Если исходить из содержания первого гомеровского гимна, Лето не кормила своих детей грудью. Опекая детей, Фемида питала их нектаром и амброзией.
В других сюжетах древнегреческих мифов Лето всегда присутствует вместе со своими детьми. Когда началась Троянская война, она вместе с ними принимает сторону троянцев. Когда великан Титий, охваченный страстью, попытался ее изнасиловать, за честь и достоинство матери вступились Аполлон и Артемида, застрелив насильника из своих луков.
За то, что Ниоба, царица Фив, у которой было много детей, оскорбила Лето разговорами о том, что она плодовитее и ее дети красивее тех, что родила титанида, ее Аполлон и Артемида отомстили за унижение матери, убив всех детей Ниобы и царя Фив. Отчаявшийся отец, царь Амфион, попытался разорить святилище Аполлона, за что также был убит.
По альтернативной версии другого мифа, Лето сама отомстила Ниобе тем, что подстроила гибель её мужа, когда тот был на охоте.
А затем внушила её отцу противоестественную страсть к себе. Получив оскорбительный для него отказ, он сжёг заживо всех своих внуков и закончил жизнь самоубийством.
После того, как родились дети, Лето отправилась в Малую Азию на её южное побережье, где находился исток реки Ксанф. Найдя источник, она припала к нему, чтобы напиться, но пастухи не позволили ей этого, замутив воду, вследствие чего Лето не смогла утолить мучившую её жажду.
Разозлившись, она превратила их в лягушек, которых сначала разбила о твёрдые камни, а потом швырнула в источник, заставив вечно жить под водою.
Вскоре встреченные на пути волки привели ее к самой реке Ксанф. В благодарность за их помощь титаниде область назвали Ликия, что в переводе обозначает «волк».
По Пиндару, дети Лето росли на Делосе. Когда они повзрослели, Аполлон отправился сначала в Ликию, а потом в Дельфы. Артемида выбрала себе Крит. Что касается Делоса, они оставили его матери.
Благодаря своим божественным детям Лето с почётом приняли на Олимпе. В пантеоне богов она всегда была единодушна с ними. Когда Аполлон убил циклопов в отместку за убийство Зевсом его сына Асклепия, именно Лето уговорила своего бывшего возлюбленного и отца Аполлона смягчить наказание для сына и вместо того, чтобы скинуть его в преисподнюю, отправить к Адмету, мужу Гармонии, в рабство.
Энею, которого Аполлон спас от неминуемой гибели, Лето с дочерью вернули мощь и красоту, чтобы он и дальше прославлял себя подвигами.
Когда Гера, боровшаяся на стороне ахейцев, во время приречной битвы заставила Артемиду бежать с поля боя, Лето, подобрав брошенные дочерью лук и стрелы, отнесла их на Олимп, где вместе с Зевсом утешала дочь.
Гермесу, который тоже участвовал в бою на стороне ахейцев, пришлось признать своё поражение тем, что он отказался сражаться с Лето не только в этой битве, но и впредь, так как она победила его своей силой.
В пантеоне олимпийских богов Лето испытывала гордость за своих детей и оказывала им посильную помощь. Так, она помогла Аполлону снять оружие, когда он зашёл в чертоги верховного бога, и предложила ему кресло. Видя, как другие боги трепещут от страха перед ним, встав со своих мест, а Громовержец уважительно подносит сыну напиток в золотой чаше, она веселилась и радовалась в душе, что родила такого сына.
По Овидию, когда Зевс вступил в противоборство с Тифоном, чудовищным великаном, обладавшим неимоверной силой, убоявшиеся его боги бежали в Египет, превратившись в зверей, птиц и рыб.
Лето в этот трудный для олимпийцев час превратилась в землеройку и отправилась вслед за остальными.
Храмы и священные участки в её честь размещались в различных частях Древней Греции.
Именем Лето эллины назвали город Лато на Крите. Одним из важнейших религиозных центров Ликии был храм Летоон. В различных мифологических источниках имеются сведения о жертвенниках Лето, которые располагались во всех уголках государства эллинов.
Чаще всего Лето почитали вместе с Аполлоном и Артемидой. Например, рыбаки приносили им жертвы в Зостере в Аттике. В делийском храме в Беотии находились статуи Лето, Аполлона и Артемиды, как и во многих других местах Элады.
На Делосе, острове Лето, в храме, посвященном ей, были размещены её древнейшие фетиши – остатки деревьев, за которые во время родов держалась богиня.
Эмоции, чувства и качества:
Почитание и культ богини Лето способствовал формированию в людях многих положительных эмоций, чувств и качеств, таких, как благостное отношение к жизни и детям, кротость, доброта, щедрость души и сердца, преданность материнским чувствам и детям, самоотверженность в их защите, титаническая стойкость в исполнении материнского долга, возвеличивание через собственных детей и гордость за их успехи и достижения.
4.5. Прометей
Прометей
Титан. Защитник людей от произвола богов, царь скифов.
Сын титана Иапета и Климены. Брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Двоюродный брат Зевса.
Супруга Гесиона – нимфа-океанида, дочь титана Океана и Тефиды.
Отец Девкалиона – царя Фтии в Фессалии.
Имя Прометей переводится как «мыслящий прежде», «предвидящий».
Краткая характеристика:
– Основные свойства личности – аналитический подход к миру и жизни, лидерские качества, логика, решительность и справедливость, обдуманность и осторожность, изобретательность и хитрость, гордость и терпение, уверенность в своей правоте и посредничество между богами и людьми.
– Во всём искал закономерности, разрушал рутинную реальность, стремился к единой системе существующих связей, был прирожденным «генератором идей».
– Его пленяла способность постигать, предсказывать явления действительности и управлять ими.
– Любыми способами стремился расширить круг своего познания мира.
– Всячески стремился развить свои навыки, что вызывало непонимание со стороны окружающих.
– Был способен идти на жертвы ради других.
– Обладал даром познания через «озарение».
– Был олицетворением человеческого духа, восстающего против несправедливой власти и злой воли стихий.
– Герой-гений человечества, его духовный просветитель и учитель.
– Прометей, несущий огонь людям, на протяжении многих веков использовался в качестве символа просвещения, а также олицетворения богоборческого начала.
Мифологические данные:
Обладал тройственным даром: неутолимой жаждой строить и осуществлять себя; неизбежной обреченностью этого строительства; слепой, напрасной надеждой противостать Року.
По Гесиоду, Прометей, обладая хтоническими способностями, вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием. Согласно более детальной версии Проперция, он вылепил их из глины и земли, смешав с водою. Они были подобны богам, которые смотрели в небо, как бы отныне признавая космические законы бытия.
Этот мифологический факт приобрел со временем более расширенную интерпретацию, по которой люди с тех пор обязаны были нести в себе устремленность к возвышенному, к тому, чтобы бить идеалом Человека, испытывающим естественную потребность жить по законам вселенной, но в рамках ограничений, которые накладывают на него законы Земли.
По сравнению с тем, что инстинкты людей могут угнетаться глубокими психологическими травмами, перенесенными народом, вселенские инстинкты никогда не умирают и обязательно возрождаются, как только возникают благоприятные для самоисцеления народа обстоятельства.
В другом мифе Прометей и его брат Эпиметей, выполняя задание Зевса, стали распределить способности между животными и людьми, созданными богами. Эпитемей, не обладая даром смотреть в будущее, занимался животными.
Он черпал из общего источника приспособленности для жизни на Земле, не думая о людях, а потому вычерпал из него все, обделив тем самым смертных.
А где же это время был Прометей? По малочисленным источникам, он занимался тем, что наделял людей способностью «смотреть в небо» и таким образом учиться читать небесные знамения, письмена звёзд, находить закономерности взаимосвязи «того, что вверху» с «тем, что внизу».
Изучая людей, Прометей обнаружил, что они имеют способности заглянуть в свое будущее, не помня при этом своего прошлого. И очень удивился этому, а затем понял, что человеку незачем помнить прошлое и делать выводы из его событий, если будущее для него ясно, предопределено и повлиять на него невозможно.
И тогда, пользуясь логикой и справедливостью, Прометей усовершенствовал людей: он оставил им память о прошлых событиях текущей жизни и способность забывать свои боли и горести, но забрал у них способность видеть будущее, даровав им вместо этого веру и «слепые надежды».
Прометей, исправляя допущенную Эпиметеем ошибку, похищает на Олимпе огонь, чтобы с его помощью люди могли выжить в непростых природных условиях.
Когда олимпийские боги во главе с Зевсом победили титанов, а люди решили уменьшить жертвоприношения богам, Прометей стал на сторону смертных.
Согласно одному из мифов, Прометей ввёл обычай приносить богам в качестве жертвы не куски мяса, как это было ранее, а кости животных, покрытые жиром. Как образец он сам разделил тушу быка и отделил от костей мясо, которое сложил в отельную кучу, накрытую шкурой. Затем в другую – оставшиеся кости, которые закрыл вырезанными из животного кусками жира. Обратившись к Зевсу, предложил выбрать ту кучу, которая ему приглянулась больше.
Зевс разгадал хитрость Прометея и выбрал кучу с костями, чтобы получить возможность наказать не только Прометея, но и людей, которые пошли у того на поводу.
Громовержца оскорбило то, что Прометей хотел его обмануть, и он лишил людей огня. Возмутившись несправедливым решением Верховного бога, Прометей, забравшись на Олимп, с помощью Афины поднялся на небо и поднёс факел к солнцу, а затем, спрятав его искру в полом стебле тростника, вынес из заоблачного царства и передал людям, научив их, как сохранять божественный огонь и присыпать золой, чтобы он не натворил бед, а также разжигать огонь огневыми палочками. С возвращением огня люди изменили порядок приношения жертв богам: если до этого они целиком сжигали животное, то теперь – только кости, а мясо съедали сами.
Зевс разгневался на Прометея за подобное своеволие и повелел, пробив копьём ему грудь, приковать к кавказской или скифской скале.
Но этого ему показалось мало, и он отправил своего орла каждое утро клевать печень ослушавшегося его титана. Однако печень Прометея за ночь отрастала, поскольку он был бессмертным.
В наказание же людям за то, что Прометей похитил для них огонь, боги по приказу Зевса сотворили Пандору – первую женщину, которую поселили среди мужчин на Земле. Поскольку в то время женщинами были только богини, которым было дано право управлять смертными мужчинами, по воле Громовержца и на Земле появилась женщина, являвшая собой по красоте копию богинь – женщин.
Бог огня Гефест при участии Афины и других богов смешал глину с водой и слепил девушку, дав ей имя Пандора, означающее «одаренная», а по другим источникам «вседающая».
Её одарили многие олимпийцы: Афродита поделилась с девушкой частью своей ослепительной красоты, Гермес в качестве подарков наделил её красноречием, коварностью и хитростью, а Афина подарила ей роскошные убранства, сделавшие красоту Пандоры еще более выразительной.
Пандора, выполняя задание верховного бога, соблазнила Эпиметея, младшего брата Прометея. Покоренный ее неземной красотой, тот тотчас женился на ней несмотря на, что Прометей предупреждал его не брать никаких даров от вероломного Зевса. Зевсу донесли, что Прометей похвалялся якобы о том, что один из сыновей верховного бога свергнет его, превзойдя мощью и силой отца. Зевс призвал к себе Прометея и потребовал, чтобы тот выдал тайну, но Прометей отказался, сказав, что это не его тайна.
Муки стойкого и мужественного титана длились очень долго: целую героическую эпоху, которая, по Эсхилу, длилась тридцать тысяч лет.
Когда Геракл по согласованию с Зевсом убил его орла, освободил Прометея от железных пут и сказал, что Зевс в своем правлении сменил тиранию на милосердие, Прометей раскрыл пророческую тайну, что сын Фетиды, последней возлюбленной Зевса, родившись и окрепнув, свергнет того с престола. Изрядно испугавшись, Зевс спешно выдал нереиду замуж за Пелея, смертного царя, у которых родился сын Ахилл.
В напоминание о муках, которые перенес Прометей, будучи прикованным к скале, Громовержец оковал один из его пальцев камнем от скалы, обрамленным в железо, что положило начало тому, что люди стали носить кольца в память о бессмертном подвиге Прометея, принявшем страдания ради них.
После того, как стойкий титан был освобожден, он и Зевс примирились, и смертные восприняли это как торжество Прометея над владыкой Олимпа.
В более поздних преданиях есть сведения о том, что Прометей не только похитил огонь с неба, но и научил людей наукам, ремеслам и искусству, в том числе строительству кораблей, мореплаванию, зодчеству, медицине, грамоте и т.п., благодаря чему спас от гибели человечество, которое верховный бог намеревался уничтожить за невежество и безграмотность.
За свои бескорыстные деяния во благо рода человеческого Прометей почитался древними греками наравне с Гефестом и Афиной и получил прозвище «Огненосец». Первый культ Прометея утвердился на Лемносе.
По мнению эллинов, именно с Мосихила, горы этого острова, Прометей похитил для них огонь.
Жертвенник, посвященный ему, существовал в афинской Академии. Люди стали сжигать на алтарях печень животных, принесенных в жертву богам, чтобы они наслаждались их печенью вместо печени Прометея. Также существовал культ Прометея и в Колоне.
Точно неизвестно, где покоится тело человеколюбивого титана. По одной версии, в Аргосе, по другой – в Опунте.
Существуют данные, по которым Прометей стал созвездием Коленопреклонённого в северном полушарии неба, состоящим из 235 звёзд, видимых невооружённым глазом, особенно в июне. В пятом веке н.э. по неизвестным причинам его переименовали в созвездие Геракла.
Эмоции, чувства и качества:
Поклонение Прометею и почитание его культа формировало в людях много положительных эмоций, чувств и качеств, среди которых, как наиболее важные, можно выделить аналитический подход к миру и жизни, лидерские качества, логику, решительность и справедливость, обдуманность и осторожность, изобретательность и хитрость, гордость и терпение, уверенность в своей правоте, инициативность, жертвенность, стойкость, решительность, терпение, стремление к самосовершенствованию, высокую духовность, стремление защитить тех, кто нуждается в защите, твёрдость духа, несгибаемость воли, неприятие несправедливости и самопожертвование.
4.6. Селена
Селена
Имя переводится как «луна, свет, сияние». Одна из богинь доолимпийского периода.
Дочь титана Гипериона и титаниды Тейи. Сестра Гелиоса и Эос.
Поэтическое название – «сверкающий глаз ночи».
Атрибуты – крылья и золотой венец-полумесяц на голове.
Мифологические данные:
По Сапфо, Селена предстает как прелестная, в серебристом блеске в пору полнолуния женщина на небе, несущая факел в руке и ведущая за собой звёзды.
В небе её возлюбленным был Зевс, от которого она родила Эрсу – росу, прекрасную Пандию, богиню полуденного солнца, имя которой переводится как «полная яркость, или ярчайшая». Афиняне чествовали её в дни весеннего равноденствия.
Но больше всех она любила юношу Эндимиона, сына царя Аэфлия. Он покоился в пещере Латма, так как на предложение Зевса выбрать себе род жизни, предпочел бессмертие и вечную юность в непробудном сне. Каждую ночь приходила Селена к прекрасному спящему юноше и, очарованная его неземной красотой, молча любовалась им.
В Элиде Эндимион почитался как счастливый возлюбленный Селены, которая родила от него пятьдесят детей – пятьдесят лунных месяцев олимпийского цикла.
Другом Селены был Пан- бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, родившийся с козлиными ногами, длинной бородой и рогами.
4.7. Пан
Пан
Пан
По одной из версий, Пан влюбился в Селену. Чтобы соблазнить её, он превратился в белого барана. Богиня, не узнав Пана, согласилась на его уговоры прокатиться у него на спине. И, как только она села, он умчал ее в рощу, где и позволила ему соблазнить себя. В благодарность бог дикой природы подарил ей целое стадо белоснежных ягнят.
Когда наступали дни полнолуния, эллины чествовали богиню Луны жертвоприношениями.
День весеннего равноденствия у древних греков – день Селены. По их представлениям, в этот день богиня, совершив долгий путь по небу и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие серебряные одежды.
Затем садится в свою колесницу с запряженными блестящими конями, чтобы прокатиться между звёздами – и совершает путешествие по небу.
Селена отождествлялась с Гекатой, поэтому к ней обращались со словами заклятий, чтобы привлечь возлюбленного, особенно при полном её сиянии.
4.8. Электра
Электра
Океанида. Дочь титана Океана и Тефиды. Жена Тавманта, божества морских чудес, подводного великана, сына Понта и Геи. Дети: Ирида – вестница богов и гарпии, полуженщины-полуптицы Аэлло и Окипета. По Клавдиану, кормилица Персефоны.
4.9. Эос
Эос
Богиня утренней зари. Дочь титана Гипериона и титаниды Тейи. Сестра Гелиоса и Селены.
По Гомеру, это была прекрасная ликом богиня. В «Теогонии» имеет имя Эригенея – «прежде всех рождающая».
Появлялась на небосклоне ранним утром, выезжая из океана через серебряные ворота на золотой колеснице, запряженной великолепными лошадьми Лампосом и Фаэтоном, – и устремлялась вверх на небо, окрашивая небо в розовый цвет.
Свои нежно-розовые лучи посылала вначале на Олимп, извещая богов о наступлении нового дня, затем будила ими людей. Предшествуя появлению Гелиоса на горизонте, Эос предупреждала восход солнечной колесницы, омывая землю росой, капли которой при появлении Гелиоса начинали гореть на травах и листьях деревьев, словно драгоценные камни.
Исходя из многочисленных мифов, у Эос было пылкое сердце, которое она отдавала красивым смертным.
По одной из версий, Эос долго была возлюбленной Ареса, и Афродита, не захотев делить с нею своего любовника, из ревности внушила Эос вечную неразборчивую страсть к прекрасным юношам. Именно этим эллины объясняли пунцовый цвет утренней зари, которая стеснялась проведённой с ними страстной ночи.
Наибольшей ее любовью пользовались смертные Клит, Титон, Ганимед и Кефал, которых она похитила, поскольку они не отдались ей добровольно. Её возлюбленным был и Орион, знаменитый охотник, который отличался необычайной красотой и огромным телосложением.
Титон, сын троянского царя Лаомедонта, стал её супругом. Она его похитила и перенесла в Эфиопию. От него родила сыновей Эмафиона и Мемнона, ставшего царем эфиопов.
Его красота поразила Эос. Она настолько увлеклась юношей, что попросила у верховного бога Олимпа сделать его бессмертным, забыв о том, что надо было попросить еще и сохранить ему вечную молодость. Долго и счастливо жили они вместе, но Тифон, олицетворявший дневной свет, стал стариться и, наконец, одряхлел. Эос не смогла выносить его внешнего вида и заперла одного в комнату, из которой периодически доносился до неё его старческий голос. В более позднем сказании Эос, испытывая к мужу сострадание, якобы обратила его в сверчка.
Мемнон под Троей сражался с Ахиллом и пал от его меча. За их поединком следила Эос, которая дала сыну два ветра, чтобы они тотчас унесли его, если наступит смертельная опасность. Однако золотое копье Ахилла, не знающее промаха, сразило героя. Тело любимого сына Эос с помощью ветров перенесла в чертоги Гелиоса, находившиеся в Эфиопии, и вечно оплакивала его, роняя на землю свои слезы, которые превращались в утреннюю росу.
Согласно другой версии, мужем Эос был Астрей – божество звёздного неба, от которого родились Борей— северный, Нот – южный, Зефир – западный ветра и Астры – звёзды на ночном небосводе.
4.10. Эпиметей
Эпитемей
Имя переводится как «думающий после», «крепкий задним умом».
Титан. По Аполлодору и Асии, сын титана Иапета и титаниды Климены.
Брат титанов Прометея, Атланта и Менетия.
Когда Зевс в отместку за то, что Прометей похитил на Олимпе огонь, сотворил прекрасную девушку Пандору и спустил на землю, первым принял её Менетий, не прислушавшись к пророчеству Прометея никогда не принимать подарков от верховного бога. Побоявшись мести со стороны Громовержца, он женился на Пандоре.
Пандора
Она, получив в качестве свадебного подарка от Зевса золотой ларец, закрытый на замок, изнемогая от женского любопытства, которым ее одарили боги, нарушила запрет и открыла его несмотря на то, что знала обо всех страданиях, которые в этом случае постигнут человечество.
Как только она открыла крышку – все беды и несчастья людские выскочили наружу. С тех пор люди Земли были поражены как проказой самодовольством, самолюбием, самомнением, самонадеянностью, своенравием, самохвальством, самолюбованием, самопочитанием, а еще наглостью, завистью, властолюбием, высокомерием, непослушанием, нечестием, противлением добру, надменностью.
А ещё тщеславием, злорадством, пренебрежением, презрением, унижением других, неуважением, невежеством, злобой, лестью, человеконенавистничеством, чванством, подозрительностью, наушничеством, неблагоразумием, хвастовством, чревоугодием, притворство, леностью, невоздержанностью, лукавством, похотью, гордыней, гневом, унынием, сребролюбием, раболепием др. Многие их этих пороков впоследствии перешли в разряд грехов человеческих. С того времени совершение действия с необратимыми последствиями стали называть «открыть ларец Пандоры».
Увидев, что натворила, Пандора закрыла крышку ларца, в котором на дне в одиночестве осталась лежать лишь надежда, которая стала символом того, что в результате люди, объятые пороками, были лишены надежды на лучшую жизнь, которая стала для них отныне эфемерной.
От Пандоры у Эпиметея родилась дочь Пирра, которая вышла замуж за Девкалиона, сына Прометея, и выжила вместе с ним после наводнения, которое стало причиной гибели почти всех людей «медного века», которых таким образом задумал уничтожить Зевс за их несовершенство.
Девкалиону и Пирре Громовержец сделал исключение и, построив по его приказу ковчег и, погрузив на него съестные запасы на долгое время, они девять суток плавали по морю, пока не пристали к берегу и вышли к подножию Парнаса.
По другой версии, к склону горы Фтиотиды и вулкана Этна на Сицилии
Не желая оставаться единственными людьми на земле, они попросили Зевса возродить род человеческий и стали по его совету кидать камни, кости праматери земли, через голову за спину – и появился новый народ, царём которого стал Девкалион.
У него родились дети: Эллин – родоначальник греческого народа, который своим именем назвал свой народ эллинами, разделив между своими детьми доставшуюся ему землю; Амфиктион – вначале царь Фермопилов, а после свержения тестя – царь города Краная, который в честь богини справедливой войны он переименовал город в Афины.
Глава 5. Олимпийские боги, низшие существа и чудовища
В древнегреческой мифологии олимпийские боги – это боги третьего поколения, победившие в борьбе с титанами. Они обитали на горе Олимп и считались верховными бессмертными божествами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги