Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
История праздника
Праздник установлен в память о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан в возрасте тридцати лет. Его крестил Иоанн Предтеча, своей проповедью подготовлявший народ к принятию Спасителя. Праздник называется Богоявлением, потому что в момент крещения Иисуса Христа в Иордане «Бог Отец свидетельствовал, и Бог Дух Святой сошел в виде голубя». В память о том, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Иисус, в праздник Крещения Господня совершают Великое водосвятие, освящение воды. Православные христиане бережно сохраняют в домах крещенскую воду в течение всего года, и вода эта всегда остается свежей. Крещенскую воду пьют ради исцеления и очищения, ею окропляют жилища. Существует поверье, по которому человек, крестившийся в праздник Крещения Господня, будет счастлив всю жизнь.
20 января четвергСт. стиль 7 января
Седмица 31-я по Пятидесятнице
Попразднство Богоявления. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна
Обряд освящения
Все совершаемые церковные обряды имеют освящающее, то есть обновляющее и укрепляющее, благотворное воздействие на человека. Через обряд освящения на всю жизнь, на все окружение, на всю деятельность человека нисходит благословение. Освящение дома, или машины, или любой другой личной вещи человека в первую очередь говорит о нашей вере в то, что ничего не происходит с нами без воли Божьей.
Желательно освящать не только новый дом, но и квартиру, в которую вы переехали. Самый идеальный вариант – сделать хороший ремонт, а после этого освятить квартиру, чтобы она была чиста от всего нематериального сора, внесенного в нее разными хозяевами с момента постройки дома. Если у вас в квартире завелись «барабашки», происходят какие-то странные вещи и вы не очень-то хорошо там себя чувствуете, тогда освящение квартиры совершенно необходимо. Правда, вам придется не только освятить квартиру, но и кое-что изменить в своей жизни, поскольку «барабашки» не заводятся ни с того ни с сего на ровном месте.
21 января пятницаСт. стиль 8 января
Седмица 31-я по Пятидесятнице
Прп. Гео́ргия Хозевита (VII) и сщисп. Емилиа́на, епископа Кизического (IX); прп. Домники Константинопольской, игумении (ок. 474); прп. Григо́рия, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093); прп. Григо́рия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); прп. Паисия Угличского, игумена (1504); сщмч. Карте́рия Кесарийского (Каппадокийского), пресвитера (304); прп. Илии́ Египетского (IV); мч. Або́ Тбилисского (786) (Груз.).
Освящение дома
Освящение дома не действует автоматически, как талисман. Если в голове нашей грязные мысли и мы делаем недобрые дела, то освящение дома нам ничем не поможет. Ведь освящение дома – это не только защита его от всяких бедствий, но и благословение на добрые дела, на охранение нашего дома от всего злого. Это предусматривает нашу работу над собой, над своими злыми чувствами и мыслями, стремление жить так, как живет и движется весь созданный Богом мир – по Закону Божиему.
Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть. Полезно время от времени окроплять свой дом (квартиру, комнату) святой водой. При окроплении читается молитва Честному Кресту.
Как недостаточно родить ребенка, чтобы он вырос хорошим и умным, так недостаточно и освятить дом, чтобы в нем навсегда воцарилось благополучие. Если вы хотите сохранить в стенах своего дома духовную чистоту, постарайтесь неукоснительно следовать следующим правилам: не ругаться, тем более нецензурно; не произносить фраз, связанных с поминанием черта; не гадать и не ворожить.
22 января субботаСт. стиль 9 января
Седмица 31-я по Пятидесятнице. Суббота по Богоявлении
Свт. Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца (1569). Прп. Ио́ны (в схиме Петра́) Киевского (1902); прор. Самея (X в. до Р. Х.); свт. Петра, епископа Севастии Армянской (IV); прп. Евстра́тия Тарсийского, чудотворца, игумена (IX).
Изречения святых отцов
О Боге
Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа: Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовью не только к Нему, но и к ближним. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.
О вере
Вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26), а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может оставаться без дел, кто истинно верует, тот непременно творит и добрые дела.
О болезнях
Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.
Серафим Саровский
23 января воскресеньеСт. стиль 10 января
Седмица 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Свт. Григо́рия Нисского, епископа (после 394); прп. Дометиа́на, епископа Мелитинского (601); свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894); прп. Маркиа́на Константинопольского, пресвитера (V); прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429); прп. Анти́пы Валаамского (Афонского) (1882).
Размышления о христианской жизни
У большинства людей, которые ходят в храм, причащаются Святых Христовых Таин, есть опыт прикосновения к Божественной благодати. Мы знаем, что происходит в наших сердцах, надломленных духовными или физическими болезнями, тяжелыми жизненными обстоятельствами, когда словно нет ни просвета, ни сил. И когда мы касаемся этой Божественной руки, принимая Святые Христовы Тайны, вознося искреннюю сердечную молитву, – сколь многое нам открывается! И это не обязательно особые мысли, хотя и такое нередко случается. Главное, вдруг успокаивается душа, и мы начинаем смотреть на стесненные жизненные обстоятельства как бы с высоты птичьего полета, оставляя где-то далеко внизу каждодневные скорби.
24 января понедельникСт. стиль 11 января
Седмица 32-я по Пятидесятнице
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529); прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Влади́мира Фокина, пресвитеров (1919); сщисп. Влади́мира Хираско, пресвитера (1932). Иконы Божией Матери: Елецкая (1060).
Притча дня
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но сколько он ни старался, ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
– Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.
25 января вторникСт. стиль 12 января
Седмица 32-я по Пятидесятнице
Мц. Татианы Римской, диаконисы, и с нею в Риме пострадавших (226–235); свт. Саввы I, архиепископа Сербского (1237); прп. Мартиниа́на Белозерского, игумена (1483). Мч. Мертия (284–305); мч. Петра Авессаломита (Анийского) (309–310); прп. Евпраксии Тавенской (393). Икон Божией Матери: Акафистная; Попская (Иерейская); «Млекопитательница».
Святая Татиана Римкая (1)
Святая мученица Татиана родилась в Риме в конце II века, в знатной семье: отец ее трижды занимал пост консула. Он был тайным христианином и воспитал дочь в своей вере. Татиана, став совершеннолетней, решила, что не будет выходить замуж. Она посвятила жизнь Христу. За свои добродетели и труды она была возведена в диаконисы.
Во время правления императора Александра Севера происходили гонения на христиан. Святую Татиану схватили, привели в храм языческого бога Аполлона и стали принуждать поклониться идолу.
Однако Татиана, вопреки приказам, поклонилась в языческом храме Истинному Богу. И вдруг статуя Аполлона упала и разбилась на части. При этом все слышали вопль: закричал сидевший в статуе бес, принужденный бежать.
26 января средаСт. стиль 13 января
Неделя 32-я по Пятидесятнице
Мчч. Ерми́ла, диакона и Стратони́ка (ок. 315); прп. Ирина́рха, затворника Ростовского (1616); прп. Елеаза́ра Анзерского (Севрюкова) (1656). Мч. Петра Авессаломита (Анийского) (309–310); прп. Иа́кова Низибийского (Нисивийского), епископа (350); прп. Пахомия Кенского, игумена (XVI).
Святая Татиана Римкая (2)
После этого Татиану начали пытать: избивали, терзали железными крючьями, резали бритвами. Однако после пыток она вновь становилась совершенно здорова. Однажды на нее натравили свирепого льва. Но лев ее не тронул, а начал ласкаться к ней, словно кот. Язычники решили, что Татиана занимается волхвованием и сила ее в волосах. Ее остригли и заточили на три дня в храме Зевса. Когда за ней пришли, то увидели статую Зевса поверженной, а Татиану – радостной и сияющей. Тогда ее приговорили к смерти через усечение головы мечом. Вместе с ней казнили и ее отца – он разделил с дочерью мученический венец.
Святая мученица Татиана считается в России покровительницей студенчества, а день ее памяти, 25 января – любимый праздник всех учащих и учащихся. Ведь именно в день ее памяти в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета.
27 января четвергСт. стиль 14 января
Седмица 32-я по Пятидесятнице
Отдание праздника Богоявления. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: прмчч. Иса́ии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иереми́и, Павла, Ада́ма, Сергия, До́мна, Прокла, Ипа́тия, Исаа́ка, Макария, Марка, Вениами́на, Евсе́вия, Илии́ и иных с ними (IV–V); равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Прп. Ио́сифа Аналитина Раифского (IV); прп. Феодула, иеромонаха (V); прп. Стефана Вифинского (Халкидонского) (VIII).
Изречения святых отцов. О борьбе с тщеславием (1)
1. Отгонять любой помысл, внушающий сделать что-либо по человекоугодию и тщеславию.
Надлежит нам во всякое время строго испытывать себя и упражнения свои внешние и мысленные: для Бога ли и для пользы ли душевной они совершаются. Надлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное святым Давидом: Господь разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52, 6), отревать всякий помысл льстивый и внушающий что-либо сделать по человекоугодию. Таким образом, твердо да направляем все ко благоугождению Богу.
2. Смирять и уничижать себя и молиться Господу.
А тому, кто при всем желании своем так вести себя побеждается иногда, против воли своей, помыслом тщеславия – да исповедает он помысл свой в молитве ко Господу и да преложит его на противное, смиряя и уничижая себя: Сердцеведец, пред Коим открыта душа наша и всякое в ней движение, простит и не вменит нам его.
Преподобный Нил Сорский
28 января пятницаСт. стиль 15 января
Седмица 32-я по Пятидесятнице
Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоа́нна Кущника (V). Прмч. Пансо́фия Александрийского (249–251); прпп. Прохора Пшинского (X) и Гаврии́ла Лесновского (XI) (Серб.); свт. Гера́сима II (Палладаса), патриарха Александрийского (1714). Сщмч. Михаила Самсонова, пресвитера (1942).
Изречения святых отцов. О борьбе с тщеславием (2)
3. Представлять час исхода. Убояться того срама, который последует тщеславному.
Если когда-либо восчувствуем побуждение чем-либо потщеславиться, то воспомянем свои слезы, если имеем их, и благоговейное предстояние в молитве пред Богом. А если нет у нас ни того, ни другого, представим себе исход наш из сего мира – и бесстудное тщеславие чрез сие отженется. Если же оно и за сим гнездится в нас, убоимся, по крайней мере, того срама, который последует тщеславному. «Ибо возносяйся, еще здесь, прежде будущего века, не избежит унижения», – говорит святый Иоанн Лествичник.
Преподобный Нил Сорский
29 января субботаСт. стиль 16 января
Седмица 32-я по Пятидесятнице
Поклонение честны́м веригам ап. Петра; прав. Максима Тотемского, пресвитера (1650). Мчч. Спевсиппа, Елевси́ппа, Мелевсиппа, бабушки их мц. Леониллы, и с ними мчч. Неона, Турвона и мц. Иовиллы (161–180); мч. Дана́кта Иллирийского, чтеца (II); свт. Гонора́та Арльского, епископа (429). Сщмч. Иоа́нна Петтайя, пресвитера (1919).
Изречения святых отцов. О борьбе с тщеславием (3)
Вспомнить множество согрешений. Все твое подвижничество – капля в сравнении с морем заповедей Господних.
Когда кто-либо станет нас хвалить и своею похвалою, при содействии врага невидимого и собственного нашего ослепленного сердца, породит в нас мысль, что мы достойны чести и повышения и способны к занятию высоких мест, то тотчас вспоминаем себе множество и тяжесть наших согрешений или одно из них, наиболее гнусное, вообразим в уме нашем и скажем себе самим: суди, достойны ли похвалы и чести так поступавшие? И тогда вдруг увидим себя совершенно не стоящими никакой и ничьей похвалы, и внушения бесовские отразятся и более смущать нас не станут, сказал Никита Стифат. Ежели нет в тебе, говорит Преподобный, больших и студных грехов, то помысли о том, коль широка и совершенна и многобъемлюща всякая заповедь Господня, и тогда узришь, что все твое подвижничество – как капля в сравнении с обширным морем. Так трезвясь и любомудрствуя, мы избегнем сетей тщеславия. Ежели же не остережемся и беспечно будем поддаваться тщеславным помыслам, то, укоренясь, они породят в нас презорство и гордыню, которая есть начало и конец всякому злу.
Преподобный Нил Сорский
30 января воскресеньеСт. стиль 17 января
Седмица 32-я по Пятидесятнице
Прп. Анто́ния Великого (356); прп. Анто́ния Дымского (1224). Прп. Анто́ния Черноезерского (XVI). Сщмч. Ви́ктора Европейцева, пресвитера (1931); сщмч. Павла Успенского, пресвитера (1938).
Крокодилы
Ты говоришь, что веришь в Бога, но не можешь поверить в существование бесов. Есть притча об одном страннике, который, придя в Египет, имел большое желание искупаться в Ниле, чтобы потом было что вспомнить. Местные жители предостерегали его о том, что в Ниле водятся крокодилы, отговаривая заплывать на глубину. Но он не верил «бабьей сказке» о крокодилах и, как хороший, уверенный в себе пловец, заплыл далеко в мутные нильские воды. Вдруг крокодил набросился на пловца и вонзил в него свои зубы. При жизни храбрец не захотел поверить в существование крокодилов, а перед смертью не осталось у него на это времени.
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма.
Письмо 203, «любителю истины», о бесах
31 января понедельникСт. стиль 18 января
Седмица 32-я по Пятидесятнице
Свтт. Афана́сия Великого (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских; прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Прп. Афана́сия Сяндемского, Вологодского (1550); прав. Афана́сия Наволоцкого (XVI–XVII); прп. Маркиа́на Кирского (Киринейского) (ок. 388). Сщмч. Михаила Каргополова, пресвитера (1919); сщмч. Евге́ния Исадского, пресвитера (1930).
Молитвы: как молиться
У нас есть богатый выбор молитв, выстраданных подвижниками веры. Для начала достаточно выучить наизусть значимые именно для вас отрывки из псалмов или молитв – те, на которые откликается именно ваше сердце. И вы с удивлением и утешением заметите, что эти слова обязательно всплывут в вашей памяти в особо трудные для вас минуты, когда вашим сердцем завладеет отчаяние и когда вы почти потеряете надежду на то, что все еще может быть хорошо.
Молитва должна значить для нас что-то, должна трогать потаенные глубины нашего сердца и нашей души, должна сосредоточивать на себе вашу мысль. Если же вы читаете молитву механически, ничего не вкладывая в слова, то почему вы рассчитываете, что Бог услышит вас? Бог не слышит равнодушных.
Февраль
1 февраля вторник
Ст. стиль 19 января
Седмица 33-я по Пятидесятнице
Прп. Макария Великого, Египетского (390–391); свт. Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444); блж. Феодора Новгородского, Христа ради юродивого (1392); прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI).
Дни ангела в феврале
Александр – 7 (25 янв.), Алексей – 25 (12), Антон – 1 (19 янв.), 25 (12), Аркадий – 8 (26 янв.), Василий – 12 (30 янв.), Виктор – 13 (31 янв.), Виталий – 7 (25 янв.), Всеволод – 24 (11), Геннадий – 5 (23 янв.), 22 (9), Георгий – 4 (22 янв.), 17 (4), Григорий – 7 (25 янв.), 12 (30 янв.), Дмитрий – 24 (11), Евгений – 3 (21 янв.), 25 (12), Иван – 4 (22 янв.), 6 (24 янв.), 8 (26 янв.), 9 (27 янв.), 12 (30 янв.), 13 (31 янв.), Иннокентий – 22 (9), Кирилл – 17 (4), 27 (14), Максим – 3 (21 янв.), 19 (6), Марк – 1 (19 янв.), Михаил – 27 (14), Никита – 13 (31 янв.), Николай – 16 (3), 17 (4), Петр – 4 (22 янв.), 8 (26 янв.), 12 (30 янв.), 14 (1), Роман – 11 (29 янв.), 16 (3), Тимофей – 4 (22 янв.), 6 (24 янв.), Федор – 1 (19 янв.), 8 (26 янв.), 21 (8), 27 (14), Феликс – 7 (25 янв.), Филипп – 7 (25 янв.), Юрий – 17 (4), Яков – 11 (29 янв.).
Анна – 16 (3), 23 (10), Валентина – 23 (10), Зоя – 26 (13), Инна – 2 (20 янв.), Кристина – 19 (6), Ксения – 6 (24 янв.), Мария – 8 (26 янв.), 19 (6), 25 (12), Римма – 2 (20 янв.), Светлана – 26 (13).
2 февраля средаСт. стиль 21 января
Седмица 33-я по Пятидесятнице
Прп. Евфи́мия Великого, иеромонаха (473). Прпп. Евфи́мия схимника (XIV) и Лавре́нтия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах; прп. Евфи́мия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465); мчч. И́нны, Пинны и Риммы (I–II); мчч. Ва́сса, Евсе́вия, Евти́хия и Васили́да (303). Сщмч. Павла Добромыслова, пресвитера (1940).
Святые мученики Инна, Пинна и Римма
Святые Инна, Пинна и Римма, славяне Малой Скифии, жили в конце I века и были учениками святого апостола Андрея. Своей проповедью о Христе они обратили к истинной вере многих язычников и крестили их. Правитель варваров, разгневанный на них за это, принуждал их оставить веру Христову и поклониться идолам. Когда же они остались непоколебимыми, князь приказал вбить в лед большие бревна, как целые деревья, и привязать к ним мучеников, постепенно опуская их в холодную воду. Тогда стояла жестокая зима, и реки были скованы морозом так, что по льду могли передвигаться не только люди, но и кони с повозками. Итак, когда под тяжестью деревьев лед стал прогибаться, то вода поднялась и лед постепенно нарастал, так что дошел до шеи святых. Тогда они, измученные страшной стужей, предали Господу свои блаженные души.
Первоначально мужские имена Инна, Пинна и Римма в советскую эпоху стали женскими и остаются таковыми в современной России.
3 февраля четвергСт. стиль 21 января
Седмица 33-я по Пятидесятнице
Прп. Максима Исповедника (662); мч. Неофита Никейского (303–305); мчч. Евге́ния, Канди́да, Валериа́на и Аки́лы (III); прп. Максима Грека (1556). Мц. Агнии (Анны) девы (ок. 304); прписп. Анаста́сия Римского (662). Сщмч. Илии́ Березовского, пресвитера (1938). Икон Божией Матери: «Одигитрия» Ксенофская; Ктиторская (IV); «Закланная»; «Отрада» («Утешение») Ватопедская (807).
Преподобный Максим Грек (1)
В 1518 году великий князь московский Василий III попросил афонских старцев прислать ему ученого инока, чтобы разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог. Выбор старцев пал на Максима Триволиса, получившего образование в Италии, а затем принявшего иночество в Ватопедской обители на Афоне. По прибытии в Москву ему было поручено перевести на славянский язык Толковую Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг. Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с добродетельной супругой Соломонией, преподобный Максим обличил государя, предостерегая его от незаконного поступка. За это преподобного Максима заключили в земляную тюрьму, несправедливо осудив как еретика. На стенах своей темницы в Волоколамском монастыре он начертал углем канон Святому Духу – молитвенный вопль исстрадавшейся души православного инока.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги