Книга Профессиональный рекрутинг. Самоучитель рекрутера - читать онлайн бесплатно, автор И. Каравашкин. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Профессиональный рекрутинг. Самоучитель рекрутера
Профессиональный рекрутинг. Самоучитель рекрутера
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Профессиональный рекрутинг. Самоучитель рекрутера

Если директор не в состоянии «членораздельно изложить все свои хотелки», то на помощь ему должен прийти хоть сколько-то компетентный в этих вопросах человек, хоть даже и сам рекрутер из агентства, иначе толку не будет.

Рекрутеру нужны не абстракции, не пожелания без ясных контуров, а чёткие представления об уровне профессионализма, компетенций соискателя, необходимых для выполнения должностных обязанностей. А выдвигаемые требования к опыту, самой личности кандидата, это всё вторично. Если у соискателя нет знания иностранного языка, то исполнять обязанности переводчика, даже будучи «рубахой-парнем» он вряд ли сможет на приемлемом для бизнеса уровне.

Но справедливо и обратное, когда должность «стандартная» и важны уже не сколько компетенции, а личностные характеристики. Специалист по оформлению трудовых отношений, он же «Специалист по документационному обеспечению персонала», он же «Специалист по персоналу», и он же «Специалист по кадрам» нужен любой фирме. Будет ли это отдельная штатная единица, или же внутреннее совмещение, не важно. В данном случае следует учесть, что это «бумажная работа». И одной из трудовых функций является «организации документооборота по учету и движению персонала». А теперь развернём ситуацию.

В компании значительный кадровый документооборот. И с имеющейся нагрузкой главный бухгалтер, совмещающий должности (профессии) не справляется. В связи с чем, ему на помощь нанимают специалиста по кадрам. И не одного. А двоих под разные задачи. Один будет работать с оперативной документацией, а другой станет заниматься подготовкой документации к передаче в архив. Так вот, со вторым дело будет обстоять так.

Даже в маленьком ООО с пятью работниками есть собственный «фирменный» архив кадровой службы. А если хозяин фирмы додумался ещё и утвердить структурные подразделения, дабы у всех должности звучали солидно типа «начальник отдела», то и у каждого «отдела» автоматически появляется свой архив. Завершённые документы в делопроизводстве подшиваются в дела. Подшить дело – это целое мероприятие в формате кружка «юный переплётчик»: стопки бумаг просматриваются, сортируются, сверяются с номенклатурами, номеруются, скрепляются, к ним пишутся описи и всякие заверительные надписи. И всё это в строгом соответствии с ГОСТом от «ГосАрхива» (который равнозначен федеральному закону). И в конечном итоге отвозятся в государственный архив, где сдаются-принимаются по строгому регламенту приём-передачи дел и перевязываются «архивным узлом».

Чем характеризуется такая работа? Вот нам товарищ бакалавр по управлению персоналом подсказывает – монотонией. Монотония (от др.-греч. μόνος «один, единый» и τόνος «напряжение») – это функциональное состояние сниженной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обыденной внешней среде. Сопровождается переживаниями скуки, апатии, сонливостью и желанием сменить вид деятельности. Также характеризуется такими физиологическими и психологическими симптомами, как снижение тонуса, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация действий.

Это скука, это «тоска зелёная», это тысячи одинаковых бланков день за днём. И вот тут-то нам и потребуются знания из общей психологии личности, для начала Типы темпераментов по И.П. Павлову.

В основу классификации типов Высшей Нервной Деятельности по И.П. Павлову были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нервных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно.

А для повышения нашего профессионализма рекрутера, еще полезно изучить работы, проводимые в Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте психологии АН СССР в исследованиях Б. М. Теплова (1963), В. Д. Небылицына (1972), В. М. Русалова (1979).

И тогда мы сможем не задавать прямые вопросы «в лоб»: «Вы любите однообразие, тупые повторяющиеся односложные движения, скуку и серость бытия?» А косвенным образом выявить особенности характера кандидата.

А ещё лучше изучить учебник «Дифференциальной психологии», что бы значительно повысить нашу эффективность проведения предварительных собеседований.


Но, ведь работодатель может же и не разделять служебные обязанности так строго, и кадровые делопроизводители будут заниматься всем диапазоном своего функционала.

А в этом случае вы попадаем в другую крайность, о которой знает наш подсказчик бакалавр по управлению персоналом – это, опять же, нарушение гармонизации труда. Гармонизация труда направлена на обеспечение согласования физических и умственных нагрузок, которые испытывает работник на преодоление однобокости труда, создание полноценных условий для гармоничного развития человека на производстве; – функция возвышения труда – создание на производстве условий для повышения содержательности и привлекательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение перемены труда, т.е. его гуманизация.

Рваный ритм работ, когда происходит резкое переключение от низкой интенсивности к высокой, от слабой напряжённости к сильной, в неравные временные промежутки, очень пагубно сказывается на нашем организме. Организм этого не любит, ему больше нравится хоть какая-то предсказуемость. У него для этого даже эволюционно выработались так называемые «праксические состояния».

В психологии труда и эргономике широко используется понятие «праксические состояния» (от лат. praxis – труд). Это психические состояния, периодически возникающие в процессе труда и обусловленные его специфическими характеристиками, связанными с наличием целевого и материально-информационного обеспечения (в терминах, описывающих важнейшие условия деятельности в трехкомпонентной её структуре: «цель – средство – результат»).

В зависимости от соотношения указанных элементов деятельности (в структуре «цель – средства – результат») у человека в процессе труда возникают различные праксические состояния. Лишь при одном варианте, когда человек располагает всеми необходимыми для деятельности условиями (осознанность цели, достаточность средств, достигаемость результата), можно говорить о функциональном комфорте как благоприятном психическом состоянии.

Вот так вот мы и добрались до понятия «Напряжённость труда» – фактор трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работающего, который характеризуется такими показателями, как интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

Казалось бы, просто составить объявление о работе… Но, оказывается, всё не так и просто. И за кажущейся простотой скрывается либо сложный процесс подготовки, либо процесс бесплатного гарантийного обслуживания заказчика рекрутером.

И в него стараются включить ещё и «Согласование места и времени встречи кандидатов с работодателем». А это тоже ведь отнимает время, то самое, которое рекрутер бы потратил на новую заявку. Все эти постоянные «созвоны» для уточнения возможности и кандидата, и заказчика найти время для проведения собеседования: то до одного не дозвониться, то второго не застать на месте.

А переделав по новой заявку, состыковав заказчика и заявителя, еще и необходимо «Подготовить документы, подтверждающие выполнение гарантийного обязательства по оказанной услуге». Без них никуда. Но есть ли гарантия гарантии? Ведь если изначально была составлена безграмотная заявка, и переделывалась она теми же «безграмотными» участниками процесса, то какова вероятность удачного исхода второй попытки? Если с самого начала не было знаний, то откуда им взяться в конце?

Наличие гарантийного обязательства никак не подтверждает качество услуги. Такое обязательство лишь свидетельствует о том, что вполне вероятен, и с достаточной долей, вариант именно некачественного результата.

И рекрутеру, идущему наниматься в агентство. следует понимать, что если в агентстве заявляют о готовности бесплатно исправить огрехи в своей работе, то исправлять их будет агентство в его лице и за его счёт. Ведь свою долю агентство гарантированно получит за первую попытку.

А пока рекрутер не получит документального подтверждения о «закрытии заявки и её «гарантийном ремонте», новую заявку ему могут не выдавать. И ездить через весь город за свой чёт к заказчику за «бумажкой», может потребоваться несколько раз, а то и не один день.


Работа в агентстве – это работа «на дядю» во всех смыслах. Это низкие ставки и расценки. Это тяжёлый психологический климат. Нет никакого объяснения, зачем делать бесплатную работу.

Профессия рекрутера совершенно не сложная в плане образовательного уровня. Самообразование через изучение специальной учебной литературы позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг подбора и отбора персонала дистанционно.

Современный компьютер доступный по цене настолько, чтобы позволял оперировать информацией через интернет-браузер. Средний тариф на услуги провайдера доступа в Интернет и желание стать настоящим мастером своего дела – это то, что позволит заработать на «хлеб с маслом» в начале становления профессионалом. А переход на следующий уровень – «хедхантера» – и на отдых на лучших курортах какого-нибудь края.


Суровые будни работы в агентстве. Отзывы работников, как самих агентств, так и тех, кто устраивался на работу воспользовавшись услугами агентства.

Орфография и пунктуация сохранены. Отзывы анонимны, взяты с различных сайтов для отзывов о работодателях.

«Всем доброго дня! Пишу отзыв со стороны бывшего сотрудника отдела подбора персонала/рекрутмента. Хочу рассказать о рабских условиях труда в данной компании. Участвовала в поиске IT-специалистов на проекты, в компании есть несколько команд которые этим занимаются. В паре работают рекрутер и ресечёр, ресёчер тот, кто непосредственно связывается с кандидатом, после чего передаёт рекрутеру. По подробнее о позиции ресечёр в данной компании: большую часть работы выполняет ресечер, который занимается поиском, назначением интервью, основной коммуникацией от начала до трудоустройства. Рекрутер же проводит телефонные интервью и присутствует на финальных этапах интервью. Но самое главное, зарабатывают здесь рекрутеры, ресечеры работают за корку хлеба. У ресечеров минимальный оклад и мизерные бонусы, как обещают на интервью средний заработок 50 70 т.р на руки, забыв сказать, чтобы столько заработать надо работать 24/7 и без выходных:) Максимум при нормальной работе, с небольшими переработками в 2 3 часа каждый день + выходные на позиции ресечер вы получите 30 тыс.р за месяц с учётом оклада, а бонусы выплачиваются через каждые два месяца, а не за предыдущий. Так вот самое интересное, рекрутер здесь получает от 150 т.р и непонятно по каким причинам такой большой отрыв по зп от ресечера. Что касательно команды, не буду указывать имён, пишу про свою команду, +/ в остальных также. Неадекватный head of group, которая требует приводить немыслемое количество кандидатов, ежедневные пустые созвоны по часу, чтобы поболтать, послушать нытьё, унизить кандидатов не шутка, тут в пределах нормы [censored] и материть кандидатов. В целом комада рекрутеров была неплохая не считая хед группа. Стать в данной команде рекрутером, нужно стереться в порошек или быть знакомой руководителя, руководитель сама ставит правила повышения, при этом набирая своих знакомых, обходит эти правила. Некоторые команды практикуют делить между рекрутерами время, работают и днём и ночью ,и рано утром, чтобы застолбить за собой кандидата. Здесь жесткая борьба и конкуренция за кандидатов. В моей команде такого не было, но по умолчанию подразумевалось, что нужно так работать и рано утром и поздно ночью, чтобы за месяц выходило от 30 айтишников которые успешно пройдут интервью, вдумайтесь в это количество. Что касается испытательного срока 3 месяца, нужно послушать и прочитать много ненужной инфы на английском, ненужных действий и тестов для галочки, что ты прошел обучение, по факту это даже невозможно читать и слушать. Если, кто смог осилить до конца мой большой отзыв, то несколько слов, для КАНДИДАТОВ. На вас здесь абсолютно всем наплевать, интегратор как никак. Рекрутер, точнее ресечёр может долго не давать фидбек, просто потому что, менеджер или заказчик не может соизволить дать ответ. Вас могут отправлять на один проект, если вы не проходите интервью, на другой, на третий и.т.д в конечном счете чтобы срубить бабла и заработать на вас. Заказчики по непонятным причинам отказывают кандидатам на финальных интервью, без подробного фидбека, просто непонравился кандидат и всё:) Будьте готовы, к вопросам о сухой теории на тех.интервью, не знаю для чего, возможно чтобы срезать вилку. Здесь работать только по двум причинам, либо чему то научиться, но данная компания не набирает специалистов уровня junior, либо просить очень большие деньги, работа 24/7 здесь не только рекрутеров касается. Подытожу, работать здесь чтобы приобрести опыт как вариант, если нет опыта, будешь вкалывать за копейки. Хочешь должность повыше, можно заработать, уничтожив свою жизнь и здоровье, ради хэд группа и людей которым также на тебя плевать, которые хотят заработать на тебе денег и быть довольными. Не рекомендую компанию к трудоустройству никому!»


«Мой отзыв для рекрутеров, которые думают, что это известная компания, а значит там все будет хорошо. Не верьте тому, что вам пообещают. Мне довелось поработать в отделе подбора персонала, что было жутким испытанием. Специалисты по персоналу там долго не живут, в офисе жуткая текучка. Руководитель отдела материт всех, обзывает своих подчиненных и за глаза поливает грязью своего руководителя. Неоплачиваемые переработки, зарплата ниже рынка, серая зп, больничный по минимальной оплате, постоянные крики и унижения. Не знаю, как в остальной компании, но в отделе подбора все закручено на некомпетентном руководителе. Рекрутеры для неё крысы, долб***ы и прочие прекрасные выражения. Очень любит за глаза всех обсуждать, любит сплетни и навязывать своё мнение. Если вы любите обсуждать коллег и сплетничать про них, то приживётесь. Ситуация на рынке не мониторится вообще, сейчас компании повышают ставки, чтобы удержать людей, но здесь руководитель подбора считает, что проблему решит принуждение рекрутеров к переработкам. Она буквально заставляет людей работать после окончания рабочего дня. Что такое трудовое законодательство в петшопе не знают, ждут когда сотрудники пойдут в трудовую инспекцию. Что я настоятельно рекомендую сделать тем девочкам, которые остались работать. Она постоянно ходит на перекуры, в конце рабочего дня может пойти поесть, а рекрутерам выйти никуда нельзя, обедать свой час у вас не получится и уйти в положенное время (которое прописано в трудовом договоре) тоже не выйдет. Если бы не Е. то такой текучки бы не было. Дополнительный бонус в том, что вас заставят сделать прививку и не важно хотите или нет.»


«Обманули, заболел ушёл на больничный, они меня уволили , не выплатили компенсацию за проезд с другого города 2300р, компенсацию за питание 3000р и компенсацию за съем жилья 5000р за отработанный месяц. Не рекомендую у них работать. Просите компенсацию сразу либо говорите не победите работать. Договор на руки не дают, на честном слове, которое не держут.»


«…у них почасовая оплата 185 рублей час . умножить на 11 часов и 12 минут , получается 2057 рублей это такая зп за 11 часов . проживание пишут в хорошем общежитии . на самом деле там дыра конкретная . фотографии выслали совсем другого места жительства . Питания нет , оно есть только за ваши деньги во эти +300 рублей в день или 7800 в месяц вычетают из ваших денег. штрафы есть и более 20 тыс. рублей))) договор не дают , с тобой не заключают. все на честном слове . скорей всего строго за часы что ты работаешь тебе платят.Они же сами говорят что люди не возвращаются . Уже стоит задуматься. если так всё хорошо, по чему не едут еще . вообщем кто не хочет испытывать судьбу за копейки или за колоссальные – две тысячи рублей за 11 часов в порту ))) если не ошибаюсь сотрудник в магазине больше зарабатывает.»


«Абсолютно некомпетентные сотрудники. Постоянное вранье, информацией не обладают. Чуть что ссылаются на договор, но как претензия в их сторону и говоришь что в договоре прописано,так сразу эта неофициальный договор. Во первых Почитайте Гражданский кодекс. Во вторых все что прописано в договоре вы обязаны выполнять. Так например зарплата, когда ее выплатят!!!! Еще месяц ждать!!!!!! На этот вопрос или игнор получаешь, или очередное обещание, или вообще "У меня нет настроения об этом говорить"!!!!! В смысле нет настроения!!!!!! Это что за сотрудник такой?! То есть как штрафовать ребят так все во-время проводится сразу ссылаются на договор что там все прописано., да согласна прописано, а еще там прописано числа когда должна переводится зарплата. То что деньги у вас в обороте это и так понятно! И все об этом знают.!!!! Я знаю что есть люди которые работают через это агенство в двух местах, и им стабильно зарплата задерживается на два месяца. У меня один вопрос Ребята вы не охренели?! Так же проверка уже проводилась этого агенства, писали в прокуратуру, сработала. но не надолго и все по новой. А давайте у вас зарплату задержим, не будем выплачивать, я посмотрю на вас. Прежде чем требовать от работников, и тыкать договором, вы свои обязанности начните выполнять!!!!!!!Я не советую обращаться в это агенство!!!! А да еще они отлично подчищают отзывы!»

1.3 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕКРУТМЕНТА

Люба организация состоит из людей – персонала. Без наёмных работников ведут предпринимательскую деятельность самозанятые, которые в принципе не имеют права нанимать их, и индивидуальные предприниматели, которым хватает собственных сил. Бывает ещё вариант, когда общество с ограниченной ответственностью состоит из одного работника, но это – специфика.

Бизнесу требуется заёмная рабочая сила, которую он находит на рынке труда. Вот этот вот поиск этой самой силы и есть – рекрутмент, или, как это называлось ещё совсем недавно – подбор и отбор персонала.

От того, насколько масштабен бизнес, зависит его общий уровень «профессионализма». Если перед нами лавка по продаже обуви из Турции, то навряд ли мы в ней встретим работников с профильным образованием, как из области обувной промышленности, или маркетинга, или из области менеджмента организаций. Скорее всего, единственным профессионалом в ней будет бухгалтер.

Но вот в крупный бизнес не может функционировать за счёт дилетантов, ему необходимы профессионалы с профильным образованием. И чем выше квалификация работников, тем больше шансов на успешное ведение бизнеса. Корпорации не могут себе позволить ошибаться в вопросах найма ведущих специалистов, от результатов работы которых может зависеть само существование компании. Но и в плане найма рядовых работников тоже есть определённые требования.

Чем сложнее ситуация в рыночной нише занимаемой компанией, чем выше там уровень конкурентной борьбы, тем дороже становится само время. Как говорила Чёрная Королева: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

Что бы конкуренты «не обошли на повороте» необходимо всё делать очень быстро. То есть – работать очень быстро. И только что нанятый работник должен «с марша в бой». Следовательно, он уже должен войти в кабинет или подойти к станку, способным максимально эффективно выполнять возложенные на него должностные обязанности.

У бизнеса нет времени на то, что не приносит прибыли, а уж на то, что создаёт дополнительные издержки – и подавно. Так что, ни о каком серьёзном обучении персонала и речи не идёт. Акционеры и инвесторы джут прибыль здесь и сейчас, а не там и потом. Сложное обучение занимает время и имеет свою стоимость, а это – снижение прибыли. В погоне за прибылью возрастает интенсификация труда, профессии и специальности непрерывно изменяют свои профили, подстраиваясь под новые требования. Учить некогда. Нужны готовые кадры.

Вот почему классическое руководству трудовым коллективом вымерло, да и сам термин руководство из сферы бизнеса вытравили. А осталось одно лишь управление, как технология. Обучение и адаптация персонала превратились в простую выдачу буклета с инструкцией по общим вопросам. Никто не желает «выращивать профессионалов в своём коллективе». Рынок труда стал супермаркетом складского типа с открытой выкладкой.

Потенциал работника разучились выявлять, всем нужны профессиональные компетенции, актуальные навыки. Горизонт планирования у среднего бизнеса отсутствует, как таковой, ну а сроки в полгода или год – это не сроки. А для крупного бизнеса трудовые резервы спонсирует государство, обеспечивая существование института профессионального обучения.

Классическое управление персоналом скукожилось до «амортизации человеческих ресурсов», когда работодателя волнует лишь «фондоотдача». Что бы ни писали в учебниках и ни рассказывали в авторских курсах, единственный метод работы с персоналом в компаниях остался «метод сухого отжима». Нет больше людей и человеков, есть лишь человеческие ресурсы, а задача бизнеса утилизировать их по максимуму, то есть – использовать с пользой для себя. А самым простым признаком такого положения вещей – укрепившееся в обиходе понятие «профессиональное выгорание».

Цели поиска и отбора, рекрумента, – нахождение высококлассного человеческого ресурса по сходной цене и его максимальная эксплуатация работодателем, с минимальными издержками.

ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА В РЕКРУТМЕНТЕ

Отбор и подбор работников – это процесс определения личностных и профессиональных качеств соискателей на вакансии, для определения их соответствия заявленным требованиям, чтобы выбрать наиболее выгодного из всех найденных.

От того, какая «корпоративная культура» проросла в компании, будет определяться модель рекрутмента. Это может быть модель «поиска по соответствию», когда работодатель ищет «своего человека», который органично впишется в рабочую группу (слово коллектив следует вообще забыть). Или же поиск может заключаться в нахождение «свежего мяса», когда «низы не могут работать по-новому», а переучивать их – увеличивать издержки и терять прибыль.

Модель поиска и подбора «проектная» реализуется бизнесом, когда нужен «шабашник»: на сезон, на проект, на подмену. «Карьерной» модели встретить теперь невозможно, так как для бизнеса (его основателей, его владельцев) наёмные работники – всего лишь попутчики, а не «братья-сватья», а современная кадровая политика строится на принципе «незаменимых нет». Главное, чтобы пришёл «мастер» и сделал «красиво». Да и чтобы не дорого.

Модель «мастера-подмастерья» тоже отживает последние дни. Нет возможности, а точнее сказать – желания у бизнеса заниматься обучением, поэтому на работу берутся только «мастера», со знаниями, с умениями, с опытом. И лишь тот факт, что «рынок труда профессионалов» вычерпали до донышка, а за «проходной» нет совершенно никакой очереди, вынуждает работодателей заниматься обучением совершенно неквалифицированных новичков. Мы не рассматриваем вариант, когда бизнес уникальный и весь переполнен «ноу-хау» и секретами гильдии. Тот самый лозунг «легче обучить, чем переучить» уже давно не работает», так как «выживает самый приспособленный». А в плане рынка труда, идиоадаптация человеческих ресурсов – основной способ выживания.

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В РАБОЧЕЙ СИЛЕ

В стародавние времена вопросом обеспечения рабочей силой предприятие занимались «трудовики» – специалисты по труду, которые в отличие от «кадровиков» – специалистов по кадровому документообороту, учили математику и вычисляли трудоёмкость с производительностью. В наше время этим занимаются бакалавры и магистры управления персоналом.

Планирование потребности компании в персонале – одна из трудовых функций директора по персоналу. Смысл данной функции – обеспечивать непрерывный технологический процесс, дабы из-за нехватки рабочей силы не произошло снижение выработки или простой. В общем, что бы вдруг не оказалось так, что очень важную работу некому выполнить.

А рабочей силе свойственно уходить на больничный, в декрет, в отпуск, на пенсию, прогуливать, увольняться. Короче говоря, всячески способствовать снижению прибыльности бизнеса. Поэтому необходимо эту силу непрестанно оптимизировать, по возможности замещая автоматами. Ведь в уставе любой компании на первом месте в разделе «цели», указано: получение прибыли.

Поэтому, планирование персонала это и мероприятия по его массовому освобождению из-за перехода бизнеса от малой механизации работ к её полной автоматизации.

Планирование персонала, это либо математически обоснованные числа, либо интуитивное предвидение, того, сколько работников, какой квалификации, когда, где, и на каком этапе работ потребуется. Это попытки угадать способ привлечь линейный персонал предложением не отвечающим даже среднему показателю рынка труда. Либо поиск способа обхода требований законодательства в плане социальных гарантий при массовом высвобождении работников, ради экономии. Это и поиск способов заставить работника делать больше, а получать меньше. И поиск решения загадки снижения текучести персонала при сохранении низкой заработной платы. И постоянные размышления о том, как бы ещё сократить издержки на кадровые мероприятия.