Я не считаю себя равной Богу, Бог выше всего. Я верю в Бога, я свято верю, что есть Нечто, что ведет нас по жизни. Это моя религия, может быть, неправильная. Но Бога должно называть каким-то другим словом, которое показывает не равные, но добрососедские отношения. Или какое-то слово, которое показывает, что Бог нам не господин, что Он нас ведет, нам помогает. Но Он не является нашим лордом. Я считаю так.
О чем я думаю, когда смотрю на Богородицу?
Вы множество раз видели женщину, которая держит на руках тело своего убитого сына. Мы смотрим на нее в тишине, в безмолвии и ощущаем тяжесть в ее руках. Она вся в нем – мать оплакивает своего сына. Но мы смотрим на иконы, на фрески, на статую и знаем, что Она – Богородица. На ее руках – Царь Небесный. Она – Царица Небесная. Ни на одной, самой древней иконе вы не найдете Ее изображения иначе, как царственное. Она всегда молода и царственна. Он всегда молод и царственен.
Но недавно я увидела эту сцену совсем иначе. Увидела и поняла впервые всей душой, что Матерь Божья – прежде всего мать. Она была его мамой. И ее сын погиб. Погиб в жутких мучениях, на ее глазах. Я увидела, что эта всем известная история – настоящая трагедия. Я смотрела на деву Марию и видела женщину, мать, у которой погиб сын. Погиб ее ребенок, ее мальчик. Это меня поразило до глубины души.
Я почувствовала человеческую материнскую боль Богородицы. Невольно представила, каким бы кошмаром стало для меня, случись это со мной. Ужасная мысль.
Кем был Иисус?
Считается, что Иисус опытным путем получил космическое сознание. И тут у меня возникает вопрос: был ли Он мужчиной, то есть человеком, обладающим особыми силами, или он был иной сутью? Известно, что на протяжении тридцати трех лет Иисус оставался в облике человека и обладал силами, способностями. Потому что Он, например, мог накормить пятью хлебами ячменными и двумя рыбками пять тысяч человек. Притча такая есть в Евангелие от Иоанна. Но, с другой стороны, все Его способности могут оказаться мифом, метафорой. А, может быть, и нет. Мы этого не знаем. И мы никогда не узнаем, потому что все это было давно. Мы можем только довериться Библии и сказать, что раз в книге написано, значит, так оно и было.
Но так ли это на самом деле?
Я трактую историю об Иисусе не как миф. Вполне возможно, я ошибаюсь. Но когда я читаю Библию, меня сопровождает ощущение, что если Он и был человеком, то не таким, как описывают. Или Иисус духовное лицо? Бог? Британский философ, писатель и лектор Алан Уоттс считает, что Иисус – мужчина, который жил на самом деле. То есть это и не миф. При этом, Алан Уоттс не верующий христианин. Главное, на мой взгляд, что Иисус дал человечеству очень многое. Все притчи об Иисусе потрясающи, гениальны. И не важно, кто их создал. Важно, что притчи существуют, что они абсолютно верные и помогают нам жить.
Когда я прихожу на исповедь, я всегда говорю одно и то же – о своем маловерии, что я маловерующий человек. Мой крест – маловерие. Я не верю до конца в Иисуса Христа. В то, как Он описан в Библии, в трехдневное воскрешение. Понятие воскрешение меня смущает. Я не верю, что Он воскрес на третий день. Но, с другой стороны, может быть, речь идет про реинкарнацию? Может быть, таким способом Библия знакомит нас с реинкарнацией?
Когда я говорю «маловерие», я говорю о маловерии в христианском смысле, о том, что я не достаточно верю в воскрешение Иисуса Христа и в Его существование. Во мне живут сомнения. Когда на исповеди я признаюсь в маловерии, батюшки мне всегда отвечают: «Это нормально. Практически у всех присутствуют сомнения, потому что никто не знает истину, не видел как оно было на самом деле».
Батюшки советуют просить веры. Они говорят, что верят. Антоний Сурожский говорил: «Я не верю, для меня это факт». И он уже пришел к такому факту. Факт – вещь серьезная. Он уже не верующий человек, он фактически знает, что христианство, в том виде, в каком оно есть сейчас, абсолютно правдиво. Он знает. Ведь знания и вера – это разные вещи. Знание – это «я знаю, что так было», а вера – это «верю, что было так». Знание говорит о том, что ты полностью подчиняешься Богу. Что Он тебе сказал, то ты и делаешь. Я не полностью подчиняюсь Богу, постоянно сопротивляюсь, как мне кажется, потому что я мало верю. Но сейчас я преуспела в подчинении Богу. Я стала намного лучше себя чувствовать подчиняясь. Это равно смирению. Ты смиряешься с тем, что тебе дано, и тем самым ты подчиняешься Богу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги