Таможенное право. Шпаргалки
Составитель А. Дмитриев
1. Предмет таможенного права
Таможенное право изначально связано с внешнеторговыми отношениями, поскольку каждое государство стремится предпринимать экономические меры для регулирования перемещения товаров и транспортных средств через территориальные государственные границы. Таможенные отношения зависят от основ государственного строя, системы законов, уровня экономического, политического и культурного развития страны, но главным определяющим фактором является международное право, а в более узком значении – международное торговое право, потому что именно международные правовые нормы заставляют национальные таможенные законодательства соответствовать нормам, принятым в мировом сообществе.
Таможенное право занимается узкой областью правовых отношений – оно сконцентрировано на перемещении товаров либо транспортных средств через таможенные границы. Таможенное право на государственном (и межгосударственном) уровне регулирует движение товаров и транспортных потоков, для чего имеет соглашения и международные договоры, которые нивелируют законодательство и приводят его к международному образцу.
Таможенное право рассматривает порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, оформление таможенных документов, проведение таможенного контроля, применение таможенных режимов и таможенных процедур, порядок установления и взимания таможенных платежей, а также вопросы обжалования актов и действий таможенных органов и должностных лиц.
Таможенное право занимает более общую позицию, чем узконаправленные сферы правоприменения – таможенное дело, таможенно-тарифное регулирование, и в целом рассматривает вопросы, которыми они занимаются, но на более высоком уровне, не вдаваясь в частные подробности.
Задачами таможенного права является установление упорядоченности в применении таможенного законодательства относительно всех вопросов, связанных с пересечением границы товарами, транспортом, физическими лицами и действиями должностных лиц, осуществляющих их впуск на территорию государства и выпуск с этой территории.
2. Принципы таможенного права
В Конституции РФ записано, что установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств недопустимо, то есть таможенное право – прерогатива государства. Только государство вправе устанавливать таможенные законы, вырабатывать таможенную политику. Важнейший принцип таможенного права: это монополия государства. Государство имеет право создавать таможенные органы и через них проводить внешнеэкономическую политику, с одной стороны, стремясь к оптимизации внешнеторговых отношений, с другой – препятствуя негативным воздействиям, мешающим развитию отечественной экономики.
Организационный принцип централизации предполагает наличие централизованной политики, управление и регулирование таможенными отношениями из федерального центра, централизованную и иерархичную структуру таможенных органов.
Существует и несколько конституционных принципов, которые важны для понимания таможенных отношений. Это закрепленные в Конституции РФ принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности; признания в равной мере всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной и т. п.) и их защиты законом; признания права каждого человека на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; а также принцип гласности, который указывает, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В смысле свободы экономической деятельности таможенное право устанавливает равные для всех права и обязанности, не выделяя какие-то особые категории граждан, которым положены льготы. Признавая все формы собственности – не ущемляет ничьих прав и интересов. Признавая все формы экономической деятельности – не делает различия между лицами, исключая только запрещенную деятельность. Обязывая официально публиковать нормативные акты и таможенные документы (не содержащие сведений частного порядка) – действует открыто и готово к диалогу с общественностью.
3. Система таможенного права
Таможенное право – отрасль права, единый комплекс правовых норм, регулирующий широкий круг общественных отношений, наступающих при пересечении таможенной границы товарами и транспортными средствами.
Согласно Таможенному кодексу РФ, структура таможенного права включает три сферы, каждая из которых направлена на решение определенных задач.
Первая сфера касается таможенной политики, в нее входят: перемещение через таможенную границу товаров, транспортных средств; таможенные режимы; таможенно-тарифное регулирование; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; валютный контроль; предоставление таможенных льгот; ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела.
Вторая сфера связана с поиском и задержанием правонарушителей: дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов; борьба с нарушениями таможенных правил и применение мер ответственности за эти нарушения.
Третья сфера относится к производству по делам о таможенных правонарушениях: производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение; информирование и консультирование; принятие, аннулирование, изменение или отзыв предварительных решений; обращение в собственность государства и распоряжение товарами и транспортными средствами; обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц; регулирование прохождения службы в таможенных органах.
Все три составляющих таможенного права важны и равнозначны, поскольку без наличия хотя бы одной из них нарушится нормальное функционирование таможенных органов.
Структурными элементами построения таможенного законодательства являются норма права (наиболее мелкая часть таможенного права), например, статья в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТКТС).
Далее следует нормативный акт, содержащий определенное количество статей. ТКТС и федеральные законы составляют костяк таможенного права и образуют таможенное законодательство. Нормативные акты рангом ниже группируются по отрасли регулирования. Сюда входят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. п.
4. Источники таможенного права
Источниками таможенного права являются только нормативно-правовые акты федерального значения, поскольку только эти правовые акты обладают достаточной юридической силой. Это связано с тем, что таможенное право является монополией государства и нормативно-правовые акты рангом ниже обязаны следовать федеральным нормативно-правовым актам и ссылаться на них. В этом отношении ни органы местного самоуправления, ни органы субъектов РФ не имеют права вмешиваться в деятельность таможенных органов, поскольку эти вопросы находятся вне их компетенции.
Круг источников таможенного права определяют федеральные законодательные акты и международные договоры: Конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ, международные договоры РФ.
Определяющее значение и высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, поскольку ни один иной нормативно-правовой акт не может ей противоречить. Конституционные нормы лежат в основе всех правовых норм, на которых строится таможенное законодательство. Но Конституция РФ касается только основополагающих вопросов и не рассматривает более узкие области правоприменения, этим занимаются своды законов, регулирующие таможенные правоотношения.
Наиболее весомыми среди них являются Таможенный кодекс Таможенного союза, который с 2010 г. сменил Таможенный кодекс РФ и Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ».
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, хотя и обладают огромным значением, не могут противоречить ни Конституции РФ, ни Таможенному кодексу Таможенного союза. Экономические вопросы на основе ТКТС регулирует нормативными актами Министерство финансов РФ. Вопросы организации таможенных органов регулирует Федеральная таможенная служба РФ, которая также издает нормативно-правовые акты.
Огромное значение для развития таможенных отношений имеют международные договоры, которые подписаны РФ. Эти договоры могут касаться как широких вопросов таможенного права, так и отдельных узких вопросов правоприменения.
5. Таможенные правовые отношения
Таможенными правоотношениями принято называть общественные отношения, которые регулируются нормами таможенного права и участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств получают определенные права и обязанности, влекущие за собой в случае нарушения, ту или иную форму ответственности.
Таможенные правоотношения, которые возникают только при пересечении таможенной границы и завершаются после ее пересечения товарами либо транспортными средствами, являются объектом таможенного права, а товары и транспортные средства, в свою очередь, являются объектами таможенных правоотношений.
Согласно таможенному законодательству-любой перемещаемый предмет, кроме транспортных средств, рассматривается как товар: любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, является товаром. Транспортные средства не могут быть предметом договора о внешнеторговой сделке, поэтому они рассматриваются как средство для перемещения товаров и пассажиров через таможенную границу.
Таможенные отношения, возникающие при пересечении границы товарами и транспортными средствами, разбиваются на более узкие области, каждая из которых регулируется своими нормами: порядок пересечения границы товарами и транспортом, применение таможенных режимов, декларирование товаров, проведение таможенного контроля, уплата пошлин и налогов и т. п.
Таможенные отношения являются разновидностью властных отношений, то есть отношений, построенных на заведомом неравенстве сторон, вступающих в отношения: облеченные властью должностные лица таможенного ведомства и равные, но только между собой в своих правах и обязанностях, физические лица или представители юридических лиц. В то же время это сложные регулятивные отношения, поскольку обе стороны отношений обладают как правами, так и обязанностями, и действия должностного лица можно обжаловать.
6. Нормы таможенного права
Нормами таможенного права называются правила поведения участников таможенно-правовых отношений, регулирующих их поведение, которые определяют условия возникновение правового отношения между их субъектами, устанавливая права и обязанности сторон, а также санкции за ненадлежащее исполнение предписанных законом правил.
Особенностью таможенных правовых норм является защита их государством и принуждение к исполнению путем введения ответственности за их игнорирование.
Регулятивные нормы определяют права и обязанности участников таможенных правовых отношений, условия возникновения таких отношений и действия, которые предписано выполнять обеим сторонам отношений.
Правоохранительные нормы регулируют применение мер принудительно-волевого характера к тем участникам таможенных правоотношений, которые нарушают установленные законом правила.
Управомочивающие нормы наделяют участников таможенных правоотношений определенными правами, которыми они могут, если изъявят желание, воспользоваться.
Обязывающие нормы вменяют участникам таможенных правоотношений обязанности, которые необходимо выполнить, применительно к тем или иным условиям.
Запрещающие нормы устанавливают прямые запреты на совершение тех или иных действий, производимых участниками таможенных правовых отношений.
Императивные нормы дают предписания и не допускают отступления от надлежащего исполнения правил.
Диспозитивные нормы позволяют участникам таможенных правоотношений конкретизировать свои права и обязанности, дают им право выбора.
Бланкетные нормы регулируют правоотношения, опираясь на наличие других норм, ссылаются на них.
Структурно нормы таможенного права содержат:
– гипотезу (определяет круг участников, которому норма адресована, условия реализации нормы);
– диспозицию (излагает правила поведения, указывая на права и обязанности участников таможенных правоотношений);
– санкцию (определяет меры государственного принуждения за неисполнение диспозиции).
7. Субъекты таможенного права
Для возникновения правоотношений необходимо наличие участников этих правоотношений или субъектов. Участник правоотношений наделен нормами права в определенных ситуациях определенными правами и обязанностями, нормы права предписывают участнику правоотношений то или иное поведение. В таможенных правоотношениях существует две стороны отношений – таможенные органы и граждане, которые именуются лицами. Лица могут быть физическими и юридическими.
Таможенные органы в таможенном праве действуют по уровню их компетенции – от низовых таможенных органов, осуществляющих впуск и выпуск товаров, до федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного контроля.
Лица разделяются на российских и иностранных.
К российским лицам относятся физические лица граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, и юридические лица, созданные в РФ и согласно законам РФ.
К иностранным лицам относятся физические лица – граждане иностранных государств и юридические лица – созданные в иностранных государствах.
Разделение лиц на российских и иностранных связано с особенностями таможенного законодательства, по которому действия в некоторых областях таможенного права могут осуществлять только российские лица (декларант, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и т. п.).
К физическим лицам применимы все нормы гражданского права, которые определяют возможность или невозможность стать субъектами правоотношений. В первую очередь это дееспособность. Таможенно-правовая дееспособность наступает с 16 лет.
В правовом отношении к физическим и юридическим лицам применяются разные нормы, ориентация идет на использование товара в личных или предпринимательских целях.
Таможенные органы как субъект отношений таможенного права занимают в нем особое положение: они наделены огромными полномочиями и являются представителями государства, то есть они воплощают в себе государство. Высший таможенный орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля) имеет право издавать нормативно-правовые акты и изменять или конкретизировать существующие нормы таможенного права, а при необходимости устанавливать новые.
8. Территория таможенного регулирования
С принятием в 2010 г. Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества, то есть правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза, и на единой таможенной территории, которую составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Согласно Кодексу, пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза, а в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов Таможенного союза. На этой таможенной территории действует таможенное законодательство, которое включает Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств – членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе; а также решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, и международные договоры РФ.
9. Задачи таможенных органов
Законодательство называет задачами таможенных органов следующие: 1) содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза; 2) обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;3)совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи; 4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; 6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу; 7)обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств – членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств – членов Таможенного союза – мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; 8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза; 9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции; 10) ведение таможенной статистики.
10. Система таможенных органов
Согласно Федеральному закону «О Таможенном регулировании в РФ», общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
На федеральном уровне функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела и единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации, а функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Должностными лицами таможенных органов являются граждане РФ, замещающие в порядке, установленном законодательством РФ, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ.
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Федеральные таможенный орган вправе создавать специализированные таможенные органы и структурные подразделения; региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти.
11. Принципы деятельности таможенных органов
Деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;
6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах Российской Федерации.
Согласно российскому законодательству, таможенные органы находятся в помещениях, находящихся в федеральной собственности, в пунктах пропуска через государственную границу РФ либо в местах, определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов РФ, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
12. Обязанности должностных лиц таможенных органов
По ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий осуществляются в пределах их компетенции и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ.
В круг обязанностей должностных лиц таможенных органов входит:
1) соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
2) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
3) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством РФ, установленные для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа.