Книга Аудит. Шпаргалки - читать онлайн бесплатно, автор Николай Александрович Самсонов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Аудит. Шпаргалки
Аудит. Шпаргалки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Аудит. Шпаргалки

Составитель Самсонов Николай Александрович

Аудит. Шпаргалки

1. Понятие аудиторской деятельности. Сущность, цели и задачи аудита

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

К числу сопутствующих аудиторских услуг относятся:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности;

– оценка активов и пассивов экономического субъекта;

– консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

– обучение и др.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

2. Возникновение аудита. Сущность и содержание аудита

Родиной аудита считается Англия (с 1844 г.), где вышла серия законов, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит», или «слушающий».

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала большого значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием стала и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

В России звание аудитора было введено Петром I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Последующие три попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) оказались неудачными.

До конца 1940-х гг. аудит заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах – подтверждающий аудит. После 1949 г. больше внимания стали уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях. Аудиторские фирмы больше начали заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками – системно-ориентированный аудит.

Далее наступил этап ориентации аудита на возможный риск при проведении проверок и консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором, исходя из условий бизнеса клиента, проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 1970-х гг. началась разработка аудиторских стандартов.

3. Виды аудита. Сопутствующие аудиту услуги

Виды аудита:

– по отношению к пользователям: внешний (проводится аудиторскими фирмами), внутренний (проводится штатными аудиторами);

– по характеру заказа: инициированный (по решению руководства), обязательный (проводится согласно ФЗ);

– по объектам аудита: общий, банковский, страховой, государственный и пр.;

– по назначению: аудит финансовой отчетности (оценка достоверности); аудит на соответствие нормам закона, налоговый, специальный (экологический, операционный и др.);

– по времени осуществления: первоначальный, повторяющийся, оперативный;

– по характеру проверки: подтверждающий (проверка почти каждой хозяйствующей организации); системно-ориентированный; базирующийся на риске (углубленная проверка с высоким риском).

Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на две группы.

К первой группе относятся услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Ко второй группе относятся услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются также на:

а) услуги действия (услуги по созданию документов);

б) услуги контроля (услуги по проверке документов);

в) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т. д.).

4. Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

1) постановке бухгалтерского учета. При постановке бухгалтерского учета аудиторская фирма или аудитор разрабатывают для предприятия учетную политику, рабочий план счетов, определяют форму учета и, соответственно, регистры синтетического и аналитического учета, разрабатывают график документооборота, при желании клиента подбирают комплекс технических средств и их программное обеспечение;

2) контролю ведения учета и составлению отчетности;

3) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

4) анализу хозяйственной и финансовой деятельности (требуются для тех экономических субъектов, администрации которых хочет разобраться в причинах ухудшения финансовой состояния);

5) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

6) представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

7) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности, аудиторских организаций;

8) научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т. д.;

9) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т. д.;

10) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

11) информационному обслуживанию;

12) экспертному обслуживанию;

13) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

14) некоторые другие.

5. Обязательный аудит. Критерии его проведения

Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) проверки организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель – проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит.

Регламентируется государством. Проводится аудиторскими организациями. Аудиторы-предприниматели проводить обязательный аудит не могут.

Критерии обязательной ежегодной аудиторской проверки:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Может осуществляться по поручениям органа дознания, прокурора, следователя суда и арбитражного суда.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

6. Аудиторские стандарты: общие понятия

Стандарты определяют требования к аудиторам, к общему подходу в отношении проведения аудиторской проверки, к отражению ее результатов.

Различают общие стандарты, рабочие, или специальные стандарты (стандарты процесса аудирования) и стандарты отчетности (стандарты аудиторского заключения).

Общие стандарты определяют, кто должен проводить проверку, необходимость независимости, профессионализма, добросовестности, профессионального внимания.

Специальные стандарты содержат требования планирования проверки, контроля за работой участников аудиторской группы, изучения системы внутреннего контроля, достаточного обоснования выводов, формирования на их основе убедительного заключения.

Стандарты отчетности требуют от аудитора указывать, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам, выразить свое мнение о их достоверности или указать причины, по которым это мнение не может быть выражено.

Стандарты в РФ установлены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями и дополнениями.

1. Федеральные стандарты:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

2. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным Федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить Федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов.

7. Государственное регулирование аудиторской деятельности

Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение Федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов;

3) ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;

5) иные предусмотренные федеральным законом функции.

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты Федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобряет порядок разработки проектов Федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также Кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

7) осуществляет иные функции для поддержания профессионального уровня аудиторской деятельности.

8. Совет по аудиторской деятельности

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Меняются один раз в три года не менее чем на 25 % их общего числа;

2) два представителя уполномоченного федерального органа;

3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов. Меняются один раз в год.

Членами совета по аудиторской деятельности не могут быть члены рабочего органа совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа.

Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Секретарем деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган.

Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом.

В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, представители уполномоченного федерального органа, представители общественности.

Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе должно составлять не менее 70 % общего числа членов рабочего органа.

9. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований федерального закона или Федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных законом;

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным п. 1 (в части получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов), п. 3–5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 той же статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

10. Ответственность аудиторов

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

Аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также и за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур.

Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за:

а) организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;

б) процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);

в) соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям;

г) доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.

Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки и который аттестован на право осуществления аудиторской деятельности.

Старший аудитор несет ответственность:

а) за подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;

б) за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.

Рядовой участник проверки – сотрудник, подотчетный старшему аудитору или руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение порученных обязанностей.

Аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, несут ответственность за качество выполняемого аудита в соответствии с действующим законодательством.

11. Саморегулируемая организация аудиторов: общие понятия

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Она включается в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

12. Структура аудиторской организации

Все аудиторские фирмы могут быть условно разделены на универсальные и специализированные.

Универсальные аудиторские фирмы имеют несколько аудиторских лицензий и численность аудиторов от 10 человек и более.

Специализированные аудиторские фирмы имеют лицензию только на один вид аудита и численность аудиторов в пределах 10 человек.

Профессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории.

Руководитель аудиторской организации – сотрудник, входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации и, как правило, аттестованный на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.