Многие психотерапевты теряют массу сил, когда больной не хочет (и не хотел изначально!) перейти в здоровую реальность. Особенно это смотрится некрасиво, когда больной за эти «психотерапевтические муки» платит деньги. Это похоже на ситуацию, когда тренер хочет научить своего подопечного плавать, а тот страшно боится воды…
Так же не надо браться за больного деградированного, когда говорят «человек есть, а личности нет». Он будет со всем соглашаться, радовать вас своей кипучей энергетикой, давать массу обещаний, и… постоянно срываться! В таких случаях обходитесь медикаментами и короткими беседами.
Вообще с опытом, у врачей вырабатывается чувство, которое можно назвать «предчувствие успеха у данного больного». Вот, что-то вам подсказывает, что этому больному вы поможете! Это бессознательное. Верьте ему! Нельзя полагаться на влюбчивость в больного. Это происходит тогда, когда врачу сильно нравится больной (естественно противоположного пола). Здесь вы завязните, помяните меня! Если начинающему психотерапевту и можно попробовать «все» и «вся» (для опыта!), то более опытному психотерапевту браться за все случаи не в коем случае нельзя. Например, сможете ли вы помочь махровому атеисту, если сами являетесь глубоко верующим человеком?
В подобных случаях важно тактично перевести больного на другого специалиста, который, по вашему мнению «мастер по работе с подобными, как у вас, случаями»!
Нужно остерегаться также типа больных, которых в психотерапевтических кругах называют «коллекционерами врачей». Они себя выдают сразу, буквально в начале беседы. «Доктор, я верю только вам! Я был у Петрова, но он глупый и ничего непонимающий врач! Ходил также на сеансы Иванова! Ужас! Ему не людей лечить, а коров! Был также у … (приводится целый список опытных профессиональных психотерапевтов). Никто не помог! Они все глупцы! Только вы мне поможете!». Не сомневайтесь, вы тоже через два-три сеанса перекочуете в сонмище глупцов! Чем быстрее вы прекратите бесплодную работу с подобным «коллекционером», тем будет лучше для вас! Начиная работу с больным, врач должен быть в оптимальной физической форме. Никогда не забывайте об этом! Представьте себе футболиста, вышедшего на поле уставшим, расстроенным. По его вялой игре вы сразу все увидите и будете крайне возмущены. А врач? Ведь больной думает, что вы всегда в форме, всегда компетентны, и всегда готовы ему (и не только ему) помочь. Если вы не готовы к работе, то лучше перенести сеанс, дайте какое-нибудь домашнее задание и т. д. Об этом мы еще поговорим.
Теперь я хотел бы поговорить на тему, в которой не являюсь великим экспертом, но по необходимости касаюсь практически ежедневно в своей работе с пациентами. Я имею ввиду сознательную и бессознательную сферы нашей психики. Все-таки, в основном, я применяю техники Милтона Эриксона и его последователей. А М. Эриксон о структуре нашей психики, включая и бессознательную сферу, всегда говорим обобщенно и несколько неопределенно. Впрочем, этого было достаточно для него… Думаю, что достаточно и для нас грешных.
Итак, наша психическая деятельность протекает в рамках сознательной и бессознательной сфер. Сознание – не гибкая и достаточно жесткая сфера. Если мы представим надутый воздушный шар, то вот эта тонкая резиновая оболочка и есть наше сознание, а вся громадная и рвущаяся наружу масса воздуха внутри шара, это – бессознательная сфера. Сознание держит, или пытается держать в рамках приличия, бессознательную часть нашей психики.
Сознание ограниченно, и зачастую не очень умно. По мнению многих психоаналитиков, человек совершает 20—30% сознательных действий в своей жизни, остальное, как вы понимаете, это бессознательные поступки.
Если мы учимся езде на велосипеде, то первые наши попытки естественно сознательные «так я держу руль руками, и балансирую им, чтобы сохранить равновесие. Правая нога давит на педаль. Я смотрю по сторонам и вперед…». В дальнейшем, когда навык усвоен, мы уже не используем сознание, а просто садимся на велосипед, и бессознательное автоматически обеспечивает нашу езду, не заставляя думать о том, что в это время совершают наши руки и ноги, туловище и голова. Удобно согласитесь! Сознательное действие ушло в бессознательное, и стало автоматическим навыком…
Процесс лечения по М. Эриксону делится на две стадии:
– Отвлечение сознания путем наведения легкого гипноза;
– Работа с бессознательным, которое хорошо понимает сказки, знает, что такое Добро и Зло, но плохо разбирается в теоремах.
Именно поэтому эриксоновский гипноз удивительно метаморфичен. Отвлекая сознание, метафора помогает достичь бессознательного.
По М. Эриксону, бессознательное – это главная сфера нашей психики. Она похожа на громадного великана с большой силой и возможностями, но… с детскими мозгами. Все ресурсы для изменения личности (в нашем случае положительных изменений!) находятся в бессознательном. Тут вся энергетика, которую мы можем черпать практически неограниченно. В бессознательном хранится весь опыт нашей жизни, который мы можем использовать для работы. А если мы поверим Карлу Густаву Юнгу, в бессознательном вообще находится весь опыт нашего рода. Представьте опыт сотен поколений нашего рода! Все это лежит на полочках в громадном складе нашего бессознательного…
Как же не опираться в нашей психотерапевтической работе на эту силищу, скажите вы? А вот советская психотерапия считала, что главное – это сознание; и многие годы работала с одним сознанием. Не смешно ли? А ведь так было, я это помню. «Бессознательное» в СССР считалось «буржуазным надуманным пережитком»!
Бессознательное не является просто какой-то амфорной однородной массой. В свою очередь оно состоит из целой группы «частей». Там есть, например «часть, отвечающая за дыхание человека», «часть, обеспечивающая работу сердца» и т. д. Нам, людям, к счастью, не надо думать: «Сейчас я делаю вдох, далее делаю выдох…». Все делается автоматически! Бессознательно работают все наши органы и системы. Есть «часть», отвечающая за поведение на работе, «часть» отвечающая, например, за игру в шахматы. Существуют «части курительные», «части пьющие» и т. д. «Хорошие» и «плохие» части. Сотни и тысячи частей бессознательного. С помощью психотерапии мы можем их изменять, вступать с ними в договорные отношения, идти с ними на компромисс… Об этом мы поговорим подробнее позже.
Переход из болезненной реальности (например, алкогольной) в реальность здоровую и трезвую, в наше новое психотерапевтическое время, происходит на бессознательном уровне. В бессознательном находится «алкогольная часть» личности, вся необходимая для работы энергетика и сила, весь опыт позитивных изменений.
Опираясь, в основном на подход М. Эриксона, мы будем использовать также идеи Росси, Бендлера, Гриндера, Гордона, Форели и Годена. Всеми, кто хочет более подробно узнать о бессознательном, я бы порекомендовал прочесть великолепную книгу Зигмунда Фрейда «Лекции о психоанализе». Но для работы в эриксонсонской традиции, в принципе достаточно и вышеизложенного.
Нам, эриксонианцам, важнее знать труды самого мэтра, и некоторых его наиболее авторитетных учеников. Помимо прохождения специальных курсов и семинаров, нужно много читать.
Готов порекомендовать вам трехтомный труд самого М. Эриксона «Гипноз», книги Р. Бендлера и Д. Гриндера «Наведение транса» и «Шаблоны гипнотических техник М. Эриксона», «Семинар с М. Эриксоном» (под редакцией Д. К. Зейга). Помимо углубления своего психотерапевтического мастерства, я гарантирую вам удовольствие от самого факта чтения и познания еще во многом непознанного. В конце этой главы, хотелось бы, перед непосредственной встречей с нашим конкретным пациентом обсудить вот что.
Методика, изложенная в этой книжке, подходит для работы с подавляющим большинством лиц, страдающих алкоголизмом. Для кого же она все-таки не подходит? Ведь есть же такие? Увы, есть, но это и понятно, если мы хотя бы отчасти владеем знаниями по человековедению.
Традиционными противопоказаниями к гипнотерапии считаются психозы и различные варианты органической патологии большой степени тяжести. Нельзя проводить гипноз больным в состоянии интоксикации, с высокой температурой, а также во всех случаях нарушенного сознания и интеллекта. Предельно осторожно нужно действовать в случаях утраты контакта (раппорта) между гипнотерапевтом и пациентом; при возникновении истерических припадков и сумеречных состояний сознания; при гипномании (когда больной становится зависим от состояния гипноза, и не может без него обходится); при ухудшениях состояния пациента, удаленное по времени от проведенного лечения; при гипнофобии (навязчивом страхе перед гипнозом); при невозможности выведения пациента из состояния гипноза; при возникновении выраженных эмоциональных реакций во время гипноза; при изменениях поведения пациента на противоположное (например, в межличностных отношениях).
Все вышеперечисленное, является противопоказанием к применению гипноза в любой его разновидности.
А вот, что касается эриксонианского гипноза, и любых его ответвлений, здесь мы сталкиваемся с проблемой сугубо специфического рода. Весь наш подход завязан на работе с бессознательным пациента. Если он не сможет принять идеи о сознании и бессознательном, о многоуровневом устройстве бессознательного, о «частях» личности и др., у нас с ним ничего не получится. Подобная незадача случается при общем низком культурном уровне нашего пациента, при сниженной способности к абстрагированию, при ригидном и инертном течении общепсихических процессов.
В подобных случаях не нужно биться головой об стенку или в чем-то укорять больного. Просто передайте его другому специалисту по психотерапии, который применяет другие, более «лобовые» психотерапевтические методы (например, эмоционально-стрессовый гипноз, внушение в бодрственном состоянии или рациональные психотерапевтические беседы).
Опираясь на своей почти двадцатилетней опыт врачевания с помощью гипноза, считаю, что гипнотерапевт – эриксонианец может успешно работать с 65—70% обратившихся к нему за помощью пациентов.
Ну, что заканчиваем нашу главу и идем навстречу к нашему герою? Пожалуй, пора!
Глава третья
Первая встреча с алкоголиком
В дверь моего кабинета постучал и почти сразу же вошёл мужчина лет 40—45, среднего роста, жилистый с короткими чёрными волосами.
– Можно войти? – спросил он.
Я улыбнулся. Кивнул и предложил ему сесть на стул. Он поздоровался и как-то неуверенно плюхнулся на сиденье. Для алкоголиков вообще характерны несколько порывистые и неточно скоординированные движения. То, что передо мной алкоголик, я не сомневался: выглядит явно старше своих лет, лицо несколько одутловатое, во взгляде какая-то виноватость. Красноватые пятна на лице (сосудистые сеточки) ещё не видны, значит, печень пока сопротивляется алкогольным атакам. Стаж алкоголизации, навскидку, уже больше десяти лет. Одет в целом опрятно: приличный серый костюм, тщательно отутюженная синяя рубашка, несколько заношенные, но чистые ботинки…
Внешний вид многое говорит о человеке, но то, что для меня было главным – это чистота и опрятность (значит, готовился к встрече!). По мере того, как он начинал рассказывать о себе, я внимательно наблюдал за ним, подстраивая своё дыхание под его. Это вообще мощный приём для установления контакта. Через некоторое время я смоделировал тембр и ритмику его голоса. Только после этого, незаметно для больного, я начал «отражать» занятую им на стуле позу (нога на ноге, жестикуляции правой рукой, спина прямая, плечи опущены). Важно все эти вещи сделать незаметно для больного. Процесс «отзеркаливания», действуя на бессознательное пациента, устанавливает с ним сильную и качественную коммуникацию. С этого всегда нужно начинать, не очень вначале обращая внимание на поступающую от него вербальную (словесную) информацию.
Второй этап установления коммуникации – это определение репрезентативной системы восприятия. Если перед нами человек, который в беседе использует слова «вижу», «картинка», «красочный», «яркий», «цветной», «красивый», «мутный» и т. д. – это «визуалист» (у него восприятие окружающего происходит преимущественно через зрительный анализатор). У «аудиалистов» (восприятие через слуховой анализатор) слова другие: «слышу», «звонит», говорит», «трещит» и т. д. «Кинестетисты» (чувственный канал восприятия) говорят: «ощущаю», «больно», «оцарапал», «тепло», «взял», «тронул» и т. д.
Для чего всё это нам надо? Вы сможете оказывать мощное воздействие на психику пациента, используя «его слова».
Савелий Скворцов («лучше зовите меня Сева») в беседе предпочитал «визуальные слова». Например, на вопрос о его сексуальных отношениях с женщинами он ответил: «В настоящее время – полный мрак», состояние своего здоровья обрисовал как «осенний лес перед закатом».
В трудах Бендлера и Гриндера вы узнаете о репрезентативных системах более подробно. Здесь я останавливаюсь на том минимуме знаний, который нам с вами необходим для дальнейшего изложения.
Мы беседовали с Севой более часа. Он расковался, почувствовал себя уверенней, чувство виноватости исчезло. Из изложенного в первой главе он рассказал примерно 70%. Я понял, что он поверил мне, и в его душе блеснул луч надежды. Он не пил уже около трёх недель, но чувство слабости и некоторая раздражительность сохранялись. Я ограничился назначением комплексного витаминного препарата и ноотропов (аминалон и глицин). До досконального лабораторного обследования этого было достаточно. В конце беседы я провёл сеанс ресурсного гипноза. Подобные сеансы весьма полезны для алкоголиков, т.к. предстоящая большая работа по перестройке личности, или переходу из алкогольной реальности в реальность трезвого и здорового человека, потребуют от него много сил. Рекомендую заканчивать ресурсным гипнозом все психотерапевтические сеансы с больными. Для профессионалов, не имеющих опыта по проведению подобной разновидности гипноза, привожу запись сеанса, восстановленную по аудиозаписи.
Ресурсный гипноз с метафорами на изменение личности (подготовка к основной психотерапевтической работе).
«Сева… мы сегодня плодотворно поработали…. Обсудили твои проблемы…. Может быть, даже не думая об этом, ты уже сделал первые шаги к изменению своей жизни…. Давай теперь немного отвлечёмся от этого…. Сядь удобно на стуле…. Поставь ноги вместе…. Положи свои руки на бёдра…. Восстанови своё дыхание…. Дыши так… как тебе удобно… ровно и спокойно…. (Произнося эти слова, подстраивайтесь к дыханию пациента, каждую выделенную фразу произносите на выдохе. Говорите ровно, но не теряйте экспрессии речи.). Отпусти своё тело…. Оно заслужило отдыха…. Можешь закрыть глаза…. Им тоже надо отдохнуть…. (В отличие от многих гипнотерапевтов-эриксонианцев, я предпочитаю быстрее закрыть глаза пациента). Приятно и комфортно…. находиться так… готовясь совершить… путешествие… в один волшебный лес, где тебя ждут, где ты получишь помощь…. (Сева сидит с закрытыми глазами. Его лицо и кисти рук слегка порозовели. Дыхание успокоилось. Он спокойно погружается в гипнотическое состояние. Глубина гипноза нас с вами не интересует!) В беседе со мной… ты признался, что любишь лес… зелёный, светлый лес…. Идёшь по тропинке этого леса…. На душе легко…. Настроение хорошее…. Приятный лёгкий ветерок обдувает твоё лицо… тропинку перебежал заяц… весело и приветливо посмотрел на тебя, поют птицы… поют для тебя…. (пациент улыбается. Он явно получает удовольствие.)
Подымаешься на высокий лесной холм…. Как кругом красиво!.. Бегом спускаешься вниз…. Справа от тебя лесной пруд…. А слева маленькая избушка… с приветливо открытой дверью…. Подходишь к ней…. На душе предчувствие чего-то волшебного…. Входишь…. Никого нет…. Но чувствуешь, что всё это для тебя…. Чисто и опрятно здесь…. Посередине деревянный стол…. Чего тут только нет!.. Твои любимые груши… жёлтые, наливные, крупный чёрный виноград… душистая дыня, вкусные персики, большой ананас…. Садишься к столу… и всего пробуешь…. Ощущение, что в комнате кто-то есть…. Кто-то добрый и свой…. Встаёшь и ходишь…. Всё осматриваешь…. Какой-то сундук… старый, и с большим замком…. А ключ?.. Висит на гвозде…. Интересно, что внутри? ….. Щёлкает замок…. Поднимаешь крышку… какие-то маленькие коробочки… с надписями… читаешь на одной: «моя сила» … на другой: «моя энергия» … следующая: «моя уверенность» …. и множество других коробочек…. Кладёшь их в свои карманы… теперь они твои… как хорошо тут…. В избушку влетают весёлые птицы…. Забегают животные…. Заяц, лиса… протягивает руку медведь…. Все друзья…. Все свои…. Они провожают тебя…. Зовут приходить чаще…. Не забывать их….
(Больной явно наслаждается происходящим. На лице – улыбка. Он предельно расслаблен.)
Идёшь по тропинке…. Что-то важное произошло… то, что тебе необходимо именно сейчас… в твоей жизни…. какие-то перемены…. что-то радостное и чистое…. Идёшь всё дальше и дальше…. Уже не видно избушки…. Нет животных и птиц…. На душе легко и светло…. коробочки в кармане, ты откроешь их дома, во время ночного сна…. И уже утром почувствуешь что-то важное…. Скоро произойдёт в жизни много хорошего…. И хватит сил добиться этого…. Преодолеть в себе что-то…. Стать другим…. А этот лес… ты уже всё понял…. Это твоё бессознательное…. И теперь всегда…. ты сможешь сюда прийти…. Взять больше сил и энергии…. Побыть с друзьями…. И получить несколько коробочек…. самых нужных…. Самых важных…. именно сейчас…. Ты сделал большую работу…. Ты взял что-то важное для себя…. Мозг работает чётко и слаженно…. Сила вливается в тебя большими потоками…. какое важное путешествие…. У тебя всё получится……, и ты уже веришь в это…. Всё получится….
Главное— что начало положено…. Теперь главное— идти дальше…. Пока не достигнешь своего…. к той цели, которая главная, (Всё время даём выбор больному, наполняем его энергией и говорим о будущих изменениях) которую ты сможешь достичь…. А этот лес… туда можно всегда вернуться…. И взять ещё больше сил и энергии…… Они всегда там…. В твоём бессознательном…… Их много…. (Я делаю паузу, чтобы больной лучше прочувствовал результаты «большой работы»). А эти коробочки…. С разными названиями…. Они сами распахнутся во сне…. И ты получишь то, … что в них находится… это твоё… то, что тебе надо именно сейчас…. но это будет во сне…. сегодня ночью…. И уже утром…. ты что-то почувствуешь в своей жизни…. какие-то перемены… какие-то хорошие и радостные изменения… внутри тебя… процесс пошёл… И ничто его не остановит…. теперь ты это знаешь…. Всё это очень важно! (Делаем паузу. Больной переваривает свершившееся. На лице удовлетворение и сосредоточенность). Теперь мы должны выйти… выйти из этого состояния…. У тебя всё получилось хорошо…. Всё идёт правильно…. Сохрани в себе…. эту силу и энергию…. мы заканчиваем… ты хорошо поработал…. Я начинаю считать от «трёх» до «одного» …… «три» – ты хорошо отдохнул….
«два» – набрался сил и энергии……
«Один» – легко выходишь из состояния отдыха… глаза открываются……чувствуешь себя прекрасно!»
Мне не приходит на память ни один случай, когда пациент после ресурсного гипноза не чувствовал себя отдохнувшим и наполненным энергией.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов