Девочки, да и мальчики с большей охотой рисуют мам, но у них они получаются вымышленными. Дети стремятся показать их лучше, красивее и даже изменить им имя, особенно в последнее время на героев киносериалов.
А вообще дети с удовольствием рисуют дом, танк, куклу; что угодно только не родителей.
И еще одну особенность отметила, работая с детьми с серией занятий «Олицетворение материнства». Я давала детям репродукции картин: «Мадонна на троне» художник Круг фра Бартоломмео; «Мадонна с младенцем» художник неизвестен XVI в.; «Мадонна с младенцем» художник Пьетро Перуджино и мн. др.
Дети понимают искусство. Работу по одним и тем же репродукциям проводила в средней, старшей и подготовительной группах.
(средняя группа)
– Дети, что бы вы могли сказать об этих картинах?
– Они хорошие.
– Почему?
– У них красивые красные платья. Они мамы.
– А почему вы так решили?
– У них такие хорошенькие ребенки – это не ошибка, одна девочка, показывая на репродукцию картины неизвестного художника «Мадонна с младенцем», сказала: «Она его т.е. ребенка так любит, ой тю-тю-тю» и т. д. Дети средней и в первой половине года старшей группы в портретах иногда видели то, о чем взрослый бы и не подумал. У детей с рождения закладывается где-то внутри эмоциональная культура, но своей занятостью, невниманием к детям губим этот прекрасный дар, данный каждому человеку от природы. Работая с этими же репродукциями с детьми в старшей, в подготовительной группе я не отмечала у детей такого видения внутреннего содержания у изображенных на портретах. Шло перечисление – во что одеты, сидит или стоит данный человек.
Чтобы иметь представление о взрослом, его надо чувствовать: его душевное настроение – покой и переживание, радость и счастье, усталость.
Не случайно, что дети средней группы, лучше воспринимают и эмоционально отзывчивее. У них еще свежи в памяти ласковые прикосновения материнских рук, чаще детей этого возраста целуют перед сном, больше уделяется внимания, а общение с родителями великая вещь.
«Как обычно все дети, мы не щадили мать. Едва она приходила домой, усталая, измученная, как мы с младшим братом Ленькой наседали на нее с требованиями сказок! Рассказывала мать хорошо, но от усталости часто засыпала на полуслове, а мы безжалостно будили ее, требуя, чтобы она продолжала точно с того самого места, на котором заснула. А знали мы эти сказки так хорошо, что без труда поправляли мать, если она ошибалась.» (С. Я. Лемешев. «Путь к искусству». )
Ребенка со взрослым должны объединять чувства. Что может объединять на чувственной эмоциональной основе? Это музыка, пение, стихи, рассматривание картин, наблюдение за живой и неживой природой (в дальнейшем для совместного общения детей и родителей я разработала методические рекомендации «Волшебный круг для родителей и их детей» фенологические наблюдения с детьми от 3х до 7 лет) с обязательным использованием: – выразить свои чувства, которые испытывают дети и взрослые, и попытаться передать их в словах, рисунках или сочинить музыку. Только в этом случае у ребенка будет сформирован чувственный эмоциональный образ своих родителей.
Ложь взрослых оставляет налет в душах детей – неискренности и лжи в людских отношениях.
И в то же время взрослые не хотят, чтобы их дети помнили наказания, ложь и ссоры между взрослыми.
Свои впечатления о близких людях, дети переносят на окружающих. Обратите внимание, как люди обращаются друг к другу, а не так ли и в семье обращаются некогда любившие люди.
Дети затрудняются подобрать хорошие, приветливые слова своим товарищам по играм и это не случайно – это следствие примера родителей в семье.
Но причина – невнимание родителей друг к другу, порождает более глубокое следствие – на занятиях, да и в повседневной жизни, мы не слышим от детей красивых слов в адрес родителей, а лиц они тем более не помнят.
Прежде, чем начать работать с детьми по данной проблеме, я решила встретиться с родителями. Беседуя с каждым родителем индивидуально о предстоящей встрече, я видела и чувствовала в их словах и взглядах негодование, недоумение и возмущение.
Но вот долгожданный день нашей встречи настал.
Для родителей мы решили провести занятие «Добрые слова». Во время занятий я попросила детей подобрать своему соседу и подарить хорошие добрые слова. Дети затрудняются. Я попросила вспомнить, а какие слова говорят друг другу ваши родители. (я не дополнила «какие красивые, ласковые слова говорят ваши родители друг другу, т.к. сказав «а какие слова говорят… я думала, что дети поймут: необходимы добрые красивые слова). Но увы… и родители услышали, что же они говорят друг другу. Каждый ребенок хотел высказаться, думая, видимо, что речью родителей поднимут авторитет им. Но бедные родители, мне их было жаль…
Результат был налицо, после занятия родители очень внимательно все выслушали и пришли к единому мнению, что культура необходима, но и их родителей надо просвещать и не надо забывать.
Семейные отношения – критерий проявления чувств. Стабильность семьи – в ее нравственном здоровье. Хорошие взаимоотношения сохранить на всю жизнь трудно, но если семья живет едиными интересами, едиными устремлениями – то это удается.
Мы не замечаем, как наш ребенок вступает во взрослую жизнь. Готов ли он к общению с людьми, готов ли он подставить свое плечо, когда кому-то рядом плохо, готов ли он протянуть руку помощи. Может случится так, что вашему ребенку нужна помощь, но помощь тоже надо уметь принять. Надо почувствовать протянутую тебе руку, а чувство локтя? Выйдя во взрослую жизнь не всегда рядом оказываются родители. Вся моя работа была направлена на подготовку ребенка к дальнейшей взрослой жизни. Мы, родители, педагоги должны быть отправной точкой, тем стержнем, той золотой серединой, которая бы ввела ребенка в мир духовности, а через это в мир влечений – здоровых, нормальных. Готовя ребенка ко вступлению во взрослую жизнь (все наше воспитание так или иначе связано с этим) мы должны научить ребенка быть свободным. Что значит быть свободным? Это – иметь определенное мнение, умение сделать правильный выбор. Свободная личность – та, которая думает самостоятельно и самостоятельно принимает решения; та, что может испытать порыв страсти и не опуститься.
Наша задача рассказать детям о сторонах жизни в такой степени, чтобы он был свободным перед ее натиском.
Только так можно заложить нравственные качества, а они научат ребенка самостоятельно контролировать свои чувства.
Н. И. Пирогов в статье «Вопросы жизни» призывал к общечеловеческому воспитанию, светлый взгляд на человека, чтобы на первый план было поставлено нравственное воспитание. Основой нравственного воспитания считал выработку твердых нравственных убеждений, что может быть достигнуто лишь внутренней работой воспитанника над самим собой. «Только тот может иметь убеждения, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя…»
Итак, вся работа по воспитанию чувств в дошкольном возрасте должна строиться на эмоциональной чувственной основе.
Что же такое – эмоционально-чувственная основа?
Эмоции – фр. emotion – лат. emovere – возбуждать, волновать
Это психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающиеся в форме непосредственного переживания (радости, страха, удовлетворения и т.д.) Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленные на удовлетворение актуальных потребностей.
В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания. В нашем случае мы воспользуемся учением античной философии и основой воспитания чувств (познания) заложим эмоциональную культуру.
На мой взгляд, эмоциональная культура – это целенаправленное формирование личности ребенка через психические процессы (эмоции) для развития внутреннего духовного мира.
Домик над рекою,В окнах огонек.Светлой полосоюНа воду он лег.В доме не дождутсяС ловли рыбака:Обещал вернутьсяЧерез два денька.Но прошел и третий,А его все нет,Ждут напрасно дети,Ждет и старый дед.Всех нетерпеливейЖдет его жена.Ночи молчаливейИ как холст бледна.Вот за ужин сели,Ей не до еды.«Как бы в самом делеНе было беды».Вдоль реки несетсяЛодочка, на нейПесня раздаетсяВсе слышней, слышней.Звуки той знакомойПесни услыхалиДети вон из домуБросились стремглав.Весело вскочилаИз-за прялки мать,И у деда силыВдруг нашлись бежать.Песню заглушаетЗвонкий крик ребят:Тщетно унимаетСтарый дед внучат.Вот и воротилсяВесел и здоров!В россказни пустилсяТотчас про улов.В морды он и сетиНаловил всегоС любопытством детиСлушают его.Смотрит дед на щуку —«Больно велика!»Мать сынишке в рукуСует окунька.Девочка приселаОколо сетейИ взяла несмелоПарочку ершей.Прыгают, смеютсяДетки, если вдругРыбки встрепенутся,Выскользнут из рук.Долго раздавалсяСмех их над рекой:Ими любовалсяМесяц золотой.Ласково мерцалиЗвезды с вышины.Детям обещалиРадостные сны.А. Н. Плещеев. На берегуМетодические рекомендации по воспитанию чувств
Наблюдения, детские вопросы, беседы с родителями навели меня на мысль скомпоновать воспитание чувств по блокам:
I Блок. Общение
Как строить общение родителей с детьми? На этот вопрос можно ответить словами И. Г. Пестолоцци из «Письма другу о пребывании в Станце» «Мои дети с раннего утра и до поздней ночи ежеминутно должны были видеть на моем челе и догадываться по моим губам, что мое сердце льнет к ним, что их счастье есть мое счастье, их радость – моя радость… С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, полученное ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира… они были со мной, и я был с ними.»
II Блок. Родственники
Хорошо вам, детки, —Зимним вечеркомВ комнатке уютнойСели вы рядком.Пламя из каминаОсвещает вас…Слушаете жадноМамы вы рассказ:Радость, любопытствоНа лице у всех:Часто прерываетМаму звонкий смех.Вот рассказ окончен,Все спустились в зал…«Поиграй нам, мама —Кто-то пропищал.«Хоть уж девять было,Отказать вам жаль…»И послушно селаКонец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги