– Назад, канальи! Перестреляю всех!
Но его никто не слушал. Хорунжий догнал Коробейникова и доложил:
– Барахов заказал шаману, ну которого привёл Ефимов, порчу на Артемьева.
– Да отстань, мне не до того, – отмахнулся Коробейников, – лучше останови паникёров.
– Где там, разве их остановишь, – пробормотал на ходу хорунжий. – Якуты хотя и стойкие, но легко подаются панике, и так же быстро придаются всеобщему веселью. Солдат вовсе не остановишь. Так что пора самому спасаться!
Артемьев неожиданно заболел, и Мария сама перетащила мужа на нарты и помчалась вслед за своим отрядом. Она лихо управляла оленями и, поглядывая на лежащего мужа, вдруг заметила хорунжего, ловко вскочившего на задки.
– Что вояка, и ты тоже драпаешь? – усмехнулась Мария.
– «Красные» нас настигли врасплох, – ответил хорунжий, – а что твой Артемьев слёг?
– Да что-то неожиданно занемог.
– Знаешь, я сегодня ночью следил за Бараховым, и он шаману заказал порчу на твоего мужа.
– Заказал нашему шаману Николаю? Вот, негодяй, – встревожилась Мария.
«Надо б отвести болезнь, хотя Миша болеет второй день, – подумала она, – но на всякий случай я всё равно буду камланить!»
Так отряды белоповстанцев были развеяны. В тайге слышались выстрелы, но вскоре всё стихло. Перепуганные оленеводы, собравшись на очередной сходке, дружно решили обратиться за помощью к белогвардейцам – братьям Меркуловым, самостоятельно правившим во Владивостоке, и послали туда делегацию во главе с Георгием Ефимовым. Генерал-полковник Дитерихс, сместив братьев, направил на помощь восставшим отряд во главе с молодым генерал-лейтенантом Анатолием Пепеляевым, оставив во Владивостоке в заложниках Ефимова.
Когда же Артемьев оправился после тяжёлой болезни, то сразу собрал сходку оленеводов-повстанцев и, потрясая газетой, объявил о роспуске своего отряда. Оленеводы зашумели.
– Тихо! – выкрикнул он и, развернув затёртую газету, приготовился читать.
Но передумав, он зычно прокричал:
– Я вам перескажу, что тут написано, 27 апреля 1922 года, за подписью М. Калинина, вышел декрет об образовании ЯАССР, об амнистии белоповстанцев, а Охотский уезд временно переподчинили Якутску. Так что мы не зря бунтовали и добились своего! А наши приключения закончились, и поэтому все могут расходиться по домам!
Якуты нехотя разъезжались по своим стойбищам, жалуясь друг другу:
– А как же наш скот? Кто его вернёт?
По пути в свою юрту Артемьев, теперь уже поверив в шаманство, проклинал своего врага Барахова, заказавшего на него порчу, и с нежностью вспоминал о Марии. «Она камланием спасла меня от горячки, – думал он, и вдруг заулыбался. – А каковы были наши приключения с Ефимовым! А? Будет что вспомнить!»
Войдя в юрту, он обнял свою жену и сказал:
– Мария, как же ты была права. Ведь ты нашаманила поражение Коробейникову, так и случилось! А я тогда тебе не поверил, впрочем, так ему и надо. Ишь, захотел подмять под себя наше народное Управление
– Так предсказали духи, – улыбнулась Мария.
Вскоре волнения в Якутии пошли на убыль, но неожиданно в 1923 году с опозданием пришла белогвардейская помощь. На двух пароходах «Защитник» и «Батарея» под видом торговых судов, Пепеляев неожиданно высадился у Охотского порта Аян и, не раздумывая, пошёл на Якутск. К нему с остатками своего отряда пришлось присоединиться Артемьеву с Марией. Но какое было удивление Михаила, когда он увидел гадко улыбающегося Гавриила Барахова.
– А Барахов, что здесь делает? – спросил он у Пепеляева.
– Да, он сбежал от Коробейникова ко мне со всем архивом, – расхохотался подвыпивший Пепеляев, – а потому этот якут оказался мне нужным человеком.
Он обернулся и увидел какую-то суету у якутов. Те в своих длинных рубахах-кухлянках до колен, в узких штанах и коротеньких сапожках лихо отплясывали что-то дикое и непонятное.
– На таком морозе и веселятся, – нахмурился Пепеляев, – правильно люди говорят, что якуты легко поддаются общей радости. Вот дети!
И вдруг он спросил Артемьева:
– А правда, что новорождённых детей якуты каждый день натирают снегом, и если ребёнок выживет, то станет крепким и выносливым воином?
– Да, поэтому якуты не боятся морозов, – ответил Артемьев, – и становятся неутомимыми охотниками.
– А скажи, кто такие якуты?– ухмыляясь, спросил Пепеляев. – Откуда они взялись эти охотники?
– Эта длинная история, – проговорил Артемьев, не заметив сарказма русского. – Первые упоминания о наших предках курыканов были в XIV веке. Они переселились с Алтая на берега рек Лены, Вилюя, Алдана, потеснив тунгусов. К XIX веку сформировался народ долганы или саха, значит белый, солнечный – дети солнца. А якутами их стали называть русские первопроходцы.
– Значит, говоришь саха – дети солнца, – рассмеялся Пепеляев. – А воины они некудышние, разбежались от «красных», как зайцы, бросив Коробейникова. Но мои солдаты покажут «красным», где раки зимуют!
Генерал-лейтенант Пепеляем был молод и горяч. Он верил в свою удачу, и поэтому без всякой разведки пошёл на Якутск. Артемьев, видя его беспечность, предупредил:
– Не советую сразу идти на Якутск, моя жена Мария предсказала тебе неудачу. Там сильный «красный» гарнизон, а нам нужно ещё долго собираться с силами.
– Слушай Артемьев, в Сибири кругом шаманы, – рассмеялся Пепеляев. – Откуда они взялись?
– Шаманы происходят от тунгусского глагола «знать» и благодаря русским первопроходцам это название распространилось на всю Сибирь, Дальний восток, Алтай и по всему миру. Тунгусы самый многочисленный народ Сибири, это «аристократы» тундры и тайги, сохранившие свою самобытность и религиозное верование. Для них шаманы являются посредниками между миром духов и людьми, и они обладают уникальными способностями, летая в мирах, предвидеть будущее.
– Как наши ясновидящие или колдуны что ли? Какая чушь! Да плевать я хотел на шаманов,– ухмыльнулся Пепеляев. – Ты, Артемьев, дрожишь под женской юбкой, и слушаешь шаманские басни, так охраняй с якутами мой обоз. Это приказ!
Предсказание Марии вновь сбылось, и на подступах к Якутску в улусе Амгу отряд белого генерал-лейтенанта Пепеляева был разгромлен. Пепеляев отступил к Аяну и, не получив помощи из Владивостока, сдался большевикам в плен, закончив свой путь в тюрьме. Белогвардейский обоз, который охранял отряд Артемьева, был захвачен красноармейцами, но Михаилу с беременной Марией удалось скрыться в дремучей тайге. Там они своим родом стали мирно жить, занимаясь разведением оленей и охотой.
– Хорошо в тайге! – размечтался Артемьев, подбрасывая ветки в костёр. – Тихо без всякой суеты. Так я говорю, родичи?
– Тайга нас кормит, – закивали якуты, его родственники, – и оленей у нас много.
Артемьев рассуждал о судьбах своего рода, и с теплотой вспомнил о своём латышском друге Вольдемаре Бертине.
«Наверное, он уж давно разведал месторождение золота и купается в своей славе. Как же мне хотелось быть с ним! – думал он. – И зачем я связался с белоповстанцами? Ведь предупреждал же меня Бертин – ты ведь не враг Советской власти, отсидись в тайге, и всё образуется, А меня увлекли приключения с оленеводами, не желавшими отдавать свой скот!»
А Мария, видя беспокойства мужа, словно прочитала его мысли:
– Всё образуется, Миша. Духи тебя охраняют!
Глава 8
Посёлок Незаметный
Тем временем Вольдемар Петрович Бертин добился своего. Он, получив разрешение на поиски месторождения золота, ещё в апреле 1923 года из Якутска во главе артели старателей из 22 человек, отправился в верховьях реки Алдана. Старатели в поисках золотых россыпей обошли берега реки Алдана, и вышли на её приток Орто-Салы, но ничего путного не нашли. Здесь неожиданно у какого-то неизвестного ручья они столкнулись с табором вольных старателей во главе с Михаилом Тарабукиным. Они договорились вместе искать золото и стали обследовать берега этого ручья. И вскоре поиски дали неожиданные результаты, особенно в верхней части этого ручья.
– Смотрите, – закричал Тарабукин, – золотые блёски лежат почти на поверхности земли, они так сверкают на песчаной косе, что различаются даже невооружённым глазом.
– Какое везение! – обрадовался Бертин, подбежав к нему. – Здесь и начнём копать. А прииск мы назовём в честь неизвестного ручья – «Незаметным».
Срубили барак на всю артель и приступили к работе. Стояла засуха, поэтому в ручье не было воды. В русле ручья артель устроила водохранилище, пробив бортовые канавы из тайги для притока воды. И наконец, через месяц приступили к промывке песков. Месторождение было богатое, и артель добыла несколько фунтов золота.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Камлание – это особая форма вхождения шамана в запредельное пространство с определённой целью
2
Тангалай – одежда якуток
3
Ровдуга – натуральная оленья замша
4
Ревкомы – революционные комитеты, временные властные органы большевиков, наделённые чрезвычайными полномочиями во время Гражданской войны
5
Тойон – глава племени якутов, старейшина.
6
Кэргэн – сватовство, сговор, помолвка.
7
Кутуеттуур – первый свадебный праздник, который совершается после уплаты женихом части калыма в доме невесты.
8
Уруу – второй праздник, который включает переезд невесты в дом жениха и праздничный пир и полной выплаты калыма.
9
Халадаай – традиционное якутское платье.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги