banner banner banner
Кадры решают все
Кадры решают все
Оценить:
 Рейтинг: 0

Кадры решают все


Поражение – поражение. Стиль поведения человека с такой парадигмой строится на негативе, он считает, что вокруг одни враги и недоброжелатели, ругает и обвиняет всех и вся, к результату не стремится, эффективно работать не может. Это самая непродуктивная, иррациональная и разрушительная из парадигм.

Как правило, такие люди воспринимают окружающих как врагов. Они уверены, что все хотят чем-то им навредить. Любая проблема воспринимается такими людьми как вселенская катастрофа. Именно по этой причине такие люди заранее занимают оборонительную позицию. Они стремятся причинить зло другим людям на опережение, чтобы избежать опасности.

Поскольку люди, придерживающиеся парадигмы «поражение – победа», изначально настроены на негатив, часто в их жизни происходят не самые приятные события, и они сталкиваются не с самыми приятными людьми.

Пример 1. Мария недавно устроилась в компанию менеджером по продажам. У нее хорошее образование, есть опыт, рекомендации. При устройстве она объяснила свой уход с прежней работы нездоровым климатом в коллективе, где к ней предвзято относились и не ценили как специалиста.

Мария уже месяц работает в компании, но и в новом коллективе она не может найти общий язык с сотрудниками. Она жалуется, что коллеги перекладывают на нее свою работу, специально дают несговорчивых клиентов, которые, по мнению Марии, вообще как на подбор – не знают, чего хотят, не слушают ее аргументы, грубо с ней разговаривают. Таким образом, Марии никак не удается проявить себя с профессиональной точки зрения. А виной всему – окружающие, но не она.

Пример 2. На замечания мастера по поводу некачественной уборки бытовых помещений уборщица Клавдия рассказала все, что она думает.

В бытовках плохая вентиляция, поэтому образуется грибок на стенах, на который жалуются работники. Разводы на стеклах во всех помещениях, потому что выдали такое негодное средство для мытья. Тряпки вообще не выдают, Клавдия приносит их из дома.

Кроме того, люди не умеют аккуратно пользоваться душем, моют обувь в раковине, а в комнате приема пищи разбрасывают остатки еды для мышей и тараканов. Все, кто жалуется на ее работу, пусть следят за собой, сами работать-то не умеют.

После того как мастер вызвал комиссию по охране труда для составления акта о несоответствии качества уборки санитарным нормам, Клавдия разразилась проклятиями и угрозами в адрес всей комиссии, мастеру досталось лично.

Поражение. Модель поведения человека – отказ от принятия решений в конфликтных ситуациях и отказ от достижения целей при столкновении даже с незначительными препятствиями, уход от проблем в ущерб своим интересам.

Парадигма относительно безвредная – избегание конфликтов, споров и выяснения отношений. Однако сам человек с такой парадигмой не развивается, он стоит на месте, ему неинтересна жизнь, он не стремится к успеху, обладает минимальным уровнем энергии.

Такие люди, как правило, ведут себя крайне пассивно. Они считают, что их жизнь совершенно от них не зависит и что обстоятельства сильнее. У них нет никаких целей, они практически ни к чему не стремятся и предпочитают заниматься рутинной несложной работой.

В процессе переговоров человек, придерживающийся парадигмы «поражение», очень легко соглашается на любые условия, которые ему предлагают. Он даже не пытается отстаивать свою позицию, поскольку ее может и вовсе не быть.

Такой человек обычно не умеет принимать сложные решения и решать проблемы. Любую сложную ситуацию он воспринимает как нечто фатальное и даже не пытается что-то с этим сделать.

Пример. Все сотрудники фирмы заняты важной работой, сам шеф срочно уехал, а на встрече с партнерами должен присутствовать представитель фирмы.

Семен – заместитель начальника, человек бесконфликтный, очень мягкий и не склонный к спорам. Начальник это знает и отправляет его на переговоры с полной уверенностью, что Семен даже не подумает высказывать свое мнение или обсуждать чью-то позицию. На этих переговорах важна только явка человека от фирмы, потому что все вопросы уже согласованы, остались только формальности. Чтобы не возникло непредвиденной ситуации, руководитель инструктирует Семена и поручает представлять фирму на переговорах.

Учитывая парадигму Семена («поражение»), руководитель правильно выбрал, кого отправить на переговоры для бесконфликтного решения вопросов.

Парадигмы поведения и синергия

Рассмотрим на примерах, как соотносятся описанные парадигмы поведения с деятельностью Васи и Миши по расчистке участка земли от камней, и спрогнозируем результат их совместной деятельности в зависимости от моделей поведения.

Пример 1.

1. Вася с парадигмой «победа – победа» будет стремиться выполнить работу наиболее качественно, Миша с парадигмой «поражение – поражение» все усилия Васи сведет на нет – результат работы будет нулевым, эффективности добиться невозможно.

2. Совместные действия Васи с парадигмой «поражение – поражение» и Миши с парадигмой «поражение – поражение» приведут к невыполнению задачи – результат работы будет нулевым, эффективности добиться невозможно.

3. Вася с парадигмой «победа – победа» выполнит работу максимально эффективно, Миша с парадигмой «поражение – победа» станет стоически помогать Васе – производительность труда составит 1+1>2, будет достигнут феномен синергии.

4. Вася с парадигмой «победа – победа» стремится выполнить работу, Миша с парадигмой «победа – поражение» постоянно обесценивает все старания и попытки Васи увеличить эффективность выполнения задания, ломает его мотивацию – производительность труда составит 1+1<2, синергии не будет.

5. Вася и Миша, оба с парадигмой «победа», выполнят работу каждый за себя – производительность труда составит 1+1=2.

6. Вася и Миша, оба с парадигмой «победа – победа», будут стремиться к высокой результативности и максимальной эффективности, работая согласованно, – производительность труда составит 1+1> 2, будет достигнут феномен синергии.

7. Вася с парадигмой «победа» найдет хороший способ быстро очистить свой участок от камней, а Миша с парадигмой «поражение» в попытках решить проблему может отказаться от этой задачи – ведь у него нет ни сил, ни желания разбираться с этим вопросом, а сосед не делится своими решениями – производительность труда составит 1+0 = 1, синергии не будет.

Синергии можно добиться, только если участники взаимодействия имеют парадигмы «победа – победа» и «поражение – победа».

У каждого из нас доминируют две из вышеописанных парадигм – фоновая и конфликтная, наличие которых зависит от уровня развития личности, степени ответственности, психологической стабильности и осознанности. Причем одна может быть ярко выражена в коллективе, а другая – в семье или с друзьями.

Пример 2. Молодой начальник отдела крупной компании Игорь использует при работе с сотрудниками авторитарный стиль управления. Он всегда настаивает на своем решении, не идет на компромиссы, использует для общения с подчиненными парадигму «победа – поражение». Он же, возвращаясь домой, становится для своих близких любящим и уступчивым отцом и мужем, переключаясь на парадигму «поражение – победа».

В течение жизни человека парадигмы могут сменять одна другую в зависимости от обстоятельств и ситуаций. Кардинально ведущая парадигма человека может измениться в критической ситуации, когда происходит переоценка ценностей и переосмысление определенного этапа жизни.

Умение определять паттерны поведения, парадигмы отношений важно для любого человека – руководителя, сотрудника, клиента, партнера. Зная парадигмы собеседника, всегда можно найти к нему правильный подход и получить нужный результат от встречи.

После того как руководитель научился видеть стили поведения своих подчиненных, данные знания необходимо применить на практике. Как же строить отношения в коллективе сотрудников с устойчивыми и определенными парадигмами? Дадим несколько практических советов.

Совет 1. Сотрудники с парадигмой «победа – победа» – самые лучшие члены команды. Собирайте их вместе, когда нужен максимальный эффект от выполнения задачи или сверхважного проекта, встречи win-win и достижения синергии.

Вы получите направленность на достижение высоких результатов, поиск компромиссов в ситуациях конфликта интересов, использование всех возможных ресурсов для получения выгоды, отсутствие конфликтов и манипуляций.

Люди, придерживающиеся парадигмы «победа – победа», проявляют себя наиболее эффективно в процессе важных переговоров, брейнштурмов, совещаний и конференций. Во время таких мероприятий они активно обмениваются мнениями, в результате чего рождаются самые неожиданные и порой даже гениальные решения. Главное, чтобы в переговорном зале собирались только люди, настроенные на продуктивное сотрудничество. Если вместе с ними за одним столом окажется кто-то, кто придерживается другой парадигмы, не исключено, что сотрудникам не удастся договориться.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)