«Ребенок знака» – полная противоположность «ребенку слова». У него доминирует левое полушарие, и поэтому малыш – аналитик и изобретатель.
Эти дети обычно не торопятся с речью. Помалкивая, они накапливают информацию о языке, зато потом почти сразу начинают говорить длинными фразами.
Малыши этого типа редко испытывают затруднения при обучении чтению, но им нужно объяснить логику превращения букв в звуки.
Лучший способ научить чему-нибудь таких детей – вместе с ними составить схему.
«Ребенок знака» легко выучивает иностранный язык, усваивает грамматику. Правда, навыки устной речи он приобретает медленнее, чем «словесный ребенок».
«Дети знака» – прирожденные изобретатели, и они с огромной радостью копаются в розетке или паяют микросхемы. Поэтому, если вы хотите избежать разрушений и несчастных случаев, определите своего малыша в кружок юных техников.
Благодаря азарту и воле к победе ребята этого типа могут стать отличными спортсменами.
«Дети знака» очень ранимы и психически неуравновешенны. Поэтому за малышом нужно внимательно следить и при малейшем психическом неблагополучии обращаться к психологу.
«Ребенок цвета»
«Дети цвета», кажется, рождаются с карандашом в руках и сразу же начинают покрывать шедеврами все вокруг.
Хорошо рисуют почти все дети, но для «ребенка цвета» рисование – главный канал связи с миром. Он просто живет цветом, линией, объемом.
«Ребенок цвета» обычно молчалив и не очень рано начинает говорить. Это происходит из-за того, что речь для него – не самый важный канал связи.
Однако постоянная работа с карандашом, кистью или пластилином прекрасно развивает мелкую моторику, что оказывает положительное воздействие на формирование тех отделов мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Поэтому у много рисующих детей не бывает серьезных логопедических дефектов, они легко овладевают чтением и письмом.
«Ребенок цвета» не очень хорошо воспринимает материал на слух, но обладает великолепной зрительной памятью. Поэтому ему необходимы красочные словари и атласы, качественные наглядные пособия.
Такие малыши обычно очень любят мастерить и умудряются обычные предметы превратить в произведение искусства. Родителям необходимо суметь разглядеть этот шедевр и восхититься им, как бы сильно он ни отличался от общепринятых представлений о прекрасном. Не вздумайте требовать, чтобы дитя «не захламляло квартиру всякой дрянью».
Постарайтесь найти хорошую изостудию, где талантливый, умный педагог создаст необходимую творческую атмосферу, придаст уверенности в себе. Важно еще и то, чтобы он не выделял кого-то из детей, не заставлял их копировать, раскрашивать, рисовать «по-взрослому».
Девочки и мальчики
Мальчики и девочки «сделаны из разного теста». Они разные с самого рождения и развиваются по-разному.
Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики, и поэтому быстрее развиваются.
Обычно рост и вес новорожденных мальчиков больше, чем у девочек (50 – 52 и 49 – 51 см соответственно). Скелет девочек созревает быстрее, чем у мальчиков, сначала на 2 – 3 месяца, а после 2 – 3 лет уже на полгода. И все же мальчики в конце концов оказываются выше.
Ходить мальчики начинают позже примерно на 2 – 3 месяца, говорить – на 4 – 6 месяцев.
В целом у новорожденного мальчика отставание от девочки составляет 3 – 4 недели. Но со временем этот разрыв увеличивается все больше и больше. И к моменту полового созревания девушка опережает юношу на пару лет. А это значит, что детство мальчишек длится дольше, а девочки, наоборот, взрослеют быстрее.
С самого начала мозг мальчиков и девочек различается по размеру (мужской – больше) и работает по-разному. Вы это заметите, если понаблюдаете за поведением и играми малышей.
Природа запрограммировала девочек на выживаемость, поэтому они ведут себя разумнее и осторожнее, чем мальчики. Для того чтобы мальчики полноценно развивались психически, им нужно осваивать больше пространства. Они бегают по спинкам диванов, залезают на шкафы, забираются на заборы, лазают по лестницам, исследуют подвалы. Девочки же, как правило, «довольствуются» уголком, на котором они размещают свои сокровища: кукол, их одежки и посуду – и тихо играют в «дочки-матери».
Мальчики же, которые призваны быть прогрессивной частью человечества, обожают шумные, опасные игры, в которых можно проверить свои способности. Они разбрасывают игрушки, бегают друг за другом, по максимуму используя пространство, которое им предоставлено.
Мальчишки очень шумны и активны и шишки и царапины «зарабатывают» в два раза чаще, чем девочки. В 2 – 3 года они часто становятся агрессивными и непослушными.
Информацию мальчики и девочки тоже воспринимают по-разному: мальчики – зрением, а девочки – на слух. Это значит, что то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.
Мальчики обожают соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, так как вы рискуете их перессорить.
У мальчиков до 8 лет слух лучше, чем у девочек, но при этом девочки более чувствительны к шуму. Девочек больше раздражает телесный дискомфорт, и они сильнее мальчиков реагируют на прикосновения и поглаживания.
Если вы хотите, чтобы ваш сын вас понял, то имейте в виду, что его бесполезно долго ругать. Ясно и коротко скажите ему о том, чем вы недовольны и что вы от него хотите. Если вы будете затягивать свою речь, то заметите, что малыш станет отстраненным и безучастным к вашим словам. Он просто перестанет вас слушать и слышать. Наверняка вы рассердитесь на своего сына еще больше. Но на самом деле, так происходит не потому, что он вас не любит или не уважает. Просто мальчики (и мужчины) так устроены. Они не в состоянии долго выдерживать эмоциональное напряжение. Их мозг защищается и отключает слуховой канал, информация при этом блокируется, и ребенок перестает вас слышать.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок оценил вашу похвалу, имейте в виду, что мальчикам важен смысл ваших слов, а девочки обращают внимание на то, кто именно их оценивает и как он это делает.
Мальчикам необходимо больше внимания, признания и любви в ответ на их способность действовать самостоятельно и на результаты их деятельности. А девочкам нужно больше внимания, признания и любви в ответ на то, какие они есть, чего они хотят и что чувствуют.
Мальчики нуждаются в одобрении и мотивации их поступков. А девочкам требуется больше помощи и одобрения.
Мальчик доволен и счастлив, когда понимает, что в нем нуждаются, и он может кому-то помочь. Он расстраивается, когда чувствует, что никому не нужен или не может выполнить задачу, которую перед ним поставили. Девочка же счастлива, если она может получить необходимую ей поддержку. Она очень огорчается, когда чувствует, что ей неоткуда ждать помощи и придется все делать самой.
Теперь вы видите, что между малышами – мальчиками и девочками – действительно существует разница?
Когда вы осознаете различия между полами, то сможете лучше понять и поддержать своего ребенка.
Ваш ребенок – творческая личность!
Творческий потенциал и одаренность
Для всех родителей их ребенок особенный, самый лучший. Наверное, еще в роддоме вы заметили, что ваш кроха смотрел более осмысленно, чем другие дети, не просто кричал, а словно обращался к вам, и даже посапывал так мило и трогательно, что спутать его ни с кем было нельзя. И это нормально. Так мудро распорядилась природа, наполнив сердца родителей любовью к собственному ребенку.
Ваш малыш – настоящее чудо. Чудесам все удивляются, и у вас с рождением вашего крохи началась эпоха удивительных открытий.
Вы радовались первой улыбке малыша, первому его шагу, первому слову. Незаметно из беспомощной крохи он превратился в разумного человечка. Он уже не только говорит, но уже многое понимает и знает, а порой задает такие вопросы, что вы теряетесь.
Мысль об уникальности ребенка, которая появляется с его рождением, естественна для родителей. Но вот когда об этом начинают говорить другие люди – родственники, знакомые, педагоги, родителей начинают одолевать сомнения: «А вдруг наш малыш не просто умный, не просто способный?» – и тогда возникает жизненная необходимость получить объективную оценку со стороны, от людей, умеющих не только сказать, одарен ли ребенок, но и дать совет, что же делать дальше, как его развивать и воспитывать.
Расположенность к творчеству – отличительная черта дошкольного возраста, и это всегда вызывало интерес у исследователей детских дарований.
Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Для детей естественны любопытство и творческий подход к окружающему. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал, который раскрывается в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки проблем и нахождения оригинальных решений разного рода: научных, технических, духовных.
Поэтому очень важно создать все условия для развития, чтобы в будущем способности выросли в одаренность. Ведь это и есть задача родителей – бережно лелеять и развивать возможности ребенка.
Способности – отдельные психические свойства, обусловливающие возможности ребенка в той или иной деятельности.
Одаренность – своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводящим к высоким достижениям.
Разные авторы определяли способность к творчеству по-разному. При всех различиях этих определений в них тем не менее есть нечто общее: способность к творчеству определяется как способность создавать нечто новое, оригинальное.
То есть решающим моментом, определяющим наличие творческих сил, для всех исследователей является наличие конечного продукта или решения задачи.
Возрастные возможности
В раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет) ребенок учится ходить, а затем и говорить. А это существенно расширяет его деятельные контакты со взрослыми и со средой и возможности проявлять свою активность. В ходе усвоения действий с предметами, в дальнейшем – и оценочных суждений, понятий, самих способов «думания», то есть как бы делая своим опыт, передаваемый ему окружающими, ребенок в то же время приобретает и собственный опыт деятельности. Уже к концу раннего детства он начинает стремиться действовать самостоятельно (даже там, где он еще явно не может обходиться без помощи старших). Сознание собственных желаний («я хочу»), попытки справиться своими силами («я сам») приводят к новому уровню отношений к людям, вещам, занятиям. Все это – формирующийся внутренний мир, который влияет на степень и своеобразие активности ребенка.
Исследователь детской одаренности Н. С. Лейтес выделяет в развитии сензитивные периоды (от лат. sensus – чувство, ощущение), когда ребенок становится наиболее чувствительным и восприимчивым к некоторым воздействиям и к умственному росту в определенном направлении.
Таким образом, в ходе возрастных изменений на какое-то время возникают благоприятные условия для усиления и становления определенных умственных качеств. Другими словами, с наступлением сензитивного периода ребенок оказывается расположенным – именно в данную пору жизни, а не в какую-нибудь другую – к умственному росту в тех или иных направлениях.
Очень характерен в этом отношении период овладения речью, когда у каждого нормального ребенка открывается необыкновенная чуткость к языку, активность в отношении языковых форм. Как известно, в ранние годы дети с легкостью, очень охотно осваивают новые для них слова и обороты, тем самым вызывая восхищение своей сообразительностью, изобретательностью.
В этот период жизни у детей происходит необычайный темп продвижения в развитии речи, элементов языкового творчества, то есть свойства речевой одаренности. Ребенок успешно и неутомимо осваивает огромный и сложный языковой материал.
Но такая расположенность к языку не вечна. Выполнив свою жизненную функцию – сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, – затем она явно идет на убыль.
Специальные исследования психологов также указывают на особую легкость формирования в раннем детстве речевого слуха и артикуляции. Если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется.
У малышей до 3 лет, кроме их особой расположенности к усвоению языка, ярко выражены непосредственнейшая любознательность («возраст почемучек»), активность образного и эмоционального воображения – частые и неожиданные проявления изобретательности в играх, в сочинении сказок.
Важно вовремя использовать эти неповторимые возможности для их развития. Дело в том, что каждую возрастную ступень отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию определенных сторон интеллекта.
Заблуждением было бы думать, что с возрастом внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Рост интеллекта с возрастом не означает просто увеличение, обогащение умственных сил. У маленьких детей во многом другая душевная организация, чем у тех, кто постарше. С годами у растущего человека происходит не только подъем на более высокий умственный уровень, но и качественные изменения психических свойств. Ослабляется образная впечатлительность, усиливается роль словесной, понятийной регуляции. Непосредственность реакций, яркость фантазирования маленького ребенка могут стать помехой и даже признаками отставания на новом возрастном этапе.
Признаки одаренности
Для одаренных детей до двух-трех лет характерна высокая сензитивность к новизне ситуации. Проявляется она в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение. Познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – у таких детей оказывается даже сильнее потребностей в сне и пище.
У одаренных детей знания о мире шире и сложнее, чем у их сверстников. Но главная особенность познавательной потребности состоит в том, что она ненасыщаема. Этот ребенок чрезвычайно любознателен ко всему новому.
Но это не единственные признаки, по которым можно сказать, одарен ребенок или нет.
Педагоги выделяют следующие признаки одаренности для детей от 1 года до 3 лет:
• неуемное любопытство;
• бесконечные вопросы;
• умение следить за несколькими событиями;
• большой словарный запас;
• увлеченность словесными раскрашиваниями;
• развитая речь;
• употребление сложных слов и развернутых предложений;
• повышенная концентрация на чем-то одном;
• упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна;
• способности к рисованию, музыке, счету;
• нетерпеливость и порывистость;
• изобретательность и богатая фантазия.
2
Как стать самыми лучшими родителями
Самое главное, чему вам нужно научить своих детей
Я уверена в том, что вы понимаете: быть родителями – это гораздо больше, чем дать жизнь ребенку.
Наверное, самая заветная наша мечта – видеть, что наши дети достигли в жизни успехов. Но немногие понимают, что успех не будет полным без духовного развития.
В нашем обществе детей учат тому, как выжить, как заслужить одобрение, как одерживать верх в соперничестве с другими. Успех измеряется количеством приобретенных материальных благ – денег, престижа, наличием собственности. При этом большинство людей считают, что успехи в повседневной жизни стоят совершенно в стороне от Бога, Вселенского разума, Духа. Этот подход неверен. А ведь он с самого детства оказывает сильнейшее влияние на нашу жизнь.
Только самосознание может принести человеку спокойствие и счастье, так как самосознание – начало духовности и цельности. Духовность заключается не в том, чтобы выглядеть внешне корректным, не в культивировании ума, не в приобретении знаний. Духовность – это способность понимать пути развития жизни, это восприятие подлинных ценностей.
Д. Кришнамурти
Тот успех, которого действительно стоит желать для своих детей, включает в себя способность к любви и состраданию, уверенность в правильности выбранной цели, в способности испытывать радость и передавать это чувство другим и ощущение постоянной связи с созидательной силой Вселенной. В этом и состоит духовное измерение успеха. Именно оно и приносит нам чувство удовлетворения.
Если вы каждый день осознаете чудесный смысл вашей жизни и радуетесь всему, что вас окружает, значит, вы достигли успеха. А в вашем малыше он заложен от рождения. То, что каждый ребенок способен ощущать чудо повседневного существования, – доказательство желания Природы, чтобы мы преуспевали.
Божественные семена находятся внутри нас. Когда мы совершаем путешествие по пути духа, мы снабжаем эти божественные семена влагой. Со временем внутри и вокруг нас расцветают цветы, дарованные Богом, и мы становимся свидетелями чуда проявления Божественности, куда бы мы ни пошли.
Следовательно, наша задача, как родителей, состоит в том, чтобы уверенно направлять своих детей по пути духа. Это самое лучшее, что мы можем сделать, чтобы обеспечить их успех в жизни, – лучше, чем предоставление им денег, надежного дома и даже любви и расположения.
Д. Чопра
Чем раньше человек научится жить в гармонии, используя все свои творческие способности и применяя минимум усилий, тем больше вероятность, что все в его жизни будет вести к успеху.
Это мы должны передать своим детям, и если мы это сделаем, нас ждут безграничные радость и гордость.
Помните об ответственности, которая на вас возложена. То, какой опыт получит ваш ребенок в первые годы, определит всю его дальнейшую жизнь.
Если вы считаете, что являетесь собственниками своих детей и потому имеете право обращаться с ними так, как вам захочется, то вы заблуждаетесь.
Ваш ребенок, как и любой другой, – Божественное создание. Его душа выбрала вас. Доверила вам быть его родителями. Ваша задача – оправдать это доверие.
С самых первых мгновений появления ребенка на свет вы – его учителя духа. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, приятия, эти качества ребенок усваивает как качества духа. Роль родителей в идеальном мире можно было бы выразить одной фразой: показывать только любовь, быть только любовью.
Ребенок приходит в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. У него свой путь и свои задачи. Поэтому не стоит из ребенка, который ненавидит игру на фортепиано, делать музыканта только потому, что вам не удалось когда-то реализовать эту мечту. Не стоит требовать от него, чтобы он мыслил так, как вы, обладал теми же качествами характера и особенностями темперамента, что и вы.
Чем раньше вы поймете то, что он уникальная личность, в чем-то непохожая на вас, тем больше радости принесет вам материнство и отцовство, и тем полноценнее и счастливее будет жизнь вашего ребенка.
В псалме 127:3 дети сравниваются с молодыми оливковыми деревьями: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей». Деревьям можно придать различную форму. Некоторых заставляют расти вдоль стены, других – расширяться низко над землей. Подрезав корни и пересадив в горшок, можно даже убавить и остановить рост некоторых деревьев, как, например, в искусстве бонзай. Старая пословица показывает, как раннее воспитание также формирует ребенка: «Как согнули веточку, так дерево и растет».
Вам понадобится много терпения и мудрости в воспитании вашего чудесного ребенка. С одной стороны, малышу необходимо руководство, чтобы он поступал в соответствии с правильными нормами. И в то же время нельзя ожидать, чтобы он всегда поступал в соответствии с заранее составленным родителями идеалом личности.
Воспитатель никогда не добьется того, чтобы на дикой яблоне росли персики, но он может достигнуть того, что яблоки этого дерева будут сладки.
У. Гарвей
Воспитывайте своего ребенка согласно нравственным законам, но не старайтесь втиснуть его в предопределенный шаблон, который не позволили бы его своеобразной личности и врожденным дарам реализоваться.
Не жалейте времени, чтобы познакомиться со своим ребенком. А затем предоставляйте ему, как нежному молодому дереву, наставление, чтобы охранить и поддержать его в правильном направлении, но в то же время будьте достаточно великодушным, чтобы не стеснять развитие малыша.
Есть только два долговременных дара, которые мы можем надеяться оставить в наследство своим детям, один из них – корни, а другой – крылья.
К. Ходдинг
Что бы ни случилось в жизни – все имеет смысл. Вселенная устроена так, что просто необходимо знать ее законы и действовать в соответствии с ними, чтобы все было хорошо.
Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, темные, не знаем их. Придите, берите. Стройте.
Н. Рерих
Ваша задача – научиться быть волшебниками, преобразовывая уныние в радость, страх в уверенность, раздражение в спокойствие, слезы в смех… и научить этому вашего малыша, помочь вашему ребенку всегда видеть чудеса, научить его тому, что в мире нет никаких проблем, а есть только благоприятные возможности, что он – особенное существо, находящееся под защитой Высших Сил и способное достичь всего, чего только пожелает.
И еще вам следует научить ребенка дарить Свет, ладить с собой и окружающими его людьми, жить в гармонии с Природой.
Помогайте своему малышу раскрывать его способности и реализовывать таланты. Научите ребенка «мечтать с открытыми глазами». И вы будете очень гордиться, так как, поступая таким образом, вы сделаете его счастливым и подарите своему малышу весь мир.
Настоящее воспитание должно взращивать и воспитывать, то есть подпитывать, питать заложенные Богом в человека способности – творческие способности, таланты.
Раннее развитие
«Раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Многие авторы, такие как Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, настаивают на том, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогика отстает от современных методик, что потенциал ребенка намного богаче, чем было принято считать.
За последние 20 – 30 лет изменились общепринятые нормы. Так, раньше практически все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.
Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6 – 7 лет). А до этого они, как правило, посещают детский сад.
В таком возрасте «раннее развитие» несовместимо с традиционными, садовско-школьными способами обучения.
Раннее развитие подразумевает активную позицию матери (ведь именно она проводит с малышом больше всего времени) по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка и творческого напряжения.
• Не надо метаться от одного модного увлечения к другому. Малыши быстро привыкают к тому или иному образу жизни, и его смена – всегда небольшая травма. Если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то даже можете нанести вред его психике.
• Не ставьте себе цель любой ценой воспитать из своего ребенка вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить ребенка.
• Не берите слепо все из того или иного способа обучения. В любой методике что-то может подойти вам и вашему малышу, а что-то нет.
• Не привлекайте малыша к занятиям, если он болен, неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.