К необщеупотребительным словам относятся:
– диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности (бульба – картошка, буряк – свекла);
– профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
– арго (жаргон) – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодежное арго)).
В зависимости от стиля речи слова могут быть книжными и разговорными:
– поэтизмы (обаяние);
– просторечные (ишь);
– экзотизмы (аул);
– варваризмы (трепло);
– термины (морфология);
– разговорно-литературные (красотища).
ТЕСТ
1. Укажите слова, которые являются заимствованными.
а) ассигновать
б) подарить
в) пассаж
г) жилет
2. Укажите слова, которые являются исконно русскими.
а) голова
б) этюд
в) горох
г) веретено
3. Укажите слова, которые являются архаизмами.
а) ботфорты
б) ланиты
в) городничий
г) уста
4. Укажите слова, которые являются историзмами.
а) октябрята
б) верста
в) аршин
г) оный
5. Укажите предложения, в которых встречаются диалектизмы.
а) Дорогому гостю подали рушник и хлеб-соль (С. Антонов)
б) Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор… (М. Ю. Лермонтов)
в) Оставалось только преодолеть овраг.
г) Ей подали полотенце, расшитое петухами (Л. Уварова).
6. Укажите предложения, в которых встречаются профессионализмы.
а) Художник долгие часы проводил за мольбертом.
б) Скальпель в руках опытного хирурга может творить чудеса.
в) Недавно я прочитала книгу А. Рыбакова «Кортик, или Бронзовая птица».
г) Летом мы решили отправиться путешествовать на теплоходе.
7. Укажите слово, которое соответствует лексическому значению: изъян, недостаток, недочет.
а) дефект
б) деформация
в) констатация
г) трансплантация
8. Укажите лексические значения данных слов:
1) пигмей
2) аферист
3) пионер
4) повинность
А проходимец
Б ничтожный человек, ничтожество
В человек, который положил начало чему-нибудь новому
Г общественная или государственная обязанность населения
9. В каком предложении нужно употребить слово понятливый вместо слова понятный?
а) Инструкция была написана понятным и доступным языком.
б) Данное требование кажется мне вполне понятным.
в) Ученик оказался понятным.
г) Твои сомнения и колебания оказались понятными для меня.
10. Укажите предложения, в которых допущены лексические ошибки.
а) Земельный пол холодил ноги.
б) Я специально вязала свитер большего размера, чтобы он получился более объемистым.
в) Он всегда играл первую скрипку на званых вечерах.
г) Земельный надел был выгодно продан.
11. Укажите ряды, в которых все слова являются многозначными.
а) весомый, весна, выметать
б) жажда, змея, консервы
в) лента, лидер, пламя
г) отбивать, печать, полномочный
12. Укажите, в каком ряду все слова употреблены в прямом значении.
а) плести венок, лететь самолетом, раскрыть чемодан
б) серебряный голос, надежды разлетелись, пахать на хозяина
в) втереться в доверие, лететь сломя голову, взорвать обстановку
г) искать подход, вразумительный ответ, дорожка к сердцу
13. Укажите, в каком ряду не все слова являются синонимами.
а) храбрый, отважный, смелый
б) прилежный, усердный, старательный
в) аккуратный, чистоплотный, опрятный
г) тщетный, напрасный, отдаленный
14. Укажите, какие слова являются антонимами к слову хлипкий.
а) болезненный
б) рослый
в) здоровый
г) неказистый
15. Укажите, в каких случаях лексическое значение фразеологизмов определено верно.
а) Лясы точить – болтать.
б) Навострить лыжи – сбежать.
в) Не в бровь, а в глаз – очень точно.
г) Где раки зимуют – близко.
16. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при употреблении заимствованных слов.
а) Его выступление на собрании – сплошная демагогия.
б) Необходимо было прибегнуть к импровизации.
в) Мы не ведали, когда откроется магазин.
г) Раздался звучный глас Петра (А. Пушкин).
17. Укажите предложения, в которых употребляются неологизмы.
а) Я планов наших люблю громадье (В. Маяковский).
б) В начале 60-ых возник интерес к бионике.
в) Эти работы могут выполнить только высотники.
г) Винегреция, Нерыдания, Досвишвеция, Досвидания (А. Дольский).
18. Укажите, в каких рядах не все слова являются книжными.
а) прикинь, благополучие, соревнование
б) газировка, околпачит, франт
в) доброжелательный, любопытство, интерес
г) трепаться (о чем-либо), цыкать, диета
19. Укажите ошибки в определении терминов. Дактиль – это
а) двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
б) двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
в) трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
г) трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
20. Укажите лексическое значение слова прагматизм.
а) расчетливость
б) рационализм
в) закономерность
г) высокомерие
Морфемика и словообразование (А13, В1)
Значимые части слова (морфемы)
Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Среди морфем выделяются словообразовательные (приставка, суффикс), служащие для образования новых слов, и словоизменительные (окончание, суффикс прошедшего времени глаголов – Л, суффиксы – ЕЕ, – ЕЙ, -ШЕ, при помощи которых образуется простая превосходная степень прилагательных и наречий), служащие для образования форм слова.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Чтобы выделить окончание, надо изменить слово: доска – доски, красивый – красивого, лечу – летит.
Окончание выражает разные грамматические значения:
– рода, числа и падежа – у существительных и прилагательных;
– лица и числа – у глагола в настоящем и будущем времени;
– рода и числа – у глаголов в прошедшем времени.
При помощи окончания новые слова не образуются,
образуются формы слова.
Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Не имеют окончаний неизменяемые слова:
– наречия (быстро);
– деепричастия (разговаривая);
– прилагательные в сравнительной степени (красивее);
– несклоняемые существительные (депо).
Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Она выражает лексическое значение слова.
Виды основ:
– непроизводная (нет приставки, суффикса: дом);
– производная (образована от других слов: домик);
– производящая (от нее образуется другая основа: дом – домик).
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
В слове может быть один корень (цветной) и несколько (цвето'вод'), такие слова называются сложными.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, за'водь, 'водянистый, под'водник).
Существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).
Приставки вносят дополнительное значение в слова.
Кроме исконно русских приставок (о-, от-, под-, над-, пере-) существуют и иноязычные (контр-, су б-, ад-, ин-, кон-, об-).
В слове может быть несколько приставок: безвыходный.
Среди приставок есть синонимичные (выгнать – изгнать)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги