Книга Герои Дальней авиации - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Ильич Сапёров. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Герои Дальней авиации
Герои Дальней авиации
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Герои Дальней авиации

Награждён орденом Ленина (16.09.1941), орденами Красного Знамени (1951), Суворова 2‐й степени (29.05.1945), Кутузова 2‐й степени (13.03.1944), Александра Невского (31.12.1942), Трудового Красного Знамени (1968), 2 орденами Красной Звезды (1946, 1955), медалями.

На средства, собранные черногорскими шахтерами, на его могиле поставлен бюст. В память и в знак уважения к земляку в год 40‐летия Черногорска В.Г. Тихонову было присвоено звание почетного гражданина города. Именем Героя в г. Черногорске названа улица.

Имя В.Г. Тихонова высечено на плите мемориального комплекса «Воинам-сибирякам» Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.

ЩЕЛКУНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Родился 11 января 1910 г. в д. Прислон Большой Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. В Красной армии с 1928 г. В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1931 г. – Борисоглебскую военную школу лётчиков и в 1940 г. – Курсы усовершенствования командного состава. Служил инструктором в Борисоглебской военной школе лётчиков, затем – командир звена и авиаотряда на Дальнем Востоке. С сентября 1940 г. – помощник командира 200‐го дбап ВВС Ленинградского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Заместитель командира 200‐го дбап (40‐я дбад) майор Щелкунов В.И. в августе 1941 г. во главе группы бомбардировщиков совершил 4 успешных налёта на столицу гитлеровской Германии г. Берлин.

Указом ПВС СССР от 16 сентября 1941 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и героизм майору Щелкунову В.И. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 538).

С сентября – заместитель командира 7‐го дбап. С декабря 1941 г., после тяжелого ранения и выздоровления, – заместитель начальника Высшей школы штурманов и лётчиков ДБА – АДД. С августа 1943 г. – вновь на фронте, заместитель командира 48‐й ад дд 8‐го ак дд. В этой должности с ноября 1943 по апрель 1944 г. был командиром оперативной группы АДД в Заполярье и на Баренцевом море, там лично выполнил 9 боевых вылетов. С июля по декабрь 1944 г. – командир авиагруппы особого назначения на итальянском аэродроме Бари, при оказании помощи Народно-освободительной армии Югославии. В Югославии выполнил 28 боевых вылетов, организовал доставку маршала Иосипа Броз Тито и других руководителей Народно-освободительной армии Югославии самолётом АДД через линию фронта в Москву.

С 25 апреля 1945 г. – командир 14‐й гв. бад, во главе дивизии участвовал в Берлинской наступательной операции, поддерживая войска 1‐го Украинского фронта, выполнил 2 боевых вылета в район Берлина. За годы Великой Отечественной войны выполнил 74 боевых вылета.

После войны продолжил службу в Советской Армии. В 1949 г. гвардии полковник Щелкунов В.И. окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С 09.1950 по 08.1953 командовал 79‐м гв. тбак на Дальнем Востоке. Затем командовал 22‐й гв. тбад (Бобруйск). Участник арктической экспедиции в 1954 г., летал в район Северного полюса. С 1955 г. генерал-майор авиации Щелкунов В.И. – в запасе. Всего за годы службы освоил 28 типов самолетов, налетал 5000 часов. Жил в г. Тамбове, где и скончался 28 октября 1974 г. Похоронен в г. Тамбове, на Воздвиженском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени (8.08.1944, 3.11.1944…), орденом Суворова 2‐й степени (29.05.1945), 2 орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Берлина», другими медалями, иностранной наградой – орденом Партизанской Звезды 1‐й степени (Югославия).

Военный лётчик 1‐го класса (1951). Почётный гражданин города Великий Устюг (1972 г.). На родине Героя его именем названа Удимская средняя школа. В Тамбове на доме, где жил Герой, в память о нём установлена мемориальная доска. Также мемориальная доска установлена в городском парке города Котлас. В Великом Устюге улица названа его именем.

2.3. Герои Советского Союза, получившие звание в 1942 г


АЛЕКСЕЕВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 5 мая 1917 г. в с. Пинега, ныне поселок городского типа Архангельской области. В Красной армии с 1937 г. В 1938 г. окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Командир звена 21‐го дбап 50‐я дбад старший лейтенант Г. Алексеев к маю 1942 г. совершил 110 боевых вылетов на бомбардировку важных военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника и уничтожение его живой силы и боевой техники.

Указом ПВС СССР от 20 июня 1942 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Г.А. Алексееву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 613).

В ночь на 28 февраля 1943 г. Георгий Алексеев погиб в результате катастрофы самолета при возвращении с боевого задания. Командир и его экипаж похоронены на площади Партизан в г. Армавир Краснодарского края.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.

АНДРЕЕВ ИВАН ФЁДОРОВИЧ

Родился 29 августа (11 сентября) 1910 г. в с. Александровка Бахаревской волости Курмышского уезда Симбирской губернии. В 1932 г. – окончил Тамбовскую авиашколу ГВФ. Участник советско-финляндской войны 1939–1940 годов: на самолёте ПС‐84 (Ли‐2) выполнял задания по транспортировке раненых с театра военных действий (налетал 400 часов). Случалось, Андреев возвращался на аэродром с пробоинами в крыльях. В армии с июня 1941 г.

Участник Великой Отечественной войны: в августе – декабре 1941 г. – лётчик 420‐го дбап; в декабре 1941 – июле 1943 г. – лётчик, командир звена и заместитель командира эскадрильи 748‐го ап дд. В сентябре 1941 г. он совершил в районе Демянска свои первые боевые вылеты. В ходе битвы за Москву Андреев дважды был сбит, но остался в живых. Вскоре полк был переформирован и переоснащён самолётами Ил‐4. На данном самолёте Андреев производил бомбардировки Брянска, Витебска, Смоленска, Минска, Гомеля, Орла, Вильнюса, Курска, Пскова, Невеля, Полоцка, Берлин, Будапешта, Кёнигсберга, Варшавы, Бухареста. В июне 1942 г. экипажу Ивана Андреева поставили задачу – бомбардировать военный объект в районе Кёнигсберга. Но попали в сильнейшую грозу, здорово потрепавшую и экипаж, и самолет, а затем и под огонь зениток. Вражеский снаряд угодил в мотор, шли на одном двигателе, на замедленной скорости. Поврежденный самолет едва держался в воздухе. А до линии фронта более полутысячи километров. В конце концов они дотянули до своей территории. И тут машина стала почти совсем неуправляемой. Андреев приказал экипажу прыгать с парашютами. А сам? Никогда ведь до сих пор не прыгал. Как и полагается командиру, он оставил самолет последним. И тут новая напасть. Машина, упав на землю, загорелась. Андреев же, раскрыв парашют, опускался, казалось, прямо в огонь. Но все обошлось благополучно.

К октябрю 1942 г. Андреев совершил 135 боевых вылетов, 116 из которых были в тёмное время суток. Участвовал в битве под Москвой, Ржевско-Сычёвской и Великолукской операциях, Сталинградской битве. 14 февраля 1942 г. его самолёт был подбит огнём зенитной артиллерии. С помощью штурмана С.П. Алейникова, взявшего второе управление, сумел перетянуть горящий самолёт через линию фронта и совершить вынужденную посадку в поле. За время войны совершил 241 боевой вылет на бомбардировщиках Ер‐2 и Ил‐4 для нанесения бомбовых ударов по целям в тылу врага.

Указом ПВС СССР от 31 декабря 1942 г. за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Андрееву И.Ф. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 779).

В июле 1943 – феврале 1947 г. – старший лётчик-инструктор Лётного центра АДД. В период проведения Тегеранской конференции глав трёх государств-союзников (28 ноября – 1 декабря 1943) участвовал в доставке в Тегеран и обратно её участников.

С 1947 г. служил командиром корабля, заместителем командира и командиром эскадрильи тап (аэродром Остафьево). С июля 1957 г. майор И.Ф. Андреев – в запасе.

Жил в Москве. Умер 2 марта 1992 г. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

Майор (1943), военный лётчик 1‐го класса (1950). Награждён 3 орденами Ленина (20.06.1942; 31.12.1942; 30.12.1956), 2 орденами Красного Знамени (20.02.1942; 17.05.1951), 3 орденами Отечественной войны 1‐й степени (7.12.1943; 16.05.1945; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (3.11.1944), медалями.

Андреев И.Ф. почётный гражданин города Барановичи. В его честь там названа одна из улиц. Его именем названа улица в с. Александровка.

АСЯМОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 19 октября (1 ноября) 1907 г. в г. Красноярск. В Красной армии в 1929–1933 гг. и с июня 1941 г. 1929 г. – 41‐й авиаполк, рядовой красноармеец, 1930 г. – школа летчиков г. Одесса, курсант, инструктор. По окончании в 1931 г. Ейского военно-морского авиационного училища проходил службу в нем в качестве лётчика-инструктора и преподавателя.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 г. 10 августа 1941 г. в составе группы бомбардировщиков 81‐й ад дд Асямов участвовал в знаменитом рейде на Берлин. Командир корабля 746‐го ап дд (3‐я ад дд) майор Сергей Асямов к январю 1942 г. совершил 48 успешных боевых вылетов. 30 апреля 1942 г. один из лучших лётчиков АДД, находясь в служебной командировке в Великобритании, прибыв туда накануне для подготовки секретного перелёта министра иностранных дел СССР В.М. Молотова с дипломатической миссией в США, трагически погиб в авиационной катастрофе при перелете на английском самолете.

Указом ПВС СССР от 20 июня 1942 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Асямову С.А. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью.

На торжественном собрании 45‐й ад дд было принято решение ходатайствовать о навечном зачислении майора С.А. Асямова, удостоенного Золотой Звезды Героя посмертно, в списки 746‐го ап дд. Именем Героя названа улица в п. Зырянка Верхнеколымского района Якутии и бухта в море Лаптевых на полуострове Таймыр. В Хатанге на вечном приколе стоит малый ледокол «Летчик Асямов». 9 апреля 2012 г., в местечке Грейт Узбурн, недалеко от места падения самолёта, торжественно были открыты мемориальные таблички в память о погибшем в небе над этим городом экипаже DH95 «Flamingo» R2764 и находящихся на его борту пассажирах, в т. ч. и С.А. Асямова. В Красноярске Асямову установлена памятная доска.

Урна с прахом Героя была доставлена из Великобритании в СССР. Точных данных о месте захоронения нет.

БАРАНОВ ПЁТР ГРИГОРЬЕВИЧ

Родился в 1920 г. на х. Барановский, ныне Киквидзенского района Волгоградской области. В Красной армии с 1940 г. В том же году окончил Краснодарское военное авиационное училище. Участник Великой Отечественной войны с 26 июня 1941 г. Воевал в составе 81‐го дбап. Штурман самолёта 5‐го гв. ап дд (50‐я ад дд) младший лейтенант Пётр Баранов к июню 1942 г. совершил 103 успешных боевых вылета (из них 19 днём и 84 ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу врага, из них 18 – в глубокий тыл противника.

Указом ПВС СССР от 31 декабря 1942 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Баранову П.Г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 768).

Погиб при выполнении боевого задания 11 марта 1943 г. Похоронен в братской могиле в г. Феодосия (Крым).

Награждён орденом Ленина (31.12.1942), орденом Красного Знамени (23.12.1941).

БИРЮКОВ СЕРАФИМ КИРИЛЛОВИЧ

Бирюков родился 27 августа 1913 г. в с. Солотча (ныне – городской район Рязани). В 1933 г. был призван на службу в РККА. В 1935 г. Бирюков окончил военно-авиационную школу в Ворошиловграде, летал на самолётах Р‐1, ТБ‐3, Р‐5, ДБ‐3, У‐2. Принимал участие в советско-финляндской войне 1939–1940 годов в должности командира эскадрильи 42‐го дбап, выполнил 14 боевых вылетов.

С начала Великой Отечественной войны на её фронтах. Участвовал в битве за Москву. В составе 455‐го дбап совершил ряд боевых вылетов, только за вторую половину октября 20 раз вылетал на бомбардировку вражеских механизированных колонн. Зимой 1942 г. Бирюков был назначен заместителем командира 42‐го дбап и первым в этом полку переучился на Ил‐4, после чего обучал других лётчиков. В составе этого полка участвовал в бомбардировках группировки войск противника в районе Старой Руссы. К июню 1942 г. капитан Серафим Бирюков совершил уже 60 боевых вылетов на бомбардировку.

Указом ПВС СССР от 20 июня 1942 г. за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм» капитан С. Бирюков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (за номером 579).

В июле 1942 г. Бирюков был назначен командиром 42‐го ап дд. Участвовал в Курской битве, С августа 1943 г. – командир 108‐го ап дд 36‐й ад дд 8‐го ак дд. С ноября 1943 по апрель 1944 г. «работал» в Заполярье, будучи командиром оперативной группы АДД. Группа выполнила 487 вылетов по вражеским аэродромам и портам Норвегии. Бомбили фашистские транспорты в море, боевые корабли, пытавшиеся помешать нашим перевозкам по морю.

К концу апреля 1944 г. выполнил 106 боевых вылетов. С июня 1944 г. – командир 28‐го гв. ап дд. В 1945 г. Бирюков водил свой авиаполк на бомбёжку военных объектов Германии. В наименовании гвардейского полка, которым командовал С.К. Бирюков, появилось ещё одно, очень много говорящее слово – «Берлинский». За войну совершил около 300 боевых вылетов на самолёте Ил‐4.

После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1953 г. он окончил Военную академию Генерального штаба, командовал 201‐й тбад (Энгельс), затем – командир 6‐го отбак ДА (Смоленск), далее – заместитель командующего ДА по боевой подготовке.

В 1972 г. в звании генерал-лейтенанта Бирюков был уволен в запас. Проживал в Москве, умер 4 мая 1992 г., похоронен на Николо-Архангельском кладбище.

Был награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3‐й степени и Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‐й степени, орденом Красной Звезды, а также рядом медалей.

БОБИН НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Родился 9 августа 1914 г. в д. Петраково ныне Рыбинского района Ярославской области. В 1936 г. был призван в Красную армию и направлен в авиационное училище. В 1938 г., окончив летную школу летчиков, получил направление во 2‐ю абр Балтийского моря. После переформирования бригады Бобин остался в составе 7‐го тбап. Летал на ТБ‐3. 26 февраля 1940 г. полк был переброшен в Эстонию на аэродром Куэсику (в 50 км южнее Таллина) и вошёл в Особую авиагруппу ВВС Северо-Западного фронта. В её составе Н. Бобин принимал участие в советско-финляндской войне 1939–1940 годов. Воевал на бомбардировщике ДБ‐3. В конце 1940 г. штурманом экипажа Бобина стал Л.Н. Агеев, с которым он летал до последнего дня. После Зимней войны полк, в котором служил Бобин, включен в состав 51‐й дбад 1‐го дбак. Весной 1941 г. он был назначен командиром отряда того же полка, который вошел в состав 40‐й дбад 1‐го дбак.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Вылеты на бомбометание (в основном в ночное время) чередовались с транспортными рейсами и выброской десанта в тыл врага. В августе 7‐й тбап включен в состав 23‐й тбад. В октябре 1941 г. экипаж Бобина производил доставку танкеток под Мценск. В ноябре 1941 – январе 1942 г. в составе полка участвовал в доставке грузов и продовольствия в осажденный Ленинград. В конце 1941 г. 7‐й тбап последовательно входит в 51‐ю дбад, а затем – в 1‐ю ночную тбад.

Весной 1942 г. летчики полка доставляли боеприпасы и продовольствие частям Белова и Ефремова, действовавшим в тылу противника в районе Вязьмы и Дрогобужа, снабжали наши части в районе Демянска. В самый напряженный период экипаж Бобин – Агеев совершал до трех вылетов за ночь. Весной с образованием АДД 7‐й ап дд входит в состав 53‐й ад дд.

В июле 1942 г. в составе АДД бомбил железнодорожные узлы Орел, Брянск, Курск, Белгород, Харьков, Касторное, Щигры и аэродромы в районах этих городов. К сентябрю 1942 г. командир отряда 7‐го ап дд капитан Н.А. Бобин совершил 127 боевых вылетов, из них 82 – на нанесение бомбовых ударов в глубоком тылу врага, 15 – на штурмовку аэродромов, 30 – на выброску парашютных десантов.

Указом ПВС СССР от 31 декабря 1942 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Бобину Н.А. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 778).

Он стал первым в полку Героем. В ночь на 15 мая 1943 г. при возвращении после выполнения бомбометания по железнодорожной станции Снежецкая ТБ‐3 капитана Бобина был атакован истребителями противника. В воздушном бою летчик был смертельно ранен, умер ещё до посадки на своем аэродроме. Повреждённый самолёт привели второй пилот и штурман Агеев.

Похоронен в г. Мичуринск Тамбовской области.

Награжден орденами Ленина, Красной Звезды (20.06.1942), медалью «За отвагу».

Имя Героя Советского Союза Н.А. Бобина увековечено на мемориале на Аллее Славы в Рыбинске, на мемориале Героев Гражданской и Великой Отечественной войн в Мичуринске. Мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Н.А. Бобина установлена на здании бывшей школы № 2 в Рыбинске (ныне педагогический колледж).

БОРИСОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился 30 марта 1913 г. в с. Гора-Пневицы ныне Калязинского района Тверской области. С июля 1941 г. – командир эскадрильи специальной группы Аэрофлота по перегонке самолётов на фронт. В Красной армии с 1942 г. Участник Великой Отечественной войны с января 1942 г. в должности командира звена 750‐го ап дд 17‐й ад дд. К июлю 1942 г. совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника.

Командуя звеном 750‐го ап дд, майор Борисов к июлю 1942 г. совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника. Представлен к ордену Отечественной войны 1‐й степени, но Военный совет АДД пересмотрел представление и 31.12.42 г. В.А. Борисову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 769).

Всего за годы войны совершил 284 боевых вылета, в том числе 20 – на Берлин, Данциг, Кёнигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки. 5 апреля 1944 г., «за 2 дневных и 250 ночных боевых вылетов», подполковник В.А. Борисов был представлен ко второй медали «Золотая Звезда», но был награждён орденом Ленина. В конце войны – инспектор-летчик 2‐го гв. бак.

С 1946 г. подполковник В.А. Борисов – в запасе. Жил в г. Лобня Московской области. Умер 20 апреля 1993 г. Похоронен в Лобне.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1‐й степени, Трудового Красного Знамени, медалями. В 1968 г. удостоен звания «Заслуженный пилот СССР».

Почётный гражданин города Лобня. В его честь названа школа № 3 в г. Лобня и улица, установлена памятная доска на доме, где жил Герой Советского Союза В.А. Борисов. Его имя на памятнике в Полтаве. На площади Победы в столице Ямало-Ненецкого автономного округа Салехарде установлена памятная плита в честь Героя.

ВДОВЕНКО ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ

Родился 3 июня 1920 г. на х. Ильинка ныне Белокалитвинского района Ростовской области. В Красной армии с 1937 г. Окончил Ворошиловградское авиационное военное училище. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г. в составе 81‐го дбап 50‐й дбад. Младший лейтенант Вдовенко сражался на Юго-Западном фронте. В экипаж самолёта ДБ‐3 входили штурман экипажа лейтенант Н.В. Гомоненко и воздушные стрелки В.П. Карпов и М. Пулатов. Вдовенко со своим экипажем бомбил танковые и механизированные колонны противника на Волыни, Ровенщине, под Житомиром, наносил удары по скоплениям фашистских войск на переправах через Западный Буг, Днестр, Горынь. К концу августа 1941 г. экипаж совершил 44 боевых вылета.

28 августа 1941 г. 81‐му дбап была поставлена задача разрушить вражескую переправу через Днепр в районе Днепропетровска. На подходе к цели вражеская зенитная артиллерия создавала на пути наших самолётов сплошную завесу огня. Вдруг на самолёте Вдовенко вспыхнуло пламя. Оно быстро подступало к пилотской кабине. Но бомбардировщик продолжал полёт в строю боевых машин. Над переправой, когда другие самолёты начали бомбометание, Вдовенко резко бросил свою машину вниз. Было хорошо видно, как бомбардировщик, оставляя за собой густой шлейф дыма, устремился на цель. Спустя мгновение в том месте, где была переправа, произошел взрыв…

Указом ПВС СССР от 20 июня 1942 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом исключительный героизм и самопожертвование младшему лейтенанту Вдовенко И.Т. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (20.06.1942, посмертно).

В Днепропетровске установлен памятник экипажу самолёта. Именем Героя названы улицы в п. Горняцкий и х. Ильинка Белокалитвинского района, а также переулок в Днепропетровске. Имя И.Т. Вдовенко присвоено Ильинской средней общеобразовательной школе. Мачулищанская школа (Минский район Минской области, Белоруссия) носит имя И.Т. Вдовенко и Н.В. Гомоненко.

Фамилия Героя увековечена на мемориале выпускникам Вольского высшего военного училища тыла (бывшая Вольская объединённая военная школа лётчиков и авиатехников), установленном в г. Вольск Саратовской области. Приказом министра обороны СССР № 63 от 3 апреля 1958 г. И.Т. Вдовенко навечно зачислен в списки личного состава 121‐го гв. тбап.

ГАВРЫШ ИВАН ЕГОРОВИЧ

Родился 16 января 1918 г. в с. Лелюховка Новосанжарского района Полтавской области (Украина). В 1938 г. призван в ряды Красной армии. В 1939 г. окончил Энгельсское военно-авиационное училище лётчиков. С 1939 г. младший лейтенант Гаврыш служил в 21‐м дбап Ленинградского военного округа. Участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 годов. Воевал на бомбардировщике ДБ‐3. После окончания войны полк был переведён на аэродром Саки Одесского военного округа и вошёл в состав 22‐й дбад 4‐го дбак.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками командир звена бомбардировщиков старший лейтенант И.Е. Гаврыш с 23 июня 1941 г. За годы войны сражался на самолётах ДБ‐3Ф (Ил‐4), Б‐25. 23 июня 1941 г. Иван Егорович участвовал в налёте ДБА на нефтепромыслы в Плоешти и порт Констанца (Румыния). С конца июня 1941 г. полк входил в состав 50‐й дбад.

С первых дней войны командир звена бомбардировщиков И.Е. Гаврыш наносил удары по скоплению боевой техники и живой силы врага, переправам, военным аэродромам. Двенадцать раз бомбил он днепровские переправы в районе Берислав – Каховка, громил войска противника вблизи Павловки и Аскании-Новы. 15 июля 1941 г. после успешной бомбёжки армейского штаба врага в районе Виноградовки И.Е. Гаврыш на обратном пути встретил группу немецких самолётов, принял бой и сбил одну машину. 28 августа 1941 г. западнее Днепропетровска самолёт командира звена был подбит. Но мужественный воин вышел из боя и посадил машину в расположении наших частей. К апрелю 1942 г. командир звена 21‐го ап дд капитан И.Е. Гаврыш на своём бомбардировщике совершил 90 успешных боевых вылетов в глубокий тыл врага, почти все – в ночных условиях. Он сбросил на вражеские объекты скопления техники, живой силы и аэродромы около 100 тонн авиабомб, уничтожив ряд важных объектов.

Указом ПВС СССР от 20 июня 1942 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм капитану И.Е. Гаврышу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 692).

К августу 1943 г. Ивана Егоровича назначили командиром 2‐й эскадрильи 22‐го гв. ап дд 5‐й гв. ад дд.

Однажды полк бомбил г. Моравска Острава в Чехии. В стороне прошёл истребитель. Командир резко изменил курс, и в этот момент одна из бомб вошла в перекос, придавив другую: когда штурман сбросил бомбы по цели, командир, чувствуя поведение машины, понял, что не все бомбы сброшены. Когда отошли от цели, И.Е. Гаврыш послал стрелка залезть на бомболюк и посмотреть. Через круглое широкое окно он увидел в нём две зависнувшие бомбы. Возвращаться с ними на цель было бесполезно и небезопасно. И.Е. Гаврыш принял решение, снизившись, попытаться сбросить эти бомбы. С большим трудом удалось это сделать.