Книга Страхование. Шпаргалки - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Николаевна Альбова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Страхование. Шпаргалки
Страхование. Шпаргалки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Страхование. Шпаргалки

Страховой риск – вероятное событие или совокупность событий на случай наступления которых и проводится страхование: личное, имущественное, ответственности.

Страховой случай – свершившееся страховое событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхователю, застрахованному лицу.

Сострахование – участие двух или более страховщиков в заключении одного и того же договора страхования.

Страховой интерес – мера материальной заинтересованности в страховании.

Страховые резервы – формируются за счет поступления страховых взносов и используются только для страховых выплат.

Договор страхования – соглашение между страховщиком и страхователем, регулирующее их взаимные обязательства в соответствии с условиями страхования.

13. Основные элементы страхования

Лица. В каждом страховом правоотношении обязательно участвуют два лица: страховщик и страхователь; могут (необязательно) участвовать еще два лица – выгодоприобретатель и застрахованное лицо. Страховщик и страхователь непременно участвуют в договоре как имущественного, так и личного страхования. Выгодоприобретатель может участвовать в договоре как имущественного, так и личного страхования. Застрахованное лицо может участвовать только в договоре личного страхования.

Страховщик принимает на себя обязанность выплатить страхователю страховое вознаграждение при наступлении предусмотренного события, а страхователь делает за это страховщику денежный взнос (страховую премию). Выгодоприобретателем является то лицо, которому страховщик должен по договору выплатить страховое вознаграждение. Выгодоприобретателем может быть либо сам страхователь, либо третье лицо. Застрахованным лицом является то лицо, в жизни которого должно произойти событие, влекущее для страховщика обязанность уплаты страхового вознаграждения. Им может быть страхователь, выгодоприобретатель и четвертое лицо.


Страховой риск – опасность, от последствий наступления которой заключается страхование.

Страховой случай – событие, от наступления которого находятся в зависимости права страхователя или выгодоприобретателя на страховое вознаграждение.

Страховая сумма – та денежная сумма, которую страховщик обязуется уплатить страхователю или выгодоприобретателю при наступлении предусмотренного договором события.

Страховая премия – представляет собой плату, которую страхователь уплачивает страховщику.

Страховой срок. Страховщик принимает на себя ответственность только в течение известного количества времени, поэтому указание срока – непременное свойство страхового правоотношения.

Эти основные элементы свойственны как добровольному, так и обязательному страхованию, как имущественному, так и личному.

14. Страховой риск

Страховой риск – это предполагаемое событие, на случай наступления, которого производится страхование (п. 1 ст. 9 Закона о страховании). Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками случайности и вероятности его наступления. Риск не зависит от воли участников страхования. Риск является предполагаемым, а не реальным событием. Он может иметь различные степени вероятности наступления и влечь за собой различные по размеру убытки, что и позволяет его оценивать (ст. 945 ГК РФ). В период действия страхования риск может изменяться как в сторону уменьшения, так и увеличения (ст. 959 ГК РФ). Оценка страхового риска является правом страховщика (ст. 945 ГК РФ).

В зависимости от источника опасности выделяют риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (землетрясения, наводнения, сели, цунами и др.) и целенаправленным воздействием человека в процессе присвоения материальных благ (как кража, ограбление, акты вандализма и др.).

В общей классификации рисков различают экологические, транспортные, политические, специальные, технические риски и риски ответственности.

Экологические риски связаны с загрязнением окружающей среды и обусловлены преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ.

Транспортные риски подразумевают: страхование воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и автомобилей во время движения, стоянки (простоя) и ремонта (каско); страхование перевозимых грузов (карго).

Политические (репрессивные) риски связаны с противоправными действиями с точки зрения норм международного права, с мероприятиями или акциями правительств иностранных государств в отношении данного суверенного государства или граждан этого суверенного государства.

Специальные риски подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов, (благородных металлов, драгоценных камней, произведений искусства, денежной наличности).

Технические риски проявляются в форме аварий по причине внезапного выхода из строя машин и оборудования или сбоя в технологии производства.

15. Страховой случай

Страховой случай – совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица – в виде страхового обеспечения.

В ст. 929 ГК РФ обязательство, составляющее предмет договора страхования, сформулировано следующим образом: «Страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки».

Из этой формулировки можно сделать вывод, что причинение вреда (убытков) должно являться следствием страхового случая, то есть наступление страхового случая и факт причинения вреда заинтересованному лицу – это разные события, которые должны быть связаны друг с другом, как причина и следствие.

В п. 2 ст. 952 ГК РФ сам страховой случай и последствия его наступления также рассматриваются как разные события. Соответственно можно сделать вывод, что моментом наступления страхового случая следует считать не момент причинения вреда, а момент возникновения опасности.

Важно правильно определить момент наступления страхового случая при длящихся опасностях, когда причинение вреда начинается не сразу при возникновении опасности, а через некоторое время после ее возникновения.

В промежуток между возникновением опасности и началом причинения вреда может закончиться срок действия страховой защиты, и тогда, если страховой случай считается наступившим в момент возникновения опасности, страховая защита должна быть предоставлена, а если наступление страхового случая совпадает с моментом начала причинения вреда, то страховая защита не должна предоставляться. Окончательное решение должна дать судебная практика.

16. Страховая сумма

Страховая сумма – это установленная законом или договором страхования сумма, в пределах которой страховщик обязуется вы платить страховое возмещение при наступлении страхового случая.

По общим правилам (п. 2 ст. 947 ГК РФ) эта сумма не должна превышать страховую стоимость имущества или предпринимательского риска. Однако стороны вправе в конкретном дополнительном страховании предусмотреть страховую сумму ниже страховой стоимости, что и регулирует ст. 949. в силу правил об имущественном страховании или которую он обязуется выплатить по нормам о личном страховании (ст. 947 ГК РФ). Страховая сумма является верхним пределом того, что может получить страхователь (выгодоприобретатель).

При наступлении страхового случая страховщик обязан в соответствии с законом (ст. 9 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации») или договором уплатить денежную сумму, которая называется страховой выплатой. В п. 3 ст. 9 Закона содержатся два важных утверждения, касающиеся страховой выплаты.

1. Выплата производится, когда страховой случай происходит либо с имуществом, либо с личностью застрахованного лица. Поскольку страховой случай – это причинение вреда, указанная норма подтверждает, что страховая защита не может предоставляться на случай любого события в жизни застрахованного лица, как это установлено в ст. 934 ГК РФ, а лишь на случай событий, причиняющих вред личности;

2. Выплаты при имущественном и при личном страховании обозначаются по-разному: возмещение и обеспечение. Это различие подчеркивает существенную разницу между имущественным страхованием и личным страхованием. При имущественном страховании причиненный вред имеет денежную оценку и может быть возмещен.

При личном страховании причиненный вред не имеет денежной оценки, поэтому не может быть возмещен, но застрахованное лицо может быть обеспечено определенной денежной суммой для того, чтобы хотя бы таким образом компенсировать причиненный вред.

17. Страховая премия

Страховая премия – это плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

Существуют случаи, когда страховая премия не выплачивается сразу полностью, а подлежит уплате в рассрочку. Эта часть страховой премии получила название страховой взнос.

Страховой взнос устанавливается при подписании договора и остается неизменным в течение срока его действия, если иное не оговорено условиями договора. Размер взноса должна быть достаточным для того, чтобы страховая компания смогла:

1) покрыть ожидаемые претензии в течение страхового периода;

2) создать страховые резервы;

3) покрыть издержки страховой компании на ведение дел;

4) обеспечить определенный размер прибыли.

В ст. 11 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» дано такое определение страхового взноса: «Страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом». В Гражданском кодексе РФ содержание данной статьи практически полностью изменено. Плата за страхование названа в ГК РФ не взносом, а премией, а взносом называется часть премии в том случае, когда премия уплачивается в рассрочку.

Обязанность использования тарифов при определении платы за страхование в ст. 11 Закона установлена императивно и требует согласования тарифа как необходимого условия договора страхования. В ст. 954 «Страховая премия и страховые взносы» Гражданского кодекса РФ использование тарифов – не обязанность, а право страховщика. Гражданский кодекс РФ не относит тариф к существенным условиям договора. В соответствии с п. 2 ст. 954 ГК РФ тарифы по обязательному страхованию определяются не законом, как это установлено в ст. 11 Закона, а органом страхового надзора.

Вопрос о плате за страхование подробно отрегулирован в ст. 954 ГК РФ, на которую и следует ориентироваться. На практике страхователи часто вместо понятий «страховая премия», «страховой взнос» употребляется единое понятие «страховой платеж».

18. Страховая выплата

Страховая выплата – выплата страховой суммы (части ее) страхователю или застрахованному (при личном страховании) или страховое возмещение (при имущественном страховании) при наступлении страхового случая.

Для того чтобы осуществить страховую выплату, необходимо:

1) установить факт наступления страхового события, предусмотренного договором страхования;

2) выявить и зафиксировать (фото, видео, документально) обстоятельства, характеризующие наступившее страховое событие;

3) определить размер (объем) материального ущерба (вреда) на месте страхового события и зафиксировать их;

4) установить причинную связь между наступившим событием и зафиксированным размером ущерба (вреда);

5) сделать расчет (калькуляцию) ущерба (вреда) в денежной форме, подлежащей выплате страхователю, выгодоприобретателю или застрахованному лицу.

Форма, сроки и порядок оповещения страховщика о наступлении опасного события оговариваются в условиях договора страхования или правилах страхования. После получения от страхователя информации о возникновении опасного события представитель страховщика должен прибыть на место страхового события и зафиксировать (составить акт), с описанием причин возникновения опасности, характера опасности, степени воздействия ее на объект страхования. Для проведения данного мероприятия страховщики привлекают экспертов – сюрвейеров, которые занимаются только страховыми расследованиями для установления причин возникновения страхового случая и определения размера страхового ущерба (вреда). Далее устанавливается: 1) является ли причиненный ущерб (вред) следствием наступившего события, заявленного страхователем, или возник в результате воздействия иного источника; 2) является ли наступившее опасное событие тем, которое предусмотрено договором страхования, и соответствует ли характеру события, описанного в договоре страхования.

Последний этап – определение фактического размера ущерба (вреда), причиненного страховым событием. В основном это делают оценщики, специализирующиеся в области определения размера ущерба (вреда) при наступлении страховых случаев.

19. Франшиза

Франшиза – это часть от общего размера убытка, который возникает при наступлении страхового случая. Однако данная часть убытка может быть возмещена или не возмещена страхователю, в зависимости от того, как об этом договорятся стороны договора страхования.

С учетом франшизы осуществляется разделение ответственности между страховщиком и страхователем при страховой выплате; франшиза становится невозмещаемой страховщиком частью убытка, остающейся на страхователе, выгодоприобретателе или застрахованном лице.

За счет франшизы снижается стоимость страховых услуг, что выгодно страхователю, но невыгодно страховщику; в то же время увеличивается убыточность страхователя в пределах суммы франшизы, что выгодно страховщику, но невыгодно страхователю. На практике размер франшизы находится в пределах 1–5 % страховой суммы.

В экономическом смысле элемент франшизы в страховании связан со страховой суммой, которая формально остается неизменной, а фактически уменьшает пределы страховой выплаты за счет снижения стоимости страховых услуг.

Франшиза бывает условной и безусловной.

При условной франшизе выплата страхового возмещения по наступившему страховому случаю обусловлена размером франшизы, предусмотренной договором страхования, именно в договоре страхования оговаривается предельная сумма франшизы.

Если убыток превысит размер франшизы, то страховщик выплачивает страхователю, выгодоприобретателю или застрахованному лицу страховую выплату, но за минусом франшизы. Если же наступивший убыток окажется меньше франшизы, то страховщик полностью освобождается от страховой выплаты.

Безусловная франшиза не влияет на страховую выплату в целом, в связи с чем страховая выплата производится страховщиком в обязательном порядке, если наступил страховой случай. Однако при этом вся сумма франшизы вычитается из страховой выплаты и не возмещается страхователю, выгодоприобретателю или застрахованному лицу.

20. Абандон

Термин «абандон» законодательно закреплен только в морском страховании, в ст. 278 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).

В соответствии с этой статьей абандон определяется как отказ страхователя или выгодоприобретателя от своих прав на застрахованное имущество (судно или груз) в пользу страховщика.

Если имущество застраховано от гибели, то страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в следующих случаях:

1) пропажа судна без вести;

2) уничтожение судна и (или) груза (полная фактическая гибель);

3) экономическая нецелесообразность восстановления или ремонта судна (полная конструктивная гибель судна);

4) экономическая нецелесообразность устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;

5) захват судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более шести месяцев.

В указанных случаях к страховщику переходят все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости и права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.

Соглашение сторон, противоречащее правилам, установленным указанной статьей, ничтожно.

Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение 6 месяцев с момента окончания срока или наступления указанных выше обстоятельств. Кроме того, данное заявление должно быть безусловным и не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно.

Шестимесячный срок является для абандона пресекательным, с истечением его страховщик теряет вышеизложенные права, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 279 КТМ РФ.

21. Суброгация и регресс в страховании

Суброгация – одна из важных особенностей имущественного страхования.

Суброгацией называется переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба, то есть переход к страховщику права требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, осуществляемый путем передачи этого права в объеме выплаченного страховщиком страхового возмещения (ст. 965 ГК РФ).

Суброгация призвана защищать интересы как страхователя, так и страховщика, поскольку страхователь не только получает возмещение, но и освобождается от хлопот, связанных с процедурой улаживания своих взаимоотношений с лицом, ответственным за причинение вреда, а страховщик сохраняет таким способом страховые резервы, предназначенные для выплат тем же страхователям.

Регресс – это право обратного требования страховщика, осуществившего страховую выплату, к лицу, причинившему вред.

Право регресса основано на замене должника в обязательстве из причинения вреда. Предоставление страховщику права регресса означает, что он заменил собой должника – причинителя вреда в обязательстве причинения вреда, возместив вместо него вред, причиненный потерпевшему.

Отличие суброгации от регресса заключается в том, что при регрессном требовании возникает новое обязательство, а при суброгации нового обязательства нет.

Особенность регрессных требований, возникающих на основании ст. 14 Закона об ОСАГО, состоит в том, что в отличие от суброгации страховщик по ОСАГО имеет право предъявить регрессное требование не только к третьим лицам – причинителям вреда, но и к страхователю по договору страхования. Это обусловлено тем, что один из основных принципов Закона об ОСАГО – гарантия возмещения вреда потерпевшим, даже если вред причинен умышленными действиями страхователя или иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования.

22. Истоки страхования в древнем обществе и средневековой Европе

Начальные формы страхования нашли отражение в Законах Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Так, по параграфу 48 в случае наводнения или засухи заимодавец не может требовать ни процентов с долга за этот год, ни хлеба с участка, подвергшегося стихийному бедствию. Известны договоры купцов-корабельщиков Финикии, Древнего Египта, Древней Греции и Рима.

Участники торговли обычно заключали соглашения о взаимопомощи членам торговых караванов на случай стихийного бедствия, разбойного нападения или кражи. Товары и транспортные средства становились объектами страхования. В Древнем Риме страховое дело принимает организованный характер.

Существовали различные коллегии, корпорация лиц, связанных общей профессией, во главе с магистром. Уплачивая взносы, их члены имели право на возмещение убытков в соответствии с уставами.

В средневековой Европе страховое дело развивалось в трех направлениях:

1) расширение сферы страховых отношений по видам, целям и страховому обеспечению;

2) формирование двух самостоятельных отраслей – имущественного и личного страхования;

3) выделение гильдий, цехов, специальных страховых фондов в виде сиротских, вдовьих и других касс.

В X–XIII вв. в Англии, Германии, Дании и Исландии страхование стали осуществлять городские цехи и купеческие гильдии. В X в. англо-саксонская гильдия учредила кассу для возмещения членам гильдии стоимости украденного у них скота. В XI в. в Германии широко распространились купеческие гильдии. В XI в. в Дании членам гильдии из общей кассы возмещались средства при аварии или при выкупе из плена. В XII в. в Исландии жители острова объединились для взаимного обеспечения погашения убытков от пожаров и от падежа скота. Развитие гильдийского страхования в XIII–XIV вв. в Европе привело к разделению гильдий на защитные (охранительные) и профессиональные. Целью первых была охрана личности и имущества членов гильдии от различных опасностей. Целью вторых – защита интересов членов гильдии, принадлежащих к одной профессии.

23. Основные этапы развития страхования в России

В эпоху Средневековья некоммерческий тип страхования существовал и на Руси. В своде законов «Русская правда» были зафиксированы правовые основы страховых отношений в Киевской Руси.

В России страхование развивалось в основном по инициативе власти. 28 июля 1786 г. издан «Манифест об учреждении Государственного Заемного Банка», запрещающий страховать имущество у иностранных страховщиков. При этом банке была создана страховая экспедиция, на которую возлагалась обязанность страхования от огня имущества и строений российских граждан. Однако ее деятельность оказалась убыточной и была прекращена.

Страховое дело в России сформировалось лишь в начале XIX в. при участии известного экономиста барона А. Л. Штиглица. В 1827 г. вместе с другими учредителями он открыл Первое Российское страховое от огня общество. В 1835 г. было создано Второе Российское страховое от огня общество. В 1844 г. было введено страхование от огня для государственных крестьян.

В 1904 г. действовало 500 компаний, которые занимались страхованием рисков инвалидности, гибели в трудоспособном возрасте, страхованием старости, пенсионным страхованием. Коллективное страхование рабочих от несчастных случаев за счет предпринимателей и страхование в больничных кассах были закреплены законодательством в 1912 г., что соответствовало общеевропейской практике.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, – в начале XX в. – и не получило широкого распространения.

Вместе с развитием земельного законодательства развивалось и имущественное страхование. В России существовало строгое различие между прекращением ипотечного права и его погашением. Погашение осуществлялось формальным уничтожением записи в ипотечной книге. В Российской империи образцовая ипотека действовала в губерниях Царства Польского по уставу 1818 г. В ее основе лежало старое польское законодательство с прусскими и австрийскими «наслоениями». В прибалтийских губерниях ипотека действовала с XVIII в. и была объединена с законодательством при судебной реформе 1889 г.

24. Общая характеристика страхового рынка

Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

Обязательное условие существования страхового рынка – наличие потребностей (спроса) на страховые услуги и страховщиков, способных удовлетворить эти потребности.

Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи – физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, содействующие заключению договора страхования.

В качестве товара страхового рынка выступает страховая услуга.

Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе. Она складывается на конкурент ной основе при сопоставлении спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется принципом равенства между поступлениями платежей страхователя и выплатами страхового возмещения и страховых сумм, верхняя граница – потребностями страховщика. Если цена страховой услуги оказывается чрезмерно высокой, то страховщик может оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами и потерять клиента.