Стихотворение было положено на музыку самодеятельным исполнителем С. Стёркиным; широкую известность получило как песня из телефильма «Ирония судьбы» (1976) с музыкой М. Л. Таривердиева (обычное название: «Если у вас нету дома…»).
АРСКИЙ, Павел (1886–1967), поэт49. Царь испугался, издал манифест: / «Мертвым свобода! Живых под арест!»
«Красное знамя» (1905).
☐ Арский П. Годы грозовые. – М., 1962, с. 6
О Манифесте 17 октября 1905 г., в котором провозглашались свобода совести, слова, собраний.
АРЦЫБАШЕВ, Михаил Петрович (1878–1927), писатель50. У последней черты.
Загл. романа (1910–1912)
Выражение встречалось и раньше, напр.: «Я стою у последней черты» – из стихотворения К. Бальмонта «Отчего мне так душно?» (1903).
АСЕЕВ, Николай Николаевич (1889–1963), поэт51. Это имя – / как гром / и как град: / Петербург, / Петроград, / Ленинград!
«Городу» (1925)
☐ Асеев Н. Стихотворения и поэмы. – Л., 1967, с. 190
52. С неба полуденного / жара не подступи,
конная Буденного / раскинулась в степи.
«Марш Буденного» из поэмы «Буденный» (1923), муз. Дм. Покрасса
☐ Асеев Н. Стихотворения и поэмы. – Л., 1967, с. 141
53. Не за силу, не за качество / золотых твоих волос
сердце враз однажды начисто / от других оторвалось.
«Не за силу, не за качество…» (1926)
☐ Асеев Н. Стихотворения и поэмы. – Л., 1967, с. 176
АСТАФЬЕВ, Виктор Петрович (1924–2001), писатель54. Прокляты и убиты.
Загл. романа о Великой Отечественной войне (кн. 1–2, 1992–1994)
АФИНОГЕНОВ, Александр Николаевич (1904–1941), драматург55. Мы живем в эпоху великого страха.
«Страх» (1931), карт. 7-я.
☐ Отд. изд. – М.; Л., 1931, с. 67
АХМАДУЛИНА, Белла Ахатовна (1937–2010), поэтесса56. А напоследок я скажу.
«Прощание» (1960; опубл. 1965)
☐ Ахмадулина Б. Соч. в 3 т. – М., 1997, т. 1, с. 70
Стихотворение положено на музыку А. П. Петровым для к/ф «Жестокий романс» (1984).
57. Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны!
Терять их страшно, Бог не приведи!
«Мои товарищи» (1963; опубл. 1964)
☐ Ахмадулина Б. Стихи. – М., 1975, с. 60
58. Друзей моих прекрасные черты.
«По улице моей который год…» (1959, опубл. 1962)
☐ Ахмадулина Б. Соч. в 3 т. – М., 1997, т. 1, с. 33
Стихотворение положено на музыку М. Л. Таривердиевым для телефильма «Ирония судьбы» (1976).
59. И стайкою, наискосок, / уходят запахи и звуки.
«По улице моей который год…»
☐ Ахмадулина Б. Соч. в 3 т. – М., 1997, т. 1, с. 34
АХМАТОВА, Анна Андреевна (1889–1966), поэтессаАхматова А. Собр. соч. в 6 т. – М., 1998–2002.
60. …Что все на свете он переиначит, / Что Пастернака перепастерначит <…>.
«А в зеркале двойник бурбонский профиль прячет…» (1943; опубл. 1969)
☐ Ахматова, 2(1):41
Ср. также: «Ирода переиродить» – выражение из «Гамлета» (III, 2) в пер. М. Лозинского.
61. Когда погребают эпоху, / Надгробный псалом не звучит.
«Август 1940» (1940; опубл. 1946).
☐ Ахматова, 1:421
62. И вся земля была его наследством, / А он ее со всеми разделил.
«Борис Пастернак» (1936); публиковалось также под загл. «Поэт»
☐ Ахматова, 1:427
63. Звенела музыка в саду / Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем / На блюде устрицы во льду.
«Вечером» (1913).
☐ Ахматова, 1:120
64. А в комнате опального поэта / Дежурят страх и Муза в свой черед.
«Воронеж» (1936; опубл. полностью в 1965 г.).
☐ Ахматова, 1:429
65. Все мы бражники здесь, блудницы.
«Все мы бражники здесь, блудницы…» (1913).
☐ Ахматова, 1:113
66. Все расхищено, предано, продано.
«Все расхищено, предано, продано…» (1921; опубл. 1923).
☐ Ахматова, 1:351
67. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.
«Двустишие» (1931; опубл. 1940).
☐ Ахматова, 1:420
68. Думали: нищие мы, нету у нас ничего, А как стали одно за другим терять, Так, что сделался каждый день / Поминальным <…>.
«Думали: нищие мы…» (1915; опубл. 1917).
☐ Ахматова, 1:228
69. Сила – право, только ваши дети / За меня вас будут проклинать.
«За меня не будете в ответе…», четверостишие (1934; опубл. в 1962 г. в составе эссе «Слово о Пушкине»).
☐ Ахматова, 6:276
70. «Онегина» воздушная громада, / Как облако, стояла надо мной.
«И было сердцу ничего не надо» (1962; опубл. 1964).
☐ Ахматова, 2(2):129
71. …Блок – трагический тенор эпохи.
«И в памяти черной пошарив, найдешь…» (1960).
☐ Ахматова, 2(2):79
72. Мне голос был. Он звал утешно, / Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда» / <…>.
Но равнодушно и спокойно / Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной / Не осквернился скорбный дух.
«Когда в тоске самоубийства…» (1917; опубл. 1918).
☐ Ахматова, 1:316
73. Когда человек умирает, / Изменяются его портреты.
«Когда человек умирает…» (1940).
☐ Ахматова, 1:462
74. Всего прочнее на земле печаль / И долговечней – царственное Слово.
«Кого когда-то называли люди…» (1945; опубл. 1973).
☐ Ахматова, 2(1):114
75. Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда.
«Мне ни к чему одические рати…» (1940).
☐ Ахматова, 1:461
76. Муж хлестал меня узорчатым, / Вдвое сложенным ремнем.
«Муж хлестал меня узорчатым…» (1911).
☐ Ахматова, 1:85
77. Мы знаем, что` ныне лежит на весах / И что` совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах, / И мужество нас не покинет.
«Мужество» (1942).
☐ Ахматова, 2(1):16
78. И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово.
«Мужество».
☐ Ахматова, 2(1):16
79. Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
«Муза» (1924; опубл. 1940).
☐ Ахматова, 1:403
80. Из-под каких развалин говорю, / Из-под какого я кричу обвала.
«Надпись на книге» (1930-е гг.; опубл. 1968).
☐ Ахматова, 1:457
81. Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу – зренье / <…> А женщине прекрасной – красоту?
«Нам свежесть слов и чувства простоту…» (1915; опубл. 1916)
☐ Ахматова, 1:237
82. Все мы немного у жизни в гостях,
Жить – это только привычка.
«Нас четверо» (1961; опубл. 1962).
☐ Ахматова, 2(2):119
83. Настоящую нежность не спутаешь / Ни с чем, и она тиха.
«Настоящую нежность не спутаешь…» (1913; опубл. 1914)
☐ Ахматова, 1:149
84. Но, может быть, поэзия сама – / Одна великолепная цитата.
«Не повторяй (душа твоя богата)…» (1956; опубл. 1969)
☐ Ахматова, 2(1):182
85. Мы ни единого удара / Не отклонили от себя.
«Не с теми я, кто бросил землю…» (1922; опубл. 1923).
☐ Ахматова, 1:389
86. Но в мире нет людей бесслезней, / Надменнее и проще нас.
«Не с теми я, кто бросил землю…».
☐ Ахматова, 1:389
87. Опять подошли «незабвенные даты»,
И нет среди них ни одной не проклятой.
«Опять подошли “незабвенные даты”…» (1945, 1959; опубл. 1963)
☐ Ахматова, 2(1):87
88. И принял смертную истому,
Как незаслуженный покой.
«Памяти Александра Блока» (1946; опубл. 1958).
☐ Ахматова, 2(1):122
89. А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
«Перед весной бывают дни такие…» (1915; опубл. 1916).
☐ Ахматова, 1:234
90. Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
«Песня последней встречи» (1911; опубл. 1912).
☐ Ахматова, 1:78
91. Но где мой дом и где рассудок мой?
«Подвал памяти» (1940; опубл. 1966).
☐ Ахматова, 1:460
92. Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем <…>.
«Последний тост» (1934; опубл. 1965).
☐ Ахматова, 1:422
93. Поэма без героя.
Загл. поэмы (1945–1965; отрывки публиковались с 1944 г., полностью (один из вариантов) – в 1960 г.)
«Роман без героя» – подзаголовок «Ярмарки тщеславия» У. Теккерея (1848).
94. …а так как мне бумаги не хватило,
Я на твоем пишу черновике.
«Поэма без героя». «Посвящение. 27 декабря 1940».
☐ Ахматова, 3:42
95. Приближался не календарный —
Настоящий Двадцатый Век.
«Поэма без героя», ч. I, гл. 3.
☐ Ахматова, 3:187
В мемуарном наброске Ахматова писала: «ХХ век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как XIX начался Венским конгрессом» («Pro doma sua», фрагм. 24).
☐ Ахматова, 5:176.
96. Здесь все меня переживет.
«Приморский сонет» (1958; опубл. 1959).
☐ Ахматова, 2(1):206
97. Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
«Реквием. 1935–1940» (опубл. 1963, в СССР: 1987). Четверостишие-эпиграф «Нет, и не под чуждым небосводом…» (1961).
☐ Ахматова, 3:21
98. «А это вы можете описать?» <…> «Могу».
«Реквием». «Вместо предисловия» (1957; опубл. 1963).
☐ Ахматова, 3:21
Диалог Ахматовой с женщиной, стоявшей вместе с ней в очереди для передачи тюремных посылок в годы «Большого террора».
99. И упало каменное слово / На мою еще живую грудь.
«Реквием», VII («Приговор») (1939).
☐ Ахматова, 3:26
100. Надо память до конца убить.
«Реквием», VII.
☐ Ахматова, 3:26
101. Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
«Реквием». «Эпилог» (1940).
☐ Ахматова, 3:29
102. И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ…
«Реквием». «Эпилог».
☐ Ахматова, 3:29
103. Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
«Сероглазый король» (1910; опубл. 1911).
☐ Ахматова, 1:41
Стихотворение положено на музыку А. Вертинским (1918).
104. О, как ты красив, проклятый!
«Смятение», 2 (1913).
☐ Ахматова, 1:115
105. Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
«Столько просьб у любимой всегда!..» (1913).
☐ Ахматова, 1:114
106. Переулочек, переул… / Горло петелькой затянул.
«Третий Зачатьевский» (1940; опубл. 1965).
☐ Ахматова, 1:480
107. Я очень спокойная. Только не надо
Со мною о нем говорить.
«Чернеет дорога приморского сада…» (1914).
☐ Ахматова, 1:175
Стихотворение положено на музыку А. Вертинским с изменениями в тексте.
108. А каждый читатель как тайна, / Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный, / Всю жизнь промолчавший подряд.
«Читатель» («Тайны ремесла», 5) (1959; опубл. 1960).
☐ Ахматова, 2(2):9
109. Я научила женщин говорить…
Но, Боже, как их замолчать заставить!
«Эпиграмма» (1957; опубл. 1960).
☐ Ахматова, 2(1):199
Ахматова перефразировала старинное изречение, восходящее к Франсуа Рабле: «Лекарь <…> сказал, что в его распоряжении имеется немало средств, которые могут заставить женщину заговорить, и нет ни одного, которое заставило бы ее замолчать» («Гаргантюа и Пантагрюэль», кн. III (1546), гл. 34, пер. Н. Любимова).
☐ Отд. изд. – М., 1981, с. 275.
110. Я научилась просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить, / Чтоб утомить ненужную тревогу.
«Я научилась просто, мудро жить…» (1912; опубл. 1913).
☐ Ахматова, 1:98
111. А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
«In memoriam» (1942; опубл. 1945).
☐ Ахматова, 2(1):30
112. Для Бога мертвых нет.
«In memoriam».
☐ Ахматова, 2(1):30
В советских изданиях печаталось: «Для славы мертвых нет».
Источник: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лука, 20:38).
113. ** Вас здесь не стояло!
«Со мною обращаются, как с падалью – или, пожалуй, еще хуже – вы слышали, как в очередях говорят: “вас здесь не стояло”» (Л. Чуковская, «Записки об Анне Ахматовой», запись от 3 окт. 1953 г.).
☐ М., 1997, т. 2, с. 73. Здесь же, в записи от 23 окт. 1960 г., приведен отзыв Ахматовой о статье «Анна Ахматова» в «Краткой литературной энциклопедии»: «Все как будто точно, и годы, и названия, и даже без брани, – и все сплошное уничтожение и уничижение. “Вас здесь не стояло”. Не было у меня славы, не переводились мои стихи на все языки мира, ничего».
☐ Там же, с. 432.
В другом контексте – в воспоминаниях Н. И. Ильиной «Анна Ахматова, какой я ее видела»: «Что с вас взять? Ведь вас здесь не стояло!» Имелось в виду, что Ильина не жила в России в худшие времена сталинского террора. Эту «пародию на реплику, нередко доносящуюся из очереди» Ильина услышала от Ахматовой в 1956 г.
☐ Ильина Н. Дороги и судьбы. – М., 1991, с. 318.
114. ** Вегетарианские времена.
О времени до «Большого террора» конца 1930-х гг. Н. Мандельштам привела это выражение в своей «Второй книге» (1972).
☐ М., 1990, с. 260 (гл. «Стихи и люди. II. Два полюса»). Еще раньше, без ссылки на Ахматову, – в «Воспоминаниях» Н. Мандельштам (1970): «Время было еще невинное, вегетарианское».
☐ М., 1989, с. 112 (гл. «Родина щеглов»).
Выражение применяется также к эпохе послесталинской либерализации политического режима.
115. ** Мы живем в догутенберговскую эпоху.
Цитируется в «Моем завещании» Н. Мандельштам: «Как говорила Анна Андреевна, мы живем в “догутенберговской эпохе” и “бродячие списки” нужных книг распространяются активнее, чем печатные издания».
☐ Мандельштам Н. Я. Вторая книга. – М., 1990, с. 472–473.
В 1927 г. А. Лежнев назвал период 1918–1922 гг. «устным периодом [русской] литературы» («Дело о трупе»).
☐ «Красная новь», 1927, кн. 5, с. 218–235.
116. ** Перевод с неизвестного.
О книгах Александра Грина. Приводится в воспоминаниях Н. И. Ильиной («Анна Ахматова, какой я ее видела»).
☐ Ильина Н. Дороги и судьбы. – М., 1991, с. 349.
117. ** Их премия, кому хотят, тому дают.
«Однажды при Анне Ахматовой стали обсуждать, кому справедливо, кому не справедливо дали Сталинскую премию.
– Оставьте, – сказала Ахматова, – их премия, кому хотят, тому дают».
☐ Паперный З. Музыка играет так весело… – М., 1990, с. 252.
118. ** Поэт всегда прав.
О Борисе Пастернаке, после публикации за рубежом «Доктора Живаго» (1958). Приводится в воспоминаниях Н. И. Ильиной.
☐ Ильина Н. Дороги и судьбы. – М., 1991, с. 337.
119. ** Две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили.
«Теперь арестанты вернутся, и две России…» и т. д. – записано в дневнике Л. Чуковской 4 марта 1956 г.
☐ Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. – М., 1997, т. 2, с. 190. Часто цитируется в форме: «…та, которая сажала, и та, которую сажали».
120. ** Какую биографию делают нашему рыжему!
В 1962 г., по поводу суда над Иосифом Бродским (напр., в «Рассказах об Анне Ахматовой» А. Наймана).
☐ 2-е изд. – М., 1999, с. 193.
Этот оборот появился раньше: «В далеком углу сосредоточенно кого-то били. / Я побледнел: оказывается, так надо – / Поэту Есенину делают биографию».
☐ Сельвинский И. Л. Записки поэта. – М.; Л., 1928, с. 26 (гл. III, разд. «Кабачок желтой совы»). Также в «Записных книжках» И. Ильфа (запись 1930 г.): «Что бы вы ни делали, вы делаете мою биографию».
☐ Ильф и Петров, 5:180.
121. ** Поэт – человек, у которого никто ничего не может отнять и потому никто ничего не может дать.
В разговоре с Вяч. Вс. Ивановым летом 1964 г., согласно его «Беседам с Анной Ахматовой».
☐ Воспоминания об Анне Ахматовой. – М., 1991, с. 493.
Ср. также у Н. Карамзина: «Сия царица света / Отнять, ни дать ему не может ничего» («Протей, или Несогласия стихотворца», 1798).
☐ Карамзин, с. 245.
Мысль, вероятно, восходит к высказыванию Сенеки о Диогене: «Человек, которому [Александр Великий] ничего не мог дать и у которого ничего не мог отнять» («О благодеяниях», V, 6).
☐ Римские стоики. – М., 1998, с. 107; пер. П. Краснова.
Б
БАБАЕВСКИЙ, Семен Петрович (1909–2000), писатель1. Кавалер Золотой Звезды.
Загл. романа о председателе колхоза, Герое Советского Союза (1947–1948)
БАБЕЛЬ, Исаак Эммануилович (1894–1940), писательБабель И. Собр. соч. в 2 т. – М., 1990.
2. Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя.
«Гюи де Мопассан» (1932).
☐ Бабель, 1:219
3. Еще не вечер.
«Закат» (1928), 6-я сцена.
☐ Бабель, 1:303
Выражение восходит к античности. «Не настал еще мой последний день!» (букв.: «Не всех дней солнце зашло!») – так будто бы ответил Филипп V Македонский римским послам (Тит Ливий, «История Рима…», 39, 26).
Эта фраза повторена в драме Ф. Шиллера «Лагерь Валленштейна», 7; в переводе (не дословном) С. П. Шевырева (1859): «Ведь до вечера, братцы, еще далеко!»
☐ Шиллер Ф. Валленштейн. – М., 1980, с. 37.
4. Как это делалось в Одессе.
Загл. рассказа (1923)
5. Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе осень.
«Как это делалось в Одессе».
☐ Бабель, 2:127
6. Он думает об выпить хорошую стопку водки, об дать кому-нибудь по морде <…> – и ничего больше.
«Как это делалось в Одессе».
☐ Бабель, 2:127
7. Беня говорит мало, но он говорит смачно.
«Как это делалось в Одессе».
☐ Бабель, 2:128
8. «Где начинается полиция и где кончается Беня?» – «Полиция кончается там, где начинается Беня».
«Как это делалось в Одессе».
☐ Бабель, 2:132
9. Папаша, пожалуйста, выпивайте и закусывайте, пусть вас не волнует этих глупостей…
«Король» (1921).
☐ Бабель, 2:124
Обычно цитируется: «Выпивайте и закусывайте, и пусть вас не волнует этих глупостей».
10. Ты всегда имеешь в запасе пару слов.
«Король».
☐ Бабель, 2:124
11. Маня, вы не на работе, <…> холоднокровней, Маня…
«Король».
☐ Бабель, 2:124
Обычно цитируется: «Холоднокровнее, Маня, вы не на работе».
БАГРИЦКИЙ, Эдуард Георгиевич (1895–1934), поэтБагрицкий Э. Г. Стихотворения и поэмы. – М.; Л., 1964.
12. Механики, чекисты, рыбоводы,
Я ваш товарищ, мы одной породы, —
Побоями нас нянчила страна!
«Вмешательство поэта» (1929; опубл. 1930).
☐ Багрицкий, с. 123
13. Украина! Мать родная! / Молодое жито!
Шли мы раньше в запорожцы, / А теперь – в бандиты!
«Дума про Опанаса», 1 (1926).
☐ Багрицкий, с. 79
14. Так бей же по жилам, / Кидайся в края,
Бездомная молодость, / Ярость моя!
«Контрабандисты» (1927).
☐ Багрицкий, с. 68
15. И петь, задыхаясь, / На страшном просторе:
«Ай, Черное море, / Хорошее море!..»
«Контрабандисты».
☐ Багрицкий, с. 68
16. От черного хлеба и верной жены / Мы бледною немочью заражены…
«От черного хлеба и верной жены…» (1926; опубл. 1927).
☐ Багрицкий, с. 93
17. Мы – ржавые листья / На ржавых дубах… / <…>
Над нами гремят трубачи молодые,
Над нами восходят созвездья чужие,
Над нами чужие знамена шумят…
«От черного хлеба и верной жены…».
☐ Багрицкий, с. 93, 94
18. Вставай же, Всево`лод, и всем володай, / Вставай под осеннее солнце!
Я знаю: ты с чистою кровью рожден, / Ты встал на пороге веселых времен!
«Папиросный коробок» (1927).
☐ Багрицкий, с. 105
19. А в походной сумке – / Спички и табак.
Тихонов, / Сельвинский, / Пастернак…
«Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым» (1927).
☐ Багрицкий, с. 95
20. Не погибла молодость, / Молодость жива!
Нас водила молодость / В сабельный поход,
Нас бросала молодость / На кронштадтский лед.
«Смерть пионерки» (1932).
☐ Багрицкий, с. 152
21. Возникай содружество / Ворона с бойцом, —
Укрепляйся мужество / Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая / Кровью истекла,
Чтобы юность новая / Из костей взошла.
«Смерть пионерки».
☐ Багрицкий, с. 153
22. В мир, открытый настежь / Бешенству ветров.
«Смерть пионерки».
☐ Багрицкий, с. 154
23. Но если он скажет: «Солги», – солги. / Но если он скажет: «Убей», – убей.
«TBC» (1929).
☐ Багрицкий, с. 126
«Он» – век.
БАЖОВ, Павел Петрович (1879–1950), писатель24. Живинка в деле.
Загл. одного из уральских сказов (1943)
25. Хозяйка Медной горы.
Персонаж сказа «Медной горы Хозяйка» (1936) и других сказов
БАЛЬМОНТ, Константин Дмитриевич (1867–1942), поэтБальмонт К. Стихотворения. – Л., 1969.
26. Будем как солнце.
Загл. книги стихов (1903); начало стихотворения из этой книги
☐ Бальмонт, с. 203, 204
27. Мир должен быть оправдан весь, / Чтоб можно было жить!