Книга Системный подход к оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра: сборник научных трудов - читать онлайн бесплатно, автор авторов Коллектив. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Системный подход к оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра: сборник научных трудов
Системный подход к оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра: сборник научных трудов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Системный подход к оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра: сборник научных трудов

Второй этап. Оформление и прием на социальное обслуживание.

Оформляется и регистрируется заявление на социальное обслуживание.

Изучается социальный запрос семьи, проводится первичное обследование, полный сбор информации о семье.

Определяются виды и формы социально-реабилитационного обслуживания (составляется акт оценки условий жизнедеятельности гражданина, заполняется анкета по определению потребности семьи в социальном сопровождении).

За каждой семьей закрепляется куратор (специалист по социальной работе).

Проводится сбор документов, необходимых для предоставления социальных услуг:

документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг;

документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг);

документы, подтверждающие место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг;

справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (при наличии);

индивидуальная программа реабилитации инвалида (при наличии).

выписка из учетной формы 027/у, выданная медицинской организацией, с подробным анамнезом, со сведениями о профилактической иммунизации, перенесенных заболеваниях, реакции Манту;

результаты клинических анализов.

Составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ).

Таблица

Порядок признания заявителей, нуждающихся в предоставлении социальных услуг



Заявление на получение социальных услуг можно подать несколькими способами:

в электронной форме;

через федеральную почту;

в виде личного обращения в учреждение – уполномоченное осуществлять прием заявлений граждан о признании нуждающимися в предоставлении социальных услуг.

Акт оценки условий жизнедеятельности содержит предложения для индивидуальной программы предоставления социальных услуг заявителю, в части формы социального обслуживания, объема, видов, периодичности, сроков, условий предоставления социальных услуг, а также необходимых для социального обслуживания заявителя мероприятий по содействию в предоставлении медицинской, педагогической, психологической, социальной, юридической помощи, не относящейся к социальным услугам.

Решение о признании заявителя нуждающимся в социальном обслуживании, или об отказе в признании заявителя нуждающимся в предоставлении социальных услуг, оформляется распоряжением в день его принятия.

В течение 1 рабочего дня, следующего за днем его принятия, уведомление о принятом решении направляется заявителю.

В уведомлении, в случае принятия решения об отказе, указываются причины отказа и порядок обжалования решения.

С уведомлением о принятом решении об отказе поставщиком социальных услуг заявителю возвращаются все документы, которые были приложены к заявлению.

Решение о признании заявителя нуждающимся в социальном обслуживании принимается при совокупности ряда условий:

наличие одного из обстоятельств, определяющих потребность заявителя в социальных услугах;

представление полного пакета документов;

отсутствие медицинских противопоказаний, предусмотренных законодательством РФ.

Заявитель, признанный нуждающимся в предоставлении социальных услуг после получения ИППСУ может обратиться в учреждение для заключения договора на предоставление социальных услуг. В случаи наличия очередности для обслуживания регистрируется в журнале очередности по дате подачи заявления.

В договоре на предоставлении социальных услуг раскрываются права и обязанности сторон в соответствии с федеральным законом 28.12.2013 № 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [3].

Решение о принятии на социальное обслуживание оформляется соответствующим распорядительным документом Центра – приказом.

Поставщик социальных услуг имеет право оказывать гражданам по их желанию, выраженному в электронной или письменной форме, за плату дополнительные социальные услуги.

На основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, в Центре формируется и утверждается индивидуальная программа социального сопровождения семьи (ИПССС) – документ, в котором прописана система мероприятий по оказанию гражданину медицинской, психологической, педагогической, социальной и юридической помощи для выявления и устранения причин, лежащих в основе ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Третий этап. Реализация утвержденного индивидуального плана социального сопровождения семьи.

Данный этап длится 3 месяца. Осуществляется комплекс социально-реабилитационных мероприятий. Также для корректировки дальнейших действий в отношении семьи проводятся промежуточная диагностика и мониторинг.

Четвертый этап. Подведение итогов работы.

На данном этапе принимается решение либо о необходимости дальнейшего социально-реабилитационного сопровождения, либо о выполнении индивидуальной программы и прекращении социального сопровождения.

Социальное сопровождение может быть прекращено:

в связи с прекращением обстоятельств, обуславливающих индивидуальную потребность заявителя;

в связи с достижением ребенком 18 лет;

по желанию заявителя.

Независимо от причины прекращения социального сопровождения, семье предоставляются дальнейшие рекомендации.

Причины прекращения договора о предоставлении социальных услуг:

истечение срока договора о предоставлении социальных услуг и (или) окончание срока предоставления социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой;

личное заявление получателя социальных услуг;

нарушение получателем социальных услуг условий заключенного договора о предоставлении социальных услуг в порядке, установленном договором;

в случае смерти получателя социальных услуг или ликвидации поставщика социальных услуг;

на основании вступившего в законную силу решения суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;

при изменении обстоятельств, обусловивших индивидуальную потребность в предоставлении социальных услуг, повлекших за собой пересмотр индивидуальной программы, исключающей предоставление социальных услуг получателю социальных услуг в установленной ранее форме социального обслуживания;

при возникновении у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний.

Немаловажную роль в осуществлении социального сопровождения играет куратор, который:

оформляет и ведет личное дело семьи, наблюдает за динамикой ситуации в семье;

привлекает к решению проблем семьи специалистов различных отде-лений учреждения и направлений, в зависимости от потребности членов семьи;

организует встречи с семьей, находящейся на социальном сопровождении;

организует проведение информационно-консультативной и реабилитационной работы с семьей, направленной на повышение уровня родительской компетенции, социальной адаптации, социализации, привлекая специалистов различных отделений;

записывает на итоговую диагностику, составляет мониторинг социального сопровождения семьи по истечении установленных сроков реализации индивидуального плана сопровождения семьи;

несет персональную ответственность за конечный результат социального сопровождения семьи;

организует пост-сопровождение семьи по завершении социального сопровождения с целью наблюдения и контроля ситуации в семье, с периодичностью 1 раз в 3 месяца.

Документация по обеспечению социального обслуживания включает в себя:

заявление на социальное обслуживание;

журнал регистрации заявлений;

акт оценки условий жизнедеятельности гражданина;

анкета;

индивидуальная программа предоставления социальных услуг;

договор о предоставлении социальных услуг;

приказ о приеме на социально-реабилитационное обслуживание;

индивидуальный план социального сопровождения семьи;

заключение о предоставлении социальных услуг с рекомендациями;

приказ о прекращении социально-реабилитационного обслуживания.

Информирование семей с детьми с особенностями развития о возможностях социального сопровождения осуществляется посредством:

создания отдельного раздела на сайте учреждения, размещением информации о перечне организаций, видах помощи, предоставляемой семьям, и категориях семей, в отношении которых может осуществляться социальное сопровождение;

распространения информационно-справочных материалов для семей в ходе проведения социальных акций, праздничных мероприятий, комиссионных выездов;

размещения доступной информации для семей в средствах массовой информации.

Контроль качества выполнения мероприятий в процессе социального сопровождения семьи в рамках центра включает:

оценку эффективности мероприятий, проведенных в соответствии с индивидуальной программой социального сопровождения;

промежуточный контроль результативности реализации индивидуальной программы;

внесение изменений и дополнений в программу с учетом мнения и потребностей семьи.

Помимо перечисленных выше работ, в рамках службы социального сопровождения собирается информация о динамике изменений, количестве оказанных социальных услуг, периодичности их предоставления.

Таким образом, в рамках центра посредством регламентации порядка внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми с ОВЗ обеспечивается профилактика и/или преодоление кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи.


Список литературы:

Ксеневич Т.П., Пикинская М.В. Эффективность межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи детям с ограниченными возможностями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре / Материалы международной научно-практической конференции «Эффективные технологии и практики оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (Астрахань, 12-13 сентября 2019г.) / Составители: И.Н. Рахманина, Л.В. Тимашева; главный редактор Н.Ю. Сязина. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2019. – С.207-210.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в инклюзивном пространстве: учеб. пособие / авт.-сост. Г.П. Джамелова, Т.Ю. Овсянникова, И.Н. Рахманина. – М.: Флинта, 2018. – 88с.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. / Портал Министерства труда и социального развития РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://mintrud.gov.ru/docs/laws/112 (Дата обращения 20.11.2020).

4.      Постановление Правительства Астраханской области № 572 от 24.12.2014 «О порядке предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг Астраханской области» // Сборник законов и нормативно-правовых актов Астраханской области. – № 50 – 17.12.2020. – С.1.


ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КАК МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СТРАТЕГИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Франтасова Е.П., Яковец Д.А.

Ожегов С.И. в своем Толковом словаре определяет консилиум как совещание врачей для установления диагноза заболевания и определения способов лечения [5].

Латинское consilium имеет множество значений: совещание, обсуждение, замысел, намерение, проницательность и даже благоразумие. А.Л. 3ильбер, предпочитает последнее значение этого слова и считает, что грамотно составленное заключение консилиума должно отражать именно этот смысл термина [1].

При упоминании о консилиуме, традиционно представляется заседание профессионалов, рассматривающих какой-то сложный медицинский случай. В реальности же консилиумом может быть встреча нескольких высококвалифицированных специалистов для коллегиального обсуждения проблем человека, причем не всегда медицинского характера.

Сегодня опыт психолого-медико-педагогических консилиумов получил широкое распространение в системе образования.

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и для обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования РФ рекомендует создавать в образовательных учреждениях психолого-медико-педагогические консилиумы [2]. Подобные консилиумы существуют сегодня как в системе СОШ, так и в системе ДОУ [3, 4, 6].

Однако важно понимать разницу в направлении и функциях деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для специалистов психолого-медико-педагогической комиссии основной задачей является поиск ответа на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленными особенностями развитии, будучи интегрированным в социум, сможет реализовать свой потенциал.

Психолого-медико-педагогическая комиссия имеет юридические полномочия для установления психолого-педагогического статуса ребенка, выставления медицинского диагноза. На основании данного диагноза ПМПК определяет для ребенка особый образовательный маршрут или дает направление в специализированное (коррекционное) образовательное учреждение.

Психолого-медико-педагогический консилиум, в отличие от комиссии, не является самостоятельным учреждением, не имеет статуса юридического лица. Специалисты консилиума осуществляют свою работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся функциональных обязанностей, оплаты труда и корректируют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом учреждения в работе консилиума.

Психолого-медико-педагогический консилиум рассматривает личность ребенка с учетом всех ее параметров: состояния здоровья, психического и психологического развития, социальной ситуации, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

Психолого-медико-педагогический консилиум в сфере образования представляет собой объединение специалистов конкретного образовательного учреждения и составляет основу психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения. Консилиум организуется при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, имеющих трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения. Консилиумы в образовательных учреждениях проводятся планово (не реже 1 раза в квартал) и внепланово (по запросу). ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

В системе социальной защиты консилиумы также стали повседневным методом работы [6]. В научно-практическом центре реабилитации детей «Коррекция и развитие» Консилиум – это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, созданный для осуществления первичной диагностики детей с проблемами в развитии, оказания срочной помощи получателям социальных услуг, предоставления информации о форме социального обслуживания, о видах, сроках и порядке предоставления социальных услуг.

В своей деятельности ПМПк центра опирается на ряд документов:

Федеральный закон N 442 «Об Основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013.

Устав государственного автономного учреждения АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие».

Приказ руководителя учреждения о создании ПМПк.

Положение «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) от 12.2017.

Цели психолого-медико-педагогического Консилиума центра:

развитие единой, постоянно действующей системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

ранняя комплексная медико-психолого-педагогическая помощь ребенку и его семье;

совершенствование приемов выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с разными отклонениями в развитии для выбора содержания и оптимальных условий реабилитационной помощи каждому конкретному ребенку.

Организационные аспекты деятельности Консилиума

Консилиум включает в свой состав председателя, секретаря и членов Консилиума. Возглавляет работу Консилиума председатель, он определяет круг обсуждаемых вопросов. В Консилиум также входят узкие специалисты: психиатр, психолог, дефектолог и логопед. Запись на Консилиум и организационное обеспечение деятельности осуществляет отделение социального сопровождения.

Заседания Консилиума проходят не реже одного раза в неделю. При необходимости заседания проводятся чаще. Такое значительное увеличение частоты плановых Консилиумов центра по сравнению с деятельностью Консилиумов в сфере образования, на наш взгляд, отражает бо́льшую потребность в социальной помощи детям с проблемами в развитии.

Заседания проводятся председателем, а в его отсутствие – секретарем Консилиума. Заседание считается состоявшимся при условии присутствия более половины его состава.

На заседания Консилиума в обязательном порядке приглашаются родители ребенка (или замещающие их лица). Также могут присутствовать представители заинтересованных ведомств.

Решения Консилиума принимаются большинством голосов членов, присутствующих на заседании. В ситуации равенства голосов решающим выступает голос председателя Консилиума.

Вся информация, связанная с обследованием детей на Консилиуме, является конфиденциальной. Ее запрещено предоставлять кому бы то ни было без письменного согласия родителей, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Работа Консилиума включает в себя 4 этапа.

Организационный этап

Включает в себя предварительную запись на Консилиум через отделение социального сопровождения. Запись на обследование осуществляется только по письменному заявлению законного представителя ребенка или по направлению соответствующей организации с письменного согласия законного представителя. Обслуживание детей 15-ти лет и старше допускается только с их согласия. Все консультации и обследования бесплатны.

Экспертно-диагностический этап

Диагностика и обследование ребенка начинается с запроса родителей или замещающих их лиц. Осуществляется постановка и уточнение проблемы, обследование ребенка специалистами, имеющими каждый свой круг задач.

Медицинский работник: представляет информацию о физических особенностях ребенка, о состоянии его здоровья. Соматический статус оценивается по трем основным показателям:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

соответствие физического развития возрастным нормам;

состояние органов слуха, зрения, костно-мышечной системы;

переносимость физических нагрузок.

2. Факторы риска нарушения развития:

наличие в прошлом травм и заболеваний, которые могут сказаться на развитии ребенка;

факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваемости за последний год.

Информация о ребенке представляется только по тем пунктам, которые содержат значимые для сопровождения данные.

Также на заседание Консилиума могут быть представлены данные:

педиатрического обследования (выявление особенностей развития, отклонений в состоянии соматического здоровья, планирование оздоровительных и профилактических мероприятий, набор рекомендаций);

психопатологического обследования, проведенного психоневрологом или врачом-психиатром (выявление, анализ и систематизация отдельных соматоневрологических и психопатологических симптомов; распознавание психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома; формулировка нозологического диагноза, установление клинической формы и типа течения заболевания, рекомендации и составление плана коррекционных мероприятий).

При необходимости предоставляются данные:

– обследования офтальмолога, заключение по коррекции зрения;

– обследования отоларинголога: исследование слуха, заключение по коррекции слуха.

Психолог обрабатывает данные психологического минимума и диагностики. В его задачи входит также определение психоэмоционального состояния ребенка, определение психологических инструментов коррекции.

Дефектолог осуществляет первичное обследование проблемного ребенка, собирает дефектологический анамнез – анамнестические сведения о нем и его семье. Однако дефектологический анамнез ни в коей мере не исключает необходимость сбора классических сведений о соматическом состоянии ребенка, проводимого медиком (медицинская часть анамнеза).

На данном этапе необходимо обратить внимание на следующие составляющие достоверности диагностики:

своевременность диагностики/ранняя диагностика (как можно более раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о наличии отклонений в развитии ребенка с последующей адекватной процедурой диагностики);

комплексность диагностики (учет медицинских, педагогических, психологических, социальных и других аспектов диагностики развития);

всесторонность (широкий системный взгляд каждого специалиста на проблемы развития ребенка сквозь призму конкретного предмета исследования). Например, психолог, выявляющий отклонения в состоянии мышления ребенка, обязательно оценивает место и роль этих отклонений в структуре его психического развития. В частности, речь идет о соотношении первичного и вторичных отклонений в развитии;

динамические аспекты диагностики (анализ анамнестических и катамнестических данных, «срезовые» или лонгитюдные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах. Динамика развития ребенка оценивается с точки зрения, как общих онтогенетических закономерностей, так и индивидуальных особенностей развития);

целостность подхода (реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития и заключается в понимании онтогенетических закономерностей развития, в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме).

Таким образом, диагностика рассматривается в контексте развития. В центре внимания каждого специалиста стоит не диагноз, а развивающийся ребенок. Специалисту ПМПк необходимо понимать, в каких условиях ребенок максимально реализует имеющиеся резервные и потенциальные возможности.

Данный этап заканчивается составлением индивидуальных представлений на ребенка всеми специалистами Консилиума.

Этап коллегиального обсуждения

Первым выступает специалист с наиболее проблемной информацией.

Обсуждению на Консилиуме подлежат аналитические обобщенные материалы, а не первичные данные. В материалах, предоставляемых специалистами, информация о ребенке или его семье формулируется понятным и доступным языком, облекается в конфиденциальные формы. В результате обмена информацией, взаимных ответов на вопросы заполняется протокол Консилиума, отражающий актуальное медико-психолого-педагогическое состояние ребенка.

По результатам обсуждения принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи ребенку (или сбору дополнительной информации).

В первую очередь, участники Консилиума определяют содержание развивающей работы:

Какого рода помощь требуется ребенку?

Каким конкретным содержанием необходимо наполнить развивающую работу?

Какие особенности ребенка должны быть учтены в процессе реабилитации и общения?

Какую работу необходимо осуществить силами коллектива учреждения?

Какую работу можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне учреждения?

Также участники Консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, специалистами-предметниками, то есть осуществляют социально-диспетчерскую деятельность.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:

Выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка.

Определить общий прогноз его развития.

Определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий.

Выбрать первичный реабилитационный маршрут.

Заключительный этап

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа – заключения, в котором отражены ответы на следующие вопросы:

•      Каков психологический, педагогический, медицинский статус ребенка на момент обследования?

•      Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие ребенка в целом на момент обследования?