banner banner banner
Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы
Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы
Оценить:
 Рейтинг: 0

Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы


В конце 1950-х годов в гарнизоне «Трудовая» появилась в/ч 03251 – 2145 передвижная ремонтная техническая база (ПРТБ). В/ч 03251 занималась хранением и подготовкой к использованию специальных боевых частей для зенитных ракет. Первые спецзаряды для ракет 207Т поступили в ПРТБ в 1958 году.

Также в гарнизоне «Трудовая» находились:

– 338 зенитно-ракетный полк – войсковая часть 32163,

– 4175 база измерительной техники – войсковая часть 62056,

– войсковая часть 20007 из состава 3-й Армии РКО,

– войсковая часть 11283 (База радиоизмерений и службы частот)

– 197 военная школа поваров,

– филиал 29 СКА (Балашиха)

– 843 Военторг, в дальнейшем 4613 ДГУП

– 54 промышленный комбинат Министерства обороны СССР – войсковая часть 83513 (в соседнем военном городке Строителей)

Примечание

День города Дмитрова отмечается в последнее воскресенье августа

День города Москвы отмечается в первую субботу сентября

День городского посёлка Некрасовский —

День микрорайона Трудовая —

День Войск Воздушно-космической обороны – 1 декабря

День войск ПВО – второе воскресенье апреля (в 2014 г. 100 лет)

День зенитных ракетных войск – 8 июля (с 1960 г.)

День военной метрологии – 1 октября

Глава 3. Из истории войсковой части 52147 (1953—1989 гг.)

1491-я ракетная техническая база – Трудовая

Днём образования войсковой части 52147 считается 1 декабря 1953 года.

Первым командиром части был КОЛОМИЕЦ МИХАИЛ МАРКОВИЧ (1953—1956)

М. М. Коломиец

Михаи?л Ма?ркович Коломи?ец (1 ноября 1918 – 6 августа 2010) – советский и российский военачальник, начальник управления по вводу систем противокосмической обороны и предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны СССР (1963—1984), генерал-лейтенант в отставке, Герой Социалистического труда. Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.

Родился 1 ноября 1918 года в селе Нижняя Сыроватка Сумского уезда, Харьковская губерния, Украинская Советская Республика.

В 1937 г. окончил зоотехникум, в 1939 г. окончил Сумское артиллерийское училище. В 1949 г. окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе.

Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в боевых действиях под Калинином, в битве под Москвой, в операции «Багратион», форсировании реки Нарев в районе Пултукс, в разгроме вражеских войск в Восточной Пруссии, а в апреле 1945 года – в штурме города-крепости Кёнигсберг.

В 1950—1952 гг. – командующий дивизионом курсантов в Киевском артиллерийском училище.

В 1952—1953 гг. – начальник курса Ростовского высшего инженерно-ракетного училища.

В 1953—1956 гг. – начальник Военно-технической базы особого назначения Московского округа ПВО.

В 1956—1958 гг. – заместитель командира 6-го корпуса ПВО 1-й армии ПВО особого назначения Московского округа ПВО.

В 1960 г. окончил Военную академию Генерального штаба и продолжил службу в Уральском военном округе в должности командира 20-го корпуса ПВО 4-й армии ПВО.

В 1963—1984 гг. – начальник управления по вводу систем противокосмической обороны и предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны СССР.

После увольнения в 1984 г. в отставку 15 лет проработал советником Координационного центра по сотрудничеству с зарубежными странами в области вычислительной техники.

Умер 6 августа 2010 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Входившая в состав 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН Московского ордена Ленина Округа ПВО 1491-я ракетная техническая база, предназначенная для хранения, испытания, снаряжения и транспортировки ракет в зенитно-ракетные полки 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН, была развёрнута недалеко от платформы Трудовая Савёловской железной дороги, рядом с пересечением Дмитровского шоссе и ближним бетонным кольцом (А107).

Войсковая часть, обслуживавшая ракетную техническую базу в Трудовой, получила номер 52147 и позывной «Вибрация»[3 - Всего в составе 1-й Армии особого назначения было семь ракетных технических баз (РТБ): – 1491 РТБ, в/ч 52147, позывной «Вибрация», Трудовая; – 1488 РТБ, в/ч 58172, позывной «Кембрик», Макарово; – в/ч 20760, Фрязево; – 225 РТБ, в/ч 11282, позывной «Амброзия», Белые Столбы; – в/ч 30574, Толбино; – 190 РТБ, в/ч 11281, позывной «Запряжка», Голицыно; – в/ч 63002, Истра и 56 зенитно-ракетных полков.].

В 1952 году, ещё до окончательного завершения испытаний первая модификация ракеты – «205» – была запущена в серийное производство. Ракеты изготавливались сразу на двух заводах – на заводе №82 МАП (Тушинский машиностроительный завод) и на заводе №464 МАП (Долгопрудненский Машиностроительный завод). В начале 1953 года к серийному производству ракет «205» было привлечено еще одно предприятие – бывший авиамоторный завод №41 МАП (ГП ММПО «Авангард») в г. Москве. [3]

В 1952 году велись работы над улучшенной модификацией ракеты – «207». На новой ракете был установлен однокамерный ЖРД С2.145 с тягой в 8500 кг и массой 60 кг, упрощена вытеснительная система подачи топлива. Кроме того, на ракете «207» по сравнению с «205» была упрощена конструкция крыла, количество отсеков фюзеляжа уменьшено на один за счет исключения переднего, изменена конструкция рулевого отсека установкой рулей большей площади с пересекающимися осями путём применения коленчатого вала для вертикальных рулей, применены новые газовые рули, размещенные не на сбрасываемой ферме, а в хвостовом обтекателе. Доработана аппаратура радиоуправления: Б-301М с модифицированным блоком СО-11М вместо СО-11 (завода №663 МРП). Заводом №122 МАП был подготовлен модернизированный автопилот АПВ-301А. Такой вариант ракеты, получивший заводской шифр «207А», был построен в 1953г. В том же году техдокументация на него была передана на серийные заводы для организации производства. В рамках доработок в начале 1954г. была повышена дальность поражения кумулятивной БЧ при точности наведения 75м., её масса возросла до 320 кг, установлен другой ЖРД – С2.260 главного конструктора А.М.Исаева с начальной тягой в 9000 кг и увеличенной продолжительностью работы (до 80 сек.), доработаны газовые рули и бортовая аппаратура. [3]

С конца 1950-х годов и до 1988 года, пока система С-25 находилась на вооружении, ракеты для системы С-25 изготавливались только на Тушинском машиностроительном заводе.

В подмосковные части 1-й Армии ПВО ОН поступали уже ракеты «207А», ракеты «205» использовались на полигоне Капустин Яр для испытательных пусков и для учебных стрельб:

Ракета 207

Старт ракет дивизиона С-25

Оборудование стартовых позиций и станций наведения подмосковных полков позволяло использовать ракеты «205» и «207А» без дополнительных переделок.

C заводов-изготовителей ракеты поступали на технические базы системы С-25, где производилось их снаряжение боевой частью и заправка сжатым воздухом, окислителем и горючим. В случае ожидаемого начала боевых действий снаряженные ракеты на полуприцепах автотягачами должны были доставляться в зенитные ракетные полки. Для транспортировки ракет на стартовые позиции полков и были предназначены малое (А107) и большое (А108) кольцевые автодороги.

Транспортировка ракет с завода-изготовителя на техническую базу, как правило, осуществлялась по железной дороге в специальных крытых полувагонах. Каждая ракета была укомплектована ЗИП (запасными изделиями и приборами), который транспортировался вместе с ракетой. С завода ракеты транспортировались только незаправленными и без боевой части, но с установленной ампульной батареей. Ракеты, комплектующие агрегаты и ЗИП, предъявляемые для сдачи на заводах-изготовителях, должны были иметь оформленную в установленном порядке документацию (паспорта, формуляры, аттестаты и др.). Ракеты, комплектующие агрегаты, ЗИП и документацию на заводе принимал приёмщик технической базы, отвечавший за транспортировку ракет с завода. [2]

На технической базе производили приём всех прибывающих ракет, комплектующих агрегатов и ЗИП. В процессе приёма производился их технический осмотр. Если при этом обнаруживались неисправности, возникшие по вине завода-поставщика или войсковой части, то составлялся двухсторонний акт, а ракеты принимались на временное хранение до устранения неисправностей. Результаты технического осмотра записывались в формуляр ракеты. [2]

Транспортировка ракет осуществлялась с соблюдением строжайших мер секретности – по рассказам Татьяны Михайловны Янковой (Нестеровой), колонны ракет через городок в полки выезжали только ночью, а жители под контролем «особистов» должны были зашторить окна чёрными спецзанавесками и под страхом наказания не выглядывать (тогда «бетонка» от бывшего КПП№4 до Дмитровского шоссе ещё не была построена-сейчас это дорога в мкр Строителей до Дмитровского шоссе от техпозиции в/ч 11291).

Техническая база представляла собой комплекс технологических объектов для хранения и подготовки ракет к боевой работе. Для хранения ракет техническая база была оборудована [2]: