Социальные взгляды Платона отражены в трудах «Государство», «Законы», «Политика». В «Государстве» Платон утверждает, что главной причиной появления общества стала необходимость объединения, поскольку иначе люди не могли удовлетворить свои насущные потребности. По Платону, нужно стремиться к созданию идеальной общественной системы, управлять которой в соответствии с принципами разума и целесообразности должна интеллектуальная элита. Общество будет пребывать в состоянии хаоса, пока в нем не установится твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом и не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Наиболее стабильным может быть общество, разделенное на три сословия: первое (высшее), управляющее государством и состоящее из мудрецов (принадлежность к сословию обусловлена социальным происхождением); второе (среднее), включающее воинов, охраняющих государство от беспорядка и смуты; третье (низшее), состоящее из ремесленников и крестьян.
Платон предложил следующую классификацию форм власти: 1) аристократия (власть избранных); 2) монархия; 3) тимократия (власть воинов); 4) олигархия (власть группы богачей); 5) демократия (в том числе охлократия – власть толпы); 6) тирания; 7) идеальное государство.
Правильными типами государственного устройства Платон считал аристократию и монархию, остальные пять форм считал неправильными. Идеального государства в реальности быть не может.
Аристотель оплотом порядка считал средний класс. Он выделил еще два класса: богатую плутократию и лишенных собственности бедняков. По Аристотелю, наиболее эффективное управление обществом достижимо в случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатых ограничены, а средний класс является наиболее многочисленным и сильным. Ученик Платона, Аристотель стал впоследствии противником учителя. Свои социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Политика», который стал первым сочинением на социальную тематику, предваряемым обширным эмпирическим исследованием. В основе государства Аристотель предполагал семью, в которую включал и рабов. Идеальным государственным устройством Аристотель считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою рабовладельцев.
12. Социальная мысль Средневековья и эпохи Возрождения
Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, поднимавшие проблемы человеческих отношений в обществе.
Ф. Аквинский (1225–1274) – теолог, разработавший философскую концепцию, признаваемую католической церковью единственно правильной. По его мнению, все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к Божественному разуму. Власть монархии и социальное неравенство Фома Аквинский обосновывал тем, что Бог так устроил мир и людям нужно подчиниться его воле, а попытки человека перейти в более высокое сословие грешны. Четко разделяя Божественную и мирскую власть, Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию.
Н. Макиавелли (1469–1527) – итальянский дипломат и политик эпохи Возрождения. Его трактат «Государь» рассуждает о государстве с упором на поведение политического лидера. По мнению Макиавелли, политика является особой сферой, к которой нельзя применять нормы общей морали. Принципы, которыми должен руководствоваться правитель:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги