Значительной нагрузкой для больного в случае его попадания в больницу является отрыв от привычной среды. Мать оторвана от ребенка, ребенок от матери или родителей, постоянная связь с которыми обеспечивает ему безопасность. Людей, целиком отдающих себя работе, часто беспокоит и то, как будет без них идти работа. Им очень не хватает деятельности, составляющей цель их жизни.
Все это нарушает не только социальные связи больного, его отношения с внешней средой, но затрагивает и его душевное равновесие. Привычная среда, любовь и забота семьи, забота о детях, привычное место работы означают внутреннюю уверенность, создают покой и гармонию. При заболевании же спокойная семейная жизнь, удовлетворение от добросовестно выполняемой работы подвергаются опасности.
Эта опасность, угрожающая как привычным условиям существования человека, так и стабильности его внутреннего мира, вызывает мучительное беспокойство, страх и тревогу.
Как мы видели, наиболее частыми осложнениями, сопровождающими те или иные заболевания, являются тревога, страх и депрессивные состояния. Однако со всем этим можно бороться, все эти явления можно предупредить, если стремиться в ходе лечебной деятельности понять больного, лечить при любой болезни не болезнь, а страдающего человека.
СЕСТРА У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО
С развитием медицинской науки постоянно развивается и растет роль сестры, значение ее деятельности. В наши дни для ухода за больным она должна обладать все более сложными медицинскими, естественно-научными и техническими познаниями и навыками. В то же время задачи, возложенные на сестру, чрезвычайно многосторонни. Согласно статистическим данным, для выполнения непосредственных задач, связанных с лечением, для занятий с больными, бесед с ними остается очень мало времени. Преобразования в сфере обучения и подготовки сестер также направлены на то, чтобы организация их деятельности проводилась на более высоком уровне, чтобы они получали более высокие знания.
Одной из наиболее актуальных проблем является механическое, автоматическое выполнение сестрами своих обязанностей. Работа сестер в таких случаях ограничивается дачей лекарств, измерением температуры, выполнением инъекций и т. д. Очень даже возможно, что все это осуществляется прекрасно, только сам больной во всем этом отсутствует, о нем забыли. Эта обезличка в работе с живыми людьми – самая серьезная опасность, препятствующая созданию действенного контакта между сестрой и больным. Естественно, что в таких случаях отношения между сестрой и больным становятся самыми официальными, формальными и, конечно, очень холодными. Собственно говоря, с больным делают все, что необходимо, но как раз при такой бездушной работе отмечается больше жалоб, столкновений и напряженности, которые являются результатом неблагоприятного психологического воздействия на больных.
С примерами хороших отношений, тесного контакта между сестрой и больным можно встретиться повсюду. Важность такого контакта подчеркивается тем, что сестра постоянно находится при больных. Ее работа, ее отношение к больному действуют постоянно, поэтому психология этой деятельности и представляет одну из основных проблем всего комплекса работы с больными, на чем следует остановиться особо.
Из каких нитей создается связь с больным? Рано или поздно больной человек обращается за помощью к врачу. Стремление преодолеть болезнь, вернуть здоровье и равновесие неразрывно связано у него с людьми, которые призваны помочь ему в этом, которые лечат его, – врачи, сестры. Таким образом, сама ситуация, когда жизни угрожает опасность, является условием, способствующим формированию тесной связи, должного контакта между больным и лечащим персоналом. В ходе различных обследований, работы врача, сестры, занятий с больным создаются различные эмоциональные связи, возникновению которых способствует и сама среда лечебного учреждения. Подготовка больного, советы, направление его поведения и действий во время болезни оказывают нужную помощь. Связь между сестрой и больным является основной составной частью тех связей, которые необходимы в любом лечащем коллективе. Основная деятельность по излечению проводится в рамках связи между больным и врачом. Это оказывает свое воздействие и на работу сестры. Если между врачом и больным создан хороший контакт, то и работа сестры становится гораздо легче. Естественно, для этого необходимо, чтобы сотрудничество врача и сестры было не формальным, а основывалось на глубокой гармонии. Если атмосфера в лечебном учреждении здоровая, больные действительно чувствуют себя членами большой семьи, где люди, так много делающие для них, становятся близкими им.
Несмотря на недостатки, на рутинность работы по уходу за больными, ни на минуту нельзя забывать о том, насколько важны специальные профессиональные знания и навыки в этой области. О психологии общения с больными, работе с ними можно говорить, только предполагая глубокие профессиональные знания и навыки сестры, касающиеся физического ухода за больными. Это основа контакта с больными, поскольку физический уход за ними служит наиболее существенной нитью, связывающей их с сестрами. Добросовестная работа сестры на должном профессиональном уровне не только повышает уверенность больного в выздоровлении, но и объективно содействует этому выздоровлению. На практике просто невозможно провести резкую грань между физическим уходом за больным и психологическим воздействием на него в ходе этой работы. Метод, посредством которого сестра удовлетворяет физические потребности больного, т. е. стиль ее работы, – мостик к благоприятному психологическому воздействию, к эффективному излечению.
Забота и внимание жизненно важны и физически, и психически, эти две сферы воздействия неразделимы. Физически (или психически) больной человек, стремясь освободиться от болезни и выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Эти ожидания, свойственные человеку в любой жизненной ситуации, особенно остро проявляются во время болезни. Неудовлетворенность их часто выражается в повышенной чувствительности и обидчивости больных. Помощь, оказываемая больному сестрой, ее любовь и забота проявляются не только в делах, но и в словах. Кроме конкретных факторов работы сестры, о многом говорит и сам стиль этой работы. В том, как сестра подает больному стакан воды, как поправляет постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Слова сестры имеют не только конкретное содержание, об очень многом говорит их эмоциональная окраска. Одно и то же слово может иметь сотни оттенков, оно может быть произнесено по-разному, и уже на основе того, каков тон обращения к больному, он может судить о том, чего ему в данном случае следует ожидать от сестры, в какой мере проявляются ее забота и внимание. Нежность, ласка, терпение и вежливость – вот неотъемлемые элементы хорошего стиля работы сестры. В работе сестры очень часто «как» бывает гораздо важнее, чем «что».
Необходимо особо остановиться и на допустимой мере контакта между сестрой и больным. Методы и формы проявления заботы и внимания зависят от сестры, больного и ситуации, в которой проводится уход за больным. Очевидно, что любовь и забота сестры проявляются по-разному, если больной – десятилетний ребенок, сорокалетний мужчина или страдающая склерозом восьмидесятилетняя женщина.
Любовь, нежность и теплота со стороны сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживаниям, вызывать у них сексуальное влечение. Сестра никогда не должна забывать о возможности этого, а поэтому необходим постоянный самоконтроль и пристальное наблюдение за поведением больного, за его реакциями на поведение сестры, на ее отношение к нему. Сестра должна знать, чувствовать, когда ей следует отдалиться от больного, а когда, наоборот, приблизиться к нему, она должна уметь устранить возникшее недоразумение, при необходимости даже обратившись за помощью к врачу. Иногда контакт с больным возникает именно в результате бесед сестры, замечаний, свидетельствующих о внимании, благодаря ее доброй улыбке. В других случаях достаточно поправить подушку, вытереть мокрый от пота лоб, взять больного за руку, когда он чего-то боится.
Все эти действия по уходу за больным одновременно служат и проявлениями внимания к нему, заботы о нем. Если сестра делает все это сознательно, хорошо зная и постоянно контролируя себя, она работает хорошо и ей не грозит опасность быть неправильно понятой. Но если, пусть даже не по ее вине, такое случится, она должна сделать из этого выводы, которые послужат развитию ее умения подойти к больному, помогут познать себя и своих больных, научат лучше разбираться в них.
Очень важными факторами являются доверие больных к медперсоналу и вера в свое выздоровление. Если больной верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что получит все, что необходимо для восстановления его здоровья, и может спокойно отдыхать безо всякой напряженности. Но если у него возникают сомнения в отношении лечащего персонала, то эти сомнения находят выход в капризности и повышенной требовательности. Неудовлетворение просьб больного, запаздывание сестры, заставляющей себя ждать, – все это усугубляет у больного чувство беспомощности и зависимости.
Определенное постоянство в поведении сестры усиливает доверие больных. На нее всегда можно рассчитывать. Она всегда должна быть там, где в ней имеется наибольшая потребность, но она никогда не должна излишне тяготить больных своим присутствием.
Усиливает доверие и умение хранить тайны больных. Часто сестры не обладают таким умением, разбалтывают о том, что случилось в соседней палате, распространяют вести о тяжелобольных, тем самым вызывая страх и беспокойство.
Сплетни, фамильярность, дурной тон в обращении и разговоре очень мешают созданию нормальных отношений между сестрой и больным, установлению контакта между ними в ходе лечебной деятельности.
Не менее существенно и проявление уважения к больному, что начинается уже с формы обращения к нему. Определенный вред наносит подход к больным (пусть даже только в официальных беседах медицинского персонала между собой) как к медицинским случаям («тот 22-летний с аппендицитом» и т. п.). Никогда нельзя забывать о конкретном человеке, к которому обращаешься, об уважении к нему. Кто стремится создать тесный контакт с больным, должен постоянно помнить обо всем этом. Должным образом обращаясь к больному, мы можем дать почувствовать ему, что действительно уважаем его и ценим.
Наиболее важной задачей в связи с этим являются способность и необходимость понять больного. Прежде всего это касается его запросов и потребностей в связи с уходом. Очевидно, что ситуация в случае молодого больного с переломом кости будет совсем иной, чем в случае ослабленного болезнью пожилого человека. При наличии должного опыта сестра всегда сумеет распознать, кому, когда и насколько необходима помощь (например, при вставании с постели, питании и пр.). Есть, однако, как проблемные больные, так и проблемные ситуации, более того – спорны и формы поведения, обязательные в таких ситуациях для лечащего персонала. Чрезмерная строгость («это вы должны уже уметь», «не настолько вы слабы»), иногда доходящая до полного равнодушия, точно так же вредна, как и чрезмерное внимание, которое усиливает несамостоятельность, зависимость больного от окружения, тем самым провоцируя регрессию его личности. В деятельности по уходу за больным неминуемо встает вопрос о том, что означает заболевание для самого больного, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни, что мешает ему в этом. Совсем иначе подойдем мы к больному, если будем ясно видеть его страхи, сомнения, надежды и доверие к нам. Очень полезно изучить особенности личности больного, знать его личностные данные, чем он занимается. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития больного, каково его образование. Вполне естественно, что подход к каждому больному должен быть сугубо индивидуальным, учитывающим особенности именно этого человека.
Однако приближение к больным на основе их умственного развития, их индивидуальных особенностей само по себе недостаточно. Очень многие исследователи подчеркивают роль сочувствия в работе с больными, способности «вжиться» в их страдания, как можно полнее разделить их.
Все сказанное и составляет основу, на которой должны строиться отношения между сестрой и больным. В работе с больными, порученными заботам сестер, все это необходимо прежде всего. С больным, который чувствует себя потерянным, чужим в стенах такой привычной нам больницы (или поликлиники), нужно установить контакт. Этому могут способствовать и формы привычной повседневной деятельности, такие как взаимное знакомство с соседями по палате, упоминание о возможных общих знакомых, сообщение необходимых сведений о больнице, немедленный отклик на запросы больного, их учет и т. п. Важнейшим методом установления такого контакта с больным является умение выслушать его. В работе сестры это не менее важно, чем в работе врача. Если, согласно известной пословице, молчание – золото, то умение слушать можно сравнить только с бриллиантом чистой воды. Овладеть искусством слушать – чрезвычайно важно и ценно. Сестра должна научиться слушать с интересом и соответствующим образом реагировать на услышанное. В таких случаях помогает даже то, как сидит сестра во время разговора, насколько естественно она себя ведет. Играют роль и умело и вовремя заданные вопросы, и одобрительный кивок головой, и продолжение незаконченных предложений, а в нужный момент – обращение к проблемам, которые больного интересуют. Все это помогает познать внутренний мир больного, помочь ослаблению его напряженности. Больной изливает душу, и это приносит ему облегчение. В такой ситуации вряд ли можно избежать беседы с больным, тем более что сам больной проявляет активный интерес к характеру своего заболевания. Отсюда, однако, сразу же вытекает первое затруднение. Больной может спросить о своей болезни в самых разных формах. Например: «Почему я должен принимать это лекарство?», или «До каких пор будет продолжаться эта боль?», или «Что будет, если..?». Сестра, имеющая достаточный опыт, знает, как нужно встречать такие вопросы, как ответить на них встречным вопросом, а главное – в какой мере удовлетворить любопытство больного, знает, когда направить его с вопросами к врачу Гораздо больше трудностей обычно вызывает обсуждение личных дел и проблем. Больные часто за несколько минут успевают рассказать про всю свою жизнь, подкрепив рассказ фотографиями детей и внуков. Таких же откровений и сообщений они ждут от сестры. Телефонные звонки, разговоры личного характера и т. п. – все это пробуждает еще большее любопытство к личной жизни сестры. И, несмотря на все это, следует помнить, что семейные дела сестры не относятся к сфере ухода за больным. Сестра должна выслушивать любые рассказы и сообщения больных, но ее личные проблемы лишь мешают их выздоровлению и созданию нормальных контактов. Однако поведение сестер, направленное на избежание ненужных вопросов, не должно быть резким, отталкивающим. Беседы на невинные обыденные темы допустимы. Так, например, сестра, возвратившись из отпуска, спокойно может рассказать о любимом городе и своих впечатлениях, что только улучшит самочувствие больного.
Большую роль с точки зрения создания контактов с больными играет и учет всех оттенков поведения, всех проявлений и сообщений больного. Наряду с самим содержанием беседы большое значение имеют тон и мелодика речи, ударения, жесты, мимика и др. Известно, что коммуникация между людьми многослойна, динамика ее основана на огромном количестве различных чувств и впечатлений. Невидимая эмоциональная связь существует и между сестрой и больным, поэтому выявить ее и проследить за ее изменениями весьма ценно. Часто больные читают по нашим улыбкам, выражению лица, голосу. Естественно, и мы многое воспринимаем от них.
Контакт сестры с больным нельзя воспринимать как некую неизменную постоянную. Это процесс, изменяющийся прежде всего во времени, процесс, на который могут влиять различные факторы, который и формироваться, и складываться может по-разному. Именно в его лабильности и скрывается возможность вмешиваться в его ход, изменять его течение в благоприятном направлении.
В рамках контакта между сестрой и больным, кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако каждой сестре необходимо разобраться в себе, чтобы понять, как в ходе своей работы она воздействует на больных. Каждая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждение проблем, замечания более опытных сестер или врача. Любая работа формирует не только профессиональные знания, но и личность в целом. Необходимо, чтобы сведения по общей психологии и психологии работы с больными стали составной частью личностных особенностей сестер, а не оставались лишь теоретическими, отвлеченными сведениями и знаниями. Хорошая сестра испытывает постоянную необходимость и потребность в пополнении своих знаний, в развитии своей личности.
Раздел 2
Введение в специальность
ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА
Медицинская сестра – лицо среднего медицинского персонала, помощник врача в лечебно-профилактических учреждениях и детских дошкольных учреждениях. На должность медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения назначают лиц, окончивших медицинские училища со сроком обучения не менее 2 лет и получивших свидетельство о присвоении им звания медицинской сестры. В своей работе медицинская сестра обязана выполнять предписания и указания врачей, под руководством которых она работает. В больницах, во внебольничных лечебно-профилактических учреждениях и на дому медицинская сестра имеет право на выполнение следующих манипуляций:
1) производство подкожных и внутримышечных инъекций, внутривенных вливаний;
2) накладывание кровоостанавливающего жгута;
3) аутогемотерапия;
4) подготовка всех разведений туберкулина для туберкулино-диагностики;
5) измерение артериального давления;
6) втирание лекарственных веществ;
7) постановка горчичников, пиявок, банок;
8) смазывание глотки;
9) мазки из зева и половых органов;
10) постановка компрессов;
11) промывание ушей (серные пробки);
12) клизмы всех видов (очистительные, сифонные, питательные, капельные);
13) введение газоотводной трубки;
14) зондирование и промывание желудка;
15) катетеризация мочевого пузыря мягким резиновым катетером;
16) промывание мочевого пузыря;
17) спринцевание влагалища;
18) оказание первой помощи при травмах, отравлениях, отморожениях, ожогах и т. д.;
19) искусственное дыхание;
20) проведение закрытого массажа сердца;
21) физиотерапевтические процедуры.
Основные регламентирующие документы1. Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
2. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
3. Федеральный закон от 9 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
5. Этический кодекс медицинской сестры России разработан по заказу Ассоциации медсестер России, Санкт-Петербург, 1997 г.
6. Постановление Правительства РФ от 21 октября 2011 г. № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 г.».
7. Приказ Минздрава СССР от 23 марта 1976 г. № 288 «Об утверждении Инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений».
8. Приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. № 1000 «О мерах по усовершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений».
9. Приказ Минздрава СССР от 19 января 1983 г. № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».
10. Приказ Минздрава СССР от 10 июня 1985 г. № 770 «О введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы».
11. Приказ Минздрава СССР от 30 мая 1986 г. № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения».
12. Приказ Минздрава СССР от 12 июля 1989 г. № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».
13. Приказ Минздрава СССР от 16 августа 1989 г. № 475 «О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики заболеваемости острыми кишечными инфекциями в стране».
14. Приказ Минздрава РФ от 26 ноября 1998 г. № 342 «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом».
15. Приказ Минздрава РФ от 20.11.2002 г. № 350 «О совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации».
16. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».
17. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 июля 2005 г. № 487 «Об утверждении порядка организации первичной медико-социальной помощи».
19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21 июня 2006 г. № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой».
Положение о медицинской сестре1. Общие положения
1.1. На должность медицинской сестры лечебно-профилактического учреждения назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «Сестринское дело» в соответствии с действующими правилами допуска к медицинской деятельности.
1.2. Назначение и освобождение медицинской сестры осуществляется руководителем лечебно-профилактического учреждения в установленном порядке.
1.3. Медицинская сестра непосредственно подчиняется старшей медицинской сестре. В ее подчинении находится младшая медицинская сестра по уходу (санитарка).
1.4. В своей работе медицинская сестра руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, отделении, должностной инструкцией, настоящим положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов и должностных лиц.
2. Обязанности медицинской сестры
Основной задачей медицинской сестры является оказание квалифицированной сестринской помощи пациенту и его семье, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, уход и неотложную доврачебную медицинскую помощь в период болезни и реабилитации.
В соответствии с основной задачей медицинская сестра обязана:
2.1. Рационально организовать свой труд в отделении и кабинете лечебно-профилактического учреждения.
2.2. Осуществлять прием вновь поступающих пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка и назначенного режима в отделении, контролировать их выполнение.
2.3. Хранить медицинскую тайну.
2.4. Осуществлять все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами.
2.5. Обеспечить инфекционную безопасность.
2.6. Обеспечить безопасную среду для пациента в стационаре.
2.7. Проводить обучение по организации безопасной среды и ухода за пациентами на дому.
2.8. Своевременно и качественно выполнять документированные профилактические и лечебно-диагностические манипуляции и процедуры, назначенные врачом.
2.9. Ассистировать при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях.
2.10. Обеспечить правильное хранение и учет лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами.
2.11. Проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к обходу врача и различного вида исследованиям, процедурам, операциям.
2.12. Взаимодействовать с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента.
2.13. Производить простейшие лабораторные исследования экспресс-методами.
2.14. Вести установленную Министерством здравоохранения РФ медицинскую учетно-отчетную документацию.
2.15. Оказывать неотложную доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.