В возрасте от 7 до 12 лет (независимо от пола) активно увеличиваются показатели сгибание выпрямленной ноги.
Определены и общую закономерность в развитии гибкости: в возрасте от 7 до 11 лет происходит интенсивный прирост, а в 12—15 лет она достигает постоянной величины [33, 41].
Анализ результатов проведенных исследований позволил Б. В. Сермееву разделить возрастные особенности развития гибкости на 2 группы:
– Первая группа – позвоночный столб и тазобедренный сустав – увеличение подвижности до 14—15 лет с последующим ее уменьшением;
– Вторая группа – плечевой сустав – увеличение подвижности до 11—13 лет, после чего показатели держатся на одном уровне и снижаются до 16—17 лет.
Комплексные исследования возрастных особенностей развития физических способностей были проведены А. А. Гужаловським. В исследованиях участвовали дети, подростки и юноши, которые проживали в Беларуси. Автором подтверждена практическая необходимость учета критических, сенситивных периодов развития физических способностей для разработки программы физической подготовки подрастающего поколения.
Автор отмечает, что в развитии физических способностей школьников наблюдаются сенситивные периоды, которые были дифференцированы по величине относительного увеличения на периоды с умеренно высокими темпами прироста, периоды с высокими темпами прироста и периоды с наиболее высокими темпами роста.
Обнаружена таким образом хронология критических периодов развития физических способностей в дальнейшем была положена в основу планирования физической подготовки школьников.
Наиболее высокие темпы развития физических способностей автор наблюдал за результатами выполнения тестов на скорость движений ног и туловища (в 7—8 лет), общую выносливость (в 8—9, 10—11,12—13 лет), гибкость позвоночного столба (в 9—10, 13—14 и 15—16 лет), статистическую равновесие тела (в 9—10, 14—15, 16—17 лет), силовую (динамическую) выносливость сгибание туловища (в 11—12 лет), статистическую выносливость сгибание рук (В 14—15, 16—17 лет) и силу разгибание туловища (в 16—17 лет) [38].
Таким образом, была предложена схема планирования комплексных тренировочных нагрузок в физической подготовке школьников разного возраста и пола на основе данных сенситивных периодов развития физических способностей.
Наиболее близкие по методологии исследования были осуществлены Е. С. Вильчковский Л. В. Волковым, А. С. Куцом, С. В. Сембрат и другими авторами. Исследователи изучили возрастные особенности развития физических способностей девочек и мальчиков, проживающих в городской и сельской местностях. Полученные авторами данные свидетельствуют общие закономерности развития физических способностей школьников: гетерохронность, наличие сенситивных периодов, а также разницу в показателях физической подготовленности учащихся городских и сельских школ, детей и подростков, проживающих в Росси и других европейских регионах.
Изучению двигательной активности и особенностям развития физических способностей детей 3—7 лет, проживающих в России в городской и сельской местности, посвящены исследования Е. С. Вильчковский, в которых автор убежденно демонстрирует гетерохронность в возрастном развития компонентов физической подготовленности.
Установлено, что в данный возрастной период особенно наблюдаются общие закономерности развития быстроты, гибкости, ловкости, выносливости и мышечной силы. Как отмечает автор, у ребенка 3—7 лет происходит интенсивное формирование всех физических способностей, однако развитие их проходит в разном темпе [31].
Проведенные автором исследования позволили выявить основные средства воспитания физических способностей в процессе учебных занятий физической культурой детей 3-7-летнего возраста. Однако эти средства, как и система планирования физической подготовки, не были дифференцированы в возрастном аспекте.
Разработка системы физической подготовки детей младшего школьного возраста требует комплексного изучения возрастных особенностей развития физических способностей с учетом индивидуальных особенностей, характерных для мальчиков и девочек ускоренного, замедленного и среднего уровня физического развития.
При разработке дифференцированной физической подготовки школьников Л. В. Волков использовал не только показатели двигательной активности, но и динамику взаимосвязи морфологических признаков в возрастном аспекте [3].
Полученные данные позволили выявить сенситивные периоды развития физических способностей и разработать возрастную периодизацию общего объема педагогических действий. На основе данных комплексного показателя максимальной двигательной активности учащихся выявлено, что периоды полового созревания совпадают со снижением двигательной активности и биологической надежностью организма, что требует уменьшения величины тренировочных нагрузок в спортивной подготовке младших школьников.
Эти выводы совпадают с результатами исследований В. Д. Сонькин и В. В. Зайцевой, в которых представлены биоэнергетический анализ возрастной динамики физических возможностей детей и подростков школьного возраста.
Возрастная динамика развития силы и скоростно-силовых способностей, скорости, выносливости, гибкости и ловкости детей 7—9 лет показана в исследованиях А. С. Куца. Здесь рассматривается вопрос организации занятий физическими упражнениями со школьниками, проживающих в условиях повышенного уровня радиации [24].
Автор осуществляет сравнительную характеристику физической подготовленности детей младшего школьного возраста до и после Чернобыльской трагедии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги