Константин Щеголев
Светлой памяти моего друга журналиста Игоря Тернявского
Предисловие
Кто правит современной Россией – если быть точным, Российской Федерацией? Можно долго спорить на эту тему, чем и занимаются многочисленные публицисты и политологи современности. Можно выдвигать любые версии – от олигархов до легендарной «мировой закулисы», искать тайные течения и мифические подтверждения своей точки зрения. Но все равно в конце концов можно прийти к одному выводу: главной в современной России является центральная исполнительная власть. Возможно, так сложилось исторически, а может быть, это явление нового времени. Но все равно, что бы ни декларировалось, остальные ветви власти – законодательная и судебная – играют лишь вторые, вспомогательные роли на российской политической сцене. Фактически же Россией правят 1000 человек, биографии которых приведены в этой книге. Именно они составляют элиту российской власти, они обладают правом решать судьбы государства, каждый в рамках своей компетенции. Исключения есть, но они лишь подтверждают правило.
В книге собраны биографии лиц, занимающих ключевые позиции в гражданском и военном руководстве страны. Это министры и их заместители, руководители и заместители руководителей федеральных служб и агентств, высшие чиновники Администрации Президента РФ, руководители Центробанка, Генеральной прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты и т.д. Сразу оговорюсь, что в книгу не вошли биографии руководителей регионов, и сделано это было вполне осознанно. Дело в том, что значительное количество лидеров субъектов Федерации – и это прежде всего касается республик (хотя и не только), – являясь крайне авторитетными персонами в своих регионах, фактически не имеют перспектив для выхода на общероссийский уровень. Надо было бы включать в справочник либо всех руководителей регионов, либо – никого. И составитель остановился на последнем. Тем более что высший эшелон российского чиновничества постоянно пополняется не только из региональной элиты, но и из сферы бизнеса и из недр различных министерств.
В этой книге не делается выводов – она лишь констатация существующих фактов, почему и для подготовки биографий основу составили официальные общедоступные данные, приводимые на официальных сайтах соответствующих ведомств, за что им отдельное спасибо. Главная же ее цель – собрать в одном месте биографии всего руководства страны, чтобы каждый читатель мог в любой момент, открыв эту книгу, узнать, кто есть кто.
Эта книга – уже третье дополненное и переработанное издание справочника. Сегодня мы уже можем говорить и о некоторых тенденциях, касающихся кадровой политики в нашей стране. Стабильность бюрократической элиты любой страны определяется процентными изменениями в ее составе в течение года. Если эта цифра не превышает 10% – что, в принципе, соответствует исключительно «физиологическому» обновлению (т.е. кто-то уходит на пенсию, а на его место приходят новые), – то можно говорить о стагнации, при которой элита фактически не обновляется. Стабильная ситуация наступает, когда ежегодно элита обновляется на 20–25%; такое положение дает возможность прихода во власть новых людей, «новой крови». Если же указанный процент приближается к 50%, то это можно обозначить как «кадровые чистки» – здесь стабильность элиты уже под вопросом. И, наконец, при достижении планки 90% создается ситуация либо «кадровой революции» (в том случае, если оставшиеся 10% остаются на самых высших постах в стране), либо о «смене элиты» (если 10% высшего руководство также меняется). По результатам 2009 года можно констатитровать, что российская управленческая элита остается стабильной (но не стагнационной) – ее обновление находится в рамках 20–25%.
Если же рассматривать ситуацию по отдельным министерствам и ведомствам, то она в них в 2009 г. развивалась крайне неравномерно. Хотя в подавляющем большинстве бюрократических структур процент смены руководящего состава оставался во вполне приемлемых в пределах 15–35%. Где он был значительно ниже? Например, при формировании выборных Счетной палаты и Центральной избирательной комиссии изначально заложен принцип несменяемости в течение определенного периода времени. Крайне тяжело говорить о спецслужбах – о них просто мало информации, но по открытым источникам ни о каких серьезных сменах руководства в СВР, ФСБ, Главном управление специальных программ Президента информации не было. Но вот в другой спецслужбе – Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков – были сменены трое из четырех заместителей директора. Тенденцию в кадровой политике в отношении руководства МВД можно определить как стагнационную – здесь из 23 руководителей департаментов и управлений сменился лишь один, да еще к шести замминистра добавился один; но возможно это лишь «затишье перед бурей», перед кардинальной кадровой чисткой, о которой ходят слухи последние полгода. Здесь, конечно, надо учитывать не только голые цифры, но и саму ситуацию: например, практически не произошло изменений в руководстве Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства промышленности и торговли и Министерства связи и массовых коммуникаций, но ситуацию здесь трудно назвать стагнационной, т.к. в предыдущем, 2008 г., в этих ведомствах сменилось почти 100% личного состава руководства. В то же время остаются и такие «стагнационные заповедники», где ситуация «чрезвычайно стабильна» (причем уже на протяжении нескольких лет; среди таких ведомств можно назвать Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральную службу по финансовому мониторингу, Федеральную службу по финансовым рынкам.
Значительно больше ведомств, где процент смены руководства значительно превысил среднюю норму. При этом мы конечно не учитываем ведомства, которые в означенный период были собственно созданы (и, естественно, укомплектованы новыми людьми на 100%) – Федеральное агентство по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
В 2009 г. продолжились перестановки в руководстве Министерства обороны. Особенно сильно они коснулись Главкомата Сухопутных войск, где из 11 руководителей на своих постах осталось 2 (т.е. сменен 81%). Еще более показательна ситуация в военных округах: с декабря 2008 по январь 2010 г. были сменены все командующие округами и их начальники штабов (100%). Неколько лучше ситуция в РВСН, где из 6 руководителей сменили четырех (66%).
Пришедший в мае 2008 г. в Министерство юстиции А.В. Коновалов в 2009 г. завершал реорганизацию центрального аппарата, в связи с чем на уровне начальников департаментов произошло почти 100%-ное обновление личного состава, а из семи замминистра лишь трое сохранили свои посты (притом лишь одни – А. Алханов – был назначен в министерство до прихода Коновалова). Также 50% барьер превысили перестановки в Федеральной службе исполнения наказаний, где после ряда крупных скандалов в т.ч. своих постов лишись все заместители руководителя (кроме 1-го зама Петрухина).
Более 50% своих руководителей потерял в 2009 г. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а в Минрегионе пришедший в октябре 2008 г. новый министр В.Ф. Басаргин провел замены своих подчиненных, сменив из семи своих замов пять (более 71%), а из 17 начальников департаментов – 12 (70%). Серьезные изменения произошли и в Минтрансе, где из шести замминистра четверо назначены в 2009 г. (правда, на уровне департаментов процент смены ниже). Также практически полностью сменено все руководство (включая руководителей) Федерального агентства воздушного транспорта и Федерального дорожного агентства. Продолжает трясти Федеральное агентство по рыболовству, где в очередной раз сменилось более 50%. И наконец, в 2009 г. почти 10 лет занимавший пост министра сельского хозяйства А.В. Гордеев был заменен Е.Б. Скрынник (с 12.3.2009), что немедленно повлекло за собой кадровые перестановки: были сменены все пять замминистра (кроме 1-го) и примерно половина начальников департаментов.
В конце книги помещено приложение, которое играет роль своеобразного ключа ко всему справочнику. Одновременно там приведена самая полная – на настоящий момент – структура исполнительной власти Российской Федерации. И наконец следует сказать, что работа над биографиями данной книги завершилась в последних числах февраля 2008 г.
Константин Щеголев
Москва, 2010
Биографический словарь
АБДУЛАТИПОВ Рамазан Гаджимурадович (род. 4.8.1946, аул Гаргута Тляратинского района Дагестанской АССР), бывший чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Таджикистан, доктор философских наук (1985), действительный член Академии естественных наук. Из многодетной аварской семьи; внук известного ученого-арабиста Хаджимурата Абдулатипова. Окончил фельдшеpско-акушеpское училище (1966) и (заочно) исторический факультет Дагестанского университета по специальности «Историк, философ» (1975). В 1978 защитил на философском факультете Ленинградского государственного университета (ЛГУ) кандидатскую диссертацию по теме «Личность в системе национальных отношений развитого социалистического общества». В 1985 защитил докторскую диссертацию на тему «Национальные отношения развитого социалистического общества (духовно-нравственные проблемы функционирования и развития)». С 1966 заведующий сельским медицинским пунктом в Дагестане. В 1966–70 служил в Советской армии. В 1970–75 работал кочегаром, заведующим учебно-спортивным отделом Дагестанского областного совета спортивного общества «Урожай». В 1978 старший преподаватель ЛГУ. В 1978–87 доцент, заведующий кафедрой Мурманского высшего инженерного морского училища. В 1987–88 заведующий кафедрой философии Дагестанского педагогического института.
В 1988 переведен в аппарат ЦК КПСС консультантом Отдела национальных отношений. Выступил с инициативой создания сектора анализа и прогнозирования этого отдела и стал его заведующим. В 1990–93 народный депутат РСФСР; в 1991–93 председатель Совета Национальностей ВС РСФСР. Руководитель рабочей группы по разработке Федеративного договора (1992) и один из авторов Конституции РФ (1993). Во время кризиса 1993 (в сент. – окт.) в качестве представителя ВС РФ принимал участие в организованных Московской патриархией переговорах между президентом и парламентом.
С сент. 1993 1-й заместитель председателя Государственного комитета РФ по делам федерации и национальностей. С дек. 1993 по дек. 1995 депутат Совета Федерации ФС РФ, с янв. 1994 заместитель председателя Совета Федерации и одновременно 1-й заместитель министра РФ по делам национальностей и региональной политике. Депутат Государственной думы 2-го созыва (1995–97). Руководил разработкой Концепции государственной национальной политики РФ (1996). С 1.8.1997 заместитель председателя правительства по национальным вопросам, вопросам развития Федерации и местного самоуправления. 25.9.1998 назначен руководителем Министерства национальной политики (созданного за 3 дня до этого). В мае 1999 на базе министерств национальной и региональной политики было образовано Министерство РФ по делам федерации и национальностей, и А. с мая 1999 по 2000 являлся министром РФ. Возглавил разработку Программы национальной политики на Северном Кавказе (1999).
В 2000 в качестве специального представителя Президента РФ совершил поездки в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. 19.12.2000 губернатором Саратовской области Д. Аяцковым назначен представителем области в Совете Федерации. Входил в состав Комитета по международным делам, Комиссии по информационной политике, Комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. По истечении срока полномочий (март 2005) сложил с себя обязанности члена Совета Федерации. 23.5.2005 назначен чрезвычайным и полномочным послом РФ в Республике Таджикистан. 6.3.2009 освобожден от должности. Имеет ранг чрезвычайного и полномочного посла (с 18.8.2006). Автор более 30 монографий и более 200 статей. Председатель Совета общественной организации Ассамблея народов России (с июля 1998); председатель координационного совета Всероссийского движения за сотворчество народов во имя жизни «Сенежский форум»; президент Федерации клубов ЮНЕСКО России (КЮРОСС); почетный председатель Союза мусульман России. Награжден орденом Дружбы (март 1997).
Женат вторым браком; жена – Инна Васильевна Калинина (род. 1957), уроженка Мурманска, окончила Ленинградский институт советской торговли. От первого брака имеет дочь Заиру; она по профессии врач, живет в Москве, имеет двоих детей. От второго брака у А. двое сыновей – Джамал (род. 1985) и Абдулатип (род. 1990).
АБРАМОВ Александр Сергеевич (род. 10.2.1957, деревня Курилово Московской области), помощник Президента РФ. Образование получил в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта (1979), Институте переподготовки и повышения квалификации при Правительстве РФ (1994). С 1979 работал бригадиром, мастером вагонного депо Московской железной дороги. С 1981 на освобожденной комсомольской работе: секретарь, 1-й секретарь Воскресенского горкома ВЛКСМ Московской области, 2-й, 1-й секретарь Московского облкомитета ВЛКСМ. Член КПСС.
С 1992 заместитель управляющего Финист-банка, затем работал в службе связей с общественностью банка МЕНАТЕП, где познакомился с В.Ю. Сурковым (который с марта 1994 был его непосредственным начальником). В марте 1996 Сурков перешел в ЗАО «Роспром» и взял с собой А. В февр. 1997 одновременно с Сурковым перешел в ОАО «Альфа-банк» на пост начальника Управления по связям с органами государственной власти – 1-го вице-президента, заместитель председателя правления ОАО «Альфа-Банк». С 7.12.1999 заместитель руководителя Администрации Президента РФ.
С 1.9.2000 секретарь Государственного совета РФ. В марте 2004 назначен помощником Президента РФ. Исполнял обязанности секретаря Государственного совета РФ и осуществляет организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Государственного совета. Осуществлял по поручению руководителя Администрации Президента РФ мероприятия по организации поездок Президента РФ по стране. После смены президента 13.5.2008 переназначен на ту же должность.
Женат, жена – Ольга Владимировна. По данным за 2008 супруги владеют в т.ч. 6 земельными участками (общей площадью более 6 тыс. кв. м), домом (461,3 кв. м).
АБРАМОВ Михаил Леопольдович (род. 6.7.1956, Владивосток), начальник Главного штаба ВМФ, адмирал (12.6.2005). Из семьи военнослужащего. Образование получил в Тихоокеанском высшем военно-морском училище им. С.О. Макарова (1978), Высших специальных классах офицерского состава ВМФ (1984), Военно-морской академии им. адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (1989), Академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ (2001). В 1978–87 командир батареи, командир боевой части, старший помощник, командир сторожевого корабля на Тихоокеанском флоте. С 1989 начальник штаба бригады десантных кораблей Балтийского флота. С марта 1990 служил на Тихоокеанском флоте: заместитель командира бригады, начальник штаба и командир дивизии надводных кораблей, начальник штаба флотилии и начальник штаба группировки войск. Участник боевых служб и дальних походов с заходом в иностранные порты: Вьетнама, Бахрейна, ОАЭ, Японии.
С июня 2001 командующий флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота, с 21.7.2003 начальник штаба – 1-й заместитель командующего Балтийским флотом. С 28.5.2004 командующий Северным флотом. 4.9.2005 назначен начальником Главного штаба ВМФ.
Женат; имеет сына.
АБРОСЬКИН Николай Павлович (род. 1.1.1951, село Армиево Шемышейского района Пензенской области), директор Федерального агентства специального строительства РФ, кандидат технических наук, генерал армии (11.6.2003), почетный строитель РФ. Образование получил в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева (1973) по специальности «Ученый зоотехник». В 1973 призван на действительную военную службу в Главспецстрой на должность заместителя командира роты 841-го военно-строительного отряда. В 1981 переведен в отдел кадров центрального аппарата Главспецстроя, с 1983 заместитель начальника Управления кадров. В 1987–91 начальник Управления кадров Главспецстроя, затем заместитель начальника Федерального управления специального строительства при Правительстве РФ. В 1996–98 1-й заместитель руководителя Федеральной службы специального строительства РФ (Росспецстрой). С марта 1999 руководитель Федеральной службы специального строительства (ФССС) при Правительстве РФ.
После преобразования ФССС в мае 2000 в самостоятельный федеральный орган исполнительной власти вновь назначен ее директором. 8.4.2004 назначен директором Федерального агентства специального строительства РФ. Награжден орденами За заслуги перед Отечеством 3-й и 4-й степени, За службу Родине в Вооруженных силах СССР 2-й и 3-й степени.
Женат; имеет двух дочерей.
АВДЕЕВ Александр Алексеевич (род. 8.9.1946, Кременчуг Полтавской области Украинской ССР), министр культуры РФ. Образование получил в Московском государственном институте международных отношений МИД СССР (1968). С 1968 работал в системе МИД СССР. С 1968 референт-секретарь генерального консульства СССР в Аннабе (Алжир), с 1971 атташе посольства СССР в Алжире. В 1973–74 сотрудник центрального аппарата МИД СССР. В 1977–85 2-й, 1-й секретарь посольства СССР во Франции. С 1985 заведующий сектором Первого Европейского отдела МИД СССР. В 1987–90 чрезвычайный и полномочный посол СССР в Люксембурге.
С 1990 1-й заместитель начальника Первого Европейского управления МИД СССР, с 1991 заместитель министра внешних сношений СССР. С 1992 чрезвычайный и полномочный посол РФ в Болгарии. С 1996 заместитель, с окт. 1998 1-й заместитель министра иностранных дел РФ. С марта 2002 чрезвычайный и полномочный посол РФ во Французской Республике. 12.5.2008 назначен министром культуры РФ. Имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла. Владеет французским, итальянским, английским и болгарским языками. Награжден орденами За заслуги перед Отечеством 4-й степени, Почета и Дружбы (6.2.2007).
Женат, жена – Галина Витальевна; имеет сына.
АВДЮКОВ Михаил Алексеевич (род. 1948, село Полховский Майдан Горьковской области), заместитель директора Федеральной регистрационной службы – заместитель главного государственного регистратора РФ, действительный государственный советник РФ 2-го класса (13.12.2007), заслуженный юрист РФ. Образование получил на юридическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1972). В 1966–67 учитель Полх-Майданской восьмилетней школы. С 1972 работал в прокуратуре Московской области, помощник Каширского городского прокурора, с 1976 прокурор Волоколамска. С 1981 прокурор города Истра, с 1985 заместитель, с 1987 1-й заместитель прокурора Московской области. С 5.4.1989 прокурор Сахалинской области. С 15.2.1994 начальник управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях Генеральной прокуратуры РФ. С 1995 заместитель транспортного прокурора Московской области. С 11.10.1996 прокурор Московской области. 10.2.2000 назначен прокурором города Москвы. 31.7.2003 уволен от должности и назначен советником Генерального прокурора РФ. 2.6.2007 назначен заместителем директора Федеральной регистрационной службы – заместителем главного государственного регистратора РФ. Награжден орденом Почета (22.2.2008).
Женат; имеет двоих детей.
АВЕРЧЕНКО Владимир Александрович (род. 23.7.1950, Белая Калитва Ростовской области), заместитель министра регионального развития РФ, кандидат экономических наук, почетный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ, заслуженный строитель РФ. Внучатый племянник писателя Аркадия Аверченко. Образование получил в Новочеркасском политехническом институте по специальности «Инженер-строитель». В 1969–71 проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР. В 1971–75 рабочий, инженер, заместитель руководителя строительной организации. Член КПСС. В 1975–80 на партийной работе в Белокалитвинском горкоме КПСС. С 1980 руководитель строительных организаций «Алюминстрой», «Промстрой». С 1989 заместитель председателя горисполкома, с 1991 заместитель, затем 1-й заместитель главы администрации (мэра) г. Новочеркасска Ростовской области.
С 25.3.1998 вице-губернатор Ростовской области – председатель Комитета по экономике. С начала 1999 заместитель главы администрации (губернатора) Ростовской области – министр экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. 19.12.1999 избран депутатом Государственной думы 3-го созыва по Белокалитвинскому одномандатному избирательному округу № 142 в Ростовской области (предыдущие выборы – 1995 – он проиграл); член депутатской группы «Народный депутат». 19.1.2000 избран заместителем председателя Государственной думы. 7.12.2003 избран депутатом Государственной думы 4-го созыва по тому же округу.
В марте 2004 назначен руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (24.3.2004 его депутатские обязанности были досрочно прекращены), а 12.7.2005 переведен на пост заместителя министра регионального развития РФ. Вместе с А. из Госстроя была удалена вся его команда. Автор 12 книг по управлению, экономике и экологии.
Женат; имеет троих детей.
АВЕРЬЯНОВ Юрий Тимофеевич (род. 17.1.1950, Бендеры Молдавской ССР), помощник секретаря Совета безопасности РФ, кандидат экономических наук, генерал-лейтенант запаса, действительный государственный советник РФ 2-го класса (2003). Образование получил в Ульяновском высшем танковом командном училище (1972), Военной академии бронетанковых войск им. Р.Я. Малиновского (1982), Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ (1994), Дальневосточной академии государственной службы (2001), Хабаровской государственной академии экономики и права (2006). С 1967 работал токарем в НИИ атомных реакторов (Димитровград). В 1972–94 проходил службу на командных и штабных должностях в Вооруженных силах СССР и РФ. С 1994 старший преподаватель, доцент Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ. С авг. 2000 начальник отдела кадровой политики и государственных наград, с нояб. 2006 заместитель полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. В февр. 2006 избран представителем в Совете Федерации РФ от Амурского областного Совета народных депутатов. 17.5.2006 назначен помощником секретаря Совета безопасности РФ (после смены президента 4.6.2008 переназначен на тот же пост). Награжден орденами За заслуги перед Отечеством 4-й степени (14.12.2009), За службу Родине в Вооруженных силах СССР 3-й степени (1985), Почета (2005).
Женат; имеет дочь.
АВЕТИСЯН Андрей Левонович (род. 1960), чрезвычайный и полномочный посол РФ в Исламской Республике Афганистан. Окончил факультет международных отношений Московского государственного института международных отношений при МИД СССР (1984). С 1984 – на дипломатической службе в МИД СССР, занимал различные дипломатические посты в центральном аппарате МИД и за рубежом. С 2000 начальник отдела Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ, с 2002 заместитель постоянного представителя РФ при Европейских сообществах в Брюсселе (Бельгия). С дек. 2006 заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ. 21.9.2009 назначен чрезвычайным и полномочным послом РФ в Исламской Республике Афганистан. Имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посланника 2-го класса. Владеет дари, пушту, английским и французским языками.
АВРАМЕНКО Сергей Викторович (род. 23.5.1954, Измаил Одесской области Украинской ССР), заместитель командующего Тихоокеанским флотом, вице-адмирал. Образование получил в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (1976), Военно-морской академии им. адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (1990). Служил на Черноморском флоте командиром боевой части корабля, командиром дивизиона боевой части корабля, старшим помощником командира большого ракетного корабля. С 1990 командир корабля, начальник штаба – заместитель командира бригады кораблей, командир бригады кораблей на Черноморском флоте. С окт. 2002 начальник штаба – 1-й заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил, командующий этой флотилией на Тихоокеанском флоте. 3.6.2005 назначен заместителем командующего Тихоокеанским флотом.
АГАПЦОВ Сергей Анатольевич (род. 25.12.1961, хутор Пронин Серафимовического района Волгоградской области), аудитор Счетной палаты РФ, кандидат исторических наук (1992), доктор экономических наук (2005). Образование получил в Михайловском педагогическом училище (1981), на историческом факультете Волгоградского государственного университета (1986), в Академии общественных наук при ЦК КПСС (1992). В 1992 защитил кандидатскую диссертацию по истории России, в 2005 – докторскую диссертацию по теме «Предпринимательство как инновационная система хозяйствования в машиностроении». В 1986–89 учитель истории средней школы Волгограда, старший преподаватель истории Волгоградского сельхозинститута, консультант Дома политического просвещения. С 1992 на преподавательской работе, завкафедрой Волгоградской академии госслужбы. Член КПСС.