяться. У человека, который наденет такие очки, исказится наблюдаемая им картина окружающего мира. Если участников опыта лишали возможности обслуживать самих себя, не позволяли ходить, читать, писать, то они продолжали видеть мир искаженным, например, перевернутым. Но если участник опыта активно действовал, то через некоторое время, несмотря на очки, у него восстанавливалась неискаженная картина мира. Один из участников таких опытов через шесть дней после того, как надел искажающие очки, был способен кататься на лыжах.

А сколько информации человеку надо, чтобы правильно воспринимать окружающий мир? И что происходит, когда информации недостает?

Чтобы ответить на эти вопросы, ученые проводили самые разные опыты.

Нормального, физически здорового человека для снижения кожной чувствительности помещали в теплую ванну, для уменьшения зрительной информации надевали на него светонепроницаемые очки, чтобы исключить слуховые впечатления, помещали в звукоизолированное помещение. Оказалось, что в таких условиях человек испытывает большие трудности в управлении своими мыслями и представлениями, перестает ориентироваться в строении собственного тела, у не-го начинаются галлюцинации и кошмары.

Так один известный исследователь пещер, спелеолог, после того, как в одиночестве два месяца провел в пещере, где абсолютно не было света, целый месяц не различал зеленый и синий цвета.

Участники антарктических экспедиций, которые работают в условиях крайне однородной в зрительном отношении среды, склонны переоценивать размеры предметов и недооценивать расстояния до них. Кроме того, у них изменяется восприятие скорости движения.

А вот у космонавтов в состоянии невесомости, хотя и возникают ошибки в оценке расстояния, и изменяется восприятие положения собственного тела в пространстве, разрешающая способность зрения увеличивается. Один из американских космонавтов записал в бортжурнале, что, пролетая над Тибетом, он невооруженным глазом видел дома и другие постройки на Земле. Однако подсчеты показывают, что в норме человеческий глаз не может видеть предметы с такой высоты. Поэтому сначала решили, что у космонавта начались галлюцинации. Однако позже подобные сообщения делали и другие космонавты. Например, В.И. Севастьянов рассказывал, что в первые дни полета он различал мало объектов на Земле. Позднее стал различать суда в океане, потом суда у причала, затем поезда. В конце полета он различал приусадебные участки и постройки на них.



Конечно, это все происходит в необычных условиях, с необычными людьми. Но и с каждым человеком может случиться много необычного. Особенно часто это происходит с восприятием времени.

Если попробовать посидеть один час без дела, не двигаясь, не читая, не слушая музыку, не глядя на экран телевизора, то этот час покажется бесконечным. И наоборот: час, заполненный интересными событиями, пролетает, как одна минута. А вот если попробовать вспомнить какое-нибудь интересное событие из прошлого, выяснится удивительная вещь. Час, заполненный событиями, в нашем настоящем пролетает быстрее «пустого» часа. А в воспоминании полный событиями час длиннее «пустого».

Какого цвета эта мелодия?

У некоторых людей восприятие неразделимо. Каждый образ окружающего мира они воспринимают как единое целое. Такое слияние образов называется синестезия.

У композиторов Н.А. Римского-Корсакова (1844–1908), А.Н. Скрябина (1872–1915), Н.К. Чюрлёниса (1875–1911) зрение было неразрывно связано со слухом. Н.А. Римский-Корсаков видел «ми-мажор» синим, «ми-минор» сиреневым, «фа-минор» серовато-зеленым, «ля-мажор» розовым. Тембр флейты для него в низком регистре был матовым, а в высоком – блестящим; гобой звучал в низком регистре дико, а в высоком – сухо; кларнет был звенящим, но угрюмым в низком регистре, и становился резким в высоком; фагот, соответственно, – грозным и напряженным.

У А.Н. Скрябина звук порождал переживания не только цвета, но и света, вкуса и даже прикосновения.

Ты можешь провести маленький опыт. Прочти список слов, которые не имеют смысла. Поставь знак «плюс» словам, которые вызывают у тебя положительные чувства, и знак «минус» словам, которые вызывают отрицательные чувства. Или представь животных, которые могут носить такие имена. Какие из этих животных будут злыми, а какие – добрыми?



Ученые считают, что основа синестезии – в тесных подсознательных связях образов с эмоциями. Зрительное восприятие блестящего или температурное восприятие теплого увязывается в подсознании с положительными чувствами. Поэтому мы говорим о «блестящих» способностях или «теплом» взгляде; радуемся, когда встреча с кем-либо проходит в «теплой» обстановке. А вот в жарких странах, в Индии, например, положительные чувства вызывает прохлада. Поэтому индийцы о переговорах, которые проходят в доброжелательной атмосфере, говорят как о переговорах в «прохладной» обстановке.

«Глазки-глазки, что вы видели?»

Надо сказать, что восприятие мира и предметов, составляющих этот мир, во многом зависит от опыта человека, его интеллектуальных способностей, интересов, потребностей.

Есть такое понятие в психологии – установка. Это – ожидание определенного события. В одном эксперименте группе людей предложили прослушать сильно зашумленную запись беседы, в которой участвовали два человека. После первого прослушивания записи слушатели ничего не поняли. Тогда им сообщили, что обсуждается вопрос о заказе нового костюма: о портных, ценах, фасоне. Запись была проиграна вторично. И оказалось, что большинство слушателей теперь в состоянии проследить за всем разговором. Слова как бы «всплыли наружу».

Проделай и ты подобный опыт. Только не со слуховым, а со зрительным восприятием. Посмотри на рисунок и попробуй определить, что на нем изображено. Запиши свою версию. А теперь загляни в ответы на стр. 232: там написано, что же на самом деле здесь нарисовано. Посмотри теперь снова на рисунок: имея определенную установку, ты видишь его совсем по-другому.


Фигуры, показывающие влияние установки на формирование образа


У человека выстраивается особая система ожидания на основании знакомства с ситуацией. Впечатления от повторяющихся событий формируют состояние внутренней готовности к тому, что каждый вновь встречающийся предмет надо воспринимать определенным образом. В кино известен эффект Кулешова. Режиссер отснял известного в начале двадцатого века артиста немого кино Мозжухина с нейтральным выражением лица и смонтировал крупным планом снятое лицо с гробом, тарелкой супа на столе, играющим ребенком. Зрители по-разному оценивали мимику и душевное состояние человека в последующем кадре в зависимости от предыдущего.

Установка облегчает восприятие, но может привести и к ошибкам.

Посмотри на нижний рисунок. Если рассматривать изображения в верхнем ряду, двигаясь слева направо, то последнее воспринимается как фигура сидящей женщины. Если рассматривать изображения во втором ряду в том же порядке, то последнее воспринимается уже как лицо мужчины.


Влияние установки на восприятие и узнавание


Человек склонен воспринимать окружающий мир и даже будущие события избирательно, в соответствии с наибольшими своими интересами, с самыми сильными своими желаниями. В одном из экспериментов детей просили нарисовать Деда Мороза в разные дни декабря: 5, 21 и 31-го. Чем ближе был праздник, тем больше места занимал Дед Мороз на листке бумаги и тем больше раздувался его мешок с подарками.

А когда в другом исследовании сравнивали размеры монет и картонных кружков, то размеры монет казались участникам опыта вне зависимости от их возраста больше (хотя на самом деле монеты и картонные кружки были одинаковыми по размеру), при этом размеры монет увеличивались с увеличением их достоинства.

Сказка по случаю

Есть такой французский писатель – Кристиан Пино. А у него есть сказка, которая называется «Сын принца-консорта». Принц-консорт – это муж правящей королевы. Например, у нынешней королевы Великобритании Елизаветы II муж носит титул принца-консорта. Но в сказке Кристиана Пино речь пойдет о совершенно другом королевстве.

Так вот, сын принца-консорта, принц Клодомир, был красивым, храбрым, великодушным и умным двадцатидвухлетним юношей. Послы соседних королевств привозили ему портреты самых прекрасных принцесс на выданье. Но принц не собирался жениться, пока однажды кто-то из его гостей не рассказал о прекраснейшей в мире принцессе, которая была достойна Клодомира.



Но когда Клодомир захотел узнать, где живет эта принцесса, оказалось, что она недоступна ни для одного человека в мире: ее охраняют всякие чудовища, и тот, кто хочет добиться ее руки, должен пройти три опасных испытания (впрочем, что это за испытания, никто не знал, ведь никто из тех, кто отправился на поиски принцессы, назад не вернулся).

Конечно, на следующий день Клодомир отправился на поиски принцессы. В дороге он встретил заклинателя змей, игрока в кости и продавца очков, и они решили сопровождать принца и помочь ему завоевать сердце принцессы.

Друзья справились с чудовищной гидрой и великаном-людоедом, которые охраняли принцессу; никто не пострадал, а кто из спутников и каким способом с ними справился – неважно. Главное – то, что случится дальше.

Итак, принц и продавец очков достигли великолепного замка. Правда, когда они вошли в него, им показалось, что замок безлюден.

Наконец в одном из залов они обнаружили в вазе свежие цветы и убедились, что в замке есть кто-то живой.

Сердце у принца колотилось так, что, казалось, грудь вот-вот разорвется. Развязка приближалась, через несколько мгновений он будет просить руки недоступной принцессы. Вдруг он обнаружил, что продавец очков куда-то исчез, но не успел принц отправиться на его поиски, как тот уже вновь стоял перед ним, очень бледный и очень взволнованный.

– Мессир, сказал он, – недоступная принцесса находится в соседней комнате, но атмосфера там настолько необычная, что я опасаюсь за ваше зрение.

– За мое зрение? – удивился Клодомир.

– Да, именно за ваше зрение. Я прошу вас, наденьте эти очки, стекла их, моего собственного изготовления, предохранят вас от всякой опасности.

Клодомир хотел было отказаться, но его товарищ так настаивал, что он в конце концов согласился.

Они вошли в соседнюю комнату.

Принц упал на колени – перед ним была самая прекрасная принцесса, какую только может представить себе воображение. Ее красота была совершенна: никакой эпитет не мог передать прелести ее глаз, ее улыбка была пленительна и полна необычайной скромности, а робкие слова придали ей в глазах принца еще больше очарования.

– Встаньте, ваше высочество. Я не привыкла к такому поклонению и боюсь, что вы заставите меня покраснеть. Меня зовут Филозель, и я всего только бедная принцесса.

– Вы самая прекрасная, самая божественная принцесса на свете! Филозель, я хочу, чтобы вы стали моей женой. Позвольте мне увести вас отсюда, не теряя ни минуты.

– Вы хотите взять меня в жены? – переспросила принцесса.

Клодомир не понял, почему в ее голосе звучало такое удивление. Он с жаром воскликнул:

– Я не женюсь ни на ком, кроме вас!

Филозель подошла к маленькому комоду розового дерева, открыла ящик и вытащила оттуда крошечный флакон.

– Принц, – сказала она, – поклянитесь на эликсире, который содержится в этом флаконе, что вы действительно хотите взять меня в жены такой, какой вы меня сейчас видите.

– Клянусь на этом эликсире, – ответил Клодомир без колебания.

Тогда Филозель поднесла флакон с волшебным эликсиром к губам и выпила его.