Явление 3
Борис с Варварой обсуждают последние новости – приехал Тихон. Варвара опасается, что Катерина может признаться мужу в своей измене.
Явление 4
Появляются Кабаниха, Тихон, Катерина и Кулигин. Варвара успокаивает Катерину, которая считает, что гроза – кара Божья – должна обрушиться на неё.
Заметив Бориса, Катерина пугается ещё больше. Когда Кабаниха замечает, что, если бы душа была чиста, страху такого бы не было, Тихон в шутку призывает Катерину покаяться.
В это время Кулигин «выходит на середину, обращаясь к толпе»: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!.. У вас всё гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ!..» Уходит вместе с Борисом.
Явление 5
Люди обсуждают, что гроза даром не пройдет и что обязательно кого-нибудь убьёт. Катерина говорит мужу, что знает, «кого убьёт», просит за неё молиться.
Явление 6
Появляется сумасшедшая барыня с двумя лакеями. Обращаясь к Катерине, она кричит, что Божья кара все равно настигнет её, что её красота гибельна. Катерина видит на стене изображение геенны огненной и не выдерживает – кается перед родными в своём грехе и падает без чувств на руки мужа. Кабанова обращается к Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!».
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
Явление 1
Кулигин сидит на лавочке, появляется Тихон и рассказывает, что ездил в Москву, всю дорогу пил, а про дом ни разу не вспомнил. Жалуется на Катерину, говорит, что ее убить мало, надо, как советует маменька, живой в землю закопать, признаётся, что побил ее немного по приказу матери, но ему «жаль… смотреть-то на неё… Маменька её поедом ест, а она как тень ходит, безответная. Только плачет, да тает как воск.»
Кулигин советует Тихону простить жену и не вспоминать никогда про измену. Тихон готов простить, но боится матери. Он с удовлетворением сообщает, что Дикой отсылает Бориса в Сибирь на три года как будто бы по делам, но страдания Бориса вызывают у него сочувствие. Кулигин замечает, что врагов нужно уметь прощать. Тихон рассказывает, что Варвара убежала из дома с Кудряшом, так как маменька стала её на замок запирать. Появляется Глаша, говорит, что Катерина куда-то пропала. Тихон уходит, но домой ему идти совсем не хочется.
Явление 2
Появляется Катерина. Она хочет увидеть Бориса, чтобы проститься с ним. Сожалеет, что что «ввела его и себя в беду», что ей было бы легче, если бы её казнили. «Ах, как мне по нем скучно! Уж коли не увижу я тебя, так хоть услышь ты меня издали! Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску! Батюшки, скучно мне, скучно! Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Появляется Борис.
Явление 3
Борис сообщает, что дядя отправляет его в Сибирь, Катерина плачет у него на груди, просит взять её с собой, говорит, что свекровь мучает её, муж пьёт, он то ласков, то сердит, но постыл ей и его ласки хуже побоев. Борис говорит, что не может взять ее с собой, не в его это воле. Катерина просит его в дороге подавать нищим, чтобы они молились за её грешную душу. Борису тяжело расставаться с Катериной, он подозревает, что его любимая задумала что-то плохое. Уходит, мучаясь дурными предчувствиями.
Явление 4
Катерина не знает, куда ей идти: все равно – «что домой, что в могилу. В могиле лучше…» Подходит к берегу Волги, произносит слова прощания.
Явление 5
Появляются Кабаниха, Тихон, Кулигин. Кулигин утверждает, что Катерину видели здесь. Кабаниха настраивает сына против Катерины.
Люди с берега кричат, что женщина в воду бросилась. Кулигин бежит на помощь.
Явление 6
Тихон пытается бежать за Кулигиным, но Кабаниха его не пускает, грозит проклятием. Кулигин с людьми приносят Катерину которая бросилась с высокого берега Волги и разбилась.
Явление 7
Кулигин кладет её тело на землю, со словами: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Тихон винит мать в смерти жены: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» и восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Идейно-художественное своеобразие пьесы
Композиция. Развёрнутая экспозиция, в которую вводятся «второстепенные» персонажи (Кудряш, Шапкин и др.), знакомит с бытом и нравами Калинова, придаёт предельную ясность сюжету. Без этих «ненужных» лиц нельзя понять поступков героини. Сцена кульминации (покаяние Катерины) располагается не в последнем акте, а в середине пьесы. Пятый акт является развязкой действия. Кольцевое построение (высокий берег Волги в начале пьесы и обрыв, с которого бросается Катерина, в финале драмы) служит композиционной завершённости и выражает замысел автора.
Для выражения предельно чёткой авторской позиции драматург «расставляет» персонажей, контрастно противопоставляя отрицательных – положительным. По принципу антитезы раскрываются характеры Катерины и Кабанихи, Катерины и Варвары, Катерины и Тихона, а также Бориса; во многом противопоставлен Катерине и Кулигин.
Особенность конфликта. Действие пьесы определяется развитием социального (противостояние богатых и бедных), семейного (столкновение Катерины со свекровью) и нравственного конфликтов, среди которых наиболее значимым является «внутренний» конфликт между чувствами и долгом в душе Катерины.
Своеобразие жанра пьесы. Авторское определение – драма. Внимание драматурга к изображению быта города Калинова, а Катерины в качестве жертвы семейного гнёта характеризует «Грозу» как семейно-бытовую драму. Вместе с тем внимание к героическому характеру, предрещённость трагической развязки даёт возможность определять пьесу как социальную трагедию.
Символика в названии пьесы (гроза – не только природное явление, но и Божья кара в представлении жителей Калинова, и символ психологического состояния героев – прежде всего Катерины, и главное – столкновение между старыми традициями и новыми веяниями, несущее гибель «темному царству»), а также в подборе имён и фамилий героев (Кабанова, Дикой, Тихон, Катерина (в пер. с греч) – вечно чистая, Варвара – (в пер. с лат.) грубая, жестокая)
«Гроза» в оценке критики
Н. А. Добролюбов, критик, публицист:
…«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…
В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, от которого веет новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели…
Русская жизнь дошла, наконец, до того, что добровольные и почтенные, но слабые и безличные существа не удовлетворяют общественного сознания и признаются никуда не годными. Почувствовалась неотлагательная потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных…
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе…
В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на её живую душу.
(Луч света в темном царстве. 1860)Д. И. Писарев, критик, публицист:
Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да ещё таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой.
…Страстность, нежность и искренность составляют действительно преобладающие свойства в натуре Катерины, …все противоречия и нелепости ее поведения объясняются именно этими свойствами.
…Русская жизнь, в самых глубоких своих недрах, не заключает решительно никаких задатков самостоятельного обновления; в ней лежат только сырые материалы, которые должны быть оплодотворены и переработаны влиянием общечеловеческих идей…
(Мотивы русской драмы. 1864)А. Н. Анастасьев, театровед, критик:
…«Гроза» не стала бы великим трагическим произведением, если бы её действие и исход были замкнуты судьбой героини и воссозданием калиновских нравов… Катерина в «Грозе» потому есть наиболее полное раскрытие русского народного типа, что, по словам Добролюбова, её русский, сильный характер «прежде всего поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам… В образе этой купеческой жены драматург воплотил весь ужас подневольного существования людей в условиях социального гнёта и судьбой героини вызвал к жизни практическую мысль о том, что дальше так существовать невозможно…
…Для понимания трагической природы «Грозы» многое проясняет заглавие пьесы…
Образ грозы столь многозначен, что освещает едва ли не все грани трагической коллизии пьесы… Образ грозы охватывает всё, что произошло в городе Калинове, и вырастает в многомерный поэтический символ. В глазах Катерины – это божья кара, но ведь сама героиня, стихия её любви, её последний шаг, от которого зашатался калиновсикй мир, – это тоже гроза. Молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбой Варвары и Кудряша, осветили темноту светом разума и красоты…
Как и в природе, гроза в драме Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную, живительную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то освежающее и ободряющее чувство, о котором говорил Добролюбов и которое является существенной чертой трагедии…
(«Гроза» Островского. 1975)А. И. Журавлева, литературовед:
Открытие, совершенное Островским в «Грозе», – открытие народного героического характера… Если понимать гибель Катерины как результат столкновения со свекровью, видеть в ней жертву семейного гнета, то масштаб героев, действительно, выглядит мелковато для трагедии. Но если увидеть, что судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох, то трагедийный характер конфликта окажется бесспорным.
(Тысячелетний памятник России. 1995)Вопросы для самопроверки
1. Почему Катерина предпочла смерть жизни?
2. Согласны ли Вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис – тот же Тихон, только образованный?
3. В чем заключается сущность самодурства? Какие герои пьесы олицетворяют это явление?
4. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза».
Темы сочинений
1. Символический смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза».
2. В чем заключается душевная драма Катерины?
3. Какова роль монологов героев в драме «Гроза»? (На примере не менее 3-х монологов)
4. В чём смысл финала драмы А. Н. Островского «Гроза»?
5. Какова роль говорящих имён и фамилий в драме «Гроза»?
Примерный развёрнутый план сочинения по драме А. Н. Островского «Гроза»
Тема: В чём заключается душевная драма Катерины?
I. Вступление
Год создания пьесы – 1859. В «Грозе» отразились впечатления А. Н. Островского от путешествия по Волге в 1856 году в составе экспедиции по изучению быта Поволжья. В пьесе изображен типичный волжский город и его обитатели. Центральный персонаж пьесы – Катерина Кабанова.
II. Основная часть
Судьба и душевная драма Катерины.
1. Жизнь Катерины в родительском доме:
а) отношения с родными;
б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, сны).
2. Черты характера героини:
а) доброта, душевность, впечатлительность;
б) мечтательность, поэтичность;
в) искренность, честность;
г) стремление к свободе;
д) глубина чувств;
е) религиозность.
3. Жизнь Катерины в доме Кабановой:
а) жестокое отношение со стороны Кабанихи;
б) безволие Тихона, непонимание мужем ее стремлений;
в) протест против семейного гнета, стремление к любви и воле.
4. Внутренний конфликт героини. Что привело Катерину к гибели?
III. Заключение
Была ли гибель Катерины напрасной? Почему критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве»?
И. С. Тургенев
(1818–1883)
1818 г. – 28 октября (9 ноября) – И. С. Тургенев родился в городе Орле. Детство провёл в имении матери – Варвары Петровны Лутовиновой, хозяйки 5000 крепостных душ.
1827 г. – переезд семьи в Москву.
1833 г. (сентябрь) – начало учёбы в Московском университете на словесном отделении.
1834 г. (осень) – переезд семьи в Петербург; смерть отца. Учёба в Петербургском университете на филологическом отделении философского факультета (до 1836 г.).
1838 г. – первое печатное стихотворение «Вечер» было опубликовано в журнале «Современник». В мае Тургенев выезжает в Германию. Поступление в Берлинский университет (до мая 1841 г.).
1842 г. – знакомство с В. Г. Белинским.
1843 г. – знакомство с певицей Полиной Виардо, приехавшей на гастроли в Петербург.
1844 г. – знакомство с Н. А. Некрасовым.
1847 г. – в журнале «Современник» напечатан первый рассказ из цикла «Записки охотника» – «Хорь и Калиныч».
1850 г. – смерть матери.
1852 г. – арест и высылка из Петербурга в село Спасское за статью на смерть Н. В. Гоголя (до декабря 1853 г.). Отдельное издание «Записок охотника».
1855 г. – в журнале «Современник» опубликована пьеса «Месяц в деревне».
1856 г. – в «Современнике» опубликован роман «Рудин». В июле Тургенев едет за границу.
1857 г. (июнь) – начало работы над повестью «Ася».
1858 г. – возвращение в Россию.
1859 г. – в «Современнике» опубликован роман «Дворянское гнездо».
1860 г. – в журнале «Русский вестник» напечатан роман «Накануне». Тургенев обращается к Некрасову с просьбой не печатать статью Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день» о романе «Накануне». Разрыв с «Современником».
1867 г. – опубликован в журнале «Русский вестник» роман «Дым».
1877 г. – опубликован в журнале «Вестник Европы» роман «Новь».
1860 г. (сентябрь) – 1861 (июль) – работа над романом «Отцы и дети».
1879 г. (июнь) – в Оксфорде Тургенев получает степень доктора права.
1880 г. (6 июня) – открытие памятника А. С. Пушкину в Москве. 7 июня на заседании Общества любителей российской словесности Тургенев читает свою «Речь о Пушкине».
1882 г. – напечатаны «Стихотворения в прозе».
1883 г. – 22 августа (3 сентября) – умер в Буживале под Парижем
1883 г. – 27 сентября (9 октября) – похоронен на Волковом кладбище Петербурга.
Значение литературной деятельности
И. С. Тургенев в своих романах, повестях и рассказах создал художественную летопись нескольких десятилетий русской жизни, затронул важные вопросы своего времени. Он создал образы героев, активно участвующих в жизненных современных свершениях, запечатлел образ русской женщины в момент ее расцвета, духовного пробуждения, в которой сочеталась тонкая женственность, романтичность, мечтательность с силой характера и самопожертвованием. Всё созданное Тургенева написано тем совершенным языком, которому он дал определение «великий и могучий русский язык».
Творчество писателя отличает острое и благоговейное чувство любви к Родине, родному русскому языку, чуткость к новым явлением в жизни, эстетическое совершенство произведений и нравственная взыскательность.
В. Г. Белинский утверждал, что сила писателя в способности «верно и быстро понять и оценить всякое явление» и переработать этот материал в «картину более живую, говорящую и полную мысли, нежели действительный случай, подавшей ему повод написать эту картину».
Отцы и дети
История создания романа «Отцы и дети»
Над романом И. С. Тургенев начинает работать в 1860 году. «Отцы и дети» напечатаны в журнале «Русский вестник» в 1862 году.
В статье «По поводу «Отцов и детей»» Тургенев писал: «… в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось … то, едва народившееся… которое потом получило название «нигилизма».
Исследователи творчества Тургенева называют другого провинциального врача, соседа писателя по имению, в облике которого было много базаровских черт, – В. И. Якушкина. Он учился в медико-хирургической академии, работал врачом, занимался научной деятельностью, был близок к революционно-демократическому движению 60-х годом.
Итак, первоначальным толчком и материалом для художественного построения образа Базарова послужило «живое лицо». Вместе с тем, Тургенев пользовался и другими источниками, устраняя все случайные черты и отбирая всё типическое. В людях противоположного ему лагеря, которые формировались под влиянием учений лидеров демократического и либерального движения 40-х годов, он видел и признавал силу, талант и ум. Посвящение романа памяти В. Г. Белинского не было для писателя случайным. Резкие высказывания критика о «чистом искусстве», критика аристократизма также послужили для Тургенева материалом для создания образа демократа Базарова.
В образе главного героя сгруппированы черты многих людей, включая и последователей Белинского – революционеров-демократов 60-х годов. Так, А. И. Герцен считал, что черты «задора и раздражительности» появились в Базарове благодаря наблюдениям Тургенева над деятельностью Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, в какой-то степени – Д. И. Писарева, который утверждал, что человека формируют обстоятельства и …положение… в обществе. В 16 главе романа читаем: «… нравственные болезни происходят от дурного воспитания… от безобразного состояния общества… Исправьте общество, и болезней не будет».
Об источниках и прототипах братьев Кирсановых Тургенев писал: «… Н. П. – это я, Огарёв и тысячи других; П. П. – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
Наблюдение за «живым лицом» являлось для писателя первым и необходимым условием создания вымышленного героя, толчком для появления реалистического образа.
Герои романа и их характеристика
Евгений Базаров – студент-медик, примерно 30-ти лет, разночинец. Сын полкового лекаря, увлекается естественными науками. Человек нигилистических убеждений, самоуверенный, резкий, ко многому относящийся скептически и отвергающий любые принципы. Не признает любви, искусства, считая, что все объясняется с научной точки зрения, но сам влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, переживая при этом тяжелый внутренний конфликт. Умирает от заражения крови.
Николай Петрович Кирсанов – дворянин, отец Аркадия, владелец имения Марьино, вдовец 44-х лет. Добрый, милый человек, романтик, любит музыку, поэзию, природу. Очень любит своих сыновей – Аркадия и маленького Митю, рожденного от простой девушки Фенечки, на которой впоследствии женится. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе касающимися сельского хозяйства.
Павел Петрович Кирсанов – дворянин, бывший гвардейский офицер 45-ти лет, старший брат Николая Петровича, дядя Аркадия. Аристократ с изысканными манерами, бывший «светский лев» из Петербурга, гордый, самолюбивый, придерживается либеральных взглядов. Пережив в молодости несчастную любовь к княгине Р., превратился в мизантропа, поселился в имении своего брата Николая. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке.
Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, 23-х лет, сын Николая Петровича, друг Евгения Базарова. Закончил университет. Добрый, мягкий, сентиментальный, любит природу и искусство. Под влиянием Евгения Базарова он принимает его нигилистические взгляды, однако вскоре понимает, что эти взгляды ему чужды, отказывается от нигилизма, и общение с Базаровым на этом прекращается.
Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова, отставной военный лекарь, 61 год. Простой, добрый человек. Продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поговорить и пофилософствовать, в меру образован и просвещен, живет просто и скромно. Безмерно любит сына.
Арина Власьевна – мать Евгения Базарова, дворянка по происхождению, имеет небольшое имение. Очень добрая и неглупая женщина, хорошая и аккуратная хозяйка. Мнительная и набожная, сентиментально-чувствительная, трепетно любит своего Енюшеньку и очень беспокоится за него.
Анна Сергеевна Одинцова – молодая богатая вдова, 28-и лет. Красивая, умная, гордая, независимая. Душевно холодная, никогда никого не любившая, вышедшая замуж по расчету, она больше всего в жизни ценит комфорт и покой, предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Симпатизирует Базарову, но после его признания в любви не отвечает взаимностью.
Екатерина Сергеевна Локтева – младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой, ей около 20-ти лет. Милая, кроткая, спокойная и умная, любит природу и музыку. Побаивается строгого нрава своей сестры. Впоследствии выходит замуж за Аркадия Кирсанова;
Виктор Ситников – знакомый Базарова. Сын богатого купца, стыдится своего происхождения. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает себя учеником Базарова.
Евдоксия (Авдотья) Никитишна Кукшина – знакомая Ситникова, молодая помещица. Считает себя женщиной прогрессивных взглядов и борцом за права женщин. Неопрятная, любительница папирос и шампанского, Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак эмансипации.
Фенечка, или Федосья Николаевна – молодая крестьянская девушка, около 23-х лет, мать маленького Мити, сына Николая Петровича. Хорошенькая, скромная, тихая. Не имеет образования, но хорошо воспитана, вежлива, по-женски умна и рассудительна, проста в общении, хорошая хозяйка. Впоследствии становится женой Николая Петровича.
Княгиня Нелли Р. – роковая любовь Павла Петровича Кирсанова. После разрыва с ней Павел Петрович теряет смысл жизни. Спустя много лет по-прежнему помнит о княгине.
Прокофьич – слуга в доме Кирсановых, камердинер (личный слуга) Павла Петровича Кирсанова. Ворчливый старик 60-ти лет. Отличается хорошими манерами, которые приобрел за многие годы службы у своего господина.
Петр – слуга в доме Кирсановых, служит камердинером Николая Петровича Кирсанова. Глупый и самовлюбленный человек, считает себя образованным, «усовершенствованным» слугой, только потому что умеет читать «по складам» (то есть по слогам, медленно).
Дуняша – горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Веселая и игривая хохотушка, в доме Кирсановых ведет себя строго.
Краткое содержание романа
1 глава. 20 мая 1859 года на постоялом дворе барин лет сорока с нетерпением ожидает своего сына Аркадия – «молодого кандидата», который возвращается домой после учёбы в университете.
«Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ…» и в две тысячи десятин земли.
Он, как и его брат, Павел Петрович, родился в семье боевого генерала 1812 года, грубого, но не злого человека. До четырнадцати лет воспитывался дома, в детстве получил прозвище трусишки. Он, как и брат, должен был поступить в военную службу, но сломал ногу. Отец «пустил его по штатской», «поместил в университет», из которого он «вышел кандидатом[1]» в 1835 году.