Николай Тихонов, поэт, назвал Юрия Николаевича «чудом нашего времени».
Ю. Н. Рерих. Советы на каждый день. «Надо забыть все прошлое, не надо думать о причиненных тебе обидах. Будущее светло, надо все ему принести. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо поступить, и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого. Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Надо построить свой внутренний устав или правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться. Живая Этика – норма поведения, приложенная к жизни. Выбери себе несколько раз в день время для молчания духа, в безмолвии откроем сердце Указу Вл(адыки), иногда своими желаниями мы заглушаем голос Учителя. Особенно внимательным надо быть к повторным мыслям. Самое главное – выдержка во всем. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем. Когда человек начинает заниматься Учением, происходит будто сгущение теней. У каждого выявляются сильней его плохие качества. Также, когда вспахивают землю, появляются сорняки. Происходит переоценка. Потому надо знать свой путь и обрести терпение. Самая сердечная беседа – это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке. Требовать, приказывать другому не надо, но высказать так, чтобы другой понял. Найти такую формулу, которую другой принял бы. Важно подобрать слова, чтобы не увеличивать самость другого. Кто руководит, должен иметь чуткость, чтобы видеть, хватит ли у другого огня и сил для дальнейшего развития. Принимая во внимание теперешние условия, возможности, старайся говорить на понятном языке. Западные философы говорят высокие слова, но живут обыденной жизнью. А от того Запад не преуспевает. Напротив, Восток сразу применяет в жизни. Вряд ли западным путем можно освободиться от своих ошибок. Запад советует раскаяние, но это – цепь. Восток же не думает об ошибках, но сразу, всем существом, старается жить так, как надо».
Святослав Николаевич Рерих
Девика Рани, жена Святослава Николаевича, внучатая племянница Рабиндраната Тагора: «Он самый удивительный человек из всех, которых я встречала в своей жизни. Говоря это, я имею в виду, что встречалась с такими людьми, как Рабиндранат Тагор, Неру, Ганди, Эйнштейн и великими писателями, поэтами и артистами, включая мадам Анну Павлову. Среди тех великих людей… Святослав выделялся как блистающая звезда. Это потому, я думаю, что в гениальной личности отражается и ярко светит многогранная индивидуальность. Самое прекрасное в Святославе – это абсолютная простота. Он совершенно прост, как малый ребенок, и его сердце полно любви не только ко всем живым существам, но и ко всей Вселенной. Он кажется настроенным на Беспредельность, и тем не менее он умеет приложить руки к любой, самой незначительной работе, которую надо выполнить. Я не перестаю удивляться его бесконечному терпению, которое наблюдаю в течение всей нашей совместной жизни (46 лет вместе), и все же продолжаю удивляться тому, как чудесно он умеет жить. Он никогда не говорит о морали и не учит высшим ценностям жизни, но находящийся рядом учится, глядя на него. Поэтому я всегда от всей души благодарю Бога за то, что мне повезло встретить такого великого человека».
С. Н. Рерих: «Можно только определенно сказать, что моя любовь к природе, к искусству, изучение философии и внутренне устремление к духовному миру давали мне самое большое вдохновение, являлись путеводными звездами и создали самые бесценные сокровища моей жизни. Не только внешняя форма и концепция действует на человека, а более всего та таинственная сила, которая содержится в наиболее совершенных пропорциях, которые мы склонны называть великим искусством. Это инстинктивный ответ человека на что-то более прекрасное и совершенное, к чему стремится вся природа через свои великие эволюционные силы, заложенные в каждом из нас, в каждом проявлении жизни. Свет искусства окажет влияние на многочисленные сердца, озарит их новой любовью. Сначала это чувство будет неосознанным, но затем оно очистит человеческое сознание.
В 1928 г. я возвращался в Индию после продолжительного отсутствия. И когда сошел с корабля в Бомбее, почувствовал, как будто вернулся к чему-то особенно знакомому и близкому, как будто вернулся на землю, которую так хорошо знал. Индийский народ с самых ранних времен погружал свои мысли в великое Пространство Вселенной и думал и понимал многое из того, что мы начинаем понимать только теперь. Индия все перерабатывала, поглощала, всему придавала свой облик. Это не случайно. Мысль Индии синтетична: она в себя все вмещает, она ничего не исключает, все принимает, все содержит. Большинство моих картин, как вы знаете, посвящено Индии, потому что я хотел отразить жизнь Индии, ту жизнь, которая меня особенно привлекала и которая, может быть, меня поражала.
России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле. Россия – это пространство будущего».
Л. В. Шапошникова: «На двухмерном пространстве полотна Станислав Николаевич изобразил тонкий мир четвертого, а может быть, и более высокого измерения. Он видел и прозревал этот мир своими утонченными центрами, своей высокой энергетикой. Имея в своем распоряжении язык двухмерного пространства, он сумел с его помощью максимально приблизиться к иному миру, открыть как бы окно в него и доказать беспредельную возможность искусства. Картины подтверждали то, что сам человек, неся в себе миры более высоких измерений, является как бы мостом между ними и миром плотным».
С. Н. Рерих: «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте. Не нужно думать, что кто-то где-то – какой-то есть человек или сила, которая вдруг вам откроет все и будет какое-то такое, знаете, духовное преуспеяние во всем без всяких усилий. Этого не бывает. Духовное преуспеяние без наших трудов и усилий как-то не случается. Поэтому будем препятствия всегда приветствовать и думать: да, это не препятствие, это только ступень, которую жизнь, великая жизнь, поставила перед нами для того, чтобы мы могли подняться над этим и обновиться, стать другими людьми. Все наши поступки несут отпечаток наших мыслей, поэтому мы ответственны в своих мыслях не только перед собой, но и перед людьми. Поэтому надо стараться избегать дурных мыслей, не допускать их и, напротив, стремиться к положительным. Попробуйте – в сущности, это очень просто.
Что такое жизнь? Жизнь – это служение, надо уметь выбрать из нее то, что помогает нам продвинуться к совершенству. Возьмите былины. Герои былин всегда обладали какими-то особыми качествами, которые превосходили качества обычных людей. Повторить подвиг былинного богатыря простой человек не мог, но перед глазами у него всегда был пример более совершенного поведения, более совершенных качеств – конкретный, в который он верил, к которому тянулся. Красивые образы вызывают красивые мысли, а красивые мысли способны построить более красивую жизнь.
Взращивание добра в себе является иммунитетом против зла. Вера без дел мертва есть. Человеку дана возможность улучшить и себя, и свои отношения с людьми, и свою жизнь. Помните притчу, когда Александр Великий пришел к Диогену и спросил, чем он может его одарить, что ему дать? А нищий Диоген ответил: «Посторонись, не заслоняй солнце». Другими словами, то, что нужно было Диогену, Александр не мог ему дать. А то, что он мог дать, Диогену не было нужно. Таким образом, то, что нужно человеку, никто не может ему дать. Он может найти это в самом себе. А ищет почему-то на стороне. Старается схватить что-то, что якобы может обогатить, что–нибудь осязаемое.
Духовные поиски воспитуемы. Обратите внимание, дети с ранних лет обладают возможностью расширить свое сознание, свое восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвитию остается на всю жизнь.
Йога – это система, и полезна она только в компетентных руках, когда у вас есть учитель и он действительно на высоте не как тренер по гимнастике, а как человек, способный повести своего ученика вверх по ступеням совершенствования. Если жизнь действительно прожита ложно, нужно исправляться самому. Из человека, ложно прожившего жизнь, воспитателя не получится, так что непременно надо исправляться. Исправление возможно в любом возрасте, необратимых процессов не бывает. Вернее, может быть, они и есть. Но очень редки. У человека всегда есть шанс. Еще никто не опускался так низко, чтобы нельзя было воспрянуть. Кроме вопиющих случаев.
Возможность подняться, исправиться существует для каждого человека и в каждом человеке, просто надо найти в себе силы. Если мы попробуем что-то насильно искоренить или исправить, мы только покалечим, только приумножим зло. Любое решение должно взрасти изнутри человека. Оно может появиться, если у человека возникает внутреннее недовольство собой или окружением. Такое недовольство может возникнуть, если для сравнения ему показать что-то внутренне более содержательное, богатое.
Духовные накопления, духовные озарения происходят от гармоничного духовного состояния. Когда человек в ладу с самим собой, со своими желаниями – с одной стороны, и с внешним миром – с другой. Такое состояние делает нас свободными, освобождает нас. Если же вы в рабстве у своих чувств, переживаний – вы не свободны, не можете быть счастливы. Счастливый человек внутренне свободен, его ничто не связывает. Он внутренне независим. Это – главное. Мы живем столько, сколько живем – не более того. Рано или поздно нам придется уйти. И туда, куда мы уйдем, ничего нельзя будет взять с собою из того, что окружало нас при жизни.
Принадлежность к общечеловеческой семье не исключает чувства патриотизма. Патриотизм нужен: он оправдывает наше существование в определенной мере на определенной территории. Патриотизм учит нас прекрасным, возвышенным мыслям.
Те, кто следует путем Красоты, Добра и Совершенства, не могут позволить себе ни агрессивности, ни злобности, ни враждебности по отношению к другим».
Под хранением естества следует понимать открытие всех возможностей для совершенствования, для улучшения. Именно в этом порядке естество и будет направлено естественно. Можно всеми тончайшими способами напоминать об этом естественном пути. Но неразумно, хотя бы отчасти насильствовать, если какие-то вещества, противные для восхождений, еще не изжиты.
Мудрый наставник никогда не будет заставлять читать какие-либо определенные книги. Он предоставит возможность ознакомиться с полезными источниками, но принуждать, хотя бы косвенно, он не станет. Да и какой будет толк, если прочтенное воспринимается под знаком недоброжелательства или недоверия?
Если почему-то сердце, это хранилище естества, окажется закрытым или залитым гноем, то никакое естественное, справедливое суждение и не может возникнуть. Тьма подскажет множество сомнений, недоумений, которые даже для ребяческого ума могли бы быть разрешимы. Но тьма наложит крепкий затвор свой.
Религия, вера, молитва
Религиозный вопрос был важен во все эпохи. Религиозные и философские учения всегда обращали пристальное внимание на природу Божественного начала. Бог рассматривался как личность, ответственная за сотворенный ею мир. Этот мир всегда было полон зла, несовершенства, боли. Как могла Совершенная Сущность создать столь несовершенный мир? Учение Махатм о природе Божественного Начала изменило саму суть вопроса. Ответ находим в письмах Елены Рерих: Божественное начало – это безличный, всеобъемлющий и невыразимый космический принцип.
В проблемах религии и церкви Е. Рерих делает акцент на различие между официальной церковной идеологией и подлинным, историческим учением Христа. В одном из писем 1934 г. Е. Рерих пишет: «Столько извращений, столько неточностей допущено в Учениях. Всякое очищение является великим Служением, воистину. Каждое устремление обновить Истину, как она дана человечеству, есть Огненное Служение. Трудно представить себе, насколько затуманены умы различными злотолкованиями. Каждый человек напряжен в искании новых толкований, удаляясь все больше и больше от Истины. Расчленение так ярко утверждается в религиях, в науке и во всем творчества». Письма Елены Рерих посвящены первоначальной сути учения Христа, незатемненного дальнейшими догмами и искажениями.
И религия, и наука интересовали Елену Ивановну по одной из важнейших проблем – утверждение истинного, объективного мировоззрения. Почему Учителя и Е. Рерих считали эту проблему такой важной? Ответ находим в письмах Елены Ивановны (1937 г.): «…пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не будет принят закон перевоплощения, закон кармы и усвоены обоюдная зависимость всего сущего и соответственная великая ответственность человека; пока не будут осознаны Миры Надземные и воспринята Иерархия Света; пока мысль не получит признания как главный двигатель и духовный синтез, не займет первенствующего значения в жизни государства, до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и счастье человека, и великое служение общественному благу останется в пределах отвлеченности. Но не возопит дух человека и не обратит взора к Высшему Водительству, не пройдя через все ужасы бедствий и катаклизмов, вызванных его же безумием. Именно в этом безумии страшного разъединения и нетерпимости, и отказа от принятия новых высших энергий, направляющих весь мир к дальнейшим ступеням эволюции, и следует искать космическую причину и смысл всех потрясений, периодически посещающих нашу злосчастную планету. Будем надеяться, что грядущая эпоха с ее особенными сочетаниями космических лучей принесет новые пробуждения сознания, и новое поколение осознает всю преступность зачинщиков самоистребления, и не только посредством пушек и газов, но, главным образом, через разъединение и недопустимые злобные и убийственные мысленные посылки. Ведь убийств от злобных посылок гораздо больше, чем от пушек. Но и эта истина еще недоступна человечеству».
Елена Рерих рассматривает религию как мораль человечества. Цель Агни Йоги утвердить новое мировоззрение, чтобы не только еще раз, вслед за духовными учениями прошедших эпох, сказать человечеству «Не убий!», но и показать последствия нарушения законов Космоса уже не на религиозной, а на научной основе. Живая этика не просто говорит «делай это» или «не делай этого», а обосновывает космическими законами. Человек должен знать последствия совершаемых им поступков. Если убийца знает суть закона кармы, то вряд ли он станет убивать. Если правители государств будут знать об их личной кармической ответственности за проводимую политику, то на Земле не случались бы войны и кровопролития.
Служители церкви сразу после выхода «Агни Йоги» развязали клеветническую кампанию против Учения. В 1935 г. дьякон Кураев утверждал: «Живая Этика» – это сатанинское учение». Церковь – один из консервантивнейших институтов. Свое мнение церковники не меняли. В конце ХХ в. сторонников Агни Йоги отлучили официально от церкви. Чем вызваны такие нападки? Христос предупреждал грядущие поколения: «Не мир, но меч пришел я принести на Землю». Меч, который должен провести границу между Светом и тьмою, между Добром и злом, между Новым Миром и старым. Это говорит «Живая Этика», предупреждая людей о неизбежной битве между Силами Света и тьмой. Предупредив, она вооружает людей и готовит их к наступлению новых природных условий, новых космических энергий. Не прошло и века, как мы это почувствовали на себе.
Бог неотделим от Проявленной Природы. Бог Вездесущ. Носителем Бога есть сам человек. Нигде в Учениях и в письмах Великих Учителей мы не найдем отрицания безличного Бога. Что есть безличный Бог? Он божественный, неизменный и беспредельный Принцип, или Непознаваемая Причина всего Сущего. Словами апостолов Иоанна и Павла (в первых их трудах): «Бог Невидимый и Непознаваемый». В Евангелии от Иоанна: «Бога не видел никто, никогда». Во второзаконии Моисей говорит: «Бог есть Огонь Поядающий».
В трудах великого Оригена («О Началах») (Ориген – греческий философ и отец христианской церкви), этого истинного Светоча Учения Христа, утверждается: «Итак, Бога нельзя считать каким-то телом, пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная природа, не допускающая в себе никакой сложности. Он есть Ум, и в то же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается все то, что называется сложным, существовали раньше самого Начала».
В Библии сказано, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ, и что все в Нем движется и дышит и имеет Бытие.
Каждый народ, каждая страна имеют свою религию, но все религии, все учения древности полагали в основу мироздания величественную, вечно непознаваемую Причину всего сущего и поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными именами. Христианский мир избрал слово «Бог». С этим словом христианин связывал все самое Высокое, самое Прекрасное, что доступно его сознанию.
В книгах Учения «Агни Йоги» этот непознаваемый и Беспредельный Принцип, или Начало, часто тоже называется словом «Бог». Говорится, что «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе». И еще: «Отец Мой и Отец Ваш». Это непостижимое Начало пребывает в нас и вокруг нас. Но и Бог Махатм есть Бог Космический, или сам Космос в его Видимости и Невидимости. Все в Нем движется и дышит, и имеет Бытие. «Агни Йога» говорит, что люди не понимают, что означает Бог и Бодхисатва. Если сказать словами Оригена, то: «Наш ум своими Силами не может постичь Бога, но познает Отца всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной».
Согласно Вселенскому Закону, Бог дает каждой искре, исходящей от Него, все Свои Свойства, но предоставляет ей свободу выбора в применении их на строительство (например, Христос) или разрушение (например, Люцифер). Особый вопрос, как делились древние религии по влиянию на верующих. В древности все без исключения религии делились на эзотерические (Учение для избранных, высокодуховных людей) и экзотерические (Учение для народа). Сложность христианства, например, в том, что священнослужители утратили (или отвергли, можно сказать) ключ к пониманию Учения Христа. Учение Христа имело эзотерическую направленность (слова самого Христа в Евангелии), которую церковь отбросила, оставив только экзотерическую сторону Учения.
В 787 г. Вселенский собор христианских церквей установил ныне действующий порядок почитания икон.
Церковь отошла от понятия «безличного Бога» и вложила в это понятие то понимание, которое сложилось в умах масс. Определение такого Бога, как «безличного», становится полной нелепостью. Принимая Бога, как Непостижимое Начало, как Единый Закон всякого существования, можно говорить о Его безличии. Если Бог Беспределен, то как его можно представить в какой-то форме или облике? Тогда Он становится предельным и конечным. Объяснить многие недоразумения в христианстве можно только представив Бога как Божественный, Неизменный, Вездесущий и Беспредельный и Непознаваемый Принцип. Понятие Бога сильно разнится в сознаниях человечества, стоящего на разных ступенях эволюции. Сознание людей расширяется, но Понятие веками остается неизменным. Косное большинство (в т. ч. служители церкви) следует раз установленным догмам. А ведь сколько сознаний, столько и представлений о Боге. В Бхагавад Гите говорится: «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи, из которых каждая подобна жемчужине».
Если Бога представить в облике Существа Всемогущего и Вселюбящего, Всемилосердного, то тогда мы должны спросить Его – почему он допускает такую вопиющую жестокость и столько несправедливости? Почему в Природе Его создания пожирают друг друга (птицы, насекомые и т. д.), почему мир есть самый настоящий Ад!
Несчастен человек, который довольствуется только материальными благами, но еще несчастнее человек, осмелившийся выступить и потребовать справедливости и чего-то высшего, чем животное, материальное наслаждение. Пример Христа, распятого на кресте. Только такая жестокость могла обратить внимание людей на Его Учение. Сколько в мире смертей от зла? Если вы скажете, что это испытание, и зло ведет к добру, то неужели Бог в течение веков захотел видеть страдания биллионов своих созданий? Зло заразительно, и если бы не единицы высших сознаний, то жестокость и злоба затопили бы мир. Разве не в силах Бог создать более высокую и совершенную Природу? Нельзя примириться с существующим положением вещей и образом Всемилосердного, Всеведущего и Всемогущего Бога, которого нам проповедует церковь.
Нужно внимательно изучить все понятия о Боге, обратиться к Учениям Востока и Умам, которые их дали людям, и признать в Них Учителей человечества. Восток от Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной, пришел к высшим идеям о Божестве, и в Непостигаемом Абсолюте найдено было объяснение всей Вселенной. Абсолют вмещает в себе все конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, а дальше этого всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может.
Все величайшие Учителя человечества не поощряли споров о Непознаваемой Причине. Ее принимали как Величайшую Тайну. Абсолют вмещает и понятие Беспредельности, поэтому мы можем видеть лишь различные аспекты и проявления Абсолюта. Проявленным Богом может быть лишь само человечество, но в настоящей стадии развития оно больше похоже на Сатану. В Ведах говорится: «Он – Я; Ты – Тот».
Дух непостижим и не имеет проявления без наброшенной на него Материи. Материя эта недоступна нашим грубым чувствам. Материя есть кристаллизованный Дух, а Дух – это энергия. Энергия тоже не может проявиться вне материи. Видимый нами Свет тоже вид тончайшей материи в движении.
В «Агни-Пуране» говорится о Боге, находящемся в потенциальном состоянии в недрах Космической природы, так же как огонь спрятан в куске сухого дерева, как масло в кунжутном дереве. Бог лежит сокрытый в Природе, как духовное начало, совершенно нейтральное и лишенное каких-либо действий. Сочетание этого Бога и Космической Природы объединены силою, которая известна как энергия (Фохат или Космическое электричество), которая содержит в себе все зачатки и свойства всех веществ и Материй. Все это последовательно развивается из сочетания Космической Природы и Духа (Бога).
Наука уже поняла, что нет материи, а есть энергия. Лучшие умы начинают ценить силу мысли и даже измерять ее физически. Сливается воедино духовное (энергия) с материальным. Материя есть лишь качество Духа.
Богом можно назвать Космический Разум, который находится в свернутом состоянии в непроявленной Вселенной. Нужно различать Потенциальный Разум и Космический Проявленный Разум. Высший Разум – это Коллективный Разум, но есть еще Великое Сердце в книгах Учения Востока – это Сердце Великой Иерархии Сил Света. Разум и Сердце высочайших Духов, которые завершили свою человеческую эволюцию в этой Манвантаре, на нашей планете или в других Мирах, руководят силами низшими и судьбами разных человечеств в разных Мирах. Они дают основу сознания и эволюционное направление, не вмешиваясь насильственно в человеческую карму. Если бы не Их водительство, человеческая эволюция уже не раз явила бы полное разрушение. В «Агни Йоге» Елена Рерих пишет: «…сознание масс всегда требует Личности для почитания и творит образ Высший по подобию своему, тогда как высшие сознания стремятся во всех проявлениях к Принципу… Человечество придает значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознание посредственности. …дух человеческих исканий и устремлений обращен вниз. Но задача Нового Мира пробудить сознание и вернуть миру предназначенный облик красоты. Творчество духа должно напрячься именно к восхождению. …первым условием будет – творить образ Божий по-Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут Огненными…
Вместимость малого сознания будет соответствовать созданному облику… Скажу: тяжко человеческое мышление! Пространственный горизонт доступен лишь тому, кто знает Всеобъемлемость Принципа… Потому дух малый не может слиться с Огненным Принципом».
Люди служат Богу своего отображения и почитают его своими пороками. А Махатмы служат Божественному Неизреченному Началу и почитают Его чистотою своей жизни. Нельзя обвинять в атеизме Тех, чья Сущность истинно Божественного проявления. Не будет вреда, если ваше сознание нуждается в представлении Бога как Личного Существа, лишь бы этот Образ не был отображением вашей личности, а был бы истинным Подобием Иерарха на Лестнице Света (Лестнице Иакова). Действительно, стоящий по главе Цепи Иерархии нашего мира по Мощи своей и есть для нас проявленный Бог. Форма не так важна, как сама Идея высшего стремления человека. В Бхагавад Гите читаем подтверждение этому: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек не приближался ко Мне, на этом пути Я приветствую его».